Закреплена за кафедрой | Кафедра органической химии |
---|---|
Направление подготовки | 19.03.01. Биотехнология |
Профиль | Биотехнология продуктов на основе растительного сырья |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 6 ЗЕТ |
Учебный план | 19_03_01_Биотехнология_БПОРС-2023 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (6) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 18,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 24 | 24 | 24 | 24 |
Лабораторные | 36 | 36 | 36 | 36 |
Практические | 20 | 20 | 20 | 20 |
Сам. работа | 29 | 29 | 29 | 29 |
Консультации | 80 | 80 | 80 | 80 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 216 | 216 | 216 | 216 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра органической химии
Протокол от 28.06.2023 г. № 10
Заведующий кафедрой Базарнова Н.Г., д.х.н., профессор
1.1. | Цель - формирование у студентов теоретических знаний и навыков практической работы в области биохимии, позволяющих ему свободно решать профессиональные задачи Задачи: познакомить студентов с биохимическими основами важнейших биологических явлений; сформировать представление о химическом составе биологических систем; рассмотреть основные метаболические пути и обмен энергии; изучить общие принципы регуляции обмена веществ познакомить с методами биохимических исследований; сформировать навыки работы с лабораторным оборудованием. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05 |
ОПК-1 | Способен изучать, анализировать, использовать биологические объекты и процессы, основываясь на законах и закономерностях математических, физических, химических и биологических наук и их взаимосвязях |
ОПК-1.1 | Знает основные математические, физические, химические, биологические законы и закономерности применительно к биообъектам и процессам |
ОПК-1.2 | Умеет применять известные биотехнологические технологии получения биологически-активных веществ и клеточных культур в лабораторных условиях с учетом реально существующих биологических объектов |
ОПК-1.3 | Владеет методами математического анализа и моделирования биотехнологических процессов, основываясь на химических и биологических законах определять границы применимости полученных результатов |
ОПК-7 | Способен проводить экспериментальные исследования и испытания по заданной методике, наблюдения и измерения, обрабатывать и интерпретировать экспериментальные данные, применяя математические, физические, физико-химические, химические, биологические, микробиологические методы |
ОПК-7.1 | Знает основные методы и оборудование для проведения экспериментальных исследований в области биотехнологии; методы моделирования свойств веществ (материалов) и процессов с их участием, основанные на закономерностях физики, химии, физической химии, биологии и микробиологии; методы статистического анализа и обработки результатов эксперимента |
ОПК-7.2 | Умеет проводить физико-химические и микробиологические исследования биологических и химических объектов по заданным методикам; формулировать выводы по результатам анализа литературных данных, собственных экспериментальных и расчетно-практических заданий |
ОПК-7.3 | Владеет методами обработки и интерпретации полученных экспериментальных данных, навыками составления отчетов лабораторных и исследовательских работ по стандартной форме; готовить презентацию по заданной теме для защиты |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | химические основы жизни, химический состав биологических объектов; основы строения и биологическую роль основных компонентов биологических систем; принципы основных метаболических процессов и общие принципы регуляции обмена веществ и энергии; основные принципы приемов и методов работы в биохимической лаборатории; основные принципы методов работы с биологическими объектами и современную аналитическую аппаратуру |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | синтезировать знания в области химии для решения профессиональных задач; синтезировать математические методы и информационные технологии для обработки, представления и обсуждения собственных результатов проследить взаимосвязь обмена основных групп органических соединений, входящих в состав биологических систем; анализировать изменения в живых организмах при нарушении метаболических процессов или их регуляции; |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками подбора необходимого лабораторного оборудования. основами грамотного представления результатов собственных исследований. основными принципами научной терминологии курса и знаний для решения профессиональных задач |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение в основы биохимии о молекулярной биологии | ||||||
