Закреплена за кафедрой | Кафедра социальной психологии и педагогического образования |
---|---|
Направление подготовки | 37.04.01. Психология |
Профиль | Психологическое консультирование |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 37_04_01_Психология_ПК-2023 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 16 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 12 | 12 | 12 | 12 |
Практические | 20 | 20 | 20 | 20 |
Сам. работа | 54 | 54 | 54 | 54 |
Консультации | 22 | 22 | 22 | 22 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования
Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой профессор, д.психол.н., Ральникова И.А.
1.1. | Целью освоения дисциплины выступает формирование у студентов представлений о научных подходах, методах исследования, технологиях оказания психологической помощи личности в критических ситуациях и кризисах. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03 |
ПК-2 | Способен осуществлять разные виды психологического консультирования участников образовательного процесса |
ПК-2.1 | Знает понятие, этику, виды, формы, психологического консультирования, этапы консультативной беседы |
ПК-2.2 | Владеет навыками проведения консультативной беседы по психологическим проблемам участников образовательного процесса (клиентов) |
ПК-3 | Способен проводить анализ работы с консультативным случаем в образовательной практике |
ПК-3.1 | Знает принципы анализа процесса психологической консультации |
ПК-3.2 | Владеет навыками анализа и оценки работы с консультативным случаем из образовательной практики |
ПК-4 | Способен осуществлять разные виды психологического консультирования в сфере социального обслуживания |
ПК-4.1 | Знает понятие, этику, виды, формы, психологического консультирования, этапы консультативной беседы |
ПК-4.2 | Владеет навыками проведения консультативной беседы по психологическим проблемам клиентов сферы социального обслуживания |
ПК-5 | Способен проводить анализ работы с консультативным случаем в сфере социального обслуживания |
ПК-5.1 | Знает принципы анализа процесса психологической консультации |
ПК-5.2 | Владеет навыками анализа и оценки работы с консультативным случаем из социальной практики |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | методологические основания исследования кризисного состояния и кризисного консультирования; специфику психического функционирования человека и факторы риска деструктивного развития в ситуациях переживания нормативных и ненормативных кризисов, этапы разработки программы кризисного вмешательства, направленных на профилактику деструктивного развития личности и группы в ситуации кризиса. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | проектировать и осуществлять комплексное консультативное воздействие на личность и группу в ситуации переживания нормативных и ненормативных кризисов, разрабатывать программы профилактики деструктивного развития личности и группы в кризисных ситуациях. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | системой методов диагностики кризисного состояния и оценки степени риска деструктивного развития личности и группы, технологий индивидуального и группового кризисного консультирования. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Теория кризисного консультирования | ||||||
1.1. | Критические ситуации в жизни человека | Лекции | 3 | 4 | Л2.1, Л1.1, Л1.3 | |
1.2. | Критические ситуации в жизни человека | Практические | 3 | 2 | Л2.1, Л1.1 | |
1.3. | Критические ситуации в жизни человека | Сам. работа | 3 | 4 | Л2.1, Л1.1 | |
1.4. | Кризисное состояние личности. | Лекции | 3 | 4 | Л2.1, Л1.1 | |
1.5. | Кризисное состояние личности. | Практические | 3 | 4 | Л2.1, Л1.1 | |
1.6. | Кризисное состояние личности. | Сам. работа | 3 | 10 | Л2.1, Л1.1 | |
1.7. | Типологии кризиса и кризисного состояния. | Сам. работа | 3 | 10 | Л2.1, Л1.1 | |
1.8. | Типологии кризиса и кризисного состояния. | Практические | 3 | 4 | Л2.1, Л1.1 | |
1.9. | Психологические методы диагностики кризисного состояния. | Сам. работа | 3 | 12 | Л2.1, Л1.1 | |
Раздел 2. Организация и методы психологической помощи в кризисной ситуации. | ||||||
2.1. | Кризисное консультирование: понятие, основные принципы, методы | Лекции | 3 | 4 | Л2.1, Л1.1 | |
2.2. | Кризисное консультирование: понятие, основные принципы, методы | Практические | 3 | 4 | Л2.1, Л1.1 | |
2.3. | Организация психологического консультирования личности и группы в период кризиса. | Практические | 3 | 2 | Л2.1, Л1.1 | |
2.4. | Кризисный центр как форма организации индивидуальной и групповой работы с людьми. | Сам. работа | 3 | 2 | Л2.1, Л1.1 | |
2.5. | Кризисный центр как форма организации индивидуальной и групповой работы с людьми. | Сам. работа | 3 | 2 | Л2.1, Л1.1 | |
