МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Риск менеджмент

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Направление подготовки38.05.01. специальность Экономическая безопасность
СпециализацияЭкономико-правовое обеспечение экономической безопасности
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость8 ЗЕТ
Учебный план38_05_01_Экономическая_безопасность_ЭПОЭБ-2023
Часов по учебному плану 288
в том числе:
аудиторные занятия 114
самостоятельная работа 120
контроль 54
Виды контроля по семестрам
экзамены: 7, 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) 4 (8) Итого
Недель 15,5 22,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 16 16 28 28 44 44
Практические 26 26 44 44 70 70
Сам. работа 39 39 81 81 120 120
Часы на контроль 27 27 27 27 54 54
Итого 108 108 180 180 288 288

Программу составил(и):
кандидат экономических наук, доцент, Бутакова Марина Михайловна

Рецензент(ы):
д.э.н., Зав.каф., Шваков Евгений Евгениевич

Рабочая программа дисциплины
Риск менеджмент

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 38.05.01 Экономическая безопасность (приказ Минобрнауки России от 14.04.2021 г. № 293)

составлена на основании учебного плана:
38.05.01 Экономическая безопасность
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 27.05.2022 г. № 9
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.э.н., доцент Рудакова О.Ю.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 27.05.2022 г. № 9
Заведующий кафедрой к.э.н., доцент Рудакова О.Ю.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.1 - сформировать теоретические и практические навыки по выявлению, оценке рисков и способов их снижения в процессах разработки и принятия управленческих решений;
2 - овладеть навыками применения основных методов снижения степени риска при принятии управленческих решений, связанных с деятельностью организации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-5Способен проводить экономические расчеты, направленные на идентификацию, анализ и оценку рисков
ПК-5.1 Знает характеристики ситуации неопределенности, основные принципы оценки риска; современные информационные системы и технологии управления рисками и возможности их применения; стратегии, методы управления рисками и варианты их применения
ПК-5.2 Умеет осуществлять расчеты, прогнозировать, тестировать и верифицировать методики управления рисками с учетом отраслевой специфики, включая проекты в рамках государственно-частного партнерства
ПК-5.3 Владеет навыками оценки эффективности воздействия на риск: выбор варианта или метода воздействия на риск, подготовка и внедрение планов воздействия на риск
ПК-5.4 Владеет навыками построения карты риска и методами подготовки и внедрения планов воздействия на риск целях обеспечения экономической безопасности
ПК-6Способен определять и контролировать цели, основные мероприятия и ключевые индикаторы на основе отчетности по вопросам обеспечения системы управления рисками, экономической безопасности и устойчивого развития социально-экономических систем и процессов организаций
ПК-6.1 Знает основные положения теории рисков, теории корпоративных финансов; принципы и индикаторы устойчивого развития организации и социальной ответственности; структуру программы управления рисками, последовательность применения контрольных процедур управления рисками
ПК-6.2 Выявляет причины отклонений, владеет навыками устранения нарушений и недостатков системы управления рисками
ПК-6.3 Умеет анализировать и объединять потенциальные возможности управления рисками сточки зрения социального, экономического, нормативно-законодательного, экологического и технологического контекста для создания долгосрочной стоимости
ПК-6.4 Владеет навыками контроля и мониторинга исполнения стратегии развития, направленной на долгосрочное устойчивое развитие счётом принципов социальной ответственности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-5.1. Знает характеристики ситуации неопределенности, основные принципы оценки риска; современные информационные системы и технологии управления рисками и возможности их применения; стратегии, методы управления рисками и варианты их применения
ПК-6.1. Знает основные положения теории рисков, теории корпоративных финансов; принципы и индикаторы устойчивого развития организации и социальной ответственности; структуру программы управления рисками, последовательность применения контрольных процедур управления рисками


3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-5.2. Умеет осуществлять расчеты, прогнозировать, тестировать и верифицировать методики управления рисками с учетом отраслевой специфики
ПК-6.3. Умеет анализировать и объединять потенциальные возможности управления рисками с точки зрения социального, экономического, нормативно- законодательного, экологического и технологического контекста для создания долгосрочной стоимости
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-5.3. Владеет навыками оценки эффективности воздействия на риск: выбор варианта или метода воздействия на риск, подготовка и внедрение планов воздействия на риск
ПК-5.4. Владеет навыками построения карты риска и методами подготовки и внедрения планов воздействия на риск в целях обеспечения экономической безопасности
ПК-6.2. Выявляет причины отклонений, владеет навыками устранения нарушений и недостатков системы управления рисками

