МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Современные социальные и цифровые технологии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социологии и конфликтологии
Направление подготовки39.03.01. Социология
ПрофильСоциология маркетинга и рекламы
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план39_03_01_Социология_СМиР-2023
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 46
самостоятельная работа 90
индивидуальные консультации 80
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 16,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 24 24 24 24
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 90 90 90 90
Консультации 80 80 80 80
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, В.В. Нагайцев

Рабочая программа дисциплины
Современные социальные и цифровые технологии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 39.03.01 Социология (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 75)

составлена на основании учебного плана:
39.03.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2022 г. № 1
Срок действия программы: 2022-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.с.н., доцент Нагайцев В.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2022 г. № 1
Заведующий кафедрой к.с.н., доцент Нагайцев В.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса – формирование у студентов теоретических знаний о понятии социальных технологий на разных уровнях социальной деятельности,умения применять социальные технологии для рационализации различных видов социальной деятельности.
Задачи курса:
изучение теоретико-методологических основ формирования и применения социальных технологий в социальной истории;
рассмотрение различных подходов к определению понятия социальной технологии;
выявление объективной природы социальных технологий и социально-технологических отношений;
построение теоретической модели социальной технологии;
выявление структуры и свойств социальной технологии как социальной системы;
анализ проблем разработки и внедрения социальных технологий;
изучение сущности и роли управленческих технологий;
рассмотрение особенностей формирования и применения социальных технологий в новой социальной реальности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- специфику технологии сбора социологической информации применительно к условиям исследования и особенностям выбранной методической стратегии
- специфику подготовки методических документов для проведения инструктажа персонала по сбору информации
- специфику подготовки отчетных материалов по этапу сбора информации
3.2.Уметь:
3.2.1.- применять на практике технологии сбора социологической информации применительно к условиям исследования и особенностям выбранной методической стратегии
- применять на практике приемы и техники подготовки методических документов для проведения инструктажа персонала по сбору информации
- навыки подготовки отчетных материалов по этапу сбора информации
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- приемами создания и регулирования технологии сбора социологической информации применительно к условиям исследования и особенностям выбранной методической стратегии
- навыками подготовки методических документов для проведения инструктажа персонала по сбору информации
- навыками применения на практике приемов и техник подготовки отчетных материалов по этапу сбора информации

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Теоретико-методологические основы социальных и цифровых технологий.
1.1. Социальные технологии как область научного знания. Лекции 7 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.2. Социальные технологии как область научного знания. Сам. работа 7 14 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.3. Природа и сущность социальных технологий. Лекции 7 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.4. Природа и сущность социальных технологий. Практические 7 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.5. Природа и сущность социальных технологий. Сам. работа 7 10 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.6. Социальные технологии как инструмент управления Лекции 7 4 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.7. Социальные технологии как инструмент управления Практические 7 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.8. Социальные технологии как инструмент управления Сам. работа 7 12 Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 2. Раздел 2. Современные социальные и цифровые технологии в жизнедеятельности общества.
2.1. Методы социально-технологической деятельности. Лекции 7 4 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.2. Методы социально-технологической деятельности. Практические 7 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.3. Методы социально-технологической деятельности. Сам. работа 7 18 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.4. Социальная диагностика. Лекции 7 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.5. Социальная диагностика. Сам. работа 7 14 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.6. Социальное проектирование. Лекции 7 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.7. Социальное проектирование. Практические 7 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.8. Социальное проектирование. Сам. работа 7 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.9. Социальное программирование. Практические 7 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.10. Социальное программирование. Сам. работа 7 4 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.11. Организация внедрения и использования социальных технологий. Лекции 7 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.12. Организация внедрения и использования социальных технологий. Практические 7 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.13. Организация внедрения и использования социальных технологий. Сам. работа 7 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 3. Основные направления социально-технологической деятельности
3.1. Технологическое обеспечение социальной политики государства. Лекции 7 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.2. Технологическое обеспечение социальной политики государства. Сам. работа 7 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.3. Технологии формирования институтов гражданского общества Лекции 7 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.4. Технологии формирования институтов гражданского общества Практические 7 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.5. Технологии формирования институтов гражданского общества Сам. работа 7 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.6. Технологии социального развития региона. Практические 7 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.7. Технологии социального развития региона. Сам. работа 7 4 Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.8. Социально-технологическая деятельность в организации. Практические 7 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.9. Социально-технологическая деятельность в организации. Сам. работа 7 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.10. Технологии оптимизации социальных отношений в коллективе. Лекции 7 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.11. Технологии оптимизации социальных отношений в коллективе. Практические 7 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.12. Технологии оптимизации социальных отношений в коллективе. Сам. работа 7 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.13. Социальные технологии личностных изменений. Практические 7 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.14. Социальные технологии личностных изменений. Сам. работа 7 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.15. Консультации 7 80

