МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психология семьи и семейное консультирование

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки37.03.01. Психология
ПрофильПсихологическая диагностика и психологическое консультирование
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план37_03_01_Психология_ПДиПК-2023
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 86
самостоятельная работа 37
индивидуальные консультации 66
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) 4 (8) Итого
Недель 15,5 14,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 14 12 18 18 32 30
Лабораторные 0 0 34 22 34 22
Практические 20 16 0 16 20 32
Сам. работа 2 8 35 25 37 33
Консультации 0 0 66 72 66 72
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 36 36 180 180 216 216

Программу составил(и):
Доцент, Протопопова М.В.

Рецензент(ы):
к.пес.н., Доц, Волкова Т.Г.

Рабочая программа дисциплины
Психология семьи и семейное консультирование

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 37.03.01 Психология (приказ Минобрнауки России от 29.07.2020 г. № 839)

составлена на основании учебного плана:
37.03.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 08.06.2022 г. № 12
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.псх.н., Волкова Т.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 08.06.2022 г. № 12
Заведующий кафедрой д.псх.н., Волкова Т.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса:
Изучение закономерностей формирования и развития человека как члена семьи, овладение методами диагностики семейных проблемных зон и технологией семейного психологического консультирования.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-7 Способен проектировать и выполнять работы по психологическому просвещению и повышению психологической культуры различных возрастных и социальных групп населения
ПК-10 Способен проводить индивидуальное и групповое психологическое консультирование работников организаций и обучающихся по вопросам обучения, развития, проблемам осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной карьеры, самовоспитания, межличностных взаимоотношений
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.закономерности формирования и развития человека в семье, функции, структуру, динамику, жизненный цикл семьи; основные механизмы влияния семьи на дезадаптацию детей и подростков группы риска; наиболее значимые методы, направления, подходы и теории, выступающие методологическим основанием комплексного консультирования по поводу семейных проблем; психологические закономерности преодоления детьми трудных семейных ситуаций (развод, нормативный семейный кризис), выступающие факторами риска девиантного поведения
3.2.Уметь:
3.2.1.с помощью психологических методов выявлять основную специфику функционирования человека как члена семьи; разрабатывать технологии индивидуального и группового семейного консультирования; выделять основные факторы во внутрисемейных отношениях, способствующие или препятствующие адаптации детей и подростков группы риска; организовывать психологическую помощь детям, направленную на коррекцию девиантного поведения, инициированного переживанием трудных семейных ситуаций
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методами оценки семейной ситуации посредством диагностики функций, структуры, динамики и жизненного цикла семьи (генограмма семьи и другие проективные методы, тест психологической готовности к родительству, удовлетворенности браком, методами диагностики семейной тревоги, модифицированные опросники, скульптура семьи и пр.); методологией психологической поддержки детей и подростков группы риска посредством перестройки внутрисемейных отношений; ведущими технологиями семейного консультирования; технологиями организации психологической помощи детям, направленной на коррекцию девиантного поведения, инициированного переживанием трудных семейных ситуаций

