МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Экономическая безопасность

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономической безопасности, учета, анализа и аудита
Направление подготовки38.03.01. Экономика
ПрофильФинансы и бухгалтерский учет; Экономический анализ и управление рисками
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план38_03_01_Экономика_Профили-2023
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 56
самостоятельная работа 88
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 36 36 36 36
Сам. работа 88 88 88 88
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
д.э.н., Зав.каф., Санникова И.Н.

Рецензент(ы):
д.э.н., Профессор, Шваков Е.Е.

Рабочая программа дисциплины
Экономическая безопасность

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 38.03.01 Экономика (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 954)

составлена на основании учебного плана:
38.03.01 Экономика
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономической безопасности, учета, анализа и аудита

Протокол от 04.06.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2020-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.э.н., профессор Санникова И.Н.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономической безопасности, учета, анализа и аудита

Протокол от 04.06.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой д.э.н., профессор Санникова И.Н.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями и задачами освоения учебной дисциплины «Экономическая безопасность» являются:
1)раскрыть основы экономической безопасности;
2) выявить внешние и внутренние угрозы экономической безопасности страны, предприятия, личности;
3) подготовить специалистов, владеющих практическим умением обеспечения экономической безопасности предприятия, личности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3.02Способен критически оценивать предлагаемые варианты управленческих решений, разрабатывать и обосновывать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий
ПК-3.02.1 Знает основные характеристики риска и критерии социально- экономической эффективности
ПК-3.02.2 Умеет критически оценивать различные варианты управленческих решений с учетом критериев социально- экономической эффективности и рисков
ПК-3.02.3 Умеет разрабатывать и обосновывать предложения по совершенствованию управленческих решений с учетом их возможных социально-экономических последствий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- понятийный аппарат по дисциплине "Экономическая безопасность";
- знать угрозы, уровни экономической безопасности;
- специфику защиты экономической безопасности
3.2.Уметь:
3.2.1.определять угрозы экономической безопасности по всем уровням (международный, национальный, предприятие, личность); специфику профессионального отбора персонала, процедуры увольнения персонала с предприятия; уметь применять меры по обеспечению информационной безопасности предприятия, определять факторы, влияющие на экономическую безопасность личности; экологическая безопасность как основной фактор экономической безопасности личности; «инструменты экологической политики», обеспечивающие экономическую безопасность личности; угрозы экономической безопасности, которые приводят к таким последствиям, как аварии, катастрофы, стихийные бедствия.
Уметь:оценить риск возникновения опасностей, которые влияют на экономическую безопасность предприятия и личности; принимать решения в условиях кризисных ситуаций, которые возникают вследствие несоблюдения норм экономической безопасности предприятия; предотвратить возникновение конфликтных ситуаций на предприятии,
применять на практике конкретные меры защиты человека от воздействия окружающей среды и производственных условий, влияющих на экономическую безопасность предприятия и личности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеть:оценить влияние неблагоприятных воздействий окружающей среды и производственной деятельностина экономическую безопасность предприятия и личности;
организовать выбор средств защиты человека на конкретном производстве, влияющих на экономическую безопасность предприятия;: способностью принимать решения в кризисных ситуациях, которые возникают вследствие несоблюдения норм и правил экономической безопасности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Сущность и основные показатели экономической безопасности.
