МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Общий психологический практикум

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки37.03.01. Психология
ПрофильПсихологическая диагностика и психологическое консультирование
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план37_03_01_Психология_ПДиПК-2023
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 28
индивидуальные консультации 80
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1, 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) Итого
Недель 15,5 22
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лабораторные 36 36 36 36 72 72
Сам. работа 16 16 12 12 28 28
Консультации 20 20 60 60 80 80
Итого 72 72 108 108 180 180

Программу составил(и):
ст.преподаватель, Прайзендорф Е.С.

Рецензент(ы):
канд.психол.наук, доц, Волкова Т.Г.

Рабочая программа дисциплины
Общий психологический практикум

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 37.03.01 Психология (приказ Минобрнауки России от 29.07.2020 г. № 839)

составлена на основании учебного плана:
37.03.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 21.06.2023 г. № 13
Срок действия программы: 2021-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
кандитат психологических наук, доцент Волкова Т.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 21.06.2023 г. № 13
Заведующий кафедрой кандитат психологических наук, доцент Волкова Т.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель обучения по дисциплине «Общий психологический практикум» -
приобретение знаний об основных методах, используемых в научной и практической
работе психолога, и умений их адекватно применять; приобретение навыков анализа
данных и составления на их основе отчетов в соответствии с общепринятыми в
психологии
требованиями
для
научных
исследований,
для
диагностического
обследования и при оказании воздействия на человек.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3Способен выбирать адекватные, надежные и валидные методы количественной и качественной психологической оценки, организовывать сбор данных для решения задач психодиагностики в заданной области исследований и практики
ОПК-3.1 Знает научно обоснованные подходы и методы психологической диагностики и психологической оценки, способы количественной и качественной психологической диагностики и оценки
ОПК-3.2 Умеет адекватно применять количественные и качественные методы и методики психологической диагностики и оценки для решения научных, прикладных и экспертных задач
ОПК-3.3 Способен использовать валидный и надежный инструментарий диагностических методов в профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.принципы, правила, приемы прогнозирования, изменения, комплексного воздействия на уровень развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека, осуществлять психологическое вмешательство с целью оказания индивиду, группе психологической помощи с использованием традиционных и инновационных методов и технологий;особенности организации психологической службы.
3.2.Уметь:
3.2.1.осуществлять психологическое вмешательство с целью оказания индивиду, группе психологической помощи с использованием традиционных и инновационных методов и технологий; использовать технологии и методы, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками психологической диагностики уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в профессиональной сфере; методиками профотбора, диагностики социально-психологического климата, мотивации, целеполагания, ценностных ориентаций, владения методиками активного социально-психологического обучения.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. 1. Теоретико-методологические основания использования методов в психологическом исследовании.
1.1. Метод наблюдения при анализе невербальной коммуникации Лабораторные 1 36 ОПК-3.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
1.2. Общая система методов исследования в психологии. Консультации 1 20 ОПК-3.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
1.3. Общая система методов исследования в психологии. Сам. работа 1 8 ОПК-3.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
1.4. Виды беседы в психологии: стандартизированная, частично стандартизированная, свободная Сам. работа 1 1 ОПК-3.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
1.5. Опрос. Виды опросов. Анкетирование Сам. работа 1 1 ОПК-3.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
1.6. Биографический метод в психологическом исследовании Сам. работа 1 1 ОПК-3.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
1.7. Параметрические и непараметрические математико-статистические методы психологического исследования Сам. работа 1 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
1.8. Вербально-коммуникативные методы в психологическом исследовании Сам. работа 1 1 ОПК-3.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
1.9. Понятие описательных статистик в психологическом исследовании Сам. работа 1 1 ОПК-3.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
1.10. Критерии сравнения средних в психологических исследованиях Сам. работа 1 1 ОПК-3.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
