МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Технологии командного менеджмента

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки37.03.01. Психология
ПрофильПсихологическая диагностика и психологическое консультирование
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план37_03_01_Психология_ПДиПК-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4
курсовой проект: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 22
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лабораторные 36 36 36 36
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.психол.наук, Доцент, Шамардина М.В.

Рецензент(ы):
к.психол.наук, Доцент, Волкова Т.Г.

Рабочая программа дисциплины
Технологии командного менеджмента

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 37.03.01 Психология (приказ Минобрнауки России от 29.07.2020 г. № 839)

составлена на основании учебного плана:
37.03.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 21.06.2023 г. № 13
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Волкова Татьяна Геннадьевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 21.06.2023 г. № 13
Заведующий кафедрой Волкова Татьяна Геннадьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения дисциплины является формирование ценностей, компетенций, знаний умений и навыков, необходимых для руководства и лидерства в органах регионального управления, работы в команде.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-6Способен оценивать и удовлетворять потребности и запросы целевой аудитории для стимулирования интереса к психологическим знаниям, практике и услугам
ОПК-6.1 Знает структуру, содержание, методы оценивания высших духовных ценностей (индивидуально-личностных, семейных, национальных), потребностей, мотивов, духовно нравственные принципы и нормы группы, организации, общества
ОПК-6.2 Умеет адекватно подбирать и применять технологии оценивания потребностей и запросов целевой аудитории для стимулирования интереса к психологическим знаниям, практике и услугам
ОПК-6.3 Владеет приемами и средствами психологической профилактики для разной целевой аудитории с целью повышения психологической культуры общества
ОПК-8Способен выполнять свои профессиональные функции в организациях разного типа, осознанно соблюдая организационные политики и процедуры
ОПК-8.1 Знает организационные и управленческие, политики и процедуры, функционал системы управления, организационные модели оказания психологической помощи и поддержки в организациях разного типа
ОПК-8.2 Умеет выполнять профессиональные функции, учитывая организационную и правовую систему оказания психологических услуг на бюджетной и коммерческой основе, в организациях разного типа, осознанно соблюдая организационные политики и процедуры
ОПК-8.3 Владеет приемами и навыками выполнения профессиональной деятельности в организациях разного типа, осознанно соблюдая организационные политики и процедуры
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- способы руководства коллективом в сфере профессиональной деятельности,
технологии управления персоналом и формирования команды
3.2.Уметь:
3.2.1.- содействовать руководству коллективом, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и
культурные различия; владеть технологиями управления персоналом, обладать умениями и готовностью формировать команды
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками содействия руководству коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая
социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия,навыками применения технологий управления персоналом, умением и готовностью формировать команды для решения поставленных задач

