МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социальная антропология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социологии и конфликтологии
Направление подготовки39.03.01. Социология
ПрофильСоциология маркетинга и рекламы
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план39_03_01_Социология_СМиР-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 39
индивидуальные консультации 6
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 39 39 39 39
Консультации 6 6 6 6
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.ф.н., Профессор, Попов Е.А.

Рецензент(ы):
к.с.н., Зав. каф, Нагайцев В.В.

Рабочая программа дисциплины
Социальная антропология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 39.03.01 Социология (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 75)

составлена на основании учебного плана:
39.03.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 26.04.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2026 уч. г.

Заведующий кафедрой
Нагайцев В.В., к.с.н.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 26.04.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Нагайцев В.В., к.с.н.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Сформулировать целостное представление о социальной антропологии как науке, ее теоретико-методологических особенностях и основных проблемах

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-5Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
УК-5.1 Знает основные подходы к изучению культурных явлений; многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии во временной ретроспективе, формы межкультурного взаимодействия; особенности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира
УК-5.2 Применяет знания особенностей межкультурного взаимодействия в практической деятельности; критически осмысливает и формирует собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни с учетом их культурно исторической обусловленности
УК-5.3 Владеет нормами взаимодействия и толерантного поведения в условиях культурного, религиозного, этнического, социального многообразия современного общества
УК-5.4 Владеет приемами презентации результатов собственных теоретических изысканий в области межкультурного взаимодействия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные подходы к изучению культурных явлений; многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии во временной ретроспективе, формы межкультурного взаимодействия; особенности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира.
3.2.Уметь:
3.2.1.применять знания особенностей межкультурного взаимодействия в практической деятельности; критически осмысливает и формирует собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни с учетом их культурно-исторической обусловленности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.нормами взаимодействия и толерантного поведения в условиях культурного, религиозного, этнического, социального многообразия современного общества.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в курс "Социальная антропология"
1.1. Антропология как комплексное учение о человеке. Разделы антропологии Лекции 3 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Антропология как комплексное учение о человеке. Разделы антропологии Практические 3 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.3. Антропология как комплексное учение о человеке. Разделы антропологии Сам. работа 3 4 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.4. Проблема социоантропогенеза в антропологии Лекции 3 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.5. Проблема социоантропогенеза в антропологии Практические 3 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.6. Проблема социоантропогенеза в антропологии Сам. работа 3 4 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.7. Человек и грани его экзистенции в смысловом пространстве бытия Лекции 3 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.8. Человек и грани его экзистенции в смысловом пространстве бытия Практические 3 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.9. Человек и грани его экзистенции в смысловом пространстве бытия Сам. работа 3 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.10. Homo faber и Homo sapiens как грани человеческой экзистенции Лекции 3 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.11. Homo faber и Homo sapiens как грани человеческой экзистенции Практические 3 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.12. Homo faber и Homo sapiens как грани человеческой экзистенции Сам. работа 3 3 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.13. Человек играющий в смысловом пространстве бытия Лекции 3 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.14. Человек играющий в смысловом пространстве бытия Практические 3 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.15. Человек играющий в смысловом пространстве бытия Сам. работа 3 4 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.16. Человек любящий. Лики и грани любви Лекции 3 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.17. Человек любящий. Лики и грани любви Практические 3 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.18. Человек любящий. Лики и грани любви Сам. работа 3 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.19. Человек агрессивный Лекции 3 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.20. Человек агрессивный Практические 3 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.21. Человек агрессивный Сам. работа 3 4 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.22. Человек перед лицом смерти Лекции 3 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.23. Человек перед лицом смерти Практические 3 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.24. Человек перед лицом смерти Сам. работа 3 4 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.25. Человек и мир природы: культурно-исторические архетипы взаимодействия Лекции 3 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.26. Человек и мир природы: культурно-исторические архетипы взаимодействия Сам. работа 3 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.27. Человек и мир природы: культурно-исторические архетипы взаимодействия Практические 3 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.28. Человек в социальном мире: бинарная оппозиция «мы и они» Сам. работа 3 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.29. Миф как способ бытия человека в мире Сам. работа 3 4 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.30. Обряды перехода и их роль в жизни человека Сам. работа 3 4 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.31. Экзамен 3 27 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.32. Консультации 3 6 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л2.1, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценка сформированности компетенции
УК-5 УК – 5. Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социальноисторическом, этическом и философском контекстах
УК-5.1. Знает основные подходы к изучению культурных явлений; многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии во временной ретроспективе, формы межкультурного взаимодействия; особенности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира.
УК-5.2. Применяет знания особенностей межкультурного взаимодействия в практической деятельности; критически осмысливает и формирует собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни с учетом их культурно-исторической обусловленности.
УК-5.3. Владеет нормами взаимодействия и толерантного поведения в условиях культурного, религиозного, этнического, социального многообразия современного общества.
Примеры заданий закрытого типа
1. Наиболее вероятной прародиной первых прямоходящих гоминид является:
а) Австралия;
б) Азия;
в) Африка;
г) Европа.
2. Гоминидная триада включает:
а) прямохождение;
б) маленькие клыки;
в) трудовую кисть;
г) большой мозг;
д) отсутствие хвоста.
3. Прямохождение возникло:
а) 23–24 млн. лет назад;
б) 11–12 млн. лет назад;
в) 6–7 млн. лет назад;
г) 1,5–2 млн. лет назад;
д) 600–800 тыс. лет назад.
4. Формируется специфическая галечная культура:
а) австралопитеки;
б) дриопитеки;
в) архантропы;
г) парантропы;
д) кроманьонцы.
5. Новое человеческое качество – альтруизм:
а) австралопитеки;
б) древние люди;
в) человек современного типа;
г) синантропы.
6. К ‘ранним Homo’ относится:
а) ‘Человек умелый’;
б) ‘Человек работающий’;
в) ‘Человек прямоходящий’;
г) ‘Человек рудольфский’.
7. Согласно концепции сетевидной эволюции, гоминидные признаки возникали:
а) единым комплексом;
б) независимо в разных группах;
в) в пяти главных центрах;
г) в двух главных центрах.
8. Архантропы заселяли:
а) только Африку;
б) Африку и Европу;
в) Европу и Азию;
г) Африку, Европу и Азию;
д) Африку, Европу, Азию и Австралию.
9. Наскальное искусство появилось:
а) около 800 тыс. лет назад с возникновением архантропов;
б) около 300 тыс. лет назад с возникновением палеоантропов;
в) около 65 тыс. лет назад у неандертальцев Европы;
г) около 40 тыс. лет назад с появлением современного типа человека.
10. Ранние неандертальцы, наиболее вероятно, являлись:
а) специализированной группой;
б) прямыми предками современного человека;
в) предками Homo erectus;
г) человекообразными обезьянами
11. В структуру жизненной среды человека не входит
а) социосфера
б) территория
в) стратосфера
г) биосфера
12. Антропогенная нагрузка – это …:
а) негативное влияние человека на природу
б) негативное влияние экологической ситуации на человека
в) позитивное преобразование природы
г) тяжесть жизни человека как биологического существа
13. Личное пространство человека не включает в себя
а) интимную зону
б) управленческую зону
в) личную зону
г) социальную зону
14. Атрибутами жизненной среды человека является:
а) пространство, время
б) время, ареал обитания
в) пространство, скорость
г) территория, время
15. Социальная антропология – это наука о…
а) культурном многообразии
б) культуре древних времен
в) цивилизации
г) формах общественного устройства