1.1. Понятие экономической безопасности. Лекции 6 4 Л1.1, Л2.1
1.2. Понятие экономической безопасности. Сам. работа 6 10 Л1.1, Л2.1
1.3. Уровни экономической безопасности Лекции 6 2 Л1.1, Л2.1
1.4. Уровни экономической безопасности Сам. работа 6 10 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Угрозы экономической безопасности
2.1. Уровни экономической безопасности Практические 6 10 Л1.1, Л2.1
2.2. Классификация угроз международной экономической безопасности. Классификация угроз экономической безопасности страны. Лекции 6 2 Л1.1, Л2.1
2.3. Классификация угроз международной экономической безопасности. Классификация угроз экономической безопасности страны. Практические 6 6 Л1.1, Л2.1
2.4. Классификация угроз международной экономической безопасности. Классификация угроз экономической безопасности страны. Сам. работа 6 2 Л1.1, Л2.1
2.5. Классификация угроз экономической безопасности предприятия. Классификация и краткая характеристика угроз экономической безопасности личности Практические 6 2 Л1.1, Л2.1
2.6. Классификация угроз экономической безопасности предприятия. Классификация и краткая характеристика угроз экономической безопасности личности Сам. работа 6 12 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Экономическая безопасность фирм, предприятий.
3.1. Сущность и основные понятия. Обеспечение информационной безопасности фирмы. Лекции 6 2 Л1.1, Л2.1
3.2. Сущность и основные понятия. Обеспечение информационной безопасности фирмы. Практические 6 6 Л1.1, Л2.1
3.3. Сущность и основные понятия. Обеспечение информационной безопасности фирмы. Сам. работа 6 3 Л1.1, Л2.1
3.4. Технические каналы утечки информации. Виды компьютерных преступлений. Лекции 6 2 Л1.1, Л2.1
3.5. Технические каналы утечки информации. Виды компьютерных преступлений. Практические 6 2 Л1.1, Л2.1
3.6. Технические каналы утечки информации. Виды компьютерных преступлений. Сам. работа 6 5 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Защита экономических интересов и охрана коммерческой тайны.
4.1. Сведения, составляющие коммерческую тайну. Лекции 6 2 Л1.1, Л2.1
4.2. Сведения, составляющие коммерческую тайну. Практические 6 2 Л1.1, Л2.1
4.3. Сведения, составляющие коммерческую тайну. Сам. работа 6 3 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Проблемы безопасности в работе с кадрами
5.1. Роль персонала в обеспечении безопасности предприятия. Принципы организации профессионального отбора. Лекции 6 1 Л1.1, Л2.1
5.2. Роль персонала в обеспечении безопасности предприятия. Принципы организации профессионального отбора. Практические 6 4 Л1.1, Л2.1
5.3. Роль персонала в обеспечении безопасности предприятия. Принципы организации профессионального отбора. Сам. работа 6 16 Л1.1, Л2.1
5.4. Применение психодиагностических методик в исследовании персонала предприятия. Проблемы работы с персоналом на предприятиях. Процесс увольнения кадров. Лекции 6 1 Л1.1, Л2.1
5.5. Применение психодиагностических методик в исследовании персонала предприятия. Проблемы работы с персоналом на предприятиях. Процесс увольнения кадров. Сам. работа 6 3 Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Экономическая безопасность личности.
6.1. Личность как биосоциальная система. Правовое обеспечение экономической безопасности личности. Лекции 6 2 Л1.1, Л2.1
6.2. Личность как биосоциальная система. Правовое обеспечение экономической безопасности личности. Сам. работа 6 4 Л1.1, Л2.1
6.3. Факторы, влияющие на экономическую безопасность личности. Лекции 6 2 Л1.1, Л2.1
6.4. Факторы, влияющие на экономическую безопасность личности. Практические 6 4 Л1.1, Л2.1
6.5. Факторы, влияющие на экономическую безопасность личности. Сам. работа 6 20 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ПК-3.02: Способен критически оценивать предлагаемые варианты управленческих решений, разрабатывать и обосновывать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий
1. Реальная, непосредственная возможность нанесения ущерба жизненно важным интересам – это____________.
Ответ: угроза.
2. Осязаемая, объективно существующая, но не фатальная вероятность негативного воздействия на социальный орга¬низм или что-либо, определяемая наличием объективных и субъектив¬ных факторов, обладающих поражающими свойствами – это____________.
Ответ: опасность.