Раздел 3. Консультирование клиентов с разными видами кризисов. | ||||||
3.1. | Психологическое консультирование как модель психологической помощи личности и группе при нормативном кризисе. | Практические | 3 | 2 | Л2.1, Л1.1 | |
3.2. | Психологическое консультирование клиентов с различными видами ненормативных кризисов. | Практические | 3 | 2 | Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2 | |
3.3. | Психологическое консультирование клиентов как модель психологической помощи в сиутациях нормативных и ненормативных кризисов | Сам. работа | 3 | 14 | Л2.1, Л1.1 | |
3.4. | Консультации | 3 | 22 | Л2.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/mod/glossary/view.php?id=93270&mode=letter&hook=%D0%91&sortkey=&sortorder= ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-4: Способен осуществлять разные виды психологического консультирования в сфере социального обслуживания\ ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА Вопрос 1. Какой тип психологического кризиса переживает клиент, у которого диагностируется состояние переживания непродуктивности своего жизненного пути А) биографический кризис Б) травматический кризис Ответ: а Вопрос 2. Реакция клиента на утрату, комплекс противоречивых чувств, сила и спектр которых связаны с тем значением, которое имела утрата для человека в прошлом, настоящем и будущем; процесс переживания утраты, направленный на ее постепенное принятие — интеграцию опыта утраты А) конфликт Б) горе Ответ: б Вопрос 3. Если у клиента один или несколько признаков горя искажаются или чрезмерно усиливаются, прежде всего чувства вины и гнева, то у него диагностируется: А) отсутствующее горе Б) преувеличенное горе Ответ: б. Вопрос 4. Критическая ситуация, в которой субъективно невозможно ни выйти из ситуации внутреннего противоречия, ни разрешить ее, найдя компромисс между противоречащими побуждениями или пожертвовать одним из них А) стресс Б) внутренний конфликт Ответ: б. Вопрос 5. Данная критическая ситуация характеризуется состоянием невозможности реализации смысла жизни и предполагает существенную трансформацию личности и ее жизненного пути вследствие переживания этой невозможности А) стресс Б) кризис Ответ: б. Вопрос 6. Если на психологической консультации клиент пожилого возраста страдает от необходимости принятия своего прошлого, своей жизненной истории, того, что успел в жизни сделать, то у него диагностируется: А) кризис середины жизни Б) кризис встречи со старостью Ответ: б. Вопрос 7. Данный кризис связан с тем, что клиент переходит в иную культурную, информационную и коммуникативную среду. Для многих людей этот кризис связан со вступлением в брак, переездом в другую страну или город А) кризис середины жизни Б) кризис пересадки корней Ответ: б. Вопрос 8. При данном типе кризиса запрос клиента связан с основными задачами молодости, которые заключаются в обретении самостоятельности, профессиональном самоопределении и создании собственной семьи А) кризис середины жизни Б) кризис перехода к ранней взрослости Ответ: б. Вопрос 9. При данном типе кризиса консультативный процесс сфокусирован на переоценкн ценностей, поиск смысла предстоящих этапов жизненного пути, переопределение целей, приведение планов в соответствие с возрастными и социальными изменениями, происходящими в среднем возрасте А) кризис середины жизни Б) кризис перехода к ранней взрослости Ответ: а. Вопрос 10. Консультирование молодого человека при данном типе кризиса направлено на осознание того, что структура жизни, выстроенная на протяжении второго десятка, больше не является удовлетворяющей, возникает необходимость ее пересмотра и важно сделать более правильные выборы. А) кризис тридцати лет Б) кризис встречи со старостью Ответ: а. Вопрос 11. При данном типе кризиса клиент сталкивается с угрозой целям или системе ценностей, перекрытие источников жизненного смысла (блокада жизненных целей, представление о невозможности самоактуализации, разрыв между должным и сущим, между собственной жизнью и жизнью окружающих) А) кризис целостности Б) кризис встречи со старостью Ответ: а. Вопрос 13. Данный тип кризиса обусловлен переживанием человеком таких жизненных событий, как смерть близкого человека, потеря дома (например, в результате стихийных бедствий), личной свободы, здоровья, работы, длительные разлуки, прекращение отношений и т.п. А) кризис целостности Б) кризис утраты Ответ: б. Вопрос 14. Эти кризисы в большей степени связаны с событиями индивидуальной жизни клиента, такими как утрата, развод, экзистенциальные переживания и др. А) нормативные кризисы Б) ненормативные кризисы Ответ: б. Вопрос 15. Эти кризисы обусловлены закономерностями социального и психического развития клиента, и связаны со стадиями возрастного, профессионального и брачно-семейного циклов. А) нормативные кризисы Б) ненормативные кризисы Ответ: а. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА Вопрос 1. Ситуации наложения в жизни конкретного человека двух и более кризисов, которые переживаются одновременно – это Ответ: множественный кризис. Вопрос 2. Какой тип кризисов имеет своей причиной встречу клиентов с психотравмирующими ситуациями, приводящими к серьезным негативным последствиям, то есть с ситуациями угрозы потери здоровья или жизни (природные и техногенные катастрофы, дорожные аварии, нападения, несчастные случаи и т. п.). Ответ: травматические. Вопрос 3. Какие кризисы существенно нарушают у клиента базовое чувство безопасности и могут приводить к развитию болезненных состояний — травматического и посттравматического стресса, других невротических и психических расстройств Ответ: травматические. Вопрос 4. Какое состояние диагностируется у клиента, имеющего сильную мотивированность достичь цель (удовлетворить потребность) и преграды, препятствующей этому достижению? Ответ: фрустрация. Вопрос 5. Какая форма переживания горя носит постоянный, хронический характер, и интеграция утраты не наступает. Даже спустя многие годы малейшее напоминание об утрате вызывает интенсивные переживания. Ответ: хроническое горе. Вопрос 6. Вид психологического консультирования, предоставляемый клиенту, переживающему криз Ответ: кризисное консультирование. Вопрос 7. Какие кризисы требуют в ходе консультативной беседы обращения к экзистенциальным проблемам жизни и смерти, свободы и ответственности, одиночества и отношений с этим миром, поиска и обретения смысла своего существования? Ответ: экзистенциальные кризисы. Вопрос 8. При каком типе кризиса работа с клиентом среднего возраста сфокусирована на переоценке ценностей, поиске смысла предстоящих этапов жизненного пути, переопределение целей, приведении планов в соответствие с возрастными и социальными изменениями? Ответ: кризис середины жизни. Вопрос 9. Какие кризисы обусловлены переживанием клиентами таких жизненных событий, как смерть близкого человека, потеря дома (например, в результате стихийных бедствий), утрата личной свободы, здоровья, работы, длительные разлуки, прекращение отношений и т.п. Ответ: кризисы утраты. Вопрос 10. Какие кризисы (нормативные или не нормативные) обусловлены закономерностями социального и психического развития, и связаны со стадиями возрастного развития, профессионального и брачно-семейного циклов? Ответ: нормативные. Вопрос 11. Какие кризисы (нормативные или не нормативные) носят непресказуемый характер и не связаны со стадиями возрастного развития, профессионального и брачно-семейного циклов? Ответ: ненормативные. Вопрос 12. При какой форме горя отсутствуют какие-либо внешние проявления, как если бы утраты не было вообще? Человек полностью отрицает ее или остается в состоянии шока. Ответ: отсутствующее горе. Вопрос 13. При какой форме горя проявления горевания незначительны или полностью отсутствуют? Вместо них появляются соматические жалобы, признаки болезни, отмечавшиеся у умершего, с последующим развитием длительной ипохондрии. Ответ: подавленное горе. Вопрос 14. Какая критическая ситуация (стресс, конфликт, фрустрация или кризис) характеризуется состоянием невозможности реализации смысла жизни и предполагает существенную трансформацию клиента и его жизненного пути вследствие переживания этой невозможности. Ответ: кризис. Вопрос15: Какой кризис диагностируется у клиента, который описывает чувство потери самоидентификации, утраты самое себя как личности, неспособной принять роль, которую ему предписывает общество на данной стадии своей истории, либо, приняв ее адаптироваться к ней? Ответ: кризис идентичности. Вопрос 16. Согласно какому принципу кризисное консультирование характеризуется безотлагательностью, предельной срочностью? Ответ: безотлагательность. Вопрос 17. Экстренная психологическая помощь человеку, находящемуся в состоянии кризиса – это Ответ: кризисная интервенция. Вопрос 18. Продолжите предложение: основными формами кризисной интервенции являются кризисная психотерапия и … Ответ: кризисное консультирование. Вопрос 19. Какой вид психологической помощи оказывает психолог-консультант человеку, переживающему кризис? Ответ: кризисное консультирование Вопрос 20. Какой вид психологической помощи клиенту оказывает психолог-консультант кризисного центра? Ответ: кризисное консультирование. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса. Вопросы к зачету 1. Понятие и типологии кризиса. 