МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Проектирование в сфере молодежной политики

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки39.03.03. Организация работы с молодежью
ПрофильУправление в молодежной политике
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план39_03_03_Организация работы с молодежью_УвМП-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4
курсовой проект: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лабораторные 36 36 36 36
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.с.н., Профессор, Черепанова М.И.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Проектирование в сфере молодежной политики

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 39.03.03 Организация работы с молодежью (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 77)

составлена на основании учебного плана:
39.03.03 Организация работы с молодежью
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 13.05.2022 г. № 9
Срок действия программы: 2022-2026 уч. г.

Заведующий кафедрой
Нагайцев В.В., канд. социол. наук, доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 13.05.2022 г. № 9
Заведующий кафедрой Нагайцев В.В., канд. социол. наук, доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.воспитание культуры научного анализа социальной проблемы, освоение студентами методологии и методов системного анализа, социального моделирования, прогнозирования и проектирования, обучение практическим навыкам формирования моделей социальных явлений и процессов, прогноза их состояний в будущем, разработки социальных проектов

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2Способен к критическому анализу и содержательному объяснению социальных явлений и процессов на основе научных теорий, концепций, подходов
ОПК-2.1 Знает научные теории, концепции и подходы о социальных процессах и явлениях
ОПК-2.2 Умеет анализировать и объяснять социальные явления и процессы на основе научных теорий, концепций, подходов
ОПК-2.3 Умеет описывать социальные явления и процессы на основе комплексной информации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.теоретические основы и специфику использования методов и приемов социального проектирования, прогнозирования и моделирования в профессиональной деятельности
теоретические основы и специфику работы в коллективе в рамках социального проектирования, моделирования и прогнозирования
теоретические основы и специфику реализации эффективной профессиональной коммуникации в рамках взаимодействия с объединениями и организациями, представляющими интересы молодежи
3.2.Уметь:
3.2.1.определять целесообразность использования методов и приемов социального проектирования, прогнозирования и моделирования в профессиональной деятельности
организовывать эффективную коллективную работу в рамках социального проектирования, моделирования и прогнозирования
определять весь спектр необходимых профессиональных коммуникаций в рамках взаимодействия с объединениями и организациями, представляющими интересы молодежи, для решения проблем в области подготовки и реализации социального проекта
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.практическими навыками использования методов и приемов социального проектирования, прогнозирования и моделирования в профессиональной деятельности
практическими навыками организации коллективной работы над социальным проектом
практическими навыками организации эффективных профессиональных коммуникаций по решению проблем в области занятости, трудоустройства, предпринимательства, быта и досуга молодежи в рамках проектных групп

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Социальное прогнозирование
1.1. Социальное прогнозирование как метод научного познания Лабораторные 4 6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.2. Социальное прогнозирование как метод научного познания Сам. работа 4 10 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.3. Методические и технологические основы социального прогнозирования Лабораторные 4 6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.4. Методические и технологические основы социального прогнозирования Сам. работа 4 10 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Социальное моделирование
2.1. Теоретико-методологические аспекты социального моделирования Лабораторные 4 4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.2. Теоретико-методологические аспекты социального моделирования Сам. работа 4 10 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.3. Содержательные и технологические аспекты социального моделирования Лабораторные 4 6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.4. Содержательные и технологические аспекты социального моделирования Сам. работа 4 10 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Социальная диагностика и социальная экспертиза
3.1. Социальная диагностика и экспертиза Лабораторные 4 4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.2. Социальная диагностика и экспертиза Сам. работа 4 10 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 4. Социальное проектирование
4.1. Теоретико-методологические аспекты социального проектирования Лабораторные 4 4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.2. Теоретико-методологические аспекты социального проектирования Сам. работа 4 10 Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.3. Методические и технологические основы разработки социального проекта Лабораторные 4 6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.4. Методические и технологические основы разработки социального проекта Сам. работа 4 12 Л1.1, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы закрытого типа:
1. Основоположником метода проектов в обучении был:
А) К.Д. Ушинский
Б) Дж. Дьюи
В) Дж. Джонсон


