МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Расчет и проектирование систем обеспечения экологической безопасности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра техносферной безопасности и аналитической химии
Направление подготовки20.04.01. Техносферная безопасность
ПрофильКомплексная безопасность, народосбережение, ресурсосбережение в системе БЖД
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план20_04_01_Техносферная безопасность_КБ-2023
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 62
самостоятельная работа 127
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Лабораторные 22 22 22 22
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 127 127 127 127
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
кандидат хим. наук, доцент, Щербакова Людмила Владимировна

Рецензент(ы):
кандидат хим. наук, доцент, председатель методической комиссии, Харнутова Елена Павловна

Рабочая программа дисциплины
Расчет и проектирование систем обеспечения экологической безопасности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 20.04.01 Техносферная безопасность (приказ Минобрнауки России от 25.05.2020 г. № 678)

составлена на основании учебного плана:
20.04.01 Техносферная безопасность
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии

Протокол от 29.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Темерев Сергей Васильевич, доктор хим. наук, доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии

Протокол от 29.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Темерев Сергей Васильевич, доктор хим. наук, доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.- формирование теоретической базы знаний о методах и средствах обеспечения безопасности технологических процессов;
- приобретение практических навыков расчета наиболее распространенных элементов защиты технологического оборудования и технологических систем.
Задачи:
- изучение методологических подходов и основных принципов расчетов и проектирования систем обеспечения безопасности, основ проектирования сооружений для очистки воздуха, сточных вод, переработки техногенных отходов;
- освоение применения основных принципов создания систем экологической безопасности в профессиональной деятельности, выполнения расчетов основных технологических параметров систем обеспечения экологической безопасности техногенных объектов;

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-5Способен организовывать мониторинг в техносфере и анализировать его результаты, составлять краткосрочные и долгосрочные прогнозы развития ситуации и разрабатывать мероприятия по предупреждению негативных последствий
ПК-5.1 Знает методы и методики исследования, испытаний и экспериментальных работ по мониторингу объектов окружающей среды
ПК-5.2 Проводит наблюдения и измерения, составляет их описание и формулирует выводы
ПК-5.3 Проводит статистическую обработку полученных результатов исследований, испытаний и экспериментов по мониторингу объектов окружающей среды, на основе которых разрабатывает мероприятия по предупреждению негативных последствий
УК-2Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла
УК-2.1 Знает требования, предъявляемые к проектной работе; методы представления и описания результатов проектной деятельности; критерии и параметры оценки результатов выполнения проекта
УК-2.2 Формирует план-график реализации проекта в целом и план контроля его выполнения; организовывает и координирует работу участников проекта; представляет результаты проекта в различных формах
УК-2.3 Владеет навыками осуществления деятельности по управлению проектом на всех этапах его жизненного цикла
УК-2.4 Проектирует решение задачи, выбирая оптимальный способ ее решения, оценивая вероятные риски и ограничения в выборе решения поставленных задач
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- Знает требования, предъявляемые к проектной работе; методы представления и описания результатов проектной деятельности; критерии и параметры оценки результатов выполнения проекта.
- Знает методы и методики исследования, испытаний и экспериментальных работ по мониторингу объектов окружающей среды.
3.2.Уметь:
3.2.1.- Формирует план-график реализации проекта в целом и план контроля его выполнения; организовывает и координирует работу участников проекта; представляет результаты проекта в различных формах.
- Проводит наблюдения и измерения, составляет их описание и формулирует выводы.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- Владеет навыками осуществления деятельности по управлению проектом на всех этапах его жизненного цикла.
- Проектирует решение задачи, выбирая оптимальный способ ее решения, оценивая вероятные риски и ограничения в выборе решения поставленных задач.
- Проводит статистическую обработку полученных результатов исследований, испытаний и экспериментов по мониторингу объектов окружающей среды, на основе которых разрабатывает мероприятия по предупреждению негативных последствий

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Методологические подходы к расчету и проектированию систем обеспечения безопасности
1.1. Состав и характеристика техногенного объекта.Нормативно-техническая база и процедура расчета и проектирования систем обеспечения безопасности. Лекции 3 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Основные понятия систем обеспечения безопасности. Лекции 3 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.3. Нормативно-техническая база и процедура расчета и проектирования систем обеспечения безопасности. Практические 3 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.4. Формирование инженерных систем обеспечения экологической безопасности. Проектирование.Общие требования в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и техногенных объектов. Сам. работа 3 10 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.5. Процедура расчета и проектирования систем обеспечения безопасно:Стадии проектирования. Разработка технического задания. Состав разделов проектной документации. Требования к содержанию разделов проектной документации. Общие требования в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и техногенных объектов. Сам. работа 3 10 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Расчет и проектирование систем обеспечения экологической безопасности воздушного бассейна
2.1. Классификация источников загрязнений атмосферы, свойства и характеристика выбросов.Особенности расчета и проектирования систем обеспечения экологической безопасности воздушного бассейна. Лекции 3 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.2. Расчет, проектирование систем и технологического оборудования химических методов очистки Лекции 3 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.3. Исследование осаждения твердых частиц в газе и жидкости под действием силы тяжести Лабораторные 3 4 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л1.2, Л2.1
2.4. Исследование запыленности газового потока, движущегося в трубопроводе Лабораторные 3 4 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4
2.5. Промышленное применение технологий обезвреживания выбросов в атмосферу Практические 3 4 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.6. Расчет распределения выбросов вредных веществ из дымовой трубы по оси факела рассеивания Практические 3 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.7. Расчет концентрации вредных веществ промышленных выбросов около дымовой трубы Практические 3 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.8. Расчет и проектирование сооружений термического обезвреживания газов от легкоокисляемых, токсичных и дурно-пахнущих веществ Практические 3 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.9. Промышленное применение технологий обезвреживания выбросов в атмосферу. Сам. работа 3 10 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.10. Аппаратура и рабочие параметры процесса улавливания пылей. Способы интенсификации работы газоочистных установок. Рекуперация пылей. Экономические аспекты пылеулавливания Сам. работа 3 4 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.11. Каталитические методы очистки газов от газообразных соединений Основы каталитических методов очистки. Методы каталитического обезвреживания газов: стационарный метод, нестационарный способ (реверспроцесс). Сам. работа 3 6 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.12. Расчётно-графические работы. Сам. работа 3 20 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Расчет и проектирование систем обеспечения экологической безопасности объектов гидросферы
3.1. Характеристика состава сточных вод и выбор технологий очистки сточных вод и состава очистных сооружений.Расчет сооружений химической и физико-химической очистки сточных вод. Лекции 3 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.2. Классификация методов очистки сточных вод. Выбор технологий очистки сточных вод и состава очистных сооружений Лекции 3 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.3. Изучение процесса ионного обмена на катионите КШ-2-8 Лабораторные 3 4 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.4. Оптимизация конструктивных решений водораспределительной и водосборной системы горизонтального отстойника, на основе оценки гидравлического совершенства модели аппарата Лабораторные 3 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4
3.5. Расчет песколовки. Практические 3 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.6. Расчет аэротенка. Практические 3 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.7. Расчет сооружений для обеззараживания сточных вод Практические 3 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.8. Расчет сооружений механической очистки сточных вод. Сам. работа 3 4 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.9. Расчет сооружений для очистки сточных вод физикохимическими методами (коагуляция, флотация, адсорбция). Расчет смесителей и камер хлопьеобразования, напорного флотатора, адсорбера. Сам. работа 3 6 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.10. Основы расчета сооружений биохимической очистки сточных вод Сам. работа 3 4 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.11. Расчётно-графические работы - Применение адсорбционных и ионообменных методов для очистки сточных вод. Расчет фильтров. Сам. работа 3 20 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Расчет и проектирование систем обеспечения экологической безопасности объектов литосферы
4.1. Основные подходы к классификации техногенных отходов, их характеристика. Расчет сооружений физико-химической подготовки и переработки техногенных отходов. Лекции 3 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.2. Расчет сооружений для механической, физико-химической, биологической, термической подготовки и переработки твердых отходов Лекции 3 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.3. Расчет и проектирование сооружений для растворения техногенных отходов. Лабораторные 3 4 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.4. Определение класса опасности отходов производства и потребления расчетным путем Лабораторные 3 4 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.5. Расчет и проектирование сооружений для сушки техногенных отходов. Практические 3 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.6. Расчет сооружений для термической подготовки и переработки техногенных отходов(Расчет и проектирование сооружений для пиролиза техногенных отходов;Расчет и проектирование сооружений для газификации техногенных отходов; Расчет и проектирование сооружений для сжигания техногенных отходов) Практические 3 4 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.7. Расчет сооружений для механической подготовки и переработки твердых отходов. Сам. работа 3 6 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.8. Расчет и проектирование сооружений для обезвоживания техногенных отходов. Расчет сооружений биологической подготовки и переработки техногенных отходов Сам. работа 3 7 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.9. Расчётно-графические работы - Расчет сооружений для биологической подготовки и переработки твердых отходов. Расчет метантенков. Сам. работа 3 20 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.10. Экзамен 3 27 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3751

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-2: Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Жизненный цикл техногенного объекта НЕ включает этап:
а)прединвестиционный
б)инвестиционный
в)эксплуатационный
г)рекультивационный
д) инкубационный
Ответ:д)
2.Рекультавационный этап жизненного цикла техногенного объекта, в звисимости от целей, может включать различные методы, одним из которых является:
а) выбор площадки для размещения объекта
б) получение разрешения на строительство
в) реконструкция объекта
г) эксплуатация объекта
Ответ:в)
3. Цель проекта – это:
а) сформулированная проблема, с которой придется столкнуться в процессе выполнения проекта
б) утверждение, формулирующее общие результаты, которых хотелось бы добиться в процессе выполнения проекта
в) комплексная оценка исходных условий и конечного результата по итогам выполнения проекта
г) результат каждого этапа жизненного цикла технологического проекта
Ответ: б)
4. Реализация проекта – это:
а) создание условий, требующихся для выполнения проекта за нормативный период
б) наблюдение, регулирование и анализ прогресса проекта
в) комплексное выполнение всех описанных в проекте действий, которые направлены на достижение его целей
г) приемка в эксплуатацию законченного строительством объекта (акт сдачи-приемки законченного строительством объекта)
Ответ: в)
5. Проект отличается от процессной деятельности тем, что:
а) процессы менее продолжительные по времени, чем проекты
б) для реализации одного типа процессов необходим один-два исполнителя, для реализации проекта требуется множество исполнителей
в) процессы однотипны и цикличны, проект уникален по своей цели и методам реализации, а также имеет четкие срока начала и окончания
г) процессы являются рутинными операциями, а проектная деятельность более многосложна.
Ответ: в)
6. Что включают в себя процессы организации и проведения контроля качества проекта?
а) проверку соответствия уже полученных результатов заданным требованиям
б) составление перечня недоработок и отклонений
в) составления перечня выполненных процессов
г) промежуточный и итоговый контроль качества с составлением отчетов
Ответ: г)
7. Какие факторы сильнее всего влияют на реализацию проекта?
а) экономические и социальные
б) экономические и организационные
в) экономические и правовые
г) экономические и политические
Ответ: в)
8. Назовите отличительную особенность инвестиционных проектов:
а) большой бюджет
б) высокая степень неопределенности и рисков
в) целью является обязательное получение прибыли в результате реализации проекта
г) возможность влиялия на эксплутационные параметры объекта
Ответ: б)
9. Инициация проекта является стадией в процессе управления проектом, по итогам которой:
а) объявляется окончание выполнения проекта
б) санкционируется начало проекта
в) утверждается укрупненный проектный план
г) выбирается площадка для строительства объекта
Ответ: б)
10. Участники проекта – это:
а) потребители, для которых предназначался реализуемый проект
б) заказчики, инвесторы, менеджер проекта и его команда
в) физические и юридические лица, непосредственно задействованные в проекте или чьи интересы могут быть затронуты в ходе выполнения проекта
Ответ: в)
11. Какие факторы необходимо учитывать в процессе принятия решения о реализации инвестиционного проекта?
а) инфляцию и политическую ситуацию в стране
б) инфляцию, уровень безработицы и альтернативные варианты инвестирования
в) инфляцию, риски, альтернативные варианты инвестирования
Ответ: в)
12.Правильно поставленная цель проекта должна быть:
а) логичной и прагматичной
б) конкретной и четкой
в) измеримой и достижимой
г) ясной и понятной
Ответ: б)
13. Ваш заказчик установил продолжительность проекта равной 4 месяцам. Вы - руководитель проекта и знаете, что проект можно выполнить за 2 месяца. Это требование заказчика является:
a) ограничением
б) возможностью
в) допуском
г) границей по срокам
Ответ: г)
14. Основные проектные документы. Что из перечисленного верно:
a) план управления проектом является частью документа «Устав проекта»
б) план управления проектом содержит результаты планирования таких областей, как содержание, сроки, стоимость
в) устав проекта содержит результаты планирования таких областей, как содержание, сроки,стоимость, коммуникации и риски
г) устав проекта является составной частью плана управления проектом
Ответ: б)
15. Стратегия работы с заинтересованными сторонами проекта должна быть направлена на:
a) определение степени вовлеченности в проект
б) изменение уровня вовлеченности заинтересованных сторон
в) снижение степени влияния заинтересованного лица на проект
г) о повышение уровня вовлеченности заинтересованных сторон
Ответ: а)

