МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Ландшафтное проектирование

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра физической географии и геоинформационных систем
Направление подготовки35.03.10. Ландшафтная архитектура
ПрофильЛандшафтное проектирование и дизайн окружающей среды
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость10 ЗЕТ
Учебный план35_03_10_Ландшафтная архитектура_ЛПиДОС-2023
Часов по учебному плану 360
в том числе:
аудиторные занятия 144
самостоятельная работа 189
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6
зачеты: 5
курсовой проект: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) 3 (6) Итого
Недель 13,5 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20 40 40
Лабораторные 52 52 52 52 104 104
Сам. работа 108 108 81 81 189 189
Часы на контроль 0 0 27 23 27 23
Итого 180 180 180 176 360 356

Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Барышникова О.Н.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Ландшафтное проектирование

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 35.03.10 Ландшафтная архитектура (приказ Минобрнауки России от 01.08.2017 г. № 736)

составлена на основании учебного плана:
Направление 35.03.10 Ландшафтная архитектура
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 16.05.2023 г. № 10
Срок действия программы: 2023-2027 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н., доцент Ненашева Г.И.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 16.05.2023 г. № 10
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Ненашева Г.И.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Знакомство с объектами и элементами ландшафтного проектирования, изучение методов комплексного анализа среды, овладение традиционными и современными методами ландшафтного и средового проектирования, понимание значения национальных и социальных факторов при формировании средовых объектов и ландшафтных комплексов.


2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4Способен разрабатывать проектную и рабочую техническую документацию в соответствии с действующими нормативными документами, художественными приемами и принципами садово-паркового и ландшафтного искусства для создания, реконструкции и реставрации объектов ландшафтной архитектуры
ПК-4.1 Знает содержание проектной и рабочей технической документации, соответствующей действующими нормативными документами; принципы и приемы садово-паркового и ландшафтного искусства для создания, реконструкции и реставрации объектов ландшафтной архитектуры
ПК-4.2 Умеет формировать проектную и рабочую техническую документацию, соответствующую действующими нормативными актам; отвечающую принципам садово-паркового и ландшафтного искусства
ПК-4.3 Имеет навыки разработки проектной и рабочей технической документации в соответствии с действующими нормативными документами, художественными приемами и принципами садово-паркового и ландшафтного искусства для создания, реконструкции и реставрации объектов ландшафтной архитектуры
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-4.1. Знает содержание проектной и рабочей технической документации, соответствующей действующими нормативными документами; принципы и приемы садово-паркового и ландшафтного искусства для создания, реконструкции и реставрации объектов ландшафтной архитектуры;
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-4.2. Умеет формировать проектную и рабочую техническую документацию, соответствующую действующими нормативными актам; отвечающую принципам садово-паркового и ландшафтного искусства;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-4.3. Имеет навыки разработки проектной и рабочей технической документации в соответствии с действующими нормативными документами, художественными приемами и принципами садово-паркового и ландшафтного искусства для создания, реконструкции и реставрации объектов ландшафтной архитектуры.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Социально-экономические факторы, влияющие на процесс проектирования.
1.1. Основные представления о процессе ландшафтного проектирования. Основные требования к выполнению проектно-сметной документации. Лекции 5 20 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.2. Социальные, демографические, эстетические, экологические факторы, влияющие на формирование объекта ландшафтной архитектуры. Лабораторные 5 52 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.3. Значение ландшафтного проектирования Сам. работа 5 100 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.4. Подготовка к зачету Сам. работа 5 8 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
Раздел 2. Этапы, стадии ландшафтного проектирования.
2.1. Порядок проектирования, разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации. Стадии проектирования: архитектурно-планировочное задание, технический проект. Лекции 6 20 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
2.2. Порядок проектирования, разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации. Стадии проектирования: архитектурно-планировочное задание, технический проект. Лабораторные 6 52 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
2.3. Подготовка курсового проекта Сам. работа 6 81 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
2.4. Подготовка к экзамену Экзамен 6 23 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4460

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ПК – 4. Способен разрабатывать проектную и рабочую техническую документацию в соответствии с действующими нормативными документами, художественными приемами и принципами садово-паркового и ландшафтного искусства для создания, реконструкции и реставрации объектов ландшафтной архитектуры

Тестовые задания (выбор одного из вариантов)

