МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психологическая интервенция (развитие, коррекция и реабилитация)

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки37.03.01. Психология
ПрофильПсихологическая диагностика и психологическое консультирование
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость12 ЗЕТ
Учебный план37_03_01_Психология_ПДиПК-2023
Часов по учебному плану 432
в том числе:
аудиторные занятия 168
самостоятельная работа 40
индивидуальные консультации 170
контроль 54
Виды контроля по семестрам
экзамены: 7, 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) 4 (8) Итого
Недель 15,5 14,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 56 20 20 46 76 66
Лабораторные 56 40 36 24 92 64
Сам. работа 19 9 21 33 40 42
Консультации 130 120 40 50 170 170
Часы на контроль 27 27 27 27 54 54
Итого 288 216 144 180 432 396

Программу составил(и):
канд.психол.н, доцент, Волкова Т.Г.

Рецензент(ы):
канд.психол.н, доцент, Волкова Т.Г.

Рабочая программа дисциплины
Психологическая интервенция (развитие, коррекция и реабилитация)

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 37.03.01 Психология (приказ Минобрнауки России от 29.07.2020 г. № 839)

составлена на основании учебного плана:
37.03.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 08.06.2022 г. № 12
Срок действия программы: 2021-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд.психол.н.,доцент Волкова Т.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 08.06.2022 г. № 12
Заведующий кафедрой канд.психол.н.,доцент Волкова Т.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.сформировать представления о необходимых психологических качествах субъекта для повышения его социализации и адаптации к изменяющимся жизненным условиям, а также исправления особенностей психологического развития.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4 Способен использовать основные формы психологической помощи для решения конкретной проблемы отдельных лиц, групп населения и (или) организаций, в том числе лицам с ограниченными возможностями здоровья и при организации инклюзивного образования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.способы осуществления методик психологической помощи,коррекции и реабилитации сотрудников, выполняющих служебные обязанности; понимать особенности коррекции и реабилитации психики сотрудников участвующих в экстремальных ситуациях.
3.2.Уметь:
3.2.1.выделять основные экстремальные ситуации и понимать способы поведения в них психолога; отбирать форму, методы и программу коррекционных мероприятий в зависимости от специфики клиентского случая.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.владения приемами диагностики типа поведения клиента в экстремальной ситуации и вариантами корректировки коррекционной программы в зависимости от сложности клиентского случая и специфики экстремальной ситуации.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Понятие психологической коррекции и реабилитации
1.1. Психологическая коррекция и реабилитация как ведущие категории курса Лекции 7 8 ОПК-4 Л1.1, Л2.1
1.2. Анализ ведущих понятий, отличительные характеристики Лабораторные 7 20 ОПК-4 Л1.1, Л2.1
1.3. Диатез-стресс модель Лекции 7 4 ОПК-4 Л1.1, Л2.1
1.4. Диатез-стресс модель Лабораторные 7 10 ОПК-4 Л1.1, Л2.1
1.5. Анализ понятий и решение ситуаций Сам. работа 7 9 ОПК-4 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Виды экстремальных ситуаций и особенности психологической работы с клиентом и сотрудниками в них
2.1. Анализ психологической работы в экстремальных ситуациях Лекции 7 4 ОПК-4 Л1.1, Л2.1
2.2. Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) и стресс Лекции 7 4 ОПК-4 Л1.1, Л2.1
2.3. Консультации 7 120 ОПК-4
2.4. Психологическая помощь при ПТСР и остром стрессе Лабораторные 7 10 ОПК-4 Л1.1, Л2.1
2.5. Анализ психологической работы в экстремальных ситуациях Лабораторные 8 8 ОПК-4 Л1.1, Л2.1
2.6. Психологическая помощь пережившим насилие Лабораторные 8 16 ОПК-4 Л1.1, Л2.1
2.7. Экстренная психологическая помощь пострадавшим при пожаре Лекции 8 26 ОПК-4 Л1.1, Л2.1
2.8. Экстренная психологическая помощь пострадавшим при пожаре, наводнении и землятресении Сам. работа 8 20 ОПК-4 Л1.1, Л2.1
2.9. Моббинг и боссинг: варинты психологической помощи Лекции 8 20 ОПК-4 Л1.1, Л2.1
2.10. Решение практических задач Сам. работа 8 13 ОПК-4 Л1.1, Л2.1
