МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социальная политика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки39.03.02. Социальная работа
ПрофильСоциальная политика и социальная защита населения
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план39_03_02_Социальная работа_СПиСЗН-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 26
самостоятельная работа 55
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 20,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 55 55 55 55
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.соц.н., доцент, Калинина Ю.А.;к.с.н., Доцент, Мазайлова Т.А.

Рецензент(ы):
д.с.н., Профессор, Максимова С.Г.

Рабочая программа дисциплины
Социальная политика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 76)

составлена на основании учебного плана:
39.03.02 Социальная работа
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 27.06.2018 г. № 11
Срок действия программы: 2018-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
Максимова С.Г., д.с.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 27.06.2018 г. № 11
Заведующий кафедрой Максимова С.Г., д.с.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Содействие освоению студентами теоретических основ социальной политики, пониманию общей стратегии государства в части его целенаправленной деятельности по выработке и реализации решений, непосредственно касающихся человека, его положения в обществе, качества его жизни; формирование универсального понимания сущности социальной политики как части внутренней политики государства; развитие практических навыков работы с законодательными актами и нормативно-правовыми документами в сфере социальной поддержки и социального обслуживания

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2Способен описывать социальные явления и процессы на основе анализа и обобщения профессиональной информации, научных теорий, концепций и актуальных подходов
ОПК-2.1 Знает научные теории, концепции и актуальные подходы в сфере социальной работы
ОПК-2.2 Анализирует и обобщает профессиональную информацию на теоретико методологическом уровне
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.
Знает научные теории, концепции и актуальные подходы в сфере социальной работы
3.2.Уметь:
3.2.1.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Социальная политика: понятие и сущность
1.1. Сущность и основные принципы социальной политики в современных условиях. Лекции 4 1 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.2. Сущность и основные принципы социальной политики в современных условиях. Сам. работа 4 8 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.3. Анализ моделей социальной политики и построение модели социальной политики в современной России. Лекции 4 1 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.4. Анализ моделей социальной политики и построение модели социальной политики в современной России. Сам. работа 4 10 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.5. Новые подходы к исследованию социальной сферы в Российской Федерации Лекции 4 1 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.6. Новые подходы к исследованию социальной сферы в Российской Федерации Сам. работа 4 10 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 2. Социальная политика в условиях рынка
2.1. Формирование и реализация социальной политики в условиях рынка Лекции 4 1 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.2. Особенности управления социальной сферой в условиях рынка (региональный аспект). Практические 4 6 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.3. Формирование и реализация социальной политики в условиях рынка Сам. работа 4 4 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.4. Менеджмент: от классической школы управления до школы социально-этичного маркетинга. Лекции 4 1 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.5. Менеджмент: от классической школы управления до школы социально-этичного маркетинга. Сам. работа 4 4 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.6. Трансформация социального маркетинга в социальной сфере России Лекции 4 1 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.7. Трансформация социального маркетинга в социальной сфере России Сам. работа 4 11 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.8. Социальный маркетинг и его применение в отраслях социальной сферы Лекции 4 1 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.9. Основные направления применения маркетинговых технологий для развития социальной сферы (региональный опыт) Практические 4 6 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.10. Основные составляющие маркетинговой культуры личности Лекции 4 1 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.11. Основные направления применения маркетинговых технологий для развития социальной сферы (региональный опыт) Сам. работа 4 4 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.12. Пути и особенности формирования маркетинговых культур специалистов социальной сферы в условиях рыночных отношений. Практические 4 6 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.13. Пути и особенности формирования маркетинговых культур специалистов социальной сферы в условиях рыночных отношений. Сам. работа 4 4 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Тестовые задания (выбор одного из вариантов)
1. идеология, политика и практика благотворительности, «отцовской заботы», осуществляемая: 1) государством по отношению к своим гражданам; 2) администрацией фирм, корпораций, учреждений к своим работникам и др. организациям; 3) одной страной по отношению к другой и т.д.
a) Патернализм
b) Неокартенализм
c) Либерализм
2. Социальный институт организации жизни общества, удовлетворяющий общественные потребности людей, реализующий их общие интересы; основной орган политической власти, руководящий всеми сферами общественной жизни и использующий при этом различные средства, в т.ч. принуждение.
a) Государство
b) Корпорация
c) Правительство
3. Страхование, осуществляемое государством (в лице Пенсионного фонда Российской Федерации) за счет средств единого социального налога и/или обязательных страховых взносов работодателей и застрахованных с целью возмещения части утраченного заработка при наступлении страхового события (старость, инвалидность, потеря кормильца, выслуга лет) путем выплаты пенсии на протяжении всего страхового случая
a) Государственное пенсионное страхование
b) Социальное пенсионное страхование
c) Добровольное пенсионное страхование
4. Особый тип социального государства, политика которого направлена на обеспечение высокого уровня и качества жизни всех членов общества путем создания государственной системы образования, здравоохранения, жилищного строительства; реализации программы социального обеспечения, регулирования минимального размера заработной платы, а также защиты национальной культуры
a) Государство всеобщего благоденствия
b) Патерналистское государтво
c) Либеральное государство
5. Модели социального государства различаются механизмами реализации принципов социального государства. В рамках какой модели социальное государство отвечает лишь за сохранение минимальных доходов людей и адресную поддержку социально уязвимых слоев населения.
a) либеральная модель
b) Корпоративная модель
c) социал-демократическая модель
6. Модели социального государства различаются механизмами реализации принципов социального государства. Какая модель социального государства предусматривает создание условий, активизирующих участие в социальной деятельности государства бизнес-структур, а также проведение ими эффективной социальной политики по отношению к работникам и местному сообществу.
a) Корпоративная модель
b) Либеральная модель
c) Социал-демократическая модель