2. Кризисное состояние в современной теории кризисного консультирования. 3. Феноменология кризисного состояния. 4. Компоненты кризисного состояния. 5. Показатели переживания кризиса в различных сферах и поведении личности. 6. Психологические методы диагностики состояния кризиса. 7. Этапы протекания и периодизация кризиса: начало, ступени, развитие, динамика, выход. 8. Понятие и принципы кризисной интервенции. 9. Особенности кризисного консультирования. 10. Индивидуальное и групповое кризисное консультирование. 11. Кризисная психотерапия как метод психологической помощи в ситуации осложненного кризиса. 12. Индивидуальная и групповая кризисная психотерапия. 13. Методы кризисной психотерапии. 14. Механизмы психологического консультирования кризисных состояний. Условия эффективности кризисного консультирования. 15. Этапы кризисного консультирования. 16. Психологическое консультирование личности в периоды возрастных кризисов. 17. Психологическое консультирование кризисов профессионального становления личности и группы. 18. Психологическое консультирование личности и семьи в периоды семейных кризисов. 19. Особенности консультирования при экзистенциальных кризисах. 20. Психолого-биографическое консультирование. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Ипполитова Е.А. | Психологическая помощь человеку, переживающему кризис: | Алт.ГУ, 2014 | |
Л1.2 | Решетников М.М. | ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ. СЛУЧАИ ИЗ ПРАКТИКИ 2-е изд. Практическое пособие: | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.3 | Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е. | ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Линде Н.Д. | Психологическое консультирование: теория и практика: учеб. пособие для вузов | М.: Аспект Пресс, 2011 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | http://www.biblioclub.ru – университетская библиотека on-line. | |||
Э2 | http://e.lanbook.com – электронно-библиотечная система издательства «Лань». | |||
Э3 | Курс в Moodle "Кризисное консультирование" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Методические рекомендации к самостоятельной работе. Самостоятельная работа обеспечивает подготовку студента к текущим аудиторным занятиям и контрольным мероприятиям по дисциплине. Результаты этой подготовки проявляются в активности студента на занятиях и в качестве выполненных заданий, предложенных в рамках текущего контроля. Самостоятельная работа может осуществляться в следующих формах: изучение лекционного материала, предусматривающее проработку конспекта лекций и учебной литературы; поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников информации по изучаемой проблеме; изучение материала, вынесенного на самостоятельное изучение; подготовка к практическим занятиям; подготовка к тестовому контролю; подготовка к промежуточной аттестации. Подготовка к практическим занятиям. В рамках практических занятий реализуется проверка усвоения теоретического и практического материала. Для подготовки к практическим занятиям по конкретной теме необходимо разобраться в вопросах, предложенных для подготовки к практическому занятию по данной теме, уметь раскрыть основное содержание вопросов,персоналии,уметь приводить примеры. Для подготовки к практическому занятию необходимо использовать предложенные в РПД список литературы, информационные справочные системы, профессиональные базы данных. Работа с учебной и научной литературой в рамках самостоятельной работы. При работе с книгой необходимо научиться правильно ее читать, вести записи. Важно помнить, что рациональные навыки работы с книгой позволяют экономить время и повышают продуктивность. Правильный подбор учебников рекомендуется преподавателем, читающим лекционный курс. Необходимая литература указана в РПД по данному курсу.Самостоятельная работа с учебниками и книгами - это важнейшее условие формирования научного способа познания. Основные приемы можно свести к следующим: прочитанные книги, учебники следует конспектировать, но это не означает, что надо конспектировать «все подряд»: можно выписывать кратко основные идеи автора и иногда приводить наиболее яркие и показательные цитаты; следует выработать способность «воспринимать» сложные тексты; для этого лучший прием научиться «читать медленно», когда понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его узнать). Подготовка к тестам контроля знаний. Подготовка к тестированию требует от обучающихся тщательного изучения материала лекционных и практических занятий, по тематике которых проводится тест. Для подготовки к тестированию необходимо использовать предложенные в РПД список литературы, информационные справочные системы, профессиональные базы данных. |