МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Физико-химические процессы в техносфере

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра техносферной безопасности и аналитической химии
Направление подготовки20.03.01. Техносферная безопасность
ПрофильБезопасность жизнедеятельности в техносфере
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план20_03_01_Техносферная безопасность_БЖвТ-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 22,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.х.н., доцент, Стручева Н.Е.

Рецензент(ы):
к.х.н., доцент, Стась И.Е.

Рабочая программа дисциплины
Физико-химические процессы в техносфере

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность (приказ Минобрнауки России от 25.05.2020 г. № 680)

составлена на основании учебного плана:
20.03.01 Техносферная безопасность
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии

Протокол от 29.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Темерев С.В., доктор химических наук, доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии

Протокол от 29.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Темерев С.В., доктор химических наук, доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.ставления о процессах и явлениях физико-химического взаимодействия загрязнителей с
компонентами окружающей среды, необходимого при решении физико-химических проблем
обеспечения безопасности жизнедеятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4Способен выбирать и использовать технические средства и методы исследования для решения исследовательских задач, направленных на повышение экологической безопасности, создание новых методов мониторинга, соблюдению или достижению нормативов допустимого воздействия токсичных веществ и систем защиты человека и окружающей среды
ПК-4.1 Знает требования к составлению отчетной документации о проведенных исследованиях; требования к проведению экспериментальных исследований (программа исследований, оборудование, аппараты и инструменты); основные методы и возможности использования компьютерных средств в научно-исследовательской работе
ПК-4.2 Проводит первичный поиск информации по устройству, принципам действия, техническим характеристикам систем и средств защиты окружающей среды в организации, технической документации, регламентирующей правила и условия эксплуатации систем и средств защиты окружающей среды
ПК-4.3 Выбирает технические средства и методы исследования по оцениванию технологических параметров и эффективности эксплуатации средств и систем защиты окружающей среды в организации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает требования к составлению отчетной документации о проведенных исследованиях; требования к проведению экспериментальных исследований (программа исследований, оборудование,аппараты и инструменты); основные методы и
возможности использования компьютерных средств в научно-исследовательской работе.
3.2.Уметь:
3.2.1.Проводит первичный поиск информации по устройству, принципам действия, техническим характеристикам систем и средств защиты окружающей среды в организации, технической документации, регламентирующей правила и условия эксплуатации систем и средств защиты окружающей среды.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Выбирает технические средства и методы исследования по оцениванию технологических параметров и эффективности
эксплуатации средств и систем защиты окружающей среды в организации.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общие сведения о загряз нении биосферы
1.1. Распространенность химических элементов в окружающей среде. Миграция химических элементов Лекции 4 2 ПК-4.2 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.2. Основные виды загрязнений. Техногенез Практические 4 2 ПК-4.1, ПК-4.3 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.3. Миграция химических элементов Практические 4 2 ПК-4.2, ПК-4.3 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.4. Классификация загрязнений Сам. работа 4 2 ПК-4.1 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.5. Виды и типы миграции элементов Сам. работа 4 2 ПК-4.1 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Физико-химические про цессы в атмосфере
2.1. Атмосфера и вредные вещества в атмосфере Лекции 4 2 ПК-4.1, ПК-4.2 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.2. Смоги. Классификация смогов Лекции 4 2 ПК-4.1, ПК-4.2 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.3. Физико-химические процессы в атмосфере Практические 4 2 ПК-4.2, ПК-4.3 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.4. Определение загрязнений в атмосере Практические 4 2 ПК-4.2, ПК-4.3 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.5. Загрязнения атмосферы Сам. работа 4 2 ПК-4.3 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.6. Озон. Образование и разрушение озона в атмосфере Сам. работа 4 2 ПК-4.3 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.7. Аэрозоли в атмосфере. Типы смогов Сам. работа 4 2 ПК-4.3 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.8. Кислотные дожди Сам. работа 4 2 ПК-4.3 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Физико-химические про цессы в гидросфере
3.1. Физико-химические процессы в гидросфере Лекции 4 2 ПК-4.1, ПК-4.2 Л3.1, Л2.1, Л1.1
3.2. Эвтрофикация. Эвтрофные водоемы Лекции 4 2 ПК-4.1, ПК-4.2 Л3.1, Л2.1, Л1.1
3.3. Физико-химические процессы в гидросфере Практические 4 2 ПК-4.2, ПК-4.3 Л3.1, Л2.1, Л1.1
3.4. Рассчет концентрации консервативных веществ, слитых в проточные водоемы Практические 4 2 ПК-4.2, ПК-4.3 Л3.1, Л2.1, Л1.1
3.5. Условия формирования состава природных вод Сам. работа 4 2 ПК-4.3 Л3.1, Л2.1, Л1.1
3.6. Факторы формирования кислотно-основных свойств природных вод Сам. работа 4 2 ПК-4.3 Л3.1, Л2.1, Л1.1
3.7. Сточные воды Сам. работа 4 2 ПК-4.3 Л3.1, Л2.1, Л1.1
3.8. Процессы самоочищения водных экосистем Сам. работа 4 2 ПК-4.3 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Физико-химические процессы в почвах
4.1. Физико-химические про- цессы в почвах Лекции 4 2 ПК-4.1, ПК-4.2 Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.2. Почвенный раствор и окислительно-восстановительные процессы в почве Лекции 4 2 ПК-4.1, ПК-4.2 Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.3. Физико-химические процессы в педосфере Практические 4 2 ПК-4.2, ПК-4.3 Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.4. Химические соединения, загрязняющие почву Сам. работа 4 2 ПК-4.3 Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.5. Определение содержания загрязняющих веществ в почве Практические 4 2 ПК-4.2, ПК-4.3 Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.6. Поглотительная способность почвы Сам. работа 4 2 ПК-4.3 Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.7. Почвенный раствор и окислительно-восстановительные процессы в почве Сам. работа 4 1 ПК-4.3 Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.8. Устойчивость природных ландшафтов к техногенезу и прогноз опасности их загрязнения Сам. работа 4 1 ПК-4.3 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Распространение загряз няющих веществ в окру жающей среде
5.1. Распространение загрязняющих веществ в окружающей среде Лекции 4 2 ПК-4.1, ПК-4.2 Л3.1, Л2.1, Л1.1
5.2. Перенос почва – вода. Перенос вода-воздух Сам. работа 4 1 ПК-4.3 Л3.1, Л2.1, Л1.1
5.3. Перенос загрязняющих веществ Практические 4 2 ПК-4.2, ПК-4.3 Л3.1, Л2.1, Л1.1
5.4. Общие сведения о полихлорированных дибензо-n-диоксинах и дибензофуранах Сам. работа 4 2 ПК-4.3 Л3.1, Л2.1, Л1.1
5.5. Расчеты степеней опасности загрязняющих веществ Практические 4 2 ПК-4.2, ПК-4.3 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 6. Радионуклиды в окружающей среде
6.1. Радионуклиды в окружающей среде Лекции 4 2 ПК-4.1, ПК-4.2 Л3.1, Л2.1, Л1.1
6.2. Влияние излучения на различные объекты техносферы Практические 4 2 ПК-4.2, ПК-4.3 Л3.1, Л2.1, Л1.1
6.3. Решение задач по расчету ионизирующих излучений; определению масс радиоактивных элементов, периода полураспада и времени их жизни Практические 4 2 ПК-4.2, ПК-4.3 Л3.1, Л2.1, Л1.1
6.4. Естесвенные и техногенные источники излучения Сам. работа 4 1 ПК-4.3 Л3.1, Л2.1, Л1.1
6.5. Механизм воздействия ионизирующего излучения с веществом Сам. работа 4 1 ПК-4.3 Л3.1, Л2.1, Л1.1
6.6. Радиационные аварии Сам. работа 4 1 ПК-4.3 Л3.1, Л2.1, Л1.1
6.7. Влияние излучения на различные объекты техносферы Сам. работа 4 1 ПК-4.3 Л3.1, Л2.1, Л1.1
6.8. Подготовка к экзамену Сам. работа 4 6 ПК-4.3 Л3.1, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ»https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3818