7. Модели социального государства различаются механизмами реализации принципов социального государства. В рамках какой модели социальное государство несет основную ответственность за благополучие всех людей
a) Социал-демократическая (общественная) модель
b) Корпоративная модель
c) Либеральная модель
8. Особая организация публичной политической власти, основанная на праве и законе, реализуемая преимущественно в правовых формах и пределах, ограниченных правами (законом), провозглашает основные права и свободы человека и гарантирует их реальное осуществление
a) Правовое государство
b) Социальное государство
c) Либеральное государство
9. Совокупность теоретических принципов и практических мер, вырабатываемых и реализуемых государственными и негосударственными органами, организациями и учреждениями, направленных на создание необходимых условий жизнедеятельности, удовлетворение социальных потребностей населения, создание в обществе благоприятного социального климата
a) Социальная политика
b) Внутренняя политика
c) Либеральная политика
10. Система независимых от государства структур (хозяйствующих субъектов, общественных организаций и творческих объединений), создаваемых для защиты и реализации частных интересов граждан. Социальное государство признает и поддерживает деятельность такого общества, предоставляя институтам такого общества возможность влиять на социальную политику государства.
a) Гражданское общество
b) Правовое общество
c) Социальное общество
11. Разрабатываемый и реализуемый комплекс мероприятий и задач, которые разрабатываются и реализуются, имеющих определенное содержание, и направленный на достижение конечной цели, .для улучшения жизни отдельных категорий граждан, нуждающихся в поддержке государства,
a) Социальная программа
b) Социальное управление
c) Социальные гарантии
12. Программы, по сроку реализации рассчитанные от 5 до 10 лет
a) Долгосрочные
b) Среднесрочные
c) Оперативные программы
13. Комплексные программы, имеющие общенациональную значимость направленный на достижение национальных целей развития Российской Федерации и их целевых показателей, определенных Указом Президента Российской Федерации
a) Национальные проекты
b) Общероссийские проекты
c) Государственные проекты
14. Неотъемлемой составной частью социальной политики государства, направленной на организацию территории страны в соответствии с принятой государственной стратегией социального развития.
a) Региональная социальная политика
b) Региональная политика
c) Региональная социально-экономическая политика
15. Минимальный уровень дохода, который считается необходимым для обеспечения определенного уровня жизни
a) Прожиточный минимум
b) Уровень жизни населения
c) Уровень благосостояния населения

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1. A
2. A
3. A
4. A
5. A
6. A
7. A
8. A
9. A
10. A
11. A
12. A
13. A
14. A
15. A

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно менее 60% заданий.

Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом)
1. Основные функции социальной политики ( противодействие тенденции ухудшения демографической ситуации, предотвращение массовой бедности населения, сдерживание процесса имущественного расслоения на очень бедных и очень богатых; минимизация отрицательных последствий массовой безработицы; целенаправленная помощь населению, попавшему в кризисное состояние)

2. При разработке социальных программ необходимо соблюдать следующие принципы: принцип научного обоснования; принцип целесообразности и целеобусловленности; принцип социально воспроизводственной ценности; принцип комплексности; принцип реалистичности и реализуемости.


