МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Возрастная психология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки39.03.03. Организация работы с молодежью
ПрофильУправление в молодежной политике
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план39_03_03_Организация работы с молодежью_УвМП-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 16,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 26 26 26 26
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.с.н., Профессор, Черепанова М.И.;к.с.н., Доцент, Эбелинг Э.О.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Возрастная психология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 39.03.03 Организация работы с молодежью (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 77)

составлена на основании учебного плана:
39.03.03 Организация работы с молодежью
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 28.08.2023 г. № № 1
Срок действия программы: 2018-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н. Максимова С.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 28.08.2023 г. № № 1
Заведующий кафедрой д.с.н. Максимова С.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование научных представлений о становлении мира и личности человека в онтогенезе, о закономерностях психического развитии человека; обеспечение возможности решения профессиональных задач с учетом особенностей возрастного развития нуждающихся в психосоциальной помощи

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-2Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
УК-2.1 Знает основные законодательные и нормативно-правовые документы, основные этические ограничения, принятые в обществе, основные понятия, методы выработки принятия и обоснования решений задач в рамках поставленной цели, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, методы выбора оптимального решения задач
УК-2.2 Формулирует перечень взаимосвязанных задач, обеспечивающих достижение поставленной цели, в том числе с использованием сервисных возможностей соответствующих информационных (справочных правовых) систем
УК-2.3 Определяет ожидаемые результаты решения задач и разрабатывает различные виды планов по реализации проектов учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, осуществлять поиск оптимальных способов решения поставленных задач, с учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
УК-2.4 Проектирует решение задачи, выбирая оптимальный способ ее решения, оценивая вероятные риски и ограничения в выборе решения поставленных задач
УК-5Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
УК-5.1 Знает основные подходы к изучению культурных явлений; многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии во временной ретроспективе, формы межкультурного взаимодействия; особенности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира
УК-5.2 Применяет знания особенностей межкультурного взаимодействия в практической деятельности; критически осмысливает и формирует собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни с учетом их культурно исторической обусловленности
УК-5.3 Владеет нормами взаимодействия и толерантного поведения в условиях культурного, религиозного, этнического, социального многообразия современного общества
УК-5.4 Владеет приемами презентации результатов собственных теоретических изысканий в области межкультурного взаимодействия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Сущность и социальную значимость своей професиии. Специфику планирования и организации работы в молодежных сообществах с учетом знания возрастной психологии.
Теоретические положения курса, основные концепции и закономерности психического развития; роль и последствия разнообразных психосоциальных воздействий на развитие личности молодого человека разного возраста; как учитывать в профессиональной деятельности основные психологические особенности каждого возраста, возможности и ограничения человека, в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.
способы планировать и организовывать работу в молодежных сообществах в контексте
социальной помощи личности; роль и последствия разнообразных психосоциальных воздействий на развитие личности человека разного возраста; основные методики социальной помощи для каждого возраста, возможности и ограничения человека, в соответствии с возрастом
3.2.Уметь:
3.2.1. Применять знание теории возрастной психологии в контексте своей профессиональной деятельности. Планировать и организовывать работу в молодежных сообещствах с учетом знания специфики разного возраста. Диагностировать в профессиональной деятельности соотношение между индивидуальным поведением человека и его возрастными особенностями, раскрывая неблагоприятные и благоприятные факторы его развития; свободно оперировать широкой профессиональной терминологией; грамотно аргументировать выбранную профессиональную позицию к анализируемой психолого-педагогической ситуации; планировать, организовывать, осуществлять разнообразные формы деятельности с разными возрастными группами и потенциальными клиентами, представителями разных возрастных групп; соблюдать этические принципы, правила организации и проведения психосоциальной работы с молодежью разного возраста.
устанавливать необходимый перечень социальных мероприятий на основе учета индивидуальных особенностей поведения человека и его возрастных характеристик, раскрывая неблагоприятные и благоприятные факторы его развития; свободно оперировать широкой профессиональной терминологией; грамотно аргументировать выбранную профессиональную позицию к анализируемой психолого-педагогической ситуации; планировать, организовывать, осуществлять разнообразные формы деятельности с разными возрастными группами и потенциальными клиентами, представителями разных возрастных групп; соблюдать этические принципы, правила организации и проведения психосоциальной работы с людьми разного возр
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Организации и планирования различных молодежных мероприятий с учетом специальных подходов к разному возрасту клиентов. Разнообразными навыками анализа и решения профессиональной задачи с учетом возрастных особенностей потенциальной аудитории, потенциального клиента, и готов нести ответственность за принимаемы профессиональные решения; способами профилактики негативных вариантов развития личности, прогнозировать возможности развития человека; навыками анализа типичных и своеобразных профессиональных задач с учетом возрастных, психологических, индивидуальных норм и правил
разнообразными профессиональными навыками планировать и организовывать социальную поддержку и оптимизацию проблемных ситуаций граждан с учетом возрастных особенностей потенциальной аудитории, потенциального клиента, и готов нести ответственность за принимаемы профессиональные решения; способами профилактики негативных вариантов развития личности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы
1.1. Предмет, задачи, методы возрастной психологии Лекции 5 2 Л2.1, Л1.1
1.2. Методы возрастной психологии Лекции 5 2 Л2.1, Л1.1
1.3. Психологическая категория «детство». Психологическая категория «развитие». Психологическая категория «возраст» Лекции 5 2 Л2.1, Л1.1
1.4. Проблемы возрастной периодизации Лекции 5 4 Л2.1, Л1.1
1.5. Возрастная периодизация Д.Б. Эльконина Лекции 5 4 Л2.1, Л1.1
1.6. Культурно-исторический подход в периодизации психическогоразвития Лекции 5 2 Л2.1, Л1.1
1.7. Сравнительная характеристика развития сенсорики и моторики в периоды раннего и позднего младенчества Практические 5 10 Л2.1, Л1.1
1.8. Виды деятельности ребенка раннего возраста и их роль на психическое развитие Практические 5 12 Л2.1, Л1.1
1.9. Психологические особенности ребенка-дошкольника. Продуктивные виды деятельности ребенка-дошкольника – необходимое условие психического развития Практические 5 2 Л2.1, Л1.1
1.10. Основные линии развития и новообразования дошкольника Практические 5 2 Л2.1, Л1.1
1.11. Готовность ребенка к школьному обучению: принципы социальной, психологической и педагогической диагностики Сам. работа 5 10 Л2.1, Л1.1
1.12. Психологические особенности младшего школьного возраста Сам. работа 5 6 Л2.1, Л1.1
1.13. Трудности обучения в школе: пути их преодоления Сам. работа 5 6 Л2.1, Л1.1
1.14. Психологические особенности подросткового возраста. Формирование личности в подростковом возрасте Сам. работа 5 4 Л2.1, Л1.1
1.15. Чувство взрослости . Юношество и молодость: переход от детства к взрослости Сам. работа 5 6 Л2.1, Л1.1
1.16. Самоопределение в собственной жизнедеятельности. Эффективное самоопределение Сам. работа 5 7 Л2.1, Л1.1
1.17. Экзамен 5 27 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – ссылка на курс https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2986

