МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Управление развитием организации

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Направление подготовки38.04.02. Менеджмент
ПрофильСтратегический маркетинг и менеджмент
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план38_04_02_Менеджмент_СМиМ-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 76 76 76 76
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд.экон.наук, доцент, Рудакова О.Ю.

Рецензент(ы):
к.э.н., Доцент, Горбунова А.Ю.

Рабочая программа дисциплины
Управление развитием организации

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 38.04.02 Менеджмент (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 952)

составлена на основании учебного плана:
38.04.02 Менеджмент
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 07.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 2023-2025 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.э.н., доцент Рудакова О.Ю.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 07.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой к.э.н., доцент Рудакова О.Ю.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.-формирование комплекса знаний по дисциплине в области организационных и управленческих аспектов и выработка навыков их применения в практической деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2Способен разработать стратегию организации, осуществлять управление деятельностью, проектами и ее развитием
ПК-2.1 Знает основы стратегического, тактического и оперативного управления деятельностью, проектами и развитием организации
ПК-2.2 Умеет осуществлять разработку проектов и стратегий организаций и их отдельных подразделений
ПК-2.3 Способен осуществлять управление деятельностью, проектами и развитием организации, разрабатывать стратегии
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основы стратегического, тактического и оперативного управления деятельностью, проектами и развитием организации
3.2.Уметь:
3.2.1.осуществлять разработку проектов и стратегий организаций и их отдельных подразделений
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.осуществлять управление деятельностью, проектами и развитием организации, разрабатывать стратегии

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. 1.Объективная необходимость и предпосылки управления развитием организации
1.1. Объективная необходимость и предпосылки управления развитием организации Лекции 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.3, Л1.2, Л2.4, Л1.3, Л2.2, Л2.5, Л1.1, Л2.1
1.2. Объективная необходимость и предпосылки управления развитием организации Практические 2 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.3, Л1.2, Л2.4, Л1.3, Л2.2, Л2.5, Л1.1, Л2.1
1.3. Объективная необходимость и предпосылки управления развитием организации Сам. работа 2 16 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.3, Л1.2, Л2.4, Л1.3, Л2.2, Л2.5, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. 2. Теория управления развитием и ее место в системе научных знаний
2.1. Теория управления развитием и ее место в системе научных знаний Лекции 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.3, Л1.2, Л2.4, Л1.3, Л2.2, Л2.5, Л1.1, Л2.1
2.2. Теория управления развитием и ее мето в системе научных знаний Практические 2 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.3, Л1.2, Л2.4, Л1.3, Л2.2, Л2.5, Л1.1, Л2.1
2.3. Теория управления развитием и ее место в системе научных знаний Сам. работа 2 20 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.3, Л1.2, Л2.4, Л1.3, Л2.2, Л2.5, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. 3. Теоретические и методологические основы управления развитием организации
3.1. Теоретические и методологические основы управления развитием организации Лекции 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.3, Л1.2, Л2.4, Л1.3, Л2.2, Л2.5, Л1.1, Л2.1
3.2. Теоретические и методологические основы управления развитием организации Практические 2 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.3, Л1.2, Л2.4, Л1.3, Л2.2, Л2.5, Л1.1, Л2.1
3.3. Теоретические и методологические основы управления развитием организации Сам. работа 2 20 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.3, Л1.2, Л2.4, Л1.3, Л2.2, Л2.5, Л1.1, Л2.1
Раздел 4. 4. Система и механизм управления развитием организации
4.1. Система и механизм управления развитием организации Лекции 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.3, Л1.2, Л2.4, Л1.3, Л2.2, Л2.5, Л1.1, Л2.1
4.2. Система и механизм управления развитием организации Практические 2 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.3, Л1.2, Л2.4, Л1.3, Л2.2, Л2.5, Л1.1, Л2.1
4.3. Система и механизм управления развитием организации Сам. работа 2 20 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.3, Л1.2, Л2.4, Л1.3, Л2.2, Л2.5, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Проверяемая компетенция:
ПК-2: Способен разработать стратегию организации, осуществлять управление деятельностью, проектами и ее развитием

Тестовые задания (выбор одного или нескольких вариантов ответа)

1. Организационные изменения - это:
а) переход организации из одного состояния в другое, более завершенное, от старого к новому, от простого к сложному.
б) конечный желаемый результат, к которому стремится организация;
в) любое действие по обновлению чего-либо в организации;+