1.1. | Биохимия как наука. Предмет и методы биохимии. Химический состав биологических систем. | Лекции | 6 | 2 | Л1.1 | |
1.2. | Биохимия, как наука. Исторический очерк. Химический элементарный и молекулярный состав живых организмов.Cубклеточные компоненты, их биохимические характеристики. | Практические | 6 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
1.3. | История развития биохимии | Сам. работа | 6 | 4 | ||
1.4. | Введение в биохимию | Консультации | 6 | 8 | Л1.1, Л2.1 | |
Раздел 2. ХИМИЯ БЕЛКОВ. НУКЛЕИНОВЫЕ КИСЛОТЫ | ||||||
2.1. | Аминокислоты как структурные компоненты белков. Структура, свойства и функции белков. | Лекции | 6 | 2 | Л1.1 | |
2.2. | Химия простых белков.Цветные реакции на белки и аминокислоты | Лабораторные | 6 | 4 | Л1.1 | |
2.3. | Химия сложных белков. Структура и свойства нуклеиновых кислот. | Лекции | 6 | 6 | Л1.1 | |
2.4. | Физико-химические свойства белков | Лабораторные | 6 | 4 | Л1.1 | |
2.5. | Физико-химические свойства и структурная организация белков.Методы выделения и очистки белков из раствора. Структурная организация нуклеиновых кислот. | Практические | 6 | 2 | Л1.1 | |
2.6. | Нуклеиновые кислоты. Структура и свойства. | Сам. работа | 6 | 4 | ||
2.7. | Химия белков. Нуклеиновые кислоты | Консультации | 6 | 14 | Л1.1, Л2.1 | |
Раздел 3. ФЕРМЕНТЫ | ||||||
3.1. | Химическая природа и биологическая роль ферментов. Свойства и классификация ферментов | Лекции | 6 | 2 | Л1.1 | |
3.2. | Основные свойства ферментов. Количественное определение активности α-амилазы слюны По Вольгемуту | Лабораторные | 6 | 6 | Л1.1 | |
3.3. | История развития учения о ферментах. Свойства ферментов. Классификация и номенклатура ферментов. Методы выделения и очистки ферментов. Приемы изучения ферментативной активности. Практическое применение ферментов и ферментных препаратов. | Сам. работа | 6 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
3.4. | Ферменты | Консультации | 6 | 14 | Л1.1, Л2.1 | |
Раздел 4. ВИТАМИНЫ. ГОРМОНЫ. | ||||||
4.1. | Общая характеристика и классификация витаминов. | Лекции | 6 | 2 | Л1.1 | |
4.2. | Общие представления о гормонах (свойства, классификация, механизм действия). | Практические | 6 | 2 | Л1.1 | |
4.3. | Характеристика основных водо- и жирорастворимых витаминов. Гормоны центральных и периферических эндокринных желез. | Сам. работа | 6 | 3 | Л1.1 | |
4.4. | Витамины. Гормоны. | Консультации | 6 | 12 | Л1.1, Л2.1 | |
Раздел 5. ХИМИЯ УГЛЕВОДОВ | ||||||
5.1. | Биологическая роль, структура, свойства и классификации углеводов. | Лекции | 6 | 2 | Л1.1 | |
5.2. | Химия углеводов. Качественные реакции на сахара | Лабораторные | 6 | 4 | Л1.1 | |
5.3. | Химия углеводов: биологическая роль, классификация и свойства углеводов. | Сам. работа | 6 | 4 | Л1.1 | |
5.4. | Химия углеводов | Консультации | 6 | 12 | Л1.1, Л2.1 | |
Раздел 6. ХИМИЯ ЛИПИДОВ | ||||||
6.1. | Липиды. Строение и функции. | Лекции | 6 | 2 | Л1.1 | |
6.2. | Химия липидов. Обнаружение глицеринсодержащих липидов. Физико-химические свойства жиров и липидов. | Лабораторные | 6 | 6 | Л1.1 | |
6.3. | Химия липидов: свойства, биологическая роль и классификация липидов.Структура и функции биомембран. | Сам. работа | 6 | 4 | Л1.1 | |
6.4. | Химия липидов | Консультации | 6 | 10 | ||
Раздел 7. ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ В ОРГАНИЗМЕ | ||||||
7.1. | Метаболические пути и обмен энергии. Анаболизм и катаболизм как составные части обмена веществ. Энергетика клеток растений и животных. | Лекции | 6 | 1 | Л1.1 | |
7.2. | Биологическое окисление и его основные этапы. Современные представления о механизме окислительного фосфорилирования. | Лекции | 6 | 1 | Л1.1 | |
