МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теория массового обслуживания

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра информационной безопасности
Направление подготовки10.04.01. Информационная безопасность
ПрофильИнформационная безопасность интеллектуальных автоматизированных систем
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план10_04_01_Информационная безопасность_ИБАС-2023
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 62
индивидуальные консультации 40
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Лабораторные 30 30 30 30
Сам. работа 62 62 62 62
Консультации 40 40 40 40
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.ф.-.м.н., доцент, Рудер Д.Д.

Рецензент(ы):
к.т.н., Доцент, Мансуров А.В.

Рабочая программа дисциплины
Теория массового обслуживания

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 10.04.01 Информационная безопасность (приказ Минобрнауки России от 26.11.2020 г. № 1455)

составлена на основании учебного плана:
10.04.01 Информационная безопасность
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра информационной безопасности

Протокол от 28.06.2023 г. № 11-2022/23
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.-м.н., профессор Поляков Виктор Владимирович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра информационной безопасности

Протокол от 28.06.2023 г. № 11-2022/23
Заведующий кафедрой д.ф.-м.н., профессор Поляков Виктор Владимирович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.обучить студентов принципам и методам защиты информации, комплексного проектирования, построения, обслуживания и анализа защищенных автоматизированных систем, а также содействовать формированию научного мировоззрения и развитию системного мышления. Знания и практические навыки, полученные из курса «Технология построения защищенных автоматизированных систем» входят в базовый комплекс дисциплин специальности, а также будут применены при разработке курсовых и дипломных проектов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен осуществлять экспериментальные исследования в области криптографических и технических систем и средств обеспечения информационной безопасности
ПК-1.1 Знает методы, применяемые при исследовании криптографических и технических систем и средств обеспечения информационной безопасности.
ПК-1.2 Умеет проводить экспериментальные исследования в области криптографических и технических систем и средств обеспечения информационной безопасности.
ПК-1.3 Владеет практическими навыками представления результатов экспериментальных исследований в области криптографических и технических систем и средств обеспечения информационной безопасности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-1.1. Знает методы, применяемые при исследовании криптографических и технических систем и средств обеспечения информационной безопасности
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-1.2. Умеет проводить экспериментальные исследования в области криптографических и технических систем и средств обеспечения информационной безопасности
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-1.3. Владеет практическими навыками представления результатов экспериментальных исследований в области криптографических и технических систем и средств обеспечения информационной безопасности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основные понятия теории моделирования
1.1. История появления моделирования. Понятие модели, моделирования, адекватности модели. Цели и задачи моделирования. Процесс моделирования. Типы классификации моделей. Материальные (физические) и идеальные модели. Когнитивные, содержательные, концептуальные, формальные модели. Компьютерные модели. Примеры. Лекции 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1
1.2. История появления моделирования. Понятие модели, моделирования, адекватности модели. Цели и задачи моделирования. Процесс моделирования. Типы классификации моделей. Материальные (физические) и идеальные модели. Когнитивные, содержательные, концептуальные, формальные модели. Компьютерные модели. Примеры. Сам. работа 3 12 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1
1.3. История появления моделирования. Понятие модели, моделирования, адекватности модели. Цели и задачи моделирования. Процесс моделирования. Типы классификации моделей. Материальные (физические) и идеальные модели. Когнитивные, содержательные, концептуальные, формальные модели. Компьютерные модели. Примеры. Консультации 3 16 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3
Раздел 2. Имитационное моделирование
2.1. Задачи имитационного моделирования. Области применения моделей. Этапы построения моделей. Преимущества и недостатки имитационного моделирования. Система моделирования GPSS. Система имитационного моделирования Arena. Методика построения моделей с помощью системы Arena. Примеры. Лекции 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1
2.2. Моделирование простых информационных процессов на компьютере Лабораторные 3 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
2.3. Моделирование одноканальной системы массового обслуживания с неограниченным накопителем (М/М/1). Лабораторные 3 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
2.4. Задачи имитационного моделирования. Области применения моделей. Этапы построения моделей. Преимущества и недостатки имитационного моделирования. Система моделирования GPSS. Система имитационного моделирования Arena. Методика построения моделей с помощью системы Arena. Примеры. Сам. работа 3 18 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1
2.5. Задачи имитационного моделирования. Области применения моделей. Этапы построения моделей. Преимущества и недостатки имитационного моделирования. Система моделирования GPSS. Система имитационного моделирования Arena. Методика построения моделей с помощью системы Arena. Примеры. Консультации 3 8 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3
Раздел 3. Системы массового обслуживания
3.1. Теория массового обслуживания. Состав систем массового обслуживания. Типы систем массового обслуживания. Имитационная модель систем массового обслуживания. Язык GPSS как средство построения моделей. Лекции 3 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1
3.2. Моделирование одноканальной системы массового обслуживания с накопителем ограниченной ёмкости М/М/1/r Лабораторные 3 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
3.3. Моделирование работы вычислительная система состоит из трех ЭВМ Лабораторные 3 8 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
3.4. Теория массового обслуживания. Состав систем массового обслуживания. Типы систем массового обслуживания. Имитационная модель систем массового обслуживания. Язык GPSS как средство построения моделей. Сам. работа 3 20 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Системный анализ
4.1. Общая теория систем. История развития системного анализа. Задачи и функции системного анализа: декомпозиция, анализ, синтез. Принципы системного анализа. Классификация систем по различным признакам. Уровни качества систем с управлением. Методы качественного оценивания систем. Методы количественного оценивания систем. Методы измерения компьютерных систем. Динамические системы. Объектно-ориентированное моделирование. Подходы к визуальному моделированию сложных динамических систем Лекции 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
4.2. Моделирование системы передачи пакетов из исходного пункта в конечный пункт через транзитный пункт Лабораторные 3 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
4.3. Моделирование работы четырех компьютеров, объединенных в конвейер Лабораторные 3 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
4.4. Общая теория систем. История развития системного анализа. Задачи и функции системного анализа: декомпозиция, анализ, синтез. Принципы системного анализа. Классификация систем по различным признакам. Уровни качества систем с управлением. Методы качественного оценивания систем. Методы количественного оценивания систем. Методы измерения компьютерных систем. Динамические системы. Объектно-ориентированное моделирование. Подходы к визуальному моделированию сложных динамических систем Сам. работа 3 8 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
4.5. Общая теория систем. История развития системного анализа. Задачи и функции системного анализа: декомпозиция, анализ, синтез. Принципы системного анализа. Классификация систем по различным признакам. Уровни качества систем с управлением. Методы качественного оценивания систем. Методы количественного оценивания систем. Методы измерения компьютерных систем. Динамические системы. Объектно-ориентированное моделирование. Подходы к визуальному моделированию сложных динамических систем Консультации 3 8 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3
Раздел 5. Математическое моделирование
5.1. Математическая модель. Классификация моделей. Основные этапы математического моделирования. Генерация случайных чисел. Лекции 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
5.2. Математическая модель. Классификация моделей. Основные этапы математического моделирования. Генерация случайных чисел. Лабораторные 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
5.3. Математическая модель. Классификация моделей. Основные этапы математического моделирования. Генерация случайных чисел. Сам. работа 3 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
5.4. Математическая модель. Классификация моделей. Основные этапы математического моделирования. Генерация случайных чисел. Консультации 3 8
Раздел 6. Экзамен

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.1 Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2675

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ:
ПК-1: Способен осуществлять экспериментальные исследования в области криптографических и технических систем и средств обеспечения информационной безопасности
Индикаторы достижения компетенции:
Знать:
историю развития и современное состояние теории и технологии моделирования систем,
достоинства и недостатки аналитических и имитационных моделей и языков моделирования.
Уметь:
виды моделей и их классификацию,
языки моделирования,
этапы моделирования систем
Владеть:
требования к моделям, цели и задачи исследования моделей систем,
способы представления аналитических и имитационных моделей систем и методы их исследования
методы планирования машинных экспериментов и обработки их результатов.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ
1. Какой случайный процесс, из ниже перечисленных, называют марковским?
A. это тот процесс, у которого вероятность перехода системы в новое состояние зависит от того, когда система перешла в это состояние
B. это тот процесс, у которого вероятность перехода системы в новое состояние зависит только от состояния системы в настоящий момент
C. это тот процесс, у которого вероятность перехода системы в новое состояние зависит от того, каким образом система перешла в данное состояние
Верный ответ: B

