МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

GPS измерения и технологии обработки векторных данных

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теоретической кибернетики и прикладной математики
Направление подготовки09.04.03. Прикладная информатика
ПрофильЦифровые технологии анализа данных для устойчивого развития регионов Северной и Центральной Азии
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость8 ЗЕТ
Учебный план09_04_03_Прикладная информатика_ЦТАД_ЦА-2023
Часов по учебному плану 288
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 189
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) Итого
Недель 16,5 22,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10 20 20
Лабораторные 26 26 26 26 52 52
Сам. работа 108 108 81 81 189 189
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144 288 288

Программу составил(и):
к.т.н., доцент, Понькина Е.В.

Рецензент(ы):
к.ф.-м.н., доцент, Пономарев И.В.

Рабочая программа дисциплины
GPS измерения и технологии обработки векторных данных

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 09.04.03 Прикладная информатика (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 916)

составлена на основании учебного плана:
09.04.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теоретической кибернетики и прикладной математики

Протокол от 29.06.2022 г. № 11
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.т.н., доцент Понькина Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теоретической кибернетики и прикладной математики

Протокол от 29.06.2022 г. № 11
Заведующий кафедрой к.т.н., доцент Понькина Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.приобретение слушателями базовых знаний и навыков в области ГИС-технологий, а также практическиех навыков по изучению реальных объектов и процессов, их геоинформационного моделирования и принятия решений в природопользовании, применению инструментов измерения пространственного расположения объектов, цифровым технологиям анализа пространственных векторных данных.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-5 Способен разрабатывать и модернизировать программное и аппаратное обеспечение информационных и автоматизированных систем;
ПК-1 Способен использовать и разрабатывать методы, модели, алгоритмы и цифровые технологии, а также различные инструментальные средства сбора, анализа и обработки данных различной природы для решения прикладных задач устойчивого развития территорий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.принципы использования программных сред для обработки картографических данных, основные функции программных ГИС-сред, алгоритмы обработки векторных данных для решения типовых задач, источники получения пространственных данных и их классификация, их разновидности, идентификационные признаки, качественные характеристики и специфику применения, алгоритмы обработки векторных данных для решения типовых задач, методы измерения географических координат, приемы и методы обработки данных GPS измерений.
3.2.Уметь:
3.2.1.применять информационные технологии для решения задач обработки векторных данных, в том числе в области анализа проблем природопользования, выполнять оценку качества полученного результата, интерпретировать полученные результаты.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.используемыми программными средами в рамках решения прикладных задач дисциплины, алгоритмами решения базовых (типовых) задач обработки данных, методами сбора и анализа пространственных векторных данных.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в ГИС-технологии, технологии анализа векторных данных
1.1. Геоинформатика: общие вопросы. ГИС, ГИС-технологии, история развития направления, разновидности ГИС, типовые задачи пространственного анализа. Лекции 1 2 ПК-1, ОПК-5 Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л2.3
1.2. Организация данных в ГИС (векторные и растровые форматы данных), послойная организация данных. Shp-файлы. Лекции 1 2 ПК-1, ОПК-5 Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л2.3
1.3. Специальные приемы обработки векторных данных в задачах природопользования. Операции пространственного анализа векторных данных. Лекции 1 2 ПК-1, ОПК-5 Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л2.3
