МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методология прикладного исследования

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра техносферной безопасности и аналитической химии
Направление подготовки20.04.01. Техносферная безопасность
ПрофильКомплексная безопасность, народосбережение, ресурсосбережение в системе БЖД
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план20_04_01_Техносферная безопасность_КБ-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 13
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.х.н., Доцент, Харнутова Е.П.

Рецензент(ы):
к.х.н., Доцент, Щербакова Л.В.

Рабочая программа дисциплины
Методология прикладного исследования

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 20.04.01 Техносферная безопасность (приказ Минобрнауки России от 25.05.2020 г. № 678)

составлена на основании учебного плана:
20.04.01 Техносферная безопасность
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии

Протокол от 29.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Темерев Сергей Васильевич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии

Протокол от 29.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Темерев Сергей Васильевич


1. Цели освоения дисциплины

1.1.дать магистрантам представление о классической научной методологии проведения исследований, о понятийном аппарате научно-исследовательской деятельности, о методах исследования применительно к предметной области магистерской программы

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
УК-1.1 Знает методы и основные принципы критического анализа и оценки проблемных ситуаций на основе системного подхода
УК-1.2 Анализирует проблемную ситуацию как систему, выявляя ее составляющие и связи внутри; осуществляет поиск вариантов решения поставленной проблемной ситуации; определяет стратегию достижения поставленной цели
УК-1.3 Применяет навыки критического анализа проблемных ситуаций на основе системного подхода и определяет стратегию действий для достижения поставленной цели
УК-2Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла
УК-2.1 Знает требования, предъявляемые к проектной работе; методы представления и описания результатов проектной деятельности; критерии и параметры оценки результатов выполнения проекта
УК-2.2 Формирует план-график реализации проекта в целом и план контроля его выполнения; организовывает и координирует работу участников проекта; представляет результаты проекта в различных формах
УК-2.3 Владеет навыками осуществления деятельности по управлению проектом на всех этапах его жизненного цикла
УК-2.4 Проектирует решение задачи, выбирая оптимальный способ ее решения, оценивая вероятные риски и ограничения в выборе решения поставленных задач
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- методы и основные принципы критического анализа и оценки проблемных ситуаций на основе системного подхода.
- требования, предъявляемые к проектной работе; методы представления и описания результатов проектной деятельности; критерии и параметры оценки результатов выполнения проекта.
3.2.Уметь:
3.2.1.- анализирует проблемную ситуацию как систему, выявляя ее составляющие и связи
внутри; осуществляет поиск вариантов решения поставленной проблемной ситуации;
определяет стратегию достижения поставленной цели.
- формирует план-график реализации проекта в целом и план контроля его выполнения;
организовывает и координирует работу участников проекта; представляет результаты проекта в различных формах.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- критического анализа проблемных ситуаций на основе системного подхода и определяет стратегию действий для достижения поставленной цели.
- осуществления деятельности по управлению проектом на всех этапах его жизненного цикла.
- решение задачи, выбирая оптимальный способ ее решения, оценивая вероятные риски и ограничения в выборе решения поставленных задач.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Научное знание, его принципы, законы получения научного знания, уровни знания
1.1. Наука как вид человеческой деятельности Лекции 1 2 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-2.4 Л1.1, Л1.2
1.2. Понятие о методе и методологии исследования. Уровни методологии Лекции 1 2 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-2.4 Л1.1, Л1.2
1.3. Наука, ее структура и значение Практические 1 2 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-2.4 Л1.1, Л1.2
1.4. История науки Сам. работа 1 6 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-2.4 Л1.1, Л1.2
1.5. Основы научно-исследовательской деятельности. Сущность и структура науки как особого вида знания Сам. работа 1 10 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-2.4 Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Методологические основы и типология методов научных исследований
2.1. Методологические основы и типология методов научных исследований Лекции 1 2 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-2.4 Л1.1, Л1.2
2.2. Логика и алгоритм научного исследования Лекции 1 2 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-2.4 Л1.1, Л1.2
2.3. Теоретические и эмпирические исследования Лекции 1 2 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-2.4 Л1.1, Л1.2
2.4. Основы теории эксперимента Лекции 1 2 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-2.4 Л1.1, Л1.2
2.5. Формы научного познания (проблемы, научные факты, гипотезы, теории, идеи, принципы, категории, законы). Уровни научного познания (эмпирический и теоретический) Сам. работа 1 20 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-2.4 Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Формат и требования к написанию магистерской диссертации как вида научного исследования
3.1. Планирование и организация научных исследлваний Лекции 1 2 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-2.4 Л1.1, Л1.2
