МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Специальная психология и коррекционно-развивающее обучение

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра клинической психологии
Направление подготовки37.05.01. Клиническая психология
СпециализацияПатопсихологическая диагностика и когнитивно-поведенческая психотерапия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план37_05_01_Клиническая психология_ПДиКПП-2023
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 84
самостоятельная работа 78
контроль 54
Виды контроля по семестрам
экзамены: 7, 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) 4 (8) Итого
Недель 15 23
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20 40 40
Лабораторные 22 22 22 22 44 44
Сам. работа 3 30 75 25 78 55
Часы на контроль 27 27 27 27 54 54
Итого 72 99 144 94 216 193

Программу составил(и):
Ст. преп., Голованова Л.В.

Рецензент(ы):
канд.психол.н., доцент, Кузьмина Анна Сергеевна

Рабочая программа дисциплины
Специальная психология и коррекционно-развивающее обучение

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 37.05.01 Клиническая психология (приказ Минобрнауки России от 26.05.2020 г. № 683)

составлена на основании учебного плана:
37.05.01 Клиническая психология
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра клинической психологии

Протокол от 31.08.2022 г. № 1
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд.психол.н., доцент Кузьмина Анна Сергеевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра клинической психологии

Протокол от 31.08.2022 г. № 1
Заведующий кафедрой канд.психол.н., доцент Кузьмина Анна Сергеевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения дисциплины «Специальная психология и коррекционно-развивающее обучение» является формирование у студентов системы знаний о механизмах формирования тех или иных отклонений психического развития, специфики нарушений в психическом развитии у детей и подростков в условиях недостаточного, дефицитарного, поврежденного и асинхронного развития.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-5 Способен разрабатывать и использовать научно обоснованные программы психологического вмешательства и психологической помощи консультационного, развивающего, коррекционного, психотерапевтического, профилактического или реабилитационного характера для решения конкретной проблемы отдельных лиц и групп населения и (или) организаций, в том числе лицам с ОВЗ
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- описание результатов психодиагностического обследования,
- основные понятия психологии аномального развития;
- основные понятия психодиагностики, математической статистики, смысл выдвигаемых психодиагностических и статистических гипотез и процедур, направленных на их проверку;
- закономерности психического развития человека в онтогенезе и при нарушении в развитии (дизонтогенезе);
- основные направления психологической диагностики и психологической помощи при различных формах нарушения развития.
- основные синдромы отклоняющегося развития.
3.2.Уметь:
3.2.1.-описывать результаты психодиагностического обследования;
- на основании диагностируемых феноменов определять основные синдромы отклоняющегося развития;
- на основании принципов коррекционно-развивающего обучения планировать коррекционно-развивающие занятия
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками составления программы психодиагностического обследования, организацией психодиагностического обследования,
-навыками взаимодействия со специалистами лечебных и образовательных учреждений в связи с решением задач психологической помощи ребенку и семье.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Специальная психология как отрасль психологической науки
1.1. Специальная психология как отрасль психологической науки Лекции 7 4 ОПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.2. История развития специальной психологии Лекции 7 4 ОПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.3. Развитие специальной психологии в рамках психологического знания Лабораторные 7 6 ОПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.4. Вклад Л.С. Выготского, В.М. Бехтерева в становление специальной психологии Сам. работа 7 8 ОПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Аномальное развитие как предмет изучения специальной психологии
2.1. Понятие психического дизонтогенеза. Механизмы формирования системных нарушений в психическом развитии Лекции 7 4 ОПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.2. Понятие психического дизонтогенеза. Патопсихологические параметры, обусловливающие тип дизонтогенеза. Понятие первичного и вторичного дефектов развития по Л.С. Выготскому. Лабораторные 7 6 ОПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.3. Роль биологических и средовых факторов в формировании нарушений развития Сам. работа 7 8 ОПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Общая характеристика отдельных форм дизонтогенеза
3.1. Задержаное развитие Лекции 7 4 ОПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.2. Общее недоразвитие Лекции 7 4 ОПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.3. Искаженное развитие Лабораторные 7 4 ОПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.4. Дисгармоничное развитие Лабораторные 7 6 ОПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.5. Характеристика вариантов задержанного развития. Сам. работа 7 6 ОПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.6. Особенности развития эмоциональной и познавательной сферы при задержанном развитии Сам. работа 7 4 ОПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.7. Типология недостаточного развития: подход Семаго Н.Я.; Исаева Д.