МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Государственная молодежная политика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки39.03.03. Организация работы с молодежью
ПрофильУправление в молодежной политике
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план39_03_03_Организация работы с молодежью_УвМП-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2
курсовой проект: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 19,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.с.н., Доцент, Эбелинг Эвелина Олеговна;к.с.н., Доцент, Эбелинг Э.О.;к.с.н., Старший преподаватель, Шахова Е.В.

Рецензент(ы):
д.с.н., Профессор, Черепанова Мария Ивановна;д.с.н., доцент, Черепанова М.И.

Рабочая программа дисциплины
Государственная молодежная политика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 39.03.03 Организация работы с молодежью (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 77)

составлена на основании учебного плана:
39.03.03 Организация работы с молодежью
утвержденного учёным советом вуза от 30.05.2023 протокол № 11.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 30.05.2023 г. № 11
Срок действия программы: 20232028 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н., профессор Максимова С.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 30.05.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой д.с.н., профессор Максимова С.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Изучение перспектив развития государственной молодежной политики в Российской Федерации, законодательства в области государственной молодежной политики на современном этапе. Формирование у студентов целостного представления о государственной молодежной политике как одном из приоритетных направлений государственной политики, её роли в обеспечении социального развития страны и раскрытии инновационного потенциала молодого поколения.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3Способен составлять и оформлять отчеты по результатам профессиональной деятельности
ОПК-3.1 Знает требования по составлению отчетов по результатам профессиональной деятельности
ОПК-3.2 Умеет составлять отчеты по результатам профессиональной деятельности
ОПК-3.3 Владеет навыками оформления отчета по результатам профессиональной деятельности с использованием ИКТ
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает требования по составлению отчетов по результатам профессиональной деятельности
3.2.Уметь:
3.2.1.Умеет составлять отчеты по результатам профессиональной деятельности
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеет навыками оформления отчета по результатам профессиональной деятельности с использованием ИКТ

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Молодежь как особая социально-демографическая группа Лекции 2 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.2. Социологический портрет российской молодежи Практические 2 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.3. Молодежная политика в дореволюционной России: формы реализации, направления Лекции 2 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.4. Молодежная политика в советской России Практические 2 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.5. Молодежная политика в современной России Лекции 2 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.6. Проблема обеспечения национальной безопасности как задача ГМП Практические 2 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.7. Понятие «государственная молодежная политика» (ГМП). Теоретические концепции и подходы к формированию государственной молодежной политики в современной России Лекции 2 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.8. Теоретические основы современной молодежной политики Практические 2 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.9. Кадровое обеспечение ГМП Лекции 2 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.10. Нормативно-правовые основы молодежной политики Российской Федерации Лекции 2 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.11. Институциональные основы молодежной политики Российской Федерации Лекции 2 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.12. Институциональные и нормативно-правовые основы молодежной политики Российской Федерации Практические 2 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.13. Цели и направления государственной молодежной политики в России Лекции 2 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.14. Основные направления реализации государственной молодежной политики Российской Федерации Практические 2 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.15. Формирование гражданской позиции, обеспечение взаимодействия с политическими институтами, развитие социальной активности молодежи Лекции 2 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.16. Профилактика безнадзорности, беспризорности и правонарушений Практические 2 4 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.17. Молодежная политика Алтайского края Лекции 2 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.18. Молодежная политика Алтайского края Практические 2 6 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.19. Государственная молодежная политика Сам. работа 2 39 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.20. Государственная молодежная политика Экзамен 2 27 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3373.
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-3. Способен составлять и оформлять отчеты по результатам профессиональной деятельности.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА.

Вопрос 1. Что является целью государственной молодежной политики (выберите один вариант ответа).
А) вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях саморазвития, обеспечение поддержки научной, творческой и предпринимательской активности молодежи.
Б) гражданское образование и патриотическое воспитание молодежи, содействие формированию правовых, культурных и нравственных ценностей.
В) создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развитие потенциала молодежи и его использование в интересах инновационного развития страны.
Ответ: В.

Вопрос 2. Молодежные общественные организации, деятельность которых политически индифферентна (творческие, спортивные организации, объединения по интересам) называются (выберите один вариант ответа).
А) Аполитичные.
Б) Идеологические.
В) Политико-просветительские.
Г) Политические.
Ответ: А.