1.4. Ввод графической информации в ГИС. Цифровое картографирование. Лекции 1 2 ПК-1, ОПК-5 Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л2.3
1.5. ГИС как средство для анализа данных и принятия решений. Приемы интерполяции данных, преобразование векторных данных в растровый. Интерполяция рельефа. Лекции 1 2 ПК-1, ОПК-5 Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л2.3
1.6. Геоинформатика: общие вопросы. Чтенние литературы по теме. Сбор и подготовка массива исходных данных. Сам. работа 1 22 ПК-1, ОПК-5 Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л2.3
1.7. Организация данных в ГИС. Выполнение индивидуального задания - разработка трехуровненой электронной карты Алтайского края. Сам. работа 1 22 ПК-1, ОПК-5 Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л2.3
1.8. ГИС как средство для анализа данных и принятия решений. Пространственный анализ расселения населения на территории Алтайского края анализ определяющих факторов. Сам. работа 1 22 ПК-1, ОПК-5 Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л2.3
1.9. Ввод графической информации в ГИС. Цифровое картографирование территории. Сам. работа 1 22 ПК-1, ОПК-5 Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л2.3
1.10. Специальные приемы обработки векторных данных в задачах природопользования. Интерполация. Преобразование векторных данных в растровые. Интерполяция рельефа. Сам. работа 1 20 ПК-1, ОПК-5 Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л2.3
1.11. Введение в программный пакет QuantumGis. Работа с базовыми функциями. Лабораторные 1 2 ПК-1, ОПК-5 Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л2.3
1.12. Введение в Quantum GIS. Разработка трехуровненой административной карты Алтайского края. Пакет Qiuck Map Services. Лабораторные 1 4 ПК-1, ОПК-5 Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л2.3
1.13. Тематическое картографирование: классификации в ГИС. Применение порядковых шкал. Метод равных интервалов, квантилей, естественных интервалов, отклонение от среднего. Лабораторные 1 4 ПК-1, ОПК-5 Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л2.3
1.14. Технологии картографирования: пространственный анализ векторных данных. Операции пространственного анализа: объединение, пересечение, разность. Лабораторные 1 4 ПК-1, ОПК-5 Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л2.3
1.15. Пространственный анализ в ГИС. Интерполяция рельефа. Лабораторные 1 4 ПК-1, ОПК-5 Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л2.3
1.16. Геоколирование, технологии картографической привязки, технологии векторизации. Разработка адресного плана. Лабораторные 1 4 ПК-1, ОПК-5 Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л2.3
1.17. Пространственный анализ в ГИС. Интерполирование по набору векторных данных. Преобразование форматов. Лабораторные 1 4 ПК-1, ОПК-5 Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л2.3
Раздел 2. Работа с GPS измерениями
2.1. Виды GPS измерений. Используемое оборудование. Принципы организации GPS измерений. Лекции 2 2 ПК-1, ОПК-5 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л3.1, Л2.1, Л2.3
2.2. Координатные проекции, датумы. Основные виды картографических проекций. Лекции 2 2 ПК-1, ОПК-5 Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л2.3
2.3. Географическая привязка объектов. Привязка растровых изображений. Методы интерполирования. Лекции 2 2 ПК-1, ОПК-5 Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л2.3
2.4. Преобразование данных из различных проекций и координатных систем. Используемые пакеты. Оценка искажений. Лекции 2 2 ПК-1, ОПК-5 Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л2.3
2.5. Работа с трехмерными объектами. Картографическая привязка трехмерных объектов. Применение методов интервального анализа к задаче координатной привязки объектов. Лекции 2 2 ПК-1, ОПК-5 Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л2.3
2.6. Виды GPS измерений. Используемое оборудование. Принципы организации GPS измерений. Лабораторные 2 4 ПК-1, ОПК-5 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л2.3
2.7. Работа с PGS приемником Garmin. Считывание данных, загрузка данных в QGIS. Лабораторные 2 4 ПК-1, ОПК-5 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л2.3
2.8. Проебразование данных из одной проекции в другую, преоецирование из различных кординатных систем. Лабораторные 2 4 ПК-1, ОПК-5 Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л2.3