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОК-7. ПК-4: Способен выбирать и использовать технические средства и методы исследования для решения исследовательских задач, направленных на повышение экологической безопасности, создание новых методов мониторинга, соблюдению или достижению нормативов допустимого воздействия токсичных веществ и систем защиты человека и окружающей среды

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Для обеззараживания сточных вод применяют ___________
а) дегазацию
б) дезодорацию
в) хлорирование
г) коагуляцию
Ответ: в
2.Основными антропогенными источниками диоксида углерода (СО2) являются:
а) сжигание ископаемого топлива
б) производство удобрений
в) вырубка лесов
г) гниение на свалках
Ответ: а
3.Сжигание топлива и переработка сульфидных руд являются основными антропогенными источниками поступления в атмосферу...
а) диоксидов серы и азота
б) оксидов алюминия и кремния
в) аммиака и хлора
г) фреонов
Ответ: а
4. По степени очистки промышленные отходы делятся на:
а) выбрасываемые поле очистки
б) организованный и неорганизованный
в) периодические и непериодические
г) проходящие очистку, не проходящие очистку
Ответ: г
5. Почва наиболее загрязнена тяжелыми металлами
а) на поймах крупных рек
б) вокруг крупных сел
в) внутри и вокруг больших городов
г) у подножья гор
Ответ: в
6. При выборе методов обезвреживания твердых бытовых отходов имеют значения все показатели, кроме
а) характера жилой застройки
б) вида почвы
в) рельефа местности
г) размера территории населенного места
д) глубины залегания грунтовых вод
Ответ: а
7. При сжигании промышленных и бытовых отходов образуются
а) гербециды
б) диоксины
в) ксенобиотики
г) пестициды
Ответ: б
8. Радиоактивные элементы из атмосферы попадают в почву:
а) с выхлопными газами
б) по воздуху
в) с осадками
Ответ: в
9. Свалки твердых отходов:
а) оказывают глубокое неблагоприятное воздействие на окружающие территории
б) делают отходы безопасными
в) позволяют быстро дезактивировать самые токсичные отходы
Ответ: а
10. Совокупность электромагнитных полей, разнообразных частот, негативно влияющих на человека — … загрязнение
а) электромагнитное
б) звуковое
в) шумовое
г) световое
Ответ: а
11. Специальное инженерное сооружение, предназначенное для централизованного сбора, обезвреживания и захоронения отходов, называется
а) свалкой
б) полигоном
в) складом
г) штабелем
Ответ: б
12. Укажите, что делать с энергосберегающими лампочками после их использования
а) поступить как с обычными лампочками
б) сдать на утилизацию
в) закопать глубоко в землю
г) выбросить в мусор
Ответ: б
13. Уровень тяжелых металлов в почве постоянно увеличивается из-за:
а) сжигания ископаемого топлива (производство энергии) и использования автомобильного транспорта
б) сельского хозяйства (ирригация с использованием загрязненной воды и применение минеральных удобрений)
в) промышленной деятельности и сжигания отходов
Ответ: в
14. Ядовитый туман, образующийся при воздействии солнечного света на смесь выбросов промышленных предприятий и транспорта называют
а) белым смогом
б) фотохимическим смогом
в) экологической ловушкой
г) задымлением атмосферы
Ответ: б
15. Физические методы очистки газообразных выбросов в атмосферу основаны на:
а) каталитическом превращении примесей
б) абсорбции твердыми веществами
в) осаждении пылеобразных веществ
г) дожигании ядовитых примесей
Ответ: б

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
85 % - отлично
70 % - хорошо
50 % - удовлетворительно
Менее 50 % - неудовлетворительно

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Технологии очистки воды, основанные на ее процеживании, отстаивании и фильтрации в специальных сооружениях, относятся к методам ________ очистки
Ответ: механической
2. Технологии, включающие способы производства продукции с минимальным расходом вещества и энергии на всех этапах производственного цикла, называются _________
Ответ:ресурсосберегающими.
3. Биологический способ нейтрализации загрязнений с помощью микроорганизмов наиболее эффективен для очистки ________ _______
Ответ: сточных вод
4.Основной причиной образования и выпадения кислотных осадков является наличие в атмосфере оксидов ________ и _________.
Ответ: серы и азота
5. Биологический процесс с использованием аэробных бактерий для разложения способных к биологической переработке органических отходов с поглощением кислорода называют ___________ очисткой сточных вод
Ответ: вторичной
6. Радиация, тепловое, световое, электромагнитное, шумовое загрязнение - это__________ загрязнение
Ответ: физическое
7. Загрязнения, связанное с деятельностью человека – это ______________ загрязнение
Ответ: антропогеннное
8. Физическое загрязнение носит _______________ характер
Ответ: временный
9. Вторичная очистка сточных вод — это__________ процесс с использованием аэробных бактерий для разложения способных к биологической переработке органических отходов с поглощением кислорода
Ответ: биологический
10. Гигиенический критерий оценки состояния окружающей среды – это ___________
Ответ: ПДК (предельно допустимая концентрация)
11. Загрязнение, при котором загрязнителями являются газообразные и жидкие химические соединения, называют ______________
Ответ: химическим
12. Канцерогены - это вещества, вызывающие ___________ заболевания
Ответ: раковые
13. Миграционная способность тяжелых металлов возрастает в ____________ среде
Ответ: кислой
14. Мониторинг атмосферы – это ____________ _________________за состоянием воздуха и его загрязнением
Ответ: система наблюдений
15. Наиболее перспективным методом защиты окружающей природной среды от антропогенного загрязнения является полный переход к _________ и ___________ технологиям
Ответ: безотходным, малоотходным
16. Наиболее эффективным способом для решения проблемы отходов пластика является его ____________
Ответ:переработка
17. Особую опасность для окружающей среды представляет загрязнение ______________ металлами
Ответ: тяжелыми
18. Характер жилой застройки ___________ на выбор методов обезвреживания твердых бытовых отходов
Ответ: не влияет
19. Применение фреонов приводит к __________ ____________ ___________
Ответ: образованию озоновых дыр
20. Водородный показатель отобранной пробы воды равен 9,3 (определено с помощью электродного иона-метра) укажите источник пробы: атмосферные осадки, море, река, болото.
Ответ:море


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично»: Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо»: Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно»: Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно»: Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ»https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3818

Примерные вопросы для проведения промежуточной аттестации
1. Загрязнение окружающей среды. Типы загрязнителей. Источники загрязнения. Критерии оценки уровня загрязнений.
2. Миграция химических элементов. Виды и причины миграции. Факторы, влияющие на миграцию.
3. Техногенные соединения, их классификация и их миграция.
4.Смог Лос-Анжелесского типа, химический состав, условия образования.
5. Физико-химическая характеристика основных газообразных загрязнителей: оксиды азота и озон. Основные источники поступления и извлечение.
6. Смог Лондонского типа, химический состав, условия образования. Фотохимический смог.
7. Дисперсные системы в атмосфере. Классификация аэрозолей по размерам и источникам образования.
8. Понятие кислотных дождей. Источники загрязнений и загрязнители, приводящие к образованию кислотных дождей.
9. Критерии загрязненности природных водоемов. Кислотность и щелочность. Содержание кислорода в воде.
10. Эвтрофикация. Эвтрофные водоемы
11. Загрязнение водоемов органическими веществами и нефтепродуктами. Процессы превращения и распада загрязнителей
12. Загрязнение водоемов неорганическими веществами, тяжелыми металлами, поверхностно-активными веществами. Влияние окислительно- восстановительных условий и процессов комплексообразования на превращения и распад загрязнителей.
13.Методы очистки сточных вод: механическая, химическая, биологическая.
14. Карбонатные системы природных водоемов.
15.Почва. Строение и структура почв. Минеральный состав почв. Процессы выветривания и почвообразование.
16. Буферные свойства почв. Кислотно-основная, окислительно- восстановительная буферность почв. Буферная емкость.
17. Поглотительная способность почвы. Коллоиды почвы. Виды поглотительной способности почвы.
18. Ионообменная способность почвы. Строение и свойства почвенного поглощающего комплекса. Емкость катионного и анионного обмена.
19. .Химические процессы в почвах. Гидролиз почвенных соединений. Процессы комплексообразования.
20. Самоочищение почв. Физическое, химическое, биологическое самоочищение. Время самоочищения.
21. Устойчивость загрязнителей и их способность к разложению. Виды устойчивости. Пути разложения загрязняющих веществ.
22. Накопление продуктов техногенеза в почвах и формирование геохимических аномалий.
23. Влияние загрязняющих веществ на материалы и сооружения. Влияние кислотных выбросов.
24. Транспорт компонентов в атмосфере.
25. Проникающая и ионизирующая способность ядерного излучения.
26. Ионизирующее ядерное излучение. Типы ионизирующего излучения.
27. Механизмы действия ионизирующего излучения в биологических системах.
28. Плотность ионизации. Факторы, определяющие плотность ионизации.
29. Естественные и техногенные радионуклеиды. Их характеристика.
30. Особо опасные загрязнители почвы, атмосферного воздуха и водоёмов (диоксины, полихлорбифенилы, бенз(а)пирен и его производные).
Типы задач
1. Расчет степени устойчивости атмосферы
2. Расчет рН
3. Расчет времени оборота химического элемента
4. Определение времени пребывания вещества в атмосфере
5. Определение содержания вещества в почве
6. Определение содержания вещества в атмосфере
7. Определение активности и массы радионуклеидов
8. Расчет ЕКО
9. Определение карбонатной жесткости воды.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
«Отлично»: Ответ полный, развернутый. Студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. При этом правильно решена задача, даны все необходимые пояснения и ответы на вопросы.
«Хорошо»: Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. При этом правильно решена задача, даны все необходимые пояснения и ответы на вопросы
«Удовлетворительно»: Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Задание понято правильно, в логических рассуждениях нет существенных ошибок, но допущены существенные ошибки в выборе формул. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. Задача не решена
«Неудовлетворительно»: Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Не верно решена задача, даны не все необходимые пояснения и ответы на вопросы.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Медведева С.А., Тимофеева С.С. Физико-химические процессы в техносфере: учебное пособие Москва ; Вологда : Инфра-Инженерия, 2017 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Шабанова И.П. Физико-химические процессы в техносфере: : методические указания для студентов специальности Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет имени С.М. Кирова, 2019 reader.lanbook.com
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Стручева Н.Е. Сборник задач по дисциплине "Физико-химические процессы в техносфере":: учебно-методическое пособие. АлтГУ, 2018 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Физико-химические процессы в техносфере" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
• Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно)
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно)
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно)
Adobe Reader (http://wwwimages.adode.com/content/dam/Adode/en/legan/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно)
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (http://astalinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно)
Libre Office (http://ru.libreoffice.org/), (бессрочно)
Веб-браузер Сhromium (http://www.chromium.org/Home), (бессрочно)
Антивирус Касперский (http://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024)
Архиватор ARK (http://apps.kde.org/ark/), (бессрочно)
Okular (http://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно)
Редактор изображений Gimp(http://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ СТУДЕНТАМ

Теоретический материал дисциплины «Физико-химические процессы в техносфере» изучается в течение одного семестра (4 семестр 2 курса) по всем формам обучения в соответствии с учебным планом.
Основу теоретической подготовки по дисциплине «Физико-химические процессы в техносфере» составляют лекции – основное методическое руководство при изучении дисциплины, наиболее оптимальным образом структурированное и скорректированное на современный материал; в лекции глубоко и подробно, аргументировано и методологически строго рассматриваются главные проблемы темы; в лекции даются необходимые разные подходы к исследуемым проблемам.
Основные учения и владения отрабатываются и закрепляются на практических занятиях. Аудиторные занятия (лекции, практические занятия) объединены с самостоятельной внеаудиторной работой студентов над рекомендуемой литературой, а также заданиями, которые выдаёт преподаватель и при подготовке к занятиям.
1. Методические указания обучающимся при подготовке к лекции
Лекция – это форма учебного процесса, основанная на передаче преподавателем новых знаний, изложении учебного материала для его целостного усвоения студентами в логической взаимосвязи. Материал для лекции преподаватель подбирает в соответствии с требованиями государственного стандарта образования и рабочей программы по предмету. Могут использоваться так же собственные, авторские разработки. Чаще всего используются лекции в режиме монолога преподавателя с учетом обратной связи студентов (вопросы, уточнения и т.п.). Для стимулирования познавательных процессов студентов, их активизации в процессе обучения применяются лекции в режиме диалога.
Рекомендуется следующим образом организовать время, необходимое для изучения дисциплины:
Изучение конспекта лекции в тот же день, после лекции – 10-15 минут.
Изучение конспекта лекции за день перед следующей лекцией – 10-15 минут.
Для понимания материала и качественного его усвоения рекомендуется такая последовательность действий:
• После прослушивания лекции и окончания учебных занятий, при подготовке к занятиям следующего дня, нужно сначала просмотреть и обдумать текст лекции, прослушанной сегодня (10-15 минут).
• При подготовке к лекции следующего дня, нужно просмотреть текст предыдущей лекции, подумать о том, какая может быть тема следующей лекции (10-15 минут).
• В течение недели выбрать время (не менее 1час) для работы с литературой в библиотеке.
2. Методические указания обучающимся при подготовке к практическим занятиям
При подготовке к практическим занятиям необходимо детального разобрать вопросы лекционного курса по изучаемой теме. Только после усвоения лекционного материала с определенной точки зрения (а именно с той, с которой он излагается на лекциях) он будет закрепляться на практических занятиях как в результате обсуждения и анализа лекционного материала, так и с помощью решения проблемных ситуаций. При этих условиях Вы не только хорошо усвоит материал, но и научится применять его на практике, а также получит дополнительный стимул (и это очень важно) для активной проработки лекции.
При самостоятельной подготовке к практическому занятию желательно прорешать предложенные задания. Решение заданий или примеров следует излагать подробно, действия располагать в строгом порядке. Решения при необходимости нужно сопровождать комментариями, схемами, и рисунками. Следует помнить, что решение каждой учебной задачи должно доводиться до окончательного логического ответа, которого требует условие, и по возможности с выводом.
При подготовке к семинарским занятиям Вам необходимо самостоятельно поработать с учебниками и книгами – это важнейшее условие формирования у себя научного способа познания. Основные советы здесь можно свести к следующим:
• Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
• Сам такой перечень должен систематизирован.
• Разобраться для себя, какие книги (или какие главы книг) следует прочитать более внимательно, а какие – просто просмотреть.
• Если Вы раньше мало работали с научной литературой, то следует выработать в себе способность «воспринимать» сложные тексты; для этого лучший прием – научиться «читать медленно», когда Вам понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его узнать).
Работа с учебниками и книгами основана на разных видах чтения:
1. просмотровое – используется для поиска материалов, содержащих нужную информацию, обычно к нему прибегают сразу после работы со списками литературы, в результате такого просмотра Вы устанавливаете, какие из источников будут использованы в дальнейшей работе;
2. ознакомительное – подразумевает сплошное, достаточно подробное прочтение отобранных глав, отдельных страниц, цель – познакомиться с характером информации, узнать, какие вопросы вынесены автором на рассмотрение, провести сортировку материала;
3. изучающее – предполагает доскональное освоение материала; в ходе такого чтения проявляется готовность принять изложенную информацию, реализуется установка на предельно полное понимание материала.
При работе с учебной литературой над тем или иным вопросом практического задания одновременно следует проводить конспектирование текста – краткое и последовательное изложение содержания прочитанного. В дальнейшем конспекты пригодятся Вам при подготовке к контрольным работам, экзаменам.
Методические рекомендации по составлению конспекта:
1. Внимательно прочитайте текст.
2. Кратко сформулируйте основные положения текста;
3. Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.
В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.
Составив план ответа на один вопрос, переходите к другому. В дальнейшем конспекты пригодятся Вам при подготовке к тестам, экзаменам.
4. Методические указания обучающимся при подготовке и выполнении тестовых заданий
Перед выполнением тестового задания следует внимательно просмотреть рекомендованные источники литературы, конспекты лекций.
При выполнении тестового задания, прежде всего, следует внимательно прочитать поставленный вопрос. После ознакомления с вопросом следует приступать к прочтению предлагаемых вариантов ответа. Необходимо прочитать все варианты и в качестве ответа следует выбрать лишь один индекс (цифровое обозначение), соответствующий правильному ответу. Тесты составлены таким образом, что в каждом из них правильным является лишь один из вариантов. Выбор должен быть сделан в пользу наиболее правильного ответа.
На выполнение теста отводится ограниченное время. Тестовые задания сгруппированы по темам учебной дисциплины.
5. Методические указания обучающимся при подготовке к коллоквиуму
Коллоквиум по главным разделам курса призван систематизировать, обобщить изучаемый материал, позволяет преподавателю проверить полноту знаний, целостность восприятия и правильность усвоения материала. Подготовка к коллоквиуму является этапом подготовки к экзамену.
На самостоятельную подготовку к коллоквиуму студенту отводится 2-4 недели. Подготовка включает в себя изучение рекомендованной литературы и выполнение приведенного задания.
6. Методические указания обучающимся при подготовке к экзамену
Экзамен – это форма итоговой отчетности студента по изученной дисциплине. Огромную роль в успешной подготовке к экзамену играет правильная организация подготовки к нему. Рекомендуется при подготовке к экзамену опираться на следующий план:
1. просмотреть программу курса, с целью выявления наиболее проблемных тем, вопросов, которые могут вызвать трудности при подготовке к экзамену.
2. прорешать тестовые задания, предложенные в учебно-методическом комплексе. При этом для эффективного закрепления информации первый раз без использования учебных материалов, второй раз с их использованием.
При выполнении первых двух пунктов плана студент получит возможность оценить свои знания и навыки по прослушанной дисциплине и сориентироваться при планировании объема подготовки.
1. темы необходимо изучать последовательно, внимательно обращая внимание на описание вопросов, которые раскрывают ее содержание. Начинать необходимо с первой темы.
2. после работы над первой темой необходимо ответить на контрольные вопросы к теме и решить тестовые задания к ней.
3. после изучения всех тем студенту рекомендуется ответить на контрольные вопросы по всему курсу.
Необходимо помнить:
1. ответы на вопросы экзаменатора должны быть четкими и полными.
2. Вы должен показать навыки грамотного владения терминами, знать их определения.
3. показать умения анализировать научный материал.
4. уметь описывать кристаллические структуры.
5. уметь решать задачи по дисциплине.