2 Слово «проект» в буквальном переводе обозначает:
А) самый главный
Б) предшествующий действию
В) брошенный вперед


3 Компонентами творческой деятельности являются:
А) фантазия
Б) последовательность
В) строгое следование инструкции


4 Сбор информации о каком-либо объекте или явлении, анализ, обобщение информации включает проект:
А) прикладной
Б) информационный
В) творческий


5 Выберите, что из нижеперечисленного относится к признакам классификации проектов:
А) основные сферы деятельности, в которых осуществляется проект
Б) продолжительность периода осуществления проекта
В) характер предметной области проекта



6 Проектная деятельность – это:
А) документально оформленное соглашение между заказчиками и исполнителями проекта, в котором оговариваются цели и задачи проекта, а также все условия и сроки выполнения работ по проекту
Б) деятельность фирмы, которая является основной и приносит организации значительную часть дохода, а также прочая деятельность, за исключением финансовой и инвестиционной
В) способ достижения цели через детальную разработку проблемы в условиях ограниченности по срокам и ресурсам, которая должна завершиться вполне определённым практическим результатом, оформленным тем или иным образом


7 Проект – это:
А) временное предприятие, направленное на создание уникального продукта, услуги или результата надлежащего качества, в ограниченные сроки с использованием ограниченных ресурсов
Б) множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство
В) процесс создания проекта и его фиксация в какой-либо внешне выраженной форме


8. Методы исследования делятся на:
А) формирующие и констатирующие
Б) теоретические и эмпирические
В) диалектические и исторические


9 К теоретическим методам исследования относятся:
А) контент-анализ
Б) наблюдение
В) анализ


10 Синтез – это:
А) эмпирический метод психолого-педагогических исследований
Б) метод научного исследования, в основе которого лежит процесс соединения или объединения ранее разрозненных вещей или понятий в одно целое
В) понятие, означающее представление о чем-либо в более совершенном виде, чем это есть на самом деле


11. Практико–ориентированный проект - это:
А) сбор информации о каком-нибудь объекте, явлении
Б) доказательство или опровержение гипотезы
В) решение практических задач заказчика проекта


12. Метод исследования – это:
А)способ достижения, какой либо цели, решения конкретной задачи, совокупность приёмов и операций практического и теоретического освоения
Б) точка зрения, с позиции которой рассматриваются или воспринимаются те или иные предметы, понятия, явления
В) инструмент для добывания фактического материала


13. Укажите преимущество подгрупповых проектов:
А) автор проекта получает наиболее полный и разносторонний опыт проектной деятельности на всех этапах работы
Б) возможность обогащаться опытом других, видеть более эффективные стратегии работы
В) формируются навыки сотрудничества, умения проявлять гибкость, видеть точку зрения другого, идти на компромисс ради общей цели


14. Компонент плана управления проектом, описывающий происхождение планирования, структурирования, мониторинг и контроля коммуникации по проекту это:
А) план коммуникаций
Б) план настройки коммуникаций команды
В) матрица ответственности


15. Установите соответствие:

1 Организационный проект А) строительство здания или сооружения, внедрение новой производственной линии, разработка программного обеспечения
2 Экономический проект Б) реформирование существующего или создание нового предприятия, внедрение новой системы управления, проведение международной конференции
3 Социальный проект В) приватизация предприятия, внедрение системы финансового планирования и бюджетирования, введение новой системы налогообложения
Г) реформирование системы социального обеспечения, социальная защита необеспеченных слоев населения, преодоление последствий природных и социальных
потрясений
Д) проекты, реализуемые сразу в нескольких областях деятельности


Правильные ответы:
1-Б
2-в
3-а
4-в
5-а
6-в
7-а
8-б
9-в
10- б
11-а
12-а
13-в
14-а
15 -1Б,2В,3Г

Критерии оценивания:
За выполнение тестовых заданий закрытой формы студент получает по 1 баллу за каждый правильный ответ. Общая
суммарная оценка за выполнение заданий этого типа может составлять максимум 15 баллов.



Задания открытого типа
Задания на дополнение
Напишите пропущенное слово.

