МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Демография

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки39.03.03. Организация работы с молодежью
ПрофильУправление в молодежной политике
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план39_03_03_Организация работы с молодежью_УвМП-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Демография

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 39.03.03 Организация работы с молодежью (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 77)

составлена на основании учебного плана:
39.03.03 Организация работы с молодежью
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 31.01.2022 г. № 1
Срок действия программы: 2022-2026 уч. г.

Заведующий кафедрой
Нагайцев В.В.,канд.социол.наук, доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 31.01.2022 г. № 1
Заведующий кафедрой Нагайцев В.В.,канд.социол.наук, доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса «Демография» состоит в том, чтобы ознакомить студентов с основными понятиями, положениями, тенденциями современного развития демографических процессов, научить их применять полученные знания на практике.
Задачи учебного курса
• Научить студентов анализировать демографические процессы и демографическую обстановку,
• ознакомить с источниками данных о населении, дать знания по основными демографическим процессам,
• изучить тенденции и факторы основных демографических процессов, приобрести первоначальные знания в области социологического анализа демографических процессов,
• уяснить особенности демографической ситуации и тенденции ее развития в мире, в России в целом и ее регионах.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2Способен к критическому анализу и содержательному объяснению социальных явлений и процессов на основе научных теорий, концепций, подходов
ОПК-2.1 Знает научные теории, концепции и подходы о социальных процессах и явлениях
ОПК-2.2 Умеет анализировать и объяснять социальные явления и процессы на основе научных теорий, концепций, подходов
ОПК-2.3 Умеет описывать социальные явления и процессы на основе комплексной информации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает научные теории, концепции и актуальные подходы в сфере социальной работы
3.2.Уметь:
3.2.1.Анализирует и обобщает профессиональную информацию на теоретикометодологическом уровне
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Анализирует и обобщает профессиональную информацию на теоретикометодологическом уровне

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Демография как наука
1.1. Демография как наука. Лекции 3 2 Л1.1, Л2.1
1.2. Демография как наука. Практические 3 2 Л1.1, Л2.1
1.3. Демография как наука. Сам. работа 3 8 Л1.1, Л2.1
1.4. Источники данных о населении Лекции 3 4 Л1.1, Л2.1
1.5. Источники данных о населении Практические 3 4 Л1.1, Л2.1
1.6. Источники данных о населении Сам. работа 3 8 Л1.1, Л2.1
1.7. Численность и структура населения Лекции 3 2 Л1.1, Л2.1
1.8. Численность и структура населения Практические 3 2 Л1.1, Л2.1
1.9. Численность и структура населения Сам. работа 3 8 Л1.1, Л2.1
1.10. Демографический анализ семьи Лекции 3 2 Л1.1, Л2.1
1.11. Демографический анализ семьи Практические 3 2 Л1.1, Л2.1
1.12. Демографический анализ семьи Сам. работа 3 8 Л1.1, Л2.1
1.13. Рождаемость и репродуктивное поведение Лекции 3 2 Л1.1, Л2.1
1.14. Рождаемость и репродуктивное поведение Практические 3 2 Л1.1, Л2.1
1.15. Рождаемость и репродуктивное поведение Сам. работа 3 8 Л1.1, Л2.1
1.16. Смертность и самосохранительное поведение Лекции 3 2 Л1.1, Л2.1
1.17. Смертность и самосохранительное поведение Практические 3 2 Л1.1, Л2.1
1.18. Смертность и самосохранительное поведение Сам. работа 3 8 Л1.1, Л2.1
1.19. Демографический анализ брачности и разводимости Лекции 3 2 Л1.1, Л2.1
1.20. Демографический анализ брачности и разводимости Практические 3 2 Л1.1, Л2.1
1.21. Демографический анализ брачности и разводимости Сам. работа 3 6 Л1.1, Л2.1
1.22. Миграционная подвижность населения Лекции 3 2 Л1.1, Л2.1
1.23. Миграционная подвижность населения Практические 3 2 Л1.1, Л2.1
1.24. Миграционная подвижность населения Сам. работа 3 6 Л1.1, Л2.1
1.25. Цели и направления демографической политики Лекции 3 2 Л1.1, Л2.1
1.26. Цели и направления демографической политики Практические 3 4 Л1.1, Л2.1
1.27. Цели и направления демографической политики Сам. работа 3 6 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ»

