МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Уголовный процесс

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра уголовного процесса и криминалистики
Направление подготовки38.05.01. специальность Экономическая безопасность
СпециализацияЭкономико-правовое обеспечение экономической безопасности
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план38_05_01_Экономическая_безопасность_ЭПОЭБ-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 22,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 26 26 26 26
Сам. работа 66 64 66 64
Итого 108 106 108 106

Программу составил(и):
канд.юрид.наук., доцент, Якушева Т.В.

Рецензент(ы):
Серебряков А.А.

Рабочая программа дисциплины
Уголовный процесс

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 38.05.01 Экономическая безопасность (приказ Минобрнауки России от 14.04.2021 г. № 293)

составлена на основании учебного плана:
38.05.01 Экономическая безопасность
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра уголовного процесса и криминалистики

Протокол от 02.06.2023 г. № 09
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Давыдов С.И., д.ю.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра уголовного процесса и криминалистики

Протокол от 02.06.2023 г. № 09
Заведующий кафедрой Давыдов С.И., д.ю.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Изучение уголовно-процессуального законодательства, деятельности уполномоченных лиц, связанной с раскрытием и расследованием преступлений и рассмотрения уголовного дела в суде.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-5Способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормами профессиональной этики, нормами права, нормативными правовыми актами в сфере экономики, исключающими противоправное поведение.
ОПК-5.1 Знает правовые и этические нормы, необходимые для установления стандартов управления рисками и осуществления профессиональной деятельности
ОПК-5.2 Умеет самостоятельно работать с законодательной базой; правильно по форме и по содержанию составлять управленческие документы
ОПК-5.3 Владеет навыками использования законодательной базы и инструктивного материала в сфере экономики при решении профессиональных задач
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОК-3:современные политические, социальные и экономические процессы и проблемы их реализации.
ПСК-3:нормы Конституции РФ, кодексов, составляющими основу законодательства РФ, в целях обеспечения экономической безопасности на национальном, региональном уровне и уровне экономических субъектов, и практику их применения.
3.2.Уметь:
3.2.1.ОК-3:анализировать и прогнозировать современные политические, социальные и экономические процессы, влияющие на уголовное судопроизводство.
ПСК-3:толковать и применять нормы Конституции РФ, кодексов, составляющими основу законодательства РФ, в целях обеспечения экономической безопасности на национальном, региональном уровне и уровне экономических субъектов.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОК-3:навыками делать выводы и принимать управленческие решения по проблемам современных политических, социальных и экономических процессов.
ПСК-3:навыками управленческих решений с учетом норм Конституции РФ, кодексов, составляющими основу законодательства РФ, в целях обеспечения экономической безопасности на национальном, региональном уровне и уровне экономических субъектов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Сущность и основные понятия уголовного процесса.
1.1. Сущность и основные понятия уголовного процесса. Лекции 8 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.2. Устный опрос по теме. Практические 8 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.3. Изучение дополнительных источников по теме. Сам. работа 8 8 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Уголовное преследование. Прекращение уголовного дела и уголовного преследования.
2.1. Уголовное преследование. Прекращение уголовного дела и уголовного преследования Лекции 8 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.2. Устный опрос по теме. Практические 8 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.3. Изучение дополнительных источников по теме. Сам. работа 8 8 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Участники уголовного судопроизводства.
3.1. Участники уголовного судопроизводства. Лекции 8 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.2. Устный опрос по теме. Практические 8 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.3. Изучение дополнительных источников по теме. Сам. работа 8 8 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 4. Доказательства и доказывание.
4.1. Доказательства и доказывание. Лекции 8 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.2. Устный опрос по теме. Практические 8 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.3. Изучение дополнительных источников по теме. Сам. работа 8 8 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 5. Меры процессуального принуждения. Ходатайства и жалобы.
5.1. Меры процессуального принуждения. Ходатайства и жалобы. Лекции 8 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
5.2. Устный опрос по теме. Практические 8 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
5.3. Изучение дополнительных источников по теме. Сам. работа 8 8 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 6. Возбуждение уголовного дела. Предварительное расследование. Предварительное следствие. Дознание.
6.1. Возбуждение уголовного дела. Предварительное расследование. Предварительное следствие. Дознание. Лекции 8 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
6.2. Устный опрос по теме. Практические 8 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
6.3. Изучение дополнительных источников по теме. Сам. работа 8 8 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 7. Следственные действия.
7.1. Следственные действия Лекции 8 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
7.2. Устный опрос по теме. Практические 8 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
7.3. Изучение дополнительных источников по теме. Сам. работа 8 6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 8. Назначение судебного заседания. Подсудность уголовных дел. Судебное разбирательство. Исполнение приговора.
8.1. Назначение судебного заседания. Подсудность уголовных дел. Судебное разбирательство. Исполнение приговора. Лекции 8 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
8.2. Устный опрос по теме. Практические 8 4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
8.3. Изучение дополнительных источников по теме. Сам. работа 8 6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 9. Пересмотр вступивших и не вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений суда.
9.1. Пересмотр вступивших и не вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений суда. Устный опрос по теме. Практические 8 8 Л1.1, Л2.1, Л2.2
9.2. Изучение дополнительных источников по теме. Сам. работа 8 4 Л1.1, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ»: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=5140