1. Временное предприятие, направленное на создание уникального продукта, услуги или результата надлежащего качества, в ограниченные сроки с использованием ограниченных ресурсов носит название _____
Ответ: проект.


2. Способ достижения цели через детальную разработку проблемы в условиях ограниченности по срокам и ресурсам, которая должна завершиться вполне определённым практическим результатом, называется проектная_____
Ответ: деятельность
.
3. Постоянный вид деятельности с мало меняющимся составом исполнителей называют_____
Ответ: операционной.

4. Инициативная самостоятельная деятельность граждан и их объединений, осуществляемая на свой риск, под имущественную ответственность, направленная на получение прибыли носит название _____ Ответ: предпринимательство.

5. Личный состав работающих на предприятии это_____.
Ответ: персонал

6. Что такое экономические ресурсы?
Ответ: Это совокупность материальных и нематериальных факторов и средств, обеспечивающих бесперебойный процесс производства

7.. Дайте определение экономической модели.
Ответ: Экономическая модель = это упрощенное представление экономической действительности, позволяющее выделить наиболее важные взаимосвязи изучаемых процессов и явлений

8. Какие документы относятся к учредительным?
Ответ: Юридические документы, подаваемые местным или федеральным властям, указывающие цель и правила деятельности компании; прежде чем предприятие получит юридический статус и сможет заниматься своей деятельностью на законных основаниях, эти документы должны быть утверждены местными или федеральными властями.

9. Что такое бизнес-план?
Ответ: Документ, который в краткой форме дает ответы на вопросы о том, каковы ваши цели, как вы можете их достигнуть и каких финансовых средств это потребует носит название

10. Что такое лицензия?
Ответ: Разрешение, выдаваемое государственными органами на право ведения той или иной хозяйственной деятельность

11. Поясните, что такое трудовая мотивация?
Ответ: это побуждение работников к деятельности по достижению целей предприятия через удовлетворение их собственных потребностей

12. Что такое кадровое обеспечение?
Ответ: Это система подбора, подготовки, расстановки, стимулирования и использования трудовых ресурсов

13. Что такое налог?
Ответ: Это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с юридических и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им по праву собственности (хозяйственного ведения или оперативного управления) денежных средств в целях финансирования расходов государства

14. Поясните понятие "конкуренция"
Ответ: Экономическое соперничество за достижение лучших результатов в области какой-либо деятельности, борьба товаропроизводителей за более выгодные условия хозяйствования, долю рынка и прибыли, получение конкретного заказа

15. Что такое чистая прибыль?
Ответ Прибыль, остающаяся у предприятия после уплаты налогов и других платежей в бюджет называется

16. Что такое Социальная функция государства в условиях рыночной экономики
Ответ: Социальная функция — обеспечение солидарных отношений в обществе, сотрудничества различных слоёв общества, реализации принципа социальной справедливости, защита интересов тех категорий граждан, которые в силу объективных причин не могут самостоятельно обеспечить достойный уровень жизни (инвалиды, пенсионеры, матери, дети), поддержка жилищного строительства, здравоохранения, системы общественного транспорта. Главное ее назначение - устранить или смягчить возможную социальную напряженность в обществе, постараться выровнять социальное положение людей, развивать здравоохранение, образование, культуру.

17. Какие направления социальной защиты являются приоритетами в развитой рыночной экономике ?
Ответ:
1. Гарантия минимума заработной платы. Такая гарантия имеет исключительно социальное значение, поскольку образует базу оплаты труда во всех сферах и пересчёта уровня пенсий и пособий.
2. Обеспечение занятости. Главной целью правительства в сфере занятости является удержание безработицы на «естественном уровне» (не более 4-5% от всего экономически активного населения).

18.Какова цель социального проектирования?
Ответ: цель социального проектирования : привлечение внимания к актуальным социальным проблемам данного местного сообщества; включение населения в реальную практическую деятельность по разрешению одной из этих проблем силами самих жителей (участников).

19. Каковы задачи проекта?
Ответ: - задачи - конкретный эффект, достигнуть которого требуется в ходе выполнения проекта. Выполнение задач приводит к достижению целей, и, следовательно, решению проблемы.

