МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социальная психология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки39.03.03. Организация работы с молодежью
ПрофильУправление в молодежной политике
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план39_03_03_Организация работы с молодежью_УвМП-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
старший преподаватель, Борисова Ольга Владимировна

Рецензент(ы):
доктор социологических наук, доцент, Черепанова Мария Ивановна

Рабочая программа дисциплины
Социальная психология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 39.03.03 Организация работы с молодежью (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 77)

составлена на основании учебного плана:
39.03.03 Организация работы с молодежью
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 28.08.2021 г. № 1
Срок действия программы: 20212025 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н., профессор Максимова С.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 28.08.2021 г. № 1
Заведующий кафедрой д.с.н., профессор Максимова С.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.изучение роли и места теоретической и прикладной социальной психологии в объяснении общественных процессов и явлений, изучение методологии и истории социальной психологии, изучение основных положений теории социальной психологии, освоение методов социально-психологических исследований.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-3Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
УК-3.1 Знает концепции, принципы и методы построения эффективной работы в команде с учетом правовых и этических принципов и норм социального взаимодействия, сущностные характеристики и типологию лидерства
УК-3.2 Участвует в обмене информацией, знаниями и опытом в интересах выполнениях командного задачи, презентуя профессиональные задачи
УК-3.3 Владеет способами самодиагностики определения своего ролевого статуса в команде, приемами эффективного социального взаимодействия и способами их правовой и этической оценки, коммуникативными навыками
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.принципы коллективной деятельности.
принципы и направления социально-психологической адаптации молодых людей в организации.
3.2.Уметь:
3.2.1.работать в различных коллективах.
определять проблемы и нарушения социально-психологической адаптации.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками кооперации с коллегами по решению различных задач.
навыками реализации социально-психологической адаптации молодых людей в различных организациях.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретическая социальная психология
1.1. Социальная психология как наука, ее становление и развитие Лекции 4 2 Л2.1, Л1.1
1.2. Социальная психология как наука, ее становление и развитие Практические 4 2 Л2.1, Л1.1
1.3. Методы социально-психологического исследования Лекции 4 2 Л2.1, Л1.1
1.4. Социальная психология личности Практические 4 2 Л2.1, Л1.1
1.5. Социальная психология общения Лекции 4 2 Л2.1, Л1.1
1.6. Социальная психология общения Практические 4 4 Л2.1, Л1.1
1.7. Социальная психология личности Лекции 4 2 Л2.1, Л1.1
1.8. Психология социальной группы Практические 4 2 Л2.1, Л1.1
1.9. Социальные группы, основные характеристики. Малые социальные группы и групповая динамика Лекции 4 2 Л2.1, Л1.1
1.10. Социальные группы, основные характеристики. Малые социальные группы и групповая динамика Практические 4 4 Л2.1, Л1.1
1.11. Психология больших групп Лекции 4 2 Л2.1, Л1.1
1.12. Психология больших групп Практические 4 2 Л2.1, Л1.1
1.13. Теоретическая социальная психология Сам. работа 4 20 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Прикладная социальная психология
2.1. Психология больших групп Лекции 4 2 Л2.1, Л1.1
2.2. Психология больших групп Практические 4 2 Л2.1, Л1.1
2.3. Социализация Лекции 4 2 Л2.1, Л1.1
2.4. Социализация Практические 4 2 Л2.1, Л1.1
2.5. Прикладная социальная психология Сам. работа 4 19 Л2.1, Л1.1
2.6. Социальные стереотипы и установки Лекции 4 2 Л2.1, Л1.1
2.7. Социальные стереотипы и установки Практические 4 2 Л2.1, Л1.1
2.8. Проблема идентичности в социальной психологии Лекции 4 2 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=5138
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-3 Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
ВОПРОС 1. Численность малой группы не может превышать:
А. двух человек
Б. трех человек
В. пятнадцати человек
Г. ста человек
ОТВЕТ: В
ВОПРОС 2. Уступчивость человека мнению большинства группы носит название:
А. суггестия
Б. конформности
В. экспрессии
Г. нонконформности
ОТВЕТ: Б
ВОПРОС 3. Группа, с которой человек сравнивает себя при определении своего социального статуса, в социальной психологии носит название:
А. первичной
Б. формальной
В. референтной
Г. малой.
ОТВЕТ: В
ВОПРОС 4. Элементом коммуникативного процесса НЕ является:
А. отправитель
Б. получатель
В. канал
Г. барьер.
ОТВЕТ:Г
ВОПРОС 5. Высшая форма объединения людей, создающая наиболее благоприятные условия для совместной деятельности, это:
а) ассоциация;
б) коллектив;
в) корпорация.
ОТВЕТ: Б.
ВОПРОС 6. В качестве больших социальных групп не рассматривают:
а) этносы;
б) социальные классы;
в) контактные группы.
ОТВЕТ: В.
ВОПРОС 7. Школа «групповой динамики» — представляет собой направление психологии, разрабатываемое:
а) Э. Мэйо;
б) Я.Л. Морено;
в) К. Левином.
ОТВЕТ: В.
ВОПРОС 8. О каком психологическом феномене идет речь: данный состав группы возможен для обеспечения выполнения группой ее функций, члены группы могут взаимодействовать:
а) о сплоченности группы;
б) о совместимости группы;
в) оба варианта верны.
ОТВЕТ: Б.
9. Автор диспозиционной концепции регуляции социального поведения личности:
а) В.А. Ядов;
б) Д.Н. Узнадзе;
в) Н. Мясищев.
ОТВЕТ: А.
ВОПРОС 10. Определенное эмоциональное состояние массы людей, являющееся средством дефицита информации о какой-либо пугающей или непонятной новости, либо избытка информации, это:
а) стресс;
б) фрустрация;
в) паника.
ОТВЕТ: В.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Учение о контактах общающихся людей, осуществляемых с помощью прикосновений, называется….
Ответ: Такесика
2. _______________ - это процесс восприятия людьми друг друга в общении.
Ответ: Проксемика
3. Отрасль социально-психологических исследований межличностных отношений в малых группах, осуществляемая с помощью количественных методов – это…
Ответ: Социометрия
4. Как называется феномен, по которому между социальной установкой и реальным поведением личности существует расхождение?
Ответ: феномен Ла Пьера
5. ______________________- устойчивость к групповому давлению, сознательное самоопределение человека в группе.
Ответ: Нонконформизм
6. Групповая сплоченность выражается …
Ответ: в стремлении членов группы к сотрудничеству и сохранению группы при решении групповых задач.
7. Психологическое препятствие на пути адекватной передачи информации между партнерами по общению – это…
Ответ: коммуникативный барьер.
8. Дайте определение рефлексии.
Ответ: механизм самопознания в процессе общения, в основе которого лежит способность человека представлять то, как он воспринимается партнером по общению.
9. Вид толпы, которая собирается по поводу заранее объявленного события, в ней преобладает более организованный интерес, а люди до поры до времени готовы следовать определенным условностям?
Ответ: конвенциональная толпа.
10. Как называется механизм, который помогает группе приобрести черты социальной общности?
Ответ: социальная идентификация.
11. Диспозицией личности называется …
Ответ: предрасположенность личности к определенному поведению в конкретных условиях, возможность сделать выбор деятельности.
12. Перечислите динамические элементы психологии группы.
Ответ: мнения, настроения, интересы, групповые потребности.
13. Как называется поведение человека среди других людей, направленное на общее благо?
Ответ: просоциальное поведение.
14. Перечислите общие закономерности малой группы.
Ответ: структурирование, развитие, флуктуация.
15. К какому виду дистанции прибегают во время ведения бесед, переговоров, подписания контрактов?
Ответ: личная дистанция 0,6-1,2 м.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.