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-5: Способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормами профессиональной этики, нормами права, нормативными правовыми актами в сфере экономики, исключающими противоправное поведение

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА:
1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации при осуществлении правосудия __________ использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона.
а) не допускается;
б) допускается;
в) допускается в случаях, прямо предусмотренных законом;
г) не допускается в случаях, прямо предусмотренных законом.
Правильный ответ: а.

2.Каким нормативным правовым актом могут устанавливаться иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания?
а) Конституцией Российской Федерации;
б) Федеральным законом ;
в) Указом Президента Российской Федерации;
г) УПК РФ.
Правильный ответ: б.

3.Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, __________ и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.
а) своих друзей;
б) соседей;
в) своего супруга;
г) своих детей.
Правильный ответ: в.

4.Чем охраняются права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью?
а) законом;
б) государственными органами;
в) должностными лицами;
г) судом.
Правильный ответ: а.

5. Помимо того, что государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию, оно еще и гарантирует…
а) безопасность потерпевшего;
б) неприкосновенность личности;
в) компенсацию причиненного ущерба;
г) справедливое разрешение дела.
Правильный ответ: в.

6. Доказывание – это …
а) обнаружение, закрепление и изъятие доказательств;
б) исследование доказательств в ходе судебного разбирательства;
в) оценка доказательств;
г) собирание, проверка, оценка доказательств.
Правильный ответ: г.

7. Цель доказывания – это …
а) собирание доказательств;
б) признание подсудимого виновным в совершении преступления;
в) постановление приговора;
г) получение достоверного знания о совершенном преступлении.
Правильный ответ: г.

8. Собирание доказательств в целях обеспечения экономической безопасности не осуществляется посредством …
а) следственных действий;
б) оперативно – розыскной деятельности;
в) официальных запросов, властных полномочий участников;
г) истребования следователем предметов и документов, имеющих значение для дела.
Правильный ответ: б.

9. Что из перечисленного является стадией уголовного процесса?
а) проверка сообщения о преступлении;
б) заключение под стражу;
в) утверждение прокурором обвинительного заключения;
г) исполнение приговора.
Правильный ответ: г.

10. Уголовно – процессуальный закон это…
а)нормативно – правовой акт субъекта РФ, содержащий нормы уголовно – процессуального права;
б)нормативно-правовой акт РФ, регламентирующий процедуру уголовного судопроизводства;
в) нормативно – правовой акт местного самоуправления, содержащий нормы уголовно – процессуального права;
г) Уголовный кодекс РФ
Правильный ответ: б.

11. Упрощенным порядком производства является…
а) дознание;
б) производство по делам несовершеннолетних;
в) производство в отношении отдельных категорий лиц (депутатов, судей, прокуроров);
г) предварительное следствие.
Правильный ответ: а.

12. Обеспечение права на защиту подозреваемого, обвиняемого предусматривает...
а) право подозреваемого, обвиняемого защищаться самостоятельно;
б) право на защиту подозреваемого, обвиняемого со стороны следователя, прокурора;
в) право на защиту лично либо с помощью защитника и (или) законного представителя;
г) право на участие законного представителя со стороны защиты.
Правильный ответ: в.

13. Каким участником уголовного судопроизводства может быть отец несовершеннолетнего обвиняемого?
а). следователем;
б). секретарем;
в). адвокатом – защитником;
г) экспертом.
Правильный ответ: в.

14. Защитником на стадии предварительного расследования могут быть…
а) лицо, достигшее 25-летнего возраста;
б) адвокат;
в) законный представитель
г) близкий родственник.
Правильный ответ: б.

15. К основным процессуальным функциям относятся …
а) расследование преступления;
б) прокурорский надзор за исполнением законов;
в) защита и обвинение;
г) исполнение приговора.
Правильный ответ: в.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«Зачтено»: верно выполнено 50% и более заданий;
«Не зачтено»: верно выполнено менее 50% заданий.

ПРИМЕР ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА:
1. Никто не может быть повторно осужден за ___________ преступление.
Правильный ответ: одно и то же.

2. Уголовное судопроизводство находится в ведении…
Правильный ответ: Российской Федерации.

3. Порядок уголовного судопроизводства устанавливается …
Правильный ответ: УПК РФ.

4. Кому принадлежит право последней реплики? _______________
Правильный ответ: подсудимому или его защитнику.

5. Суд ___________ ограничивать продолжительность прений сторон.
Правильный ответ: не вправе.

6. После окончания прений сторон председательствующий предоставляет подсудимому _____________.
Правильный ответ: последнее слово.

7. Перед удалением суда в совещательную комнату участникам судебного разбирательства должно быть объявлено ___________.
Правильный ответ: время оглашения приговора.

8. Суд постановляет приговор именем ____________.
Правильный ответ: Российской Федерации.

9. Если подсудимый осужден к ____________, то председательствующий разъясняет ему право ходатайствовать о помиловании.
Правильный ответ: смертной казни.

10. Адвокат допускается к участию в деле в качестве защитника по предъявлении…
Правильный ответ: ордера.

11. Кто из перечисленных лиц не является участником со стороны защиты: подозреваемый, защитник, гражданский ответчик, потерпевший, обвиняемый. Уберите лишнее.
Правильный ответ: потерпевший.

12. Судья вынес постановление о возбуждении уголовного дела по преступлению, связанному с незаконным предпринимательством. Возможно ли назвать такой судебный акт постановленным законно и почему?
Правильный ответ: нет, потому что суд не может возбуждать уголовные дела.

13. Могут ли права подозреваемого быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства?
Правильный ответ: могут быть ограничены.

14. Студент при ответе на вопрос, кто относится к стороне защиты, он указал: потерпевший, а также его представитель, гражданский истец и его представитель. Прав ли он? Если нет, укажите правильный термин.
Правильный ответ: не прав, сторона обвинения.

15. Следователь принял в пределах своей компетенции в отношении потерпевшего меры безопасности – контроль и запись телефонных переговоров – при наличии каких данных он мог это сделать?
Правильный ответ: при наличии достаточных данных.

16. Свидетель представил характеристику со своего места работы, будет ли данный документ являться доказательством по уголовному делу?
Правильный ответ: не будет являться доказательством.

17. Объяснение очевидца незаконной банковской деятельности, данное им оперативному работнику органа дознания до возбуждения уголовного дела приобщено к материалам дела, как доказательство. Верно ли поступил следователь?
Правильный ответ: указанный документ не является доказательством.

18. К материалам дела по уголовному делу о контрабанде наличных денежных средств приобщена видеопленка с изображением совершаемого преступления. Каким доказательством она будет являться?
Правильный ответ: вещественным доказательством.

19. Следователем проведен обыск в жилище подозреваемого, на основании какого документа может быть проведено указанное следственное действие?
Правильный ответ: только на основании судебного решения.