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Концептуальные основы управления рисками
1.1. Концептуальные основы управления рисками Лекции 7 8 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-6.4, ПК-5.4 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.2. Концептуальные основы управления рисками Практические 7 8 ПК-5.3, ПК-6.1, ПК-6.4 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.3. Концептуальные основы управления рисками Сам. работа 7 20 ПК-5.3, ПК-6.1, ПК-6.4 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
Раздел 2. Организация процесса управления рисками
2.1. Организация процесса управления рисками Лекции 7 8 ПК-5.3, ПК-6.1, ПК-6.4 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
2.2. Организация процесса управления рисками Практические 7 18 ПК-5.3, ПК-6.1, ПК-6.4 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
2.3. Организация процесса управления рисками Сам. работа 7 19 ПК-5.3, ПК-6.1, ПК-6.4 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
Раздел 3. Система количественных оценок рисков
3.1. Система количественных оценок риска Лекции 8 10 ПК-5.3, ПК-6.1, ПК-6.4 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
3.2. Система количественных оценок риска Практические 8 10 ПК-5.3, ПК-6.1, ПК-6.4 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
3.3. Система количественных оценок риска Сам. работа 8 22 ПК-5.3, ПК-6.1, ПК-6.4 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
Раздел 4. Учет рисков при принятии управленческих решений
4.1. Учет рисков при принятии управленческих решений Лекции 8 10 ПК-5.3, ПК-6.1, ПК-6.4 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
4.2. Учет рисков при принятии управленческих решений Практические 8 22 ПК-5.3, ПК-6.1, ПК-6.4 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
4.3. Учет рисков при принятии управленческих решений Сам. работа 8 36 ПК-5.3, ПК-6.1, ПК-6.4 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
Раздел 5. Способы снижения рисков и оценка их эффективности
5.1. Способы снижения рисков и оценка их эффективности Лекции 8 8 ПК-5.3, ПК-6.1, ПК-6.4 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
5.2. Способы снижения рисков и оценка их эффективности Практические 8 12 ПК-5.3, ПК-6.1, ПК-6.4 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
5.3. Способы снижения рисков и оценка их эффективности Сам. работа 8 23 ПК-5.3, ПК-6.1, ПК-6.4 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Оценочные материалы для текущего контроля (контрольные вопросы, практические задания) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=5635 и https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4295

Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Проверяемая компетенция ПК-6: Способен определять и контролировать цели,основные мероприятия и ключевые индикаторы на основые отчетности по вопросам обеспечения системы управления рисками,экономической безопасности и устойчивого развития
Тест. Возможен один или несколько правильных ответов.
1. Риск – это:
а) неблагоприятное событие, влекущее за собой убыток;
б) все предпосылки, способные негативно повлиять на достижение стратегических целей в течение определенного временного промежутка;
в) вероятность наступления стихийных бедствий либо технических аварий;
г) вероятность провала программы продаж;

2. Подразделение рисков на спекулятивные и чистые основано на:
а) классификации субъектов риска;
б) классификации объектов риска;
в) характере оценки риска;
г) характере последствий риска.

3. По сфере возникновения выделяют следующие типы рисков:
а) производственный риск;
б) внешний риск;
в) страхуемый риск;
г) финансовый риск;

4. Финансовые риски подразделяют:
а) валютные;
б) торговые;
в) инвестиционные;
г) транспортные.

5. Валютный риск связан с:
а) покупкой и продажей валют;
б) любыми потерями, обусловленными изменением курса иностранной валюты;
в) обменом одной иностранной валюты на другую;
г) ошибками при расчете кросс-курсов.

6. Инфляционный риск – это:
а) риск увеличения темпов инфляции;
б) риск опережения роста доходов темпом их обесценивания;
в) риск инфляционных ожиданий;
г) риск возникновения разницы в темпах инфляции на разных рынках сбыта.

7. Вероятность в процессе оценки риска объективным методом – это:
а) отношение числа совершившихся событий к числу предпринятых попыток;
б) отношение числа предпринятых попыток к числу совершившихся событий;
в) число совершившихся событий;
г) число предпринятых попыток.

8. Объективный метод определения вероятности основан на:
а) экспертных оценках;
б) вычислении частоты, с которой происходят некоторые события;
в) комбинировании вычисления частоты, с которой происходят некоторые события, с экспертными оценками;
г) нет верного ответа.