3. Противодействие реализации национальных ценностей, интересов и целей решению задач обеспечения национальной безопас¬ности в форме официальных и неофициальных политико-дипломатичес¬ких действий, торгово-экономическая экспансия и пр. – это________________.
Ответ: вызов.
4. Возможное событие, способ¬ствующее привести к потерям или получению экономических выгод по сравнению с прогнозируемыми и альтернативными вариантами разви¬тия экономической ситуации – это____________.
Ответ: риск.
5. Возможность получения отрицательного или нулевого результата – это _________________ риск.
Ответ: чистый.
6. Риски, выражающиеся в воз¬можности получения как положительного, так и отрицательного ре¬зультата – это __________ риски.
Ответ: спекулятивные.
7. Состояние объекта в системе его связей с точки зре¬ния способности к выживанию и развитию в условиях внутренних и внешних угроз, а также действия непредсказуемых и трудно прогнози¬руемых фактов – это______________
Ответ: безопасность.
8. Состояние защищенности национальных интересов Российской Федерации от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан, достойные качество и уровень их жизни, гражданский мир и согласие в стране, охрана суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, социально-экономическое развитие страны – это_______________.
Ответ: национальная безопасность Российской Федерации.
9. Объективно значимые потребности личности, общества и государства в безопасности и устойчивом развитии – это__________.
Ответ: национальные интересы Российской Федерации.
10. Важнейшие направления обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации – это____________.
Ответ: стратегические национальные приоритеты Российской Федерации.
11. Индекс, показывающий сложность экспорта – это_______.
Ответ: индекс ECI.
12. документ в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, который разрабатывается Советом Безопасности Российской Федерации совместно с другими участниками стратегического планирования с учетом стратегического прогноза Российской Федерации на долгосрочный период, не превышающий периода, на который разработан стратегический прогноз Российской Федерации, и корректируется каждые шесть лет – это_____________.
Ответ: Стратегия национальной безопасности Российской Федерации.
13. Состояние экономики, обеспе¬чивающее достаточный уровень социального, политического и обо¬ронного существования и прогрессивного развития государства, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к внешним и внутренним угрозам – это_______________.
Ответ: экономическая безопасность.
14. Сложнейший комплекс отношений между национальными, иностранными и международными экономическими субъектами по поводу производства, распределения, обмена и потребления валового внутреннего продукта страны, направ¬ленный на долгосрочное развитие национального хозяйства как це¬лостного и конкурентоспособного организма в условиях глобализации – это________-.
Ответ: национальные экономические интересы.
15. Состояние хозяйственного субъекта, при котором он при наиболее эффективном использовании корпоративных ресурсов добивается предотвращения, ослабления или защиты от существующих угроз и в основном обеспечивает дости¬жение целей бизнеса в условиях конкуренции и хозяйственного риска – это______.
Ответ: экономическая безопасность предприятия.
16. Наименьшая возможная величина, граница проявления че¬го-либо – это__________.
Ответ: порог.
17. Комплекс наблюдений и исследований, определяю¬щих изменения в окружающей среде, вызываемые деятельностью че¬ловека – это__________________.
Ответ: мониторинг.
18. Методы, при которых используют логические правила выбора решений, формируемые экспертами на основе собственных представлений и знаний о какой-либо области проблем, - это___________.
Ответ: экспертные методы.
19. Состояние защищенности экономики и населения страны от угроз национальной безопасности в сфере энергетики, при котором обеспечивается выполнение предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к топливо- и энергоснабжению потребителей, а также выполнение экспортных контрактов и международных обязательств Российской Федерации – это_________.
Ответ: энергетическая безопасность.
20. Состояние социально-экономического развития страны, при котором обеспечивается продовольственная независимость Российской Федерации, гарантируется физическая и экономическая доступность для каждого гражданина страны пищевой продукции, соответствующей обязательным требованиям, в объемах не меньше рациональных норм потребления пищевой продукции, необходимой для активного и здорового образа жизни – это_______.
Ответ: продовольственная безопасность.
21. Самообеспечение страны основными видами отечественной сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия – это___________.
Ответ: продовольственная независимость.
22. Возможность приобретения пищевой продукции должного качества по сложившимся ценам, в объемах и ассортименте, которые соответствуют рекомендуемым рациональным нормам потребления – это____________
Ответ: экономическая доступность продовольствия.
23. Уровень развития товаропроводящей инфраструктуры, при котором во всех населенных пунктах страны обеспечивается возможность приобретения жителями пищевой продукции или организации питания в объемах и ассортименте, которые соответствуют рекомендуемым рациональным нормам потребления – это_______.
Ответ: физическая доступность продовольствия.
24. Количественная и качественная характеристика состояния продовольственной безопасности, позволяющая оценить степень ее достижения на основе принятых критериев – это_____________.
Ответ: показатель продовольственной безопасности.
25. Количественное или качественное пороговое значение признака, по которому проводится оценка степени обеспечения продовольственной безопасности – это_________.
Ответ: индикатор продовольственной безопасности.
26. Удельный вес отечественного зерна в общем объеме товарных ресурсов (с учетом переходящих запасов) внутреннего рынка соответствующих продуктов составляет 90%, обеспечивается ли при этом продовольственная безопасность по данной позиции?
Ответ: нет.
27. Удельный вес отечественного сахара в общем объеме товарных ресурсов (с учетом переходящих запасов) внутреннего рынка соответствующих продуктов составляет 95%, обеспечивается ли при этом продовольственная безопасность по данной позиции?
Ответ: да.
28. Удельный вес отечественного растительного масла в общем объеме товарных ресурсов (с учетом переходящих запасов) внутреннего рынка соответствующих продуктов составляет 85%, обеспечивается ли при этом продовольственная безопасность по данной позиции?
Ответ: нет.
29. Удельный вес отечественного мяса и мясопродуктов в общем объеме товарных ресурсов (с учетом переходящих запасов) внутреннего рынка соответствующих продуктов составляет 90%, обеспечивается ли при этом продовольственная безопасность по данной позиции?
Ответ: да.
30. Удельный вес отечественного молока и молокопродуктов в общем объеме товарных ресурсов (с учетом переходящих запасов) внутреннего рынка соответствующих продуктов составляет 91%, обеспечивается ли при этом продовольственная безопасность по данной позиции?
Ответ: да.
31. Удельный вес отечественного рыбы и рыбопродуктов в общем объеме товарных ресурсов (с учетом переходящих запасов) внутреннего рынка соответствующих продуктов составляет 90%, обеспечивается ли при этом продовольственная безопасность по данной позиции?
Ответ: да.
32. Удельный вес отечественного картофеля в общем объеме товарных ресурсов (с учетом переходящих запасов) внутреннего рынка соответствующих продуктов составляет 90%, обеспечивается ли при этом продовольственная безопасность по данной позиции?
Ответ: нет.
33. Удельный вес отечественных овощей и бахчевых в общем объеме товарных ресурсов (с учетом переходящих запасов) внутреннего рынка соответствующих продуктов составляет 95%, обеспечивается ли при этом продовольственная безопасность по данной позиции?
Ответ: да.
34. Удельный вес отечественных фруктов и ягод в общем объеме товарных ресурсов (с учетом переходящих запасов) внутреннего рынка соответствующих продуктов составляет 65%, обеспечивается ли при этом продовольственная безопасность по данной позиции?
Ответ: да.
35. Удельный вес семян основных сельскохозяйственных культур отечественной селекции в общем объеме товарных ресурсов (с учетом переходящих запасов) внутреннего рынка соответствующих продуктов составляет 70%, обеспечивается ли при этом продовольственная безопасность по данной позиции?
Ответ: нет.
36. Удельный вес отечественной соли пищевой в общем объеме товарных ресурсов (с учетом переходящих запасов) внутреннего рынка соответствующих продуктов составляет 90%, обеспечивается ли при этом продовольственная безопасность по данной позиции?
Ответ: да.