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-4


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Демография — это наука, изучающая:
- взаимосвязь воспроизводства населения с экономикой
- этнические образования, их происхождение, состав, расселение, культурно-бытовые особенности
+ численность, территориальное размещение и состав населения

2. Назовите основные направления демографии.
- Расовый и этнический состав
+ Численность и динамика населения
- Городской и сельский типы расселения

3. Какое из определений понятия «демография» верно?
- Описание народа (племени)
+ Описание населения
- Наука о человеке

4. Зарождение науки демографии связано с именем (в тесте укажите верный ответ).
- Аристотель
- Ж.-Ж.Руссо
+Дж. Граунт

5. Кто 1-м употребил в научной литературе термин «демография»?
- К. Бернулли
+ А. Гийяр;
- Платон

6. В работах, какого ученого заложены основы концепции демографического перехода?
+ А. Ландри
- Г.Ф. Кнапп
- А. Депарсье

7. Кто обосновал 1-ую в истории теорию народонаселения?
- Конфуций
+Т. Мальтус
- Дж. Риччоли

8. Кто является разработчиком правил организации и проведения переписи населения?
+ А. Кетле
- Р.Пирл
- А.Сови

9. Кто из российских ученых стал инициатором 1-ой в стране переписи населения?
- М.Ломоносов
+ П. Семенов-Тянь –Шанский
- В.Вернадский

тест 10. Какая страна стала пионером по внедрению мер, регулирующих воспроизводство населения?
- Индия
- США
+ Франция

11. Где на общегосударственном уровне действует закон «одна семья — один ребенок»?
- Япония
- КНДР
+ Китай

12. Что является главной целью государственной демографической политики при расширенном типе воспроизводства населения?
+ Снижение рождаемости
- Повышение естественного прироста
- Увеличение средней продолжительности жизни людей

13. Когда состоялась 1-ая перепись российского населения?
+ 1897 г
- 1900 г
- 1920 г.

14. Каким образом осуществляется перепись населения?
- Изучение документов ЗАГСов
+ Обход мест проживания и сбор информации
- Заполнение анкет, высылаемых по почте

15. Какая периодичность законодательно установлена в России для проведения всеобщей переписи людей?
- Раз в 5 лет
+ Раз в 10 лет
- Раз в 20 лет

16. Какой метод, из перечисленных, используется в демографии?
- Моделирования
+ Когорт
- Самоидентификации

17. Народонаселение это:
- совокупность индивидов, относящихся к одному биологическому виду
+ совокупность людей, проживающих на отдельной территории или на планете в целом
- совокупность всех представителей этнического сообщества

18. Что означает термин «рождаемость»?
+ Количество новорожденных за определенный период времени
- Физиологическая способность женщины к деторождению
- Рождение ребенка в семье

19. Какой фактор, из указанных, влияет на рождаемость?
- Экологическое состояние окружающей среды
- Генетика
+ Уровень благосостояния и культуры

20. Выберите в перечне фактор, влияющий на показатель смертности?
- Религиозная принадлежность
- Уровень образования
+ Медицинское обслуживание

21. Что характеризует показатель летальности?
Количество смертей под действием экзогенных причин
+Соотношение числа умерших от болезни к общей численности заболевших ею
Показатель смертности за ограниченный период времени

22. Воспроизводство населения – это:
- поддержание стабильной численности и структуры населения
+ чередование поколений, как результат процессов рождаемости и смертности
- рабочая сила, участвующая в производстве товаров и услуг