1. Как называют комплекс мероприятий по разработке и созданию эффективных систем озеленения, способствующих оптимизации санитарно – гигиенических условий для проживания населения и при максимальном использовании природных особенностей местности взаимной увязке всех планировочных элементов застройки?
A. Ландшафтная организация территории
B. Ландшафтный дизайн
C. Ландшафтный урбанизм
D. Ландшафтная архитектура

2. Главной целью чего является создание благоприятной для человека пространственной среды, обладающей всеми необходимыми функциональными, эстетическими и экологическими свойствами?
A. ландшафтного проектирования
B. урбанизма
C. планирования
D. инженерных мероприятий

3. Как называется территория, которая не подверглась изменению в результате хозяйственной и иной деятельности и характеризуется сочетанием определённых типов рельефа местности, почв, растительности, сформированных в единых климатических условиях
A. Аккумулятивный ландшафт
B. Природный ландшафт
C. Культурный ландшафт
D. Культивируемый ландшафт

4. ____ ландшафт — это природный ландшафт, предназначенный и преобразованный для рекреационной деятельности.
A. Рекреационный
B. Природный
C. Общего пользования
D. Ограниченного пользования

5. Проектирование объектов ландшафтной архитектуры может решаться на разных иерархических уровнях. Сколько существует уровней?
A. 3
B. 7
C. 4
D. 8

6. На каком этапе анализа оцениваются инсоляционные особенности участка проектирования и определяется роза ветров?
A. фотографической фиксации
B. градостроительной ситуации
C. природно-климатических условий

7. ______ анализ объекта проектирования для города или края подразумевает кропотливую систематизацию данных при работе с литературными источниками, библиографиями, историческими документами.
A. Исторический
B. Литературный
C. Географический
D. Инсоляционный

8. Один из типов пейзажей:
A. Панорамный
B. Эстетический
C. Исторический
D. Инсоляционный

9. Что из перечисленного является мемориальным парком?
A. Петергоф
B. Мамаев курган
C. Версаль
D. Царицыно

10. Какой чертеж служит для показа и выноса в натуру мест посадок деревьев, кустарников, цветников.
A. Посадочный
B. Инженерный
C. Разбивочный
D. Инсоляционный

11. Что составляют к дендроплану?
A. Ведомость ассортимента растений
B. Ведомость мощения дорожек
C. Список малых архитектурных форм
D. Маршрут пешеходного движения

12. Что включает в себя пояснительная записка?
A. титульный лист, содержание с указанием номера страницы начала каждого раздела, список литературы.
B. Проект и список литературы
C. Список литературы и основная часть

13. Как разделяются входы в парк?
A. Главные, второстепенные, хозяйственные
B. Главные, неглавные
C. Хозяйственные, главные, парковочные
D. Главные, второстепенные, административные

14. Категории МАФов:
A. Утилитарные,декоративные
B. Красочные, утилитарные
C. Декоративные, рекреационные

15. Утилитарные МАФы:
A. Скульптура
B. Фонтан
C. Лестница
D. Инсталяция
ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1. А
2. А
3. В
4. А
5. С
6. С
7. А
8. А
9. В
10. А
11. А
12. А
13. А
14. А
15. С

Критерии оценивания: (если дисциплина заканчивается зачетом):
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно менее 60% заданий.
(если дисциплина заканчивается экзаменом):
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
0-6 баллов – оценка «2»,
7-9 баллов – оценка «3»,
10-12 баллов – оценка «4»,
13-16 баллов – оценка «5».

Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом)

Дополните следующие предложения или ответьте на вопросы:
1. Как называется часть проектного комплекта чертежей генерального плана, содержащая графическое представление информации о расположении проектируемых конструкций, деталей и элементов в привязке к существующим опорным базисам?
2. Как называется чертеж, в котором указываются размеры мест высадки растений относительно других элементов планировки участка, например относительно его границ?
3. Как называется посещаемость единицы территории в единицу времени, обычно определяется количеством отдыхающих на 1 га?
4. Как называется способность комплексов природной экосистемы противостоять антропогенным (техногенным) нагрузкам, которые нарушают их естественное функционирование.
5. Какое значение зеленых насаждений состоит в снижении запыленности атмосферного воздуха и уменьшении содержания в нем вредных химических веществ, улучшении микроклимата территорий и помещений, обогащении воздуха кислородом и фитонцидами
6. Назовите основные функциональные зоны парков.
7. На каких положениях базируется идейно – художественный замысел объекта ландшафтной архитектуры?
8. Какой аспект проектирования объектов ландшафтной архитектуры связан, в первую очередь, с природоохранными мероприятиями и проблемой улучшения окружающей среды.
9. Как называют особый вид специализированных, монофункциональных, парков как объектов ландшафтной архитектуры, предназначенных для организации массовых и индивидуальных захоронений, установления памятников, знаков памяти.
10. Как называется земельный участок, включающий в себя крупный зеленый массив с разнообразными учреждениями культуры, спорта, гармонично сочетающиеся с природными компонентами естественного и искусственно созданного ландшафтного дизайна, озеленения и благоустройства, способствующие здоровому отдыху человека и его физическому и духовному развитию.
11. Какие скверы занимают особое место в типологическом ряду, поскольку создаются на транспортных развязках и не рассчитываются на доступ посетителей. Размеры их невелики, а форма определяется трассами транспорта. Они не имеют высокой растительности, чтобы не снижать безопасность автомобильного движения.
12. Как называют линейные элементы озеленения города, предназначенные для массового пешеходного движения, прогулок и кратковременного отдыха
13. Назовите основные элементы бульваров
14. Где необходимо создавать бульвары?
15. Как называют обширные благоустроенные территории, как правило, не менее 5 гектар, с богатым составом древесных и кустарниковых пород, с высоким уровнем благоустройства и эстетического оформления
16. Какие функциональные зоны должны присутствовать в детских парках?
17. Как называют комплекс спортивных и физкультурных сооружений различной величины, размещенных среди зеленых насаждений включающих также места отдыха и объекты культурно-просветительного обслуживания населения
18. Как называют комплексы массового отдыха у воды (на воде)
19. Как называют парки, которые организуют в речных поймах и по берегам озер, где часто имеются обширные луга и поляны, которые служат хорошей базой для создания благоустроенных мест загородного отдыха.
20. Какие сады не предусмотрены для посещения людьми и служат исключительно эстетическим целям.
21. Понятие «парки»
22. Функциональное зонирование детских парков
23. Понятие «спортивные парки» и их основная функция

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1. Разбивочный план
2. Посадочный чертеж
3. Рекреационная нагрузка — это посещаемость единицы территории в единицу времени, обычно определяется количеством отдыхающих на 1 га.
4. Устойчивость природного
5. Гигиеническое
6. Массовых мероприятий, спортивная зона, детская зона, зона прогулочного отдыха, хозяйственная зона
7. Историческая преемственность, целесообразность, композиция растительности, эстетизация пространства
8. Экологический
9. Мемориальные парки
10. Многофункциональный парк
11. Декоративные
12. Бульвары
13. аллеи, дорожки, площадки, деревья, кустарники, газоны и цветники.
14. магистралях, улицах, набережных, ведущих к крупным общественным центрам, паркам, стадионам, выставочным и торговым комплексам.
15. Парки
16. культурно-воспитательная; физкультурно-оздоровительная; природоведения; тихого отдыха.
17. Спортивные парки
18. Гидропарки
19. Лугопарки
20. Декоративные сады

Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
1. Роль природных факторов в градостроительстве
2. Природные факторы и адаптация человека в процессе антропогенеза
3. Экологические особенности высокогорий
4. Влияние природных факторов на разных этапах возникновения и развития городов
5. Топоним и ландшафт (по работам В.П. Семенова-Тян-Шанского)
6. Обзор современных исследований культурных ландшафтов в США и Англии
7. Обзор современных исследований культурных ландшафтов во Франции
8. Обзор современных исследований культурных ландшафтов в Германии
9. Культурный ландшафт и пейзаж
10. Культурный ландшафт – эволюция взглядов и концепций
11. Физико-географические условия формирования населенных пунктов в горах
12. Экологический потенциал средиземноморских ландшафтов России
13. Пейзажные парки Англии
14. Ландшафтообразующая роль снежного покрова

Критерии оценивания
В ходе проверки оценивается:
1. Полнота изложения теоретического материала;
2. Правильность и/или аргументированность изложения (последовательность действий);
3. Самостоятельность ответа;
4. Культура речи.
Каждая позиция оценивается 1 баллом.
Оценивание реферата в целом:
«5» – 3,6–4 балла.
«4» – 2,8–3,5 балла.
«3» – 2–2,7 балла.
«2» – менее 2 баллов.


5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ
1. Цели и задачи ландшафтного проектирования на современном этапе общественного развития.
2. Социально-экономические факторы, влияющие на процесс проектирования.
3. Роль природных условий и градостроительной ситуации в оформлении объектов ландшафтной архитектуры различного назначения.
4. Социальные, демографические, эстетические, экологические факторы, влияющие на формирование объекта ландшафтной архитектуры.
5. Эстетическая задача при формировании объекта ландшафтной архитектуры.
6. Понятие стилистических направлений и художественного образа в ландшафтном про-ектировании.
7. Объекты ландшафтного проектирования и их характеристика.
8. Природные компоненты и искусственные элементы, их значение в трактовке проект-ного решения объекта в зависимости от стилевого направления и художественного решения.
9. Социально-экономические факторы, влияющие на процесс проектирования.
10. Основные представления о процессе ландшафтного проектирования.
11. Основные требования к выполнению проектно-сметной документации.
12. Этапы стадии проектирования объектов ландшафтной архитектуры.
13. Порядок проектирования, разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации.
14. Стадии проектирования: архитектурно-планировочное задание, технический проект. Состав и содержание проектной документации: изыскательские материалы и задание на проектирование, эскизный проект, рабочий проект

Критерии оценивания:
В экзаменационный билет включено два теоретических вопроса, соответствующие содержанию формируемых компетенций. Экзамен проводится в устной форме. На подготовку ответа студенту отводится 35 минут. За ответ на теоретические вопросы студент может получить максимально 100 баллов. Перевод баллов в оценку: 85-100 – «отлично», 70-84 – «хорошо», 50-69 – «удовлетворительно», 0-49 – «неудовлетворительно».


6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Т.О. Цитман Архитектурное проектирование: учебно-методическое пособие Астрахань: АИСИ, 2013 biblioclub.ru
Л1.2 В.В. Храпач Ландшафтный дизайн : учебное пособие Ставрополь: СКФУ, 2014 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=457337
Л1.3 Е.В. Черняева, В.П. Викторов Основы ландшафтного проектирования и строительства: Учебное пособие М.: МГПУ, 2014 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 М.В. Панкина, С.В. Захарова Экологический дизайн: учебное пособие дл бакалавриата и магистратуры М.: Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/CA06BF9C-4BED-4F76-9157-39377ECC9FE2
Л2.2 Л.К. Казаков Ландшафтоведение с основами ландшафтного планирования: учебное пособие для ВУЗов М.: Академия, 2008
Л2.3 Л. Л. Субботина Ландшафтная архитектура и ландшафтное проектирование : Учебное пособие Изд-во АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронные ресурсы Internet:
Э2 Ландшафтный дизайн и архитектура сада www.gardener.ru
Э3 Сады и время http: //www.gardenhistory.ru/
Э4 Курс в мудл "Ландшафтное проектирование" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС «Университетская библиотека online»-http://www.biblioclub.ru
ЭБС «Лань» - http://e.lanbook.com /

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «Ландшафтное проектирование»

В ходе лекционных занятий по дисциплине «Ландшафтное проектирование» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине «Ландшафтное проектирование» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению лабораторных практикумов

Лабораторные практикумы по дисциплине «Ландшафтное проектирование» не предусмотрены.

8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ (проектов)

В рамках освоения дисциплины «Ландшафтное проектирование» предполагается подготовка и защита курсовых проектов, в т.ч. проектов полного жизненного цикла.
Методические рекомендации по выполнению курсовых проектов по дисциплине «Ландшафтное проектирование» находятся на сайте http://www.geo.asu.ru/education/methodical/20470/

В слечае подготовки курсовых проектов в виде начальных этапов проектов полного жизненного цикла - допускается командное их выполнение коллективом студентов от 2-х человек и более. В таком случае область ответственности каждого студента должна быть точно определена и закреплена в задании на выполнение курсового проекта, для возможности оценивания его вклада и качества проделанной работы.

8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД «Ландшафтное проектирование»
Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.