Ключ к тестам
№ вопроса Ответ № вопроса Ответ
1 в 11 В
2 а 12 в
3 в 13 б
4 в 14 г
5 в 15 а
6 г
7 а
8 в
9 г
10 в

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

Примеры заданий открытого типа
1. __________________ ясно высказался в пользу биогенетической природы агрессивности человека, заявляя, что «пагубный по своим размерам агрессивный инстинкт, который как дурное наследие и по сей день сидит у нас, людей, в крови», был пронесен через многие тысячелетия как результат генетической селекции.
Ответ: К. Лоренц
2. "Влечение к агрессии" как агрессивный инстинкт "социализировавшегося животного" в качестве основного биологического инстинкта выводит австрийский этолог…
Ответ: К. Лоренц
3. 3. "Качественные характеристики" людей — это характеристики ...
Ответ: которыми они обладают от рождения
4. "Личность является носителем ценностей, которые постигаются благодаря любви, направленной на личность и представляющей собой интенциональное переживание", — утверждал…
Ответ: М. Шелер
5. "Пансексуализмом" называют:
Ответ: концепцию З. Фрейда
6. "Совокупностью компонентов, взаимодействие которых порождает новые (интегративные) качества, не присущие ее образующим" является:
Ответ: система
7. А. Колберг установил три стадии моральной социализации — это стадии ...
Ответ: доморальная, конвенциальная, моральная
8. Автор «Футурошока», «Экоспазма» — работ, получивших на Западе широкую известность как прогнозы — предостережения человечеству об угрозе бесконтрольного развития науки и техники, — американский социолог…
Ответ: А. Тоффлер
9. Автор высказывания «как у отдельного человека, так и в развитии всего человечества только любовь как культурный фактор действовала в смысле поворота от эгоизма к альтруизму»
Ответ: З. Фрейд
10. Автор высказывания о том, что всякое отклонение от культурной нормы есть нормальная реакция нормальных людей на ненормальные условия.
Ответ: Р. Мертон
11. Автор книги «Моисей и монотеизм», описавший в ней процессы коллективной психологии.
Ответ: З. Фрейд
12. Автор книги «Становление индустриального общества» (1973 год), важной для понимания идеи информационного общества?
Ответ: Д. Белл
13. Автор концепции когнитивного развития как цепи последовательных стадий социализации личности, швейцарский психолог.
Ответ: Ж. Пиаже
14. Автор цитаты «Имея в руках атомные бомбы, а в центральной нервной системе — эндогенные агрессивные инстинкты вспыльчивой обезьяны, современное человечество основательно утратило свое равновесие»
Ответ: К. Лоренц
15. Авторами наиболее влиятельной современной теории социальной стратификации, согласно которой социальный порядок в обществе основан на распределении индивидов по социальным статусам в соответствии с их функциональными возможностями, являются…
Ответ: К. Дэвис, У. Мур
16. Автором книги «Происхождение видов путем естественного отбора, или сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь» является
Ответ Ч. Дарвин
17. Автором книги «Человек. Его природа и место в мире» (1940) является:
Ответ: А. Гелен
18. Автором теории социальной стратификации, согласно которой стратификация в обществе может быть трех видов: экономической, политической и профессиональной, является:
Ответ: П. Сорокин
19. Активное противостояние и опровержение норм общественной организации является моделью социальной адаптации, которая называется:
Ответ: мятежом (бунтом)
20. Американские индейцы совмещают признаки…
Ответ: европеоидов и монголоидов