Н. Сам. работа 7 4 ОПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.8. Особенности развития эмоциональной и познавательной сферы у детей с общим недоразвитием Лекции 8 2 ОПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.9. Характеристика детей с искаженным развитием Лабораторные 8 4 ОПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.10. Ранний детский аутизм Лекции 8 2 ОПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.11. Детская шизофрения Лабораторные 8 4 ОПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.12. Особенности функционирования семьи с ребенком с РДА и детской шизофренией Лекции 8 2 ОПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.13. Особенности детей с задержкой психического развития: классификация, характеристика. Лекции 8 2 ОПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.14. Особенности развития детей с ранним детским аутизмом Сам. работа 8 6 ОПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.15. Особенности развития детей с детской шизофренией Сам. работа 8 4 ОПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.16. Особенности детско-родительского взаимодействия в семьях с ребенком с нарушениями развития Сам. работа 8 4 ОПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.17. Дефицитарное развитие: нарушение слухового и зрительного анализатора Лекции 8 1 ОПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.18. Дефицитарное развитие: нарушение опорно-двигательного аппарата Лекции 8 2 ОПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.19. Поврежденное развитие Лекции 8 1 ОПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.20. Особенности развития ребенка с нарушениями поведения Лабораторные 8 4 ОПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.21. Особенности развития ребенка с эмоциональными нарушениями Лабораторные 8 6 ОПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.22. Особенности развития детей и подростков с нарушениями слухового и зрительного анализатора Лабораторные 8 4 ОПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.23. Особенности развития детей с поврежденным и дефицитарным развитием Сам. работа 8 4 ОПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 4. Методологический и прикладной аспекты профилактики и коррекции отклонений от нормы психического развития у детей с врожденными или приобретенными дефектами сенсорной, интеллектуальной, эмоциональной сфер
4.1. Основные направления коррекционно-развивающего обучения детей с умствеными нарушениями Лекции 8 4 ОПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.2. Основные направления коррекционно-развивающего обучения детей с эмоциональными и поведенческими нарушениями Лекции 8 4 ОПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.3. Направления коррекционно-развивающего обучения детей с эмоциональными и поведенческими нарушениями Сам. работа 8 4 ОПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.4. Психологическое обеспечение эффективной интеграции лиц с отклонениями в развитии в общекультурное и образовательное пространство Сам. работа 8 3 ОПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.5. Экзамен Экзамен 8 27 ОПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1) Предмет, объект, задачи специальной психологии.
2) Специальная психология как самостоятельная отрасль науки и практики. История развития специальной психологии.
3) Понятие дизонтогенеза. Этиологические факторы дизонтогенеза (биологические, социальлно-психологические)
4) Классификация типов дизонтогенеза (Лебединский В.В.)
5) Патопсихологические параметры, определяющие характер психического дизонтогенеза.
6) Развитие познавательной сферы при общем психическом недоразвитии.
7) Умственная отсталость: критерии постановки, степени, прогноз адаптации.
8) Синдром дефицита внимания и гиперактивности. Критерии постановки по DSM-IV
9) Задержка психического развития. Классификация К.С. Лебединской, Певзнер М.С.
10) Развитие познавательной сферы при задержанном развитии.
11) Дисгармоническое психическое развитие. Виды, характеристика.
12) Искаженное развитие: ранний детский аутизм. Типология Никольской О.С.
13) Особенности развития речи у детей с ранним детским аутизмом
14) Особенности развития эмоциональной сферы у детей с ранним детским аутизмом
15) Искаженное развитие: детская шизофрения.
16) Поврежденное развитие: развитие после органического повреждения ЦНС.
17) Поврежденное развитие: развитие на фоне посттравматического синдрома после психической травмы.
18) Дефицитарное развитие: недостаточность слухового анализатора. Общая характеристика.
19) Развитие познавательной и эмоциональной сферы при недостаточности слухового анализатора.
20) Дефицитарное развитие: недостаточность зрительного анализатора. Общая характеристика.
21) Развитие познавательной и эмоциональной сферы при недостаточности зрительного анализатора.
22) Дефицитарное развитие: недостаточность опорно-двигательного аппарата. Общая характеристика.
23) Развитие познавательной и эмоциональной сферы у детей с детским церебральным параличом.
24) Тики. Синдром Жиля де Ля Туретта (Синдром Туретта).
25) Диагностика особенностей внимания (варианты корректурной пробы, таблицы Шульте и др.)
26) Методы диагностики памяти (исследование зрительной и слухоречевой памяти).
27) Методы изучения мышления (исключение предметов, простые аналогии, классификация предметов и др.)
28) Психодиагностические методы исследования интеллекта. Интеллектуальная шкала Д.Векслера, прогрессивные матрицы Равена.
29) Методы диагностики сформированности пространственных представлений (Семаго)
30) Исследование эмоционально-личностной сферы («Несуществующее животное», «Лесенка», рисунок человека и др.)
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См.приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См.приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Глухов В.П. СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Речицкая Е. Г., Гайдова Ю. В. СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА: МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и специалитета: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Колесникова Г.И. СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА 3-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Чиркова Ю.В. СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ. ТЕСТ ДЕТСКОЙ АППЕРЦЕПЦИИ В ДИАГНОСТИКЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронно-библиотечная система "Лань" e.lanbook.com
Э2 ЭБС «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э3 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э4 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
Э5 Специальная психология и коррекционно-развивающее обучение portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader


Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС издательства «Лань»: https://e.lanbook.com/
ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
313Л лаборатория "Общепсихологического и психолого-педагогического практи-кума" - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 27 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт; стационарный экран: марка Projecta Pro Screen модель MW 183*240 - 1 единица; учебно-наглядные пособия
312Л учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания студентам для подготовки к выполнению практических заданий
Для выполнения заданий по текущему контролю студентам рекомендуется анализировать литературу, рекомендованную в рабочей программе дисциплины, конспекты лекций, готовиться и работать на практических занятиях по дисциплине. Текущий контроль осуществляется на занятиях в форме коротких заданий.
Студенту также рекомендуется проверять свои формирующиеся знания посредством ответа на вопросы и решение заданий для самоконтроля, а также проходя собеседование с преподавателем после написания промежуточных тестов по дисциплине.

Методические указания студентам для выполнения самостоятельной работы
Выполнение обязательной самостоятельной работы студента обеспечивают его подготовку к практическим занятиям, к активному участию на занятии, к выполнению текущих работ.
Для формирования представлений и навыков качественного ответа студенту необходимо ознакомиться с предложенной в рабочей программе дисциплины основной и дополнительной литературой по дисциплине, составить развернутый конспект. Для удобства ориентировки в качестве подготовки студента, рекомендуется отвечать на вопросы и решать задания для самопроверки.

Методические рекомендации для подготовки к зачету
Зачет по дисциплине состоит из решения заданий, составленных по вариантам, а также теоретических вопросов. Вопросы заданий сконструированы по проблематикам теоретических вопросов к зачету (см. список вопросов к зачету).
При подготовке к прохождению зачета студентам рекомендуется проанализировать предлагаемую литературу для подготовки по темам, принимать участие и активно работать на практических занятиях при разборе проблемных областей дисциплины, по возможности активно принимать участие в осуществлении заданий по дисциплине.

Методические указания студентам для подготовки к экзамену.
Экзамен по дисциплине состоит из решения заданий, составленных по вариантам, а также теоретических вопросов. Вопросы заданий сконструированы по проблематикам теоретических вопросов к экзамену(см. список вопросов к экзамену).
При подготовке к прохождению экзамена студентам рекомендуется проанализировать предлагаемую литературу для подготовки по темам, принимать участие и активно работать на практических занятиях при разборе проблемных областей дисциплины, по возможности активно принимать участие в осуществлении заданий по дисциплине.