37. Экономическая доступность продовольствия определяется как отношение фактического потребления основной пищевой продукции на душу населения к рациональным нормам ее потребления, отвечающим требованиям здорового питания, и имеет пороговое значение____________ процентов.
Ответ: 100.
38. Процентное отношение фактической обеспеченности населения разными видами торговых объектов по продаже продовольственных товаров и объектами по реализации продукции общественного питания к установленным Правительством Российской Федерации нормативам – это_________.
Ответ: физическая доступность продовольствия.
39. Доходы федерального бюджета за год составили 28 трл. руб., расходы – 31 трл. рублей, что означает:
А) профицит;
Б) дефицит; (правильный ответ)
В) инфляцию.
40. Агрегат М2 – это
А) сумма наличных денег в обращении и безналичных средств (правильный ответ).
Б) сумма наличных денег;
В) сумма безналичных средств.
41. Номинальный ВВП составил – 110 трл. рублей, М2 – 50 трл. рублей, коэффициент монетизации:
А) 2,2
Б) 45,5% (правильный ответ)
В) 60.
42. Платежный баланс РФ – это
А) статистическая система, в которой отражаются все экономические операции между резидентами и нерезидентами РФ, произошедшие в течение отчетного периода. (правильный ответ)
Б) система расчетов между экспортерами и импортерами.
В) статистическая система, в которой отражаются все внешнеэкономические доходы и расходы.
43. Индексы акций Московской Биржи – это
А) ключевые индикаторы организованного рынка ценных бумаг России (правильный ответ).
Б) индикатор экономического роста Российской Федерации.
В) ключевые индикаторы состояния капитала национальных компаний Российской Федерации.
44. Коррупционное преступление - это
А) предусмотренное в УК РФ общественно опасное деяние, которое непосредственно посягает на авторитет и законные интересы службы и выражается в противоправ¬ном получении государственным, муниципальным или иным публич¬ным служащим либо служащим коммерческой или иной организации (в том числе международной) каких-либо преимуществ (имущества, прав на него, услуг или льгот) либо в предоставлении последним таких преимуществ (правильный ответ).
Б) предусмотренное в УК РФ общественно опасное деяние, которое непосредственно посягает на авторитет и законные интересы службы и выражается в противоправ¬ном получении государственным, муниципальным или иным публич¬ным служащим каких-либо преимуществ (имущества, прав на него, услуг или льгот) либо в предоставлении последним таких преимуществ.
В) сложное социальное явление. Это многосторонняя вертикально-горизонтальная связь в обществе и государстве, которая обусловлена историческими, экономическими, социальными, полити¬ческими, правовыми, национальными, культурными, нравственными детерминантами.
45. Уровень травматизма; уровень профессиональных заболеваний; уровень автоматизации труда – это показатели:
А) финансовой безопасности компании
Б) ресурсной безопасности компании
В) кадровой безопасности компании (правильный ответ).
46. Информационная безопасность хозяйствующего субъекта – это

А) состояние защищенности информационных ресурсов, при которой обеспечивается целостность, конфиденциальность, аутентичность и доступность данных (правильный ответ).
Б) состояние защищенности ресурсов компании, при которой обеспечивается целостность, конфиденциальность, аутентичность и доступность данных.
В) состояние защищенности информационных ресурсов, при которой обеспечивается релевантность, достоверность, проверяемость, уникальность, аутентичность и данных.
47. Нормативное значение коэффициента абсолютной ликвидности:
А) 0, 5 – 1.
Б) 1- 2
В) 0,2- 0,3 (правильный ответ)

48. Нормативное значение коэффициента инвестирования:
А)> 1(правильный ответ0
Б) < 1
В) = 1
49. Общепризнанное пороговое значение по износу основных средств компании:
А) не более 40% (правильный ответ)
Б) не более 50%
В) не более 10%
50. Общепризнанное пороговое отношение прогнозируемого спроса на продукцию организации и объема производства к величине ее производственных мощностей:
А) не менее 50%
Б) не менее 70% (правильный ответ)
В) не менее 90%.



5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Процедура проведения:
- по результатам работы в семестре и итогам текущей аттестации – итоговая оценка за промежуточную аттестацию складывается по результатам выполнения всех практических заданий в течение семестра;
- выполнение тестовых заданий при недостаточном объеме выполненных заданий в течение семестра
- устный зачет по дисциплине (теоретический вопрос и практическое задание).
Пример оценочного средства в виде тестовых заданий представлен в 5.1
Примерные вопросы к зачету
1. Опасность и угрозы экономической безопасности
2. Понятие риска в экономической безопасности
3. Национальная и экономическая безопасность
4. Национальные интересы и стратегические национальные приоритеты
5. Понятия «экономическая безопасность» на международном, национальном, региональном уровне и уровне экономического субъекта
6. Национальные экономические интересы
7. Угрозы экономической безопасности
8. Пороговые значения
9. Основы экономической безопасности государства в Конституции РФ
10. Федеральный закон о безопасности
11. Федеральный закон о стратегическом планировании
12. Стратегия национальной безопасности РФ
13. Государственная стратегия экономической безопасности РФ
14. Проблемы оценки экономической безопасности
15. Методы экспертной оценки экономической безопасности
16. Методы математического моделирования в оценке экономической безопасности
Примерное задание к экзамену, 5 семестр

Провести оценку экономической безопасности на основе пороговых значений Центра финансовых исследований института экономики РАН.


Критерии оценивания:
- при выполнение тестовых заданий
Отлично (зачтено) – выполнено 90-100% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан полный ответ на поставленный вопрос;
Хорошо (зачтено) – выполнено 75-89% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан полный ответ на поставленный вопрос; однако были допущены неточности в определении понятий, терминов и др.
Удовлетворительно (зачтено) – выполнено 60-74% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан неполный
ответ на поставленный вопрос, в ответе не присутствуют доказательные примеры, текст со стилистическими и орфографическими ошибками.
Неудовлетворительно (не зачтено) – выполнено менее 60% заданий предложенного теста, на поставленные вопросы ответ отсутствует или неполный, допущены существенные ошибки в теоретическом материале (терминах, понятиях).
- при сдаче экзамена
Отлично (зачтено) – обучающимся дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленный вопрос, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
Хорошо (зачтено) – обучающимся дан развернутый ответ на поставленный вопрос, обучающийся демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и практических занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. При этом могут допускаться неточности в ответе. Решены предложенные практические задания с небольшими неточностями.
Удовлетворительно (зачтено) – обучающимся дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
Неудовлетворительно (не зачтено) – обучающимся дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Обучающийся не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.
Приложения
Приложение 1.   ФОС ЭБ Мен 21.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кузнецова, Ольга Дмитриевна Экономическая безопасность: учебник и практикум для вузов М.: Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru/book/54968BBD-7A7C-47C7-B803-73DCED41AA5D.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 О. С. Безугляк, М. В. Бедрина Экономическая безопасность: учеб-метод. пособие МИЭМИС, Каф. междунар. экономики, мат. методов и бизнес-информатики, 2016 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Самостоятельная работа студентов предполагает изучение теоретического материала по актуальным вопросам дисциплины и практическое его применение в расчетах. Рекомендуется самостоятельное изучение законодательства РФ, доступной учебной и научной литературы.
Степень овладения знаниями и практическими навыками определяется в процессе текущего и итогового контроля.
С целью текущего контроля знаний проводится проверка выполнения заданий, тестов, предусмотренных календарно-тематическим планом, а также устный опрос студентов преподавателем.
С целью итогового контроля знаний проводится зачет. Семестровый зачет является итоговой формой контроля уровня знаний студента по дисциплине. К сдаче зачета допускаются студенты, успешно выполнившие практические задания в соответствии с календарно-тематическим планом.

Методические указания для студентов размещены на образовательном портале. Адрес курса https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2114