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
85 % - отлично
70 % - хорошо
50 % - удовлетворительно
Менее 50 % - неудовлетворительно

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Какое понятие соответствет формулировке "____________-разработка, согласование и утверждение предпроектной и проектной документации (и других материалов: моделей, макетов), предназначенной для осуществления строительства предприятий, зданий и сооружений".
Ответ: Проектирование
2. Какое понятие соответствет формулировке "____________-совокупность исчерпывающей информации в виде расчетов, чертежей, моделей, макетов, регламентов, инструкций и других материалов, необходимых для строительства предприятий, зданий и сооружений.".
Ответ: Проект
3.Закончите предложение: На стадии планирования разрабатываются ___________ .
Ответ: оценки и прогнозы
4.Вставьте пропущенное слово:"В процессах ________________ выявляются отклонения от плана проекта".
ответ: мониторинга и контроля
5. Закончите предложение: Сбор требований к проекту выполняется после _________ .
Ответ: определения содержания проекта
6. Основное назначение вех на проекте - _________.
Ответ: деление проекта на этапы
7. Верно ли следующее утверждение: "Каждая работа проекта должна иметь предшествующую и последующую стадию, за исключением первой и последней. В сетевой диаграмме запрещены циклические связи"
Ответ: верно
8. Верно ли следующее утверждение: "В оценку длительности элементарной задачи проекта не включают резервы на риски"
Ответ: верно
9.Какая часть ресурсов расходуется на начальном этапе реализации проекта?
Ответ: 9-15 %
10. Что включают в себя процессы организации и проведения контроля качества проекта?
Ответ: промежуточный и итоговый контроль качества с составлением отчетов
11. Закончите предложение: "Структурная декомпозиция проекта – это....".
Ответ: наглядное изображение в виде графиков и схем всей иерархической структуры работ проекта
12. Как называется временной промежуток между началом реализации и окончанием проекта?
Ответ: жизненный цикл проекта
13. Вставьте пропущенное слово:"Проект, который имеет лишь одного постоянного сотрудника – управляющего проектом, является ______________ матричной структурой.
Ответ: слабой
14. Вставьте пропущенное слово: "Три способа финансирования проектов: самофинансирование, использование заемных и ____ средств".
Ответ: привлекаемых
15. Вставьте пропущенное слово: "Состояния, которые проходит проект в процессе своей реализации – это __________ проекта".
Ответ: фазы
16. Назовите метод контроля фактически выполненных работ по реализации проекта, позволяющий провести учет некоторых промежуточных итогов для незавершенных работ.
Ответ: 50 на 50
17. Два инструмента, содействующих менеджеру проекта в организации команды, способной работать в соответствии с целями и задачи проекта – это структурная схема организации и _________ .
Ответ: матрица ответственности
18. Верно ли утверждение, что сбор требований, определение содержания, создание иерархической структуры работ, определение операций и их последовательности, оценка ресурсов, оценка длительности операций, управление рисками и планирование закупок происходят в рамках группы процессов планирования?
Ответ: да
19. Мы смогли идентифицировать риск и определить его вероятность, но не смогли оценить влияние на проект. Данный риск относится к _____:
Ответ: объективным
20. Укажите корректное определение риска проекта. "Риск проекта - ______ ".
Ответ:вероятностное событие, которое в случае своего возникновения позитивно или негативно воздействует на проект

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично»: выполнено 88 – 100% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос.
«Хорошо»: Овыполнено 62 – 87% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос; однако были допущены неточности в определении понятий, терминов и др.
«Удовлетворительно»: Овыполнено 61 – 36% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан неполный ответ на поставленный вопрос, в ответе не присутствуют доказательные примеры, текст со стилистическими и орфографическими ошибками.
«Неудовлетворительно»: выполнено 0 – 35% заданий предложенного теста, на поставленные вопросы ответ отсутствует или неполный, допущены существенные ошибки в теоретическом материале (терминах, понятиях).


ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-5: Способен организовывать мониторинг в техносфере и анализировать его результаты, составлять краткосрочные и долгосрочные прогнозы развития ситуации и разрабатывать мероприятия по предупреждению негативных последствий
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Вещества, обладающие нежелательной химической устойчивостью в окружающей среде, называются:
а) экотоксиканты
б) ксенобиотики
в) биогенные вещества
г) персистентные вещества
Ответ: г)
2. Выберите параметр, отражающий стандарты качества окружающей среды.
а) уровень экономического развития
б) уровень общественных потребностей
в) уровень экономической стабильности
г) уровень фактического воздействия промышленных объектов на окружающую среду
Ответ: г)
3. Выберите определение отражающее главную цель "Глобального мониторинга"
а) определяет состав газовых выбросов в источнике
б) получает информацию о фоновых уровнях концентрации атмосферных составляющих, их вариациях и долгопериодных изменениях
в) используется неконтактные методы анализа, не требующие взятия проб
г) позволяет выявить основные пути распространения загрязняющих веществ на большие расстояния
Ответ: г)
4. Предварительное удаление серы из угля не может осуществляться:
а) химическим методом
б) термическим методом
в) гравитационным методом
г) биологическим методом
Ответ: в)
5. Источники выбросов в атмосферу делятся на:
а) неорганизованные
б) аварийные
в) организованные
г) смешанные
Ответ: а), в)
6. К физическим факторам загрязнения атмосферы относятся:
а) разрушение озонового слоя
б) тепловое загрязнение
в) электромагнитные излучения
г) шумовое загрязнение
Ответ: б), в), г)
7. В наиболее общем виде под загрязнением окружающей среды понимают:
а) все, что выводит экологические системы из равновесия, отличается от нормы, наблюдаемой (длительное время) и желательной для человека
б) внесение в окружающую среду несвойственных ей химических компонентов
в) введение в экосистемы несвойственных им видов
г) захоронение радиоактивных отходов
Ответ: а)
8. Среди ниже перечисленных процессов укажите не относящиеся к утилизации и ликвидации твердых отходов:
а) гидролиз
б) электродиализ
в) пиролиз
г) прессование
Ответ: а), б)
9. Для выделения из сточной воды взвешенных веществ, имеющих большую или меньшую плотность по отношению к плотности воды, используют:
а) песколовки
б) маслоуловители
в) усреднители
г) решетки
Ответ: а), б)
10. Сточные воды предприятий мясной, рыбной, молочной, пищевой, целлюлозно-бумажной, химической, микробиологической промышленности; заводы по производству пластмасс, каучука и др. относятся к группе:
а) загрязненные преимущественно минеральными примесями
б) не загрязненные
в) загрязненные преимущественно органическими примесями
г) загрязненные минеральными и органическими примесями
Ответ: г)
11.Для воды хозяйственно- питьевого назначения становится опасной общая минерализация равная (г/м3)
а) 600
б) 1500
в) 300
г) 900
Ответ: б)
12. Наиболее предпочтительным методом переработки твердых бытовых отходов является:
а) пиролиз при температуре 1700оС
б) сжигание отходов на мусороперерабатывающих заводах
в) предварительная сортировка, утилизация и реутилизация ценных отходов
г) строительство полигонов для их захоронения
Ответ: в)
13. Загрязнения атмосферы нередко являются причиной
а) болезней глаз
б) заболеваний пищеварительной системы
в) аллергических заболеваний
г) болезней крови
Ответ: в)
14. При выборе фильтрующего материала для очистки пылегазовой смеси, помимо его стоимости, необходимо учитывать следующие показатели:
а) пористость
б) механическую прочность
в) фракционный состав
г) химическую стойкость
Ответ: б), в), г)
15. Бездымность сгорания парогазовых смесей в установках термического обезвреживания достигается за счет:
а) введение в смесь специальных антидымных компонентов
б) применение сажевых фильтров
в) более полного сгорания углеродсодержащих веществ
г) применение электрофильтров
Ответ: в)

