Закреплена за кафедрой | Кафедра теоретической кибернетики и прикладной математики |
---|---|
Направление подготовки | 09.04.03. Прикладная информатика |
Профиль | Цифровые технологии анализа данных для устойчивого развития регионов Северной и Центральной Азии |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 09_04_03_Прикладная информатика_ЦТАД_ЦА-2023 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 16 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 10 | 10 | 10 | 10 |
Лабораторные | 22 | 22 | 22 | 22 |
Сам. работа | 76 | 76 | 76 | 76 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра теоретической кибернетики и прикладной математики
Протокол от 29.06.2022 г. № 11
Заведующий кафедрой к.т.н., доцент Понькина Е.В.
1.1. | Целью освоения дисциплины является формирование компетенций для успешной профессиональной деятельности выпускника по разработке и эксплуатации программно-аппаратного обеспечения информационно-измерительных и управляющих систем беспилотных летательных аппаратов (БЛА). |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03 |
ОПК-4 | Способен применять на практике новые научные принципы и методы исследований; |
ОПК-5 | Способен разрабатывать и модернизировать программное и аппаратное обеспечение информационных и автоматизированных систем; |
ПК-1 | Способен использовать и разрабатывать методы, модели, алгоритмы и цифровые технологии, а также различные инструментальные средства сбора, анализа и обработки данных различной природы для решения прикладных задач устойчивого развития территорий |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Основы планирования аэрофотосъёмки с применением беспилотных летательных аппаратов. Основы фотограмметрической обработки аэрофотосъемочных материалов в специальном программном обеспечении. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Планировать аэрофотосъемку в специальном программном обеспечении по техническому заданию. Выполнять обработку набора аэрофотоматериалов в цифровых фотограмметрических станциях, получая на выходе требуемую по техническому заданию продукцию в виде ортофотопланов и ЦММ/ЦМР. Генерировать продукцию в форматах, пригодных для использования в географических информационных системах. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками настройки автопилота для решения аэрофотосъемочных задач. навыками работы в специальном фотограмметрическом программном обеспечении. навыками применения конвертеров растрово-векторной информации. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Организация и правовые основы работы с беспилотными летательными аппаратами | ||||||
1.1. | Беспилотные летательные аппараты. История происхождения и развития. Современное состояние. | Лекции | 3 | 2 | ПК-1, ОПК-5, ОПК-4 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
1.2. | БПЛА как необходимая составляющая аэрокосмической системы ДЗЗ. | Лекции | 3 | 2 | ПК-1, ОПК-5, ОПК-4 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
1.3. | Современное программное обеспечение для обработки полученных с БПЛА данных. | Лекции | 3 | 2 | ПК-1, ОПК-5, ОПК-4 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
1.4. | Фотограмметрия. История. Общие понятия. Решаемые задачи. | Лекции | 3 | 2 | ПК-1, ОПК-4 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
1.5. | Теория одинарного снимка. Элементы внешнего и внутреннего ориентирования. | Лекции | 3 | 2 | ПК-1, ОПК-5, ОПК-4 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 2. Методы обработки данных с БЛА | ||||||
2.1. | Agisoft Photoscan. Загрузка фотографий и информации о центрах фотографирования. | Лабораторные | 3 | 2 | ПК-1, ОПК-5, ОПК-4 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
2.2. | Agisoft Photoscan. Загрузка фотографий и информации о центрах фотографирования. | Сам. работа | 3 | 8 | ПК-1, ОПК-4 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
2.3. | Agisoft Photoscan. Выравнивание фотографий. | Лабораторные | 3 | 2 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 | |
2.4. | Agisoft Photoscan. Загрузка фотографий и информации о центрах фотографирования. | Сам. работа | 3 | 10 | ПК-1, ОПК-4 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