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Теоретические вопросы
1. Анализ комплексных социальных программ в России.
2. Аналитические методы социально-технологической деятельности.
3. Возможности технологических решений по регулированию социальной дифференциации общества.
4. Диагностика в системе средств социально-технологической деятельности.
5. Диагностика и проектирование процессов воспроизводства и развития города как социально-территориальной системы.
6. Игровые методы социально-технологической деятельности.
7. Инновационно-внедренческая деятельность служб социального развития регионов и предприятий.
8. Инновационные методы социально-технологической деятельности.
9. Комплексный подход к разработке социальных проектов и программ региональных систем.
10. Критерии социального проектирования: социально-экономическая эффективность, экологическая оптимальность, социальная интегрированность, управляемость и др.
11. Макро- и микросоциальные технологии.
12. Методы и средства технологического обеспечения жизни деятельности личности.
13. Методы коррекции социального поведения личности.
14. Методы оптимизации совместной деятельности и общения в коллективе.
15. Направления и формы социально-технологической деятельности в организации.
16. Объекты, средства социальной диагностики и сфера их применения.
17. Основные направления социальной политики государства и их технологическое обеспечение.
18. Основные требования к разработке технологий формирования и преобразования гражданских структур и институтов.
19. Особенности организации и внедрения социальных технологий в практической деятельности.
20. Понятие «Социальная технология», алгоритмизация деятельности, рационализация, координация и синхронизация деятельности.
21. Понятия «социальное программирование» и «социальная программа» в прикладной науке.
22. Применение компьютерной техники в социальном программировании.
23. Проблема технологизации социальной деятельности и типы социальных технологий.
24. Проблемы технологизации управленческой деятельности в организации.
25. Программно-целевой подход к управлению социальными изменениями и нововведениями.
26. Проективные методы социально-технологической деятельности.
27. Пути преодоления социальных конфликтов и социальной напряженности в обществе и их инженерное обоснование.
28. Система нормативов и показателей социального проектирования на региональном уровне.
29. Современные концепции социальных технологий.
30. Социально-технологические методы регуляции поведения личности.
31. Социально-технологический подход к формированию гражданского общества.
32. Социальные технологии как область научного знания.
33. Специфика социально-технологического подхода в науке и практике.
34. Сущность социального проектирования. Проектирование как форма научного предвидения и управления.
35. Технологии социального проектирования в организации: оргпроектирование, проектирование социальной структуры и инфраструктуры и др.
36. Технологии социальной диагностики на предприятии.
37. Технология социальной диагностики.
38. Функции проектирования.
39. Функции социального программирования.
40. Функции социально-технологической деятельности.
41. Функциональные технологии, технологии преобразования и развития социальных систем.
42. Эвристические методы социально-технологической деятельности.
43. Этапы разработки социальной технологии.
44. Этапы социального проектирования.
Практические задания
Практическое задание № 1. Сделайте анализ научной статьи по тематике курса.
Практическое задание № 2. Постройте прогноз развития социальных процессов исходя из предложенного массива статистических данных (массив данных предоставляется преподавателем).
Практическое задание № 3. Разработайте алгоритм создания и внедрения технологического проекта по оптимизации работы персонала в организации.
Практическое задание № 4. Разработайте алгоритм создания и внедрения технологического проекта по оптимизации работы учебного процесса.
Практическое задание № 5. Оцените эффективность реализованной социальной технологии в конкретной организации(материал предоставляется преподавателем).

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Аналитические модели социального процесса.
2. Антитехнологии в современном российском обществе.
3. Дискретность современного социального пространства России и проблема эффективных социальных технологий.
4. Инновационные технологии в практике работы с молодежью.
5. Инновационные технологии в социальных исследованиях.
6. Классификация социальных технологий: проблема обоснования и построения.
7. Культура технологий управленческой и исполнительской деятельности.
8. Необходимость и возможность разработки и использования глобальных социальных технологий.
9. Особенности технологизации современной политической жизни России.
10. Особенности формирования и применения социальных технологий в России.
11. Проблемы внедрения социальных технологий.
12. Региональные проблемы совершенствования социальных технологий в современной России.
13. Современные социальные технологии содействия трудоустройству безработных граждан.
14. Современные технологии на рынке труда и занятости: сравнительный анализ городских и сельских особенностей.
15. Социальная технология как нововведение. Этапы разработки социальной технологии.
16. Социальное партнерство как новая социальная технология.
17. Социальные технологии в профессиональной деятельности социолога.
18. Социальные технологии и прогнозирование.
19. Социальные технологии повышения эффективности функционирования организации.
20. Социальные технологии работы с молодежью.
21. Социальные технологии управления в экстремальных ситуациях.
22. Социальные технологии формирования лидера и команды.
23. Технологизация индивидуального и социального пространства современного человека.
24. Технологии на разных уровнях государственного управления.
25. Технологии формирования и становления гражданского общества.
26. Технологии формирования лидерского потенциала молодежи.
27. Традиционные и инновационные образовательные технологии.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Оганян, К. М. Социальные технологии : учебник и практикум для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru/book/A117A696-BC96-4621-8BCF-E2CFE8D2A622
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Канаева О. А. Социальная политика государства и бизнеса : учебник для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru/book/BEE11ECE-616B-479F-B80F-E364DC235CEF.
Л2.2 Стегний, В. Н. Социальное прогнозирование и проектирование : учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru/book/38F67521-FBD4-4CCB-8259-61EA0A271125
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.ecsocman.edu.ru – Федеральный образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент»
Э2 http://elibrary.ru – Научная электронная библиотека
Э3 http://www.i-u.ru – Русский Гуманитарный Интернет-Университет
Э4 http://www.lib.asu.ru – Сайт научной библиотеки АлтГУ
Э5 http://www.gumer.info – Электронная библиотека Гумер
Э6 http://www.isras.ru – Сайт Института социологии РАН
Э7 http://www.socpol.ru – Сайт Независимого Института социальной политики
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office, Microsoft Windows, 7-Zip, AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Практическое занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. Для того, что практические занятия проходили эффективно и продуктивно, необходимо:
 ознакомиться с планом занятия;
 самостоятельную подготовку к практическому занятию начинать с изучения понятийного аппарата темы;
 просматривать и изучать все вопросы плана, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно);
 проверять достоверность источников информации, особенно это относится к Internet-ресурсам;
 при выступлении не просто пересказывать текст учебника, но и выражать свою личностно-профессиональную оценку прочитанного;
 при возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействовать с преподавателем.
При оценивании ответа на теоретический вопрос занятия преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа.

Практическое задание
Выполнение практического задания возможно как на семинарском занятии, так и в процессе самостоятельной работы студента. При оценивании практического задания преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа.

Тестирование
Итоговое тестирование по предмету проводится непосредственно в аудитории с использованием раздаточного материала. На тестирование отводится 30 минут. При оценивании теста преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа

Реферат
Выбор темы ограничивается предложенным списком. При подготовке реферата следует обязательно отразить актуальность темы, ее научную разработанность, провести комплексный анализ сущности и/или теоретических подходов по выбранной теме. Следует помнить, что реферирование предполагает анализ научных материалов по изучаемой проблеме, их обработку и формулирование полученных в результате выводов. Ссылки на используемую литературу обязательны.
Реферат должен содержать:
Титульный лист; оглавление; введение; текст трех параграфов; заключение; библиографический список; приложения (при необходимости).
Требования к оформлению реферата:
Объем: от 10 до 20 страниц.
Формат страницы: А4 (210x297 мм).
Поля (верхнее, нижнее, левое, правое): по 20 мм.
Шрифт: размер (кегль) – 14, тип – Times New Roman.
Выравнивание: по ширине.
Межстрочный интервал: полуторный (от начала до конца).
Библиографический список оформляется в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу»
При оценивании реферата преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа

Зачет/экзамен
Студент на зачете/экзамене отвечает на два теоретических вопроса и выполняет одно практическое задание, предложенных преподавателем из списка (см. пункт 3 ФОСа), соответствующих содержанию формируемых компетенций. Зачет/экзамен проводится в устной форме. На подготовку ответа студенту отводится 25 минут на зачет, 35 минут на экзамен. При оценивании ответа преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа. Общая оценка за зачет/экзамен выставляется на основании определения среднего арифметического баллов, полученных за ответ на каждый вопрос.