5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу . Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 50.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:


Примерные вопросы для подготовки зачету:
1. Предмет и задачи социальной психологии. Сферы применения социально-психологического знания.
2. Место социальной психологии в системе других наук. Структура отечественной социальной психологии.
3. Методы социально-психологического исследования: наблюдение, эксперимент, опрос, тесты. Их характеристика.
4. Проблема личности в социальной психологии. Взаимосвязь личность - группа - общество.
5. Социализация личности.
6. Этапы вхождения личности в группу.
7. Социальная установка, ее структура и изменение.
8. Социальная психология общения. Структура и функции общения.
9. Коммуникативная сторона общения, ее характеристика.
10. Перцептивная сторона общения, механизмы социальной перцепции.
11. «Эффекты восприятия» социальных объектов и их влияние на процесс общения.
12. Интерактивная сторона общения, ее характеристика.
13. Конфликт. Структура социально-психологического конфликта.
14. Конфликты, пути их разрешения, функции конфликта.
15. Проблема группы в социальной психологии. Классификация групп.
16. Характеристика малой группы, ее границы, классификация.
17. Динамические процессы малой группы – групповая сплоченность.
18. Динамические процессы малой группы – конформизм.
19. Динамические процессы малой группы – способы принятия групповых решений.
20. Лидерство и руководство в малых группах. Теории происхождения лидерства.
21. Понятие «социально-психологическая атмосфера» и «социально-психологический климат»
22. Зависимость эффективности деятельности от уровня развития группы по А.В.Петровскому.
23. Социальная психология больших социальных групп: классов, народов, общества в целом.
24. Социальная психология больших стихийных (неустойчивых) групп.
25. Способы воздействия в стихийных группах (заражение, убеждение, внушение, подражание).

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Петрухина С. Р. Социальная психология: Учебники и учебные пособия для ВУЗов ПГТУ, 2016 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Семечкин Н. И. Социальная психология: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Директ-Медиа, 2014 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Российская государственная библиотека www.rsl.ru
Э2 Психологический портал МГУ flogiston.ru
Э3 Научная электронная библиотека www.e-library.ru
Э4 Электронно-библиотечная система «Издательства «Лань» e.lanbook.com
Э5 «Университетская библиотека онлайн» www.biblioclub.ru
Э6 Курс в Moodle "Социальная психология" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)

6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (https://www.scopus.com/)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Рекомендации по освоению лекционных занятий
При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время.
Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет.
При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Студентам необходимо:
- перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы;
- на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции;
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях.

Рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям

Подготовку к каждому семинарскому (практическому) занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме.
Студентам следует:
- приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию;
- до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала;
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;
- в ходе семинара давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;
- на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю.

Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных заданий

Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы.
К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и
представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению.
Студентам следует:
- руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД;
- выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях
неясные вопросы;
- при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем.