МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Цифровая культура

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра информатики
Направление подготовки19.03.01. Биотехнология
ПрофильБиотехнология продуктов на основе растительного сырья
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план19_03_01_Биотехнология_БПОРС-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Лабораторные 16 16 16 16
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.пед.н., Доцент, Алябышева Ю.А.

Рецензент(ы):
к.ф.-м.н., Доцент, Пономарев И.В.

Рабочая программа дисциплины
Цифровая культура

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 19.03.01 Биотехнология (приказ Минобрнауки России от 10.08.2021 г. № 736)

составлена на основании учебного плана:
19.03.01 Биотехнология
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра информатики

Протокол от 29.06.2022 г. № 11
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Козлов Денис Юрьевич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра информатики

Протокол от 29.06.2022 г. № 11
Заведующий кафедрой Козлов Денис Юрьевич


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения дисциплины являются:
- систематизация и актуализация знаний школьного курса информатики;
- изучение базовых понятий и терминов информатики;
- формирование базовых знаний в области основ алгоритмизации;
- выработка навыков решения типичных задач с использованием информационных технологий.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-6Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
УК-6.1 Знает закономерности становления и развития личности; механизмы, принципы и закономерности процессов самоорганизации, самообразования и саморазвития; теорию тайм-менеджмента
УК-6.2 Умеет определять свои ресурсы и их пределы (личностные, ситуативные, временные и др.) для успешного выполнения порученной работы, ставить цели и устанавливать приоритеты собственного профессионально-карьерного развития с учетом условий, средств, личностных возможностей и временной перспективы достижения; осуществлять самоанализ и рефлексию собственного жизненного и профессионального пути
УК-6.3 Владеет методиками саморегуляции эмоционально-психологических состояний в различных условиях деятельности, приемами самооценки уровня развития своих индивидуально- психологических особенностей; технологиями проектирования профессионально-карьерного развития; способами планирования, организации, самоконтроля и самооценки деятельности
УК-6.4 Применяет разнообразные способы, приемы техники самообразования и самовоспитания на основе принципов образования в течение всей жизни
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные понятия и термины науки информатики
- основные понятия в области алгоритмизации, свойства алгоритмов;
- нормативно-правовые документы и стандарты в области информационных систем и технологий
3.2.Уметь:
3.2.1.- применять полученные знания при решении прикладных задач;
- осуществлять целенаправленный поиск информации с использованием сети Интернет;
- использовать нормативно-правовые документы, международные и отечественные стандарты в области информационных систем и технологий;
- решать стандартные задачи с применением информационно-коммуникационных технологий
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- работы с компьютером как со средством управления информацией;
- работы с компьютером как со средством обработки информации;
- приемами чтения, построения и записи алгоритмов;
- поиска информации для решения задач профессиональной деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретический блок
1.1. Место информатики в системе наук. Информация и ее свойства. Лекции 1 4 Л1.3, Л1.1, Л1.2
1.2. Кодирование информации. Представление информации. Количество и единицы измерения информации Лекции 1 2 Л1.3, Л1.1, Л1.2
1.3. Логические основы информатики Лекции 1 2 Л1.3, Л1.1, Л1.2
1.4. Арифметические основ информатики Лекции 1 2 Л1.3, Л1.1, Л1.2
1.5. Архитектура ЭВМ. Программное обеспечение Лекции 1 4 Л1.3, Л1.1, Л1.2
1.6. Основы алгоритмизации Лекции 1 2 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.7. Основы компьютерных сетей. Поиск информации Лекции 1 4 Л1.3, Л1.1, Л1.2
1.8. Информатизация. Проблемы информационного общества Сам. работа 1 24 Л1.3, Л1.1, Л1.2
1.9. Свойства информации. Информационные процессы Сам. работа 1 24 Л1.3, Л1.1, Л1.2
1.10. Измерение информации. Различные подходы к измерению количества информации Сам. работа 1 24 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Практический блок
2.1. Вводное занятие. Входное тестирование. Основы работы с ОС Лабораторные 1 2 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.2. Практикум по работе с офисным пакетом. Тектовый редактор Лабораторные 1 6 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.3. Электронные таблицы. Обработка и визуализация данных Лабораторные 1 6 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.4. Итоговый тест Лабораторные 1 2 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=8529

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-6:
Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ:

1. Что можно отнести к программным продуктам?

* Системы программирования, операционные системы, прикладные пакеты программ
* Периферийные устройства, линии связи, различные материальные ресурсы

2. Наука о закономерностях и формах движения и использования информации в обществе – это…
* социальная информатика
* теоретическая информатика
* теория алгоритмов

3. Что является предметом изучения информатики?
* информация
* компьютер
* алгоритмы

4. Назовите основную единицу измерения информации
* бит
* байт
* бод

5. При каком подходе к измерению информации количество информации не зависит от смысла сообщения?
* алфавитный
* вероятностный
* цифровой

6. В каком виде данные представляются в компьютере?
* числовой
* текстовый
* графический
* цифровой

7. При каком подходе к измерению информации количество информации не зависит от смысла сообщения?
* алфавитный
* вероятностный
* цифровой

