МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Градостроительство с основами архитектуры

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра физической географии и геоинформационных систем
Направление подготовки35.03.10. Ландшафтная архитектура
ПрофильЛандшафтное проектирование и дизайн окружающей среды
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план35_03_10_Ландшафтная архитектура_ЛПиДОС-2023
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 81
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) 3 (5) Итого
Недель 15 13,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 10 10 18 18 28 28
Практические 20 20 24 24 44 44
Сам. работа 78 78 3 3 81 81
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 108 108 72 72 180 180

Программу составил(и):
доцент, Субботина Л.Л.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Градостроительство с основами архитектуры

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 35.03.10 Ландшафтная архитектура (приказ Минобрнауки России от 01.08.2017 г. № 736)

составлена на основании учебного плана:
Направление 35.03.10 Ландшафтная архитектура
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 16.05.2023 г. № 10
Срок действия программы: 2023-2027 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н., доцент Ненашева Г.И.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 16.05.2023 г. № 10
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Ненашева Г.И.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Сформировать у учащихся знания:
- об истории градостроительства в стране, о теории города, о городе как о форме бытия, сознания и цивилизации;
- о территориальном планировании о принципах формирования и взаимодействия основных структурных образований города;
- об организации городской среды;
- о разработках градостроительных проектов на основе нового Градостроительного кодекса РФ.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3Способен применять теорию ландшафтной архитектуры и творческий подход в проектировании и дизайне объектов ландшафтной архитектуры с учетом современных тенденций
ПК-3.1 Знает теорию и методологию ландшафтной архитектуры
ПК-3.2 Умеет применять творческий подход в проектировании объектов ландшафтной архитектуры с учетом современных тенденций
ПК-3.3 Имеет навыки применения теории и методологии ландшафтной архитектуры и творческого подхода в проектировании и дизайне объектов ландшафтной архитектуры с учетом современных тенденций
ПК-5Способен к воплощению/реализации проектов в сфере ландшафтной архитектуры
ПК-5.1 Знает технологию реализации проектов ландшафтной архитектуры от этапа проектирования и первичной подготовки территории до сдачи объекта в эксплуатацию
ПК-5.2 Имеет навыки реализации проектов ландшафтной архитектуры на этапах проектирования, первичной подготовки территории, воплощения проекта и сдачи объекта в эксплуатацию
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-3.1. Знает теорию и методологию ландшафтной архитектуры;
ПК-5.1. Знает технологию реализации проектов ландшафтной архитектуры от этапа проектирования и первичной подготовки территории до сдачи объекта в эксплуатацию;
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-3.2. Умеет применять творческий подход в проектировании объектов ландшафтной архитектуры с учетом современных тенденций;
ПК-5.2. Имеет навыки реализации проектов ландшафтной архитектуры на этапах проектирования, первичной подготовки территории, воплощения проекта и сдачи объекта в эксплуатацию;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-3.3. Имеет навыки применения теории и методологии ландшафтной архитектуры и творческого подхода в проектировании и дизайне объектов ландшафтной архитектуры с учетом современных тенденций.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. История и теория градостроительства
1.1. История возникновения городов на территории России. Планировочная структура и развитие города. Разновидности структурных схем городов Функциональное зонирование города. Основы архитектуры. Лекции 4 10 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2
1.2. Понятие городская среда. Структурная модель городской среды. Транспортная инфраструктура города. Практические 4 20 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2
1.3. Значение градостроительства Сам. работа 4 78 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2
Раздел 2. Территориальное планирование
2.1. Территориальное планирование – система градостроительной документации трех уровней. Правовое регулирование градостроительной деятельности на разных территориальных уровнях. Лекции 5 18 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2
2.2. Градостроительный кодекс РФ. Территориальное плинирование городской среды. Практические 5 24 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2
2.3. Значение территориального планирования Сам. работа 5 3 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2
2.4. Подготовка к экзамену Экзамен 5 27 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7707