3. С какими направлениями политики государства больше всего связана социальная политика (экономическая, внутренняя политика )
4. Как расшифровывается аббревиатура МРОТ (минимальный размер оплаты труда)
5. Реализация социальной политики основана на применении комплекса механизмов. Каких? (законодательно-норматиный, финансово-бюджетный, налоговый, административные решения)
6. Субьекты социальной политики (работодатели;правительство, налоговая, учреждения системы соцального обслуживания , Министерство социальной защиты и т.д.)
7. Обьекты социальной политики (малоимущие семьи, многодетные семьи, бедные, дети т.д.)
8. Принципов социальной политики в современной России. (принцип индивидуальной социальной ответственности; принцип солидарности; принцип социальных гарантий; принцип социального партнерства)
9. Назовите основной критерий эффективности социальной политики? (продолжительность жизни)
10. Существуют разные направления борьбы с бедностью: повышение качества трудовых ресурсов; развитие рынка труда и содействие эффективной занятости населения, включающую стимулирование создания рабочих мест на предприятиях всех видов собственности; создание системы мониторинга бедности и механизма преодолении бедности. Какое направление на Ваш взгляд наиболее эффективное
11. Социальная рыночная экономика предполагает ( обеспечение минимальных социальных стандартов)
12. Два понятия «региональная социальная политика» и социальная политика в регионе»: – являются синонимами (не являются синонимами).
13. Является ли проблема безработица сферой действия социальной политики (да)
14. Наибольший пик безработицы в России был зафиксирован в какие годы? (1999-200 г.)
15. Одна из основных целей нацпроекта «Здоровье» для населения: ( снижение смертности населения)
16. Является ли целью национального проекта «Здоровье» преобладание показателей рождений над показателями смертности (Да)
17. Оплата родовых сертификатов производится, через какой фонд? (фонд социального страхования)
18. С какой целью проводится диспансеризация работающего населения (выявление социально значимых заболеваний)
19. В каком году были введены родовые сертификаты (в 2006)
20. Является ли целью нацпроекта здоровье сокращение смертности младенцев (да)
21. Отчего зависит базовая часть пенсии: (фиксированного размера‚ единого для всех и определяемого правительством)
22. Страховая часть пенсии зависит от: (величины заработка)
23. Что значит социальная интеграция: процесс достижения оптимального уровня жизнедеятельности‚ реализации возможности личности
24. От каких факторов прежде всего зависит соотношение четырех основных источников финансирования системы социального страхования: взносов работника, работодателя, государства и доходов от размещения капиталов страховых фондов? (от выбранной государством модели социальной политики)


Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Вопросы к промежуточной аттестации по дисциплине
1. Структура социальной политики
2. Основные модели социальной политики
3. Социальная стратегия современной России
4. Социальное содержание и функции государства
5. Принципы социального государства
6. Региональные особенности социальной политики в РФ
7. Роль российского бизнеса в решении социальных проблем
8. Социальные расходы бюджета
9. Критерии эффективности социальной политики
10. Социальные функции налоговой системы
11. Теория человеческого капитала
14. Политика в области образования и здравоохранения
15. Социальный капитал как фактор общественной динамики
16. Политика сглаживания социального неравенства
17. Политика сокращения бедности
18. Особенности занятости в РФ
19. Направления снижения безработицы
20. Социальное регулирование рынка труда
21. Формы социальной ответственности бизнеса
22. Институт социальной защиты населения
25. Механизмы социального страхования
26. Пенсионная реформа
27. Доклады римского клуба в области экологической политики
28. Направления политики устойчивого развития
29. Теория инноваций Й. Шумпетера
30. Нелинейность общественного развития и теория технологических укладов.
31. Социальные последствия инновационной деятельности: вектор социальной политики

Процедура проведения:
Зачет (экзамен) проводится в устной форме. Студенту предлагается ответить на один теоретический вопрос

Оценивание ответа на экзамене (зачете)
Отлично (зачтено) Студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленный вопрос, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса.
Хорошо (зачтено) Студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускается неточность в ответе.

Удовлетворительно (зачтено) Студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа.
Неудовлетворительно (незачтено) Студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны, студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Холостова Е.И. - Отв. ред., Климантова Г.И. - Отв. ред. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Канаева О. А. Социальная политика государства и бизнеса : учебник для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru/book/BEE11ECE-616B-479F-B80F-E364DC235CEF.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Холостова, Е. И. Социальная политика : учебник для СПО М. : Издательство Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/64185B6A-C983-4BBB-BCB9-EA3B9B4044CA.
Л2.2 Сергиенко, А. М. Социальная политика России в условиях трансформации: метод. пособие для обучающихся в магистратуре по направлению «Экономика» и «Менеджмент» Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.old.csr.ru\document\original 66.stm;
Э2 www.ref.by\refs\72\17168\1.html;
Э3 www.BestReferat.ru\referat-92570.html;
Э4 www.kniga.ru Россия; www.goodreads.ru Сибирь.
Э5 Курс в Moodle "Социальная политика" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
6.4. Перечень информационных справочных систем
Профессиональные базы данных:
1. Образовательный платформа https://urait.ru/
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
Лекция.
 На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
 Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
 Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
 При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
 Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
Итоговый контроль.
 Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
 В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
 Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
 Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.