МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы природопользования

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра природопользования и геоэкологии
Направление подготовки21.03.02. Землеустройство и кадастры
ПрофильОценка земли и управление объектами недвижимости
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план21_03_02_Землеустройство и кадастры_ОЗиУОН-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Скрипко В.В.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Основы природопользования

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 21.03.02 Землеустройство и кадастры (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 978)

составлена на основании учебного плана:
21.03.02 Землеустройство и кадастры
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 05.06.2023 г. № 27
Срок действия программы: 2023-2027 уч. г.

Заведующий кафедрой
Скрипко В.В. канд. геогр. наук, доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 05.06.2023 г. № 27
Заведующий кафедрой Скрипко В.В. канд. геогр. наук, доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Сформировать представление об эколого-географических основах природопользования;
дать представление о подходах к рациональному использованию природных ресурсов;
сформировать представление об основах охраны окружающей среды;
сформировать представление о мелиорации природных систем;
дать представление об управлении природопользованием и состоянием геосистем

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-5Способен оценивать и обосновывать результаты исследований в области землеустройства и кадастров
ОПК-5.1 Знает основные методы оценивания результатов научно-исследовательской деятельности, в области землеустройства и кадастров
ОПК-5.2 Умеет оценивать результаты исследований и определяет способы обоснования полученных результатов
ОПК-5.3 Владеет навыками использования современных технологии для анализа результатов исследований в области землеустройства и кадастров и обоснования выводов полученных результатов при решении профессиональных задач
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.эколого-географические основы природопользования, принципы рационального использования и охраны природных ресурсов и ландшафтов; сущность воздействия человека на природные системы, основные последствия антропогенных изменений природных систем
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать основные подходы к анализу последствий природопользования; определять и анализировать структуру хозяйственного использования ландшафтов; выделять и давать характеристику видовой структуры природопользования; определять антропогенную нагрузку на территорию и определять мероприятия по ее снижению
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками оценки и анализа ландшафтной структуры территории и структуры хозяйственного использования ландшафтов; анализа видовой структуры природопользования территории; приемами оценки и анализа антропогенной нагрузки на территорию; оценки экологических последствий природопользования

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Эколого-географические основы природопользования
1.1. ВВЕДЕНИЕ. Возникновение и эволюция понятия «природопользование». Предмет и основные задачи природопользования. Роль географии и экологии в становлении природопользования. Связь с другими науками Лекции 4 1 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.2. Характеристика видовой структуры природопользования Практические 4 1 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.3. Природные системы как объекты воздействия человека. Общие представления о природных системах, структура и свойства природных систем, социально-экономические функции и потенциал природных систем. Изменение природной среды и эволюция человечества Лекции 4 1 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.4. Структура хозяйственного использо-вания ландшафтов Практические 4 1 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.5. Исторические типы природопользования. История взаимодействия общества и природы Практические 4 1 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.6. Природные ресурсы и их классификация. Классификация природных ресурсов по происхождению. Классификация природных ресурсов по видам хозяйственного использования. Классификация природных ресурсов по признаку исчерпаемости. Возобновляемые и невозобновляемые природные ресурсы Лекции 4 1 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.7. Природные ресурсы Практические 4 1 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.8. Воздействие человека на природные системы. Сущность воздействия человека на природные системы. Антропогенные нагрузки их измерение и картографирование. Антропогенные изменения природных систем. Природно-антропогенные системы и их классификации Лекции 4 1 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.9. Составление и анализ карты антропогенной нагрузки Практические 4 1 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.10. Последствия антропогенных изменений природных систем. Истощение природных ресурсов. Загрязнение окружающей среды и его влияние на условия жизнедеятельности человека. Нарушение структуры и деградация ландшафтов Лекции 4 1 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.11. Последствия антропогенных изменений природных систем Практические 4 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.12. Проблема отходов Практические 4 1 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.13. Экологическое состояние гео- и экосистем и его оценка. Понятие об экологическом состоянии гео- и экосистем. Оценка экологического состояния гео- и экосистем. Показатели оценки состояния гео- и экосистем и их компонентов. Экологические (геоэкологические) ситуации и их оценка. Принципы оптимизации взаимоотношений общества и природы Лекции 4 1 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.14. Анализ экологической опасности промышленных центров Практические 4 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.15. Эколого-географические основы природопользования Сам. работа 4 10 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
Раздел 2. Рациональное использование природных ресурсов
2.1. Использование природных ресурсов и концепция ресурсных циклов. Природно-ресурсный потенциал. Эколого-географические и социально-экономические требования к рациональному природопользованию. Размещение производства Лекции 4 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
2.2. Принципы и методы рационального использования и воспроизводства возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсов. Инвентаризация и создание кадастров природных ресурсов, экологизация технологических процессов, смягчение негативных последствий хозяйственной деятельности человека Практические 4 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
2.3. Принципы рационального использования и охраны отдельных видов природных ресурсов и ландшафтов. Принципы рационального использования ландшафтов как целостных образований. Рациональное использование природно-антропогенных ландшафтов Лекции 4 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
2.4. Рациональное использование минеральных ресурсов. Охрана и рациональное использование климатических ресурсов. Рациональное использование и охрана водных ресурсов. Рациональное использование и охрана земельных ресурсов. Рациональное использование и охрана биологических ресурсов Практические 4 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
2.5. Системы природопользования, принципы и пути их рационализации. Системы природопользования и их классификация. Принципы рационализации систем природопользования. Пути рационализации систем природопользования Лекции 4 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
2.6. Анализ систем природопользования субъекта РФ (по выбору) Практические 4 4 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
2.7. Рациональное использование природных ресурсов Сам. работа 4 10 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
Раздел 3. Охрана природы и окружающей человека среды
3.1. Представления об охране природы. Объекты охраны. Принципы охраны природы. Нормативное обеспечение охраны природы и окружающей человека среды. Экономический механизм охраны природы и рационального ресурсопользования. Требования к охране окружающей среды в условиях интенсивно используемых территорий. Охрана измененных человеком ландшафтов. Охраняемые природные территории. Экологический каркас и экологическое планирование региона. Охрана растительного и животного мира. Сохранение биологического разнообразия. Лекции 4 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
3.2. Система ООПТ России и Алтайского края. Особенности функционирования ООПТ в зарубежных странах Практические 4 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
3.3. Охрана природы и окружающей человека среды. Сам. работа 4 10 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
Раздел 4. Управление природопользованием и состоянием геосистем
4.1. Понятие об управлении природопользованием и состоянием геосистем. Управление процессом ресурсопользования и состоянием окружающей среды. Экологическая политика и механизмы ее реализации. Организационная структура управления природопользованием. Управление природопользованием и состоянием окружающей среды на предприятии Лекции 4 3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
4.2. Экологическое регулирование, прогнозирование и последствия природопользования. Общее представление об управлении состоянием геосистем. Опережающее управление состоянием геосистем. Проектирование природно-технических систем. Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС). Прогнозирование изменений окружающей среды как центральное звено ОВОС. Оценка прогнозируемых изменений природной среды. Экологическая экспертиза проектов. Лекции 4 3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
4.3. Оперативное управление состоянием геосистем. Регулирование состояния природно-технических систем. Геоэкологический мониторинг как средство регулирования состояния геосистем. Особенности оперативного управления геосистемами разного функционального назначения. Управление промышленными геосистемами. Особенности управления транспортными геосистемами. Управление сельскохозяйственными геосистемами. Управление лесохозяйственными геосистемами. Регулирование геосистем природоохранного назначения Практические 4 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
4.4. Управление природопользованием и состоянием геосистем Сам. работа 4 9 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале "Цифровой университет АлтГУ" - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2623