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Теоретические вопросы:
1. Предмет социокультурной антропологии.
2. Типы определения культур.
3. Культура как совокупность функций.
4. Проблема взаимоотношения современного и традиционного общества.
5. Характеристика современной и традиционной культуры.
6. Две тенденции в социокультурном знании (позитивистская и культурно-историческая).
7. Предмет и метод истории социальной (культурной) антропологии.
8. Социальные и теоретические предпосылки становления социальной антропологии как науки.
9. Место истории социальной (культурной) антропологии в системе гуманитарного знания.
10. Культурно-антропологические идеи в античной социальной мысли.
11. Культурно-антропологические идеи в европейской мысли Средневековья и эпохи Возрождения.
12. Культурно-антропологические идеи в европейской мысли эпохи Нового времени.
13. Культурно-антропологические идеи немецкой классической философии.
14. Общая характеристика основных этапов развития социально-антропологического знания.
15. Общая характеристика эволюционизма как способа изучения культур.
16. Теория анимизма Э. Тайлора. Метод пережитков. Определение души.
17. Соотношение магии, религии и науки по Дж. Фрэзеру.
18. «Эмоциональная» и интеллектуальная критика теории анимизма.
19. Социологическая школа в антропологии. Метод изучения социальных фактов Э. Дюркгейма.
20. Социологическая школа в антропологии. Теоретическая концепция Л. Леви-Брюля.
21. Американская культурно-историческая школа: антропологическая концепция Ф. Боаса.
22. Социологически ориентированная эстетика И. Тэна.
23. Общая характеристика диффузионизма.
24. Диффузионизм в Германии (Ратцель и Гребнер).
25. Диффузионистский анализ африканских культур Л. Фробениуса.
26. Гиппердиффузионизм в Англии (Элиот-Смит, Перри).
27. Биологическое направление в изучении культур и две его основные формы.
28. Особенности расово-антропологического направления в изучении культур.
29. Идеи Гобино и исследования О. Аммона и Ж. Лапужа.
30. Принципы диффузионизма в работах американских антропологов.
31. Понятия «культурный ареал» и «антропологическая диффузия».
32. Развитие диффузионизма после Второй мировой войны (Тур Хейердал).
33. Общая характеристика функционалистского направления в изучении культур.
34. функционалистская концепция культур Б. Малиновского.
35. Структурно-функциональная теория А. Радклиффа-Брауна.
36. Общая характеристика антропологического структурализма.
37. Структурно-функциональная социология Т. Парсонса и ее роль в развитии антропологического знания.
38. Структурно-функциональный подход Радклиффа-Брауна.
Примерные практикоориентированные задания:
1. Продемонстрируйте, как можно применить системный подход к изучению социально-антропологических и культурных явлений.
2. Выявите многообразие культур и цивилизаций в их сравнении по не менее чем трем признакам;
3. Соотнесите в виде таблицы этапы развития духовной или материальной культуры народов мира по не менее чем трем признакам.

Процедура проведения:
Промежуточная аттестация проводится в устной форме. Студенту предлагается ответить на один теоретический вопрос и выполнить одно практическое задание.

Оценивание ответа на экзамене (зачете).
Отлично (зачтено) Студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленный вопрос, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса.
Хорошо (зачтено) Студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускается неточность в ответе.
Удовлетворительно (зачтено) Студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа.
Неудовлетворительно (не зачтено) Студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны, студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.




6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Коростелева О.Т. Социальная антропология : учеб. пособие с элементами хрестоматии АлтГУ, Фак. социологии. - Барнаул : АлтГУ// ЭБС «Университетская библиотека online», 2015 http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/1089
Л1.2 Отюцкий Г.П., Кузьменко Г.Н. СОЦИАЛЬНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Антипов, Г.А. Социальная антропология : учебное пособие Новосибирск : НГТУ // ЭБС «Университетская библиотека online», 2010 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Социальная антропология" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
 На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
 Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
 Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
 При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
 Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Промежуточная аттестация.
 В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
 Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
 Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.