2. На какие классы делятся марковские процессы?
A. дискретные и непрерывные марковские процессы
B. детерминированные и стохастические марковские процессы
C. непрерывные и структурные марковские процессы
Верный ответ: A
3. Какими свойствами, из ниже перечисленных, обладает простейший поток?
A. отсутствие последействий
B. достоверность
C. стационарность
D. открытость
E. ординарность
Верный ответ: A, C, E
4. Какие элементы, из ниже перечисленных, относятся к СМО?
A.
• входящий поток заявок;
• каналы обслуживания;
• очередь заявок;
• выходящий поток обслуженных заявок;
• поток не обслуженных заявок;
• очередь свободных каналов.
B.
• входящий поток значений;
• весовые коэффициенты значений;
• белый блок;
• сумматор входящих значений;
• исходящий поток;
• блок обработанных значений.
C.
• белый ящик значений;
• канал для перехода значений;
• черный ящик;
• функция суммирования значений;
• функция обработки значений;
• исходящий канал значений;
• конечный ящик обработанных значений.
Верный ответ: A
5. Система будет многоканальной, если:
A. n > 0
B. n > 1
C. n = 1
Верный ответ: B
6. Выберите не верные определения:
A. комплекс мероприятий по обслуживанию входящего потока заявок на интервале времени T называют моделированием СМО.
B. среднее число заявок, обслуживаемое системой за время T, называют абсолютной пропускной способностью.
C. средняя доля поступивших заявок, обслуживаемая системой, называется относительной пропускной способностью.
Верный ответ: A
7. Случайный процесс, при котором смена дискретных состояний происходит в определенные моменты времени, называют:
A. стохастической марковской цепью
B. динамической марковской цепью
C. дискретной марковской цепью
Верный ответ: C
8. Какими свойствами, из ниже перечисленных, не обладает простейший поток?
A. отсутствие последействий
B. достоверность
C. актуальность
D. открытость
E. ординарность
Верный ответ: B, C, D
9. Под входящим потоком в СМО понимают:
A. поток обслуженных заявок
B. совокупность заявок на обслуживание
C. поступление исходных значений на обработку
Верный ответ: B
10. Выберите не верное утверждение:
A. однородные заявки имеют разные права на начало обслуживания
B. число уравнений в системе равно числу состояний
C. одно из свойств простейшего потока - это отсутствие последствий
Верный ответ: A
11. Какие устройства предназначены для имитации оборудования, осуществляющего параллельную обработку?
A. одноканальные устройства
B. объекты аппаратной категории
C. многоканальные устройства
Верный ответ: C
12. Под выходящим потоком в СМО понимают:
A. поток обслуженных заявок
B. совокупность заявок на обслуживание
C. поступление конечных значений на обработку
B. Верный ответ: A
13. Случайный процесс, при котором смена дискретных состояний происходит в определенные моменты времени, называют:
A. стохастической марковской цепью
B. динамической марковской цепью
C. дискретной марковской цепью
Верный ответ: C
14. Какими свойствами, из ниже перечисленных, не обладает простейший поток?
A. отсутствие последействий
B. достоверность
C. актуальность
D. открытость
(5) ординарность
Верный ответ: B,C, D
15. Под входящим потоком в СМО понимают:
A. поток обслуженных заявок
B. совокупность заявок на обслуживание
C. поступление исходных значений на обработку
Верный ответ: B