ОПК-5: Способен оценивать и обосновывать результаты исследований в области землеустройства и кадастров
1. Какая из перечисленных форм представления информации наиболее эффективна для визуализации пространственных данных в природопользовании? a) Текстовое описание b) Графическая форма c) Аудиозапись d) Таблицы Excel
2. Какой инструмент используется для создания и анализа ГИС-проектов? a) Фотокамера b) Глобальная навигационная спутниковая система (ГНСС) c) Спектрометр d) Географическая информационная система (ГИС)
3. Какая из следующих задач НЕ может быть решена с использованием ГИС в природопользовании? a) Мониторинг изменений лесного покрова b) Определение уровня загрязнения водных ресурсов c) Анализ потребления электроэнергии в городе d) Планирование маршрутов для мобильных бригад экологов
4. Какая из следующих функций ГИС позволяет обнаруживать аномалии окружающей среды и проводить мониторинг? a) Геокодирование b) Пространственный анализ c) Геоинформационное моделирование d) Геостатистический анализ
5. Какую роль играют накопленные базы данных в природопользовании? a) Они облегчают доступ к интернету b) Они служат источником финансирования природных проектов c) Они предоставляют информацию для анализа и принятия решений d) Они заменяют необходимость проведения экологических исследований
6. Какое из следующих утверждений верно относительно представления материала в графической форме в природопользовании? a) Графики и диаграммы используются исключительно для украшения отчетов b) Графическое представление данных может значительно упростить восприятие информации c) Графическая форма не имеет значения в природопользовании d) Графику можно создавать только вручную, без помощи специализированных программ
7. Какие факторы способствуют успешному решению конфликтов природопользования? a) Отсутствие вовлеченных сторон b) Открытость и прозрачность процесса принятия решений c) Отсутствие конфликтующих интересов d) Ответы a) и c)
8. Какие данные могут быть использованы для обнаружения аномалий окружающей среды? a) Информация с метеостанций b) Результаты аудита финансовой отчетности предприятий c) Результаты спутникового мониторинга d) Рейтинги популярности фильмов
9. Какая из перечисленных форм представления информации НЕ является графической? a) Карта b) График c) Геоинформационная система (ГИС) d) Текстовое описание
10. Какая из следующих тематических карт может быть использована для оценки качества почвы в определенном регионе? a) Топографическая карта b) Карта биоразнообразия c) Карта почвенных характеристик d) Геологическая карта
11. Какое преимущество предоставляют базы данных в области природопользования и экологии? a) Быстрый доступ к интернету b) Обеспечение безопасности информации c) Хранение и доступ к большому объему данных d) Полное отсутствие несанкционированного доступа
12. Какая функция ГИС позволяет строить математические модели для прогнозирования изменений в окружающей среде? a) Геокодирование b) Пространственный анализ c) Геоинформационное моделирование d) Геостатистический анализ
13. Какие методы мониторинга могут быть использованы для выявления аномалий в качестве водных ресурсов? a) Анализ показателей биоразнообразия b) Использование космических спутников c) Проведение аудитов финансовой отчетности d) Наблюдения за активностью диких животных
14. Какие из нижеперечисленных инструментов могут быть использованы для создания ГИС-проектов? a) Молоток и гвозди b) Фотокамера и спутниковая съемка c) Кухонные приборы d) Музыкальные инструменты
15. Какая из следующих задач НЕ может быть решена с использованием ГИС в природопользовании? a) Планирование маршрутов доставки продукции b) Мониторинг изменений климата c) Определение границ природных заповедников d) Исследование поведения птиц в миграции
16. Какую роль играют базы данных в области природопользования и экологии? a) Хранение и доступ к информации для анализа и принятия решений b) Производство товаров и услуг c) Обеспечение безопасности интернета d) Создание искусства
17. Какие факторы способствуют успешному решению конфликтов природопользования? a) Закрытость и секретность процесса принятия решений b) Отсутствие вовлеченных сторон c) Установление контроля над всеми природными ресурсами d) Открытость и прозрачность процесса принятия решений
18. Какие данные могут быть использованы для обнаружения аномалий окружающей среды? a) Температура воздуха b) Количество книг в библиотеке c) Результаты спутникового мониторинга d) Популяция диких животных
19. Какие методы мониторинга могут быть использованы для выявления аномалий в качестве водных ресурсов? a) Использование космических спутников b) Счет деревьев в лесу c) Анализ почвенных характеристик d) Аудит финансовой отчетности
20. Какие инструменты могут быть использованы для создания ГИС-проектов? a) Лопата и ведро b) Фотокамера и спутниковая съемка c) Микроскоп и пробирки d) Кухонные приборы
21. Какое преимущество предоставляют базы данных в области природопользования и экологии? a) Сокращение затрат на исследования b) Обеспечение безопасности интернета c) Хранение и доступ к большому объему данных для анализа и принятия решений d) Автоматическое создание ГИС-проектов
22. Какая функция ГИС позволяет строить математические модели для прогнозирования изменений в окружающей среде? a) Геокодирование b) Пространственный анализ c) Геоинформационное моделирование d) Геостатистический анализ
23. Какие методы мониторинга могут быть использованы для обнаружения аномалий в качестве водных ресурсов? a) Изучение поведения диких животных b) Анализ почвенных характеристик c) Использование космических спутников d) Подсчет количества машин на дорогах
24. Какие инструменты могут быть использованы для создания ГИС-проектов? a) Лопата и ведро b) Фотокамера и спутниковая съемка c) Микроскоп и пробирки d) Кухонные приборы
25. Какую роль играют базы данных в области природопользования и экологии? a) Хранение и доступ к информации для анализа и принятия решений b) Сокращение потребления природных ресурсов c) Обеспечение безопасности интернета d) Улучшение климата в мире

Ответы:
1. b) Графическая форма
2. d) Географическая информационная система (ГИС)
3. c) Анализ потребления электроэнергии в городе
4. c) Геоинформационное моделирование
5. a) Они облегчают доступ к интернету
6. b) Графическое представление данных может значительно упростить восприятие информации
7. b) Открытость и прозрачность процесса принятия решений
8. c) Результаты спутникового мониторинга
9. d) Текстовое описание
10. c) Карта почвенных характеристик
11. a) Хранение и доступ к информации для анализа и принятия решений
12. c) Геоинформационное моделирование
13. b) Использование космических спутников
14. b) Фотокамера и спутниковая съемка
15. a) Планирование маршрутов доставки продукции
16. a) Хранение и доступ к информации для анализа и принятия решений
17. d) Открытость и прозрачность процесса принятия решений
18. a) Температура воздуха
19. a) Использование космических спутников
20. b) Фотокамера и спутниковая съемка
21. c) Хранение и доступ к большому объему данных для анализа и принятия решений
22. c) Геоинформационное моделирование
23. b) Анализ почвенных характеристик
24. b) Фотокамера и спутниковая съемка
25. a) Хранение и доступ к информации для анализа и принятия решений

1. В геосистемах проявление ______ обнаруживается в свойствах, выходящих за пределы типичных для их отдельных компонентов, такие как увеличенная способность продуцировать биомассу или необычное функционирование.
Ответ: аномалий
2. Для обнаружения отклонений в окружающей среде важно анализировать устойчивость системы, особенности _________ свойств, иерархический уровень и характер воздействия внешних факторов.
Ответ: инвариантных
3. Функционирование природных систем может стать объектом внимания при обнаружении аномалий, так как оно может включать в себя необычные колебания и ритмы, отличающиеся от _______.
Ответ: типичных
4. Под воздействием __________ факторов компоненты окружающей среды могут переходить в необычные состояния, при этом остальные элементы среды подвергаются изменениям через вертикальные и горизонтальные связи.
Ответ: антропогенных
5. Вертикальные связи анализируются для выявления необычных изменений в одних компонентах, которые могут повлиять на другие, а горизонтальные связи исследуются для обнаружения аномальных воздействий на _______ системы.
Ответ: соседние
6. Для оценки нагрузки природопользования на сельское хозяйство используются следующие критерии: а) Уровень сельскохозяйственной интенсификации, измеряемый ______ сельскохозяйственных культур на единицу площади. б) Использование пестицидов и удобрений, отражающее степень химической нагрузки на почву и водные системы. в) Площадь земель, используемых для сельского хозяйства, и доля земель, подвергнутых эрозии или деградации.
Ответ: урожаем
7. Для _________ видов природопользования критерии нагрузки включают: а) Объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и водные системы, измеряемый в тоннах или килограммах в год. б) Отходы и токсичные вещества, образующиеся в результате производства, и их утилизация или обращение. в) Забор водных ресурсов и воздействие на водные экосистемы.
Ответ: промышленных
8. Для лесопользования и ____________ видов природопользования, таких как туризм и рекреация, критерии включают: а) Уровень вырубки и обновления лесных ресурсов, отражающий устойчивость лесных экосистем. б) Плотность застройки туристических объектов и рекреационных зон. в) Сохранение и восстановление природной среды после использования, включая реставрацию пейзажей.
Ответ: ландшафтных
9. Для __________ отраслей, таких как горнодобыча и гидроэнергетика, критерии нагрузки включают: а) Объем добычи полезных ископаемых и его воздействие на ландшафты и почвы. б) Воздействие на водные системы, включая изменение уровня водоемов и режима рек. в) Соблюдение норм экологической безопасности и меры реставрации после добычи.
Ответ: природноресурсных
10. Для заповедно-природоохранной деятельности и научных исследований критерии нагрузки включают: а) Соблюдение заповедных режимов и ограничений на территории заповедника. б) Воздействие на биоразнообразие и экосистемы в результате научных исследований и мониторинга. в) Сохранение природных объектов и ландшафтов в ___________ состоянии.
Ответ: первозданном
11. Для более долгосрочных оценок нагрузки на природные системы используются долгосрочные _________ программы. Они позволяют отслеживать изменения в природных системах на протяжении многих лет или десятилетий и выявлять тренды, связанные с долгосрочными антропогенными воздействиями.
Ответ: мониторинговые
12. Один из ключевых полевых методов - это ______ обследования. Исследователи проводят наблюдения на местности, фиксируя изменения в природных объектах и ресурсах. Они могут измерять параметры почвы, растительности, водных и лесных ресурсов, а также оценивать состояние экосистем.
Ответ: наземные
13. Для анализа использования сельскохозяйственных земель и лесных массивов исследователи также используют __________ и спутниковую картографию. Эти методы позволяют получать обширные данные о состоянии природных ресурсов на больших территориях.
Ответ: аэрофотосъемку
14. ______ и интервью с местными жителями и предприятиями также являются важным инструментом для сбора информации о природопользовании. Исследователи могут задавать вопросы о методах хозяйственной деятельности, использовании ресурсов и их воздействии на окружающую среду.
Ответ: опросы
15. Географические информационные системы (ГИС) играют важную роль в анализе данных, полученных с использованием различных полевых методов. Они позволяют визуализировать пространственные данные и проводить _________ анализ воздействия природопользования.
Ответ: комплексный
16. Важным элементом полевых исследований является также сбор ________ природных материалов, таких как почвы, воды и биологических останков. Анализ их в лаборатории позволяет получить количественные данные о состоянии окружающей среды.
Ответ: образцов



5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Сравнительный анализ природно-ресурсного потенциала регионов России (по выбо-ру)
2. Роль природных и социально-экономических условий в освоении регионов
3. Минерально-сырьевая база крупного региона и перспективы ее развития (по выбору)
4. Сравнительный анализ ресурсообеспеченности регионов России (2 региона по выбо-ру)
5. Сравнительная характеристика использования земельных (водных, лесных, биологи-ческих) ресурсов (на примере отдельных регионов)
6. Экологическое воздействие промышленности (транспорта, сельского хозяйства) на природную среду (на примере отдельной отрасли)
7. Минеральные ресурсы России (субъекта РФ)
8. Лесные ресурсы России (субъекта РФ)
9. Водные ресурсы России (субъекта РФ)
10. Почвенно-земельные ресурсы России (субъекта РФ)
11. Биологические ресурсы России (субъекта РФ)
12. Особенности сельскохозяйственного природопользования в одном из субъектов РФ (по выбору)
13. Проблема опустынивания
14. Проблема отходов
15. Хозяйственное и экологическое значение лесов
16. Система лесопользования в РФ
17. Региональные различия в лесопользовании в России
18. Система ООПТ России (Алтайского края)
19. Ветровая и водная эрозия почв
20. Овражная эрозия как фактор
21. Загрязнение земель
22. Пути рационального использования почвенно-земельных ресурсов
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
1. Основные понятия природопользования. Природопользование как междисциплинарное научное направление и как сфера практической деятельности. Объект, предмет и задачи природопользования как науки. Объект и субъект природопользования как сферы дея-тельности.
2. Рациональное и нерациональное природопользование. Оптимизация природной среды. Экстенсивное и интенсивное природопользование.
3. Роль географии и экологии в изучении природопользования. Три основных подхода к изучению антропогенных изменений гео- и экосистем.
4. Классификация видов и отраслей природопользования: на основе природных ресурсов, видов хозяйственной деятельности, формы территориальной структуры и по характеру зависимости от природы.
5. Исторические типы природопользования.
6. Экологические кризисы и революции в истории взаимодействия общества и природы по Н.Ф. Реймерсу.
7. Географические типы природопользования.
8. Природные системы как объекты природопользования. Определение геосистемы и эко-системы. Перечислить их сходства и отличия. Уровни размерности природных систем.
9. Свойства природных систем: структура (пространственная и временнáя, горизонтальная и вертикальная), целостность, устойчивость, функционирование, саморегулирование. Прямые и обратные связи в природных системах.
10. Теоремы экологии, как научная основа рационального природопользования. Общеси-стемные обобщения (аксиома эмерджентности; закон оптимальности; закон последова-тельности прохождения фаз развития, закон неравномерности развития систем; принцип Ле Шателье-Брауна). Обобщения, относящиеся к биотическим системам (закон физико-химического единства живого вещества Вернадского; правило одного процента; правило десяти процентов).
11. Законы, принципы и правила взаимодействия общества и природы (закон обратной свя-зи взаимодействия «человек – биосфера»; правило социально-экологического равнове-сия; закон ограниченности (исчерпаемости) природных ресурсов; закон падения природ-но-ресурсного потенциала; закон снижения энергетической эффективности природо-пользования; принцип естественности («старого автомобиля»); правило «мягкого» управления природой; правило интегрального ресурса).
12. Принципы охраны среды жизни, социальная психология и поведение человека (закон неустранимости отходов и побочных воздействий хозяйства; принцип разумной доста-точности и допустимости риска; принцип неполноты информации; принцип обманчиво-го благополучия; принцип удаленности события; «законы» экологии Б. Коммонера).
13. Социально-экономические функции природных систем. Потенциал природных систем.
14. Понятие о природных ресурсах и природно-ресурсном потенциале. Классификация при-родных ресурсов по происхождению. Классификация природных ресурсов по видам хо-зяйственного использования и по признаку исчерпаемости.
15. Воздействие человека на природные системы: определение. Преднамеренное и непред-намеренное воздействие. Классификация антропогенных воздействий. Технические средства воздействия человека на природные системы.
16. Антропогенные нагрузки и их измерение, оценка и картографирование.
17. Антропогенные воздействия на природные системы по видам природопользования.
18. Антропогенные изменения природных систем. Причинно-следственные цепочки.
19. Степень антропогенных изменений природных систем.
20. Особенности антропогенных изменений природных систем во времени и пространстве.
21. Природно-антропогенные системы
22. ООПТ: законодательная база и виды (на примере России).