2. Модель организационного развития И.Адизеса включает в себя:
а) зарождение, рождение, взросление, бюрократизация и смерть
б) рождение, младенчество, финальное разрушение
в) ухаживание, младенчество, давай-давай, юность, расцвет, старение (аристократизм), бюрократизация и смерть+

3. Определенный период времени, в течении которого организация обладает жизнеспособностью, - это
а) жизненный цикл организации+
б) стадия жизненного цикла
в) стратегия организационных изменений

4. Альянс между несколькими менеджерами, одинаково представляющими цели и проблемы организации, представляет собой:
а) коалиция+
б) организованная анархия
в) команда

5. Директивная политика организационных изменений применяется, если:
а) возникает или может возникнуть сопротивление со стороны сотрудников, вызванное недостатком информации о планируемых преобразованиях в организации
б) необходимо провести организационные изменения в сжатые сроки с целью преодоления кризисной ситуации+
в) необходимо обратится к помощи консультантов для проведения изменений и есть достаточное количество времени для преобразований в организации
г) в условиях высокого уровня неопределенности целей и направления организационных изменений

6. Стратегия организации это:
а) деятельность организации в определенной стратегической зоне хозяйствования (определенный сегмент рынка);
б) практическое использование методологии стратегического управления;
в) генеральный план действий, определяющий приоритеты стратегических задач, ресурсы и последовательность шагов по достижению стратегических целей;+
г) обеспечение выработки действий для достижения целей организации и создание управленческих механизмов реализации этих действий через систему планов.

7. Стратегический анализ – это?
а) высшее руководство отслеживает наиболее важные для будущего корпорации факторы, называемые стратегическими факторами
б) формирование альтернативных направлений развития предприятия, их оценка, выбор лучшей стратегической альтернативы для реализации
в) разработка программ, бюджетов и процедур, которые можно рассматривать как среднесрочные и краткосрочные планы реализации стратегии
г) прогнозирование внешней среды и разработка способов адаптации предприятия к её изменениям+

8. Если необходимо вовлечь неформальных лидеров в процесс изменений с целью минимизации сопротивления со стороны остальных сотрудников организации, какие из ниже перечисленных методов преодоления сопротивления будут более эффективными?
а) участие и вовлеченность+
б) явное и неявное принуждение
в) помощь и поддержка
г) информирование и общение
д) переговоры и соглашения+
е) манипуляция и кооптация

9. Возможные модели стратегии изменений:
а) Модель постепенного наращивания+
б) Модель переходного периода+
в) Модель Л. Грейнера
г) Модель И. Адизеса

10. Результат анализа сильных и слабых сторон организации, а также определения возможностей и препятствий ее развития, это:
а) стратегическое планирование
б) стратегия
в) СВОТ – анализ +
г) стратегическое управление

11. Столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, явлений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия, называется:
а) конфликтом;+
б) конкуренцией;
в) соревнованием.

12. Конфликты, способствующие принятию обоснованных решений и развитию взаимодействий, называются:
а) конструктивными;+
б) деструктивными;
в) реалистическими

13. Стратегические методы разрешения конфликта:
а) планирование социального развития+
б) конкретные требования к работе каждого
в) система поощрения за инициативу +
г) добросовестность

14. Рассмотрение организации как некоторой целостности, состоящей из взаимозависимых частей, характерно для … подхода.
Варианты ответа:
а) ситуационного
б) системного+
в) стратегического
г) процессного

15. Как называется данный этап в развитии методологии стратегического управления: «реактивная адаптация, которая наиболее естественна для организации, но требует много времени на осознание неизбежности изменений, выработку новой стратегии и адаптацию к ней системы»
Варианты ответа:
а) долгосрочное планирование
б) Управление на основе контроля за исполнением
в) Управление на основе предвидения изменений
г) Управление на основе гибких экстренных решений +

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно выполнено менее 60% заданий.

Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом)

1. Структура управления, наиболее эффективная для реализации целей управления развитием - ... (матричная)
2. В процессе прогрессивного развития система расходует .... (дополнительные) ресурсы
3. Предпринимательские ресурсы развития - это ... (человеческий) и ....(финансовый) капитал.
4. Вид деятельности, направленный на получение новой информации о проблеме - это ...(исследование)
5. Противоречие, требующее решения, - это .... (проблема)
6. Вид деятельности, позволяющий вскрыть суть и содержание явлений и процессов управления, - это .... (исследование системы управления)
7. Стратегическое управление предполагает бюджетирование, перспективное и стратегическое ... (планирование)
8. Если причиной сопротивления организационным изменениям является непонимание целей и стратегии изменений сотрудниками организации, какой метод преодоления сопротивления будет более эффективным? (информирование и общение)
9. Какой из методов преодоления сопротивления эффективен в условиях быстрых изменений или кризисных ситуаций, и может вызвать недоверие к руководству при длительном и неоднократном применении (манипуляция и кооптация)
10. Накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия, которые создают почву для реального противоборства между ними - это... (причины конфликта)
11. Важнейшие вопросы ......в ответе на которые заключается его сущность: а) в каком положении предприятие находится в настоящее время; б) каким способом достигнуть желаемого; в) в каком положении оно хотело бы находиться через три, пять, десять лет? .(стратегического менеджмента)
12. Перефразируя П. Друкера, И. Ансофф пишет: «Стратегическое планирование — это управление по планам, а стратегический менеджмент – это управление по…» (результатам)
13. Функциональный анализ внешней среды деятельности предприятия должен проводиться … (службой маркетинга)
14. К какому виду решений можно отнести выход на новые рынки сбыта, приобретение, слияние предприятий, внедрение новой технологии, реконструкцию предприятия? (стратегические)
15. Человек в процессе производства рассматривается как «активный фактор, требующий особого внимания» представителями школы....? (человеческих отношений)
16. Должностное лицо, имеющее полномочия по распоряжению ресурсами проекта, это... (менеджер проекта)
17. Источник формирования долгосрочного конкурентного преимущества организации - ... (потенциал)
18. Модель ADL предполагает четыре стадии зрелости отрасли: рождение, рост, зрелость, старость. По приведенной характеристике определите стадию зрелости: Отрасль, находящаяся на этой стадии, как правило, является возникшей недавно, как осознание существования некоторой неудовлетворенной потребности группы потребителей или путем развития рынков товаров, основанных на новых технологиях, ранее не существовавших или не использовавшихся, для удовлетворения определенных потребностей потребителя. Основными характеристиками такой отрасли являются изменения в технологии, энергичный поиск новых потребителей и фрагментарность предложений на быстро меняющемся рынке. (Рождение)
19. К какой концепции относится данное определение: матрица этой модели, как и матрица GE/McKinsey, является двухфакторной матрицей размерности 3х3, базирующейся на множественных оценках как качественных, так и количественных параметров бизнеса.
(Концепция конкуренции Shell/DPM)
20. Цели, отражающие концепцию развития фирмы и разрабатывающиеся на длительную перспективу – это (общие цели)

Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
РАЗРАБОТКА ПЛАНА/СТРАТЕГИИ/ПРОЕКТА РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ/СТРУКТУРНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ/ПЕРСОНАЛА
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Процедура проведения:
- по результатам работы в семестре и итогам текущей аттестации – итоговая оценка за промежуточную аттестацию складывается по результатам выполнения всех практических заданий в течение семестра;
- выполнение тестовых заданий при недостаточном объеме выполненных заданий в течение семестра
- устный зачет по дисциплине (1 теоретический вопрос и практическое задание).

Перечень вопросов к Зачету

1. Почему необходимо системное мышление при принятии стратегических решений?
2. В чем сущность и необходимость управления изменениями и развитием компании?
3. Какие уровни организационных изменений?
4. Роль агентов перемен при реализации программы развития компании, какими качествами они должны обладать?
5. В чем содержание основных принципов управления развитием организации?
6. Как связаны управление изменениями и развитие организации?
7. В чем сущность управления развитием организации как вида деятельности?
8. Какие основные особенности организационного развития?
9. Можно ли отождествлять понятия "управление изменениями", "управление развитием" и "адаптивное управление"?
10. В чем состоят объект и предмет управления развитием организации?
11. Какие составляющие "потенциала изменениями"?
12. Дать характеристику процесса управления изменениями?
13. Какие особенности поведения руководителя в зависимости от стадии жизненного цикла организации?
14. Какие знания и навыки необходимы для управления развитием организации?
15. Опирается ли организационное развитие на достижения и методы поведенческих наук?
16. Почему стратегия развития организации является многоуровневой?
17. Как связаны способность к адаптации и конкурентоспособность организации?
18. Из каких элементов состоит модель конкурентоспособности организации и как они между собой взаимосвязаны?
19. Какие цели развития стоят перед орггнизацией (модель дерева целей управления развитием организации)?
20. Какие принципы управления развитием организации и как они соотносятся с базовыми (ключевыми) ценностями?
21. Какой механизм оптимизации функций в ходе управления развитием организации?
22. Какие методы используются в управлении развитием организации?
23. Что служит стимулом для организационных перемен?
24. В чем выражается сопротивление переменам и как его уменьшить?