9.Субъективный метод определения вероятности основан на:
а) экспертных оценках;
б) вычислении частоты, с которой происходят некоторые события;
в) комбинировании вычисления частоты, с которой происходят некоторые события, с экспертными оценками;
г) нет верного ответа.

10. Сущность фактора риска заключается:
а) в опасности предпринимательской деятельности;
б) в наличии фактора неопределенности в предпринимательстве;
в) в негативном влиянии различных факторов на предпринимателя

11.Внешние аспекты фактора риска это:
а) непредвиденные изменения макросреды финансового предпринимательства;
б) негативное воздействие органов власти;
в) непредвиденные изменения микросреды финансового предпринимательства.

12. К макроэкономическим рискам относятся:
а) риски, связанные сфункционированием мировой экономики в целом,
б) риски, связанные с функционированием экономической системы, данного государства,
в)формируемые на уровне отдельных отраслей экономики,
г) внешние для предприятия риски;

13. Критическим считается риск:
а) связанный с опасностью потерь в размере произведенных затрат на осуществление проекта;
б) связанный с опасностью в размере, равном стоимости всего имущественного состояния организации,
в) связанный с опасностью потерь в размере меньшем либо на уровне ожидаемой прибыли от реализации того или иного проекта
г) связанный с опасностью потерь от событий природного характера;

14. К производственным рискам относятся:
а)риски при транспортировке товара, заключающиеся в хищении или потере товара, утрате товаром качественных свойств,
б) риски, связанные с убытками от остановки производства по различным причинам,
в) риски, связанные с неадекватным использованием техники и технологии,
г) риски, связанные с задержкой платежей за товар.

15.Управление риском – это:
а) отказ от рискованного проекта;
б) комплекс мер, направленных на снижение вероятности реализации риска;
в) комплекс мер, направленных на компенсацию, снижение, перенесение, принятие риска или уход от него;
г) комплекс мероприятий, направленных на подготовку к реализации риска.

16. Организации, специализирующиеся на создании новых или радикальных преобразований старых сегментов рынка, называются:
а) коммутанты;
б)виоленты;
в) патиенты;
г) эксплеренты.
17. Организации, находящиеся на этапе зрелости, занимающие стабильное положение на рынке, называются:
а) коммутанты;
б)виоленты;
в) патиенты;
г) эксплеренты
18. Наименьший риск испытывают организации:
а) коммутанты;
б)виоленты;
в) патиенты;
г) эксплеренты
19. Методы управления рисками, предполагающие исключение рисковых ситуаций из бизнеса, носят название:
а) методы диссипации риска;
б) методы компенсации риска;
в) методы уклонения от риска;
г) методы локализации риска.
20. Методы управления рисками, относящиеся к упреждающим методам управления, носят название:
а) методы диссипации риска;
б) методы компенсации риска;
в) методы уклонения от риска;
г) методы локализации риска.
21.Методы управления рисками, предполагающие распределение риска между стратегическими партнерами, носят название:
а) методы диссипации риска;
б) методы компенсации риска;
в) методы уклонения от риска;
г) методы локализации риска.
22. Интеграция, предполагающая объединение с поставщиками – это:
а) вертикальная регрессивная (обратная) интеграция;
б) вертикальная прогрессивная (прямая) интеграция;
в) горизонтальная интеграция;
г) круговая интеграция.
23. Объединение организаций, осуществляющих разные виды деятельности для достижения совместных стратегических целей – это:
а) вертикальная регрессивная (обратная) интеграция;
б) вертикальная прогрессивная (прямая) интеграция;
в) горизонтальная интеграция;
г) круговая интеграция.
24. При использовании метода «Передача риска» покрытие убытка происходит за счет:
а) самострахования;
б) займа;
в) резервов;
г) страхования.
25. Согласно принципу Вальда ЛПР выбирает:
а) наилучший в лучших условиях реализации вариант;
б) наилучший в наихудших условиях реализации вариант;
в) наименьшее значение из максимальных рисков.
26. Согласно принципу максимакса ЛПР выбирает:
а) наилучший в лучших условиях реализации вариант;
б) наилучший в наихудших условиях реализации вариант;
в) наименьшее значение из максимальных рисков.
27. К составляющим затрат на риск относятся:
1. затраты на меры экологической защиты,
2. неизбежные убытки по видам риска, которые не охвачены страхованием;
3. текущие расходы
4. затраты на оплату труда аппарата сотрудников отдела риск-менеджмента.
28. К источникам вторичной информации относятся:
1. опросы,
2. данныемеждународныхэкономическихорганизаций,
3. законодательные и нормативные документы органов законодательной и исполнительной власти,
4. данные Государственного комитета статистики Российской Федерации,
5. переписи,
6. специализированные коммерческие базы данных по отраслям, рынкам,
7. специальные выборочные обследования
8. специализированныеделовыепериодическиеиздания.