7.3. | Введение в обмен веществ. Дыхательная цепь транспорта электронов. АТФ и другие макроэргические соединения. Принципы регуляции метаболизма. | Практические | 6 | 4 | Л1.1 | |
7.4. | Обмен углеводов: переваривание и всасывание углеводов, синтез и распад гликогена, гликолиз, брожение, пентозофосфатный цикл окисления углеводов, глюконеогенез. | Практические | 6 | 4 | Л1.1 | |
7.5. | Аэробное окисление углеводов. Цикл трикарбоновых кислот. | Лекции | 6 | 2 | Л1.1 | |
7.6. | Энергетический обмен. Общие пути катаболизма | Лабораторные | 6 | 6 | ||
7.7. | Регуляция метаболизма углеводов. Нарушения углеводного обмена. | Сам. работа | 6 | 4 | Л1.1 | |
7.8. | Обмен липидов: переваривание и всасывание липидов, окисление жирных кислот, метаболизм кетоновых тел, биосинтез жирных кислот и триглицеридов. Регуляция липиного обмена. | Лекции | 6 | 1 | Л1.1 | |
7.9. | Метаболизм фофсфолипидов. Биосинтез холестерина. Регуляция липидного обмена. Нарушения липидного обмена. | Сам. работа | 6 | 4 | Л1.1 | |
7.10. | Обмен простых белков: переваривание белков и всасывание продуктов их распада.Промежуточный обмен аминокислот в тканях. | Лекции | 6 | 1 | Л1.1 | |
7.11. | Метаболизм азота. Орнитиновый цикл. Специфические пути обмена некоторых аминокислот. Патология азотистого обмена. | Практические | 6 | 6 | Л1.1 | |
7.12. | Взаимосвязи обмена белков, жиров и углеводов в организме. | Лабораторные | 6 | 6 | Л1.1 | |
7.13. | Обмен веществ и энергии в организме | Консультации | 6 | 10 | Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=8914 ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-1: Способен изучать, анализировать, использовать биологические объекты и процессы, основываясь на законах и закономерностях математических, физических, химических и биологических наук и их взаимосвязях ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА 1. Аминопропионовых кислот существует … A) одна (аланин) B) две C) три D) четыре E) пять ОТВЕТ: B 2.Не имеет оптических изомеров аминокислота – … A) глицин B) аланин C) фенилаланин D) β-аминомасляная кислота ОТВЕТ: A 3. В растворах аминокислот реакция среды … A) кислая B) нейтральная C) слабощелочная D) зависит от числа амино- и карбоксильных групп ОТВЕТ: D 4. Аминокислоты не реагируют с … A) НСl B) NaOH C) С2Н5ОН D) С6Н6 ОТВЕТ: D 5. Аминокислоты образуют полипептиды в процессе реакции … A) полимеризации B) поликонденсации C) дегидрогенизации D) гидролиза ОТВЕТ: B 6.Аминокислотой не является … A) лейцин B) валин C) холин D) лизин E) аланин ОТВЕТ: C 7.Дисульфидную связь содержит аминокислота … A) лизин B) метионин C) гомоцистеин D) цистин E) цистеин ОТВЕТ: D 8. К белкам не относится … A) гемоглобин B) инсулин C) пенициллин ОТВЕТ: C 9. … относится к глобулярным белкам A) коллаген B) альбумин C) фиброин D) кератины ОТВЕТ: B 10. Общая формула углеводов … A) (С6Н12O6)n B) Сn(Н2O)m C) СxНyОz D) (СН2O)n E) Сm(Н2O)m ОТВЕТ: B 11. Глюкоза и фруктоза – это … A) оптические изомеры B) структурные изомеры C) олигосахариды D) гомологи ОТВЕТ: B 12. Cахароза в стакане сладкого чая не гидролизуется и в этом можно убедиться по … A) цвету индикатора B) реакции с известковым молоком C) отсутствию реакции «серебряного зеркала» D) отсутствию выделения СО2, образующегося при спиртовом брожении продукта гидролиза сахарозы ОТВЕТ: C 13. Минимальное _ количество углеводов содержит пищевой продукт – … A) хлеб B) молоко C) кофе D) сахар ОТВЕТ: C 14. В составе РНК содержатся … A) рамноза B) фруктофураноза C) β-D-рибофураноза D) β-D-галактоза E) β-D-2-дезоксирибофураноза ОТВЕТ: C 15. Только в состав РНК (но не ДНК) входит основание … A) тимин B) цитозин C) урацил D) гуанин E) аденин ОТВЕТ: C ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1. Дайте определение понятию «белки» ОТВЕТ: Белки (протеины, полипептиды) — высокомолекулярные органические вещества, состоящие из альфа-аминокислот, соединённых в цепочку пептидной связью. 2. Первичная структура белка – это … ОТВЕТ: Первичная структура белка – это последовательность аминокислот в белке 3. На формирование третичной структуры белка не влияют … ОТВЕТ: На формирование третичной структуры белка не влияют пептидные связи 4. К разрушению каких связей приводит денатурация белков? ОТВЕТ: денатурация белков водородных связей, вторичной и третичной структур 5. Для каких пептидов и белков характерна ксантапротеиновая реакция? ОТВЕТ: Ксантапротеиновая реакция характерна пептидов и белков содержащих бензольное кольцо. 6. Приведите пример белка, в котором представленая β-структура полипетидной цепи ОТВЕТ: фиброина шелка 7. От чего зависит четвертичная структура белка? ОТВЕТ: четвертичная структура белка зависит от способа укладки в пространстве отдельных полипептидных цепей 8.На какие две группы подразделяют углеводы по типу функциональных групп. ОТВЕТ: альдозы и кетозы 9. Какие функциональные группы, в основном, входят в состав углеводов. ОТВЕТ: гидроксильная группа, карбонильная (альдегидная или кетонная) группа 10. Какие структуры могут находиться в водном растворе глюкозы. ОТВЕТ: Альдегидоспирт (открытая форма), шестичленный (пиранозный) цикл, содержащий атом кислорода, пятичленный (фуранозный) цикл, содержащий атом кислорода 11. Чем отличаются циклические формы молекулы глюкозы (α-глюкоза и β-глюкоза)? ОТВЕТ: положением гликозидной гидроксильной группы относительно плоскости кольца молекулы глюкозы 12. По какой реакции можно отличить альдозу от изомерной ей кетозы. ОТВЕТ: по реакции с реактивом Феллинга (щелочной раствор гидроксида меди(II)) или с реактивом Толленса (реакцией серебряного зеркала (аммиачный раствор оксида серебра)) 13. С помощью какого реактива можно отличить крахмал от целлюлозы? ОТВЕТ: раствор иода 14. Какой эфир целлюлозы используется в производстве пороха? ОТВЕТ: тринитрат целлюлозы 15. По какой реакции можно различить восстанавливающие и невосстанавливающие дисахариды? ОТВЕТ: по реакции с реактивом Феллинга (щелочной раствор гидроксида меди(II)) или с реактивом Толленса (реакцией серебряного зеркала (аммиачный раствор оксида серебра)) 16. В чем главное значение фотосинтеза? ОТВЕТ: в преобразовании энергии излучения Солнца в химическую энергию, запасенную в углеводах, при этом поглощается углекислый газ и выделяется кислород 17. Дайте определение нуклеиновых кислот. ОТВЕТ: Нуклеиновая кислота — высокомолекулярное органическое соединение, биополимер (полинуклеотид), образованный остатками нуклеотидов. 18. При полном кислотном гидролизе нуклеиновых кислот образуются … ОТВЕТ: пентоза, фосфорная кислота, пуриновое или пиримидиновое основание 19. При помощи каких связей связаны между собой нуклеотиды в составе нуклеиновых кислот? ОТВЕТ: Нуклеиновые кислоты – линейные полимеры, в которых нуклеотидные остатки соединены при помощи 3’,5’-фосфодиэфирных связей 20. Кто установил вторичную структуру ДНК в виде двойной спирали? ОТВЕТ: Уотсон и Крик КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: • «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; • «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. • «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. • «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. • «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. • «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотренны |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена. Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля (в соответствии с технологической картой) и набравшие не менее 50% от максимально предусмотренного количества баллов, получают экзаменационную оценку автоматически в соответствии со шкалой: «отлично» –85-100% от максимально возможного количества баллов по всем видам учебных занятий; «хорошо» – 70-84% от максимально возможного количества баллов по всем видам учебных занятий; «удовлетворительно» – 51-69% от максимально возможного количества баллов по всем видам учебных занятий; «неудовлетворительно» – ≥50% от максимально возможного количества баллов по всем видам учебных занятий. Для обучающихся, не получивших экзамен по результатам текущей успеваемости, организуется экзамен в форме письменной контрольной работы по всему изученному курсу. Контрольно-измерительный материал для письменной контрольной работы формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменной контрольной работе для промежуточной аттестации - 10. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом: «отлично» –85-100% верно выполненных заданий; «хорошо» – 70-84% верно выполненных заданий; «удовлетворительно» – 51-69% верно выполненных заданий; «неудовлетворительно» – ≥50%. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Комов В.П. Шведова В.Н. | Биохимия: учебник для вузов | Дрофа, 2004 | 51 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Новокшанова А.Л. | Биохимия для технологов: учебник и практикум | Москва: Юрайт, 2015 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Биологическая химия : учебник / А.Д. Таганович, Э.И. Олецкий, Н.Ю. Коневалова, В.В. Лелевич ; под ред. А.Д. Тагановича. - 2-е изд., испр. - Минск : Вышэйшая школа, 2016. - 672 с. | biblioclub.ru | ||
Э2 | Шамраев, А.В. Биохимия : учебное пособие / А.В. Шамраев ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет». - Оренбург : ОГУ, 2014. - 186 с. : ил., схем. - Библиогр.: с 167 | biblioclub.ru | ||
Э3 | Биологическая химия : учебно-методическое пособие / Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северо-Кавказский федеральный университет», Министерство образования и науки Российской Федерации ; авт.-сост. С.Ф. Андрусенко, Е.В. Денисенко. - Ставрополь : СКФУ, 2015. - 131 с. | biblioclub.ru | ||
Э4 | Курс на образовательном портале АлтГУ | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Word, Excel Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
http://window.edu.ru/window/catalog Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Раздел: биохимия. http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеки АлтГУ http://www.rsl.ru РГБ Российская государственная библиотека http://ben.irex.ru БЕН Библиотека естественных наук http://www.gpntb.ru Государственная публичная научно-техническая библиотека http://ban.pu.ru БАН Библиотека Академии наук http://www.nlr.ru РНБ Российская национальная библиотека http://www.elibrary.ru Научная электронная библиотека РФФИ http://www.lib.msu.su Библиотека МГУ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
314Л | лаборатория биохимии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 14 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; лабораторные столы - 10 шт.; вытяжной шкаф автономный АД С-4В1; мойка – 2 шт.; цифровой фотоэлектроколориметр АР-101; мешалка магнитная MSN300 с подогревом BioSan; рН метр лабораторный Эксперт рН; термостат жидкостный GFL-1002 с микропроцессором; анализатор влажности ADMS-70; анализатор мочи DocUReader 2 Pro 77 Elektronika; автоматические дозаторы Black Thermo - 10 шт.; набор химической посуды для биохимии и молекулярной биологии, шкаф для хранения документов – 1 шт., шкаф лабораторный - 2 шт.; хроматограф для ВЭЖХ LC -20 Prominense Shimadzu; спектрофотометр сканирующий UV - 1800 Shimadzu; весы Невские; весы аналитические Vibra AF – R220CE; набор реактивов и химической посуды для биохимии и молекулярной биологии |
1.1. Приступая к изучению дисциплины, студенту необходимо внимательно ознакомиться с тематическим планом занятий, списком рекомендованной литературы. Следует уяснить последовательность выполнения индивидуальных учебных заданий. Самостоятельная работа студента предполагает работу с научной и учебной литературой, умение создавать тексты. Уровень и глубина усвоения дисциплины зависят от активной и систематической работы на лекциях, изучения рекомендованной литературы, выполнения контрольных письменных заданий. При изучении дисциплины студенты выполняют следующие задания: - изучают рекомендованную литературу; - выполняют задания, предусмотренные для самостоятельной работы. Основными видами аудиторной работы студентов являются лекции и практические занятия. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации на практическое занятие и указания на самостоятельную работу. Практические занятия завершают изучение наиболее важных тем учебной дисциплины. Они служат для закрепления изученного материала, развития умений и навыков подготовки докладов, сообщений, приобретения опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, аргументации и защиты выдвигаемых положений, а также для контроля преподавателем степени подготовленности студентов по изучаемой дисциплине. Практическое занятие предполагает свободный обмен мнениями по избранной тематике. Он начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Затем, как правило, заслушиваются сообщения студентов. Обсуждение сообщения совмещается с рассмотрением намеченных вопросов. Сообщения, предполагающие анализ публикаций по отдельным вопросам практического занятия, заслушиваются обычно в середине занятия. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений. В заключительном слове преподаватель подводит итоги обсуждения и объявляет оценки выступавшим студентам. В целях контроля подготовленности студентов и привития им навыков краткого письменного изложения своих мыслей преподаватель в ходе практического занятия может осуществлять текущий контроль знаний в виде тестовых заданий. Примерная схема подготовки студента к практическому занятию: 1. Ознакомиться с вопросами и заданиями. 2. Проработать конспект соответствующей лекции, разделы учебников и учебных пособий, чтобы получить общее представление о месте и значении темы семинара в изучаемой дисциплине. 3. Ознакомиться с дополнительной литературой по теме (кроме рекомендованных преподавателем, студент может привлекать и другие источники и материалы для подготовки к семинарскому занятию, подходящие для раскрытия вопросов). 4. Подготовить ответы на вопросы плана практического занятия (иметь конспект). 5. Выполнить задания к практическому занятию. 6. Проработать тестовые задания и задачи (если они имеются). 7. При затруднениях сформулировать вопросы к преподавателю. На практическом занятии каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем вопросам плана, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Этого можно добиться при хорошем владении материалом. Недопустимо простое чтение конспекта. Выступающий должен проявить свое собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказать свое личное мнение, обосновать его с помощью прочитанных теоретических работ, фактов и наблюдений из собственной жизни и т. д. Необходимо внимательно слушать выступающего, подмечать интересное в его выступлении, улавливать возможные недочеты и фактические ошибки и исправлять их в ходе семинара. При этом обратить внимание на то, что еще не было сказано, или поддержать и развить интересную мысль, высказанную предыдущим оратором. При подготовке к практическому занятию студенты имеют возможность воспользоваться консультациями преподавателя. Кроме указанных тем студенты вправе, по согласованию с преподавателем, избирать и другие интересующие их темы. 1.2. Методические рекомендации по созданию презентации Алгоритм создания презентации: 1 этап – определение цели презентации 2 этап – подробное раскрытие информации, 3 этап − основные тезисы, выводы. Следует использовать не более 10-15 слайдов. При этом: - первый слайд – титульный. Предназначен для размещения названия презентации, имени докладчика и его контактной информации; - на втором слайде необходимо разместить содержание презентации, а также краткое описание основных вопросов; - оставшиеся слайды имеют информативный характер. Обычно подача информации осуществляется по плану: тезис – аргументация – вывод. Требования к оформлению и представлению презентации: 1. Читабельность (видимость из самых дальних уголков помещения и с различных устройств), текст должен быть набран 24-30-ым шрифтом. 2. Тщательно структурированная информация. 3. Наличие коротких и лаконичных заголовков, маркированных и нумерованных списков. 4. Каждому положению (идее) надо отвести отдельный абзац. 5. Главную идею надо выложить в первой строке абзаца. 6. Использовать табличные формы представления информации (диаграммы, схемы) для иллюстрации важнейших фактов, что даст возможность подать материал компактно и наглядно. 7. Графика должна органично дополнять текст. 8. Выступление с презентацией длится не более 10 минут; 1.3. Методические рекомендации по подготовке доклада на практическом занятии Алгоритм создания доклада: 1 этап – определение темы доклада 2 этап – определение цели доклада 3 этап − подробное раскрытие информации 4 этап − формулирование основных тезисов и выводов. |