Вопрос 3. Молодежные общественные организации, деятельность которых нацелена на подготовку будущих представителей российской политической элиты называются (выберите один вариант ответа).
А) Аполитичные.
Б) Идеологические.
В) Политико-просветительские.
Г) Политические.
Ответ: В.

Вопрос 4. Гражданское самосознание это …
А) осознание человеком себя как гражданина своей страны и как члена гражданского общества, правильно понимающего свои права и обязанности.
Б) осознанное участие человека в жизни общества, его поступки в отношении общества, направленные на реализацию социальных ценностей при разумном соотношении личных и общественных интересов.
В) является качеством индивидов, позволяющим гражданам свободно объединяться в добровольные ассоциации для отстаивания своих частных и общественных интересов.
Ответ: А.

Вопрос 5. Право граждан на участие в управлении делами государства установлено в следующей статье Конституции Российской Федерации (выберите один вариант ответа).
А) 42.
Б) 33.
В) 24.
Г) 32.
Д) 58.
Ответ: Г.

Вопрос 6.
О какой концепции идет речь? Концепция основана на предложении рассматривать социальную среду не как один из факторов, а как главный источник развития личности. При этом развитие представляется неравномерно, а стадиально, ступенчато, часто сопровождается этапами кризиса. Развитие ребенка сопровождается как естественным созреванием, так и овладением культурой, способами поведения и мышления.
А) Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского.
Б) Классовая (марксистская) концепция молодежи.
В) Социальная концепция молодежи И.С. Кона.
Г) Рискологическая концепция молодежи Ю.А. Зубок.
Ответ: А.

Вопрос 7. Период между 35 и 40 годами является самым важным для человека возрастом, возрастом самоактуализации, по мнению:
А) Анны Фрейд.
Б) Зигмунда Фрейда.
В) Карла Густава Юнга.
Г) Альфреда Адлера.
Ответ: В.

Вопрос 8. Понятие «молодежь» определяется с точки зрения охвата определенного этапа жизненного цикла в рамках подхода:
А) социального.
Б) демографического.
В) социально-демографического.
Г) культурного.
Ответ: Б.

Вопрос 9. Студенты и молодые люди, завершающие основную профессиональную подготовку, вступающие в производственную деятельность и создающие собственные семьи, относятся к следующей возрастной группе, выделенной во Всероссийской переписи населения 2002 г.:
А) 22-30 лет.
Б) 25-29 лет.
В) 14-19 лет.
Г) 20-24 года.
Ответ: Г.

Вопрос 10. В каком нормативно правовом документе представлено следующее определении молодежи. Молодежь – это социально-демографическая группа, выделяемая на основе возрастных особенностей, социального положения и характеризующаяся специфическими интересами и ценностями. Эта группа включает лиц в возрасте от 14 до 30 лет, а в некоторых случаях, определенных нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, – до 35 и более лет, имеющих постоянное место жительства в Российской Федерации или проживающих за рубежом (граждане Российской Федерации и соотечественники).
А) Постановление Верховного Совета РФ от 03.06.1993 № 5090-1 «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации».
Б) Распоряжение Правительства Российской Федерации от 18.12.2006 № 1760-р «О Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации».
В) Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 № 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года».
Ответ: В.

Вопрос 11. К категориям молодежи, которым оказываются социальные услуги, принадлежат:
А) молодые семьи.
Б) лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание.
В) лица младшего и среднего школьного возраста.
Г) лица, прошедшие лечение от наркомании, токсикомании, алкоголизма.
Д) демобилизованные военнослужащие.
Е) молодые инвалиды.
Ж) студенты, обучающиеся на платной основе.
Ответ: А, Б, Г, Д, Е.

Вопрос 12. Среди перечисленных федеральных государственных учреждений, осуществляющих деятельность в сфере молодежной политики, выделите головное:
А) Международный молодежный центр.
Б) Российский детско-юношеский центр.
В) Российский центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи.
Г) Федеральное агентство по делам молодежи.
Ответ: Г.

Вопрос 13. Задачами грантовой поддержки молодежи Федеральным агентством по делам молодежи являются:
А) развитие международного сотрудничества.
Б) раскрытие потенциала конкретного молодого человека.
В) демографическая поддержка молодого населения государства.
Г) создание среды доверия государству.
Д) вклад молодых людей в экономическое развитие региона.
Ответ: Б, Г, Д.