Практическое задание к Зачету:
На примере компании (на выбор):
1) проанализируйте элементы стратегии развития
2) поясните, чем отличаются проекты развития, разрабатываемые на различных уровнях управления. Приведите пример

Критерии оценивания:
- при выполнение тестовых заданий
Отлично (зачтено) – выполнено 90-100% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан полный ответ на поставленный вопрос;
Хорошо (зачтено) – выполнено 75-89% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан полный ответ на поставленный вопрос; однако были допущены неточности в определении понятий, терминов и др.
Удовлетворительно (зачтено) – выполнено 60-74% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан неполный ответ на поставленный вопрос, в ответе не присутствуют доказательные примеры, текст со стилистическими и орфографическими ошибками.
Неудовлетворительно (не зачтено) – выполнено менее 60% заданий предложенного теста, на поставленные вопросы ответ отсутствует или неполный, допущены существенные ошибки в теоретическом материале (терминах, понятиях).
- при сдаче зачета
Отлично (зачтено) – обучающимся дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленный вопрос, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
Хорошо (зачтено) – обучающимся дан развернутый ответ на поставленный вопрос, обучающийся демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и практических занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. При этом могут допускаться неточности в ответе. Решены предложенные практические задания с небольшими неточностями.
Удовлетворительно (зачтено) – обучающимся дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
Неудовлетворительно (не зачтено) – обучающимся дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Обучающийся не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А. Н. Асаул, М. А. Асаул, И. Г. Мещеряков, И. Р. Шегельман УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫМИ НОВОВВЕДЕНИЯМИ. : Учебник и практикум для вузов М.:Издательство Юрайт, 2021 URL: https://urait.ru/bcode/473009
Л1.2 Николаев, А. А. Стратегическое управление организацией: Учебник Москва : Прометей, 2023 URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=701072
Л1.3 Попов С.А. АКТУАЛЬНЫЙ СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ. ВИДЕНИЕ - ЦЕЛИ - ИЗМЕНЕНИЯ. Учебно-практическое пособие: М.:Издательство Юрайт, 2021 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 А. Шеер ; под науч. ред. Д. Стефановского ; пер. с англ. Д. Стефановского, О. А. Виниченко Индустрия 4.0: от прорывной бизнес-модели к автоматизации бизнес-процессов: Москва : Дело, 2020 URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=612569
Л2.2 Малюк В.И. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ. ОРГАНИЗАЦИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ. : учебник и практикум для вузов М.:Издательство Юрайт, 2021 URL: https://urait.ru/bcode/469399
Л2.3 Кожевина О.В. Управление развитием организации: теория, методология, практика: учеб. пособие Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2008
Л2.4 Какаева, Е.А. Инновационный бизнес: стратегическое управление развитием : учебное пособие для слушателей программ профессиональной подготовки и переподготовки М. : Издательский дом «Дело», 2015 URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=443301
Л2.5 Фролов Ю. В., Серышев Р. В. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ. ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ : учебное пособие для вузов М.:Издательство Юрайт, 2021 URL: https://urait.ru/bcode/471817
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Ассоциация менеджеров по управлению изменениями www.chang-russia.com
Э2 Управление изменениями и развитием portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.

Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические занятия. Последовательность проведения данных занятия, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов. Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.

Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также выполнение заданий для самостоятельной работы студентов.
Цель заданий для самостоятельной работы - закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по учебной

дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса.
Выбор конкретных заданий для самостоятельной работы осуществляется каждым студентом самостоятельно.
Для выполнения заданий необходимо изучить списки нормативных актов и экономической литературы, рекомендуемых по каждой теме учебной дисциплины.
Работа должна носить самостоятельный, творческий характер. При ее оценке преподаватель в первую очередь оценивает обоснованность и оригинальность выводов. В процессе работы над заданием закрепляются и расширяются знания по конкретным вопросам учебной дисциплины.
В письменной работе по теме задания студент должен полно и всесторонне рассмотреть все аспекты темы, четко сформулировать и аргументировать свою позицию по ключевым вопросам. Некоторые задания для самостоятельных работ предусматривают также обсуждение полученных результатов на практических занятиях.
При необходимости в процессе работы над заданием студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.
Выполненное задание проверяется преподавателем и оценивается .
При желании студентом может быть подготовлен реферат, по тематике предложенной в настоящей рабочей программе или по теме предложенной студентом и предварительно согласованной с преподавателем.