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Повышение производительности в команде. Культурная, профессиональная, половая разнородность. Креативность и стандартизация.Конфликт и роль лидера в командной работе.
1.1. Формирование команды, Распределение ролей в команде Лабораторные 4 4 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л3.3, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.3, Л3.2
1.2. Особенности работы в команде Лабораторные 4 4 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л3.3, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.3, Л3.2
1.3. Управление основными процессами Лабораторные 4 2 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л3.3, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.3, Л3.2
1.4. Повышение производительности в команде. Культурная, профессиональная, половая разнородность. Креативность и стандартизация. Сам. работа 4 12 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л3.3, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.3, Л3.2
1.5. Конфликт и роль лидера в командной работе. Сам. работа 4 0 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л3.3, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.3, Л3.2
1.6. Виды группых конфликтов. Конфликт и роль лидера в командной работе. Сам. работа 4 0 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л3.3, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.3, Л3.2
1.7. Виды группых конфликтов.Конфликт и роль лидера в командной работе. Сам. работа 4 10 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л3.3, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.3, Л3.2
1.8. Этапы развития команд в организации. Жизненный цикл команды. Лабораторные 4 8 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л3.3, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.3, Л3.2
1.9. Этапы развития команд в организации. Жизненный цикл команды. Сам. работа 4 8 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л3.3, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.3, Л3.2
1.10. Технология создания команды. Сам. работа 4 8 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л3.3, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.3, Л3.2
1.11. Тренинг командообразования. Методика формирования команды Сам. работа 4 12 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л3.3, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.3, Л3.2
1.12. Равзработка программы тренинга командообразования. Методика формирования команды Сам. работа 4 8 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л3.3, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.3, Л3.2
1.13. Функциональные и психологические роли в команде. Отношения в команде. Личностные особенности, влияющие на работу в команде. Команда руководителей. Сам. работа 4 6 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л3.3, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.3, Л3.2
1.14. Лидерство и руководство. Организация командной работы Сам. работа 4 4 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л3.3, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.3, Л3.2
1.15. Личностные особенности, влияющие на работу в команде. Лабораторные 4 2 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л3.3, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.3, Л3.2
1.16. Проектная програмаа: технологии создания проектных программ Лабораторные 4 2 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л3.3, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.3, Л3.2
1.17. Управление командными взаимоотношениями. Формальные инструменты управления (регламенты, правила, договоры, процедуры). Лабораторные 4 2 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л3.3, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л3.2
1.18. Управление командными взаимоотношениями. Формальные инструменты управления (регламенты, правила, договоры, процедуры). Сам. работа 4 4 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л3.3, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л3.2
1.19. Неформальные инструменты управления (ритуалы, традиции, общение вне работы). Блокирующие модели поведения. Работа с конфликтом в команде. Трудности работы в команде. Лабораторные 4 4 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л3.3, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.3, Л3.2
1.20. Работа с конфликтом в команде. Трудности работы в команде. Лабораторные 4 2 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л3.3, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.3, Л3.2
1.21. Достижение ясности целей. Анализ принципов функционирования команды. Развитие творческого потенциала команды. Системное мышление при принятии решений. Коммуникации и оценка командного воздействия. Лабораторные 4 2 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л3.3, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.3, Л3.2
1.22. Миссия, цели и особенности управление разными командами Лабораторные 4 2 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л3.3, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.3, Л3.2
1.23. Управление основными процессами в команде Лабораторные 4 2 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л3.3, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.3, Л3.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См.Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См.Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Аборнева О. И. , Астахова Н. И. , Бутов А. В. , Иванова Л. В. , Киреева И. М. Менеджмент: Практикум. Учебное пособие из университетской библиотеки "Online" Юнити-Дана, 2012
Л1.2 Понуждаев Э.А. История управленческой мысли : курс лекций : учебник из университетской библиотеки "Online" Директ-Медиа, 2015 URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=275271
Л1.3 под ред. А. В. Карпова Психология труда: учебник М.: Юрайт, 2011
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 ГУУ под ред. А.Я. Кибанова Управление инновациями в кадровой работе: учеб.-практ. пособие М.: Проспект, 2012
Л2.2 Ануфриева, Ирина Юрьевна Управление персоналом: кадровые стратегия и политика, маркетинг персонала, мотивация и стимулирование труда, адаптация и развитие персонала, антикризисное управление персоналом: практикум АлтГУ. - Барнаул: Изд-во АлтГУ - https:://elibrary.asu.ru/handle/asu/3351, 2014 elibrary.asu.ru
Л2.3 Левкин В. Е. Тренинг эффективного общения: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Директ-Медиа, 2016 biblioclub.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Толочек В.А. Современная психология труда: учебник для вузов: СПб.: Питер, 2010
Л3.2 Ефимова Наталия Сергеевна Психология общения. Практикум по психологии: Учебное пособие ФОРУМ, 2018 znanium.com
Л3.3 Андропова Н. Л., Макарова Н. В., Андропова И. Ю. Кадровый менеджмент: учеб. пособие для сред. проф. образования М.: Академия, 2008
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://e.lanbook.com – электронно-библиотечная система издательства «Лань». e.lanbook.com
Э2 курс portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Специфика изучения дисциплины «Административное право» обусловлена формой обучения студентов, ее местом в подготовке и временем, отведенным на освоение курса рабочим учебным планом.
Курс обучения делится на время, отведенное для занятий, проводимых в аудиторной форме (лекции, практические занятия) и время, выделенное на внеаудиторное освоение дисциплины, большую часть из которого составляет самостоятельная работа студента.
Лекционная часть учебного курса для студентов проводится в форме обзоров по основным темам. Практические занятия предусмотрены для закрепления теоретических
знаний, углубленного рассмотрения наиболее сложных проблем дисциплины, выработки навыков структурно-логического построения учебного материала и отработки навыков самостоятельной подготовки.
Самостоятельная работа студента включает в себя изучение теоретического материала курса, выполнение практических заданий, подготовку к контрольно-обобщающим мероприятиям.
Для освоения курса дисциплины студенты должны:
− изучить материал лекционных и практических занятий в полном объеме по разделам курса;
− выполнить задание, отведенное на самостоятельную работу: подготовиться к опросу, тестированию, при недостаточном количестве баллов подготовить и защитить реферат;
продемонстрировать сформированность компетенций, закрепленных за дисциплиной, во время мероприятий текущего и промежуточного контроля знаний.
Посещение лекционных и практических занятий для студентов очной и заочной формы является обязательным.
Уважительными причинами пропуска аудиторных занятий является:
− освобождение от занятий по причине болезни, выданное медицинским учреждением,
− вызов (повестка) в военкомат,
− распоряжение по деканату, приказ по вузу об освобождении в связи с участием в внутривузовских, межвузовских и других мероприятиях,
− официально оформленное свободное посещение занятий.
Пропущенные темы лекционных занятий должны быть законспектированы в тетради для лекций, конспект представляется преподавателю для ликвидации пропуска. Пропущенные практические занятия отрабатываются в виде устной защиты практического занятия во время консультаций по дисциплине.
Контроль сформированности компетенций в течение семестра проводится в форме устного опроса на практических занятиях, выполнения рефератов и презентаций, тестового контроля по теоретическому курсу дисциплины.



Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний,умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций. Оценка знаний, умений и навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций по дисциплине «Организация командной работы в органах регионального управления» проводятся в форме текущего контроля и промежуточной аттестации.
Текущий контроль проводится в течение семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний, формирования умений и навыков, своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия
необходимых мер по её корректировке, а так же для совершенствования методики обучения, организации учебной работы и оказания индивидуальной помощи обучающемуся.
Промежуточная аттестация по дисциплине проводится в виде зачета с оценкой. За знания, умения и навыки, приобретенные магистрами в период их обучения, выставляются оценки.
Для оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности в университете применяется балльно-рейтинговая система оценки качества освоения образовательной программы. Оценка проводится при проведении текущего контроля успеваемости и
промежуточных аттестаций обучающихся. Рейтинговая оценка знаний является интегрированным показателем качества теоретических и практических знаний и навыков студентов по дисциплине и складывается из следующих компонентов.
При проведении промежуточной аттестации (сдача зачета с оценкой) преподавателю с согласия студента разрешается выставлять оценку по результатам набранных баллов в ходе текущего контроля успеваемости в семестре по выше приведенной шкале.
В случае отказа – студент сдает зачет по приведенным выше вопросам и заданиям. Итоговая успеваемость (зачет) не может оцениваться ниже суммы баллов, которую студент набрал по итогам текущей и промежуточной успеваемости.
При сдаче зачета к заработанным в течение семестра студентом баллам прибавляются баллы, полученные на зачете и сумма баллов переводится в оценку.
Критерии оценки ответа на зачете
5 баллов выставляется студенту, полностью освоившему материал дисциплины в соответствии с учебной программой, включая вопросы, рассматриваемые в рекомендованной программой дополнительной справочно-нормативной и научно-
технической литературы, свободно владеющему основными понятиями дисциплины.
Требуется полное понимание и четкость изложения ответов по предложенному вопросу и дополнительным вопросам, заданным экзаменатором.
4 балла заслуживает студент, ответивший полностью и без ошибок на предложенные вопросы и показавший знания основных понятий дисциплины в соответствии с обязательной программой курса и рекомендованной основной литературой. Дополнительные вопросы, как правило, должны относиться к материалу дисциплины, не отраженному в основном задании, и выявляют полноту знаний студента по дисциплине.
3 балла дан недостаточно полный и недостаточно развернутый ответ. Логика и последовательность изложения имеют нарушения. Допущены ошибки в раскрытии понятий, употреблении терминов. Студент не способен самостоятельно выделить
существенные и несущественные признаки и причинно-следственные связи. Студент может конкретизировать обобщенные знания, доказав на примерах их основные положения только с помощью преподавателя. Речевое оформление требует поправок,
коррекции.
2 балла дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Студент не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательностьизложения. Речь неграмотная. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента не только на поставленный вопрос, но и на другиевопросы дисциплины.
0-1 баллов выставляется студенту при полном отсутствии ответа, имеющего отношение к вопросу.
Решение кейсов (оценка умений, навыков)
Критерии оценки
5 баллов. Кейс рассмотрен в обозначенный преподавателем срок. В решении нет ошибок, получен верный ответ, задача решена рациональным способом. Сделаны правильные выводы.
4 балла. Кейс рассмотрен в обозначенный преподавателем срок. В решении нет ошибок, получен верный ответ, задача решена рациональным способом. Сделаны неполные выводы.
3 баллов. Кейс рассмотрен с задержкой. В решении почти нет ошибок, получен в целом верный ответ, при решении задачи применены не все необходимые нормативно-правовые акты.
2 балла. Кейс рассмотрен с задержкой в целом верно, но допущены незначительные ошибки, искажающие выводы.
2 балла. Кейс рассмотрен с задержкой в целом верно, но допущены значительные ошибки, искажающие выводы
0 баллов. Кейс не проанализирован.