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
85 % - отлично
70 % - хорошо
50 % - удовлетворительно
Менее 50 % - неудовлетворительно


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1.Перечислитене менее пяти газов, концентрации в атмосфере которых при техногенной аварии с выбросом в атмосферу загрязняющих веществ оказывают наибольшую опасность.
Ответ: оксид азота, диоксид серы, хлор, аммиак, сероводород
2. Какое понятие соответствет формулировке "____ остатки сырья, материалов и полупродуктов, образующиеся при получении заданной продукции, которые частично или полностью утратили свои качества и не соответствуют стандартам (техническим условиям). Эти остатки после соответствующей обработки могут быть использованы в сфере производства или потребления".
Ответ: отходы производства
3. Какой критерий используют для более полной оценки качества среды?
Ответ: ПДЭ - предельно допустимая экологическая нагрузка
4. Основными источниками оксидов азота являются газы, образующиеся на стационарных установках при сжигании топлива, на их долю приходится _______% от всех выбросов.
Ответ: 6-8%
5. Верно ли следующее утверждение: "Безотходное производство при соответствующем уровне технического развития"?
Ответ: да
6. Перечислите нормативы, который в настоящее время являются главными нормативами качества окружающей среды?
Ответ: ПДК, ПДВ, ПДС
7. укажите основное требования к экологичности готовой продукции.
Ответ: безопасность
8. Закончите предложение: "Крупные земляные наземные сооружения объемом до десятков миллионов кубических метров и глубиной до 50 м, сроком службы более 10 лет, для хранения отходов систем водоснабжения и канализации химических и нефтехимических предприятий, называются ________ ".
Ответ: полигоны
9. Закончите предложение: "Состояние защищенности личности от угроз, вызываемых повседневным загрязнением среды обитания в связи с хозяйственной деятельностью человека, а также в результате стихийных бедствий и катастроф. называется ____".
Ответ: экологической безопасностью
10. Как называется вторичная переработка отходов до степени, допустимой для разложения и включения в естественные круговороты?
Ответ: рекуперация
11. Любая деятельность человека, исключающая вредное воздействие на окружающую среду, а также положение, при котором путем правового нормирования выполнение экологических, природозащитных и инженерно-технических требований предотвращаются и ограничиваются, опасные для жизни и здоровья людей, разрушительные для народного хозяйства и окружающей среды последствия экологических катастроф, называется ______ .
Ответ: экологическая безопасность
12. Воздействие каких сил позволяют проводить очистку пылегазовой смеси в циклонах и батарейных циклонах?
Ответ: Воздействие центробежных сил
13. Какой особенностью работы обладают мокрые пылеуловители?
Ответ: вынос брызг орошающей жидкости из аппаратов
14. Закончите выражение: "Для улучшения смачиваемости частиц необходимо создать условия для разрушения газовой пленки. Это достигается либо организацией движения газового потока в условиях высокой турбулентности, либо _________.
Ответ: вводом в орошающую жидкость специальных поверхностно-активных веществ
15. Извлеченный из газовой фазы компонент, перешедший в адсорбированное состояние, называется _____________ .
Ответ:адсорбтивом
16. Закончите выражение: "Выбор методов очистки сточных вод зависит от _____________".
Ответ: фазово-дисперсного состава примесей и содержания взвешенных веществ
17. Закончите выражение: "Для очистки сточных вод, содержащих ионы тяжелых металлов, магния, кальция и прочие, используют ______ методы.
Ответ: осадительные, ионообменные или мембранные (обратный осмос) методы
18. Для очистки сточных вод от грубодисперсных примесей применяют механические методы очистки, к которым относятся:__________.
Ответ: процеживание, отстаивание и фильтрование
19. Скорость движения воды в песколовках не должна превышать ________ (при максимальном притоке).
Ответ: 0,3 м/с
20. Вставьте пропущенные слова в выражение: "Отстойники представляют собой резервуары или бассейны для выделения из жидкости взвешенных примесей путем осаждения их под действием ______ при пониженной скорости потока".
Ответ: гравитационных сил

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично»: выполнено 88 – 100% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос.
«Хорошо»: Овыполнено 62 – 87% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос; однако были допущены неточности в определении понятий, терминов и др.
«Удовлетворительно»: Овыполнено 61 – 36% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан неполный ответ на поставленный вопрос, в ответе не присутствуют доказательные примеры, текст со стилистическими и орфографическими ошибками.
«Неудовлетворительно»: выполнено 0 – 35% заданий предложенного теста, на поставленные вопросы ответ отсутствует или неполный, допущены существенные ошибки в теоретическом материале (терминах, понятиях)..



5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Оценочные материалы для проведения рефератов размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3751

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ УК-2: Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла и ПК-5: Способен организовывать мониторинг в техносфере и анализировать его результаты, составлять краткосрочные и долгосрочные прогнозы развития ситуации и разрабатывать мероприятия по предупреждению негативных последствий

ПРИМЕРЫ ТЕМ РЕФЕРАТОВ
1. Проектирование биоинженерных сооружениях для доочистки сточных вод от тяжелых и цветных металлов.
2. Проектирование устройства по регулированию поступления в водные объекты рассредоточенных (диффузных) примесей.
3. Проектирование устройства по регулированию поступления в водные объекты синтетических поверхностно-активных веществ.
4.Влияние кислотных дождей на объекты гидросферы.
5. Гидролиз солей и органических соединений в природных водоемах. Фотолиз в водной среде. Комплексообразование в гидросфере.
6. Современное состояние проблемы защиты гидросферы.
7.Бионакопление тяжелых металлов, пестицидов, радионуклидов в организмах, обитающих в водной среде.
8. Возможность биологической токсификации загрязнителей в водных организмах.
9. Последствия хлорирования загрязненных природных вод при водоподготовке.
10.Мембранные аппараты для очистки сточных вод.
11. Глубокая очистка (доочистка) сточных вод. Установки для обеззараживания сточных вод.
12. Очистка щелочных сточных вод гальванического производства.
13. Проектирование системы очистки сточных вод котельного завода.
14. Проектирование системы очистки сбросов нефтеперерабатывающего предприятия.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ РЕФЕРАТОВ
"Зачтено": студентом представлен реферат, содержание которого основано на глубоком и всестороннем знании темы, изученной литературы, изложено логично, аргументировано и в полном объеме. Основные понятия, выводы и обобщения сформулированы убедительно и доказательно, с корректным использованием соответствующих терминов и понятий в контексте ответа; предоставлена аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.Студент твердо знает основные категории, умело применяет их для изложения материала.
"Незачтено": студентом представлен реферат, в котором обнаружено неверное изложение основных вопросов темы, обобщений и выводов нет. Текст реферата целиком или в значительной части дословно переписан из первоисточника без ссылок на него.



Оценочные материалы для проведения расчетно-графических работ размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3751

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-5: Способен организовывать мониторинг в техносфере и анализировать его результаты, составлять краткосрочные и долгосрочные прогнозы развития ситуации и разрабатывать мероприятия по предупреждению негативных последствий
ПРИМЕР ОЦЕНОЧНОГО СРЕДСТВА
Задание - Рассчитать электрофильтр заданной марки.
Для расчета электрофильтра необходимы следующие исходные данные:
- тип электрофильтра - КТ-9(трубчатый);
- расстояние между электродами (H, R, мм) – 120 мм (Для трубчатых электрофильтров H = R, где R – радиус трубы);
- рабочее напряжение электрофильтра (U, кВ) – 25 кВ;
- объемный расход газа (Q, м3/с) – 8 м3/с;
- скорость движения газов (w, м/с) – 1,1;
- динамическая вязкость газа (10-6, Пас) – 21,6;
- диаметр частиц пыли (d, мкм) – 1;
- относительная диэлектрическая проницаемость вещества частиц () – 15;
требуемая степень очистки газа () – 0,95.
В качестве итогового ответа построить чертеж соответствующего электрофильтра, согласно требованиям, предъявляемым к данному виду очистных аппаратов и правилам оформления чертежей согласно ГОСТ Р21.101 — 2020 Система проектной документации для строительства "ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЕКТНОЙ И РАБОЧЕЙ ДОКУМЕНТАЦИИ".

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
"Зачтено": студентом задание решено самостоятельно. При этом составлен правильный алгоритм решения задания, в логических рассуждениях, в выборе формул и решении нет ошибок, получен верный ответ, задание решено рациональным способом. Качественно оформлена чертежно-графическая работа – в соответствии с требованиями единой системы конструкторской документации (аккуратно, логично, достаточно пояснений).
"Незачтено": студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Т.е студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя. Некачественно оформлена чертежно-графических работа, не в соответствии с требованиями единой системы конструкторской документации.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Оценочные материалы для проведения промежуточной аттестации размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3751

ПРИМЕР ОЦЕНОЧНОГО СРЕДСТВА
1. Основы расчета биофильтров и биореакторов.
2. Характеристика сточных вод, выбор технологий очистки и состава очистных сооружений.
3. Характеристика состава сточных вод. Классификация сточных вод по видам загрязнений.
4. Классификация методов очистки СВ. Выбор технологической схемы и состава очистных сооружений.
5. Расчет сооружений механической очистки сточных вод.
6. Расчет сооружений для очистки сточных вод от крупнодисперсных примесей.
7. Основы расчета сооружений для очистки сточных вод методом фильтрования. Фильтры.
8. Расчет сооружений химической и физико-химической очистки сточных вод.
9. Основы расчета сооружений для коагуляции и флокуляции.
10. Расчет напорного флотатора, адсорбера.
11. Расчет сооружений биохимической очистки сточных вод.

Примеры практических заданий:
1. Определить КОП для промышленного предприятия, если известно, что:
а) из одной трубы диаметром Д = 0,3 м выбрасывается пыль с концентрацией С = 2,3 мг/м3 и фенол с концентрацией С = 5 мг/м3.
Предприятие работает в одну смену. Скорость выхода газовоздушной смеси из трубы w0 = 0,05 м/с.
2. Рассчитать количество секций капельного биофильтра (А×В=9×12 м) при следующих исходных данных: расход сточных вод Q =650 м3/сут; БПКполн поступающих сточных вод La =210 мг/л; БПКполн очищенных сточных вод Т, Lt = 20 мг/л; среднезимняя температура сточных вод Т = 10С; среднегодовая температура воздуха Тв=5С.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
«Отлично»: Студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленный вопрос, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо»: Студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускается неточность в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно»: Студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно»: Студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Т.е студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А. И. Комкин, Б. С. Ксенофонтов, В. С. Спиридонов Расчет и проектирование систем защиты окружающей среды : учеб. пособие: в 2 ч. - Ч. 1 : Теоретические основы : учебное пособие М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2011 www.iprbookshop.ru
Л1.2 Жилинская Яна Андреевна, Глушанкова Ирина Самуиловна, Дьяков Максим Сергеевич, Висков Михаил Владимирович Расчет и проектирование систем обеспечения безопасности: учебное пособие для вузов Издательство Пермского национального исследовательского политехнического университета, 2012 elib.pstu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ветошкин А.Г. Нормативное и техническое обеспечение безопасности жизнедеятельности. В 2 ч. Ч. 2. Инженерно-техническое обеспечение безопасности жизнедеятельности [Электронный ресурс] : : учебно-практическое пособие М. : Инфра-Инженерия, 2017 www.studentlibrary.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Нормативное и техническое обеспечение безопасности жизнедеятельности. В 2 ч. Ч. 2. Инженерно-техническое обеспечение безопасности жизнедеятельности [Электронный ресурс] : учебно-практическое пособие / Ветошкин А.Г. - М. : Инфра-Инженерия, 2017. www.studentlibrary.ru
Э2 Инженерная защита атмосферы от вредных выбросов [Электронный ресурс] : Учебное пособие / Ветошкин А.Г. - 2-е изд. доп.и перераб. - М. : Инфра-Инженерия, 2017. www.studentlibrary.ru
Э3 Инженерная защита гидросферы от сбросов сточных вод [Электронный ресурс] : Учебное пособие / Ветошкин А.Г. - 2-е изд. испр. и доп. - М. : Инфра-Инженерия, 2017. www.studentlibrary.ru
Э4 Основы инженерной защиты окружающей среды [Электронный ресурс] / Ветошкин А.Г. - М. : Инфра-Инженерия, 2017. www.studentlibrary.ru
Э5 Расчет и проектирование систем защиты окружающей среды : учеб. пособие: в 2 ч. - Ч. 1 : Теоретические основы / А. И. Комкин, Б. С. Ксенофонтов, В. С. Спиридонов. - М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2011. - 97, [3] с. : ил.. www.studentlibrary.ru
Э6 ЭБС «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э7 ЭБС «Лань» e.lanbook.com
Э8 Расчет и проектирование систем обеспечения экологической безопасности (единый образовательный портал) portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно)
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно)
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно)
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно)
Adobe Reader (http://wwwimages.adode.com/content/dam/Adode/en/legan/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно)
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (http://astalinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно)
Libre Office (http://ru.libreoffice.org/), (бессрочно)
Веб-браузер Сhromium (http://www.chromium.org/Home), (бессрочно)
Антивирус Касперский (http://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024)
Архиватор ARK (http://apps.kde.org/ark/), (бессрочно)
Okular (http://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Профессиональные базы данных:
1. http://elibrary.asu.ru/
2. http://www.novtex.ru
3.http://www.tehdoc.ru
4. http://www.mintrans.ru
5. http://www.mchs.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
511К лаборатория атомной спектрометрии - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доски меловые 1шт. раковина, оборудование, инструмент и приспособления, принадлежности, инвентарь для организации учебного процесса на подгруппу (15 человек): вытяжные шкафы, вытяжные зонты, технические весы, установки для титрования, лабораторная посуда, атомно-абсорбционный спектрометр (ААС 1), установка для фильтрования, пламенный анализатор жидкости (ПАЖ), компрессор – 2 ед., pH-метр милливольтметр (pH-121), баллоны с инертным газом, электрическая мешалка; респиратор, противогаз, резиновые перчатки фартук, защитная маска, защитный экран, защитные очки
005К помещение для хранения оборудования, лабораторной посуды и материалов Стеллажи; химическая посуда; вспомогательное лабораторное оборудование
508К лаборатория методов молекулярной спектрометрии - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; раковина, оборудование, инструмент и приспособления, принадлежности и инвентарь для организации учебного процесса на подгруппу (15 человек): вытяжной шкаф, технические весы, квантометр, генератор, набор ареометров, фотоэлектроколориметры КФК-2, кюветы для образцов, спектрофотометр Spekol-10, аналитические весы, наборы химической посуды, наборы химических реактивов, плитки электрические, прибор для определения температуры плавления, установки для титрования, термометры ртутные, штативы
119Л абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям:
Посещение лекций является обязательным и, в случае пропуска лекции, обучающийся должен изучить ее содержание самостоятельно. Перед началом курса, на вводной лекции преподаватель, сообщает о форме, в которой будет проводиться диалог с обучающимися на лекционных занятиях. Обучающиеся получают право задавать вопросы по теме лекции только после ее окончания. Специально для этой цели преподаватель в обязательном порядке оставляет 5- 10 минут в конце лекции. Обучающимся необходимо записывать все возникающие по ходу лекции вопросы, а затем, с разрешения преподавателя, задать их. Если после первоначального объяснения преподавателя остались невыясненные положения, их стоит уточнить. В то же время, следует задавать лишь действительно важные вопросы – остальные менее значительные с пользой для всех могут быть разобраны на практическом занятии. Материал, излагаемый преподавателям, необходимо конспектировать. Для этого следует помнить, что конспект – не дословно записанная речь преподавателя, а сжатое, ёмкое смысловое содержание лекции, включающее основные ее аспекты, дополнительные пояснения лектора и пометки самого автора конспекта, то есть обучающегося. Рекомендуется вести конспект лекции следующим образом:
-каждый смысловой раздел целесообразно начинать с абзаца с новой строки;
- при появлении интересных мыслей, вопросов по поводу соответствующей информации, или услышав важный комментарий преподавателя, обучающийся может отметить это таким образом, чтобы было ясно, к какому разделу лекции эти пометки относятся, насколько важными их считает преподаватель, какое внимание следует уделить подробному их анализу, изучению.
Кроме того, позже, при самостоятельном изучении соответствующей теме учебной и научной литературы, рекомендуется делать дополнительные пометки, которые помогут качественно подготовиться к контролю знаний (сноски на страницы учебника, монографии, альтернативные или сходные авторские определения, примеры, статистические данные и прочее). В зависимости от значимости текста целесообразно выделять его цветным маркером. В случае, когда преподаватель даёт лекции не в традиционной, а в интерактивной форме, необходимо внимательно выслушать правила и активно работать, выполняя указания преподавателя.

Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям:
Подготовка к практическому занятию, основной задачей которого является углубление знаний по дисциплине, в основном, должна основываться на конспектах лекций, учебном материале, а также на новейших источниках – статьях из рекомендованных журналов, материалах сети «Интернет». Кроме того, практическое занятие может включать и мероприятия по контролю знаний по дисциплине в целом. Возможен тестовый контроль знаний, в ходе которого выявляется степень усвоения студентами понятийного аппарата и знаний дисциплины в целом. При подготовке к практическому занятию обучающийся должен изучить все вопросы, предлагаемые по данной теме и заполнить рабочую тетрадь. При этом обучающийся должен иметь конспект лекций и сделанные конспекты вопросов, рекомендованные для практического занятия.
Для того чтобы практические занятия приносили максимальную пользу, необходимо помнить, что упражнение и решение задач проводятся по вычитанному на лекциях материалу и связаны, как правило, с детальным разбором отдельных вопросов лекционного курса. Следует подчеркнуть, что только после усвоения лекционного материала с определенной точки зрения (а именно с той, с которой он излагается на лекциях) он будет закрепляться на практических занятиях как в результате обсуждения и анализа лекционного материала, так и с помощью решения проблемных ситуаций, задач. При этих условиях студент не только хорошо усвоит материал, но и научится применять его на практике, а также получит дополнительный стимул (и это очень важно) для активной проработки лекции.
При самостоятельном решении задач нужно обосновывать каждый этап решения, исходя из теоретических положений курса. Если студент видит несколько путей решения проблемы (задачи), то нужно сравнить их и выбрать самый рациональный. Полезно до начала вычислений составить краткий план решения проблемы (задачи). Решение проблемных задач или примеров следует излагать подробно, вычисления располагать в строгом порядке, отделяя вспомогательные вычисления от основных. Решения при необходимости нужно сопровождать комментариями, схемами, чертежами и рисунками.
Следует помнить, что решение каждой учебной задачи должно доводиться до окончательного логического ответа, которого требует условие, и по возможности с выводом. Полученный ответ следует проверить способами, вытекающими из существа данной задачи. Полезно также (если возможно) решать несколькими способами и сравнить полученные результаты. Решение задач данного типа нужно продолжать до приобретения твердых навыков в их решении.

Методические указания к выполнению лабораторных работ
Лабораторные занятия позволяют интегрировать теоретические знания и формировать практические умения и навыки студентов в процессе учебной деятельности.
Цели лабораторных занятий:
1. закрепление теоретического материала путем систематического контроля за самостоятельной работой студентов;
2. формирование умений использования теоретических знаний в процессе выполнения лабораторных работ;
3. развитие аналитического мышления путем обобщения результатов лабораторных работ;
Структура и последовательность занятий: на первом, вводном, занятии проводится инструктаж студентов по охране труда, технике безопасности и правилам работы в лаборатории по инструкциям утвержденного образца с фиксацией результатов в журнале инструктажа. Студенты также знакомятся с основными требованиями преподавателя по выполнению учебного плана, с графиком прохождения лабораторных занятий, с графиком прохождения контрольных заданий, с основными формам отчетности по выполненным работам и заданиям.
Студентам для выполнения лабораторных работ необходима специальная лабораторная тетрадь (рабочий журнал), которая должна быть соответствующим образом подписана, простые карандаши, линейка. Для каждого занятия подготовлены методические указания по выполнению лабораторной работы.
Структура лабораторного занятия:
1. Объявление темы, цели и задач занятия.
2. Проверка теоретической подготовки студентов к лабораторному занятию.
3. Выполнение лабораторной работы.
4. Подведение итогов занятия (формулирование выводов).
5. Проверка отчетов по лабораторной работе.
В начале занятия называется его тема, цель и этапы проведения. По теме занятия проводится беседа, что необходимо для осознанного выполнения лабораторной работы. Задания в ходе лабораторной работы выполняется в соответствии с методическими указаниями. Перед уходом из лаборатории студенты должны навести порядок на своем рабочем месте.


Подготовка к тестовым заданиям:
Тесты составлены с учетом лекционных материалов по каждой теме дисциплины.
Цель тестов: проверка усвоения теоретического материала дисциплины (содержания и объема общих и специальных понятий, терминологии, факторов и механизмов), а также развития учебных умений и навыков.
Тесты составлены из следующих форм тестовых заданий:
1. Закрытые задания с выбором одного правильного ответа (один вопрос и четыре варианта ответов, из которых необходимо выбрать один). Цель – проверка знаний фактического материала.
2. Закрытые задания с выбором всех правильных ответов (предлагается несколько вариантов ответа, в числе которых может быть несколько правильных). Студент должен выбрать все правильные ответы.
3. Открытые задания со свободно конструируемым ответом (готовые ответы не даются, их должен получить сам тестируемый). Такая форма позволяют студентам продемонстрировать свои способности, выразить мысли, стимулирует к учебе.

На выполнения всего теста дается строго определенное время: на решение индивидуального теста, состоящего из 25 заданий отводится 40 - 45 мин. Тест считается успешно выполненным в том случае, если он оценивается в 52 - 100 баллов (по 4 балла за каждый верный ответ).
Тест выполняется на индивидуальных бланках, выдаваемых преподавателем, и сдается ему на проверку. После проверки теста оглашается ее результат (в графике контрольных мероприятий). Если тест не зачтен, то студент должен заново повторить раздел дисциплины. После этого преподаватель проверяет понимание и усвоение материала, предлагая студенту найти ошибки в ответах. Если все ошибки будут найдены и исправлены, то выставляется оценка «зачтено».

Методические указания к расчетно-графической работе:
Расчетно-графическая работа имеет цель закрепить теоретические знания студентов, по разделу предмета выработать навыки в проведении расчетов параметров технических средств защиты производственного оборудования от воздействия опасных факторов ЧС техногенного характера и оценке эффективносты защиты среды обитания в процессе использования производственных средств защиты (оборудования), расположенных в помещениях, на открытых площадках при различных режимах его работы (нормальный, неисправность, авария).
Расчетно-графическая работа (РГР) выполняется каждым студентом самостоятельно по варианту определенному номером зачетной книжки. Расчетно-графическая работа состоит из двух частей: расчетной и графической.
Расчетная часть включает следующие задания по направлениям:
- расчетное обоснование оценки взрывопожаробезопасности среды внутри технологического оборудования;
- расчетное обоснование эффективности защиты среды обитания при выбросе/сброск загрязняющих/токсичных веществ из технологических аппаратов при нормальных режимах его работы;
- расчетное обоснование эффективности защиты среды обитания при выбросе/сброск загрязняющих/токсичных веществ из поврежденного технологического оборудования;
- расчет систем аварийного слива жидкостей из технологических аппаратов;
- расчет предохранительного клапана, взрывной мембраны и тд.
Графическая часть представляет собой чертеж устройства защиты технологического оборудования от воздействия опасных факторов чрезвычайных ситуаций и выполняется обучаемыми с использованием данных расчетной части РГР.

Методические указания к самостоятельной работе:
Самостоятельная работа студентов – это индивидуальная учебная деятельность студентов, осуществляемая под руководством, но без непосредственного участия преподавателя. Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя: углубленный анализ материалов лекций; работу с литературой для изучения тем, которые не разбираются на занятиях; выполнение самостоятельных работ, направленных на формирование практических навыков. В начале семестра студенту необходимо ознакомиться с основным содержанием курса, перечнем литературы и учебно-методических материалов, графиком контроля, шкалой оценок и правилом вычисления рейтинга, возможностями повышения рейтинга. При выполнении студентом индивидуальной работы предусмотрено посещение консультаций: с целью снятия возможных затруднений; с целью демонстрации максимального готового материала для возможной корректировки.
Самостоятельная внеаудиторная работа студентов обеспечена электронными учебно-методическими ресурсами (система Moodle), возможностью общения студента с преподавателем посредством электронной почты, доступом в Internet.