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание выполненных заданий в целом:
- «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
- «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ
1. Понятие модели. Цели моделирования.
2. Признаки классификация моделей.
3. Классификация моделей. Этапы компьютерного моделирования
4. Математические модели динамических систем.
5. Численные методы решения обыкновенных дифференциальных уравнений методом Эйлера
6. Компьютерное моделирование механического движения частиц методом Эйлера
7. Компьютерное моделирование электрических колебаний методом Эйлера
8. Случайные величины.
9. Законы распределений.
10. Числовые характеристики случайных величин.
11. Примеры законов распределений непрерывных случайных величин (равномерный, нормальный, экспоненциальный).
12. Примеры законов распределений дискретных случайных величин распределение Бернулли
13. Примеры законов распределений дискретных случайных величин распределение Пуассона
14. Методы генерации нормализованных случайных чисел (физические, табличные, алгоритмические).
15. Алгоритмические методы серединных квадратов получения нормализованных случайных чисел
16. Алгоритмические методы серединных произведений получения нормализованных случайных чисел
17. Алгоритмические методы перемешивания получения нормализованных случайных чисел
18. Алгоритмические конгруэнтные методы получения нормализованных случайных чисел
19. Критерии проверки качества генераторов нормализованных случайных чисел
20. Алгоритмы получения непрерывных случайных величин с заданным законом распределения


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.