Раздел 2. 2. Общие методы диагностики сознания
2.1. Теоретико-методологические основания изучения и диагностики сознания и самосознания Сам. работа 2 1 ОПК-3.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
2.2. методы исследования самосознания Лабораторные 2 36 ОПК-3.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
2.3. методы исследования самооценки личности Сам. работа 2 1 ОПК-3.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
2.4. Методы и методики исследования сознания, самосознания Сам. работа 2 1 ОПК-3.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
2.5. Методы исследования направленности личности Сам. работа 2 1 ОПК-3.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
2.6. Методы и методики для изучение идентичности и направленности личности Сам. работа 2 0 ОПК-3.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
2.7. методы исследования мотивации личности Сам. работа 2 0 ОПК-3.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
2.8. методы исследования ценностей личности Сам. работа 2 0 ОПК-3.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
2.9. Методы и методики на изучение смысложызненных ориентаций, личностных ценностей Сам. работа 2 0 ОПК-3.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
2.10. методы исследования уровня притязаний личности Сам. работа 2 0 ОПК-3.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
Раздел 3. Индивидуальность личности. Психические состояния личности
3.1. Методы и методики исследования темперамента личности Сам. работа 2 0 ОПК-3.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
3.2. Методика экспресс-диагностики свойств нервной системы по психомоторным показателям Сам. работа 2 0 ОПК-3.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
3.3. Методы и методики исследования характера личности Сам. работа 2 0 ОПК-3.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
3.4. Методы и методики исследования тревожности, фрустрации, агрессии Сам. работа 2 0 ОПК-3.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
3.5. Методы и методики исследования способностей личности Сам. работа 2 0 ОПК-3.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
3.6. Методика изучения умственных способностей Сам. работа 2 0 ОПК-3.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
3.7. Методы и методики исследования психических состояний личности Сам. работа 2 0 ОПК-3.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
3.8. Методика изучения экстраверсии, интроверсии и нейротизма Сам. работа 2 0 ОПК-3.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
3.9. Методика изучения коммуникативных и организаторских способностей Сам. работа 2 0 ОПК-3.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
Раздел 4. Диагностика психических процессов
4.1. Психические процессы: ощущение и восприятие Сам. работа 2 2 ОПК-3.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
4.2. Методы и методики исследования ощущения и восприятия Сам. работа 2 0 ОПК-3.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
4.3. Психические процессы: воображение Сам. работа 2 6 ОПК-3.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
4.4. Методы и методики исследования внимания Сам. работа 2 0 ОПК-3.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
4.5. Психические процессы: внимание Сам. работа 2 0 ОПК-3.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
4.6. Методы и методики исследования воображения Сам. работа 2 0 ОПК-3.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
4.7. Психические процессы: память Сам. работа 2 0 ОПК-3.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
4.8. Психические процессы: мышление Сам. работа 2 0 ОПК-3.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
4.9. Психические процессы: воображение Сам. работа 2 0 ОПК-3.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
4.10. Подготовка заключения по методикам Консультации 2 60 ОПК-3.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см.приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см.приложение
Приложения
Приложение 1.   ОПП 370502 ПК9, ПК17.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Елисеев О. П. ПРАКТИКУМ ПО ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ 4-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Назаров А. И. Экспериментальная психология: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Директ-Медиа, 2013 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Рамендик Д. М. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Под ред. рубцова В.В. ОБЩЕПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2019 biblio-online.ru
Л2.3 Масленникова Т. В., Колупаева Н. И. Психолого-педагогический практикум по общей и специальной дошкольной педагогике: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Директ-Медиа, 2014 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС издательства «Лань» e.lanbook.com
Э2 ЭБС «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э3 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э4 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
Э5 Курс в Moodle "Общий психологический практикум" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
VLS mediaplayer