Методические указания к зачету/экзамену:
Изучение дисциплины «Расчет и проектирование систем обеспечения экологической безопасности» завершается экзаметом в 3 семестре. Подготовка к экзамену способствует закреплению, углублению и обобщению знаний, получаемых, в процессе обучения, а также применению их к решению практических задач. Готовясь к зачету/экзамену, студент ликвидирует имеющиеся пробелы в знаниях, углубляет, систематизирует и упорядочивает свои знания. На зачете/экзамене студент демонстрирует то, что он приобрел в процессе обучения по конкретной учебной дисциплине.
Требования к организации подготовки к зачету/экзамену те же, что и при занятиях в течение семестра, но соблюдаться они должны более строго. Вначале следует просмотреть весь материал по сдаваемой дисциплине, отметить для себя трудные вопросы. Обязательно в них разобраться. В заключение еще раз целесообразно повторить основные положения, используя при этом листы опорных сигналов.
Систематическая подготовка к занятиям в течение семестра позволит использовать время экзаменационной сессии для систематизации знаний.
Методика применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при проведении занятий и на этапах текущего контроля и промежуточной аттестации по дисциплине «Расчет и проектирование систем обеспечения экологической безопасности»:
Дистанционное обучение реализуется в электронно-информационной образовательной среде Университета, включающей электронные информационные и образовательные ресурсы, информационные и телекоммуникационные технологии, технологические средства, и обеспечивающей освоение обучающимися программы в полном объеме независимо от места нахождения.
Электронное обучение (ЭО) – организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и преподавателя.
Дистанционные образовательные технологии (ДОТ) – образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и преподавателя. Дистанционное обучение – это одна из форм обучения.
При использовании ЭО и ДОТ каждый обучающийся обеспечивается доступом к средствам электронного обучения и основному информационному ресурсу в объеме часов учебного плана, необходимых для освоения программы.
В практике применения дистанционного обучения по дисциплине используются методики синхронного и асинхронного обучения.
Методика синхронного дистанционного обучения предусматривает общение обучающегося и преподавателя в режиме реального времени – on-line общение. Используются следующие технологии on-line: вебинары (или видеоконференции), удиоконференции, чаты.
Методика асинхронного дистанционного обучения применяется, когда невозможно общение между преподавателем и обучающимся в реальном времени – так называемое off-line общение, общение в режиме с отложенным ответом. Используются следующие технологии off-line:
образовательный ресурс Университета, электронная почта, рассылки, форумы.
Наибольшая эффективность при дистанционном обучении достигается при использовании смешанных методик дистанционного обучения, при этом подразумевается, что программа обучения строится как из элементов синхронной, так и из элементов асинхронной методики обучения.
Учебный процесс с использованием дистанционных образовательных технологий осуществляется посредством:
– размещения учебного материала на образовательном сайте Университета;
– сопровождения электронного обучения;
– организации и проведения консультаций в режиме «on-line» и «off-line»;
– организации обратной связи с обучающимися в режиме «on-line» и «off-line»;
– обеспечения методической помощи обучающимся через взаимодействие участников учебного процесса с использованием всех доступных современных телекоммуникационных средств, одобренных локальными нормативными актами;
– организации самостоятельной работы обучающихся путем обеспечения удаленного доступа к образовательным ресурсам (ЭБС, материалам, размещенным на образовательном сайте);
– контроля достижения запланированных результатов обучения по дисциплине обучающимися в режиме «on-line» и «off-line»;
– идентификации личности обучающегося.
Реализация программы в электронной форме начинается с проведения организационной встречи с обучающимися посредством видеоконференции (вебинара). При этом преподаватель информирует обучающихся о технических требованиях к оборудованию и каналам связи, осуществляет предварительную проверку связи с обучающимися, создание и настройку вебинара. Преподаватель также сверяет предварительный список обучающихся с фактически присутствующими, информирует их о режиме занятий, особенностях образовательного процесса, правилах внутреннего распорядка, графике учебного процесса.
После проведения установочного вебинара учебный процесс может быть реализован асинхронно (обучающийся осваивает учебный материал в любое удобное для него время и общается с преподавателем с использованием средств телекоммуникаций в режиме отложенного времени) или синхронно (проведение учебных мероприятий и общение обучающегося с преподавателем в режиме реального времени).
Преподаватель самостоятельно определяет порядок оказания учебно-методической помощи обучающимся, в том числе в форме индивидуальных консультаций, оказываемых дистанционно с использованием информационных и телекоммуникационных технологий.
При дистанционном обучении важным аспектом является общение между участниками учебного процесса, обязательные консультации преподавателя. При этом общение между обучающимися и преподавателем происходит удаленно, посредством средств телекоммуникаций.
В содержание консультаций входят:
– разъяснение обучающимся общей технологии применения элементов ЭО и ДОТ, приемов
и способов работы с предоставленными им учебно-методическими материалами, принципов самоорганизации учебного процесса;
– советы и рекомендации по изучению программы дисциплины и подготовке к промежуточной аттестации;
– анализ поступивших вопросов, ответы на вопросы обучающихся;
– разработка отдельных рекомендаций по изучению частей (разделов, тем) дисциплины, по подготовке к текущей и промежуточной аттестации.
Также осуществляются индивидуальные консультации обучающихся в ходе выполнения ими письменных работ.
Обязательным компонентом системы дистанционного обучения по дисциплине является электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК), который включает электронные аналоги печатных учебных изданий (учебников), самостоятельные электронные учебные издания (учебники), дидактические материалы для подготовки к занятиям, текущему контролю и промежуточной аттестации, аудио- и видеоматериалы, другие специализированные компоненты (текстовые, звуковые, мультимедийные). ЭУМК обеспечивает в соответствии с программой организацию обучения, самостоятельной работы обучающихся, тренинги путем предоставления обучающимся необходимых учебных материалов, специально разработанных для реализации электронного обучения, контроль знаний. ЭУМК размещается в электронно-библиотечных системах и на образовательном сайте Университета.
При реализации программы или ее частей с применением электронного обучения и дистанционных технологий кафедра ведет учет и хранение результатов освоения обучающимися дисциплины на бумажном носителе и (или) в электронно-цифровой форме (на образовательном сайте).
Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация обучающихся по учебной дисциплине с применением ЭО и ДОТ осуществляется посредством собеседования (on-line), компьютерного тестирования или выполнения письменных работ (on-line или off-line).