МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психология безопасности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки37.03.01. Психология
ПрофильПсихологическая диагностика и психологическое консультирование
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план37_03_01_Психология_ПДиПК-2023
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 27
индивидуальные консультации 48
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 26 26 26 26
Сам. работа 27 27 27 27
Консультации 48 48 48 48
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.б.н., Доцент, М.В.Яценко

Рецензент(ы):
к.пс.н., Доцент, Т.Г.Волкова

Рабочая программа дисциплины
Психология безопасности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 37.03.01 Психология (приказ Минобрнауки России от 29.07.2020 г. № 839)

составлена на основании учебного плана:
37.03.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 21.06.2023 г. № 13
Срок действия программы: 2022-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.пс.н., доцент, Т.Г.Волкова


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 21.06.2023 г. № 13
Заведующий кафедрой к.пс.н., доцент, Т.Г.Волкова


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование представлений у обучающихся об интегративном феномене «безопасность» с позиций современного психобиосоциодуховного подхода, рассматриваемом в качестве сквозного явления в функционировании социальных субъектов и систем разного уровня сложности и обобщенности

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2Способен применять методы сбора, анализа и интерпретации эмпирических данных в соответствии с поставленной задачей, оценивать достоверность эмпирических данных и обоснованность выводов научных исследований
ОПК-2.1 Знает основные методы сбора, анализа и интерпретации эмпирических данных в соответствии с поставленной задачей психологического исследования
ОПК-2.2 Умеет применять методы сбора, анализа и интерпретации эмпирических данных в соответствии с поставленной задачей в сфере профессиональной деятельности и нормами профессиональной этики
ОПК-2.3 Владеет навыками оценивания достоверности эмпирических данных и обоснованности выводов научных исследований в сфере профессиональной деятельности
УК-9Способен использовать базовые дефектологические знания в социальной и профессиональной сферах
УК-9.1 Знает основные принципы и подходы формирования инклюзивной компетентности, психологические закономерности и особенности возрастного и личностного развития в условиях инклюзивной образовательной среды
УК-9.2 Умеет использовать методические приемы формирования инклюзивной компетентности в профессиональной деятельности с учетом особенностей лиц с ОВЗ и принципами инклюзивного образования
УК-9.3 Способен реализовывать различные способы взаимодействия с учетом дефектологических знаний между всеми субъектами в социальной и профессиональной сферах
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- о стандартных программах, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, а также профессиональных рисков.
3.2.Уметь:
3.2.1.- разрабатывать и применять стандартные программы, направленные на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, а также профессиональных рисков.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- применения стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, а также профессиональных рисков работы специалиста психолога, психотерапевта.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Психология безопасности
1.1. Философско-методологические основания изучения феномена «безопасность» Лекции 3 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 Л2.1, Л1.1
1.2. Психологические концепции и теории в изучении феномена «безопасность» Лекции 3 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 Л2.1, Л1.1
1.3. Виды безопасности с эмпирической и научно-психологической точек зрения Лекции 3 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 Л2.1, Л1.1
1.4. Источники опасности и социальные риски Лекции 3 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 Л2.1, Л1.1
1.5. Уровни и субъекты безопасности Лекции 3 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 Л2.1, Л1.1
1.6. Концепция фиксированных форм поведения, как базовый принцип описания и интерпретации феномена «безопасность» Практические 3 6 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 Л2.1, Л1.1
1.7. Индивидуальный субъект безопасности в системе отношений с групповыми субъектами разной степени обобщенности Лекции 3 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 Л2.1, Л1.1
1.8. Семья, как базисный фактор ретрансляции и формирования социально-психологически безопасного и ресурсного поведения индивидуального субъекта Практические 3 6 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 Л2.1, Л1.1
1.9. Безопасность профессионального поведения психолога Практические 3 6 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 Л2.1, Л1.1
1.10. Психологический конструкт: информационная, психологическая и личная безопасность Практические 3 8 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 Л2.1, Л1.1
1.11. Гуманистическая традиция: К. Роджерс, А. Маслоу, Г. Олпорт Консультации 3 18 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 Л2.1, Л1.1
1.12. Психология отношений – В.Н. Мясищев. Консультации 3 10 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 Л2.1, Л1.1
1.13. Вызовы (угрозы) индивидуальному и групповому субъектам, особенности реагирования и поведения в критических условиях: экологических, политических, военных, социальных, экономических, культурных, психологических, биологических Консультации 3 10 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 Л2.1, Л1.1
1.14. Причины и условия продуцирования социальных рисков и воспроизводства девиаций Консультации 3 10 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 Л2.1, Л1.1
1.15. Уровневый подход к комплексу безопасности субъектов Сам. работа 3 8 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 Л2.1, Л1.1
1.16. Фиксированное поведение как самовоспроизводящееся и самоподкрепляющее поведение Сам. работа 3 6 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 Л2.1, Л1.1
1.17. Проблемы экономической социализации и экономического самоопределения личности Сам. работа 3 5 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 Л2.1, Л1.1
1.18. Профессиональная подготовленность к деятельности и эффективности в сложных профессиональных ситуациях. Рефлексивная позиция специалиста – экология интервенций Сам. работа 3 8 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение



5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Виды безопасности с эмпирической и научно-психологической точек зрения.
Вызов как интегративная категория сосуществования социальных субъектов. Психологическая синонимизация понятий «вызов» - «конфликт» - «кризис». Континуум «опасность - безопасность». Множественные области бытия индивидуального и группового субъекта. Вызовы (угрозы) индивидуальному и групповому субъектам, особенности реагирования и поведения в критических условиях: экологических, политических, военных, социальных, экономических, культурных, психологических, биологических.
2. Источники опасности и социальные риски.
Определение социальных рисков и их типологии. Причины и условия продуцирования социальных рисков и воспроизводства девиаций. Фило- и онтогенетические привязки воспроизводства девиаций. Проблема депривации и компенсации потребностей индивидуальных и групповых субъектов. Манипуляционные процессы как фактор возникновения угроз и опасностей жизнедеятельности субъектов. Коммуникационное пространство социальных взаимодействий.
3. Уровни и субъекты безопасности (социо-психологический взгляд на проблему).
Концепция уровней социального взаимодействия. Уровневый подход к комплексу безопасности субъектов. Принципы и основания вычленения уровней безопасности. Система и стилистика (особенности) функционирования субъектов безопасности на различных уровнях социального взаимодействия. Личность - конституирующий (сквозной) субъект безопасности. Принципы и механизмы участия (включения) индивидуального субъекта в функционирование систем различной степени обобщенности. Психологические подходы к социальному содержанию уровней субъектов безопасности.
4. Индивидуальный субъект безопасности в системе отношений с групповыми субъектами разной степени обобщенности (контекст «человек и ситуация»)
Структурно-уровневый подход к личности (традиции советской и российской психологии). Системный подход к супружеству и семье. Интраличностные ресурсы безопасного жизнеосуществления индивидуального субъекта. Супружество и семья – источник продуцирования и воспроизводства эффективного и деструктивного поведения социальных субъектов. Семья – модель описания и интерпретации групповых систем более высокой степени обобщенности. Индивид в контексте социальных, экономических, культурных etc ситуаций.
5. Концепция фиксированных форм поведения, как базовый принцип описания и интерпретации феномена «безопасность»
Центральное понятие: континуум «психическая ригидность - флексибильность» Г.В. Залевский. Ригидность vs. Нерефлексивность; Флексибильность vs. Рефлексивность. Рефлексивные процессы и безопасность жизнедеятельности. Принципы современной бихевиорально-когнитивной психологии и психотерапии в описании и объяснении фиксированного поведения, как поведения опасного и дезадаптивного. Фиксированное поведение как самовоспроизводящееся и самоподкрепляющее поведение.
6. Особая сфера безопасности - экономическая безопасность индивидуального и группового субъекта (контекст «мотивационно-потребностная сфера личности» + «экономическая реальность социальных отношений»)
Психологический взгляд на экономику. Экономическое взаимодействие социальных субъектов. Собственность и деньги как ее (собственности) частный вариант – «приращения» личности и группового субъекта. Границы, их пересечение и безопасность – взгляд с позиций субъектности. Объяснение с позиций топологической теории. Проблемы экономической социализации и экономического самоопределения личности. Психология служебной деятельности и вопросы финансовой активности субъекта.
7. Семья, как базисный фактор ретрансляции и формирования социально-психологически безопасного и ресурсного поведения индивидуального субъекта
Трансактный анализ Э. Берна: родительские интроекты, жизненные сценарии. Поведенческая, социально-бихевиористская, когнитивная, когнитивно-поведенческая, рационально-эмотивная и мультимодальная модели семьи и семейной динамики. Специфика формирования семейных девиаций. Ресурсы и ограничения семьи. Инновационный потенциал личности в индивидуальном и групповом контексте. Половые и гендерные роли. Конфликт ролей. Воспитательные процедуры. Социальная адаптация.
8. Безопасность профессионального поведения психолога (в континууме «специалист – клиент»)
Супервизия – особая форма профессионального сопровождения и поддержки специалистов профессий типа «человек – человек». Профессиональная подготовленность к деятельности и эффективности в сложных профессиональных ситуациях. Рефлексивная позиция специалиста – экология интервенций. Система позитивных профессиональных защит от личностно ориентированных травмирующих обстоятельств профессиональной деятельности. Рефлексивные процессы в профессиональной активности.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Махов С. Ю. Безопасность личности: Научные монографии МАБИВ, 2013 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Сергеев В.С. Безопасность жизнедеятельности: учебник ВЛАДОС, 2018 www.studentlibrary.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС "Лань"
Э2 ЭБС "Юрайт"
Э3 Курс в Moodle «Психология безопасности» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Интернет браузер.
Acrobat reader.
MS Office.Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

См. приложение