МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Практикум по когнитивно-поведенческой терапии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра клинической психологии
Направление подготовки37.05.01. Клиническая психология
СпециализацияПатопсихологическая диагностика и когнитивно-поведенческая психотерапия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план37_05_01_Клиническая психология_ПДиКПП-2023
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 70
самостоятельная работа 83
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 22
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лабораторные 70 70 70 70
Сам. работа 83 10 83 10
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 180 107 180 107

Программу составил(и):
ассистент, Кулагина Дарья Алексеевна

Рецензент(ы):
канд.психол.н., доцент, Кузьмина Анна Сергеевна

Рабочая программа дисциплины
Практикум по когнитивно-поведенческой терапии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 37.05.01 Клиническая психология (приказ Минобрнауки России от 26.05.2020 г. № 683)

составлена на основании учебного плана:
37.05.01 Клиническая психология
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра клинической психологии

Протокол от 31.08.2022 г. № 1
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд.психол.н.,доцент Труевцев Дмитрий Владимирович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра клинической психологии

Протокол от 31.08.2022 г. № 1
Заведующий кафедрой канд.психол.н.,доцент Труевцев Дмитрий Владимирович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.обеспечить возможность получить теоретическое и практическое знание об основных принципах, методах и техниках когнитивно-бихевиоральной диагностики и консультирования и сформировать навыки их применения.
Задачи:
- Сформировать знание методологических принципов и экспериментальной основы КБТ, представления о современном состоянии КБТ, основных принципах и техниках в работе с тревожно-фобическими и тревожно-депрессивными расстройствами. Уметь применять соответствующие техники.
- Создать условия для расширения теоретических и практических знаний слушателей о терапевтической деятельности психолога, принципах его работы, а также техниках и принципах, которые он использует в своей практике в соответствии с решаемой им терапевтической задачей.
- Обеспечить условия для практического освоения КБТ техник, основных принципов работы с психозами, бредом ревности.
- Обеспечить условия для практического освоения техник - КБТ и диагностики клиентов в норме и в клинике (гиперактивность, суицидальное поведение, реактивные состояния, психопатии и др.).
- Сформировать навыки использования КБТ техник на практике - диагностических, консультативных, исследовательских в работе с личностными расстройствами, стрессовыми и невротическими состояниями.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4 Способен применять методы когнитивно-поведенческой психотерапии для оптимизации качества жизни лиц с трудностями адаптации и находящихся в кризисных ситуациях, больных с психическими и поведенческими расстройствами, соматическими заболеваниями разного возраста
ПК-5 Способен организовывать групповую психотерапию, прогнозировать и оценивать динамику эффективности психологического вмешательства
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.теоретические основы, методологию и методы, приемы разных периодов когнитивно-бихевиорального направления психотерапии (разных психических нарушений)
3.2.Уметь:
3.2.1.практически применять методологические основы, методы и приемы разных волн когнитивно-бихевиорального направления психотерапии (разных психических нарушений)
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками и готовностью практически применять методологические основы, методы и приемы разных волн когнитивно-бихевиорального направления психотерапии (разных психических нарушений)

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Методология и основные принципы, задачи КБТ
1.1. 1. Методология КБТ Лабораторные 6 8 ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.2. 2. Основные принципы, идеи, положения КБТ Сам. работа 6 2 ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.3. 3. Основные задачи КБТ Лабораторные 6 6 ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.4. 4. Струткура КБТ сессий в клинической практике Лабораторные 6 4 ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.5. 5. КБТ: первая сессия Сам. работа 6 2 ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.6. 6. КБТ: домашние задания Сам. работа 6 2 ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.7. 7. КБТ и рационально-эмотивная терапия. Терапия мультимодальная Лабораторные 6 4 ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.8. 8. КБТ: структура сессий, ведение интервью, диагностика и план работы Лабораторные 6 4 ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Основные приемы и техники КБТ в работе с психическими расстройствами
2.1. 1. Приемы и техники КБТ в работе с депрессиями Лабораторные 6 4 ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.2. 2. Приемы и техники КБТ в работе с депрессиями Лабораторные 6 4 ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.3. 3. КБТ в работе с тревожно-депрессивными и личностными расстройствами Лабораторные 6 4 ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.4. 4. КБТ техники в работе с паническими атаками Лабораторные 6 4 ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.5. 5. КБТ техники и приемы, логика и структура сессий в работе с ПТСР, острым стрессовым расстройством Сам. работа 6 2 ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Современные проблемы научных исследований в КБТ
3.1. 2. Доказательная терапия: критерии Лабораторные 6 4 ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.2. 3. Современные научно-исследовательские проблемы КБТ Лабораторные 6 4 ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.3. 5. Бихевиоральная терапия: доказательство эффективности Лабораторные 6 4 ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.4. 6. Когнитивная терапия: доказательство эффективности Лабораторные 6 4 ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.5. 8. Метакогнитивная и когнитивная терапия: различие в техниках, методиках, взгляде на расстройство Сам. работа 6 2 ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 4. КБТ и отечественная патопсихология: пути пересечения
4.1. 4. Техники КБТ в сочетании с техниками патопсихологической коррекции Лабораторные 6 4 ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.2. 5. Техники КБТ в сочетании с техниками патопсихологической коррекции Лабораторные 6 4 ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.3. 6. Когнитивные техники работы с ПТСР Лабораторные 6 4 ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.4. Зачет Зачет 6 0 ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Психология личностных конструктов Дж. Келли в контексте терапии разных клинических групп.
2. Проблема мотивации и эмоций в БКТ. Внутренняя и внешняя мотивация (Э. Деси).
3. Концепция социального научения (А. Бандура, Дж. Роттер).
4. Современная БКТ: проблемы и перспективы.
4. Рационально-эмотивная терапия (А. Бек, А. Эллис).
5. Мультимодальная терапия А. Лазаруса.
6. Терапия реальности Дж. Глассера как вариант когнитивной терапии.
7. Фиксированные формы поведения и психическая ригидность как механизмы дезадаптации (Г.В. Залевский).
8. Позитивная психология М. Селигмана: терапевтические перспективы.
9. Диагностическое интервью в БКТ: структура и техники.
10. Выявление и анализ автоматических мыслей и дезадаптивных форм поведения.
11. Автоматические мысли и эмоции в БКТ: техники выявления
12. Ранние неадаптивные схемы и дисфункциональные убеждения в клинике тревожных и соматоформных расстройств.
13. Научение по моделям in vivo.
14. Скрытое научение по моделям
15. Предъявление символических моделей.
16. Скрытое обуславливание; когнитивная терапия (А. Бек).
17. Рационально-эмотивная терапия (А. Эллис).
18. Тренинг в решении проблем, тренинг самоинструктирования.
19. Тренинг прививки против стресса; стратегии реатрибуц
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Психология как объективное исследование причин, условий, последствий и отдельных проявлений поведения.
2. Проблема эффективности психотерапии. Сравнительный анализ БКТ и других видов терапии.
3. Классическое обуславливание И.П. Павлова и оперантное обуславливание Б.Ф. Скиннера.
4. Феномен и терапия выученной беспомощности М. Селигмана.
5. Поведенческая психотерапия в общественном и социальном контексте.
6. Понятие симптома и болезни в поведенческой психотерапии.
7. Третья волна в КБТ.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение
Приложения
Приложение 1.   ФОС КБТ.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Венгер А.Л., Морозова Е.И. КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Орлова Е. А., Колесник Н. Т., Ефремова Г. И. ; Под ред. Ефремовой Г.И. КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ 3-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Сидоров П.И., Парняков А.В Клиническая психология: учебник ГЭОТАР-Медиа, 2010 www.studentlibrary.ru
Л2.2 Кулганов В. А., Белов В. Г., Парфенов Ю. А. Прикладная клиническая психология: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, 2012 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС издательства «Лань» e.lanbook.com
Э2 ЭБС «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э3 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э4 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
Э5 Практикум по когнитивно-бихевиоральной терапии portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС издательства «Лань»: https://e.lanbook.com/
ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
313Л лаборатория "Общепсихологического и психолого-педагогического практи-кума" - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 27 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт; стационарный экран: марка Projecta Pro Screen модель MW 183*240 - 1 единица; учебно-наглядные пособия
312Л учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

На зачет выносится два теоретических вопроса и практическое задание, соответствующие содержанию формируемых компетенций. Зачет проводится в устной, либо тестовой форме (открытые задания и закрытые вопросы). На ответ и решение задачи студенту отводится 40 минут. За ответ на теоретические вопросы студент может получить максимально 5 баллов, за решение задачи 5 баллов. Перевод баллов в оценку. При верном выполнении теоретических и практических задач – оценка «отлично», при частичном выполнении практической задачи и верном теоретической – «хорошо», при частичном выполнении обоих типов задач – «удовлетворительно».