Вопрос 14. К приоритетным направлениям государственной молодежной политики РФ, реализуемым в деятельности Федерального агентства по делам молодежи, относятся:
А) «Патриотическое воспитание молодежи».
Б) «Вовлечение молодежи в волонтерскую деятельность».
В) «Содействие профориентации и карьерным устремлениям молодежи».
Г) «Развитие молодежного самоуправления».
Д) «Формирование у молодежи традиционных семейных ценностей».
Е) «Поддержка молодежи, оканчивающей высшие учебные заведения экстерном».
Ж) «Поддержка молодых матерей, не достигших возраста 25 лет».
З) «Полное обеспечение молодежи бюджетными местами в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования».
Ответ: А, Б, В, Г, Д.

Вопрос 15. Для того чтобы получать государственную поддержку, молодежное общественное объединение должно:
А) насчитывать не менее 3000 членов.
Б) насчитывать не менее 1000 членов.
В) действовать не менее одного года с момента государственной регистрации.
Г) действовать не менее трех лет с момента государственной регистрации.
Д) являться юридическим лицом.
Ответ: А, В, Д.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Согласно ____________________ подходу к определению молодежи, молодежь представляет социально-демографическую группу в составе населения, главными критериями выделения которой обычно служат два компонента: демографический (возраст) и социальный (интересы, ценности, статус и пр.).
Ответ: социально-демографический подход.

2. Правовой статус субъектов инфраструктуры молодежной политики на федеральном уровне был установлен в ________________ году.
Ответ: 2014.

3. В утвержденных основах государственной молодежной политики в Российской Федерации до 2025 г. дано определение _____________ для молодежи, которая определяется в виде «системы государственных, муниципальных организаций и общественных объединений, а также иных организаций всех форм собственности, обеспечивающих возможность для оказания услуг и проведения мероприятий, направленных на развитие молодежи».
Ответ: инфраструктуры.

4. Укажите минимальное количество единиц штатной численности отдела по работе с молодежью при численности молодежи, проживающей на территории муниципального образования, свыше 50 тыс. человек.
Ответ: 5.

5. Национальный проект «___________» включает 10 федеральных проектов: «Современная школа»; «Успех каждого ребенка»; «Поддержка семей, имеющих детей»; «Цифровая образовательная среда»; «Учитель будущего»; «Молодые профессионалы»; «Новые возможности для каждого»; «Социальная активность»; «Экспорт образования»; Социальные лифты для каждого».
Ответ: Образование.

6. Федеральный проект «___________» направлен на создание условий для развития и поддержки добровольчества (волонтерства) как ключевого элемента социальной ответственности развитого гражданского общества.
Ответ: Социальная активность.

7. Какой Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между субъектами, осуществляющими деятельность в сфере молодежной политики, при формировании и реализации молодежной политики в Российской Федерации, определяет цели, принципы, основные направления и формы реализации молодежной политики в Российской Федерации.
Ответ: Федеральный закон «О молодежной политике в Российской Федерации».

8. Под __________________ подразумевается общность людей, возраст которых составляет 14-30 лет, объединенных на основе связывающих их интересах (увлечениях), а также осуществление общей деятельности, которая обращена на удовлетворение их потребностей, общественное становление всех членов организации, и защиты прав и свобод молодых людей.
Ответ: общественные молодежные объединения.

9. По ________________ выделяют следующие современные молодежные общественные объединения: идеалистско-развлекательные, радикально-деструктивные, романтико-эскапистские и др.
Ответ: преобладающим ценностям.

10. Общероссийская молодежная общественная организация «________________________» является единственной организацией, представляющей интересы сельской молодежи на всероссийском уровне. На данный момент объединяет более 60 тыс. человек в 76 субъектах РФ.
Ответ: Российский союз сельской молодежи.

11. _________________ – это направление деятельности Российской Федерации, представляющее собой систему мер нормативно-правового, финансово-экономического, организационно-управленческого, информационно-аналитического, кадрового и научного характера, реализуемых на основе взаимодействия с институтами гражданского общества и гражданами, активного межведомственного взаимодействия, направленных на гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание молодежи, расширение возможностей для эффективной самореализации молодежи и повышение уровня ее потенциала в целях достижения устойчивого социально-экономического развития, глобальной конкурентоспособности, национальной безопасности страны, а также упрочения ее лидерских позиций на мировой арене.
Ответ: Государственная молодежная политика.