2.5. | Agisoft Photoscan. Импорт координат и измерение опорных знаков в ручном режиме. Калибровка камер на основе измеренной опоры. | Лабораторные | 3 | 4 | ПК-1, ОПК-4 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
2.6. | Agisoft Photoscan. Загрузка фотографий и информации о центрах фотографирования. | Сам. работа | 3 | 10 | ПК-1, ОПК-5, ОПК-4 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
2.7. | Agisoft Photoscan. Построение плотного облака точек. | Лабораторные | 3 | 4 | ПК-1, ОПК-4 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
2.8. | Agisoft Photoscan. Загрузка фотографий и информации о центрах фотографирования. | Сам. работа | 3 | 12 | ПК-1, ОПК-4 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
2.9. | Agisoft Photoscan. Построение цифровой модели местности. | Лабораторные | 3 | 4 | ПК-1, ОПК-4 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
2.10. | Agisoft Photoscan. Загрузка фотографий и информации о центрах фотографирования. | Сам. работа | 3 | 12 | ПК-1, ОПК-4 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
2.11. | Agisoft Photoscan. Построение ортофтоплана. | Лабораторные | 3 | 4 | ПК-1, ОПК-4 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
2.12. | Agisoft Photoscan. Построение ортофтоплана. | Сам. работа | 3 | 12 | ПК-1, ОПК-5, ОПК-4 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
2.13. | Agisoft Photoscan. Выгрузка данных. | Лабораторные | 3 | 2 | ПК-1, ОПК-4 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
2.14. | Agisoft Photoscan. Выгрузка данных. | Сам. работа | 3 | 12 | ПК-1, ОПК-5, ОПК-4 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Приложения |
Приложение 1.
2022_ФОС_Обработка данных с БПЛА_.docx
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Обиралов А.И., Лимонов А.Н., Гаврилова Л.А. | Фотограмметрия и дистанционное зондирование: учебное пособие | КолосС, 2013 | www.studentlibrary.ru |
Л1.2 | А.И.Обиралов, А.Н.Лимонов, Л.А.Гаврилов | Фотограмметрия : учебник | М., КолосC., 2006 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Назаров А.С. | Фотограмметрия : пособие для студентов вузов | , 2010 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Единый образовательный портал АлтГУ | portal.edu.asu.ru | ||
Э2 | Руководство пользователя Agisoft PhotoScan | www.agisoft.com | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Quantum GIS (free software), Microsoft office, Google Earth (free software), PhotoScan Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
ГИС-ассоциация. Официальный сайт. http://www.gisa.ru Компания Дата+. Официальный сайт. http://www.dataplus.ru Электронная библиотечная система "Лань" . http://e.lanbook.com Научная электронная библиотека "Elibrary". http://elibrary.ru Образовательный портал АлтГУ. http://portal.edu.asu.ru |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
406М | лаборатория "Научно-образовательный центр геоинформационных технологий" - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная – 1 шт.; компьютеры: ACPI x64-based PC, Intel (R) Core (TM) i5-3470, 3200 MHz, 3200 MHz – 15 ед.; интерактивная доска: Triumph MULTI TOUCH 78 – 1ед. |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на практических занятиях. 2. Лекция предназначена не только и не столько для сообщения какой-то информации, а, в первую очередь, для развития мышления обучаемых. Одним из способов, активизирующих мышление, является такое построение изложения учебного материала, когда обучающиеся слушают, запоминают и конспектируют излагаемый лектором учебный материал, и вместе с ним участвуют в решении проблем, задач, вопросов, в выявлении рассматриваемых явлений. 3. Практическое занятие проводится в целях выработки практических умений и приобретения навыков при решении задач. Главным содержанием этих занятий является практическая работа каждого студента. Практическое занятие начинается, как правило, с формулирования его целевых установок. Понимание обучаемыми целей и задач занятия, его значения для специальной подготовки способствует повышению интереса к занятию и активизации работы по овладению учебным материалом. Вслед за этим производится краткое рассмотрение основных теоретических положений, которые являются исходными для работы обучаемых на данном занятии. Основную часть практического занятия составляет работа обучаемых по выполнению учебных заданий под руководством преподавателя. |