29. Что из перечисленного не является элементом системы риск-менеджмента?
а) выявление расхождений в альтернативах риска;
б) разработка планов, позволяющих действовать оптимальным образом в ситуации риска;
в) разработка конкретных мероприятий, направленных на минимизацию или устранение негативных последствий;
г) учет психологического восприятия рискованных проектов;
д) ни один из вариантов не является элементом системы риск-менеджмента;
е) все перечисленное является элементами системы риск-менеджмента.
30. Организации, находящиеся в процессе активного роста и развития, называются:
а) коммутанты;
б)виоленты;
в) патиенты;
г) эксплеренты
31. Организации в период старения и упадка называются:
а) коммутанты;
б)виоленты;
в) патиенты;
г) эксплеренты
32. Наибольший риск испытывают организации:
а) коммутанты;
б)виоленты;
в) патиенты;
г) эксплеренты
33. Методы управления рисками, основанные на четкой идентификации источников риска, носят название:
а) методы диссипации риска;
б) методы компенсации риска;
в) методы уклонения от риска;
г) методы локализации риска.
34. Методы управления рисками, связанные с передачей наиболее рискованной части проекта венчурной компании, носят название:
а) методы диссипации риска;
б) методы компенсации риска;
в) методы диверсификации;
г) методы локализации риска.
35. Интеграция, предполагающая объединение с конкурентами – это:
а) вертикальная регрессивная (обратная) интеграция;
б) вертикальная прогрессивная (прямая) интеграция;
в) горизонтальная интеграция;
г) круговая интеграция.
36. Процесс снижение риска за счет увеличения разнообразия видов деятельности, рынков сбыта или каналов поставок носит название:
а) конвергенция;
б) фокусирование;
в) диверсификация;
г) дифференцирование.
37. К составляющим затрат на риск относятся:
1. затраты на противопожарную безопасность, безопасность служащих,
2. неизбежные убытки по видам риска, которые не охвачены страхованием;
3. текущие расходы
4. налоги
5. страховые премии – выплачиваются страховым компаниям при страховании собственности, убытков по прибыли и ответственности по обязательствам.
38. Интеграция, подразумевающая объединение с посредниками, образующими дистрибьюторскую сеть по сбыту продукции предприятия – это:
а) вертикальная регрессивная (обратная) интеграция;
б) вертикальная прогрессивная (прямая) интеграция;
в) горизонтальная интеграция;
г) круговая интеграция.
39.Субъективное отношение ЛПР к риску учтено в:
а) критерии Сэвиджа;
б) критерии Вальда;
в) критерии Гурвица.
40. Согласно принципу Сэвиджа ЛПР выбирает:
а) наилучший в лучших условиях реализации вариант;
б) наилучший в наихудших условиях реализации вариант;
в) наименьшее значение из максимальных рисков.
41. В рамках метода минимизации риска к диверсификации относят:
а) лимитирование инвестиционных средств;
б) взаимодействие с несколькими поставщиками;
в) резервирование на случай непредвиденных расходов;
г) самострахование.
42. К источникам первичной информации относятся:
1. данные международных экономических организаций,
2. законодательные и нормативные документы органов законодательной и исполнительной власти,
3. опросы,
4. данные Государственного комитета статистики Российской Федерации,
5. переписи
6. специализированные коммерческие базы данных по организациям, регионам,
7. специализированныеделовыепериодическиеиздания,
з. специальные выборочные обследования
Правильные варианты ответов: 1-а, 2- г, 3-а, г, д, 4-а,в, 5- б, 6- б, 7- а, 8- б, 9-а, 10-б, 11-а, 12-б, 13-а, 14- б, в, 15-в, 16-г,17-б, 18-б, 19-в, 20-а,в,г, 21-а, 22-а, 23-г, 24-г, 25-б, 26-а, 27-а,б,г, 28-б,в,г,з, 29-е,30-в, 31-а, 32-г, 33-г, 34-а, 35-в, 36-в, 37-а,б,д, 38-б, 39-в, 40-в, 41-б, 42-в,д,з.
Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается в 1 балл. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно менее 60% заданий.

Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом)
1) Впервые понятие риска и предпринимательской функции было связано ________________ (Р. Кантильоном).
2) Понятия "производства на заказ" и "производство на рынок" относительно теории разделил риска___________________ (фон Мангольдт).
3) Математический признак, означающий возможность рассчитать частоту наступления события при наличии достаточного количества статистических данных, называется ________________(вероятностью события).
4) Вероятность, базирующаяся на расчете частоты, с которой наступает событие, называется _____________ (объективной вероятностью).
5) Вероятность, основанная на предположении о возможности получения данного результата, называется_____________(субъективной вероятностью).
6) Риски, характерные для производственной деятельности и связанные с убытками от остановки производства по различным причинам, а также с неадекватным использованием техники и технологии, основных и оборотных фондов, производственных ресурсов и рабочего времени, называются ____________ (производственными рисками).
7) Риски, сопутствующие строительству новых объектов, их дальнейшей эксплуатации, проектированию продукции и технологических процессов, называются _____________ (техническими рисками).
8) Риски, возникающие при вложении предпринимательской фирмой средств в производство новых товаров и услуг, которые, возможно, не найдут ожидаемого спроса на рынке, называются _______________(инновационными рисками).

Проверяемая компетенция ПК-5: Способен проводить экономические расчеты, направленные на идентификацию, анализ и оценку риска
Тест. Возможен один или несколько правильных ответов.