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-6: Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Предмет возрастной психологии включает?
А.Психологические характеристики каждого возрастного этапа развития детей
В.Физиологические характеристики каждого возрастного этапа развития детей
С. Социальные характеристики каждого возрастного этапа развития детей.
ОТВЕТ А.

2. Центральной задачей возрастной психологии является?
А.Изучение движущих сил, источников и механизмов социального развития личности
В.Изучение движущих сил, источников и механизмов психического развития на всём протяжении жизненного пути человека
С. Изучение периодизации психического развития индивидуума в онтогенезе
ОТВЕТ В.

3. Психологическая категория «возраст» включает?
А. Хронологические рамки отдельного этапа развития,
В. Психофизические рамки отдельного этапа развития,
С. Нравственные рамки отдельного этапа развития,
ОТВЕТ A.

4. Психологическая категория «развитие» включает?
А.Процесс изменения, который протекает во времени и включает разные преобразования в психических процессах и поведении человека.
В. Результаты изменения, которые протекают во времени и включают разные преобразования в психических процессах и поведении человека. ,
С. Стадии преобразования в психических процессах и поведении человека. ,
ОТВЕТ А.

5. Преформированный тип развития это?
А. Это развитие, при котором заранее заданы и закреплены те стадии, которые организм пройдет в течение некоторого времени,
В. Это развитие, которые протекают во времени и включают разные преобразования в психических процессах и поведении человека. ,
С Это развитие, при котором случайно проходят стадии, которые организм пройдет в течение некоторого времени,
ОТВЕТ А.
6. Теория рекапитуляции заключаеся в следующем?
А. Развитие одного человека кратко повторяет этапы развития вида в биологическом, социальном и историческом смысле.
В. Развитие одного человека противоречит этапам развитию вида в биологическом, социальном и историческом смысле..
С. Развитие одного человека провоцирует новые этапаы развития вида в биологическом, социальном и историческом смысле.
ОТВЕТ А,
7. Принцип конвергенции двух факторов (В. Штерн) заключается в следующем?
А. Развитие есть результат преобладания наследственности в жизни индивидуума.
В. Развитие есть результат преобладания внешних данных — условий среды в жизни индивидуума.
С. Развитие есть результат влияния внутренних данных — наследственности и внешних данных — условий среды.
ОТВЕТ А,
8. Кто являеься автором основных положения теории о единстве наследственных и социальных факторов развития?
А. Л.С. Выготскоий
В. Д.А. Леонтьев.
С. И.П. Павлов
ОТВЕТ А,
9. Сензитивные периоды развития, это?
А. Это периоды с наиболее неблагоприятными условиями для формирования у индивида определенных психологических свойств и видов поведения.
В. Это периоды с наиболее благоприятными условиями для формирования у индивида определенных психологических свойств и видов поведения.
С.Это периоды не вляющие на условия для формирования у индивида определенных психологических свойств и видов поведения.
ОТВЕТ В,
10. Зона ближайшего развития, это?
А. Это периоды с наиболее неблагоприятными условиями для формирования у индивида определенных психологических свойств и видов поведения.
В. Это периоды с наиболее благоприятными условиями для формирования у индивида определенных психологических свойств и видов поведения.
С.Это диапазон, в котором ученик способен проявить себя, но только при поддержке учителя или сверстника, обладающего большими знаниями или опытом
ОТВЕТ С,
11. Кумулятивность психического развития это?
А. Результаты развития предшествующего возрастного периода, который включаются в последующий, но с определенными изменениями.
В. Результаты развития последующего возрастного периода, который не включаются в предыдущий.
С. Результаты развития отдельного возрастного периода.
ОТВЕТ А
12. Закон метаморфозы заключается в следующем?
А. Детское развитие есть цепь количественных преобразований.
В.Детское развитие есть цепь социальных преобразований..
С. Детское развитие есть цепь качественных преобразований: растущий ребенок имеет психику, качественно отличающуюся от взрослой.
ОТВЕТ С.
13. Возрастные новообразования это?
А. Новый тип строения личности и деятельности, психические и социальные изменения, которые впервые возникают на конкретной возрастной стадии .
В. Стабильный тип строения личности и деятельности, психические и социальные изменения, которые возникают на конкретной возрастной стадии.
С. Повторяющийся тип строения личности и деятельности, психические и социальные изменения, которые возникают на конкретной возрастной стадии
ОТВЕТ А
14. Для кризиса 7 лет характерно?
А. Стремление ребенка освоить социальную роль школьника, выполнять общественно значимую деятельность.
В. Стремление ребенка отстаивать социальную роль дошкольника, не выполняя общественно значимую деятельность. .
С.Стремление ребенка объединить социальную роль щкольника и дошкольника, не выполняя общественно значимую деятельность.
ОТВЕТ А
15. Централным в проявлении подросткового кризиса, является?
A. Негативизм, то есть нежелание подчиняться и слушаться;
B. Адаптация к новым условиям развития.
C. Желание быть конформистом
ОТВЕТ А,

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Детское развитие -это?
Ответ; есть цепь качественных преобразований: растущий ребенок имеет психику, качественно отличающуюся от взрослой.

2. Основные законы и закономерности психического развития ребенка включают?

Ответ;.Закономерности психического развития ребенка характризуются: неравномерностью и гетерохронностью; неустойчивостью развития, cенситивностью и кумулятивностью психического развития.

3. Дивергентность развития это?
Ответ: дивергенция — это повышение разнообразия в процессе психического развития.

4. Возрастной период -это?
Ответ: Принцип этапности онтогенеза, основанный на разделении процессов роста и развития во времени.

5. Период новорожденности включает?
Ответ: первые 10 дней жизни;

6. Грудной возраст включает?
Ответ: от 10 дней до 1 года;

7. Раннее детство включает?
Ответ: 1-3 года;
8. Первое детство включает?
Ответ: 4-7 лет;
9. Второе детство включает?
Ответ: 8-12 лет
10. Подростковый возраст включает?
Ответ: 13-16 лет мальчики и 12-15 лет девочки;
11. Юношеский возрасттвключает?
Ответ: –17-21 год юноши и 16-20 лет девушки.
12. Кризисные периоды -это?
Ответ: Это временной период жизни человека, связанный с тем, что для нормального продолжения дальнейшей жизни человека и его развития данному человеку необходимо изменить свое поведение.
13. Социальная ситуация развития это?
Ответ: Образ жизни ребенка обусловлен характером социальной ситуации развития, т. е. сложившейся системой взаимоотношений ребенка со взрослыми
14. Какова характеристика кризиса первого года?
Ответ: Результатами являются новообразования психики: автономность, речь как инструмент саморегуляции, произвольность движений, понимание существования границ. Кризисный период проявляется выраженным стремлением к самостоятельности, непослушанием, эмоциональными всплесками

15. Какова общая характеристика возрастного периода раннего детства ?
Ответ; Для ребенка этого возраста характерна самостоятельность в познании окружающего мира, начинается ситуация разрушения неразрывного единства ребенка и взрослого.
Раннее детство – это совместная деятельность на правах сотрудничества,

16. Характеристика кризиса трех лет?
Ответ: Кризис трёх лет — возрастной кризис, возникающий при переходе от раннего возраста к дошкольному, характеризующийся резкой и кардинальной перестройкой сложившихся личностных механизмов и становлением новых черт сознания и личности ребёнка, а также переходом к новому типу взаимоотношений с окружающими.

17. Почему игра является ведущей деятельностью дошкольного возраста?
Ответ: Игра – это такая форма деятельности, в которой ребенок воспроизводит основные смыслы человеческой деятельности и усваивает те формы отношений, которые будут реализованы и осуществлены впоследствии. Он делает это, замещая одни предметы другими, а реальные действия – сокращенными.
18. Какова общая характеристика возрастного периода дошкольного детства?
Ответ: Дошкольное детство является возрастом, для которого характерно появление первых форм учебной деятельности. В это время ребенок уже способен к обучению, но для этого ему еще необходима помощь взрослых.
19. В чем проявляется кризис 7 лет. Основная характеристика?
Ответ: Характеризуется стремлением ребенка освоить социальную роль школьника, выполнять общественно значимую деятельность. Проявляется подражанием взрослым, манерничаньем, упрямством, своеволием, утратой наивности и непосредственности.