20. Что такое стратегия проекта?
Ответ: Стратегия проекта - это выбранный путь движения к цели проекта. Целей и задач проекта можно достигнуть несколькими путями. Прежде, чем останавливаться на одном из них, необходимо выявить и оценить несколько альтернативных стратегий. Решение о выборе стратегии должно быть основано на анализе сильных и слабых сторон каждой альтернативы, возможностей и рисков, которые они открывают, на опыте организации и материалах различных исследований, на ваших ценностях и организационной культуре.

21. На какие 3 группы обычно подразделяются ресурсы ?
Ответ:
ресурсы проекта обычно подразделяются на следующие 3 группы:
- Материальные ресурсы - это совокупность предметов, предназначенных для использования в процессе производства общественного продукта: сырьё, материалы, топливо, полуфабрикаты и т.п.
-- Человеческие ресурсы - это совокупность всех людей, так или иначе заинтересованных в результатах осуществляемой деятельности. Условно их разделяют на субъекты (кто действует) и на объекты (на кого направлена деятельность).
- трудовые ресурсы - та часть населения страны, которая обладает физическим развитием, умственными способностями и знаниями, необходимыми для работы. Основную часть трудовых ресурсов страны составляет её население в трудоспособном возрасте, а также подростки и лица пенсионного возраста, способные трудиться.


22. Определите понятие "команда проекта"
Ответ: Команда - это группа индивидов, которые распределяют между собой рабочие операции и ответственность за получение конкретных результатов. Члены команды взаимозависимы в работе, т.е., для достижения разделяемых целей они нуждаются в работе других членов.

23. Каковы существуют способы получения отдачи от проектной команды?
Ответ:
- подбирать подходящие кадры
-давать им общую картину
- доверять членам команды
- проводить время с командой, ставить цели
- уметь хорошо ладить с людьми

24. Что включает в себя проект как документ?
Ответ: Проект как документ включает в себя (как правило):
1.Введение. (новизна, актуальность проекта, сфера применения, четкая постановка решаемой пролблемы)
2. Постановка цели деятельности и конкретных , измнряемых и достижимых задач;
3. Управленческо-кадровый аспект (механизм управления, квалификация персонала;
4. Содержание и механизм реализации (модули, этапы и формы, методы, организационная структура, план конкретных действий);
5. Характеристика и способ оценки планируемых результатов
6. Бюджет. Материально-техническое обеспечение.

25. По каким основаниям проводят (классифицируют) программы?
Ответ:
- по продолжительности ( долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные)
- по направленности (комплексные, профильные и др.)
- по стратегии (программы развития, деятельности и т.д.)

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан,
терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополни-тельной
литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правиль-ный, нет
существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом;
владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки.
Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в
сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего мате-риала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.




5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Вариант 1.1. онлайн-тестирование, количество заданий в тесте -30.
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачёта (для обучающихся, не получивших зачёт по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Тест размещён в разделе "Промежуточная аттестация по дисциплине на образовательном портале цифровой университет АлтГУ" Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации составляет 30.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:

Зачёт - это выполнение заданий на "отлично", хорошо", "удовлетворительно". Выполнено заданий от 51 до 100%,
Не зачёт -верно выполнено 50% и менее 50 % заданий.

Тест:
Тест:

1.Как называется документ, определяющий цели и задачи
прогноза, регламентирующий порядок его разработки?
a. прогнозный проект
b. план осуществления прогноза
c. задание на прогноз

2 В чем состоит основная задача социального прогнозирования?
a. Предсказании вероятностного будущего.
b. Описании социальных субъектов в краткосрочной и среднесрочной перспективах
c. Разработка прогнозов в научном стиле

3. Как называется наука о закономерностях разработки прогнозов?
a. прогностика
b. футурология
c. фантазии

4. Кто в СССР начал в 50-60-ые годы разрабатывать основы прогнозирования?
a. Фролов, Ракитов
b. Моисеев и Казначеев
c. Араб-Оглы, Бестужев-Лада, . Гендин

5. Для создания и реализации качественного социального проекта закладка определенного бюджета
a. Нет никакой разницы в эффективности социального проекта как с заложенным бюджетом, так и без такового.
b. необходима
c. желательна

6. Когда социальное моделирование стало широко изучаться и развиваться?
a. 80е годы ХХ века
b. в 90е годы ХХ века
c. В 70е годы ХХ века

7. Какой временной масштаб устанавливается для краткосрочных прогнозов в социально-экономическом прогнозировании?
a. от 5 до 10 лет
b. от 1 до 5 лет
c. до 1 года
8. Что включает в себя «дерево социальных целей?»
a. Схему вида: цель, средство, результат
b. Схему достижения первичной, вторичной и третичной целей
c. Схему достижения первичной и вторичной целей

9. Какие методы моделирования являются более эффективными?
a. методы интуитивного моделирования
b. метод аналитического моделирования
c. прогнозные методы моделирования

10. Какие методы используются при социальном моделировании?
a. Сравнение и сопоставление
b. Формализация и абстрагирование
c. Идеализация и абстрагирование

11. В каком случае построение социального прогноза основывается только на методе экспертных оценок?
a. в ситуации неопределённости будущего
b. в отсутствии возможности построения социальных моделей будущего развития системы
c. когда исследуются области, где отсутствует достаточная информация о прошлом

12. Какие модели развития экономики выделяют в настоящее время?:
a. Российская, южнокорейская, африканская
b. Коммунистическая, социалистическая, капиталистическая
c. Капиталистическая, плановая, смешанная

13. Какие прогноза считаются самыми ранними?
a. Социально-философского толка
b. Религиозного толка
c. Утопического толка

14. Какой из нижеприведенных подходов не относится к социальному проектированию?
a. Объектно-ориентированных подход
b. Проблемно-ориентированный подход
c. Социально-ориентированный подход

15. Выберите понятие, обозначающее научное предположение, выдвигаемое для объяснения и требующее подтверждения
a. гипотеза
b. программа
c. проект

16. Какой принцип прогнозирования выражен в следующем суждении: взаимосвязность и соподчинённость исследований свойств и структуры объекта, внешних по отношению к нему условий (прогнозного фона) и их элементов.
a. принцип системности прогнозирования
b. принцип вариативности прогнозирования
c. принцип верифицируемости прогнозирования

17. Как называется совокупность внешних по отношению к объекту прогнозирования условий, существенных для решения задач прогноза?
a. прогнозный фон
b. вспомогательные фоновые условия
c. основные условия прогноза

18. Как называется этап прогнозирования, на котором исследуется история развития объекта прогнозирования и
прогнозного фона с целью получения их систематизированного описания?
a. предварительный этап прогноза
b. этап исторический
c. Ретроспекция прогнозная

19. Качественное или количественное выражение имеют социальные показатели социального прогнозирования и модерирования?
a. Только качественное выражение
b. Только количественное выражение
c. Могут иметь как качественное, так и количественное выражение

20. Какие существуют дополняющие друг друга способы разработки прогнозов?
a. анкетирование, экспрополирование и моделирование
b. опрос, составление проекта, указание сроков прогноза
c. опрос, составление плана, выработка проекта

21. Как называется активный прогноз, включающий в себя элементы активного влияния на будущее?
a. форсайт
b. прогноз-участие
c. проект
22. Что такое с точки зрения социологического знания футурофобия?
a. Иррациональная боязнь будущего
b. Иррациональная боязнь собственного прошлого
c. Иррациональная боязнь выхода из зоны комфорта.