3.2. Общие требования к организации магистерской подготовки Лекции 1 2 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-2.4 Л1.1, Л1.2
3.3. Выбор направления исследования. Общая схема хода научного исследования; обоснование актуальности проблемы сследования; определение объекта и предмета исследования; постановка цели, её связь с предметом исследования Сам. работа 1 20 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-2.4 Л1.1, Л1.2
3.4. Композиция магистерской диссертации, рубрикация текста, язык и стиль диссертации. Требования к написанию агистерской диссертации как вида научного исследования Лекции 1 2 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-2.4 Л1.1, Л1.2
3.5. Информационно-библиографические ресурсы Практические 1 2 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-2.4 Л1.1, Л1.2
3.6. Научное исследование: его сущность и особенности. Классификация научных исследований. Этапы проведения научного исследования. Методы научного исследования Практические 1 2 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-2.4 Л1.1, Л1.2
3.7. Виды и формы учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы студентов ВУЗа Практические 1 4 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-2.4 Л1.1, Л1.2
3.8. Языковые признаки научного стиля речи. Требования к языку и оформлению студенческих научных работ Практические 1 2 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-2.4 Л1.1, Л1.2
3.9. Структура научного текста Практические 1 2 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-2.4 Л1.1, Л1.2
3.10. Презентация научного проекта Практические 1 2 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-2.4 Л1.1, Л1.2
3.11. Предзащита и требования для допуска работы к предзащите. Формат защиты и подготовка материалов к защите (презентация, раздаточный материал, доклад) Лекции 1 2 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-2.4 Л1.1, Л1.2
3.12. Работа с информацией в рамках научного исследования Сам. работа 1 16 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-2.4 Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=9487
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-1: Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Наука - это...
а) выработка и теоретическая систематизация объективных знаний
б) учения о принципах построения научного познания
в) учения о формах построения научного познания
г) стратегия достижения цели
Ответ: а
2. Научное исследование - это...
а) целенаправленное познание
б) выработка общей стратегии науки
в) система методов, функционирующих в конкретной науке
г) учение, позволяющее критически осмыслить методы познания
Ответ: а
3. Методология науки - это...
а) система методов, функционирующих в конкретной науке
б) целенаправленное познание
в) воспроизведение новых знаний
г) учение о принципах построения научного познания
Ответ: а
4. Теория - это...
а) выработка общей стратегии науки
б) логическое обобщение опыта в той или иной отрасли знаний
в) целенаправленное познание
г) система методов, функционирующих в конкретной науке
Ответ: б
5.Основу методологии научного исследования составляет:
а) диагностический метод
б) общийметод
в) обобщение общественной практики
г) совокупность правил какого-либо искусства
Ответ: а
6.Семиотика - это...
а) наличие информации, которая должна использоваться при обучении конкретной дисциплине
б) воспроизведение новых знаний
в) учение о формах построения научного познания
г) стратегия достижения цели
Ответ: а
7. Фундаментальные исследования направлены
а) на создание теории обучения и воспитания, теории содержания образования, теории методов и организационных форм обучения и воспитания.
б) на разработку практических рекомендаций.
в) на обобщение научных результатов.
г) на создание теории обучения и воспитания.
Ответ: а
8. Прикладные исследования решают вопросы,
а) связанные с теорией.
б) связанные с научными открытиями.
в) связанные с научными исследованиями.
г) связанные с практикой, их назначение - давать научные средства для решения этих вопросов.
Ответ: г
9. Разработки содержат
а) практические рекомендации.
б) выводы.
в) конечные результаты исследований в такой форме, в которой они могут непосредственно применяться на практике.
г) теоретические обобщения.
Ответ: в
10. Стихийно-эмпирическое знание
а) содержат практические рекомендации.
б) вторично.
в) нейтрально.
г) первично, существует давно и актуально сейчас. В нем получение знаний не отделено от практической деятельности людей, практических действий с объектом.
Ответ: г
11. Научное познание отличается тем, что познавательную деятельность
а) в науке осуществляют не все, а студенты.
б) в науке осуществляют не все, а практики.
в) в науке осуществляют не все, а специально подготовленные люди - научные работники, ученые в форме научных исследований с применением спец. средств познания и методов исследования.
г) в науке осуществляют не все, а аспиранты и докторанты.
Ответ: в
12. Проблема указывает
а) на определенные трудности в научной работе.
б) на необходимость ее преодоления в процессе научной деятельности.
в) на неизвестное.
г) на неизвестное и побуждает к его познанию, обеспечивает целенаправленную мобилизацию прежних и организацию получения новых, добываемых в ходе исследования знаний.
Ответ: г
13. Обоснование проблемы
а) предполагает поиск аргументов в пользу ее решения, значимости ожидаемых результатов, сравнение с другими исследованиями.
б) предполагает поиск методов.
в) предполагает поиск аргументов в пользу ее решения.
г) связано с научной деятельностью.
Ответ: а
14. В формулировке темы
а) должна просматриваться актуальность.
б) должны просматриваться актуальность и то новое, что заключено в содержании, результатах и выводах.
в) должна просматриваться научная новизна..
г) должна просматриваться практическая значимость.
Ответ: б
15. Объект исследования -
а) это явление.
б) это процесс, избранный для изучения.
в) это явление или процесс, избранный для изучения.
г) это явление, избранный для изучения.
Ответ: в