20. Возможно ли определение места проведения проверки показаний следователем? Кто должен определять это место?
Правильный ответ: участник процесса, чьи показания будут проверяться.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
«Отлично («Зачтено»)»: Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо («Зачтено»)»: Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом, владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно («Зачтено»)»: Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно («Не зачтено»)»: Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 1 теоретический вопрос и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА:
1. Понятие и назначение уголовного процесса. Соотношение с правосудием.
2. Источники уголовно-процессуального права.
3. Понятие и система стадий уголовного процесса. Типы уголовного процесса.
4. Действие уголовно-процессуального закона во времени, пространстве и по кругу лиц.
5. Принципы уголовного судопроизводства: понятие, значение, система.
6. Обеспечение подозреваемому, обвиняемому права на защиту.
7. Тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.
8. Язык судопроизводства.
9. Уголовное преследование: понятие, виды.
10. Право на обжалование действий и решений.
11. Презумпция невиновности.
12. Свобода оценки доказательств.
13. Суд: состав, полномочия.
14. Органы дознания. Дознаватель. Начальник органа дознания, начальник подразделения дознания.
15. Следователь. Руководитель следственного органа.
16. Прокурор в уголовном процессе.
17. Основание и порядок отвода участников уголовного судопроизводства.
18. Подозреваемый.
19. Обвиняемый.
20. Потерпевший.
21. Понятие доказательств и их источников.
22. Классификация доказательств.
23. Субъекты доказывания.
24. Заключение эксперта, специалиста. Показания эксперта, специалиста.
25. Вещественные доказательства.
26. Понятие и виды мер пресечения.
27. Заключение под стражу.
28. Поводы и основания к возбуждению уголовного дела.
29. Предварительное расследования: понятие, значение, формы.
30. Подследственность: понятие, виды.
31. Срок предварительного следствия, продление.
32. Допрос свидетелей, потерпевших. Очная ставка.
33. Допрос обвиняемого, подозреваемого.
34. Экспертиза.
35. Следственный эксперимент. Проверка показаний на месте.
36. Привлечение в качестве обвиняемого. Изменение и дополнение обвинения.
37. Контроль и запись переговоров.
38. Основания и порядок приостановления уголовного дела.
39. Обвинительное заключение. Действия прокурора по делу, поступившему с обвинительным заключением.
40. Ознакомление участников с материалами предварительного расследования.
41. Окончание дознания. Обвинительный акт.
42. Порядок назначения судебного заседания. Виды решений суда. Предварительное слушание.
43. Общая характеристика частей судебного разбирательства.
44. Виды приговоров. Основания постановления.
45. Порядок постановления приговора. Вопросы, разрешаемые судом при постановлении приговора.
46. Производство в суде апелляционной инстанции: основания, порядок производства, решения.
47. Понятие и значение стадии исполнения приговора.
48. Производство в суде кассационной инстанции: основания, порядок производства, решения.
49. Производство в суде надзорной инстанции: основания, порядок производства, решения.
50. Возобновление производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.
51. Особенности производства по применению принудительных мер медицинского характера.
52. Особенности производства по делам несовершеннолетних.
53. Особенности производства у мирового судьи.
54. Особенности производства в суде присяжных.
55. Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц.
56. Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА:
1. Агапов и Лапина обвиняются в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 186 УК РФ. Они изготавливали и сбывали гражданам фальшивые монеты «царской чеканки» достоинством в 10 рублей. В ходе судебного разбирательства государственный обвинитель пришел к убеждению, что данные судебного следствия не подтвердили предъявленного подсудимой Лапиной обвинения. В этой связи государственный обвинитель отказался от ее обвинения. Однако суд не принял во внимание доводы обвинителя, продолжил разбирательство уголовного дела и вынес обвинительный приговор в отношении подсудимых.
Рассмотрите данную ситуацию с позиции осуществления государственным обвинителем и судом уголовно-процессуальных функций.

2. Прокурору поступило от следователя уголовное дело для утверждения обвинительного заключения и направления дела в суд (ст. 221 УПК РФ). Внимательно ознакомившись с его материалами, прокурор выявил в нем целый ряд грубых нарушений: не подписан протокол допроса обвиняемого Кузмина, не вынесено постановление о признании потерпевшим Иванова, наложение ареста на имущество Кузмина произведено без судебного решения.
Проанализируйте ст.ст. 174 и 190; ст. 42; ч. 2 ст. 29 УПК РФ и на этой основе оцените действия следователя с точки зрения соблюдения уголовно-процессуальной формы. Дайте понятие уголовно-процессуальной формы.

3. В одном из вынесенных по уголовному делу уголовно-процессуальных актов следователь в обоснование принятого решения указал на положение, содержащееся в постановлении Пленума Верховного Суда РФ. Прокурор указал следователю, что постановления Пленума ВС РФ не являются источниками уголовно-процессуального права и ссылаться на них в уголовно-процессуальных актах нельзя.
Правильны ли указания прокурора?
Изменится ли решение, если следователь сошлется на приказ или инструкцию Генерального прокурора РФ либо на соответствующий акт Министра внутренних дел РФ?
Какие нормативно-правовые акты выступают в качестве источников уголовно-процессуального права?

4. Алиев, обвиняемый в убийстве, совершенном с особой жестокостью, скрылся от следствия. 29 июня 2002 г. прокурор санкционировал постановление следователя о заключении Алиева под стражу. 20 июля 2002 г. Алиев был задержан и заключен под стражу. По мнению защитника Алиева, арест Алиева произведен незаконно, поскольку после начала действия УПК РФ с 1 июля 2002 года заключение под стражу возможно только по судебному решению.
Возможно ли заключение под стражу на основании постановления, санкционированного прокурором, учитывая, что после 1 июля 2002 г. избрать меру пресечения в виде заключения под стражу возможно только по решению суда?