5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ:
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ:
ПК-1: Способен осуществлять экспериментальные исследования в области криптографических и технических систем и средств обеспечения информационной безопасности
Индикаторы достижения компетенции:
Знать:
историю развития и современное состояние теории и технологии моделирования систем,
достоинства и недостатки аналитических и имитационных моделей и языков моделирования.
Уметь:
виды моделей и их классификацию,
языки моделирования,
этапы моделирования систем
Владеть:
требования к моделям, цели и задачи исследования моделей систем,
способы представления аналитических и имитационных моделей систем и методы их исследования
методы планирования машинных экспериментов и обработки их результатов.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА:
Общая теория систем. Определение понятия «Система». Понятия теории систем. Классификация систем и их характеристика. Признаки систем. Основные закономерности систем.
Системы массового обслуживания (СМО). Основные элементы СМО. Классификация СМО. Типы систем массового обслуживания. Системы с потерями и системы с ожиданием. Критерии эффективности. Критерии эффективности систем обслуживания с потерями. Критерии эффективности систем обслуживания без потерь.
Случайные процессы с дискретными состояниями. Случайные величины (дискретные, непрерывные). Законы распределений случайных величин. Функция распределения вероятностей. Плотность распределения вероятностей. Числовые характеристики случайных величин. Типовые распределения случайных величин. Примеры законов распределений дискретных случайных величин (распределение Пуассона, геометрическое) и непрерывных случайных величин (равномерное, экспоненциальное).
Математическое описание входящего потока и обслуживания. Параметры и виды входящего потока заявок. Закон распределение вероятностей длительности интервалов между заявками в простейшем потоке. Определение и описание простейшего потока. Описание обслуживания потока заявок с экспоненциальным распределением.
Символика Кендалла систем массового обслуживания.
Одноканальная система массового обслуживания без отказов (М/М/1).
Одноканальная СМО с отказами(M/M/1/0).
Одноканальная СМО с ограниченной длиной очереди(M/M/1/m).
Многоканальная СМО с ограниченной очередью (M/M/n/m).
Многоканальная система массового обслуживания с отказами.
Многоканальная система массового обслуживания с неограниченной очередью.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
1. Понятие модели. Цели моделирования. Признаки классификация моделей. Классификация моделей. Этапы компьютерного моделирования
2. Математические модели динамических систем. Численные методы решения обыкновенных дифференциальных уравнений методом Эйлера
3. Компьютерное моделирование механического движения частиц методом Эйлера
4. Компьютерное моделирование электрических колебаний методом Эйлера
5. Случайные величины. Законы распределений. Числовые характеристики случайных величин. Примеры законов распределений непрерывных случайных величин (равномерный, нормальный, экспоненциальный). Примеры законов распределений дискретных случайных величин (распределение Бернулли, распределение Пуассона).
6. Методы генерации нормализованных случайных чисел (физические, табличные, алгоритмические). Алгоритмические методы получения нормализованных случайных чисел (серединных квадратов, серединных произведений, перемешивания, конгруэнтные) .
7. Критерии проверки качества генераторов нормализованных случайных чисел
8. Алгоритмы получения непрерывных случайных величин с заданным законом распределения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Волкова В.Н. - Отв. ред. МОДЕЛИРОВАНИЕ СИСТЕМ И ПРОЦЕССОВ. ПРАКТИКУМ. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Боев В.Д. Моделирование в среде anylogic: Учебное пособие Издательство Юрайт, 2017/Издательство Юрайт biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Государственная публичная научно-техническая библиотека. www.gpntb.ru
Э2 Российская национальная библиотека. www.nlr.ru
Э3 Национальная электронная библиотека. www.nns.ru
Э4 Российская государственная библиотека. www.rsl.ru
Э5 Учебный центр компьютерных технологий «Микроинформ». www.microinform.ru
Э6 Центр компьютерного обучения МГТУ им. Н.Э.Баумана. www.tests.specialist.ru
Э7 Образовательный сайт www.intuit.ru
Э8 Библиотека учебной и методической литературы www.window.edu.ru
Э9 Журнал «Открытые системы» www.osp.ru
Э10 Библиотека учебной и методической литературы www.ihtika.lib.ru
Э11 Курс на Moodle "Теория массового обслуживания" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