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ПК – 3. Способен применять теорию ландшафтной архитектуры и творческий подход в проектировании и дизайне объектов ландшафтной архитектуры с учетом современных тенденций
Тестовые задания (выбор одного из вариантов)
1. Три основные функциональные зоны территории населенных мест:
A. Селитебная, производственная, ландшафтно-рекреационная
B. Промышленная и рекреационная
C. Тихого отдыха, развлекательная
2. Какое здание относится к архитектуре Возрождения:
A. Собор Святого Петра в Ватикане
B. Сен-Дени в пригороде Парижа
C. Кремлевский дворец в Москве
3. К каким годам относится Хай-тек:
A. С конца 1980-х годов
B. С конца 1970-х годов
C. С середины XX века
4. Как называется архитектурный стиль позднего классицизма, возникший во Франции в период правления Наполеона I:
A. Барокко
B. Неоренессан
C. Ампир
5. К каким векам относится Классицизм:
A. Середина XVIII — XIX век
B. Начало XVIII — конец XVIII века
C. Конец XVI — конец XVIII века
6. Какой из соборов относится к готическому архитектурному стилю:
A. Собор Святого Петра в Ватикане
B. Казанский собор в Санкт-Петербурге
C. Собор Парижской Богоматери в Париже
7. Как называется стиль архитектуры, господствовавший в Западной Европе (а также затронувший некоторые страны Восточной Европы) с середины X века по XII век:
A. Модерн
B. Романский
C. Эклектика
8. Чем является «Коринфский ордер»:
A. Римским дорическим ордером с дентикулами
B. Римским дорическим ордером с мутулами
C. Одним из трѐх греческих архитектурных ордеров
9. Какой древнегреческой богине посвящен памятник античной архитектуры Парфенон:
A. Афродите
B. Психее
C. Афине
10. В каком стиле работал архитектор Антонио Гауди:
A. Хай-тек
B. Конструктивизм
C. Модерн
11. Когда построен собор св. Павла в Лондоне:
A. I775-I8I7 годы
B. I675-I708 годы
C. I575-I6I7 годы
12. Греческие города имели регулярную прямоугольную структуру. Кто считается основателем подобной системы в Греции:
A. Гиппокрит
B. Гипподам
C. Герадот
13. Одним из первых зодчих, перешедших к стилизаторству, был:
A. Брюллов
B. Бове
C. Барма
14. Кто создал проект комплекса Смольного монастыря в Санкт–Петербурге:
A. Кокоринов
B. Растрелли
C. Росси
15. При каком великом князе построен собор Святой Софии в Киеве:
A. Мстислав Великий
B. Ярославе Мудром
C. Всеволод Ярославич
16. К какому стилю относятся здания — Академии художеств в Петербурге, Мраморный дворец в Петербурге:
A. Рококо
B. Модерн
C. Классицизм
ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1. А
2. А
3. В
4. С
5. А
6. С
7. В
8. С
9. С
10. С
11. В
12. В
13. А
14. В
15. В
16. С

Критерии оценивания: (если дисциплина заканчивается зачетом):
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно менее 60% заданий.
(если дисциплина заканчивается экзаменом):
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
0-6 баллов – оценка «2»,
7-9 баллов – оценка «3»,
10-12 баллов – оценка «4»,
13-16 баллов – оценка «5».


Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом)
Дополните следующие предложения или ответьте на вопросы:
1. Как называется деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений
2. Как называется ограниченная часть территории, на которой постоянное население закреплено материальными фондами?
3. По какому профилю, определяемому преобладающей народнохозяйственной функцией, города делятся на промышленные, портовые, железнодорожные узлы, курортные, центры науки и образования?
4. По какому значению выделяют столичные города, административные центры краев, областей, округов и районов, а также города республиканского, краевого, областного и окружного подчинения?
5. Как называется совокупность функциональных зон и планировочных элементов, связанных между собой в единое целое транспортной сетью, сетью центров жилых районов и микрорайонов, сетью зеленых насаждений и мест отдыха, а также инженерными коммуникациями?
6. Какой тип планировочной структуры города характеризуется расположением всех функциональных зон города в едином периметре.
7. Какой тип планировочной структуры города возникает при пересечении территории города реками, оврагами или транзитной железной дорогой?
8. Как называется территория города, предназначенная для преимущественного размещения жилой застройки, учреждений и предприятий обслуживания, общественных зданий и сооружений, улично-дорожной сети, системы озелененных территорий общего пользования и др?
9. К какой инфраструктуре относятся сооружения по обслуживанию транспортного хозяйства, в состав которых входят парки и депо для стоянки, ремонта и обслуживания подвижного состава, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, грузовые терминалы, специализированные и речные порты, аэродромы, аэропорты, заправочные станции, станции технического обслуживания?
10. Как называется специальная территория с особым режимом использования, которая устанавливается вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека?
11. Как называется обитаемое пространство города, пространственный контекст средового поведения, социальных сценариев, событий общественной жизни?
12. Как называется правовой режим земельного участка: допустимые виды разрешенного использования, предельные параметры строительства (реконструкции), а также имеющиеся в отношении участка ограничения использования
13. Как называется одна из разновидностей градостроительной деятельности, осуществляемая, как правило, на основании утверждённых схем территориального планирования муниципальных районов или генеральных планов поселений или городских округов?
14. Как называется инженерное мероприятие по искусственному изменению, преобразованию и улучшению существующего рельефа местности срезкой или подсыпкой грунта для использования его в градостроительных целях?
15. Как называется документ, который определяет целевое назначение и планировку конкретного земельного участка, а также устанавливает правила его использования, застройки и благоустройства.

Определите стиль по характерным чертам:
16. пышность, помпезность, роскошность
массивность, граничащая с гигантизмом
обилие мелких деталей
слияние скульптуры, архитектуры и живописи — заметно в оформлениях парковых ансамблей, которые стали популярны
обилие украшений, лепнины, зеркал, позолоты, скульптур
17. отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, интерес к новым технологиям, в особенности, в архитектуре, расцвет прикладного искусства
18. Соблюдение правил симметрии.
Художественная утонченность.
Торжественная парадность.
Монументальность.
Обилие элементов декора.
Парадный, торжественный, монументальный стиль, подражающий шику и роскоши Римской империи.
19. характеризуется прежде всего асимметричностью, криволинейностью, вычурностью, обилием мелких деталей. Если в любом другом стиле художнику требовалось строго следовать определённым правилам (канону), то здесь никаких особых ограничений не было, и художник мог творить, как ему вздумается. Символом считается орнамент с причудливыми завитками.
20. минимализм в декоре; доминирование строгих линий и соблюдение пропорций; симметричность; смешение классических и ренессансных веяний; спокойная цветовая гамма; отказ от излишней строгости классицизма. В нем объединены особенности различных стилей в искусстве.
21. Как называется планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, зон с особыми условиями использования территорий?

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1. Градостроительная деятельность
2. Населенное место
3. Экономическому
4. административно-политическому и культурному
5. планировочная структура города
6. Компактный тип
7. Расчленённый тип
8. селитебная территория города
9. городской транспортной
10. Санитарно-защитная зона
11. Городская среда
12. градостроительный регламент
13. планировка территории
14. вертикальная планировка
15. Градостроительный план земельного участка
16. Территориальное планирование
17. Барокко
18. модерн
19. ампир
20. рококо
21. неоклассицизм

Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ПК – 5. Способен к воплощению/реализации проектов в сфере ландшафтной архитектуры
Тестовые задания (выбор одного из вариантов)
1. Для крупных архитектурно-строительных комплексов со сложной инфраструктурой сначала ведется подготовка ___.
A. исходно-разрешительной документации
B. градостроительного плана
C. архитектурной застройки
D. территориального планирования

2. Конкурс объявляется среди компетентных проектных организаций, имеющих ___.
A. соответствующие лицензии
B. соответствующие лицензии и опыт проектирования
C. опыт проектирования

3. С победителем конкурса, проектной организацией, заказчик по установленной форме заключает договор подряда на выполнение проектных работ.
A. договор купли-продажи
B. договор ренты
C. договор подряда
D. договор продажи