8. Верно ли, что любая информация в памяти компьютера кодируется нулями и единицами?
* верно
* неверно

9. Какой код не используется для представления положительных и отрицательных чисел в машинах?
* прямой
* обратный
* дополнительный

10. В какой системе счисления значение каждого знака в числе зависит от позиции, которую занимает знак в записи числа?
* позиционная
* непозиционная
* с плавающей точкой


11. Какой цифре соответствует запись латинской буквой H?
* 17
* 10
* 7

12. К какому виду ПО относится операционная система?
* прикладное
* системное
* инструментальные программные средства


13. К каким программам относятся программы, предназначенные для обслуживания и настройки компьютера?
* служебные
* стандартные
* специальные
* настраиваемые


14. Какие утилиты используются для исправления ошибок и для оптимизации работы компьютерной системы?
* средства диагностики
* средства компьютерной безопасности
* антивирусные программы

15. В чем заключается функция интерпретатора?
* переводит и выполняет программу строка за строкой
* читает и переводит программу целиком
* создает законченный машинный вариант
* интерпретирует данные



КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом: "зачтено" – верно выполнено 50%, "не зачтено" - менее 50% заданий.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце каждого семестра зачета по всему изученному за семестр материала. Зачет проводится в виле теста.

Перечень вопросов для промежуточной аттестации для 1 семестра.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ:

1. Укажите виды информационно-поисковых систем:
• документальные
• фактографические
• информационно-логические
• групповые
• сетевые
2. Укажите пути получения информации:
• работа с литературными источниками
• привлечение к работе консультантов или экспертов
• поиск информации в автоматизированных информационных системах
• собственные наблюдения
3. Обычная Web-страница представляет собой:
• текстовый файл с расширением txt или doc
• текстовый файл с расширением htm или html
• двоичный файл
• графический файл
• мультимедиа файл
4. Панель ЭЛЕМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ не содержит:
• надпись
• переключатель
• кнопка
• таблицы
5. Эффективность дистанционного обучения зависит от:
• эффективности взаимодействия преподавателя и учащихся
• используемых педагогических технологий
• используемых методических материалов и способов их доставки
• эффективности обратной связи
• эффективности выхода в информационные сети
6. Самый популярный сервис сети Интернет:
• WWW
• http
• ftp
• e-mail
7. Верно ли, что цель любой информационной технологии – это производство информации для анализа человеком и принятия на ее основе решения по выполнению какого-либо действия?
• верно
• неверно
8. Что из перечисленного не является поисковой системой Интернета:
• abc.ru
• rambler.ru
• yandex.ru
• aport.ru
9. Персональный компьютер – это…
• устройство для работы с текстами
• электронное вычислительное устройство для обработки чисел
• устройство для хранения информации любого вида
• многофункциональное электронное устройство для работы с информацией и решения задач пользователя
10. В момент включения персонального компьютера программа тестирования персонального компьютера записана в…
• оперативной памяти
• регистрах процессора
• в микросхеме BIOS
• на внешнем носителе
11. Персональный компьютер не будет функционировать, если отключить…
• дисковод
• оперативную память
• мышь
• принтер
12. Отличительная черта открытого программного обеспечения:
• Исходный код программ распространяется бесплатно
• Исходный код программ доступен для просмотра и изменения
• Исходный код программ можно продавать неограниченному числу пользователей
13. К прикладным программам общего назначения относятся:
• текстовые и графические редакторы
• системы управления базами данных (СУБД)
• программы сетевого планирования и управления
• оболочки экспертных систем и систем искусственного интеллекта
• средства разработки приложений
• бухгалтерские программы
14. Прикладные программы называют …
• утилитами
• приложениями
• драйверами
• браузерами
15. Самая известная программа оптического распознавания текстов
• Prompt
• Fine Reader
• Fine Writer
• Stylus


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Зачтено: Даны верные ответы на не менее 67% вопросов.
Не зачтено: Даны правильные ответы на менее 67% вопросов.
Приложения
Приложение 1.   ФОС_ЦКульт.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Алябышева, Ю. А. [и др.] Теоретические основы информатики: учеб. пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
Л1.2 Гаврилов, М. В. Информатика и информационные технологии: учебник для прикладного бакалавриата Издательство Юрайт, 2019 https://www.biblio-online.ru/bcode/431772
Л1.3 А. В. Могилев, Н. И. Пак, Е. К. Хеннер Информатика: учеб. пособие для пед. вузов М.: Академия, 2009
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Алябышева, Ю. А. / Ю. А. Алябышева Основы информатики: практикум АлтГУ. - Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Цифровая культура portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
ОС Windows 10
MS Office
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета http://elibrary.asu.ru
Университетская библиотека Онлайн http://www.biblioclub.ru/
Электронно-библиотечная система «Лань» http://e.lanbook.com/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
- Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
- В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
- Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
- Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания
Лабораторные работы, где студенты максимально активно участвуют в практическом приложении изучаемого материала дисциплины.
- Самостоятельную подготовку к занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
- Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
- В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- В процессе подготовки и построения решения, поставленных задач, не просто читайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
- Задания практического характера: продумайте план их выполнения или решения .
- При возникновении трудностей в процессе работы взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.

Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.