12. __________________________ представляет собой целостную систему принципов, оценок и мер организационного, экономического, правового, научного, информационного, пропагандистского и кадрового характера, направленных на улучшение условий и повышение качества жизни семьи.
Ответ: Государственная семейная политика.

13. Молодая семья – это …
Ответ: семья, состоящая в первом зарегистрированном браке, в которой возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не превышает 30 лет (для участников жилищных программ поддержки молодых семей возраст участников увеличивается до 35 лет).

14. Молодежная добровольческая (волонтерская) деятельность – это …
Ответ: Добровольная социально направленная и общественно полезная деятельность молодых граждан, осуществляемая путем выполнения работ, оказания услуг без получения денежного или материального вознаграждения (кроме случаев возможного возмещения связанных с осуществлением добровольческой (волонтерской) деятельности затрат).

15. Молодежное предпринимательство – это …
Ответ: предпринимательская деятельность граждан в возрасте до 30 лет, а также юридических лиц (субъектов малого и среднего предпринимательства), средний возраст штатных работников которых, а также возраст руководителя не превышает 30 лет либо в уставном (складочном) капитале которых доля вкладов лиц не старше 30 лет превышает 75 процентов.

16. _______________ – гражданин Российской Федерации в возрасте до 30 лет (для участников жилищных программ поддержки молодых специалистов - до 35 лет), имеющий среднее профессиональное или высшее образование, принятый на работу по трудовому договору в соответствии с уровнем профессионального образования и квалификацией.
Ответ: Молодой специалист.

17. __________________ – работник образовательной или научной организации, имеющий ученую степень кандидата наук в возрасте до 35 лет или ученую степень доктора наук в возрасте до 40 лет (для участников программ решения жилищных проблем работников - до 45 лет) либо являющийся аспирантом, исследователем или преподавателем образовательной организации высшего образования без ученой степени в возрасте до 30 лет.
Ответ: Молодой ученый.

18. ___________________ – систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Ответ: Патриотическое воспитание.

19. Работа с молодежью – это …
Ответ: Профессиональная деятельность, направленная на решение комплексных задач по реализации молодежной политики в сферах труда, права, политики, науки и образования, культуры и спорта, коммуникации, здравоохранения, взаимодействия с государственными организациями и общественными институтами, молодежными и детскими общественными объединениями, а также с работодателями.

