Закреплена за кафедрой | Кафедра социальной и молодежной политики |
---|---|
Направление подготовки | 39.03.03. Организация работы с молодежью |
Профиль | Управление в молодежной политике |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 39_03_03_Организация работы с молодежью_УвМП-2023 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (4) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 18,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 20 | 20 | 20 | 20 |
Практические | 22 | 22 | 22 | 22 |
Сам. работа | 39 | 39 | 39 | 39 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики
Протокол от 28.08.2021 г. № 1
Заведующий кафедрой д.с.н., профессор Максимова С.Г.
1.1. | изучение роли и места теоретической и прикладной социальной психологии в объяснении общественных процессов и явлений, изучение методологии и истории социальной психологии, изучение основных положений теории социальной психологии, освоение методов социально-психологических исследований. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04 |
УК-3 | Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде |
УК-3.1 | Знает концепции, принципы и методы построения эффективной работы в команде с учетом правовых и этических принципов и норм социального взаимодействия, сущностные характеристики и типологию лидерства |
УК-3.2 | Участвует в обмене информацией, знаниями и опытом в интересах выполнениях командного задачи, презентуя профессиональные задачи |
УК-3.3 | Владеет способами самодиагностики определения своего ролевого статуса в команде, приемами эффективного социального взаимодействия и способами их правовой и этической оценки, коммуникативными навыками |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | принципы коллективной деятельности. принципы и направления социально-психологической адаптации молодых людей в организации. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | работать в различных коллективах. определять проблемы и нарушения социально-психологической адаптации. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками кооперации с коллегами по решению различных задач. навыками реализации социально-психологической адаптации молодых людей в различных организациях. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Теоретическая социальная психология | ||||||
1.1. | Социальная психология как наука, ее становление и развитие | Лекции | 4 | 2 | Л2.1, Л1.1 | |
1.2. | Социальная психология как наука, ее становление и развитие | Практические | 4 | 2 | Л2.1, Л1.1 | |
1.3. | Методы социально-психологического исследования | Лекции | 4 | 2 | Л2.1, Л1.1 | |
1.4. | Социальная психология личности | Практические | 4 | 2 | Л2.1, Л1.1 | |
1.5. | Социальная психология общения | Лекции | 4 | 2 | Л2.1, Л1.1 | |
1.6. | Социальная психология общения | Практические | 4 | 4 | Л2.1, Л1.1 | |
1.7. | Социальная психология личности | Лекции | 4 | 2 | Л2.1, Л1.1 | |
1.8. | Психология социальной группы | Практические | 4 | 2 | Л2.1, Л1.1 | |
1.9. | Социальные группы, основные характеристики. Малые социальные группы и групповая динамика | Лекции | 4 | 2 | Л2.1, Л1.1 | |
1.10. | Социальные группы, основные характеристики. Малые социальные группы и групповая динамика | Практические | 4 | 4 | Л2.1, Л1.1 | |
1.11. | Психология больших групп | Лекции | 4 | 2 | Л2.1, Л1.1 | |
1.12. | Психология больших групп | Практические | 4 | 2 | Л2.1, Л1.1 | |
1.13. | Теоретическая социальная психология | Сам. работа | 4 | 20 | Л2.1, Л1.1 | |
Раздел 2. Прикладная социальная психология | ||||||
2.1. | Психология больших групп | Лекции | 4 | 2 | Л2.1, Л1.1 | |
2.2. | Психология больших групп | Практические | 4 | 2 | Л2.1, Л1.1 | |
2.3. | Социализация | Лекции | 4 | 2 | Л2.1, Л1.1 | |
2.4. | Социализация | Практические | 4 | 2 | Л2.1, Л1.1 | |
2.5. | Прикладная социальная психология | Сам. работа | 4 | 19 | Л2.1, Л1.1 | |
2.6. | Социальные стереотипы и установки | Лекции | 4 | 2 | Л2.1, Л1.1 | |
2.7. | Социальные стереотипы и установки | Практические | 4 | 2 | Л2.1, Л1.1 | |
2.8. | Проблема идентичности в социальной психологии | Лекции | 4 | 2 | Л2.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=5138 ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-3 Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА ВОПРОС 1. Численность малой группы не может превышать: А. двух человек Б. трех человек В. пятнадцати человек Г. ста человек ОТВЕТ: В ВОПРОС 2. Уступчивость человека мнению большинства группы носит название: А. суггестия Б. конформности В. экспрессии Г. нонконформности ОТВЕТ: Б ВОПРОС 3. Группа, с которой человек сравнивает себя при определении своего социального статуса, в социальной психологии носит название: А. первичной Б. формальной В. референтной Г. малой. ОТВЕТ: В ВОПРОС 4. Элементом коммуникативного процесса НЕ является: А. отправитель Б. получатель В. канал Г. барьер. ОТВЕТ:Г ВОПРОС 5. Высшая форма объединения людей, создающая наиболее благоприятные условия для совместной деятельности, это: а) ассоциация; б) коллектив; в) корпорация. ОТВЕТ: Б. ВОПРОС 6. В качестве больших социальных групп не рассматривают: а) этносы; б) социальные классы; в) контактные группы. ОТВЕТ: В. ВОПРОС 7. Школа «групповой динамики» — представляет собой направление психологии, разрабатываемое: а) Э. Мэйо; б) Я.Л. Морено; в) К. Левином. ОТВЕТ: В. ВОПРОС 8. О каком психологическом феномене идет речь: данный состав группы возможен для обеспечения выполнения группой ее функций, члены группы могут взаимодействовать: а) о сплоченности группы; б) о совместимости группы; в) оба варианта верны. ОТВЕТ: Б. 9. Автор диспозиционной концепции регуляции социального поведения личности: а) В.А. Ядов; б) Д.Н. Узнадзе; в) Н. Мясищев. ОТВЕТ: А. ВОПРОС 10. Определенное эмоциональное состояние массы людей, являющееся средством дефицита информации о какой-либо пугающей или непонятной новости, либо избытка информации, это: а) стресс; б) фрустрация; в) паника. ОТВЕТ: В. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: • «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; • «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1. Учение о контактах общающихся людей, осуществляемых с помощью прикосновений, называется…. Ответ: Такесика 2. _______________ - это процесс восприятия людьми друг друга в общении. Ответ: Проксемика 3. Отрасль социально-психологических исследований межличностных отношений в малых группах, осуществляемая с помощью количественных методов – это… Ответ: Социометрия 4. Как называется феномен, по которому между социальной установкой и реальным поведением личности существует расхождение? Ответ: феномен Ла Пьера 5. ______________________- устойчивость к групповому давлению, сознательное самоопределение человека в группе. Ответ: Нонконформизм 6. Групповая сплоченность выражается … Ответ: в стремлении членов группы к сотрудничеству и сохранению группы при решении групповых задач. 7. Психологическое препятствие на пути адекватной передачи информации между партнерами по общению – это… Ответ: коммуникативный барьер. 8. Дайте определение рефлексии. Ответ: механизм самопознания в процессе общения, в основе которого лежит способность человека представлять то, как он воспринимается партнером по общению. 9. Вид толпы, которая собирается по поводу заранее объявленного события, в ней преобладает более организованный интерес, а люди до поры до времени готовы следовать определенным условностям? Ответ: конвенциональная толпа. 10. Как называется механизм, который помогает группе приобрести черты социальной общности? Ответ: социальная идентификация. 11. Диспозицией личности называется … Ответ: предрасположенность личности к определенному поведению в конкретных условиях, возможность сделать выбор деятельности. 12. Перечислите динамические элементы психологии группы. Ответ: мнения, настроения, интересы, групповые потребности. 13. Как называется поведение человека среди других людей, направленное на общее благо? Ответ: просоциальное поведение. 14. Перечислите общие закономерности малой группы. Ответ: структурирование, развитие, флуктуация. 15. К какому виду дистанции прибегают во время ведения бесед, переговоров, подписания контрактов? Ответ: личная дистанция 0,6-1,2 м. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрено. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу . Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 50. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом: Примерные вопросы для подготовки зачету: 1. Предмет и задачи социальной психологии. Сферы применения социально-психологического знания. 2. Место социальной психологии в системе других наук. Структура отечественной социальной психологии. 3. Методы социально-психологического исследования: наблюдение, эксперимент, опрос, тесты. Их характеристика. 4. Проблема личности в социальной психологии. Взаимосвязь личность - группа - общество. 5. Социализация личности. 6. Этапы вхождения личности в группу. 7. Социальная установка, ее структура и изменение. 8. Социальная психология общения. Структура и функции общения. 9. Коммуникативная сторона общения, ее характеристика. 10. Перцептивная сторона общения, механизмы социальной перцепции. 11. «Эффекты восприятия» социальных объектов и их влияние на процесс общения. 12. Интерактивная сторона общения, ее характеристика. 13. Конфликт. Структура социально-психологического конфликта. 14. Конфликты, пути их разрешения, функции конфликта. 15. Проблема группы в социальной психологии. Классификация групп. 16. Характеристика малой группы, ее границы, классификация. 17. Динамические процессы малой группы – групповая сплоченность. 18. Динамические процессы малой группы – конформизм. 19. Динамические процессы малой группы – способы принятия групповых решений. 20. Лидерство и руководство в малых группах. Теории происхождения лидерства. 21. Понятие «социально-психологическая атмосфера» и «социально-психологический климат» 22. Зависимость эффективности деятельности от уровня развития группы по А.В.Петровскому. 23. Социальная психология больших социальных групп: классов, народов, общества в целом. 24. Социальная психология больших стихийных (неустойчивых) групп. 25. Способы воздействия в стихийных группах (заражение, убеждение, внушение, подражание). |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Петрухина С. Р. | Социальная психология: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | ПГТУ, 2016 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Семечкин Н. И. | Социальная психология: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | Директ-Медиа, 2014 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Российская государственная библиотека | www.rsl.ru | ||
Э2 | Психологический портал МГУ | flogiston.ru | ||
Э3 | Научная электронная библиотека | www.e-library.ru | ||
Э4 | Электронно-библиотечная система «Издательства «Лань» | e.lanbook.com | ||
Э5 | «Университетская библиотека онлайн» | www.biblioclub.ru | ||
Э6 | Курс в Moodle "Социальная психология" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Электронная база данных «Scopus» (https://www.scopus.com/) Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/) Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://elibrary.ru/) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Рекомендации по освоению лекционных занятий При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время. Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет. При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. Студентам необходимо: - перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы; - на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции; - перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях. Рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям Подготовку к каждому семинарскому (практическому) занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Студентам следует: - приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию; - до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия; - при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала; - в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения; - в ходе семинара давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов; - на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю. Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных заданий Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы. К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению. Студентам следует: - руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД; - выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях неясные вопросы; - при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем. |