23. Как рассчитывается показатель естественного прироста?
- Сумма показателей рождаемости и смертности
- Частное от показателей рождаемости и смертности
+ Разница между показателями рождаемости и смертности

24. Что такое «демографический взрыв»?
+ Стремительный рост численности населения, вследствие превышения рождаемости над смертностью
- Диспропорция между численностью населения и потребностями в рабочей силе
- Постепенное повышение рождаемости, обусловленное демографической политикой государства

25. Сколько различают типов воспроизводства?
- Один
- Два
+ Три

26. Какую конфигурацию имеет половозрастная диаграмма при простом типе воспроизводства?
- Треугольник
- Урна
+ Колокол

27. Что характерно для прогрессивного типа возрастной структуры населения?
+ Значительная доля детей и малый удельный вес лиц пожилого возраста
- Приблизительно равное соотношение молодежи и стариков
- Резкое преобладание людей старшего возраста по сравнению с юношеством

28. В условиях какой демографической ситуации появляется потребность в создании Фонда
- будущих поколений?
- Простое воспроизводство
+ Расширенное воспроизводство
Суженное воспроизводство

29. Каковы последствия депопуляции населения?
- Улучшение генофонда нации
+ Искажение половозрастной структуры
- Снижение темпов безработицы

тест_30. Каковы негативные последствия «старения нации»?
- Расширение возможностей для трудоустройства женщин
+ Наращивание финансовых затрат на содержание пенсионеров
- Снижение капиталовложений на образование

31. Что такое планирование семьи?
- Система государственных мероприятий по охране материнства и детства
- Религиозные установки на количество детей в семье
+ Регулирование деторождения на внутрисемейном уровне

32. Репродуктивное поведение это:
+ отношение к деторождению
- система воспитания ребенка в семье
- использование контрацептивов для предотвращения беременности

33. Как называется демографическая теория, согласно которой население растет в геометрической прогрессии, а производство продуктов питания увеличивается в арифметической прогрессии?
- Демографический переход
+ Мальтузианство
- Натализм

34. В каком регионе наблюдается демографический взрыв?
+ Африка к югу от Сахары
- Восточная Европа
- Северная Америка

35. Основное отличие патриархальной семьи:
- состоит из несколько поколений родственников
+ глава семьи отец
- мать — глава семьи

36. Частота заключения зарегистрированных супружеских союзов – это:
- брак
+ брачность
- свадьба

37. В чем отличительный признак расширенной семьи?
- Один родитель и дети
- Супруги с детьми
+ Несколько поколений кровных родственников, проживающие совместно

38. На какой возрастной период приходится пик разводов?
- От 20 до 30 лет
- От 30 до 40 лет
+ От 40 до 50 лет

39.Трудовые ресурсы – это:
+ население в трудоспособном возрасте
- работающие подростки и пенсионеры
- лица, желающие участвовать в общественном производстве

тест*40. От чего зависит величина трудовых ресурсов?
+ Официально установленных в стране границ трудоспособного возраста
- Полового состава населения
- Динамики численности детей и подростков

41. «Безработица устаревших профессий» иначе называется:
- фрикционная
- циклическая
+ структурная

42. Как иначе называется миграция?
- Естественное движение населения
+ Механическое движение населения
- Естественный прирост населения

43. Переселение в другое государство на постоянное место жительства – это:
+ эмиграция
- иммиграция
- гастербайтерство

44. Что такое «диаспора»?
- Группа людей, объединенная общностью национальной культуры
+ Этническая группа, проживающая за пределами своей исторической родины
- Люди с иноземным гражданством, находящиеся на территории другой страны

45. Сколько людей проживает на Земле?
- 10 млрд. чел
+ 7,7 млрд.чел
- 6,5 млрд.чел

46. Лидер по численности населения:
- США
- Индия
+ КНР

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
нет
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 3 вопроса: 21 вопроса теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.
ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Демография, ее объект и предмет исследования. Задачи и методы демографии.
2. Структура демографического знания.
3. История формирования и развития демографической науки.
4. Сущность и глобальный характер демографических проблем.
5. Теоретические основы изучения народонаселения. Теория демографического перехода.
6. Источники информации о населении и демографических процессах.
7. Переписи населения в России. Программы переписей. Категории населения, учитываемые в переписях.
8. Списки и регистры населения как формы учета движения населения.
9. Демографические структуры населения, их взаимосвязь с демографическими процессами.
10. Воспроизводство населения и его показатели. Типы воспроизводства населения.
11. Репродуктивное поведение: понятие, сущность, исследование.
12. Система показателей рождаемости, их характеристика.
13. Система показателей смертности, их характеристика.
14. Этнические особенности рождаемости и смертности.
15. Основные характеристики таблиц смертности.
16. Депопуляция в России: причины, последствия, перспективы.
17. Основные принципы построения демографических таблиц.
18. Понятие «демографический анализ». Продольный и поперечный анализ демографических процессов.
19. Вероятностные таблицы: понятие, классификации их значение в демографическом анализе.
20. Мировые тенденции рождаемости и смертности.
21. Классификация демографических прогнозов.
22. Демографическая политика: определение, история, методы. Концепция демографической политики в РФ до 2025 г.
23. Демографическая ситуация в развитых странах мира.
24. Демографическая ситуация в РФ на рубеже веков.
25. Демографическая ситуация в развивающихся странах мира.
26. Механическое движение населения, основные показатели. Формы и направления миграции.
27. История миграции населения. Миграционная политика.
28. Демографические последствия эмиграции.
29. Демографический фактор в социально-экономическом развитии.
30. Темпы роста населения мира. Модель Мальтуса.
31. Демографическое старение, его социально-экономические последствия.
32. Современные типы семей и особенности их развития в России.
33. Продолжительность жизни и ее измерение.
34. Демографическая ситуация в РФ на рубеже веков.
35. Размещение и расселение населения. Соотношение городского и сельского населения в мире и в России.
36. Семья – объект демографических исследований. Показатели брачности и разводимости.
37. Основные показатели половозрастной структуры населения, методика расчета. Половозрастная пирамида населения, правила ее построения.
38. Цели, задачи, приоритеты демографической политики в концепциях демографического развития РФ.
39. Оценки уровня социально-демографического развития территории.
40. Этническая структура населения РФ, особенности её развития.
41. Стадии процесса старения возрастного состава населения.
42. Причины снижения рождаемости.
43. Факторы миграции, особенности их действия в РФ.
44. Мотивация миграционного поведения в современной России.
45. Типология и факторы смертности.
46. Семейная структура РФ, особенности её развития.
47. Демографическая глобализация: понятие, содержание. Социально-экономические последствия демографической глобализации.
48. Глобализация миграционных процессов. Масштабы и особенности международной миграции.
49. Качество населения: сущность, содержание, критерии.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А. В. Воронцов, М. Б. Глотов Демография: учебник и практикум для прикладного бакалавриата Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 И. И. Елисеева [и др.] ; под ред. И. И. Елисеевой, М. А. Клупта. Демография и статистика населения: учебник для академического бакалавриата Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС "Университетская библиотека online" biblioclub.ru
Э2 Социология.RU sotsiologia.ru
Э3 Учреждение Российской Академии наук. Институт социологии РАН www.isras.ru
Э4 Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) wciom.ru
Э5 Фонд «Общественное мнение» www.fom.ru
Э6 ЭБС "Юрайт" biblio-online.ru
Э7 Демографический ежегодник России www.gks.ru
Э8 Курс в moodle «Демография» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Список ПО, указываемый в разделе ИТ, пункт Перечень программного обеспечения следующий:
«Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)».
6.4. Перечень информационных справочных систем
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
- На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
- На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
- Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
- В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
- Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
- Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
- Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
- На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
- Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
- В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/).
- В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
- Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
- Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
- При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
- Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
- Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
- Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.