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Семья как многоуровневая и многофункциональная система.
1.1. Социально-психологическая модель семьи. Лекции 7 4 ПК-7, ПК-10 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.2. Социально-психологическая модель семьи. Сам. работа 7 1 ПК-7, ПК-10 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.3. Социальные роли в семье. Функции семьи. Лекции 7 4 ПК-7, ПК-10 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.4. Социальные роли в семье. Функции семьи. Сам. работа 7 1 ПК-7, ПК-10 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.5. Жизненный цикл семьи. Лекции 7 4 ПК-7, ПК-10 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.6. Жизненный цикл семьи. Практические 7 4 ПК-7, ПК-10 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.7. Жизненный цикл семьи. Сам. работа 7 2 ПК-7, ПК-10 Л1.1, Л2.1
1.8. Факторы семейного благополучия, стадии и кризисные периоды брака. Практические 7 4 ПК-7, ПК-10 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.9. Развод как социально-психологический феномен. Сам. работа 7 2 ПК-7, ПК-10 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.10. Нарушение функционирования семьи. Практические 7 4 ПК-7, ПК-10 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.11. Причины конфликта.Предотвращение конфликта. После конфликта. Процессы распада и дестабилизации семейных отношений Практические 7 4 ПК-7, ПК-10 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.12. Причины конфликта.Предотвращение конфликта. После конфликта. Процессы распада и дестабилизации семейных отношений Сам. работа 7 2 ПК-7, ПК-10 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 2. Теория и практика семейного консультирования.
2.1. Семья как источник психической травмы. Лекции 8 4 ПК-7, ПК-10 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.2. Семья как источник психической травмы. Лабораторные 8 6 ПК-7, ПК-10 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.3. Состояние глобальной семейной неудовлетворенности. Семейная тревога. Лекции 8 4 ПК-7, ПК-10 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.4. Состояние глобальной семейной неудовлетворенности. Семейная тревога. Сам. работа 8 10 ПК-7, ПК-10 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.5. Модели консультирования семьи. Лекции 8 2 ПК-7, ПК-10 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.6. Модели консультирования семьи. Практические 8 6 ПК-7, ПК-10 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.7. Основные теоретические подходы в семейной терапии Лекции 8 4 ПК-7, ПК-10 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.8. Диагностика семьи Практические 8 6 ПК-7, ПК-10 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.9. Стандартизированные методы исследования детско-родительских отношений. Лекции 8 2 ПК-7, ПК-10 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.10. Стандартизированные методы исследования детско-родительских отношений. Лабораторные 8 16 ПК-7, ПК-10
2.11. Стандартизированные методы исследования детско-родительских отношений. Лекции 8 2 ПК-7, ПК-10 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.12. Стандартизированные методы исследования супружеских отношений. Сам. работа 8 15 ПК-7, ПК-10 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.13. Стандартизированные методы исследования детско-родительских и супружеских отношений. Практические 8 4 ПК-7, ПК-10 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.14. Консультации 8 72 ПК-7, ПК-10
2.15. Экзамен 8 27 ПК-7, ПК-10 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложения

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложения
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Суслова Т.Ф., Шаповаленко И.В. ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ С ОСНОВАМИ СЕМЕЙНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Векилова С.А. ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Прохорова О.Г., Торохтий В.С. ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Векилова, С. А. Психология семьи: учебник и практикум для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт // ЭБС "Юрайт", 2018 www.biblio-online.ru/book/ABC96C93-8353-4F22-B767-8D8B92B5888C.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. университетская библиотека on-line. www.biblioclub.ru
Э2 2. электронно-библиотечная система издательства «Лань». e.lanbook.com
Э3 3. элктронный курс в системе Moodle "Психология семьи" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения

Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного освоения дисциплины студентам рекомендуется:
1). Обязательное посещение практических занятий, выступление на практических занятиях; при подготовке к практическим занятиям необходимо вдумчивое знакомство с обязательной и дополнительной литературой, указанной в рабочей программе дисциплины.
2). Активное участие в различных формах проведения практических занятий, а именно: обсуждении домашних заданий; дискуссиях, выполнении индивидуальных практических заданий, творческих заданиий и др.
3). При подготовке доклада студенту рекомендуется:
1. Составить план выступления;
2. При изложении материала стремиться воспроизвести содержание в доступной для слушателей форме;
3. Обозначать авторов научных подходов (идей, положений, взглядов и др.)
4. Подготовить примеры для иллюстрации ключевых положений доклада;
5. Время доклада 7 минут;
6. После доклада выступающий отвечает на вопросы аудитории;
7. Приветствуется использование электронной презентации;
8. Предварительно, в письменном виде (не более 1-2 стр.) по материалу доклада составляется краткое резюме, которое может быть использовано другими слушателями в процессе подготовки к экзамену.