5. Следователь отдела по расследованию преступлений на территории Промышленного района СУ при УВД по городу Оренбургу возбудил уголовное дело. При производстве расследования возникла необходимость проведения ряда следственных действий в г. Баку (Республика Азербайджан).
Уголовно-процессуальным законодательством какого государства необходимо руководствоваться при производстве следственных действий за пределами РФ?

6. 9 мая несовершеннолетний Васильев Г.В. возвращался из школы домой. Около подъезда его остановили двое парней и потребовали деньги и мобильный телефон. Васильев им ответил отказом. В результате был сильно избит. По данному факту возбуждено уголовное дело, а Васильев признан потерпевшим. Его законными представителями были признаны родители. В ходе расследования выяснилось, что оба родителя отрицательно влияют на потерпевшего, злоупотребляют спиртными напитками и не в состоянии надлежащим образом защитить его законные интересы.
Как должен поступить в сложившейся ситуации следователь?

7. Во время распития спиртных напитков между Гавриловым и Смолиным возникла ссора, в результате которой Гаврилов нанес несколько ножевых ранений Смолину. Последний от полученных повреждений скончался по дороге в больницу.
Кого должен признать следователь потерпевшим?

8. Оперуполномоченный Абагян вызвал на допрос Арутюняна. На допросе выяснилось, что свидетель плохо владеет русским языком. Для экономии времени оперуполномоченный решил выполнить и функции переводчика.
Можно ли в данном случае говорить о нарушении принципа уголовного процесса и какого именно?

9. В постановлении о прекращении уголовного дела по ст. 28 УПК (в связи с деятельным раскаянием) следователь указал, что виновность Бутина в совершении кражи собранными по делу доказательствами доказана, но, учитывая обстоятельства, указанные в ст. 75 УК, виновный может быть освобожден от уголовной ответственности.
Бутин, не возражая против прекращения дела по этому основанию, тем не менее, в своей жалобе на имя прокурора просил отменить постановление, поскольку следователь назвал его виновным в совершении преступления. В соответствии же с принципом презумпции невиновности решение вопроса о виновности отнесено только к компетенции суда.
Можно ли в данном случае говорить о нарушении принципа презумпции невиновности?

10. Эксперт-криминалист ЭКЦ ГУВД по Алтайскому краю Королев В.И. принимал участие в осмотре места происшествия, помогая следователю обнаружить и изъять следы преступления.
Какое процессуальное положение занимает в данной ситуации сотрудник ЭКЦ?

11. Следователь СУ СК РФ Дорофеев М.Ю. после проведения предварительного следствия по факту убийства из корыстных побуждений направил уголовное дело с обвинительным заключением прокурору.
В каком составе и в суде будет рассматриваться данное уголовное дело?

12. В районный суд поступило ходатайство органа расследования об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу обвиняемому Романову, а также о даче судом разрешения на производство следующих следственных действий: обыска по месту жительства обвиняемого, очной ставки между обвиняемым и потерпевшим, следственного эксперимента и дополнительного осмотра места происшествия, которым является жилище потерпевшего.
Какие из названных решений правомочен принять суд в ходе досудебного производства?

13. Расследуя уголовное дело о нарушении правил дорожного движения, повлекшем смерть двух лиц, следователь усомнился в правильности показаний одного из свидетелей, который якобы с большого расстояния в сумерках видел детали происшествия и номер автомашины, сбившей потерпевших. На запрос следователя местное отделение гидрометеослужбы представило справку, где содержатся сведения о времени захода солнца, положении и фазе луны, температуре воздуха, облачности, осадках, направлении ветра во время, которое интересует следователя.
Можно ли считать эту справку доказательством по уголовному делу в соответствии с определением понятия доказательств в законе?

14. При личном обыске Макеева, задержанного по подозрению в убийстве, обнаружен пистолет марки «ПМ». Документ на право хранения и ношения огнестрельного оружия у него имелся. Следователь изъял пистолет и указал об этом в протоколе личного обыска. В тот же день была назначена баллистическая экспертиза с целью выяснения, не из этого ли пистолета был произведен выстрел.
Правильно ли поступил следователь. Может ли изъятый пистолет стать доказательством? Дайте характеристику вещественного доказательства.