414К лаборатория сетей и систем передачи информации, лаборатория программно-аппаратных средств обеспечения информационной безопасности, лаборатория в области технологий обеспечения информационной безопасности и защищенных информационных систем - учебная аудитория для проведения занятий семи-нарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консуль-таций, текущего контроля и промежуточной аттеста-ции Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; Рабочие места на базе вычислительной техники / средства вычислительной техники: компьютеры: марка КламаС модель Компь-ютер КламаС Офис 3,1 ГГц/DDR3 4Гб/500 ГБ/DVD RW/КМ/Acer 23'' TFT TN - 16 единиц; Стенды сетей передачи информации с коммутацией пакетов и коммутацией каналов, структурирован-ной кабельной системой / сетевое обру-дование: маршрутизатор уровня малого офиса/филиала Cisco 2911R – 2 единицы; управляемый коммутатор Ethernet 2 уровня D-Link DES-3200-28/C1 – 7 единиц; управляемый коммутатор Ethernet 2 уровня Cisco Catalyst 2950; маршрутизатор уровня малого офиса/филиала Cisco 2911/K9 c модулем интерфейсов E1 (VWIC3-2MFT-T1/E1) – 2 единицы; межсетевые экраны D-Link DSA-3110 – 2 единицы; межсетевые экраны D-Link DSR-500 – 2 единицы; абонентские устройства D-Link DIR-300 – 3 единицы; беспроводная IP-камера D-Link DCS-2130 – 3 единицы; IP-телефон D-Link DPH-150S – 2 единицы. Аппаратно-программный комплекс обнаружения компьютерных атак "Аргус"v.1.5; Аппаратно-программный комплекс шифрования АПКШ «Континент» Версия 3.6 криптографический шлюз IPC-100. Стойки с телекоммуникационным обо-рудованием, системой питания и венти-ляции - 3 единицы; беспроводная IP-камера D-Link DCS-2130 – 3 единицы; IP-телефон D-Link DPH-150S – 2 едини-цы; межсетевые экраны D-Link DSA-3110 – 2 единицы; межсетевые экраны D-Link DSR-500 – 2 единицы; абонент-ские устройства D-Link DIR-300 – 3 еди-ницы. Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя. Комплекс проекционного оборудования для преподавателя - презентационная LCD-панель Samsung 50" UE50F5000AK; проектор мультимедиа "BenQ MP626 DLP".
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
419К лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации; Учебная мебель на 17 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная - 1 шт.; компьютеры: NAIO Corp Z520, НЭТА - 4 in - 13 ед.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
410К лаборатория в области электротехники, электроники и схемотех-ники, лаборатория физических методов защиты информации - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 12 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; компьютеры Парус 945 MSI PDualCore E2140/512Mb+1024/HDD80Gb/DVD-ROM/LCD17" LG/KM – 11 шт.; учебно-лабораторные стенды – 5 шт.; Контрольно-измерительная аппаратура для измерения частотных свойств, форм и временных характеристик сигналов: осциллограф цифровой АСК-2062 – 5 шт.; Средства для измерения параметров электрических цепей: мультиметр АРРА 205 – 5 шт; Вольтметр 01202-50; Вольт-метр селективный В6-9. Средства гене-рирования сигналов: генератор GFG-8219 A Good Will Instrument Co, Ltd – 5 шт.; Генератор Г5-75; Генератор Г3-112; Генератор Г3-56; Вспомогательное оборудование: Источник питания АТН-1237; Стабилизатор 1202; Стабилизатор 3222 – 3 шт.; Компаратор напряжений Р3009; Усилитель мощности LV-103; Усилитель РУ4-29 – 2 шт.; Акустический комплект 01024; Микрофон МК-202 – 2 шт.; Капсуль МК-301 – 2 шт.
001вК склад экспериментальной мастерской - помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Акустический прибор 01021; виброизмеритель 00032; вольтметр Q1202 Э-500; вольтметр универсальный В7-34А; камера ВФУ -1; компьютер Турбо 86М; масспектрометр МРС -1; осциллограф ЕО -213- 2 ед.; осциллограф С1-91; осциллограф С7-19; программатор С-815; самописец 02060 – 2 ед.; стабилизатор 3218; терц-октавный фильтр 01023; шкаф вытяжной; шумомер 00026; анализатор АС-817; блок 23 Г-51; блок питания "Статрон" – 2 ед.; блок питания Ф 5075; вакуумный агрегат; весы; вольтметр VM -70; вольтметр В7-15; вольтметр В7-16; вольтметр ВУ-15; генератор Г-5-6А; генератор Г4-76А; генератор Г4-79; генератор Г5-48; датчик колебаний КВ -11/01; датчик колебаний КР -45/01; делитель Ф5093; измеритель ИМП -2; измеритель параметров Л2-12; интерферометр ИТ 51-30; источник "Агат" – 3 ед.; источник питания; источник питания 3222; источник питания ЭСВ -4; лабораторная установка для настройки газовых лазеров; лазер ЛГИ -21; М-кальк-р МК-44; М-калькул-р "Электроника"; магазин сопротивления Р4075; магазин сопротивления Р4077; микроскоп МБС -9; модулятор МДЕ; монохроматор СДМС -97; мост переменного тока Р5066; набор цветных стекол; насос вакумный; насос вакуумный ВН-01; осциллограф С1-31; осциллограф С1-67; осциллограф С1-70; осциллограф С1-81; осциллоскоп ЕО -174В – 2 ед.; пентакта L-100; пирометр "Промень"; пистонфон 05001; преобразователь В9-1; прибор УЗДН -2Т; скамья оптическая СО 1м; спектограф ДФС -452; спектограф ИСП -51; стабилизатор 1202; стабилизатор 3217 – 4 ед.; стабилизатор 3218; стабилизатор 3222 – 3 ед.; станок токарный ТВ-4; усилитель мощности ЛВ -103 – 4 ед.; усилитель У5-9; центрифуга ВЛ-15; частотомер Ч3-54А; шкаф металлический; эл.двигатель; электродинамический калибратор 11032