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 О. Е. Астафьева, А. А. Авраменко, А. В. Питрюк Основы природопользования: учебник для академического бакалавриата: учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Корытный Л.М., Потапова Е.В. Основы природопользования: Учебное пособие для вузов Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Гурова Т. Ф., Назаренко Л. В. ЭКОЛОГИЯ И РАЦИОНАЛЬНОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ 3-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Иванов А. Н., Чижова В. П. ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ 3-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов: Гриф УМО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Государственные доклады «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации», «О состоянии и использовании водных ресурсов Российской Федерации»,«О состоянии и использовании минерально-сырьевых ресурсов Российской Федерации www.mnr.gov.ru
Э2 Государственный доклад о состоянии и использовании земель в Российской Федерации rosreestr.ru
Э3 Курс в Moodle «Основы природопользования» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader
(http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TO
U-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/),
(бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Профессиональные базы данных:

1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
4. https://www.mnr.gov.ru – Минприроды России (Государственные доклады «О состоя-нии и об охране окружающей среды Российской Федерации», «О состоянии и использовании водных ресурсов Российской Федерации», Государственный доклад «О состоянии и использовании минерально-сырьевых ресурсов Российской Федерации»).
5. https://rosreestr.ru – РОСРЕЕСТР (Государственный доклад о состоянии и использовании земель в российской федерации).
6. http://национальныйатлас.рф – Национальный Атлас России

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1. Методические указания обучающимся к лекциям
В ходе лекционных занятий необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям
Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению лабораторных практикумов
Лабораторные практикумы по дисциплине не предусмотрены.

8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ
Курсовые работы по дисциплине не предусмотрены.

8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы
Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД.
Изучение дисциплины следует начинать с проработки РПД, особое внимание, уделяя целям и задачам, структуре и содержанию курса.
Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.