20. Специалист по работе с молодежью – это …
Ответ: Имеющий соответствующую профессиональную квалификацию работник федерального, регионального или муниципального органа исполнительной власти, органа местного самоуправления, а также организации любой формы собственности, осуществляющей работу с молодежью.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Перечень тем:
1. Государственная молодежная политика Российской Федерации: цели и принципы.
2. Органы по делам молодежи: структура, основные функции.
3. Конституция Российской Федерации о правах молодежи.
4. Нормативно-правовое обеспечение государственной молодежной политики.
5. Особенности реализации молодежной политики на муниципальном уровне.
6. Государственная молодежная политика в европейских странах.
7. Принципы оказания социальных услуг молодежи. Структура социальных служб.
8. Конкурсы социальных программ как механизм госзаказа.
9. Организация социальной реабилитации подростков.
10. Типология и основные характеристики молодежных объединений.
11. Актуальные проблемы детского и молодежного движения.
12. Принципы, методы, содержание и формы работы молодежных и детских общественных объединений.
13. Опыт взаимодействия молодежных и детских общественных объединений с государственными органами.
14. Современный менеджмент в деятельности лидера молодежных и детских общественных объединений.
15. Совершенствование системы. Подготовка кадров и актива в молодежных и детских общественных объединениях.
16. Социально-воспитательная работа с детьми, подростками, молодежью – компонент городской политики.
17. Молодежная субкультура. Специфика деятельности досуговых организаций и клубов по месту жительства.
18. Вопросы профилактики и предупреждения правонарушений, наркомании и алкоголизма среди несовершеннолетних.
19. Туристко-краеведческая работа в клубных учреждениях.
20. Спортивно-оздоровительная работа с молодежью и подростками.
21. Художественное и прикладное творчество в подростково-молодежных центрах.
22. Основные подходы к работе с семьей.
23. Методическое обеспечение специализированных направлений работы учреждений по месту жительства.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Подходы к определению термина «молодежь», социальные функции и характеристики молодежи
2. Международная практика и мировые тенденции развития молодежной политики
3. Социологический портрет российской молодежи
4. Методологические основы государственной молодежной политики
5. Принципы формирования и реализации государственной молодежной политики
6. История молодежной политики в России (досоветский период)
7. История молодежной политики в России (советский период)
8. История молодежной политики в России (современный период)
9. Базовые направления реализации государственной молодежной политики
10. Структура органов управления государственной молодежной политикой
11. Кадровое обеспечение государственной молодежной политики
12. Нормативная правовая база молодежной политики
13. Молодежная политика политических партий и общественно-политических движений России
14. Патриотическое воспитание и содействие культурно-исторической идентификации детей и молодежи
15. Формирование гражданской позиции, обеспечение взаимодействия с политическими институтами, развитие социальной активности молодежи
16. Социально востребованная профессиональная ориентация, организация временной занятости несовершеннолетних, развитие деловой активности и конкурентоспособности молодых специалистов
17. Повышение престижа материнства и отцовства, создание условий, благоприятствующих рождению и воспитанию детей, укрепление института молодой семьи
18. Развитие творческого и интеллектуального потенциала, содействие самореализации детей и молодежи в художественной, научной и технической деятельности
19. Профилактика безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, реабилитация дезадаптированной молодежи
20. Пропаганда здорового образа жизни, создание условий для занятий физической культурой и спортом, профилактика немедицинского употребления психоактивных веществ, раннее выявление и реабилитация наркозависимых
21. Этапы формирования государственной молодежной политики на территории Алтайского края.
22. Нормативная правовая база и структура органов управления государственной молодежной политикой на территории Алтайского края.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
1. Перечислите существующие проблемы в молодежной среде. Предложите организационные решения в одной из перечисленных областей.
2. Перечислите различные социальные структуры и институты общества по вопросам выработки и реализации молодежной политики по работе с молодежью.
3. Перечислите социально-политические процессы, влияющие на формирование молодежной политики.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично»: студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо»: студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно»: студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно»: студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Зинурова Р. И., Гаязова Э. Б., Тузиков А. Р. Нормативно-правовое регулирование молодежной политики: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Издательство КНИТУ, 2013 biblioclub.ru
Л1.2 Евстратова Т. А. Основы молодежной политики: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Директ-Медиа, 2018 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Н. А. Стерлядева Правовые основы работы с молодежью: учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
Л2.2 Леньков Р.В. - отв. ред. СОЦИОЛОГИЯ МОЛОДЕЖИ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Российская государственная библиотека www.rsl.ru
Э2 Научная электронная библиотека www.e-library.ru
Э3 Университетская библиотека онлайн www.biblioclub.ru
Э4 Курс в Moodle "Государственная молодежная политика" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.rsl.ru/ - Российская государственная библиотека
http://flogiston.ru/ - Психологический портал МГУ
www.e-library.ru - Научная электронная библиотека
http://e.lanbook.com/ -- Электронно-библиотечная система «Издательства «Лань»
http://www.biblioclub.ru/ -- «Университетская библиотека онлайн»
http://www.regioncentre.ru – Научно-исследовательский центр «Регион»
Журнал практической психологии и психоанализа – электронный журнал - http://psyjournal.ru/
Вопросы психологии – каталог полнотестовых статей - http://www.voppsy.ru/
Психологические исследования – электронный журнал - http://psystudy.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Рекомендации по освоению лекционных занятий
При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время.
Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет.
При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Студентам необходимо:
- перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы;
- на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции;
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях.

Рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям

Подготовку к каждому семинарскому (практическому) занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме.
Студентам следует:
- приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию;
- до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала;
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;
- в ходе семинара давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;
- на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю.

Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных заданий

Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы.
К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и
представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению.
Студентам следует:
- руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД;
- выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях
неясные вопросы;
- при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем.