МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социологии и конфликтологии
Направление подготовки39.03.01. Социология
ПрофильСоциология маркетинга и рекламы
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость9 ЗЕТ
Учебный план39_03_01_Социология_СМиР-2023
Часов по учебному плану 324
в том числе:
аудиторные занятия 108
самостоятельная работа 105
индивидуальные консультации 84
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) Итого
Недель 16 19,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 26 26 26 26 52 52
Практические 28 28 28 28 56 56
Сам. работа 8 8 97 97 105 105
Консультации 10 10 74 74 84 84
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 72 72 252 252 324 324

Программу составил(и):
канд.социол.наук, доцент, Замятина Ольга Николаевна

Рецензент(ы):
канд. социол. наук, доцент, Нагайцев В.В.

Рабочая программа дисциплины
Социология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 39.03.01 Социология (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 75)

составлена на основании учебного плана:
39.03.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 26.04.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Нагайцев В.В., канд.социол.наук, доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 26.04.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Нагайцев В.В., канд.социол.наук, доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.рассмотреть теоретические основы и закономерности становления и развития социологической науки, выделить ее специфику, раскрыть принципы соотношения методологии и методов социологического познания

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2Способен к социологическому анализу и научному объяснению социальных явлений и процессов на основе научных теорий, концепций, подходов
ОПК-2.1 Знает научные теории, концепции, подходы в социологии
ОПК-2.2 Умеет описывать социальные исследования и процессы на основе объективной безоценочной интерпретации эмпирических данных
ОПК-2.3 Владеет навыком проведения социологического анализа и научного объяснения социальных явлений и процессов на основе научных теорий, концепций, подходов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает специфику социологического анализа и научного объяснения социальных явлений
3.2.Уметь:
3.2.1.Умеет описывать социальные исследования и процессы на основе объективной безоценочной интерпретации эмпирических данных
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеет навыками объяснения социальных явлений и процессов на основе концепций и объяснительных моделей социологии

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Возникновение и развитие социологии как науки. Общие вопросы истории и теории социологии
1.1. Социология как наука об обществе Лекции 1 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1
1.2. Социология как наука об обществе Практические 1 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1
1.3. Социология как наука об обществе Сам. работа 1 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1
1.4. Историко-социологическое введение Лекции 1 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1
1.5. Историко-социологическое введение Практические 1 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1
1.6. Историко-социологическое введение Сам. работа 1 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Социологическое исследование социальных систем
2.1. Общество как социокультурная система Лекции 1 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1
2.2. Общество как социокультурная система Практические 1 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1
2.3. Общество как социокультурная система Сам. работа 1 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1
2.4. Социальная структура и стратификация общества Лекции 1 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1
2.5. Социальная структура и стратификация общества Практические 1 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1
2.6. Социальная структура и стратификация общества Сам. работа 1 0 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1
2.7. Социальные институты и организации Лекции 1 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1
2.8. Социальные институты и организации Практические 1 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1
2.9. Социальные институты и организации Сам. работа 1 0 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1
2.10. Социальные общности и группы Лекции 1 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1
2.11. Социальные общности и группы Практические 1 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1
2.12. Социальные общности и группы Сам. работа 1 0 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1
2.13. Личность и ее социализация Лекции 1 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1
2.14. Личность и ее социализация Практические 1 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1
2.15. Личность и ее социализация Сам. работа 1 0 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Специальные социологические теории
3.1. Социология образования Лекции 1 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1
3.2. Социология образования Практические 1 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1
3.3. 0 Сам. работа 1 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1
3.4. Социология рекламы, коммуникаций Лекции 1 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1
3.5. Социология рекламы, коммуникаций Практические 1 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1
3.6. Социология рекламы, коммуникаций Сам. работа 1 0 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1
3.7. Консультации 1 10 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3
3.8. Социология семьи Лекции 2 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1
3.9. Социология семьи Практические 2 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1
3.10. Социология семьи Сам. работа 2 16 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1
3.11. Социология культуры Лекции 2 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1
3.12. Социология культуры Практические 2 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1
3.13. Социология культуры Сам. работа 2 16 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1
3.14. Социология города Лекции 2 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1
3.15. Социология города Практические 2 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1
3.16. Социология города Сам. работа 2 16 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1
3.17. Социология предпринимательства Лекции 2 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1
3.18. Социология предпринимательства Практические 2 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1
3.19. Социология предпринимательства Сам. работа 2 8 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1
3.20. Социология труда Лекции 2 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1
3.21. Социология труда Практические 2 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1
3.22. Социология труда Сам. работа 2 8 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1
3.23. Социология конфликта Лекции 2 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1
3.24. Социология конфликта Практические 2 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1
3.25. Социология конфликта Сам. работа 2 8 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Теория, методология и методика социологических исследований
4.1. Программа социологического исследования Лекции 2 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1
4.2. Программа социологического исследования Практические 2 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1
4.3. Программа социологического исследования Сам. работа 2 9 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1
4.4. Методы социологических исследований Лекции 2 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1
4.5. Методы социологических исследований Практические 2 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1
4.6. Методы социологических исследований Сам. работа 2 16 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1
4.7. Консультации 2 74 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1
4.8. Экзамен 2 27 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Тестовые задания (выбор одного из вариантов)
1. Социальный процесс – это:
a) последовательная смена явлений, состояний, изменений в обществе;
b) естественный постепенный объективный процесс изменения системы, преобразующий ее элементы;
c) комплекс спланированных мероприятий, направленных на частичное усовершенствование, преобразование какой - либо сферы общества.
2. Направленные социальные процессы – это:
a) социальные процессы, предполагающие определенную цель или тенденцию в своем движении;
b) социальные процессы, которые носят случайный, хаотичный и непредсказуемый характер;
c) социальные процессы, которые предполагают развитие в сторону улучшения, усовершенствования, прогресса.
3. Социальное явление по П. Сорокину – это:
a) взаимодействие двух или большего числа индивидов, обуславливающих переживания и поведение друг друга; наличие актов, посредством которых они обусловливают взаимные переживания и поступки; наличие проводников, передающих действие или влияние от одного индивида к другому;
b) взаимодействие с окружающей средой, которое конкретизируется как в субъект-субъектных, так и в субъект-объектных отношениях;
c) система взаимосвязанных актов и поступков, ориентированных на прошлое, настоящее или ожидаемое в будущем поведение других людей и воздействующих на них.
4. Кто является автором драматургической концепции в социологии:
a) А. Шюц;
b) Ч. Кули;
c) И. Гофман.
5. Автором теории социального действия является:
a) Ф. Ницше;
b) М. Вебер;
c) Э. Дюркгейм.
6. Социологическое исследование – это:
a) сбор первичной социологической информации;
b) описывает элементы изучаемого явления или процесса, но и позволяет выяснить причины, лежащие в его основе;
c) система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, подчиненных единой цели: получить точные объективные данные об изучаемом социальном явлении.
7. Интерпретация эмпирических данных – это:
a) процедура соотнесения результатов одного исследования с результатами других исследований;
b) процесс приписывания содержательного смысла полученным в результате применения математического метода формальным символам, выражениям, отношением;
c) интегральная характеристика, содержащая качество цели, средств, процесса и результата исследования и зависящая от каждого из этапов исследования.
8. Какие вопросы называются «закрытыми»:
a) вопросы, на которые респондент уже дал ответы;
b) вопросы, ответы на которые нужно выбрать из фиксированных наборов вариантов;
c) вопросы, ответы на которые даются анонимно.
9. «Область социологического знания, ориентированная на изучения крупномасштабных социальных явлений». К какой части социологии относится данное положение?
a) макросоциология;
b) микросоциология;
c) эмпирическая социология.
10. Понятие идеального типа как инструмента изучения социальных явлений ввел в научный оборот:
a) Г. Спенсер;
b) М. Вебер;
c) К. Маркс.
11. Социология способна на основе эмпирического материала и теоретических обобщений предвидеть возможные варианты развития социальных процессов. О какой функции социологии как науки идет речь?
a) теоретико-познавательной;
b) прогностической;
c) гуманистической.
12. Что понимается в социологии под операционализацией:
a) процедура перевода теоретических понятий в переменные и эмпирические индикаторы;
b) определение последовательности действий по реализации исследовательского проекта;
c) процедура перевода теоретических гипотез в эмпирические данные.
13. Что в социологии понимается под репрезентативностью:
a) характеристика эмпирических данных, указывающая на их точность и наглядность;
b) характеристика метода сбора данных, указывающая на его адекватность предмету исследования;
c) характеристика выборки, указывающая на ее способность представлять генеральную совокупность.
14. Предмет социологии – это:
a) личность;
b) совокупность социальных явлений и процессов;
c) общество.
Ключ к тестам
№ Ответ
1 А
2 А
3 А
4 С
5 В
6 С
7 В
8 В
9 А
10 В
11 В
12 А
13 С
14 В

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно выполнено менее 60% заданий.

Открытые вопросы
1. Социальные процессы находятся во всех обществах и выступают как упорядоченная форма________взаимодействия (социального)
2. Функционирование и развитие общества происходят в_______ формах социальных процессов, характеризующих субъектно-объектные связи и отношения во всех сферах деятельности людей (различных)
3. Важнейшими чертами социальных процессов является их всеобщность и связь, с _________, который осуществляет процесс (субъектом)
4. Социальные процессы, предполагающие определенную цель или тенденцию в своем движении называются ___________(направленные)
5. Социальные процессы, которые носят случайный, хаотичный и непредсказуемый характер называются _________(ненаправленные)
6. Социальные процессы, которые предполагают развитие в сторону улучшения, усовершенствования, прогресса называются _______(восходящими)
7. Социальные процессы, приводящие систему к негативным дисфункциональным изменениям – регрессу называются ____________(нисходящие)
8. Простейшим социальным явлением сторонники органической школы считали человеческого________(индивида)
9. По мнению социолога_________социальное явление представляет собой взаимодействие двух или большего числа индивидов, обуславливающих переживания и поведение друг друга; наличие актов, посредством которых они обусловливают взаимные переживания и поступки; наличие проводников, передающих действие или влияние от одного индивида к другому (П. Сорокина)
10. Метод научного познания, состоящий в мысленном разложении предмета социологического исследования как целого на составные части с целью изучения их конкретного содержания и взаимодействия – это социологический _______(анализ)
11. Укажите, кем введено понятие «социология»____________ (О. Контом)
12. Социология – это_________(самостоятельная наука об обществе как целостной социальной системе, ее подсистемах и отдельных элементах)
13. И. Гофман является автором, какой концепции в социологии__________(драматургической)
14. Кому из социологов принадлежит концепция механической и органической солидарности___________ (Э. Дюркгейм)
15. Кто является автором концепции социологического воображения_____(Ч. Миллс)
16. Сколько разделов в программе социологического исследования ____? (два)
17. Основателем органической школы в социологии является___________(Г. Спенсер)
18. Процесс приписывания содержательного смысла полученным в результате применения математического метода формальным символам, выражениям, отношением называется ____________( интерпретация эмпирических данных)
19. Стратегия поведения в конфликте, при которой происходит урегулирование разногласий через взаимные уступки – это ______(компромисс)
20. Несовпадение целей и интересов людей или соответствующих социальных групп – это социальный ________(конфликт)
21. Совокупность статистических и документальных данных, социологических показателей и индикаторов развития изучаемых явлений и процессов характеризует _________социальную информацию (эмпирическую)
Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.




5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце первого семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) и экзамена в конце второго семестра. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 40 вопросов.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.
Для экзамена: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А. И. Кравченко Социология : учебник и практикум для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/271CD108-E337-49B4-95F8-FF0BA69B7C6D
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Козлова М.А., Шушанян Н.Р., Багдасарьян Н.Г. - под общ. ред. СОЦИОЛОГИЯ 2-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС "Юрайт" biblio-online.ru
Э2 ЭБС "Университетская библиотека online" biblioclub.ru
Э3 Курс в moodle «Социология» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
2.Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ)(http://wciom.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
- На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
- На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
- Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
- В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
- Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
- Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
- Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
- На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
- Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
- В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/).
- В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
- Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
- Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
- При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
- Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов в РПД.
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
- Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
- Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.