МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Технологии бережливого производства

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Направление подготовки27.03.03. Системный анализ и управление
ПрофильСистемный анализ и управление экономическими системами
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план27_03_03_Системный_анализ_управление_САиУЭС-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Лабораторные 26 26 26 26
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд.экон.наук, доцент, Вдовкина Е.Г.;канд.экон.наук, доцент, Рудакова О.Ю.

Рецензент(ы):
канд.экон.наук, доцент, Селиверстов С.И.;д.э.н., профессор, Шваков Е.Е.

Рабочая программа дисциплины
Технологии бережливого производства

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 27.03.03 Системный анализ и управление (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 902)

составлена на основании учебного плана:
27.03.03 Системный анализ и управление
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 07.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 2023-2027 уч. г.

Заведующий кафедрой
Рудакова О.Ю.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 07.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой Рудакова О.Ю.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование компетенций, позволяющих принимать эффективные решения в области операционного менеджмента и бережливого производства в условиях цифровой экономики

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2Способен анализировать и моделировать процессы в области техники, технологии и организационных систем
ПК-2.1 Знает процессы в области техники, технологии и организационных систем
ПК-2.2 Умеет описывать процессы в области техники, технологии и организационных систем
ПК-2.3 Анализирует и моделирует процессы в области техники, технологии и организационных систем
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-2.1: Знает процессы в области техники, технологии и организационных систем
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-2.2: Умеет описывать процессы в области техники, технологии и организационных систем
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-2.3: Анализирует и моделирует процессы в области техники, технологии и организационных систем

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Бережливое производство как модель повышения эффекти вности деятельности предприятия
1.1. Бережливое производство в рамках других моделей повышения эффективности Лекции 7 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Бережливое производство в рамках других моделей повышения эффективности Лабораторные 7 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.3. Создание базовых условий для реализации модели бережливого производства Лекции 7 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.4. Создание базовых условий для реализации модели бережливого производства Лабораторные 7 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.5. Бережливое производство как модель повышения эффекти вности деятельности предприятия Сам. работа 7 22 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Организация внедрения модели бережливого производства на предприятии
2.1. Виды моделей бережливого производства Лекции 7 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.2. Виды моделей бережливого производства Лабораторные 7 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.3. Основные проблемы внедрения моделей бережливого производства Лекции 7 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.4. Основные проблемы внедрения моделей бережливого производства Лабораторные 7 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.5. Организация внедрения модели бережливого производства на предприятии Сам. работа 7 22 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Управление проектами бережливого производства
3.1. Проектирование работ по внедрению систем бережливого производства Лекции 7 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
3.2. Проектирование работ по внедрению систем бережливого производства Лабораторные 7 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
3.3. Бережливая внутрипроизводственная логистика Лекции 7 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
3.4. Бережливая внутрипроизводственная логистика Лабораторные 7 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
3.5. Управление проектами бережливого производства Сам. работа 7 22 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Тестовые задания


1. Какое из ниже перечисленных неравенств верное:
а) маржинальная прибыль < валовая прибыль < чистая прибыль;
б) маржинальная прибыль > валовая прибыль > чистая прибыль;
в) маржинальная прибыль > валовая прибыль = чистая прибыль;
г) маржинальная прибыль = валовая прибыль > чистая прибыль.
2. Какое определение «Точки безубыточности» неверно:
а) это критический объем продаж («мертвая точка»);
б) это объем реализации, при котором предприятие не имеет ни убытков, ни прибыли;
в) это объем реализации, который обеспечивает получение целевой прибыли;
г) это объем реализации, при котором маржинальная прибыль равна постоянным издержкам.
3. Что относится к недостаткам АВС - метода:
а) увеличивает число учетных единиц, используемых для аккумуляции накладных расходов;
б) известная произвольность в выборе базового показателя;
в) изменяет восприятие менеджером многих видов накладных расходов;
г) изменяет базу, использующуюся для начисления накладных расходов на продукцию.
4. Система производственного менеджмента - это:
а) закрытая система;
б) открытая система;
в) управляющая подсистема;
г) относительно обособленная подсистема.
5. Расчетно - аналитический метод планирования заключается в том, что:
а) на основе анализа показателей прогнозируют их уровень на будущий период времени;
б) планы составляются в нескольких вариантах для выбора оптимальных решений;
в) планы позволяют дать количественную оценку взаимосвязи между показателями производства и факторами, влияющими на их числовое значение.
6.Производственный процесс, это:
а) совокупность взаимосвязанных процессов труда в результате которого исходные материалы превращаются в готовые изделия.
б) часть ТП заключающая в себе работы по изменению состояния изделия.
в)комплекс полезных действий по производству и реализации готовых изделий.
г) нет правильного ответа.
7. Отметить:
Правильное утверждение – «да»; Неправильное утверждение – «нет»
а) В числе приоритетов операционной стратегии предприятия можно назвать качество, гибкость, стоимость и время
б) Увеличение объемов выпуска и рост уровня стандартизации процесса ведет к снижению его гибкости
в) Низкая степень контакта с клиентом в процессе оказания услуги, как правило, сопровождается высокими требованиями к коммуникативным навыкам персонала
г) Эффективный уровень производственной мощности это максимальный ее уровень, которого в принципе можно добиться
д) За счет эффекта масштаба можно снизить издержки на единицу производства, но только до некоторого предела, после которого издержки снова будут расти
е) При решении вопроса о размещении производственных предприятий одним из ключевых критериев является максимизация прибыли на единицу площади
ж) Длительность цикла при последовательном движении предметов труда всегда выше, чем при параллельном
з) «Идеальный» производственный процесс характеризуется отсутствием операций, не добавляющих ценности продукту и нулевыми межоперационными заделами
и) В процессе оказания услуг качество является весьма субъективной категорией и зависит от восприятия клиентом всего процесса (при условии тесного контакта)
к) Производственная мощность производственного процесса в целом определяется производственной мощностью его наименее производительного этапа
8. Отметить:
Правильное утверждение – «да»; Неправильное утверждение – «нет»
а) Определение приоритетов операционной стратегии компании является результатом компромисса между противоречивыми ориентирами
б) Малые объемы производства и низкий уровень специализации процесса ведет к повышению гибкости, но, как правило, повышает требования к персоналу
в) Чем ниже степень контакта с клиентом в процессе оказания услуги, тем легче стандартизировать данный процесс
г) Максимально возможный уровень мощности, которого в принципе можно добиться, называется проектной мощностью, при этом он выше эффективной мощности
д) Эффект масштаба проявляется в том, что издержки на единицу производства растут по мере увеличения объемов производимой продукции
е) При решении вопроса о размещении предприятий сферы услуг одним из ключевых критериев является минимизация издержек
ж) Длительность цикла процесса – это время, необходимое от начала первой и до конца последней операции
з) Длительность цикла при параллельном движении предметов труда всегда ниже, чем при последовательном
и) В числе прочих, к принципам организации эффективного производственного процесса можно отнести прямоточность, непрерывность и специализацию
к) Производственная мощность производственного процесса в целом равна сумме производственных мощностей отдельных его этапов
9. Отметить:
Правильное утверждение – «да»; Неправильное утверждение – «нет»
а) Приоритеты операционной стратегии не противоречат друг другу, следовательно, возможно повышать эффективность по каждому из них
б) Малые объемы производства и низкий уровень специализации процесса ведет к повышению гибкости, но, как правило, сопровождается ростом затрат
в) Низкая степень контакта с клиентом в процессе оказания услуги, как правило, позволяет увеличить эффективность (понимаемую как сокращение затрат) процесса
г) Эффективный уровень производственной мощности – это уровень, которого можно добиться с учетом графиков производства, норм эксплуатации оборудования и т.п.
д) Выбор конкретной формы организации процесса производства зависит от планируемых объемов и ориентирован на минимизацию издержек
е) При решении вопроса о размещении предприятий сферы услуг одним из ключевых критериев является минимизация издержек
ж) Длительность цикла процесса – это время, необходимое от конца первой и до начала последней операции
з) Длительность цикла при параллельном движении предметов труда всегда выше, чем при последовательном
и) В числе прочих, к принципам организации эффективного производственного процесса можно отнести дифференциацию, специализацию и классификацию
к) Производственная мощность производственного процесса в целом равна взвешенной сумме производственных мощностей отдельных его этапов
10. Отметить:
Правильное утверждение – «да»; Неправильное утверждение – «нет»
а) Концентрируясь на одном из приоритетов операционной стратегии, компания может не уделять внимания всем остальным
б) Увеличение объемов выпуска и рост уровня стандартизации процесса ведет к повышению его гибкости
в) Чем выше степень контакта с клиентом в процессе оказания услуги, тем легче стандартизировать данный процесс
г) Максимально возможный уровень мощности, которого в принципе можно добиться, называется проектной мощностью, при этом он ниже эффективной мощности
д) Выбор конкретной формы организации процесса оказания услуги зависит от степени контакта с клиентом и ориентирован на минимизацию издержек
е) При решении вопроса о размещении производственных предприятий одним из
ж) ключевых критериев является минимизация издержек
з) Длительность цикла при последовательном движении предметов труда всегда ниже, чем при параллельном
и) «Идеальный» производственный процесс характеризуется отсутствием потерь времени на операции, не добавляющие ценности продукту
к) В процессе оказания услуг качество является объективной категорией и относительно легко стандартизируется (при условии тесного контакта с клиентом)
л) Производственная мощность производственного процесса в целом определяется производственной мощностью его наиболее производительного этапа
Вопросы для устного обсуждения

1. Что является объектом управления операционного менеджмента?
2. Что является операционной функцией организации
3. Назовите преимущества и недостатки политик интеграции и специализации
4. операционных функций организации.
5. Что такое операционная система организации? Из каких подсистем она состоит.
6. Каковы функции подсистем?
7. Поясните, почему автоматизация труда улучшает конкурентную позицию компании
8. на рынке.
9. Какие стадии включает в себя проектирование продукции (услуги)?
10. С какими проблемами по мощности постоянно сталкиваются начальные и средние
11. школы? Каковы варианты решения данных проблем?
12. Как связаны широта номенклатуры (ассортимента) и объема выпуска продукции?
13. Имеет ли эта связь стратегическое значение?
14. Каким образом системный поход помогает в планировании производственных
15. мощностей?
16. Имеется ли однозначная связь между типом организации по жизненному циклу
17. продукции и сегментом рынка потребителей?
18. Какую группу внешних факторов операционной стратегии, приведенных в пособии,
19. можно исключить при стабильной экономической и политической среде бизнеса?
20. Приведите примеры успешных стратегических решений, связанных с
21. централизацией и децентрализацией размещения производственных мощностей бизнеса.
22. Как влияет на разработку операционной стратегии финансовая стратегия
23. компании?
24. Какими группами этих факторов высчитаете возможным пренебречь?
25. Оцените значение групп внутренних факторов операционной стратегии
26. организации.
27. Какие особенности факторов, воздействующих на операционную стратегию, вы
28. заметили по сравнению с факторами маркетинговой или финансовой стратегии?
29. Основные процедуры оптимизации бизнес-процессов. Процедура анализа бизнес-
30. процессов организации и принцип постоянного совершенствования.
31. Взаимосвязи блоков бизнес-процессов по управлению, по входу, обратная связь по управлению, взаимосвязь "выход-механизм" и особенности их описания в
32. различных нотациях.
33. Система показателей бизнес-процессов: их роль в повышении эффективности
34. исполнения бизнес-процессов.
35. Особенности организационной, информационной, логистической и операционной
36. систем организации и особенности их использования в процессном подходе к управлению
37. Понятие нотации. Графический язык блок-схем алгоритмов
38. Графический язык моделей процессов ARIS. Основные объекты. Связи объектов.
39. Правила описания процессов.
40. Нотации IDEF0 и IDEF3. Цели использования, правила разработки, особенности
41. использования.
42. Нотации класса WorkFlow. Отличия систем Workflow от других систем.
43. Содержание цикла PDCA. Влияние организационной структуры на
44. сегментирование деятельности организации
45. Каковы оперативные функции операционного менеджмента?
46. Перечислите операционные ресурсы (5Р)
47. Каковы тактические задачи операционного менеджмента?
48. Каковы стратегические задачи операционного менеджмента?
49. Какова история возникновения систем бережливого
50. производства.
51. Бережливое производство в рамках других моделей повышения эффективности.
52. Создание базовых условий для реализации модели бережливого производства.
53. Система Кайдзен: построение производственного потока на рабочем участке.
54. Система «Упорядоточения /5S».
55. Система менеджмента качества.
56. Система «Точно-вовремя -JIT».
57. Система общего производительного обслуживания оборудования TPM
58. Основные проблемы внедрения моделей бережливого производства.
59. Цифровое производство
60. Системы управления производством (MES) и системы управления качеством (QMS).
61. MES-система, электронный Канбан, автоматизация сбора данных, визуализация (Visual Factory) .
62. Автоматизация управления качеством
63. Виртуальное производство в PLM среде

Практическое задание

1. Определить продолжительность операционного и производственного циклов предприятия, исходя из следующих данных:
Средний период оборота запасов сырья, материалов 25 дней;
Средний период оборота незавершенного производства 8 дней;
Средний период оборота запасов готовой продукции 19 дней;
Средний период оборота дебиторской задолженности 20 дней;
Средний период денежных активов 3 дня;
Средний период оборота кредиторской задолженности 16 дней.
2. Годовая потребность в сырье, определяющая объем его закупки составляет 10000 руб., средняя стоимость размещения одного заказа – 120 руб., средняя стоимость хранения единицы товара – 6 руб. Определить: оптимальный размер партии поставки; оптимальный размер производственных запасов; количество поставок.
3. Рассчитайте оптимальный размер заказа и требуемое количество заказов в течение года, если стоимость выполнения одной партии заказа равна 200 руб., годовая потребность в сырье – 20 тыс. т., затраты по хранению - 10% цены приобретения, а цена одной тонны сырья составляет 5 тыс. руб.
4. Предприятие за плановый период намерено произвести 1000 изделий и реализовать их по цене 4200 руб. Постоянные затраты за период составят 550 тыс. руб., переменные 2600 руб. / шт. Рассчитайте:
1) маржинальную прибыль и уровень маржинальной прибыли;
2) точку безубыточности в натуральных и стоимостных единицах;
3) запас прочности.
5. На предстоящий год предприятие планирует реализовать продукцию на сумму 950 млн. руб., при этом переменные издержки составят 665 млн. руб., а постоянные – 190 млн. руб. Определите:
1) Насколько изменится прибыль предприятия, если произойдет снижение объема реализации на 20%?
2) Процент снижения выручки, при котором предприятие полностью лишиться прибыли и окажется в точке безубыточности?
6. Компания специализируется на выпуске комплектующих. Эти комплектующие состоят их трех деталей А, В и C, которые закупаются у внешних поставщиков по цене 40, 35 и 15 руб. за единицу соответственно.
Детали А и В собираются на первом этапе на сборочной линии 1, мощность которой составляет 140 сборочных узлов в час. Деталь С перед объединением с узлом, полученным после сборки на сборочной линии 1, проходит обработку на сверлильном станке. В цеху компании шесть таких станков, но на данный момент эксплуатируется только три, и мощность каждого из них составляет 50 деталей С в час.
В процессе окончательной сборки узел, полученный в результате сборки на линии 1, соединяется с просверленной деталью С. Мощность окончательного сборочного процесса – 160 единиц продукции в час. В настоящее время производство ведется в одну восьмичасовую смену пять дней в неделю. Управленческий персонал имеет возможность ввести для сборочных линий вторую восьмичасовую смену.
Затраты на рабочую силу составляют 30 руб. за каждый узел, изготовленный на любой сборочной линии; стоимость сверления одной детали – 15 руб. Кроме того, при сверлении одной детали затрачивается электроэнергия на 1 руб. Бухгалтерией подсчитано, что суммарные накладные расходы составляют 120000 руб. в неделю, а амортизационные расходы на оборудование – 3000 руб. в неделю.
Задания
1) Составьте карту технологического процесса и вычислите мощность всего процесса (количество узлов, выпущенных в неделю).
2) Предположим, что компания ввела вторую восьмичасовую смену для сборочной линии 1 и для линии окончательной сборки. Кроме того, вместо трех будет задействовано четыре сверлильных станка, однако все эти станки работают только по восемь часов в день. Какова будет мощность процесса (количество узлов, выпущенных в неделю) в новых условиях? Какая из трех операций ограничивает мощность всего процесса?
3) Управленческий персонал принимает решение ввести вторую восьмичасовую смену на сборочной линии 1 и вторую четырехчасовую смену — на конвейере окончательной сборки. Кроме того, решено ввести в эксплуатацию пятый из шести имеющихся сверлильных станков. Все станки по-прежнему работают по восемь часов в день. Какой станет общая мощность процесса? Какая из трех операций ее ограничивает?
4) Вычислите стоимость единицы продукции для ситуаций, описанных в пп. 2 и 3.
5) Готовая продукция продается компанией по 400 руб. за единицу. Проведите анализ безубыточности, исходя из предположения, что стоимость сверлильного станка (постоянные издержки) составляет 3000000 руб. и компания выпускает 8000 единиц продукции в неделю (в производственном процессе задействовано четыре сверлильных станка).
7. Потенциальный крупный клиент предложил по субподряду работу с сборочной линией, которая будет выгодной в том случае, если вы сможете организовать операции со средним временем меньшим, чем 20 часов каждая. Контракт предусматривает изготовление 1000 изделий. Вы провели тестирование, в результате которого первое изделие было изготовлено за 50 часов, второе — за 40. Сколько времени, по вашим подсчетам, займет изготовление третьего изделия? Стоит ли заключать такой контракт?

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Перечень вопросов и заданий к Экзамену:

1. Основные этапы развития операционного менеджмента.
2. Модель "4Е".
3. Операционная система и ее границы.
4. Управленческие решения в системе операционного менеджмента.
5. Операционный и производственный менеджмент: взаимосвязи, общие и специфические характеристики.
6. Операционные менеджеры: статус, полномочия, компетенция и ответственность.
7. Четырехэтапная модель Хейза-Уйлрата.
8. Основные виды операций и их характеристика.
9. Влияние операционного менеджмента на конкурентоспособность предприятия.
10. Основные результаты операционного менеджмента и методы их измерения.
11. Планирование операций.
12. Контроль операций.
13. Согласование операционных мощностей и спроса.
14. Календарное планирование.
15. Управление циклом производственного запаса.
16. Управление очередями.
17. Обобщенная схема планирования и контроля операций: модель, назначение, характеристика.
18. Проектирование новых товаров и услуг: идеи и этапы процесса.
19. Типы планирования новых товаров и услуг.
20. Организация потоков.
21. Технология и процессы как объекты операционного менеджмента.
22. Матрица "продукт-процесс".
23. Общая характеристика системы "обслуживание-производство".
24. Сервисные операции как объект операционного менеджмента.
25. Операции "бэк" и "фронт" офиса: критерии разграничения, характеристика, взаимосвязь.
26. Оценка качества услуг (качественные и количественные показатели).
27. Факторы потребительского поведения и их учет при осуществлении сервисных операций.
28. Управление оптом потребителя: назначение, сущность, методы, результаты.
29. Понятие "цепочка поставок". Позиционирование "цепочки поставок" в системе операционного менеджмента.
30. Цели и задачи управления цепочкой поставок.
31. Сеть поставок и ее взаимосвязь с цепочкой поставок.
32. Четырехэтапная модель развития закупочной деятельности.
33. Система взаимоотношений с поставщиками и потребителями.
34. Воздействие управления цепочкой поставок на эффективность реализации управленческой стратегии.
35. Матрица стратегических поставок.
36. Соотношение операционной и корпоративной стратегий.
37. Концепция "4Р" и ее использование для целей совершенствования операций.
38. Особенности характеристик операционного менеджмента в инвестиционно- строительной сфере.
39. Совершенствование операций: сущность, содержание, формы реализации, результаты.
40. Комплексное обоснование необходимости совершенствования операций: содержательная характеристика, основные оценочные показатели.
41. Методы оценки возможностей совершенствования операций.
42. Основные методы совершенствования операций.
43. Взаимосвязь и особенности совершенствования производственных и сервисных операций.
44. Цикл управления заказом: структура и последовательность осуществления.
45. Взаимосвязи цикла управления заказом и управления цепочкой поставок.
46. Критерии, факторы и показатели оценки эффективности операционного менеджмента.
47. Взаимосвязь эффективности операционного менеджмента и интегральной эффективности деятельности предприятия.
48. Оценочные критерии новых товаров и услуг. Влияние новых товаров и услуг на содержание операционного менеджмента.
49. Анализ основных направлений развития операционного менеджмента (зарубежный и отечественный опыт).
50. История возникновения систем бережливого производства и их влияние на развитие методов принятия решений в управлении операционной (производственной) деятельностью.
51. Карта потока создания ценности продукта как метод принятия решений в управлении операционной (производственной) деятельностью.
52. Бережливое производство в рамках других моделей принятия решений в управлении операционной (производственной) деятельностью.
53. Понятие операции, ее место в производственном процессе.
54. Операционная деятельность и процесс принятия решений.
55. Уровни управления операциями, различия методов принятия решений в зависимости от уровня управления.
56. Операционный менеджмент как система принятия решений в управлении операционной (производственной) деятельностью.
57. Эффективность принятия решений в управлении операционной (производственной) деятельностью.
58. Принципы и методы определения операционной стратегии.
59. Корпоративные факторы, влияющие на принятие решений в управлении операционной (производственной) деятельностью.
60. Рыночные факторы: место служб сервиса и его связь с производством.
61. Согласование операционной и рыночной стратегий в управлении операционной (производственной) деятельностью.
62. Система Кайдзен: построение производственного потока на рабочем участке.
63. Основные этапы 5S и используемые методы принятия решений в управлении операционной (производственной) деятельностью.
64. Система «Точно-вовремя - JIT» при принятии решений в управлении операционной (производственной) деятельностью.
65. Пути минимизации запасов в системе «JIT».
66. Система «Канбан». Карточки «канбан». Правила движения карточек «канбан».
67. Система общего производительного обслуживания оборудования TPM.
68. Производственное обслуживание оборудования: профилактическое, корректирующее, предупреждающее, аварийное.
69. Принципы развертывания ТРМ в производственных подразделениях.
70. Базовые идеи Кайдзен. Принципы Кайдзен при принятии решений в управлении операционной (производственной) деятельностью.
71. Проектирование работ по внедрению систем бережливого производства.
72. История возникновения метода poka-yoke. Основные причины возникновения ошибок.
73. Проактивный, реактивный, контролирующий, предупреждающий подходы в poka- yoke.
74. Основные этапы разработки процесса выполнения конкретных работ по изготовлению продукта.
75. Автоматизация, ее место в организации производства и сервиса.
76. Основные проблемы автоматизации сервиса и производственного процесса.
77. Оптимизация работ на производстве.
78. Анализ рабочего времени как инструмент принятия решений в управлении операционной (производственной) деятельностью.
79. Бережливая внутрипроизводственная логистика.
80. Новые производственные технологии в управлении операционной деятельностью и организации бережливого производства.
81. Промышленный интернет вещей и технологии беспроводной связи в управлении операционной деятельностью и организации бережливого производства.
82. Цифровое производство
83. Системы управления производством (MES) и системы управления качеством (QMS).
84. MES-система, электронный Канбан, автоматизация сбора данных, визуализация (Visual Factory) .
85. Автоматизация управления качеством
86. Виртуальное производство в PLM среде


Задания к Экзамену

1. Раскрыть содержание и формы бережливого производства на примере одного предприятия (мировой опыт).
2. Обозначить принципы, описать методы и инструменты бережливого производства на выбранном предприятии.
3. Описать алгоритм внедрения инструментов бережливого производства в хозяйственную деятельность предприятия
4. Предприятие А находится на грани банкротства. Предложите свои варианты повышения эффективности предприятия, применив принципы, методы и инструменты бережливого производства.
5. Вы руководитель предприятия, месячная программа выпуска изделий составляет 10 изделий. Предприятие работает эффективно. Предложите свои варианты повышения эффективности предприятия, с учетом необходимости роста объемов производства в два раза.
6. Выбор операционных систем и цифровых сервисов для решения задач операционного менеджмента и бережливого производства: возможности и ограничения на примере конкретной организации.
7. Анализ показателей организации и экономическое обоснование управленческих решении на основе применения цифровых технологий на примере конкретной организации.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 О. Н. Грудина, Д. В. Запорожец, О. С. Звягинцева [и др.] Основы бережливого производства : учебное пособие Ставрополь : Ставропольский государственный аграрный университет (СтГАУ), 2022 biblioclub.ru
Л1.2 Елагина, В. Б. Менеджмент качества и основы бережливого производства : учебное пособие Поволжский государственный технологический университет, 2019 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Е. Б. Бабошин, Б. В. Игольников, И. Г. Матвеева. Бережливые технологии в управлении процессами транспортного бизнеса: учебное пособие Москва : Прометей, 2020 URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=612060
Л2.2 Староверова, К. О. Бережливое производство: учебное пособие для вузов Юрайт, 2024 URL: https://urait.ru/bcode/534836
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Операционный менеджмент и бережливое производство portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Алтайского государственного университета.
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
103С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации; помещение для саостоятельной работы Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная; марка ASUSTeK Computer INC модель P8B75-M - 15 единиц; мониторы: марка Asus модель VW224 - 15 единиц

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.

Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические занятия. Последовательность проведения данных занятия, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов. Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.
Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также выполнение заданий для самостоятельной работы студентов.
Цель заданий для самостоятельной работы - закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по учебной
дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса.
Для выполнения заданий необходимо изучить списки нормативных актов и экономической литературы, рекомендуемых по каждой теме учебной дисциплины.
Работа должна носить самостоятельный, творческий характер. При ее оценке преподаватель в первую очередь оценивает обоснованность и оригинальность выводов. В процессе работы над заданием закрепляются и расширяются знания по конкретным вопросам учебной дисциплины.
В письменной работе по теме задания студент должен полно и всесторонне рассмотреть все аспекты темы, четко сформулировать и аргументировать свою позицию по ключевым вопросам. Некоторые задания для самостоятельных работ предусматривают также обсуждение полученных результатов на практических занятиях.
При необходимости в процессе работы над заданием студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.
Подробные методические рекомендации по изучению курса представлены в ЭУМК на образовательном портале в системе MOODLE