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Рекомендации по подготовке к лекционным занятиям
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции.
- бегло ознакомиться с содержанием очередной лекции по основным источникам литературы в соответствии с рабочей программой дисциплины;
- обратить особое внимание на сущность и графическое сопровождение основных рассматриваемых теоретических положений.
Рекомендации по подготовке к лабораторным работам
- руководствоваться графиком лабораторных работ РПД;
- накануне перед очередной работой необходимо по конспекту или в методических указаниях к работе просмотреть теоретический материал работы;
- на лабораторном занятии, выполнив разработку алгоритма и реализовав задание на языке высокого уровня, необходимо проанализировать окончательные результаты и убедится в их достоверности;
- обратить внимание на оформление отчета, в котором должны присутствовать: цель работы, описание алгоритма, журнал опытных данных, реализация в опыте, цели работы, необходимые графические зависимости (при их наличии) и их анализ, результаты работы и выводы;
- при подготовке к отчету руководствоваться вопросами, приведенными в методических указаниях к данной работе, тренажерами программ на ЭВМ по отчету работ и компьютерным учебником.
Рекомендации по подготовке к самостоятельной работе
- руководствоваться графиком самостоятельной работы;
- выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях неясные вопросы;
- подготовку к экзамену необходимо проводить по экзаменационным теоретическим вопросам
- при подготовке к экзамену параллельно прорабатываете соответствующие теоретические и практические разделы курса, все неясные моменты фиксируйте и выносите на плановую консультацию.