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Наука - это ___
Ответ: сфера исследовательской деятельности, направленная на получение новых знаний о природе, обществе, мышлении.
2. Учение о принципах, формах, методах познания и преобразования действительности, применении принципов мировоззрения к процессу познания, духовному творчеству и практике - это ___
Ответ: методология
3. В структуре общенаучных методов и приемов выделяют три уровня. Это - ___
Ответ: наблюдение, эксперимент, сравнение
4. Эксперимент имеет две взаимосвязанных функции. Какие?
Ответ: опятная проверка гипотез и знаний и формирование новых научных концепций
5. Что относиться к общелогическим методам и приемам познания?
Ответ: анализ, синтез, абстрагирование
6. Какие функции выполняет наука?
Ответ: гносеологическую и трансформационную
7. Какие подходя осуществляются при рассмотрении содержания понятия "наука"?
Ответ: структурный, организационный и функциональный
8. Исходя из результатов деятельности, наука может быть: ____
Ответ: фундаментальная, прикладная и в виде разработок
9. Научно-техническая политика в развитии науки может быть: ___
Ответ: фронтальная, селективная и ассимиляционная
10. Главными целями научной политики в системе образования являются: ___
Ответ: подготовка научно-педагогических кадров
11. Предмет исследования - ___
Ответ: это то, что находится в границах объекта.
12. К чему может привести неправильный выбор объекта или предмета исследования?
Ответ: к ошибкам теоретического и практического характера.
13. Цель исследования - ___
Ответ: представление о результате, то, что должно быть достигнуто в итоге работы.
14. Что позволяет определить цель и задачи исследования ?
Ответ: логику, основные шаги, ведущие к разрешению проблемы и достижению результатов работы.
15. Гипотеза (от гр. hipothesis - основание, предположение) - ___
Ответ: научное предположение, требующее проверки на опыте и теоретического обоснования, подтверждения.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. При этом правильно написаны все уравнения реакций, расставлены коэффициенты, даны все необходимые пояснения и ответы на вопросы.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. При этом правильно написаны все уравнения реакций, расставлены коэффициенты, даны все необходимые пояснения и ответы на вопросы
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Задание понято правильно, в логических рассуждениях нет существенных ошибок, но допущены существенные ошибки в выборе формул. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Не верно написаны уравнения реакций, расставлены коэффициенты, даны не все необходимые пояснения и ответы на вопросы.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-2: Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. План-проспект -
а) это документ о принципах раскрытия темы
б) научный документ
в) это документ об основных положениях содержания будущей работы
г) это документ об основных положениях содержания будущей работы (учебника, диссертации), принципах раскрытия темы, построении, соотношении объемов частей
Ответ: г
2. Аннотация ―
а) это документ об основных положениях содержания будущей работы (учебника, диссертации).
б) это краткая характеристика содержания
в) это краткая характеристика содержания, целевого назначения издания, его читательского адреса, формы.
г) научный документ
Ответ: в
3. Оглавление и содержание ―
а) обязательные элементы справочного аппарата научных и методических работ.
б) разделы научной работы.
в) разделы книги.
г) разделы методической работы.
Ответ: а
4. Резюме (от франц. resumer ― излагать вкратце) -
а) это выводы.
б) это заключение
в) это практические рекомендации.
г) это краткое, в виде выводов, изложение содержания работы, чаще всего статьи, доклада.
Ответ: г
5.Приложения представляют собой часть текста,
а) имеющую дополнительное значение, но необходимую для более полного освещения темы: размещаются в конце издания.
б) размещаются в начале издания.
в) размечаются в конце каждой главы.
г) имеющую дополнительное значение.
Ответ: а
6.Предметный указатель содержит
а) список авторов
б) перечень авторов
в) список основных тематических объектов
г) перечень основных тематических объектов (предметов), обсуждаемых или упоминаемых в тексте научного, методического или справочного издания
Ответ: г
7. За единицу объема рукописи принимается авторский лист, (один ответ)
а) равный 10 тыс. печатных знаков
б) равный 30 тыс. печатных знаков
в) равный 20 тыс. печатных знаков
г) равный 40 тыс. печатных знаков (22-23 машинописные страницы, напечатанные через два интервала).
Ответ; г
8. Абзац представляет собой
а) отступ вправо в начале первой строки каждой части текста.
б) отступ влево в начале первой строки каждой части текста.
в) отступ вверху.
г) отступ внизу.
Ответ: а
9.Для научного текста характерны
а) целостность и связность
б) смысловая законченность, целостность и связность, здесь доминируют рассуждения, цель которых - доказательство истин, выявленных в результате исследования
в) краткость
г) смысловая законченность
Ответ: б
10.В научной работе речь чаще всего ведется
а) от нейтрального лица
б) первого лица
в) от третьего лица ("автор полагает"), редко употребляется форма первого и совсем не употребляется форма второго лица местоимений единственного числа
г) второго лица единственного числа
Ответ: в
11. Автор диссертации выступает
а) во втором лице единственного числа
б) от нейтрального лица
в) в единсвенном лице
г) во множественном числе и вместо "я" употребляет "мы", стремясь отразить свое мнение как мнение научной школы, научного направления
Ответ: г
12. Важное качество для автора научного текста ―
а) умение писать.
б) ясность, умение писать доступно и доходчиво.
в) умение писать доходчиво.
г) ясность.
Ответ: б
13. Выпускная квалификационная работа для магистра ―
а) это дипломная работа.
б) это научный труд.
в) это методический труд.
г) это магистерская диссертация.
Ответ: г
14. Библиографическое описание ―
а) это сведения.
б) это часть научного труда.
в) это представление о содержании научного труда.
г) сведения о произведении печати или другом документе, которые дают возможность получить представление о его содержании, читательском назначении, объеме и т. п.
Ответ: г
15. Библиографический список содержит
а) методические замечания.
б) практические рекомендации.
в) библиографическое описание.
г) библиографическое описание использованных и (или) рекомендованных источников и помещается в работе после заключения.
Ответ: г

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Определение объекта и предмета, цели и задач происходит на _______________ этапе научного исследования.
Ответ: подготовительном
2. Разработка гипотезы происходит на _______________ этапе научного исследования.
Ответ: подготовительном
3. Проверка гипотезы происходит на _______________ этапе научного исследования.
Ответ: исследовательском
4. Обоснование заключительных выводов и практических рекомендаций происходит на _______________ этапе научного исследования.
Ответ: исследовательском
5. Внедрение результатов исследования в практику происходит на _______________ этапе научного исследования.
Ответ: заключительном
6. Проблема научного исследования – это ___
Ответ: то, что предстоит открыть, доказать, нечто неизвестное в науке
7. Объект научного исследования – это ___
Ответ: источник информации, необходимой для исследования
8. Предмет научного исследования – это ___
Ответ: более конкретный источник информации, необходимой для исследования; то, что находится в границах предмета
9. Цель научного исследования – это ___
Ответ: краткая и точная формулировка того, что автор намеревается сделать в рамках исследования
10. Тема научного исследования – это ___
Ответ: уточнение проблемы, конкретизирующее основной замысел
11. Метод научного исследования - это ___
Ответ: способ исследования, способ деятельности
12. Методика научного исследования – это ___
Ответ: система последовательных действий, модель исследования
13. Наблюдение, эксперимент и сравнение относятся к основным ________________ методам исследования.
Ответ: эмпирическим
14. __________ - это квалификационная научная работа в определенной области науки, имеющая внутреннее единство, содержащая совокупность научных результатов, научных положений, выдвигаемых автором для публичной защиты и свидетельствующих о личном вкладе автора в науку и его качествах как ученого.
Ответ: диссертация
15. При выборе темы исследования имеют значение критерии:
Ответ: практическая значимость и перспективность

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. При этом правильно написаны все уравнения реакций, расставлены коэффициенты, даны все необходимые пояснения и ответы на вопросы.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. При этом правильно написаны все уравнения реакций, расставлены коэффициенты, даны все необходимые пояснения и ответы на вопросы
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Задание понято правильно, в логических рассуждениях нет существенных ошибок, но допущены существенные ошибки в выборе формул. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Не верно написаны уравнения реакций, расставлены коэффициенты, даны не все необходимые пояснения и ответы на вопросы.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 40.
ТИПОВОЙ ВАРИАНТ ТЕСТА
1. Отличительными признаками научного исследования являются:
- : целенаправленность
- : поиск нового
- : систематичность
- : строгая доказательность
+ : все перечисленные признаки
2. Основная функция метода:
+ : внутренняя организация и регулирование процесса познания
- : поиск общего у ряда единичных явлений
- : достижение результата
3. _____________ - это совокупность приемов, операций и способов теоретического познания и практического преобразования действительности при достижении определенных результатов.
+ : метод
- : принцип
- : эксперимент
- : разработка
4. _____________ - это сфера исследовательской деятельности, направленная на получение новых знаний о природе, обществе, мышлении.
+ : наука
- : апробация
- : концепция
- : теория
5. _____________ - это учение о принципах, формах, методах познания и преобразования действительности, применении принципов мировоззрения к процессу познания, духовному творчеству и практике.
+ : методология
- : идеология
- : аналогия
- : морфология
6. Все методы научного познания разделяют на группы по степени общности и широте применения. К таким группам методов НЕ относятся:
-: философские
- : общенаучные
- : частнонаучные
- : дисциплинарные
+ : определяющие
7. В структуре общенаучных методов и приемов выделяют три уровня. Из перечисленного к ним НЕ относится:
- : наблюдение
- : эксперимент
- : сравнение
+ : формализация
8. Эксперимент имеет две взаимосвязанных функции. Из представленного к ним НЕ относится:
- : опытная проверка гипотез и теорий
- : формирование новых научных концепций
+ : заинтересованное отношение к изучаемому предмету
9. К общелогическим методам и приемам познания НЕ относится:
- : анализ
- : синтез
- : абстрагирование
+ : эксперимент
10. Замысел исследования – это…
+ : основная идея, которая связывает воедино все структурные элементы методики, определяет порядок проведения исследования, его этапы
- : литературное оформление результатов исследования
- :накопление фактического материала
11. Наука выполняет функции:
- : гносеологическую
- : трансформационную
+ : гносеологическую и трансформационную
12. При рассмотрении содержания понятия «наука» осуществляется подходы:
- : структурный
- : организационный
- : функциональный
+ : структурный, организационный и функциональный
13. Исходя из результатов деятельности, наука может быть:
- : фундаментальная
- : прикладная
- : в виде разработок
+ : фундаментальная, прикладная и в виде разработок
14. Научно-техническая политика в развитии науки может быть:
- : фронтальная
- : селективная
- : ассимиляционная
+ : фронтальная, селективная и ассимиляционная
15. Главными целями научной политики в системе образования являются:
+ : подготовка научно-педагогических кадров
- : совершенствование научно-методического обеспечения учебного процесса
- : совершенствование планирования и финансирования научной деятельности
- : все перечисленные цели
16. Главным источником финансирования научно-исследовательских работ в вузах являются:
- : местный бюджет
- : федеральный бюджет
+ : внебюджетные средства
17. Методика научного исследования представляет собой:
- : систему последовательно используемых приемов в соответствии с целью исследования
- : систему и последовательность действий по исследованию явлений и процессов
- : совокупность теоретических принципов и методов исследования реальности
- : способ познания объективного мира при помощи последовательных действий и наблюдений
+ : все перечисленные определения
18. В формировании научной теории важная роль отводится:
- : индукции и дедукции
- : абдукции
- : моделированию и эксперименту
+ : всем перечисленным инструментам
19. Наука или комплекс наук, в области которых ведутся исследования, это …
+ : научное направление
- : научная теория
- : научная концепция
- : научный эксперимент
20. Основу любой науки составляет…
+ : терминология, профессиональная лексика
- : обычный разговорный язык
21. Метод научного познания, в основу которого положена процедура соединения различных элементов предмета в единое целое, систему, без чего невозможно действительно научное познание этого предмета:
- : Анализ
+ : Синтез
- : Индукция
- : Дедукция
22. Метод познания, при котором происходит перенос значения, полученного в ходе рассмотрения какого-либо одного объекта, на другой, менее изученный и в данный момент изучаемый:
- : Наблюдение
- : Эксперимент
+ : Аналогия
- : Синтез
23. Метод научного познания, основанный на изучении каких-либо объектов посредством их моделей:
+ : Моделирование
- : Аналогия
- : Эксперимент
- : Синтез
24. Метод научного познания, который заключается в переходе от некоторых общих посылок к частным результатам-следствиям:
- : Анализ
- : Синтез
- : Индукция
+ : Дедукция
24. Наука как форма общественного сознания возникла в…
+ : Древней Греции
- : Древнем Риме
- : Египте
- : Новое время
25. Науки о природе называются…
- : общественные науки
- : философские науки
- : технические науки
+ : естественные науки
26. Науки об общих законах развития природы, общества и мышления называются…
- : общественные науки
+ : философские науки
- : технические науки
- : естественные науки
27. Науки, занимающиеся решением технологических, инженерных, экономических и иных проблем, называются…
- : общественные науки
- : философские науки
+ : технические науки
- : естественные науки
28. Какие науки направлены на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей среды?
- : прикладные науки
+ : фундаментальные науки
- : технические науки
- : естественные науки
29. Целенаправленное познание, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов и теорий, называется…
- : научная теория
- : научная практика
- : научный метод
+ : научное исследование
30. Определение объекта и предмета, цели и задач происходит на _______________ этапе научного исследования.
+ : подготовительном
- : втором
- : исследовательском
- : заключительном
31. Проверка гипотезы происходит на _______________ этапе научного исследования.
- : первом
+ : исследовательском (втором)
- : подготовительном
- : заключительном
32. Проблема научного исследования – это…
+ : то, что предстоит открыть, доказать, нечто неизвестное в науке
- : то, что не получается у автора научного исследования
- : источник информации, необходимой для исследования
- : более конкретный источник информации, необходимой для исследования
33. Объект научного исследования – это…
- : то, что предстоит открыть, доказать, нечто неизвестное в науке
- : то, что не получается у автора научного исследования
+ : источник информации, необходимой для исследования
- : более конкретный источник информации, необходимой для исследования
34. Предмет научного исследования – это…
- : то, что предстоит открыть, доказать, нечто неизвестное в науке
- : то, что не получается у автора научного исследования
- : источник информации, необходимой для исследования
+ : более конкретный источник информации, необходимой для исследования; то, что находится в границах предмета
35. Цель научного исследования – это…
+ : краткая и точная формулировка того, что автор намеревается сделать в рамках исследования
- : уточнение проблемы, конкретизирующее основной замысел
- : источник информации, необходимой для исследования
- : то, что предстоит открыть, доказать, нечто неизвестное в науке
36. Гипотеза научного исследования – это…
- : уточнение проблемы, конкретизирующее основной замысел
- : то, что предстоит открыть, доказать, нечто неизвестное в науке
+ : предположительное суждение о закономерной (причинной) связи явлений
- : источник информации, необходимой для исследования
37. Метод научного исследования – это…
- : система последовательных действий, модель исследования
- : предварительные обобщения и выводы
- : временное предположение для систематизации имеющегося фактического материала
+ : способ исследования, способ деятельности
38. Методика научного исследования – это…
+ : система последовательных действий, модель исследования
- : предварительные обобщения и выводы
- : временное предположение для систематизации имеющегося фактического материала
- : способ исследования, способ деятельности
39. Наблюдение, эксперимент и сравнение относятся к основным ________________ методам исследования.
- : общекультурным
- : общелогическим
+ : эмпирическим
- : теоретическим
40. Целенаправленное изучение предметов, которое опирается в основном на данные органов чувств (ощущение, восприятие, представление) – это…
+ : наблюдение
- : эксперимент
- : сравнение
- : теоретизация

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Горелов, Н. А. Методология научных исследований: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Дрещинский, В. А. Методология научных исследований : учебник для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт , 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Методология прикладного исследования (магистранты ТБ) portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно)
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно)
Adobe Reader (http://wwwimages.adode.com/content/dam/Adode/en/legan/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно)
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (http://astalinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно)
Libre Office (http://ru.libreoffice.org/), (бессрочно)
Веб-браузер Сhromium (http://www.chromium.org/Home), (бессрочно)
Антивирус Касперский (http://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024)
Архиватор ARK (http://apps.kde.org/ark/), (бессрочно)
Okular (http://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно)
Редактор изображений Gimp(http://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Информационно-справочная система Консультант плюс (http://www.consultant.ru)
2. Научная электронная библиотека (https://elibrary.ru Научная электронная библиотека)
3. Реферативная база данных ВИНИТИ РАН (http://www.viniti.ru).
4. Реферативная база данных научной периодики «Scopus» (http://www.scopus.com/)
5. Реферативно-библиографическая база данных научной периодики «Web of Science» (http://www.webofknowledge.com/).
6. Сеть патентной информации Европейского патентного ведомства «Espacenet» (http://worldwide.espacenet.com/).
7. Информационный ресурс SpringerLinc (https://link.springer.com)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
501К лаборатория проблем комплексной безопасности; кабинет безопасности жизнедеятельности; кабинет безопасности жизнедеятельности и охраны труда - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 44 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; стационарный экран; стационарный проектор: Optoma DS347 - 1 ед.; средства индивидуальной защиты, комплект индивидуальных дозиметров, манекен-тренажер для реанимационных мероприятий; набор плакатов.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины. Дисциплина включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, практические занятия, самостоятельная работа.
Во время лекций студент получает систематизированные знания. Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников.
Цель практических занятий, проводимых по дисциплине - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине.
Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы, упражнения и задачи, ответы на которые или выполнение и решение без предварительной подготовки не представляются возможными.
В процессе подготовки к практическим занятиям, необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно – методической, а также научной литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодически х изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у студентов свое отношение к конкретной проблеме. Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по теме практического занятия, что позволяет студентам проявить свою индивидуальность в рамках выступления на данных занятиях, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.
При ответах на вопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. Возможны и несколько вариантов ответов.
При подготовке к занятиям обучаемые могут пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами и др.), которыми располагает учебное заведение. Эти же средства могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы.
Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем.
Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме зачета.