МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

ГИС - технологии в науках о Земле

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра физической географии и геоинформационных систем
Направление подготовки21.04.02. Землеустройство и кадастры
ПрофильКадастр и устойчивое развитие территории
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план21_04_02_Землеустройство и кадастры_КиУРТ-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 28 28 28 28
Сам. работа 76 76 76 76
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Байкалова Т.В.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
ГИС - технологии в науках о Земле

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 21.04.02 Землеустройство и кадастры (приказ Минобрнауки России от 11.08.2020 г. № 945)

составлена на основании учебного плана:
21.04.02 Землеустройство и кадастры
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 16.05.2023 г. № 10
Срок действия программы: 2023-2025 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н., доцент Ненашева Г.И.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 16.05.2023 г. № 10
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Ненашева Г.И.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.овладение навыками использования ГИС-программ в географических исследованиях

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2Способен разрабатывать научно-техническую, проектную и служебную документацию, оформлять научно-технические отчеты, обзоры, публикации, рецензии в области землеустройства и кадастров с применением геоинформационных систем и современных технологий
ОПК-2.1 Знает структуру и основные элементы про- ектной, научно-технической и служебной документа- ции, используемой в профессиональной деятельности
ОПК-2.2 Владеет навыками использования в профес- сиональной деятельности современных геоинформаци- онных и земельно-информационных систем
ПК-2Способен осваивать и применять новые технологии производственных работ, решать инженерно-технические и экономические задачи в системе кадастра, землеустройстве и при организации устойчивого землепользования
ПК-2.1 Знает специализированные производственные технологии и системы, используемые в профессиональной деятельности и может работать в них как пользователь
ПК-2.2 Владеет навыками использования современного оборудования и программного обеспечения для определения количественных и качественных характеристик кадастра и устойчивого развития территории
ПК-3Способен осуществлять проектную деятельность и производить технико-экономическое обоснование планов и проектов использования недвижимого имущества и давать их эколого-экономическую оценку
ПК-3.1 Знает проектную продукцию и е? содержание, используемую в профессиональной деятельности
ПК-3.2 Владеет методиками и инструментами, применяемыми при проектировании, а также навыками обоснования проектных решений
ПК-3.3 Знает процедуры утверждения и согласования проектной документации разных уровней
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-2.1. Знает структуру и основные элементы проектной, научно-технической и служебной документации, используемой в профессиональной деятельности;
ПК-2.1. Знает специализированные производственные технологии и системы, используемые в профессиональной деятельности и может работать в них как пользователь;
ПК-3.1. Знает проектную продукцию и еѐ содержание, используемую в профессиональной деятельности;
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-3.2. Владеет методиками и инструментами, применяемыми при проектировании, а также навыками обоснования проектных решений
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-2.2. Владеет навыками использования в профессиональной деятельности современных геоинформационных и земельно-информационных систем;
ПК-2.2. Владеет навыками использования современного оборудования и программного обеспечения для определения количественных и качественных характеристик кадастра и устойчивого развития территории;
ПК-3.3. Знает процедуры утверждения и согласования проектной документации разных уровней

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. 1.Создание баз геоданных и классов пространственных объектов
1.1. Типы баз геоданных. Организация базы геоданных. Организация классов пространственных объектов. Свойства класса пространственных объектов. Определение атрибутов класса объектов. Создание и редактирование метаданных. Просмотр метаданных. Импорт и экспорт метаданных. Создание объектов для класса объектов. Лекции 1 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.2. Лабораторная работа №1. Практические 1 4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.3. Решение задач и упражнений из сборника по геоинформатике Сам. работа 1 10 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. 2.Загрузка данных в базу геоданных
2.1. Обзор терминов ArcGIS. Термины, относящиеся к базам геоданных. Среда геообработки ArcGIS. Преимущества базы геоданных. Работа с файловой базой геоданных. Форматы данных, доступные для конвертации. Конвертация данных из других источников. Конвертация между базами геоданных. XML для импорта и экспорта. Загрузка данных в существующий класс объектов. Работа с данными x,y. Доступ к табличным данным. Доступ к данным через ГИС-сервер. Проецирование ГИС-данных. Географические преобразования. Лекции 1 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.2. Лабораторная работа №2. Практические 1 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.3. Решение задач и упражнений из сборника по геоинформатике Сам. работа 1 10 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. 3.Поведение базы геоданных
3.1. Географические данные. Что такое поведение базы геоданных? Значения по умолчанию. Подтипы и домены. Топология базы геоданных. Лекции 1 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.2. Лабораторная работа №3. Практические 1 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.3. Решение задач и упражнений из сборника по геоинформатике Сам. работа 1 8 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 4. 4.Редактирование ГИС-данных
4.1. Редактирование пространственных данных. Создание новых данных. Команды меню Редактор. Инструменты меню скетч. Построение скетча с использованием ограничителей. Построение смежных полигонов. Редактирование существующих объектов. Изменение формы объекта и изменение границ. Работа с составными объектами. Упрощение геометрии. Редактирование с использованием доменов, подтипов и топологии базы геоданных. Практические 1 4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.2. Решение задач и упражнений из сборника по геоинформатике Сам. работа 1 8 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 5. 5.Корректировка пространственных данных
5.1. Общие особенности привязки пространственных данных. Простанственная привязка данных в ArcMap. Ключевые моменты работы с пространственной привязкой. Векторная трансформация ArcMap. Трансформация. Трансформация методом резинного листа. Сопоставление данных на границах листов. Ошибки трансформации. Лекции 1 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
5.2. Решение задач и упражнений из сборника по геоинформатике Сам. работа 1 8 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 6. 6.Управление инструментами геообработки и параметры среды геообработки
6.1. Что такое ArcToolbox? Типы наборов инструментов. Организация ArcToolbox. Типы инструментов. Расположение и выполнение инструментов. Выявление ошибок в параметрах. Просмотр ошибок геообработки. Параметры среды. Настройки ArcToolbox. Работа с инструментами в ArcMap. Результаты геообработки. Ключевые моменты работы в среде геообработки. Практические 1 4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
6.2. Решение задач и упражнений из сборника по геоинформатике Сам. работа 1 8 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 7. 7.Анализ ГИС-данных
7.1. Что даёт анализ ГИС-данных? Обзор инструментов анализа. Анализ близости объектов. Анализ с использованием множественных буферных полигонов. Пространственное соединение. Полигоны Тиссона. Стирание объектов. Слияние объектов по атрибуту. Обработка табличных данных. Создание поднабора растровых данных. Другие виды анализа. Пример рабочего процесса анализа. Ключевые моменты анализа. Практические 1 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
7.2. Решение задач и упражнений из сборника по геоинформатике Сам. работа 1 8 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 8. 8.Управление таблицами. Редактирование пространственных объектов и атрибутов. Получение местоположений из атрибутивной информации
8.1. Исследование данных ГИС в ArcGIS Desktop. Процесс решения географических задач. Общие операции анализа. Работа с атрибутивными запросами. Работа с пространственными запросами (по расположению). Работа с ArcToolbox при выполнении анализа. Извлечение объектов при помощи инструмента Вырезание. Построение буфера объектов. Анализ наложения. Объединение. Пересечение. Результаты анализа. Практические 1 4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
8.2. Решение задач и упражнений из сборника по геоинформатике Сам. работа 1 8 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 9. 9.Использование ModelBuilder для анализа
9.1. Что такое ModelBuilder? Проектирование и создание модели. Элементы модели. Инструменты. Переменные. Типы выходных данных. Переменные значений. Свойства блок-схемы модели. Параметры и статусы модели. Параметры среды. Промежуточные данные. Запуск модели. Поиск ошибок в модели. Документация модели. Практические 1 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
9.2. Решение задач и упражнений из сборника по геоинформатике Сам. работа 1 8 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 10. 10.Аналитические проекты в ГИС
10.1. Анализ. Выполнение проектов. Практические 1 4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-3: Способен осуществлять проектную деятельность и производить технико-экономическое обоснование планов и проектов использования недвижимого имущества и давать их эколого-экономическую оценку
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА:
Вопрос 1. Что позволяют Геоинформационные системы в Интернете пользователям:
а) анализировать
б) подделывать
в) изменять
Ответ: а
Вопрос 2. Геоинформационные системы предназначены для:
а) передачи географических данных
б) сбора географических данных+
в) изменения географических данных
г) хранения географических данных
д) анализа географических данных
е) исправления географических данных
ж) подделки географических данных
з) визуализации географических данных
Ответ: б, г, д, з
Вопрос 3. Геоинформационные системы включают такие карты:
а) растровые+
б) реестровые
в) основные
Ответ: а
Вопрос 4. Геоинформационная система может включать в свой состав:
а) постоянные базы данных
б) теоретические базы данных
в) пространственные базы данных+
Ответ: в
Вопрос 5. По территориальному охвату геоинформационные системы подразделяют на:
а) глобальные
б) субглобальные
в) субконтинентальные
г) распространенные
д) общепринятые
е) общенациональные
ж) национальные
з) колоссальные
и) локальные
к) сублокальные
Ответ: а, в, ж, и
Вопрос 6. Для каких моделей пространственных данных в ГИС возможны пространственные операции с использованием условий, применяемых в шахматах:
а) для топологических моделей
б) для реляционных моделей
в) для полевых (растровых)
Ответ: в
Вопрос 7. Недостатки применения материалов дистанционного зондирования (космических съемок):
а) отсутствие необходимости привлечения высококвалифицированных и опытных специалистов
б) необходимость привлечения высококвалифицированных и опытных специалистов
в) ограниченность времени выполнения работ по обработке (дешифрировании) вегетационным периодом
г) неэффективность при разовых обследованиях небольших территорий
д) эффективность при разовых обследованиях небольших территорий
е) отсутствие необходимости использования дорогостоящего программного обеспечения
ж) необходимость использования дорогостоящего программного обеспечения
Ответ: б, г, ж
Вопрос 8. Операции ГИС технологий поддерживаются:
а) общественным обеспечением
б) социальным обеспечением
в) правовым обеспечением
г) техническим обеспечением
д) экологическим обеспечением
Ответ: в, г
Вопрос 9. Географические информационные системы:
а) информационные системы содержащие географические названия
б) программно-языковой комплекс для создания, ведения, использования баз данных
в) информационные системы, оперирующие пространственными данными
Ответ: в
Вопрос 10. Что представляет собой реляционная база данных:
а) матрицы ячеек с присвоенными значениями
б) одна или несколько специальных таблиц отношений
в) набор координат линий, узлов и направлений векторных объектов
Ответ: б
Вопрос 11. Что такое вычислительная сеть:
а) совокупность компьютеров, объединенных средствами передачи данных
б) совокупность векторных геометрических объектов примитивов
в) совокупность ячеек матрицы
Ответ: а
Вопрос 12. Указать операции по трансформации растровых изображений в ГИС:
а) трансформация векторных слоев на растр
б) формирование таблиц баз данных
в) визуальная проверка качества трансформации
г) выбор опорных точек на слоях электронной карты
д) оценка расхождений
е) нет верного ответа
Ответ: в, г, д
Вопрос 13. Какая операция из перечисленных ниже не является графоаналитической?
а) измерение по карте углов
б) изменение проекции карты
в) измерение по карте площадей
Ответ: б
Вопрос 14. Как называется этап создания опытного образца ГИС?
а) визуализация
б) проектирование
в) адаптация
г) прототипирование
Ответ: г
Вопрос 15. Какая операция не входит в группу операций сетевого анализа?
а) аллокация
б) поиск кратчайшего пути
в) изменение единиц измерения карты
г) районирование
Ответ: в
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«Зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«Отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА:
Вопрос 1. Для чего предназначены геоинформационные системы в Интернете?
Ответ: для сбора, хранения и анализа географических данных
Вопрос 2. К какому периоду можно отнести возникновение географических информационных систем?
Ответ: начало 60-х годов ХХ века
Вопрос 3. Как вкратце можно охарактеризовать ГИС
Ответ: информационная система сбора, сохранения, обработки и отображения пространственно-временных данных
Вопрос 4. На какие уровни делится ГИС по охвату территории?
Ответ: глобальный, субконтинентальный, государственный, региональный, муниципальный, локальный
Вопрос 5. Что такое метаданные?
Ответ: данные о данных
Вопрос 6. Какой тип данных в ГИС является источником актуальной оперативной информации?
Ответ: данные дистанционного зондирования
Вопрос 7. Каким должен быть вид представления картографической информации в ГИС?
Ответ: цифровым
Вопрос 8. Какие карты составляют основу картографической информации в ГИС?
Ответ: топографические
Вопрос 9. Для каких объектов в ГИС создаются буферные зоны?
Ответ: точечных, линейных, площадных
Вопрос 10. Какие источники используются при создании цифровой модели рельефа суши в ГИС?
Ответ: топографические карты и планы, данные дистанционного зондирования
Вопрос 11. Что такое картографическая генерализации?
Ответ: отбор и обобщение изображения на карте объектов соответственно ее назначению, масштабу, содержанию и особенностям картографируемой территории
Вопрос 12. Что такое картографическая проекция?
Ответ: математический закон, по которому сферическая поверхность Земли проектируется на плоскость
Вопрос 13. Что представляет собой реляционная база данных
Ответ: набор данных с предопределенными связями между ними
Вопрос 14. Какие существуют подсистемы ГИС?
Ответ: сбора, ввода и обработки геопространственных данных; создание и ведение территориальных баз данных; восприятия и обработки геоинформации, пространственного моделирования и анализа; выработки пространственных решений, формирования, отображения и выдачи выходных документов; управления (администрирования) ГИС.
Вопрос 15. Из чего состоит ГИС?
Ответ: цифровые данные, аппаратное обеспечение, программное обеспечение.
Вопрос 16. Что такое геоинформационные картографирование?
Ответ: автоматизированное создание и использование карт на основе ГИС и баз картографических данных и знаний
Вопрос 17. Что является компоновкой карты?
Ответ: размещение самого картографического изображения, названия карты, легенды, врезок и других данных в пределах листа.
Вопрос 18. Способы картографического изображения на картах
Ответ: значки, линейные знаки, изолинии, качественный и количественный фон, локализованные диаграммы, точечный способ, ареалы, знаки движения.
Вопрос 19. Виды карт местности
Ответ: физико-географические карты и социально-экономические карты
Вопрос 20. Что такое геометрическая точность карты?
Ответ: степень соответствия положения объектов на карте их действительному положению на местности
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-2: Способен осваивать и применять новые технологии производственных работ, решать инженерно-технические и экономические задачи в системе кадастра, землеустройстве и при организации устойчивого землепользования
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА:
Вопрос 1. Что такое геоинформационная система?
а) это группа файлов, задающих вид карты или файла данных.
б) система сбора, хранения, анализа и графической визуализации пространственных (географических) данных и связанной с ними информации о необходимых объектах.
в) систематическое собрание географических карт, выполненное по общей программе как целостное произведение.
Ответ: б
Вопрос 2. Геоинформационная система может включать в свой состав:
а) теоретические базы данных
б) пространственные базы данных
в) постоянные базы данных
Ответ: б
Вопрос 3. Основные задачи прикладных ГИС:
а) визуализация географически привязанных растров
б) поддержка принятия решений, инвентаризация ресурсов, управление и планирование
в) создание векторных файлов
Ответ: б
Вопрос 4. Отличия ГИС от других технологий, программ:
а) ГИС объединяет ряд программ и технологий с целью совершенствования статистических расчетов
б) возможность совместного анализа картографической и атрибутивной информации
в) возможность поиска компьютерных вирусов
Ответ: б
Вопрос 5. Основными типами векторных объектов являются:
а) полилиния, точка, полигон
б) широта, долгота, высота
в) ширина, длина, высота
Ответ: а
Вопрос 6. Наука, изучающая ГИС и технологии ее использования?
а) геоморфология
б) геоинформатика
в) геодезия
Ответ: б
Вопрос 7. Система управления базами данных (СУБД) – это
а) совокупность компьютеров соединенных между собой в сети
б) совокупность данных организованных по определенным правилам
в) программно языковой комплекс для создания ведения использования базы данных
Ответ: в
Вопрос 8. Требования к экологическим ГИС
а) способность поддерживать базы данных для широкого круга географических объектов
б) гибкая конфигурация системы, возможность быстрой настройки системы на решение разнообразных задач
в) возможность обработки массивов покомпонентной гетерогенной пространственно-координированной информации
г) все варианты верны
Ответ: г
Вопрос 9. Геоинформационные методы и системы находят широкое применение в природопользовании и охране окружающей среды, так как позволяют:
а) проводить гео- и имитационное моделирование явлений, происходящих в окружающей среде, с учетом уровней антропогенной нагрузки и эффективности принимаемых управленческих решении
б) накапливать, хранить и запрашивать информацию по трендам параметров окружающей среды за промежуток времени
в) создавать электронные карты, отражающие состояние окружающей среды территории
г) все варианты верны
Ответ: г
Вопрос 10. Что называют географическим атласом?
а) систематическое собрание географических карт, выполненное по общей программе как целостное произведение
б) это группа файлов, задающих вид карты или файла данных
в) система сбора, хранения, анализа и графической визуализации пространственных (географических) данных и связанной с ними информации о необходимых объектах
Ответ: а
Вопрос 11. Что означает термин «географическая система координат» (geographic coordinate systems) в ГИС?
а) что координаты объектов и линейные параметры растров хранятся в виде широты и долготы.
б) что координаты объектов и линейные параметры растров хранятся в виде ширины и высоты.
в) что координаты объектов и линейные параметры растров хранятся в виде ширины и длины.
Ответ: а
Вопрос 12. Это процесс устранения влияния атмосферы на значения коэффициента отражения изображений, полученных спутниковыми или бортовыми датчиками.
а) атмосферная коррекция
б) оптическая коррекция
в) ландшафтный анализ
Ответ: а
Вопрос 13. Какой процесс характерен для классификации «с обучением»?
а) пиксели многозонального снимка группируются на основе сравнения их яркостей в каждой спектральной зоне с эталонными значениями
б) пиксели разделяют на группы-кластеры по какому-либо формальному признаку, не прибегая к обучающим данным
Ответ: а
Вопрос 14. К какому функциональному классу ГИС относятся системы MapInfo Professional, ArcGIS, ГИС Панорама?
а) Настольные ГИС
б) сетевые
в) корпоративные
Ответ: а
Вопрос 15. К какому уровню организации данных относятся термины "полигон", "узел", "линия", "дуга", "идентификатор"?
а) уровень прототипирования
б) уровень ввода данных
в) уровень модели данных
Ответ: в
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«Зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«Отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА:
Вопрос 1. Как называется научное направление, основанное на сборе информации о поверхности Земли без фактического контактирования с ней?
Ответ: дистанционное зондирование
Вопрос 2. В какой из моделей используется иерархическая сетка?
Ответ: объектно-ориентированная модель
Вопрос 3. Единица информации, хранящаяся в теме (слое) для каждой точки или пикселя соответствует:
Ответ: числовому значению
Вопрос 4. Какие бывают ГИС по функциональным возможностям?
Ответ: полнофункциональные, специализированные – ориентированы на решение конкретной задачи в определенной предметной области, информационно-справочные системы
Вопрос 5. Что такое атрибутивная информация в ГИС?
Ответ: качественные или количественные (неграфические) данные, представленные в виде свойств или характеристик, относящихся к определенному пространственному объекту базы данных ГИС
Вопрос 6. Что такое геоинформатика?
Ответ: геоинформатика – наука, технология и производственная деятельность, которая связана с разработкой и использованием ГИС
Вопрос 7. Виды ГИС по способу организации географических данных
Ответ: векторные; растровые; векторно-растровые; трехмерные
Вопрос 8. Какие бывают геоинформационные системы по уровню управления?
Ответ: федеральными; региональными; муниципальными; корпоративными.
Вопрос 9. Что является основными математическими элементами карты
Ответ: масштаб, проекция, система координат, рамки, разграфка листов, номенклатура, координатная сетка и геодезическая основа.
Вопрос 10. Виды искажений картография
Ответ: искажения длин, искажения углов, искажения площадей, искажения форм
Вопрос 11. Что такое картографическая проекция
Ответ: математически определенный способ отображения поверхности Земли на плоскость
Вопрос 12. Что относится к общегеографическим элементам карты?
Ответ: физико-географические (гидрография, растительный покров и грунты, рельеф) и социально-экономические (населенные пункты, дороги и границы)
Вопрос 13. Что такое картодиаграммы
Ответ: изображение абсолютных статистических показателей посредством диаграмм, размещаемых внутри единиц территориального деления
Вопрос 15. Что такое векторизация
Ответ: процесс преобразования растрового изображения в векторное.
Вопрос 16. Что такое ГИС моделирование?
Ответ: творческий процесс создания компьютерной имитационной модели пространственных объектов, процессов или явлений, а также изучение взаимосвязей между ними с использованием геоинформационных систем
Вопрос 17. Какие существуют способы картографического отображения
Ответ: локализованных значков, линейных знаков, изолиний и псевдоизолиний, качественного фона, количественного фона, локализованных диаграмм, ареалов, знаков движения, точечный способ, картодиаграммы, картограммы
Вопрос 18. Что такое атрибутивные данные в ГИС
Ответ: качественные или количественные (неграфические) данные, представленные в виде свойств или характеристик, относящихся к определенному пространственному объекту базы данных ГИС
Вопрос 19. Что такое интерполяция в ГИС?
Ответ: методика для создания непрерывной поверхности из дискретных точек.
Вопрос 20. Приведите примеры геоинформационных систем
Ответ: зарубежные системы: Mapinfo, ArcGIS ArcEditor, ArcGIS, ArcGIS, AutoCAD Map, GeoMedi, QGIS. Отечественные разработки: ГИС Панорама, ГеоГраф, «Горизонт», «ИнГео», GeoLink, Map Drive, Mappl, IndorGIS, Zulu, WinPlan.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-2: Способен разрабатывать научно-техническую, проектную и служебную документацию, оформлять научно-технические отчеты, обзоры, публикации, рецензии в области землеустройства и кадастров с применением геоинформационных систем и современных технологий
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА:
Вопрос 1. Наука, изучающая ГИС и технологии ее использования?
а) геоморфология
б) геоинформатика
в) геодезия
Ответ: б
Вопрос 2. Система управления базами данных (СУБД) – это
а) совокупность компьютеров соединенных между собой в сети
б) совокупность данных организованных по определенным правилам
в) программно языковой комплекс для создания ведения использования базы данных
Ответ: в
Вопрос 3. Требования к экологическим ГИС
а) способность поддерживать базы данных для широкого круга географических объектов
б) гибкая конфигурация системы, возможность быстрой настройки системы на решение разнообразных задач
в) возможность обработки массивов покомпонентной гетерогенной пространственно-координированной информации
г) все варианты верны
Ответ: г
Вопрос 4. Геоинформационные методы и системы находят широкое применение в природопользовании и охране окружающей среды, так как позволяют:
а) проводить гео- и имитационное моделирование явлений, происходящих в окружающей среде, с учетом уровней антропогенной нагрузки и эффективности принимаемых управленческих решении
б) накапливать, хранить и запрашивать информацию по трендам параметров окружающей среды за промежуток времени
в) создавать электронные карты, отражающие состояние окружающей среды территории
г) все варианты верны
Ответ: г
Вопрос 5 Что называют географическим атласом?
а) систематическое собрание географических карт, выполненное по общей программе как целостное произведение
б) это группа файлов, задающих вид карты или файла данных
в) система сбора, хранения, анализа и графической визуализации пространственных (географических) данных и связанной с ними информации о необходимых объектах
Ответ: а
Вопрос 6. Что означает термин «географическая система координат» (geographic coordinate systems) в ГИС?
а) что координаты объектов и линейные параметры растров хранятся в виде широты и долготы.
б) что координаты объектов и линейные параметры растров хранятся в виде ширины и высоты.
в) что координаты объектов и линейные параметры растров хранятся в виде ширины и длины.
Ответ: а
Вопрос 7. Недостатки применения материалов дистанционного зондирования (космических съемок):
а) отсутствие необходимости привлечения высококвалифицированных и опытных специалистов
б) необходимость привлечения высококвалифицированных и опытных специалистов
в) ограниченность времени выполнения работ по обработке (дешифрировании) вегетационным периодом
г) неэффективность при разовых обследованиях небольших территорий
д) эффективность при разовых обследованиях небольших территорий
е) отсутствие необходимости использования дорогостоящего программного обеспечения
ж) необходимость использования дорогостоящего программного обеспечения
Ответ: б, г, ж
Вопрос 8. Операции ГИС технологий поддерживаются:
а) общественным обеспечением
б) социальным обеспечением
в) правовым обеспечением
г) техническим обеспечением
д) экологическим обеспечением
Ответ: в, г
Вопрос 9. Географические информационные системы:
а) информационные системы содержащие географические названия
б) программно-языковой комплекс для создания, ведения, использования баз данных
в) информационные системы, оперирующие пространственными данными
Ответ: в
Вопрос 10. Что представляет собой реляционная база данных:
а) матрицы ячеек с присвоенными значениями
б) одна или несколько специальных таблиц отношений
в) набор координат линий, узлов и направлений векторных объектов
Ответ: б
Вопрос 11. Что такое вычислительная сеть:
а) совокупность компьютеров, объединенных средствами передачи данных
б) совокупность векторных геометрических объектов примитивов
в) совокупность ячеек матрицы
Ответ: а
Вопрос 12. Указать операции по трансформации растровых изображений в ГИС:
а) трансформация векторных слоев на растр
б) формирование таблиц баз данных
в) визуальная проверка качества трансформации
г) выбор опорных точек на слоях электронной карты
д) оценка расхождений
е) нет верного ответа
Ответ: в, г, д
Вопрос 13. Геоинформационные системы включают такие карты:
а) растровые+
б) реестровые
в) основные
Ответ: а
Вопрос 14. Геоинформационная система может включать в свой состав:
а) постоянные базы данных
б) теоретические базы данных
в) пространственные базы данных+
Ответ: в
Вопрос 15. По территориальному охвату геоинформационные системы подразделяют на:
а) глобальные
б) субглобальные
в) субконтинентальные
г) распространенные
д) общепринятые
е) общенациональные
ж) национальные
з) колоссальные
и) локальные
к) сублокальные
Ответ: а, в, ж, и
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«Зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«Отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА:
Вопрос 1. Что такое геоинформатика?
Ответ: геоинформатика – наука, технология и производственная деятельность, которая связана с разработкой и использованием ГИС
Вопрос 2. Виды ГИС по способу организации географических данных
Ответ: векторные; растровые; векторно-растровые; трехмерные
Вопрос 3. Какие бывают геоинформационные системы по уровню управления?
Ответ: федеральными; региональными; муниципальными; корпоративными.
Вопрос 4. Что является основными математическими элементами карты
Ответ: масштаб, проекция, система координат, рамки, разграфка листов, номенклатура, координатная сетка и геодезическая основа.
Вопрос 5. Виды искажений картография
Ответ: искажения длин, искажения углов, искажения площадей, искажения форм
Вопрос 6. Что такое картографическая проекция
Ответ: математически определенный способ отображения поверхности Земли на плоскость
Вопрос 7. Что относится к общегеографическим элементам карты?
Ответ: физико-географические (гидрография, растительный покров и грунты, рельеф) и социально-экономические (населенные пункты, дороги и границы)
Вопрос 8. Что такое картодиаграммы
Ответ: изображение абсолютных статистических показателей посредством диаграмм, размещаемых внутри единиц территориального деления
Вопрос 9. Для каких объектов в ГИС создаются буферные зоны?
Ответ: точечных, линейных, площадных
Вопрос 10. Какие источники используются при создании цифровой модели рельефа суши в ГИС?
Ответ: топографические карты и планы, данные дистанционного зондирования
Вопрос 11. Что такое картографическая генерализации?
Ответ: отбор и обобщение изображения на карте объектов соответственно ее назначению, масштабу, содержанию и особенностям картографируемой территории
Вопрос 12. Что такое картографическая проекция?
Ответ: математический закон, по которому сферическая поверхность Земли проектируется на плоскость
Вопрос 13. Что представляет собой реляционная база данных
Ответ: набор данных с предопределенными связями между ними
Вопрос 14. Какие существуют подсистемы ГИС?
Ответ: сбора, ввода и обработки геопространственных данных; создание и ведение территориальных баз данных; восприятия и обработки геоинформации, пространственного моделирования и анализа; выработки пространственных решений, формирования, отображения и выдачи выходных документов; управления (администрирования) ГИС.
Вопрос 15. Из чего состоит ГИС?
Ответ: цифровые данные, аппаратное обеспечение, программное обеспечение.
Вопрос 16. Как называется научное направление, основанное на сборе информации о поверхности Земли без фактического контактирования с ней?
Ответ: дистанционное зондирование
Вопрос 17. В какой из моделей используется иерархическая сетка?
Ответ: объектно-ориентированная модель
Вопрос 18. Для чего предназначены геоинформационные системы в Интернете?
Ответ: для сбора, хранения и анализа географических данных
Вопрос 19. К какому периоду можно отнести возникновение географических информационных систем?
Ответ: начало 60-х годов ХХ века
Вопрос 20. Как вкратце можно охарактеризовать ГИС
Ответ: информационная система сбора, сохранения, обработки и отображения пространственно-временных данных
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7547
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса теоретического характера.
ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА:
1. Понятие структуры географических данных
2. Что такое база геоданных
3. Определение других форматов файлов
4. Преимущества базы геоданных
5. Главные функции приложений ArcCatalog и ArcMap
6. Отношение между данными и слоями
7. Перемещение по карте при помощи команд
8. Установка диапазона масштабов для отображения слоя
9. Определение объектов слоя, которые должны отображаться на карте
10. Составные слои в таблице содержания
11. Создание новых слоев из выбранных объектов
12. Импорт символов из одного слоя в другой
13. Сохранение свойств слоя на диске через файл слоя
14. Понятие условных обозначений
15. Понятие о связи между условными обозначениями и атрибутами слоя
16. Описание и отображение данных по категориям
17. Как создавать и пользоваться файлами стилей
18. Как редактировать глифы шрифтов для создания символов
19. Определение различных типов символов маркеров, линий и заливок
20. Описание количественных данных
21. Отображение количественных данных при помощи обычных свойств символов
22. Понятие классификации количественных данных
23. Классификация данных вручную и предустановленными методами
24. Создание и размещение надписей в ArcMap
25. Установка символов и свойств размещения надписей
26. Различия между надписями, аннотациями базы геоданных и аннотациями документа карты
27. Различие между географической системой координат и системой координат проекции
28. Понятие датума
29. Понятие проекции карты
30. Понятие проецирования «на лету»
31. Понятие о различиях между таблицами атрибутов слоя и автономными таблицами
32. Определение обычных способов получения информации из таблиц
33. Определение свойств поля и работа с ними
34. Знакомство с форматами таблиц, используемых в ArcGIS
35. Понятие о соединении и связи таблиц, об их создании
36. Понятие кардинальности записей
37. Понятие общих рабочих процессов редактирования
38. Установка среды замыкания
39. Понятие общих задач редактирования
40. Понятие геокодирования
41. Понятие процесса геокодирования
42. Импорт и экспорт данных
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 под ред. В.С. Тикунова Геоинформатика. Кн. 1.: учебник для ВУЗов М.: Академия, 2008
Л1.2 под ред. В.С. Тикунова Геоинформатика. Кн. 2.: учебник для ВУЗов М.: Академия, 2008
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Е.П. Крупочкин [и др.] Теоретико-методические основы количественной оценки и интерпретации информации: учебное пособие АлтГУ: Барнаул, 2011
Л2.2 К.В. Шошина, Р.А. Алешко Геоинформационные системы и дистанционное зондирование: учебное пособие Архангельск: ИД САФУ, 2014 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Подшивка журнала «ArcReview» в электронном виде, начиная с 1997 г. www.dataplus.ru
Э2 Курс в мудл "ГИС-технологии в науках о Земле" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)

MapInfo Professional (P) - Nodeljcked, MINWRS1200026830 от 12.10.2014 (бессрочная)
ArcGIS Desktop Advanced Educational Teaching Lab Pak (31), v. 10.3.1, № 302914 от 12.02.16 (бессрочная)
ENVI 4.8, № 503626-1 от 16.12.2011 (бессрочная)
7-Zip
AcrobatReader
DjVu reader, http://djvureader.org/
Chrome; http://www.chromium.org/chromium-os/licenses
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационно справочная система СПС «КонсультантПлюс»: http://www.consultant.ru/
Электронная база данных «Scopup»: http://www.scopus.com
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета: http://elibrary.asu.ru/
Научная электронная библиотека eLIBRARY: http://elibrary.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
500М лаборатория "Научно-образовательный центр геоинформационных технологий" - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; ПК: BENQ XL2411 - 5 ед.; интерактивная доска: Triumph Multi touch - 1 ед.; Графическая рабочая станция DEPO Race (4 шт); GPS Spectra Precision Epoch; Комплект GNSS GPS/ГЛОНАСС; Плоттер Canon iPF605; Интерактивная система для голосования SMART, 12 пультов; сканер протяжной формата А0 Canon; 8 плакатов.
405М помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Штативы для тахеометра и геодезической GPS; листы карт из Атласа Алтайского края
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
406М лаборатория "Научно-образовательный центр геоинформационных технологий" - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная – 1 шт.; компьютеры: ACPI x64-based PC, Intel (R) Core (TM) i5-3470, 3200 MHz, 3200 MHz – 15 ед.; интерактивная доска: Triumph MULTI TOUCH 78 – 1ед.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «Компьютерные технологии в географии»

В ходе лекционных занятий по дисциплине «Компьютерные технологии в географии» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине «Компьютерные технологии в географии» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению лабораторных практикумов

Лабораторные практикумы по дисциплине «Компьютерные технологии в географии» не предусмотрены.

8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ

Курсовые работы по дисциплине «Компьютерные технологии в географии» не предусмотрены.

8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД «Компьютерные технологии в географии»

Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.