МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Диагностика антикризисного управления

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Направление подготовки38.05.01. специальность Экономическая безопасность
СпециализацияЭкономико-правовое обеспечение экономической безопасности
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план38_05_01_Экономическая_безопасность_ЭПОЭБ-2023
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 81
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 9

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 5 (9) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 28 28 28 28
Практические 44 44 44 44
Сам. работа 81 81 81 81
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
к.э.н., доцент, Абрамов Н.М.

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Горбунова А.Ю.

Рабочая программа дисциплины
Диагностика антикризисного управления

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 38.05.01 Экономическая безопасность (приказ Минобрнауки России от 14.04.2021 г. № 293)

составлена на основании учебного плана:
38.05.01 Экономическая безопасность
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 27.05.2022 г. № 9
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.э.н., доцент, Рудакова О.Ю.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 27.05.2022 г. № 9
Заведующий кафедрой к.э.н., доцент, Рудакова О.Ю.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса – дать студентам комплекс экономических знаний и практических навыков о методах и приемах диагностики антикризисного управления и определение путей выхода или предотвращения кризисного состояния по результатам диагностики.
Задачи курса:
– оценить деятельность предприятия с целью выявления кризисного состояния;
– сформировать новое мышление в отношении принципов формирования и использования информационной базы и выбора направления диагностики;
– изучить формы, методы и правила проведения диагностики кризисного состояния деятельности предприятия;
– рассмотреть критерии и показатели, используемые в диагностике кризисного состояния деятельности организации;
– научить разрабатывать и выбирать пути совершенствования деятельности предприятия по результатам диагностики.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-6 Способен определять и контролировать цели, основные мероприятия и ключевые индикаторы на основе отчетности по вопросам обеспечения системы управления рисками, экономической безопасности и устойчивого развития социально-экономических систем и процессов организаций
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-6.1. Знаетосновные положения теории рисков, теории корпоративных финансов; принципы и индикаторы устойчивого развития организации и социальной ответственности; структуру программы управления рисками, последовательность применения контрольных процедур управления рисками

3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-6.3. Умеет анализировать и объединять потенциальные возможности управления рисками с точки зрения социального, экономического, нормативно- законодательного, экологического и технологического контекста для создания долгосрочной стоимости
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-6.2. Выявляет причины отклонений, владеет навыками устранения нарушений и недостатков системы управления рисками
ПК-6.4. Владеет навыками контроля и мониторинга исполнения стратегии развития, направленной на долгосрочное устойчивое развитие с учетом принципов социальной
ответственности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Сущность диагностики в системе антикризисного управления.
1.1. Понятие и характеристики антикризисного управления. Диагностика в системе антикризисного управления. Лекции 9 4 ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.2. Понятие и характеристики антикризисного управления. Диагностика в системе антикризисного управления. Практические 9 8 ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.3. Понятие и характеристики антикризисного управления. Диагностика в системе антикризисного управления. Сам. работа 9 16 ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Методы диагностики антикризисного управления
2.1. Экспресс-диагностика финансового состояния предприятия. Методы рейтинговой оценки финансово-экономического состояния Лекции 9 6 ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.2. Экспресс-диагностика финансового состояния предприятия. Методы рейтинговой оценки финансово-экономического состояния Практические 9 8 ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.3. Экспресс-диагностика финансового состояния предприятия. Методы рейтинговой оценки финансово-экономического состояния Сам. работа 9 16 ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.4. Методы рейтинговой оценки финансово-экономического состояния Лекции 9 8 ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.5. Методы рейтинговой оценки финансово-экономического состояния Практические 9 8 ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.6. Методы рейтинговой оценки финансово-экономического состояния Сам. работа 9 16 ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Комплексные подходы к диагностики антикризисного управления
3.1. Комплексные подходы к диагностики антикризисного управления Лекции 9 4 ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.2. Комплексные подходы к диагностики антикризисного управления Практические 9 10 ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.3. Комплексные подходы к диагностики антикризисного управления Сам. работа 9 16 ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.4. Стратегическая диагностика Практические 9 10 ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.5. Стратегическая диагностика Лекции 9 6 ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.6. Стратегическая диагностика Сам. работа 9 17 ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Веснин В. Р. , Юрьева Т. В. Антикризисное управление: Учебно-практическое пособие из университетской библиотеки "Online" М.: Евразийский открытый институт/http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=90672, 2011 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ануфриева, Ирина Юрьевна Управление персоналом: кадровые стратегия и политика, маркетинг персонала, мотивация и стимулирование труда, адаптация и развитие персонала, антикризисное управление персоналом: практикум АлтГУ. - Барнаул: Изд-во АлтГУ - https:://elibrary.asu.ru/handle/asu/3351, 2014 elibrary.asu.ru
Л2.2 Ануфриева И.Ю. Управление персоналом: кадровые стратегия и политика, маркетинг персонала, мотивация и стимулирование труда, адаптация и развитие персонала, антикризисное управление персоналом : практикум : Учеб. пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ. То же [Электронный ресурс] - https://elibrary.asu.ru/handle/asu/3351 , 2014 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 КонсультантПлюс : справочно-правовая система [Электронный ресурс]
Э2 Гарант:справочно-правовая система [Электронный ресурс]
Э3 ЭБС Университетская библиотека online
Э4 ЭБС Университетская библиотека "Лань"
Э5 Курс на образовательном портале portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.
Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические (лабораторные) занятия. Последовательность проведения данных занятий, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов.
В ходе лекционных занятий необходимо вести конспектирование учебного материала, обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций.
Практическое (лабораторное) занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.Результат такой работы должен проявиться в способности свободно ответить на теоретические вопросы,обсуждаемые на практическом занятии, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания.
Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса, является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных, правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы.
Цель самостоятельной работы - закрепить полученные знания на лекциях, практических (лабораторных) занятиях, углубить и расширить их, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющих содержание курса.
При необходимости в процессе самостоятельной работы студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.