4. Проектирование локальных объектов - городского сада, районного парка, сквера, бульвара, территории жилого микрорайона - ведется в одну стадию «___»
A. Рабочий проект
B. Готовый проект
C. Проектирование
D. Разбивочный чертеж

5. ___, составленная на основании ведомости объемов работ и рабочих чертежей, каталога единичных расценок на установленный вид работ и прейскурантом на строительные материалы в текущих ценах с пересчетом по видам работ.
A. Согласование проекта
B. Пояснительная записка
C. Рабочее проектирование
D. Смета на строительство объекта

6. ____ (при сложном проектном решении), в которой должны найти отражение все вопросы организации и производства работ, конструктивных решений и техники безопасности при строительстве объекта, охраны окружающей среды.
A. Согласование проекта
B. Пояснительная записка
C. Рабочее проектирование
D. Смета на строительство объекта

7. ___: проект по благоустройству и озеленению территории должен быть согласован исполнителем в установленном порядке по существующим требованиям и правилам.
A. Согласование проекта
B. Пояснительная записка
C. Рабочее проектирование
D. Смета на строительство объекта

8. В каком масштабе выполняется план организации рельефа в проектных отметках или схема вертикальной планировки?
A. 1 : 1000, 1 : 500
B. 1 : 10, 1 : 50
C. 1 : 100, 1 : 50
D. 1 : 10, 1 : 5

9. В каком масштабе выполняется план организации рельефа в проектных горизонталях?
A. 1 : 100
B. 1 : 500
C. 1 : 50
D. 1 : 5000

10. В каком масштабе выполняются продольные и поперечные профили
A. 1 : 500, 1 : 200
B. 1 : 50, 1 : 20
C. 1 : 100, 1 : 200
D. 1 : 5000, 1 : 2000

11. В каком масштабе выполняется план земляных масс с ведомостью подсчета объема работ?
A. 1 : 100
B. 1 : 500
C. 1 : 50
D. 1 : 5000

12. В каком масштабе выполняется план благоустройства территории (разбивочные чертежи планировки)
A. 1 : 500
B. 1 : 100
C. 1 : 50
D. 1 : 1000

13. Территории с естественными дерново-подзолистыми почвами ____
A. требуют вспашки и внесения органических и минеральных добавок
B. не требуют вспашки , но требуют внесения органических и минеральных добавок
C. требуют вспашки , но не требуют внесения органических и минеральных добавок

14. Территории с песчаными почвами легкого механического состава ____
A. плодородны, не задерживают влагу
B. плодородны, задерживают влагу
C. мало плодородны, не задерживают влагу

15. Болота-торфяники ___
A. Не требуют вспашки
B. Не требуют внесения удобрений
C. требуют длительного освоения путем очистки от поросли кустарника, корчевки


ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1. А
2. В
3. С
4. А
5. D
6. В
7. А
8. А
9. В
10. А
11. В
12. А
13. А
14. С
15. С

Критерии оценивания: (если дисциплина заканчивается зачетом):
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно менее 60% заданий.
(если дисциплина заканчивается экзаменом):
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
0-6 баллов – оценка «2»,
7-9 баллов – оценка «3»,
10-12 баллов – оценка «4»,
13-16 баллов – оценка «5».

Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом)
1. Какие работы включают в себя изучение документации, состава и содержания проекта, смет, составление замечаний к проекту, заключение договоров с заказчиками и подрядными организациями?
2. Какие работы инженерного характера включают в себя отвод территорий согласно проекту, очистку территорий от мусора и отходов производства, организацию рельефа в соответствии с проектом, устройство раз личного типа вспомогательных сооружений и коммуникаций?
3. Какие работы включают в себя устройство дорог, площадок различного назначения, лотков, дренажей, колодцев, водоемов, МАФ и оборудования?
4. Какие работы включают в себя посадки деревьев, кустарников, лиан и их содержание, устройство газонов и цветников различного типа и их содержание, ремонт?
5. Какие работы связаны с разработкой и реализацией проекта производства работ и завершением строительства объекта, приемкой-сдачей его в эксплуатацию, составлением паспорта на объект, инвентаризацией и охраной объекта?
6. К каким объектам относятся городские парки и сады, скверы различного назначения, бульвары, озелененные территории общественных центров, проспектов и улиц?
7. К каким объектам относятся объекты районного значения: озелененные территории жилых и промышленных районов, групп жилых домов (дворы), территории школ и детских садов-яслей?
8. К каким объектам относятся территории санитарно-защитных зон вокруг промышленных предприятий, территории кладбищ и мемориалов, ботанические и зоологические сады и парки?
9. К каким объектам относятся дендрарии, заповедники и заказники, национальные парки, парки-памятники садово-паркового искусства, территории памятников архитектуры?
10. Какой этап проектирования объекта ландшафтной архитектуры включает в себя сбор исходных данных и комплексное обследование территории объекта?
11. Какие чертежи предназначены планировки для выноса в натуру элементов планировки - дорог, площадок, сооружений, МАФ, оборудования?
12. Для составления планов благоустройства территории используют различные способы. Какой способ применим для сравнительно небольших по площади территорий со <спокойным> рельефом? Элементы планировки объекта привязывают к опорным (или базисным) линиям. Базисные линии могут быть постоянными или наведенными.
13. Для составления планов благоустройства территории используют различные способы. Какой способ применим на открытых территориях, не имеющих растительности и крупных сооружений, на плане в масштабе : 500 наносится координатная сетка квадратов со сторонами 10х 10, 20 х 20, ) х 50 м, в зависимости от величины объекта и желаемой точности разбивки?
14. Какой способ используется на больших, со сложным рельефом, <закрытых> насаждениями территориях. На чертеже показывается линия теодолитного хода по трассам основных дорог с точками перелома рельефа. точках указываются координаты, румб, азимут.
15. Какой чертеж здесь описан? За основу берется копия плана благоустройства территории, на который с особой точностью наносятся линии подземных и надземных коммуникаций, существующие и проектируемые насаждения. На чертеже приводится ведомость элементов озеленения. На чертеже указываются места размещения рас¬тений относительно элементов планировки с расшифровкой условных обозначений; указывается, где и каких размеров следует подготовить посадочные места
16. Какая записка состоит из краткого изложения хода проектирования с перечнем исходных материалов, полученных от заказчика, изыскательских работ и состава проектной документации; описания природно-экономических условий участка и его внутренней ситуации, проектируемых мероприятий и объемов работ.
17. Что разрабатывается специальным отделом проектной организации на основании ведомости объемов работ и рабочих чертежей и отражают: прямые затраты по отдельным разделам (предварительные работы по освоению участка, работы по благоустройству и озеленению, работы по вертикальной планировке, работы по установке оборудования и МАФ и др.); накладные расходы?
18. Как называется комплекс проектных и строительных мероприятий, направленных на организацию рельефа озеленяемой территории, его частичное или полное преобразование согласно требованиям и правилам ландшафтно-планировочного решения?
19. Какой тип дренажей для осушения избыточно увлажненных минеральных и торфяных почв?
20. Какой тип дренажей для борьбы с засолением орошаемых земель, используемых в сельском хозяйстве и на территориях объектов ландшафтной архитектуры в засушливых зонах?




ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1. Организационные
2. Подготовительные
3. Инженерно-строительные
4. Озеленительные
5. Работы организационного характера
6. Объекты общего пользования.
7. Объекты ограниченного пользования
8. Объекты специального назначения
9. Особо охраняемые территории
10. Изыскательские работы
11. разбивочные чертежи
12. Способ ординат
13. Способ квадратов
14. Способ теодолитных ходов
15. разбивочно-посадочный чертеж
16. Пояснительная записка
17. Сметы на строительство объекта
18. Вертикальная планировка
19. Осушительный
20. Рассоляющий

Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотренно
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Перечень вопросов на зачете:
1. История возникновение городов на территории России.
2. Возникновение города как формы расселения. Город как форма прогресса бытия, со-знания, цивилизации.
3. Понятие градостроительной деятельности.
4. Территориальная организация города. Городские функции. Функциональное зониро-вание города.
5. Планировочная структура города. Разновидности городских структур.
6. Селитебная территория города.
7. Транспортная инфраструктура города. Планировочная система городских улиц.
8. Производственная зона города.
9. Рекреационные зоны города. Структура и функции озелененных территорий.
10. Понятие городская среда. Структурная модель городской среды. Факторы оценки «ме-ста»
11. Оценка городского пространства. Экономическая оценка. Социальная оценка. Оценка ландшафта. Экологическая оценка.
12. Модели устойчивого развития городов. Методы охраны окружающей среды Экологи-ческая совместимость городов и природной среды.
Перечень вопросов на экзамене:
1. Правовые основы градостроительной деятельности. Основные принципы законода-тельства о градостроительной деятельности.
2. Место территориального планирования в общей системе государственного планирова-ния и организации рационального использования земель и их охраны.
3. Обоснования в градостроительстве и территориальной планировке: социальные, эко-номические и экологические.
4. Структура и состав документов территориального планирования.
5. Состав градостроительных регламентов и установление территориальных зон.
6. Территория как объект планирования и проектирования. Системный подход в градо-строительстве.
7. Основные принципы законодательства о градостроительной деятельности.
8. Информационное обеспечение градостроительной деятельности.
9. Понятие территориального планирования. Назначение территориального планирова-ния и виды документов территориального планирования.
10. Содержание генеральных планов поселений и генеральных планов городских округов.
11. Понятие градостроительного зонирования. Правила землепользования и застройки.
12. Понятие планировки территории. Назначения и виды документации по планировке территории. Проект планировки территории.
13. Комплексные исследования территории для территориального планирования.
14. Формирование основной планировочной концепции района.
15. Градостроительный план земельного участка.

Критерии оценивания:
На зачет выносятся два вопроса из общего перечня вопросов к зачету, соответству-ющие содержанию формируемых компетенций. Зачет проводится в устной форме. На под-готовку ответа студенту отводится 35 минут. За ответ на теоретические вопросы студент может получить максимально 100 баллов. Перевод баллов в оценку: 85-50 – «зачтено», 0-49 – «не зачтено».
В экзаменационный билет включено два теоретических вопроса, соответствующие содержанию формируемых компетенций. Экзамен проводится в устной форме. На подго-товку ответа студенту отводится 35 минут. За ответ на теоретические вопросы студент мо-жет получить максимально 100 баллов. Перевод баллов в оценку: 85-100 – «отлично», 70-84 – «хорошо», 50-69 – «удовлетворительно», 0-49 – «неудовлетворительно».

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Сафин, Р.Р. Градостроительство с основами архитектуры : учебное пособие Казань : Издательство КНИТУ, 2009 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=259045
Л1.2 Перцик, Е. Н. Теоретические основы проектирования городов: учебное пособие для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/B9160B53-B3A5-4987-A81E-189D65F3C276.
Л1.3 Колясников, В.А. Современная теория и практика градостроительства: территориальное планирование городов : учебное пособие Екатеринбург : Архитектон, 2010 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=221964
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Городков, А.В. Основы территориально-пространственного развития городов : учеб. пособие СПб. : Проспект науки, 2014
Л2.2 К. О. Ларионова [и др.] ; под общ. ред. А. К. Соловьева Основы архитектуры и строительных конструкций : учебник для академического бакалавриата М. : Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/2274773E-74DB-411C-86E8-ACB955A006E5
Л2.3 Севостьянов, А.В. Основы градостроительства и планировка населенных мест : учебник М. : Академия, 2014
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в мудл "Градостроительство с основами архитектуры" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
не требуются

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине "Градостроительство с основами архитектуры"

В ходе лекционных занятий по дисциплине необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных по-ложений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению
лабораторных практикумов

Лабораторные практикумы по дисциплине не предусмотрены.
8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ

Курсовые работы по дисциплине» не предусмотрены.
8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД .
Изучение дисциплины следует начинать с проработки РПД .
Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательно-го прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.