1. Оценка последствий, вероятности и уровня риска по шкале «высокий», «средний» и «низкий» является результатом:
1. качественной оценки риска;
2. количественной оценки риска;
3. реагирования на риск.
2. Начальным этапом анализа и оценки риска является:
1. Идентификация риска;
2. Обоснование целей и задач, планирование работ;
3. Оценка методов управления;
4. Оценка вероятности.
3. Предварительным этапом анализа и оценки риска является:
1. Идентификация риска;
2. Обоснование целей и задач анализа, планирование работ;
3. Оценка методов управления;
4. Анализ и оценка вероятности.
4. Риск, остающийся после принятия руководством мер по реагированию на риск, называется:
1. присущим риском;
2. остаточным риском;
3. риск-аппетитом;
4. ожидаемым риском.
5. Под зоной критического риска понимается область:
1. В пределах которой данный вид предпринимательской деятельности сохраняет свою экономическую целесообразность, т.е. потери имеют место, но они меньше ожидаемой прибыли;
2. В пределах которой ожидаются нулевые или даже отрицательные (превышение прибыли над ожидаемой) потери;
3. В пределах которой возможны потери, превышающие величину ожидаемой прибыли и достигающие в пределе сумму затрат и прибыли.
6. Под зоной катастрофического риска понимается область:
1. В пределах которой данный вид предпринимательской деятельности сохраняет свою экономическую целесообразность, т.е. потери имеют место, но они меньше ожидаемой прибыли;
2. В пределах которой ожидаются потери, которые в максимуме могут достигать величины, равной всему собственному капиталу, имущественному состоянию фирмы или превосходить его;
3. В пределах которой возможны потери, превышающие величину ожидаемой прибыли и достигающие в пределе сумму затрат и прибыли.
7. Под зоной допустимого риска понимается область:
1. в пределах которой данный вид предпринимательской деятельности сохраняет свою экономическую целесообразность, т.е. потери имеют место, но они меньше ожидаемой прибыли;
2. В пределах которой ожидаются нулевые или даже отрицательные (превышение прибыли над ожидаемой) потери;
3. В пределах которой возможны потери, превышающие величину ожидаемой прибыли и достигающие в пределе сумму затрат и прибыли.
8. Неполучение доходов вследствие перерыва в хозяйственной деятельности по различным причинам называется:
1. Прямым ущербом;
2. Моральным ущербом;
3. Косвенным ущербом.
9. Концепцией, оценивающей риск как часть более общего экономического исследования затрат и прибыли, является:
1. Экономическая;
2. Социальная;
3. Психологическая;
4. Технократическая.
10. Концепцией, оценивающей риск через следующие основные элементы: источник опасности, опасное событие, вредные и поражающие факторы, объект воздействия и ущерб, является:
1. Экономическая;
2. Социальная;
3. Психологическая;
4. Технократическая.
11. Отличием социологической концепции оценки риска от психологической является:
1. Изучение предпочтений;
2. Изучение групповых ценностей и интересов;
3. Изучение экономических последствий опасных событий.
12. Согласованность мнений экспертов, оценивающих причины риска, может быть оценена с помощью:
1. Коэффициента корреляции,
2. Коэффициента эластичности;
3. Коэффициента конкордации;
4. Коэффициента вариации.
13. Карточки Кроуфорда относятся к:
1. Методам экстраполяции;
2. Методам коллективных экспертных оценок;
3. Методам последовательных сравнений;
4. Методам индивидуальных экспертных оценок.
14. Метод коллективного экспертного поискового прогнозирования, основанный на выявлении согласованной оценки экспертной группы путем анонимного опроса экспертов в несколько туров, предусматривающий сообщение экспертам результатов предыдущего тура с целью дополнительного обоснования оценки экспертов в последующем туре, называется:
1. Карточки Кроуфорда;
2. Мозговая атака;
3. Метод Дельфи;
4. Метод последовательных сравнений.
15. К детерменированным методам оценки риска относятся:
1. Метод контрольных карт;
2. Метод Дельфи;
3. Метод «Что будет, если…»;
4. Метод финансовых коэффициентов.
16. Зависимость результатов деятельности организации от позитивных и негативных факторов позволяет оценить:
1. Экстраполяция;
2. Корреляционно-регрессионный анализ;
3. Сети Байеса;
4. Метод парных сравнений.
17. К статистическим критериям оценки риска относятся:
1. Коэффициент вариации;
2. Среднеквадратическое отклонение;
3. Дисперсия;
4. Коэффициент ликвидности.
18. Статистически критерием, характеризующим относительное отклонение индивидуальных значений от среднего, является:
1. Среднеквадратическое отклонение;
2. Коэффициент вариации;
3. Дисперсия;
4. Среднее значение.
19. Финансовую устойчивость предприятия характеризуют коэффициенты:
1. Коэффициент текущей ликвидности;
2. Коэффициент автономии;
3. Коэффициент капитализации;
4. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами.
20. К логико-графическим методам оценки риска относятся:
1. Анализ дерева отказов;
2. Анализ дерева событий;
3. Метод контрольных карт;
4. Метод экстраполяции.
21. К логико-графическим методам оценки риска относятся:
1. Метод контрольных карт;
2. Диаграмма Иссикавы;
3. Анализ дерева решений;
4. Корреляционно-регрессионный анализ.
22. Методами анализа риска, в которых информация представляется в виде схем, что облегчает ее восприятие и анализ являются:
1. Статистические методы;
2. Детерменированные методы;
3. Логико-графические методы;
4. Вероятностно-эвристические методы.
23. Диаграмма состояний и переходов, которая является графическим представлением функционирования системы и моделирует аспекты надежности поведения системы во времени, является базовым элементом:
1. Метода Монте-Карло;
2. Байесовского анализа;
3. Марковского анализа;
4. Детерменированных методов.
24. Последовательность переходов состояний системы изучает:
1. Байесовский анализ;
2. Марковский анализ;
3. Метод Монте-Карло;
4. Дерево событий.
25. Метод, объединяющий информацию об априорной и апостеорной вероятности, называется:
1. Байесовский анализ;
2. Марковский анализ;
3. Метод Монте-Карло;
4. Метод логико-графического анализа.
26. Вероятность, присвоенная событию при отсутствии знания, поддерживающего его наступление (до проведения эксперимента или расчетов):
1. Априорная вероятность;
2. Объективная вероятность;
3. Статистическая вероятность;
4. Апостериорная вероятность.
27. Генератор случайных чисел используется для оценки риска методом:
1. Байесовский анализ;
2. Марковский анализ;
3. Метод Монте-Карло;
4. Методы логико-графического анализа.
28. Метод Монте-Карло является:
1. Экспертным методом;
2. Методом имитационного моделирования;
3. Логико-графическим методом;
4. Статистическим методом.
Правильные варианты ответов: 1-а, 2-а, 3-б,4-б,5-в,6-б,7-а,8-с,9-а,10-г,11-б, 12-в,13-б, 14-в, 15-а,в, 16- б, 17-а,б,в, 18-б, 19-б,в,г, 20-а,б, 21-б,в, 22-в, 23-в, 24-б, 25-а,26-а, 27-в, 28-б.
Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается в 1 балл. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно менее 60% заданий.

Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом)
1. Анализ, имеющий целью определить факторы, области и виды рисков, называется __________________ (качественным анализом).
2. Анализ, имеющий целью количественно определить размеры отдельных рисков и риска предприятия в целом, называется __________________ (количественным анализом).
3. Обоснования целей и задач анализа риска, планирования работпо его проведению является содержанием ______________(предварительного) этапа оценки риска.
4. Список рисков с описанием их основных качественных характеристик: причины, условия, последствий и ущербадолжен стать результатом этапа ______________ (идентификации рисков).
5. Риск для организации при отсутствии действий со стороны руководства по изменению вероятности или степени влияния данного рисканазывается ______________ (присущий риск).
6. Риск, остающийся после принятия руководством мер по реагированию на рискназывается ______________ (остаточный риск).
7. Концепция, в рамках которой анализ риска рассматривается как часть более общего экономического исследования затрат и прибыли, называется ______________ (экономическая концепция).
8. Безрисковой зоной называется область управленческих решений, в которой уровень потерь меньше _________ (нуля).
9. Область потерь, которые по своей величине превосходят критический уровень, ожидаемую выручку и в максимуме могут достигать величины, равной всему собственному капиталу, имущественному состоянию фирмы или превосходить его, называется ______________ (зоной катастрофического риска).
10. Потери основных и оборотных фондов, физический ущерб персоналу, физический и имущественный ущерб третьим лицам называют _____________ (прямыми потерями).
11. Неполучение доходов вследствие перерыва в хозяйственной деятельности по различным причинам называют ___________ (косвенными потерями).
12. Личностное свойство индивида, связанное с такими чертами характера, как независимость, склонность доминировать, импульсивность, желание принимать рискованные решения и не бояться потерять существующие материальные блага ради чего-то большего, называют ________ (склонностью к риску).
13. Социальная интерпретация нежелательных последствий с учетом групповых ценностей и интересов лежит в основе ______________ (социологической (культурологической)) концепции риска.
14. Коэффициентом, оценивающим степень согласованности мнений экспертов при оценке степени значимости факторов риска, выступает коэффициент____________ (конкордации).
15. Величина среднего абсолютного отклонения от среднего значения показателя оценивается показателем ___________________ (среднего квадратического отклонения).
16. Величина среднего относительного отклонения от среднего значения показателя оценивается коэффициентом ____________ (вариации).
17. Степень зависимости показателей оценивает коэффициент ___________________ (корреляции).
18. Инструментом продуктивного творческого мышления, когда информация представляется в виде схем, что облегчает ее восприятие и анализ являются методы _______________(логико-графического анализа).
19. Диаграмма состояний и переходов, которая является графическим представлением функционирования системы и моделирует аспекты надежности поведения системы во времени лежит в основе методов ______________( марковского анализа).
20. Случайный процесс в какой либо физической системе, обладающий следующим свойством: для любого момента вероятность состояния системы в будущем зависит только от состояния в настоящем и не зависит от того, когда и каким образом система пришла в это состояние называется _____________ (марковским) процессом.
21. Если коэффициент корреляции принимает ____________(отрицательное) значение, связь между параметрами является обратной.
22. Если коэффициент корреляции принимает ____________(положительное) значение, связь между параметрами является прямой.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не пре6дусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Экзаменационная оценка определяется как средняя арифметическая из текущей оценки за работу в семестре и оценок, полученных на экзамене за тест, практическое задание и теоретический вопрос. В случае получения баллов равных 2,5; 3,5 или 4,5, определяющей является оценка за работу в семестре.
Вопросы к экзамену 1 семестр
1. Сущность риска.
2. Основные термины и определения теории рисков.
3. Риск и предпринимательство.
4. Взгляды Ф. Найта на риск.
5. Характеристика взглядов Н.Лумана на риск.
6. Риск и принятие решений. Риск и социум.
7. Объективная и субъективная вероятность.
8. Неопределенность. Виды неопределенности
9. Внешние факторы риска
10. Внутренние факторы риска
11. Классификации рисков
12. Характеристика рискапо масштабу объекта риска, уровню принятия решений
13. Характеристика риска по тяжести последствий.
14. Производственные риски. Технические риски.
15. Производственные риски, связанные с осуществлением действующих технологических процессов.
16. Транспортные риски. Распределение транспортных рисков между продавцом и покупателем
17. Транспортные риски. Зависимость риска от вида груза и вида транспорта
18. Торговые и маркетинговые риски
19. Политические риски
20. Природные риски
21. Финансовые риски, связанные с покупательной способностью денег
22. Финансовые риски, связанные с вложением капитала
Вопросы к экзамену. Оценка и управление рисками (2 семестр)
1. Роль государства в управлении рисками
2. Контроль в управлении рисками
3. Мониторинг в управлении рисками
4. Внешние коммуникации в управлении рисками
5. Внутренние коммуникации в управлении рисками
6. Информационное обеспечение управления рисками. Требования к информации в управлении и рисками
7. Информационное обеспечение управления рисками. Источники и виды информации.
8. Методы финансирования риска
9. Процесс выбора способа реагирования на риск
10. Уклонение от риска как метод управления рисками.
11. Перераспределение риска как метод управления рисками.
12. Принятие риска как метод управления рисками.
13. Сокращение риска как метод управления рисками.
14. Стратегические и тактические цели управления рисками.
15. Компоненты процесса управления рисками.
16. Сущность и задачи управления рисками.
17. Управление рисками и стадии жизненного цикла организации.
18. Управление рисками и стадии жизненного цикла продукции.
19. Назначение анализа и оценки риска
20. Виды анализа риска
21. Этапы анализа и оценки риска
22. Назначение идентификации риска
23. Способы идентификации риска
24. Методологические подходы к выявлению рисков
25. Классификации методов анализа и оценки рисков
26. Выбор методов оценки рисков
27. Анализ первопричины в оценке рисков.
28. Индексы риска.
29. Матрицы оценки последствий и вероятностей в оценке рисков.
30. Марковский анализ.
31. Имитационное моделирование. Метод Монте-Карло.
32. Байесовский анализ и Сеть Байеса.
33. Анализ "дерева отказов (неисправностей)"
34. Анализ деревьев событий
35. Анализ «Дерева решений»
36. Анализ диаграммы Исикавы (причинно-следственный анализ)
37. Анализ «галстук-бабочка»
38. Общая характеристика статистических методов оценки риска.
39. Оценка динамики. Экстраполяция трендов. Сущность и место в оценке рисков.
40. Оценка взаимосвязей. Корреляционно-регрессионный анализ. Однофакторные и многофакторные модели. Лаговые модели.
41. Статистические критерии оценки рисков
42. Анализ финансовых коэффициентов
43. Экспертные методы количественной оценки риска.
44. Экспертные методы качественной оценки риска.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Пфейфер, Любовь Николаевна Управление рисками на предприятии : учеб. пособие АлтГУ. - Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2014, http://elibrary.asu.ru/handle/asu/241
Л1.2 С.Н. Воробьев, К.В. Балдин Управление рисками : учебное пособие М. : Юнити-Дана, 2017 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Вяткин, В. Н. Риск-менеджмент : учебник М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/4627F69F-8A78-4F2B-BA77-0FBA1599D0AC.
Л2.2 Воронцовский, А. В. Управление рисками : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/E098C311-CAA9-4FD5-AC72-5F801419DD64.
Л2.3 Д. Гэлаи, М. Кроуи, В. Б. Минасян, Р. Марк Основы риск-менеджмента : Серия : Бакалавр. Академический курс М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/B09D2080-475C-4D6A-A567-EC01EE10B8CD.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.ecsocman.edu.ru – Федеральный образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент»
Э2 http://elibrary.ru – Научная электронная библиотека
Э3 http://www.i-u.ru – Русский Гуманитарный Интернет-Университет
Э4 http://www.lib.asu.ru – Сайт научной библиотеки АлтГУ
Э5 http://www.gumer.info – Электронная библиотека Гумер
Э6 http://www.isras.ru – Сайт Института социологии РАН
Э7 http://sophist.hse.ru – Единый архив социологических и экономических данных
Э8 Курс в МУДЛ portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.
Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные и практические занятия. Последовательность проведения данных занятий, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов.
В ходе лекционных занятий необходимо вести конспектирование учебного материала, обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций.
Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в рабочей программе.Результат такой работы должен проявиться в способности свободно ответить на теоретические вопросы,обсуждаемые на практическом занятии, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания.
Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса, является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных, правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы.
Цель самостоятельной работы - закрепить полученные знания на лекционных и практических занятиях, углубить и расширить их, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющих содержание курса.
При необходимости в процессе самостоятельной работы студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.