23. Какие цели ставил Римский клуб в своей научной деятельности?
a. Исследовать рост народонаселения
b. Исследовать рост промышленного производства
c. Исследовать рост загрязнения природной среды
d. Все перечисленные цели
24. Кто развивал идеи социального пессимизм в футурологии?
a. Г.Линнеман,, А.Эррера
b. Д. Форрестер, Д. Медоуз
c. Э. Ласло, М. Месаревич

25. Какие основания взяты за основу деления прогнозов на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные?
a. возможные состояния явлений в будущем
b. цели прогноза
c. промежуток времени на который даётся прогноз

26. На чём основан научный прогноз
a. на интуиции
b. на законах и теориях
c. на эмпирических данных

27. На чём основывается научный прогноз?
a. на глубокой интуиции учёного
b. на теоретическом знании, на проверенных результатах эмпирических исследований
c. на повседневном опыте людей

28. Какой прогноз отвечает на вопрос: "Что необходимо сделать, чтобы достичь желаемого?"
a. поисковый
b. нормативный
c. программный

29. Какой прогноз отвечает на вопрос " Что именно желательно и почему?"
a. нормативный
b. плановый
c. целевой

30. Какие типы прогнозов выделяют в зависимости от цели?
a. организационный и проектный
b. целевой и плановый
c. поисковый и нормативный

Ключ:
1-с
2-а
3-b
4-c
5-b
6-c
7-b
8-a
9-b
10-c
11-c
12-c
13-b
14-c
15-a
16-a
17-a
18-c
19-b
20-a
21-a
22-a
23-d
24-b
25-c
26-b
27-b
28-c
29-c
30-c


Вариант - 2 зачёт (устный)
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачёта для обучающихся, не получивших зачёт (по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачёт проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 теоретического вопроса.
Вопросы к зачёту:
1. Понятие социального прогнозирования
2. Методологические особенности социального прогнозирования
3. Характеристика методов прогнозирования.
4. Техника разработки прогноза.
5. Типология прогнозов. Прогнозы нормативные и поисковые. Характеристика.
6. Сферы применения прогнозов.
7. Понятие социального проекта. Типология социальных проектов.
8. Технология социального проектирования
9. Основные требования к проекту
10. Проектный цикл
11. Социальная диагностика проекта. . Методы социальной диагностики проектов.
12. Социальная экспертиза проекта. Методы социальной экспертизы проектов.
13. Технология построения социальных моделей.
14. Сферы применения метода социального моделирования.
15. Современные концепции социально-проектной деятельности.
16.Предметная и проблемная область социального проектирования.
17. . Методы коллективной работы над проектом.
18. Механизм реализации социального проекта.
19. Сущность понятий модель и моделирование.
20. Типологии социальных моделей.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

Зачтено: Студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленный вопрос, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса.

Не зачтено: Студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Стегний В.Н. Социальное прогнозирование и проектирование: учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru/book/38F67521-FBD4-4CCB-8259-61EA0A271125
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Солодянкина О.В. Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе: учебник и практикум для прикладного бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru/book/9522632B-DFF5-4970-BAAF-9DA2B4C4CADB
Л2.2 О. Н. Колесникова Социальное проектирование и прогнозирование: учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Социальное проектирование и прогнозирование" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Практическое занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. Для того, что практические занятия проходили эффективно и продуктивно, необходимо:
 ознакомиться с планом практического занятия;
 самостоятельную подготовку к практическому занятию начинать с изучения понятийного аппарата темы;
 просматривать и изучать все вопросы практического занятия, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно);
 проверять достоверность источников информации, особенно это относится к Internet-ресурсам;
 при выступлении не просто пересказывать текст учебника, но и выражать свою личностно-профессиональную оценку прочитанного;
 при возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействовать с преподавателем.
При оценивании ответа на теоретический вопрос практического занятия преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа.

Практическое задание
Выполнение практического задания возможно как на практическом занятии, так и в процессе самостоятельной работы студента. При оценивании практического задания преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа.

Творческое задание
Творческое задание предполагает групповую работу и публичное представление подготовленных проектов с дальнейшим их обсуждением, на основе которого оценивается задание. При оценивании творческого задания преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа.

Зачет
Студент на зачете отвечает на два теоретических вопроса и выполняет одно практическое задание, предложенных преподавателем из списка (см. пункт 3 ФОСа), соответствующих содержанию формируемых компетенций. Зачет проводится в устной форме. На подготовку и ответ студенту отводится 25 минут. При оценивании ответа преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа. Общая оценка за зачет выставляется на основании определения среднего арифметического баллов, полученных за ответ на каждый вопрос.