15. По уголовному делу по обвинению Антонова в ограблении Трушковой к делу были приобщены золотое кольцо и норковая шуба потерпевшей, справка о предыдущей судимости обвиняемого, характеристика с места работы, а также письмо, которое обвиняемый пытался переслать из следственного изолятора своему брату, с просьбой склонить свидетелей и потерпевшую к изменению ранее данных ими показаний.
Что из перечисленного будет являться доказательством по делу и к каким видам их следует отнести?
В каких случаях документ является самостоятельным доказательством?

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 под ред. В. П. Божьева Уголовный процесс: учебник М.: Юрайт, 2022 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Томин В.Т. - отв. ред., Зинченко И.А. - отв. ред. УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ. ПРОБЛЕМНЫЕ ЛЕКЦИИ В 2 Т. ТОМ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Томин В.Т. - отв. ред., Зинченко И.А. - отв. ред. УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ. ПРОБЛЕМНЫЕ ЛЕКЦИИ В 2 Т. ТОМ 2. ДОСУДЕБНОЕ И СУДЕБНОЕ ПРОИЗВОДСТВО 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: М.:Издательство Юрайт, 2023 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 официальный сайт Конституционного Суда РФ www.ksrf.ru
Э2 официальный сайт Верховного Суда РФ www.supcourt.ru
Э3 Электронный курс на Едином образовательном портале АлтГУ "Уголовный процесс" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MicrosoftOffice,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
213С учебный зал судебных заседаний - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 50 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; компьютер: марка ASUS модель P8B75-M; проектор: марка Epson - 1 единица; герб, флаг РФ; стол и кресла для судей; стол для адвоката; стол для прокурора; стол секретаря судебного заседания; трибуна; юридическая литература (кодексы)
212С лаборатория криминалистической методики - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 30 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; компьютер: марка ASUS модель P8B75-M - 1 единица; проектор: марка Epson - 1 единица; телевизор - Samsung - 1 шт.; плеер DVD - Samsung - 1 шт.; видеомагнитофон - Sony - 1 шт.
402С кабинет тактико-специальной подготовки - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 30 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; кафедра; плакат Стратегическое ориентирование на местности в военных условиях
208С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 15 единиц

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Учебный курс по дисциплине "Уголовный процесс" реализуется на основе общих методических принципов в сочетании с методиками использования информационных ресурсов. При этом особое внимание уделяется работе обучащихся с информационно-поисковыми заданиями, дальнейшее развитие получают навыки сбора, хранения, обработки информации, применению полученных знаний в проектно-учебной, исследовательской деятельности на уровне профильной подготовки. Работа с различными информационными ресурсами рационально перемежается беседой с преподавателем, обсуждением в группах, записями в тетрадях, игровыми элементами.
Наиболее эффективный алгоритм работы с электронными ресурсами: восприятие информации, её анализ и проверка понимания, самооценка (рефлексия), определение дальнейшего маршрута продвижения в учебном материале.
Организационные формы обучения:
• контактная работа с преподавателем в рамках аудиторных практических занятий;
• индивидуальная и индивидуализированная система: при работе с практическими заданиями;
• групповая работа: при выполнении заданий общего блока, на основании демонстрации которого организуется обсуждение в группах общей проблемы либо мини-задач, являющихся составной частью общей учебной задачи; возможна также организация работы групп обучащихся по индивидуальным заданиям;
• самостоятельная работа по изучению нового материала, отработке учебных навыков и навыков практического применения приобретённых знаний; выполнение индивидуальных заданий творческого характера;
• внеаудиторная работа, исследовательская работа.
При подготовке к занятиям следует проработать рекомендованную литературу и дополнить конспект. После изучения вопросов темы и их уяснения следует решить задачи по практикуму с обоснованием принимаемых решений.
При освоении дисциплины используются активные и интерактивные формы.
На лекционных занятиях: проблемная лекция.
На практических занятиях: устные опросы.
На самостоятельной работе: выполнение докладов, рефератов, решение ситуационных задач.
В необходимых случаях (это касается спорных положений законодательства, положений, критикуемых в юридической литературе) студентам следует также высказать существующие в правовой науке точки зрения. Кроме этого, при анализе законодательства необходимо критически оценить положение той или иной правовой нормы и, если это требуется, высказать свое мнение, как можно было бы её изменить.
Если у студентов в процессе самостоятельной подготовки возникают трудности с усвоением материала они должны в установленные часы прийти на консультацию и вместе с преподавателем найти правильный ответ. При этом консультация должна строиться таким образом, что преподаватель не читает лекцию, а помогает студенту найти правильное решение, аргументировать его.