2.11. Консультации 8 50 ОПК-4
2.12. Экзамен Экзамен 8 27 ОПК-4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы к экзамену
1. Понятие «психологическая коррекция» и «реабилитация».
2. Анализ диатез-стресс модели.
3. Виды экстремальных ситуаций и типы поведения субъекта в них.
4. Виды экстремальных ситуаций и особенности поведения психолога.
5. Анализ психологической работы в экстремальных ситуациях.
6. Особенности посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) и стресса.
7. Психологическая помощь при ПТСР и остром стрессе.
8. Особенности переживания горя и утраты: варианты психологической помощи.
9. Психологическая помощь пережившим насилие.
10. Возможности психологической помощи женщинам и мужщинам пережившим сексуальное насилие.
11. Экстренная психологическая помощь пострадавшим при пожаре.
12. Экстренная психологическая помощь пострадавшим при наводнении и землятресение.
13. Психологическая помощь при голодовке.
14. Субъект как заложник террорестических действий.
15. Экстренная психологическая помощь пострадавшим при пожаре, наводнении и землятресении.
16. Психологическая работа с суицидентом.
17. Работа психолога при катастрофе.
18. Моббинг и боссинг: варинты психологической помощи.
19. Работа с клиентами со смертельным диагнозом.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Авдиенко Г. Ю. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И РЕАБИЛИТАЦИЯ УЧАСТНИКОВ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ. Учебник и практикум для бакалавриата и специалитета: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Будич Н. Ю. Психологическая коррекция личностного самоопределения: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Кемеровский государственный университет, 2010 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС издательства «Лань» e.lanbook.com
Э2 ЭБС «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э3 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э4 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
Э5 Психологическая интервенция ( развитие , коррекция и реабилитация) portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС издательства «Лань»: https://e.lanbook.com/
ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
313Л лаборатория "Общепсихологического и психолого-педагогического практи-кума" - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 27 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт; стационарный экран: марка Projecta Pro Screen модель MW 183*240 - 1 единица; учебно-наглядные пособия
312Л учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания студентам для подготовки к выполнению практических заданий
Для выполнения заданий по текущему контролю студентам рекомендуется анализировать литературу, рекомендованную в рабочей программе дисциплины, конспекты лекций, готовиться и работать на практических занятиях по дисциплине. Текущий контроль осуществляется на занятиях в форме коротких заданий.
Студенту также рекомендуется проверять свои формирующиеся знания посредством ответа на вопросы и решение заданий для самоконтроля, а также проходя собеседование с преподавателем после написания промежуточных тестов по дисциплине.

Методические указания студентам для выполнения самостоятельной работы
Выполнение обязательной самостоятельной работы студента обеспечивают его подготовку к практическим занятиям, к активному участию на занятии, к выполнению текущих работ.
Для формирования представлений и навыков качественного ответа студенту необходимо ознакомиться с предложенной в рабочей программе дисциплины основной и дополнительной литературой по дисциплине, составить развернутый конспект. Для удобства ориентировки в качестве подготовки студента, рекомендуется отвечать на вопросы и решать задания для самопроверки.

Методические указания студентам для подготовки к экзамену.
Экзамен по дисциплине состоит из решения заданий, составленных по вариантам, а также теоретических вопросов. Вопросы заданий сконструированы по проблематикам теоретических вопросов к экзамену(см. список вопросов к экзамену).
При подготовке к прохождению экзамена студентам рекомендуется проанализировать предлагаемую литературу для подготовки по темам, принимать участие и активно работать на практических занятиях при разборе проблемных областей дисциплины, по возможности активно принимать участие в осуществлении заданий по дисциплине.