МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Региональная экономика, управление и территориальное планирование

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра региональной экономики и управления
Направление подготовки38.03.01. Экономика
ПрофильФинансы и бухгалтерский учет; Экономический анализ и управление рисками
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план38_03_01_Экономика_Профили-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 26 26 26 26
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.э.н., Доцент, Капустян Л.А.

Рецензент(ы):
д.э.н., Доцент, Мищенко В.В.

Рабочая программа дисциплины
Региональная экономика, управление и территориальное планирование

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 38.03.01 Экономика (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 954)

составлена на основании учебного плана:
38.03.01 Экономика
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра региональной экономики и управления

Протокол от 26.04.2022 г. № 8
Срок действия программы: 2020-2025 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.э.н. профессор Мищенко Вит.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра региональной экономики и управления

Протокол от 26.04.2022 г. № 8
Заведующий кафедрой д.э.н. профессор Мищенко Вит.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целю изучения дисциплины является формирование у студентов представлений и навыков управления хозяйственными системами отдельных территорий в целях развития экономической самостоятельности, достижения конкурентоспособности в условиях рыночного хозяйствования и организации устойчивых экономических взаимосвязей с другими территориями страны и зарубежья.
К задачам дисциплины относятся следующие:
- ознакомление студентов с историей становления научного направления «региональная экономика»;
- определение места дисциплины в системе наук;
- определение цели и задач изучения данной дисциплины в курсе обучения студентов экономических специальностей;
- определение методов, используемых научной дисциплиной;
- изучение региональной экономической структуры РФ;
- выявление факторов экономического развития регионов России;
- формирование представлений и навыков управления региональной экономической системой;
- выявление проблем и способов их решения в системе региональной политики Российской Федерации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3 Способен анализировать и содержательно объяснять природу экономических процессов на микро- и макроуровне;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-3.1. Знает основные теории, законы, принципы функционирования экономической, в том числе финансовой и кредитной, системы на микро- и макроуровне, основные экономические теории, сформировавшие систему государственного регулирования экономики, опыт различных индустриальных стран в области макроэкономического анализа и управления;


3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-3.2. Умеет анализировать информацию в различных сферах экономических, финансовых и управленческих отношений на микро- и макроуровне.
ОПК-3.3. Умеет на основе анализа прогнозировать возможное развитие экономических (инфляционных и иных) процессов, оценивать эффективность различных инструментов управления экономическими процессами на микро- и макроуровне
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-3.4. Владеет навыками подготовки организационных планов, региональных планов развития и контроля за их надлежащим исполнением

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основы региональной экономики и управления.
1.1. Объект, предмет, цели, задачи дисциплины. Связь с другими научными дисциплинами. Лекции 4 2 ОПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.2. История сттановления региональной науки.Ключевые территориальные теории. Практические 4 2 ОПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.3. Методы научного познания и прикладного регулирования региональным развитием. Лекции 4 2 ОПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.4. Методы научного познания в региональных исследованиях. Практические 4 2 ОПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.5. Научные школы и теоретические модели территориального развития Сам. работа 4 10 ОПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Региональная структура Российской Федерации.
2.1. Политико-административное деление России. Лекции 4 2 ОПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.2. Таксономия территориального деления территории России. Практические 4 2 ОПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.3. Особенности природных, демографических, экономических показателей регионов России. Лекции 4 2 ОПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.4. Социально-экономическая характеристика Федеральных Округов Российской Федерации, перспективы социально-экономического развития Практические 4 8 ОПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.5. Территориальные экономические единицы России: Экономические зоны, территориально-производственные комплексы, производственные центры. Характеристика экономического развития. Сам. работа 4 12 ОПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Факторы регионального экономического развития.
3.1. Экономико-географическое положение региона, как фактор регионального развития.Природные условия и ресурсы региона. Лекции 4 2 ОПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.2. Социально-демографические факторы регионального развития. Практические 4 2 ОПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.3. Структура регионального хозяйства. Лекции 4 2 ОПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.4. Факторы регионального развития Практические 4 4 ОПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.5. Предпосылки и факторы развития на примере отдельных территорий. Сам. работа 4 12 ОПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Региональная политика России.
4.1. Региональная политика в России:цели, принципы, методы. Лекции 4 2 ОПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.2. Региональная политика России и зарубежных стран. Практические 4 2 ОПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.3. Региональная политика в России и за рубежом на разных этапах исторического развития. Сам. работа 4 10 ОПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Алтайский край. Экономическое развитие региона.
5.1. Алтайский край общая социально-экономическая характеристика. Лекции 4 2 ОПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
5.2. Место края в территориальном разделении труда. Практические 4 2 ОПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
5.3. Отрасли хозяйства Алтайского края. Перспективы развития хозяйственной системы. Сам. работа 4 10 ОПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
5.4. Стратегические направления социально-экономического развития края и методы их реализации. Практические 4 2 ОПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
5.5. Алтайский край.История освоения территории, особенности территориального развития края и его частей Сам. работа 4 12 ОПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение
Приложения
Приложение 1.   ФОС РЭиУ 2018.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Угрюмова А. А., Ерохина Е. В., Савельева М. В. РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ 2-е изд. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Плисецкий Е.Л. - под ред., Глушкова В.Г. - под ред. РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Прокопов Ф.Т. - отв. ред. РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ТЕРРИТОРИЙ. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 47. Справочная правовая система «Консультант-Плюс»
Э2 48. Справочная правовая система «Гарант»
Э3 Курс в Moodle "Региональная экономика, управление и территориальное планирование" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
2. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
3. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
4. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.

Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические занятия. Последовательность проведения данных занятия, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов. Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.

Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также выполнение заданий для самостоятельной работы студентов.
Цель заданий для самостоятельной работы - закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по учебной дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса.
Для выполнения заданий необходимо изучить списки нормативных актов и экономической литературы, рекомендуемых по каждой теме учебной дисциплины.
Работа должна носить самостоятельный, творческий характер. При ее оценке преподаватель в первую очередь оценивает обоснованность и оригинальность выводов. В процессе работы над заданием закрепляются и расширяются знания по конкретным вопросам учебной дисциплины.
В письменной работе по теме задания студент должен полно и всесторонне рассмотреть все аспекты темы, четко сформулировать и аргументировать свою позицию по ключевым вопросам. Некоторые задания для самостоятельных работ предусматривают также обсуждение полученных результатов на практических занятиях.
При необходимости в процессе работы над заданием студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.