2.9. Анализ искажений при проекцировании. Сравнение картографических проекций. Лабораторные 2 4 ПК-1, ОПК-5 Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л2.3
2.10. Географическая привязка объектов. Привязка растровых изображений. Методы интерполирования. Привязка блоков карты 1:200 000 (Алтайский край). Лабораторные 2 4 ПК-1, ОПК-5 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л2.3
2.11. Работа с трехмерными объектами. Картографическая привязка трехмерных объектов. Применение методов интервального анализа к задаче координатной привязки объектов. Лабораторные 2 6 ПК-1, ОПК-5 Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л2.3
2.12. Работа с GPS измерениями. Работа с PGS приемником Garmin. Считывание данных, загрузка данных в QGIS. Сам. работа 2 16 ПК-1, ОПК-5 Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л2.3
2.13. Проебразование данных из одной проекции в другую, преоецирование из различных кординатных систем. Сам. работа 2 16 ПК-1, ОПК-5 Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л2.3
2.14. Анализ искажений при проекцировании. Сравнение картографических проекций. Сам. работа 2 16 ПК-1, ОПК-5 Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л2.3
2.15. Привязка блоков карты 1:200 000 (Алтайский край). Сам. работа 2 16 ПК-1, ОПК-5 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л2.3
2.16. Картографическая привязка трехмерных объектов. Применение методов интервального анализа к задаче координатной привязки объектов. Чтение литературы по теме. Сам. работа 2 17 ПК-1, ОПК-5 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Контрольные вопросы:
1. Предмет и метод геоинформатики.
2. Понятия о геоинформатике и ее связи с другими науками.
3. Информационные системы: понятие, основные компоненты, ГИС, этапы обработки информации в ГИС.
4. Информационные технологии: понятие, основные компоненты, ГИС-технологии.
5. Классификация ИС и ГИС. Web-ГИС: структура, принципы организации работы с данными (фай-сервер, картографические серверы, web-атласы).
6. Геоинформация: понятие, свойства, принципы хранения и обработки (простейшие операции обработки векторных и растровых данных в ГИС), графическая и семантическая информация.
7. Данные, информация, знания. Картографическая информация: цифровые, электронные карты. Принципы послойного формирования.
8. Простые объекты: точка, дуга, полигон. Топология. Связность. Непрерывность.
9. Типы пространственных данных (shp-файл, покрытие ArcInfo, грид (.bip, .bil), TIN, графические файлы (.tif, .bmp)), свойства пространственных данных.
10. Масштаб карты. Принципы идентификации масштаба карты, картографической проекции. Масштаб растровых данных, вычисление цены пикселя.
11. Инструментальные ГИС: компоненты, основные функциональные возможности.
12. Методы построения тематических карт: градуированный символ, уникальное значение, диаграммы, изолинейные карты, карты расстояний (гриды) и пр.
13. Методы классификации объектов по одному атрибуту (естественные интервалы, равные интервалы, квантилей, стандартное отклонение).
14. Методы классификации объектов по нескольким атрибутам. Основные принципы использования методов кластерного анализа.
15. Меры расстояний (похожести) объектов: евклидово расстояние, манхэттоновское расстояние, корреляция, отклонение от линии регрессии.
16. Метод главных компонент для сокращения размерности задачи классификации объектов.
17. Пространственный анализ: моделирование пространственных задач (модели представления, модели процессов, типы моделей процессов, алгоритм решения пространственных задач.
18. Растровые данные: понятие, принципы обработки растровых данных, пространственная привязка, принципы проецирования (геометрическая информация, метод ближайшего соседа, билинейная интерполяция, кубическая свертка).
19. Технология создания цифровых векторных карт. Принципы векторизации.
20. Картографические проекции.
21. Виды GPS измерений. Используемое оборудование. Принципы организации GPS измерений.
22. Географическая привязка объектов. Привязка растровых изображений. Методы интерполирования.
23. Преобразование данных из различных проекций и координатных систем. Используемые пакеты. Оценка искажений.
24. Работа с трехмерными объектами. Картографическая привязка трехмерных объектов. Применение методов интервального анализа к задаче координатной привязки объектов.

Задания:
1. Разработка обзорной карты Алтайского края.
2. Основы пространственного анализа данных (векторные данные). Используя обзорную карту Алтайского края выполните пространственный анализ плотности расположения населенных пунктов в Алтайском крае. Оцените предположительные природные и хозяйственные факторы, повлиявшие на размещение населенных пунктов на территории края. Определите наличие кластерных зон, имеющих относительно однородные свойства.
3. Цифровое картографирование. Используя ресурс Google Earth выберите территорию для создания цифровой карты. Выполните векторизацию полученного фрагмента территории. Создайте слои: Дороги, Строения, объекты инфраструктуры. Заполните атрибутивную информацию. Оформите векторную карту в виде адресного плана, содержащую подписи объектов и соответствующие объектам стили оформления графических объектов цифровой карты.
4. Интерполирование в ГИС. Используя обзорную карту Алтайского края выполните интерполирование рельефа территории, создайте слой отмывки рельефа.
5. Работа с PGS приемником Garmin. Используя преджоставленной оборудование выполните запись трека и выгузку данных в QGIS.
6. Проебразование данных из одной проекции в другую, преоецирование из различных кординатных систем. Выполните перепроецирование векторных данных.
7. Анализ искажений при проекцировании. Сравнение картографических проекций. Оцените точность картирования территории. Оцените величины искажения расстояний, площадей и углов.
8. Географическая привязка объектов. Привязка растровых изображений. Методы интерполирования. Привязка блоков карты 1:200 000 (Алтайский край).
9. Выполните кординатную привязку растра и его представление в 3D модели территории.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Е. Г. Капралов [и др.] ; под ред. В. С. Тикунова Геоинформатика: учеб. для вузов М.: Академия, 2010
Л1.2 Попов С.Ю. Геоинформационные системы и пространственный анализ данных в науках о лесе: учебное пособие. : Основная ИЦ "Интермедия", , 2013 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=225937
Л1.3 Макаров К.Н. Инженерная геодезия: Учебник М : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 К.В. Шошина, Р.А. Алешко Геоинформационные системы и дистанционное зондирование: учебное пособие Архангельск: ИД САФУ, 2014 biblioclub.ru
Л2.2 Курошев Г. Д., Смирнов Л. Е. Геодезия и топография: учеб. для вузов М.: Академия, 2009
Л2.3 О.И. Жуковский Геоинформационные системы: учебное пособие Томск: Эль Контент, 2014 biblioclub.ru
Л2.4 Серапинас Б.Б. Математическая картография: Учебние для вузов М.: Издательский центр «Академия», 2005
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Зеливянская О.Е. Геоинформационные системы: лабораторный практикум Ставрополь : СКФУ, 2017 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ГИС-ассоциация. Официальный сайт. http://www.gisa.ru
Э2 Инженерно-технологический центр Сканекс. Официальный сайт. http://www.scanex.ru
Э3 Интернет-журнал «Актуальные агросиситемы». http://agroactual.ru
Э4 Компания Дата+. Официальный сайт. http://www.dataplus.ru
Э5 Яровых В.Б., Земчихин А.В. Организация работ по созданию цифровых картографических материалов Независимый консультационный центр «ГеоСфера». http://www.geosphera.ru
Э6 Электронная библиотечная система "Лань" . http://e.lanbook.com
Э7 Научная электронная библиотека "Elibrary". http://elibrary.ru
Э8 Издательство МЦНО (свободно-распространяемые книги). www.mccme.ru/free-books
Э9 Единый образовательный портал АлтГУ. http://portal.edu.asu.ru portal.edu.asu.ru
Э10 Единый образовательный портал АлтГУ. http://portal.edu.asu.ru portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Quantum GIS (free software), Microsoft office, Google Earth (free software), Acrobat Reader, Microsoft Windows, 7-ZipMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
www.qgis.org

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
408Л лаборатория математического моделирования - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; компьютер Depo - 10 шт., 5 шт. с мониторами LG и 5 шт. с мониторами Philips; мультимедиа-проектор Sony - 1 шт.; МФУ Canon - 1 шт.; стационарный экран: марка Digis Optima C - 1 шт.
320Л медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду;
106Л помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи – 3 шт. осциллограф, паяльная станция, источник тока, переносные ноутбуки
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного выполнения.

2. Лекция.
-На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
- На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
- Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
- В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
- Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
- Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.

3. Практическое (лабораторное) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в освоении теории и методов.
- Для подготовки к семинару необходимо просмотреть лекционный конспект, отметить наиболее непонятные моменты, прочитать литературу рекомендуемую преподавателем.
- При использовании литературы важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
- В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- В процессе подготовки и построения ответов при защите результатов типовых расчетных заданий не просто пересказывайте конспект лекции, содержание презентации или задания, но и проявите больше красноречия, используйте дополнительные сведения об изучаемом объекте, чтобы украсить ваше выступление.
- При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.

4. Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и практических занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.

5. Итоговый контроль. 
- Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, практических занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
- Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
- Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания.