МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы биохимии и молекулярной биологии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра органической химии
Направление подготовки19.03.01. Биотехнология
ПрофильБиотехнология продуктов на основе растительного сырья
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план19_03_01_Биотехнология_БПОРС-2023
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 80
самостоятельная работа 29
индивидуальные консультации 80
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 24 24 24 24
Лабораторные 36 36 36 36
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 29 29 29 29
Консультации 80 80 80 80
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к.х.н., Доцент, Маркин В.И.

Рецензент(ы):
к.х.н., Доцент, Микушина И.В.

Рабочая программа дисциплины
Основы биохимии и молекулярной биологии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 19.03.01 Биотехнология (приказ Минобрнауки России от 10.08.2021 г. № 736)

составлена на основании учебного плана:
19.03.01 Биотехнология
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра органической химии

Протокол от 28.06.2023 г. № 10
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Базарнова Н.Г., д.х.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра органической химии

Протокол от 28.06.2023 г. № 10
Заведующий кафедрой Базарнова Н.Г., д.х.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель - формирование у студентов теоретических знаний и навыков практической работы в области биохимии, позволяющих ему свободно решать профессиональные задачи
Задачи:
познакомить студентов с биохимическими основами важнейших биологических явлений;
сформировать представление о химическом составе биологических систем;
рассмотреть основные метаболические пути и обмен энергии;
изучить общие принципы регуляции обмена веществ
познакомить с методами биохимических исследований;
сформировать навыки работы с лабораторным оборудованием.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1Способен изучать, анализировать, использовать биологические объекты и процессы, основываясь на законах и закономерностях математических, физических, химических и биологических наук и их взаимосвязях
ОПК-1.1 Знает основные математические, физические, химические, биологические законы и закономерности применительно к биообъектам и процессам
ОПК-1.2 Умеет применять известные биотехнологические технологии получения биологически-активных веществ и клеточных культур в лабораторных условиях с учетом реально существующих биологических объектов
ОПК-1.3 Владеет методами математического анализа и моделирования биотехнологических процессов, основываясь на химических и биологических законах определять границы применимости полученных результатов
ОПК-7Способен проводить экспериментальные исследования и испытания по заданной методике, наблюдения и измерения, обрабатывать и интерпретировать экспериментальные данные, применяя математические, физические, физико-химические, химические, биологические, микробиологические методы
ОПК-7.1 Знает основные методы и оборудование для проведения экспериментальных исследований в области биотехнологии; методы моделирования свойств веществ (материалов) и процессов с их участием, основанные на закономерностях физики, химии, физической химии, биологии и микробиологии; методы статистического анализа и обработки результатов эксперимента
ОПК-7.2 Умеет проводить физико-химические и микробиологические исследования биологических и химических объектов по заданным методикам; формулировать выводы по результатам анализа литературных данных, собственных экспериментальных и расчетно-практических заданий
ОПК-7.3 Владеет методами обработки и интерпретации полученных экспериментальных данных, навыками составления отчетов лабораторных и исследовательских работ по стандартной форме; готовить презентацию по заданной теме для защиты
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.химические основы жизни,
химический состав биологических объектов;
основы строения и биологическую роль основных компонентов биологических систем;
принципы основных метаболических процессов и общие принципы регуляции обмена веществ и энергии;
основные принципы приемов и методов работы в биохимической лаборатории;
основные принципы методов работы с биологическими объектами и современную аналитическую аппаратуру
3.2.Уметь:
3.2.1.синтезировать знания в области химии для решения профессиональных задач;
синтезировать математические методы и информационные технологии для обработки, представления и обсуждения собственных результатов
проследить взаимосвязь обмена основных групп органических соединений, входящих в состав биологических систем;
анализировать изменения в живых организмах при нарушении метаболических процессов или их регуляции;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками подбора необходимого лабораторного оборудования.
основами грамотного представления результатов собственных исследований.
основными принципами научной терминологии курса и знаний для решения профессиональных задач

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в основы биохимии о молекулярной биологии
1.1. Биохимия как наука. Предмет и методы биохимии. Химический состав биологических систем. Лекции 6 2 Л1.1
1.2. Биохимия, как наука. Исторический очерк. Химический элементарный и молекулярный состав живых организмов.Cубклеточные компоненты, их биохимические характеристики. Практические 6 2 Л1.1, Л2.1
1.3. История развития биохимии Сам. работа 6 4
1.4. Введение в биохимию Консультации 6 8 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. ХИМИЯ БЕЛКОВ. НУКЛЕИНОВЫЕ КИСЛОТЫ
2.1. Аминокислоты как структурные компоненты белков. Структура, свойства и функции белков. Лекции 6 2 Л1.1
2.2. Химия простых белков.Цветные реакции на белки и аминокислоты Лабораторные 6 4 Л1.1
2.3. Химия сложных белков. Структура и свойства нуклеиновых кислот. Лекции 6 6 Л1.1
2.4. Физико-химические свойства белков Лабораторные 6 4 Л1.1
2.5. Физико-химические свойства и структурная организация белков.Методы выделения и очистки белков из раствора. Структурная организация нуклеиновых кислот. Практические 6 2 Л1.1
2.6. Нуклеиновые кислоты. Структура и свойства. Сам. работа 6 4
2.7. Химия белков. Нуклеиновые кислоты Консультации 6 14 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. ФЕРМЕНТЫ
3.1. Химическая природа и биологическая роль ферментов. Свойства и классификация ферментов Лекции 6 2 Л1.1
3.2. Основные свойства ферментов. Количественное определение активности α-амилазы слюны По Вольгемуту Лабораторные 6 6 Л1.1
3.3. История развития учения о ферментах. Свойства ферментов. Классификация и номенклатура ферментов. Методы выделения и очистки ферментов. Приемы изучения ферментативной активности. Практическое применение ферментов и ферментных препаратов. Сам. работа 6 2 Л1.1, Л2.1
3.4. Ферменты Консультации 6 14 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. ВИТАМИНЫ. ГОРМОНЫ.
4.1. Общая характеристика и классификация витаминов. Лекции 6 2 Л1.1
4.2. Общие представления о гормонах (свойства, классификация, механизм действия). Практические 6 2 Л1.1
4.3. Характеристика основных водо- и жирорастворимых витаминов. Гормоны центральных и периферических эндокринных желез. Сам. работа 6 3 Л1.1
4.4. Витамины. Гормоны. Консультации 6 12 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. ХИМИЯ УГЛЕВОДОВ
5.1. Биологическая роль, структура, свойства и классификации углеводов. Лекции 6 2 Л1.1
5.2. Химия углеводов. Качественные реакции на сахара Лабораторные 6 4 Л1.1
5.3. Химия углеводов: биологическая роль, классификация и свойства углеводов. Сам. работа 6 4 Л1.1
5.4. Химия углеводов Консультации 6 12 Л1.1, Л2.1
Раздел 6. ХИМИЯ ЛИПИДОВ
6.1. Липиды. Строение и функции. Лекции 6 2 Л1.1
6.2. Химия липидов. Обнаружение глицеринсодержащих липидов. Физико-химические свойства жиров и липидов. Лабораторные 6 6 Л1.1
6.3. Химия липидов: свойства, биологическая роль и классификация липидов.Структура и функции биомембран. Сам. работа 6 4 Л1.1
6.4. Химия липидов Консультации 6 10
Раздел 7. ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ В ОРГАНИЗМЕ
7.1. Метаболические пути и обмен энергии. Анаболизм и катаболизм как составные части обмена веществ. Энергетика клеток растений и животных. Лекции 6 1 Л1.1
7.2. Биологическое окисление и его основные этапы. Современные представления о механизме окислительного фосфорилирования. Лекции 6 1 Л1.1
7.3. Введение в обмен веществ. Дыхательная цепь транспорта электронов. АТФ и другие макроэргические соединения. Принципы регуляции метаболизма. Практические 6 4 Л1.1
7.4. Обмен углеводов: переваривание и всасывание углеводов, синтез и распад гликогена, гликолиз, брожение, пентозофосфатный цикл окисления углеводов, глюконеогенез. Практические 6 4 Л1.1
7.5. Аэробное окисление углеводов. Цикл трикарбоновых кислот. Лекции 6 2 Л1.1
7.6. Энергетический обмен. Общие пути катаболизма Лабораторные 6 6
7.7. Регуляция метаболизма углеводов. Нарушения углеводного обмена. Сам. работа 6 4 Л1.1
7.8. Обмен липидов: переваривание и всасывание липидов, окисление жирных кислот, метаболизм кетоновых тел, биосинтез жирных кислот и триглицеридов. Регуляция липиного обмена. Лекции 6 1 Л1.1
7.9. Метаболизм фофсфолипидов. Биосинтез холестерина. Регуляция липидного обмена. Нарушения липидного обмена. Сам. работа 6 4 Л1.1
7.10. Обмен простых белков: переваривание белков и всасывание продуктов их распада.Промежуточный обмен аминокислот в тканях. Лекции 6 1 Л1.1
7.11. Метаболизм азота. Орнитиновый цикл. Специфические пути обмена некоторых аминокислот. Патология азотистого обмена. Практические 6 6 Л1.1
7.12. Взаимосвязи обмена белков, жиров и углеводов в организме. Лабораторные 6 6 Л1.1
7.13. Обмен веществ и энергии в организме Консультации 6 10 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=8914

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-1: Способен изучать, анализировать, использовать биологические объекты и процессы, основываясь на законах и закономерностях математических, физических, химических и биологических наук и их взаимосвязях

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Аминопропионовых кислот существует …
A) одна (аланин)
B) две
C) три
D) четыре
E) пять
ОТВЕТ: B

2.Не имеет оптических изомеров аминокислота – …
A) глицин
B) аланин
C) фенилаланин
D) β-аминомасляная кислота
ОТВЕТ: A

3. В растворах аминокислот реакция среды …
A) кислая
B) нейтральная
C) слабощелочная
D) зависит от числа амино- и карбоксильных групп
ОТВЕТ: D

4. Аминокислоты не реагируют с …
A) НСl
B) NaOH
C) С2Н5ОН
D) С6Н6
ОТВЕТ: D

5. Аминокислоты образуют полипептиды в процессе реакции …
A) полимеризации
B) поликонденсации
C) дегидрогенизации
D) гидролиза
ОТВЕТ: B

6.Аминокислотой не является …
A) лейцин
B) валин
C) холин
D) лизин
E) аланин
ОТВЕТ: C

7.Дисульфидную связь содержит аминокислота …
A) лизин
B) метионин
C) гомоцистеин
D) цистин
E) цистеин
ОТВЕТ: D

8. К белкам не относится …
A) гемоглобин
B) инсулин
C) пенициллин
ОТВЕТ: C

9. … относится к глобулярным белкам
A) коллаген
B) альбумин
C) фиброин
D) кератины
ОТВЕТ: B

10. Общая формула углеводов …
A) (С6Н12O6)n
B) Сn(Н2O)m
C) СxНyОz
D) (СН2O)n
E) Сm(Н2O)m
ОТВЕТ: B

11. Глюкоза и фруктоза – это …
A) оптические изомеры
B) структурные изомеры
C) олигосахариды
D) гомологи
ОТВЕТ: B

12. Cахароза в стакане сладкого чая не гидролизуется и в этом можно убедиться по …
A) цвету индикатора
B) реакции с известковым молоком
C) отсутствию реакции «серебряного зеркала»
D) отсутствию выделения СО2, образующегося при спиртовом брожении продукта гидролиза сахарозы
ОТВЕТ: C

13. Минимальное _ количество углеводов содержит пищевой продукт – …
A) хлеб
B) молоко
C) кофе
D) сахар
ОТВЕТ: C

14. В составе РНК содержатся …
A) рамноза
B) фруктофураноза
C) β-D-рибофураноза
D) β-D-галактоза
E) β-D-2-дезоксирибофураноза
ОТВЕТ: C

15. Только в состав РНК (но не ДНК) входит основание …
A) тимин
B) цитозин
C) урацил
D) гуанин
E) аденин
ОТВЕТ: C

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Дайте определение понятию «белки»
ОТВЕТ: Белки (протеины, полипептиды) — высокомолекулярные органические вещества, состоящие из альфа-аминокислот, соединённых в цепочку пептидной связью.

2. Первичная структура белка – это …
ОТВЕТ: Первичная структура белка – это последовательность аминокислот в белке

3. На формирование третичной структуры белка не влияют …
ОТВЕТ: На формирование третичной структуры белка не влияют пептидные связи

4. К разрушению каких связей приводит денатурация белков?
ОТВЕТ: денатурация белков водородных связей, вторичной и третичной структур

5. Для каких пептидов и белков характерна ксантапротеиновая реакция?
ОТВЕТ: Ксантапротеиновая реакция характерна пептидов и белков содержащих бензольное кольцо.

6. Приведите пример белка, в котором представленая β-структура полипетидной цепи
ОТВЕТ: фиброина шелка

7. От чего зависит четвертичная структура белка?
ОТВЕТ: четвертичная структура белка зависит от способа укладки в пространстве отдельных полипептидных цепей

8.На какие две группы подразделяют углеводы по типу функциональных групп.
ОТВЕТ: альдозы и кетозы

9. Какие функциональные группы, в основном, входят в состав углеводов.
ОТВЕТ: гидроксильная группа, карбонильная (альдегидная или кетонная) группа

10. Какие структуры могут находиться в водном растворе глюкозы.
ОТВЕТ: Альдегидоспирт (открытая форма), шестичленный (пиранозный) цикл, содержащий атом кислорода, пятичленный (фуранозный) цикл, содержащий атом кислорода

11. Чем отличаются циклические формы молекулы глюкозы (α-глюкоза и β-глюкоза)?
ОТВЕТ: положением гликозидной гидроксильной группы относительно плоскости кольца молекулы глюкозы

12. По какой реакции можно отличить альдозу от изомерной ей кетозы.
ОТВЕТ: по реакции с реактивом Феллинга (щелочной раствор гидроксида меди(II)) или с реактивом Толленса (реакцией серебряного зеркала (аммиачный раствор оксида серебра))

13. С помощью какого реактива можно отличить крахмал от целлюлозы?
ОТВЕТ: раствор иода


14. Какой эфир целлюлозы используется в производстве пороха?
ОТВЕТ: тринитрат целлюлозы

15. По какой реакции можно различить восстанавливающие и невосстанавливающие дисахариды?
ОТВЕТ: по реакции с реактивом Феллинга (щелочной раствор гидроксида меди(II)) или с реактивом Толленса (реакцией серебряного зеркала (аммиачный раствор оксида серебра))

16. В чем главное значение фотосинтеза?
ОТВЕТ: в преобразовании энергии излучения Солнца в химическую энергию, запасенную в углеводах, при этом поглощается углекислый газ и выделяется кислород

17. Дайте определение нуклеиновых кислот.
ОТВЕТ: Нуклеиновая кислота — высокомолекулярное органическое соединение, биополимер (полинуклеотид), образованный остатками нуклеотидов.

18. При полном кислотном гидролизе нуклеиновых кислот образуются …
ОТВЕТ: пентоза, фосфорная кислота, пуриновое или пиримидиновое основание

19. При помощи каких связей связаны между собой нуклеотиды в составе нуклеиновых кислот?
ОТВЕТ: Нуклеиновые кислоты – линейные полимеры, в которых нуклеотидные остатки соединены при помощи 3’,5’-фосфодиэфирных связей

20. Кто установил вторичную структуру ДНК в виде двойной спирали?
ОТВЕТ: Уотсон и Крик

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотренны
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена.
Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля (в соответствии с технологической картой) и набравшие не менее 50% от максимально предусмотренного количества баллов, получают экзаменационную оценку автоматически в соответствии со шкалой:
«отлично» –85-100% от максимально возможного количества баллов по всем видам учебных занятий; «хорошо» – 70-84% от максимально возможного количества баллов по всем видам учебных занятий; «удовлетворительно» – 51-69% от максимально возможного количества баллов по всем видам учебных занятий; «неудовлетворительно» – ≥50% от максимально возможного количества баллов по всем видам учебных занятий.

Для обучающихся, не получивших экзамен по результатам текущей успеваемости, организуется экзамен в форме письменной контрольной работы по всему изученному курсу.
Контрольно-измерительный материал для письменной контрольной работы формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ».
Количество заданий в письменной контрольной работе для промежуточной аттестации - 10.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом: «отлично» –85-100% верно выполненных заданий; «хорошо» – 70-84% верно выполненных заданий; «удовлетворительно» – 51-69% верно выполненных заданий; «неудовлетворительно» – ≥50%.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Комов В.П. Шведова В.Н. Биохимия: учебник для вузов Дрофа, 2004 51
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Новокшанова А.Л. Биохимия для технологов: учебник и практикум Москва: Юрайт, 2015
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Биологическая химия : учебник / А.Д. Таганович, Э.И. Олецкий, Н.Ю. Коневалова, В.В. Лелевич ; под ред. А.Д. Тагановича. - 2-е изд., испр. - Минск : Вышэйшая школа, 2016. - 672 с. biblioclub.ru
Э2 Шамраев, А.В. Биохимия : учебное пособие / А.В. Шамраев ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет». - Оренбург : ОГУ, 2014. - 186 с. : ил., схем. - Библиогр.: с 167 biblioclub.ru
Э3 Биологическая химия : учебно-методическое пособие / Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северо-Кавказский федеральный университет», Министерство образования и науки Российской Федерации ; авт.-сост. С.Ф. Андрусенко, Е.В. Денисенко. - Ставрополь : СКФУ, 2015. - 131 с. biblioclub.ru
Э4 Курс на образовательном портале АлтГУ portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Word, Excel
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://window.edu.ru/window/catalog Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Раздел: биохимия.
http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеки АлтГУ
http://www.rsl.ru РГБ Российская государственная библиотека
http://ben.irex.ru БЕН Библиотека естественных наук
http://www.gpntb.ru Государственная публичная научно-техническая библиотека
http://ban.pu.ru БАН Библиотека Академии наук
http://www.nlr.ru РНБ Российская национальная библиотека
http://www.elibrary.ru Научная электронная библиотека РФФИ
http://www.lib.msu.su Библиотека МГУ

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
314Л лаборатория биохимии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; лабораторные столы - 10 шт.; вытяжной шкаф автономный АД С-4В1; мойка – 2 шт.; цифровой фотоэлектроколориметр АР-101; мешалка магнитная MSN300 с подогревом BioSan; рН метр лабораторный Эксперт рН; термостат жидкостный GFL-1002 с микропроцессором; анализатор влажности ADMS-70; анализатор мочи DocUReader 2 Pro 77 Elektronika; автоматические дозаторы Black Thermo - 10 шт.; набор химической посуды для биохимии и молекулярной биологии, шкаф для хранения документов – 1 шт., шкаф лабораторный - 2 шт.; хроматограф для ВЭЖХ LC -20 Prominense Shimadzu; спектрофотометр сканирующий UV - 1800 Shimadzu; весы Невские; весы аналитические Vibra AF – R220CE; набор реактивов и химической посуды для биохимии и молекулярной биологии

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1.1. Приступая к изучению дисциплины, студенту необходимо внимательно ознакомиться с тематическим планом занятий, списком рекомендованной литературы. Следует уяснить последовательность выполнения индивидуальных учебных заданий. Самостоятельная работа студента предполагает работу с научной и учебной литературой, умение создавать тексты. Уровень и глубина усвоения дисциплины зависят от активной и систематической работы на лекциях, изучения рекомендованной литературы, выполнения контрольных письменных заданий.
При изучении дисциплины студенты выполняют следующие задания:
- изучают рекомендованную литературу;
- выполняют задания, предусмотренные для самостоятельной работы.
Основными видами аудиторной работы студентов являются лекции и практические занятия.
В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации на практическое занятие и указания на самостоятельную работу.

Практические занятия завершают изучение наиболее важных тем учебной дисциплины. Они служат для закрепления изученного материала, развития умений и навыков подготовки докладов, сообщений, приобретения опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, аргументации и защиты выдвигаемых положений, а также для контроля преподавателем степени подготовленности студентов по изучаемой дисциплине.
Практическое занятие предполагает свободный обмен мнениями по избранной тематике. Он начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Затем, как правило, заслушиваются сообщения студентов. Обсуждение сообщения совмещается с рассмотрением намеченных вопросов. Сообщения, предполагающие анализ публикаций по отдельным вопросам практического занятия, заслушиваются обычно в середине занятия. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений. В заключительном слове преподаватель подводит итоги обсуждения и объявляет оценки выступавшим студентам. В целях контроля подготовленности студентов и привития им навыков краткого письменного изложения своих мыслей преподаватель в ходе практического занятия может осуществлять текущий контроль знаний в виде тестовых заданий.
Примерная схема подготовки студента к практическому занятию:
1. Ознакомиться с вопросами и заданиями.
2. Проработать конспект соответствующей лекции, разделы учебников и учебных пособий, чтобы получить общее представление о месте и значении темы семинара в изучаемой дисциплине.
3. Ознакомиться с дополнительной литературой по теме (кроме рекомендованных преподавателем, студент может привлекать и другие источники и материалы для подготовки к семинарскому занятию, подходящие для раскрытия вопросов).
4. Подготовить ответы на вопросы плана практического занятия (иметь конспект).
5. Выполнить задания к практическому занятию.
6. Проработать тестовые задания и задачи (если они имеются).
7. При затруднениях сформулировать вопросы к преподавателю.
На практическом занятии каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем вопросам плана, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Этого можно добиться при хорошем владении материалом. Недопустимо простое чтение конспекта. Выступающий должен проявить свое собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказать свое личное мнение, обосновать его с помощью прочитанных теоретических работ, фактов и наблюдений из собственной жизни и т. д. Необходимо внимательно слушать выступающего, подмечать интересное в его выступлении, улавливать возможные недочеты и фактические ошибки и исправлять их в ходе семинара. При этом обратить внимание на то, что еще не было сказано, или поддержать и развить интересную мысль, высказанную предыдущим оратором.
При подготовке к практическому занятию студенты имеют возможность воспользоваться консультациями преподавателя. Кроме указанных тем студенты вправе, по согласованию с преподавателем, избирать и другие интересующие их темы.

1.2. Методические рекомендации по созданию презентации
Алгоритм создания презентации:
1 этап – определение цели презентации
2 этап – подробное раскрытие информации,
3 этап − основные тезисы, выводы.
Следует использовать не более 10-15 слайдов. При этом:
- первый слайд – титульный. Предназначен для размещения названия презентации, имени докладчика и его контактной информации;
- на втором слайде необходимо разместить содержание презентации, а также краткое описание основных вопросов;
- оставшиеся слайды имеют информативный характер.
Обычно подача информации осуществляется по плану: тезис – аргументация – вывод.
Требования к оформлению и представлению презентации:
1. Читабельность (видимость из самых дальних уголков помещения и с различных устройств), текст должен быть набран 24-30-ым шрифтом.
2. Тщательно структурированная информация.
3. Наличие коротких и лаконичных заголовков, маркированных и нумерованных списков.
4. Каждому положению (идее) надо отвести отдельный абзац.
5. Главную идею надо выложить в первой строке абзаца.
6. Использовать табличные формы представления информации (диаграммы, схемы) для иллюстрации важнейших фактов, что даст возможность подать материал компактно и наглядно.
7. Графика должна органично дополнять текст.
8. Выступление с презентацией длится не более 10 минут;

1.3. Методические рекомендации по подготовке доклада на практическом занятии
Алгоритм создания доклада:
1 этап – определение темы доклада
2 этап – определение цели доклада
3 этап − подробное раскрытие информации
4 этап − формулирование основных тезисов и выводов.