Media Player Classic
Microsoft Power Point
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС издательства «Лань»: https://e.lanbook.com/
ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
312Л учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания студентам для подготовки к выполнению практических заданий
В процессе выполнения практических заданий, которые предполагают подготовку ответа на вопрос проблемного характера, мотивирующего студента к размышлению по поводу определенной проблемы или содержат требование прокомментировать высказывание того или иного мыслителя, следует придерживаться следующего алгоритма работы:
1. Необходимо определить ключевую проблему, содержащуюся в вопросе, и сформулировать ее суть;
2. Раскрыть свое понимание (интерпретацию высказанной идеи;
3. Обосновать и аргументировать собственную точку зрения по данному вопросу.
Критерии оценивания выполненного задания:
• соответствие содержания ответа поставленному вопросу;
• использование основной и дополнительной литературы в процессе выполнения задания;
• творческая, исследовательская переработка теоретического материала;
• глубина и точность ответа на поставленный вопрос;
• ясность изложения и аргументация ответа;
• оперирование в ответе формулировками, понятиями, определениями.
Выполнение подобных дидактических задач, содержащих определенную проблемную ситуацию, требующую непосредственного разрешения, активизирует процесс мышления, побуждая к аналитической деятельности, к мобилизации знаний, умения размышлять. Вхождение в процесс поиска решения придает вновь приобретаемому знанию личностный смысл и значение, способствует переводу из мировоззренческого плана восприятия в сферу формирования внутренних убеждений и активизации принципа деятельностного отношения к действительности.
Методические указания студентам для подготовки к выполнению письменных работ
Выполнение практического задания в виде письменной работы предполагает логически-последовательное, аргументированное, систематизированное, опирающееся на знание соответствующей литературы изложение материала. Это весьма распространенная форма работа, направленная на выполнение определенной учебной задачи не всегда правильно понимается и выполняется студентами, что весьма снижает ее познавательную и образовательную эффективность.
Следует иметь в виду, что письменная работа – один из видов научно-исследовательской работы в вузе, в котором должно найти отражение следующее:
• уровень изученности темы
• навыки работы с литературными источниками;
• умение анализировать и представлять различные точки зрения на проблему;
• формулировать выводы и предложения по возможному решению проблемы.
Основная задача при написании письменной работы – наиболее полно раскрыть выбранную тему. Алгоритм выполнения задания:
1. Найдите и изучите соответствующую литературу по данной теме. Составьте список литературы по теме и проведите изначальный обзор и критический анализ литературных источников.
2. Подготовьте план-конспект последовательного логичного изложения содержания выбранной Вами темы, на основе которого следует составить план письменной работы.
Письменная работа обязательно должна иметь следующие структурные единицы:
• Титульный лист;
• План;
• Введение;
• Основное содержание работы;
• Заключение (подводятся итоги осмысления проблемы);
• Список использованной литературы (не менее 10 наименований источников, оформленный в соответствие с установленными требованиями).
Общие требования к письменной работе, выступающие основанием для определения критериев оценивания выполненной работы:
• информационная полнота, точность и объективность изложения содержания первоисточников и литературы, в которых освещаются ключевые вопросы темы;
• соответствие излагаемого содержания теме и проблематике письменной работы;
• умение выделять главное в исходных текстах, способность выражать смысл с помощью точных речевых формул, осуществлять языковое сжатие текста, находить экономные лексические и синтаксические способы выражения мысли; использовать языковые клише, характерные для научного стиля, полнота, доступность и ясность изложения структурных компонентов тематического содержания письменной работы;
• степень самостоятельности студента при выполнении задания;
• достаточное и необходимое использование литературы и источников;
• выполнение требований к оформлению письменной работы;
• умение связать теоретические положения с различными аспектами социальной, профессиональной, повседневной жизнедеятельности.

Методические указания студентам для подготовки к зачету.

Готовиться к зачету необходимо последовательно, с учетом контрольных вопросов, разработанных преподавателем кафедры. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме. Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед зачетом за счет обращения не к литературе, а к своим записям. При подготовке необходимо выявлять наиболее сложные, дискуссионные вопросы, с тем, чтобы обсудить их с преподавателем на обзорных лекциях и консультациях. Нельзя ограничивать подготовку к зачету простым повторением изученного материала. Необходимо углубить и расширить ранее приобретенные знания за счет новых идей и положений.