20. Каковы основные условия развития в младшем школьном возрасте?
Ответ: К основным условиям формирования и развития личности младшего школьника относят: учитель как эталон, образец для подражания; субъективные условия — личностные особенности младшего школьника (высокая подражательность, повышенный уровень внушаемости, эмоциональности и активности); сверстники; семья (особое влияние оказывает на формирование характера).
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы рефератов
Динамика и структура возраста
Проблемы соотношения развития и обучения
Л.С. Выготский о единство наследственных и социальных моментов в процессе развития.
Культурно-историческая теория Л.С. Выготского: основные положения
Исследования Божович Л.И. о возрастной динамики
Возрастная психология Древней Греции
Вопросы психологического развития детей в период Возрождения
Тесты как метод исследования
Лонгитюдная стратегия исследования
Роль взрослого в развитии ребенка
Периодизация возрастного развития Слободчикова В.И., Цукерман В.И.
Психологические особенности депривированного ребенка
Генезис форм общения ребенка со взрослым от 0 до 7 лет.
Динамика форм общения ребенка со сверстником от 0 до 7 лет.
Особенности психического развития детей раннего возраста, находящихся в условиях материнской депривации.
Индивидуальные особенности детей раннего возраста и их учет в воспитании
Влияние различных видов игры на психическое и личностное развитие ребенка
Использование игры в психотерапевтической и психокоррекционной деятельности психолога с детьми дошкольного возраста
Элементы учебной деятельности в дошкольном детстве.
Готовность ребенка к школьному обучению.
Неблагоприятные варианты развития младшего школьника: агрессивность, тревожность, социально-педагогическая запущенность.
Роль сверстников в формировании самооценки детей младшего школьного возраста.
Основные условия развития в младшем школьном возрасте.
Неблагоприятные варианты развития в подростковом возрасте: девиантное поведение, суицидальное поведение, агрессивность.
Особенности общения подростков со сверстниками.
Формирование профессиональной направленности подростков.
Неформальные объединения подростков.
Проблемы асоциального поведения подростков. Меры профилактики подросткового асоциального поведения
Проявление потребности в самовыражении (проблемы творчества и асоциального поведения) в период юности.
Готовность к самоопределению как основное новообразование ранней юности
Развитие творческой активности в период юности.
«Биографические» кризисы.
Самореализация как способ построения жизненного пути
Психологические особенности мужчин, вернувшихся из зон военных конфликтов.
Семейные конфликты. Причины.
Профилактика старения
Проблема долголетия и жизнеспособности. Факторы долголетия.
Основные направления работы психолога с пожилыми.
Завершение профессиональной деятельности: основная характеристика кризиса
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

Вопросы к зачету
1. Предмет и задачи возрастной психологии.
2. Психологическая категория «возраст».
3. Психологическая категория «развитие». Преформированный и непреформированный типы развития.
4. Биологический фактор развития (теория рекапитуляции). Соотношение биологического и социального факторов.
5. Социальная среда как фактор развития. Соотношение биологического и социального факторов.
6. Принцип конвергенции двух факторов (В. Штерн). Положение Л.С. Выготского о единстве наследственных и социальных факторов развития.
7. Понятия «сензитивные периоды развития», «зона ближайшего развития». «ЗБР» как принцип обучения, принцип диагностики.
8. Законы и закономерности психического развития ребенка.
9. Проблема возрастной периодизации. Возрастной период. Стабильные и кризисные периоды.
10. Проблема возрастной периодизации. Характеристика основных групп возрастных периодизаций (периодизация по внешнему признаку, периодизация по одному признаку, периодизация по нескольким признакам развития).
11. Социальная ситуация развития, новообразования, ведущий вид деятельности, кризис как ведущие характеристики возрастного периода.
12. Общая характеристика кризиса новорожденности.
13. Общая характеристика возрастного периода младенчества.
14. Характеристика кризиса первого года.
15. Общая характеристика возрастного периода раннего детства
16. Характеристика кризиса трех лет.
17. Игра как ведущая деятельность дошкольного возраста.
18. Общая характеристика возрастного периода дошкольного детства
19. Кризис 7 лет. Основная характеристика
20. Основные условия развития в младшем школьном возрасте.
21. Структура учебной деятельности, общие закономерности формирования учебной деятельности.
22. Общая характеристика подросткового возраста.
23. Профессиональная направленность как ведущее новообразование юношеского возраста
24. Характеристика психологических особенностей взрослого человека и человека зрелого возраста
25. Периодизация старения. Типы приспособления личности к старости: конструктивный тип, отношение зависимости, оборонительное отношение, отношение враждебности к другим, отношение враждебности к себе
26.. Динамика и структура возраста
27. Проблемы соотношения развития и обучения
28. Л.С. Выготский о единство наследственных и социальных моментов в процессе развития.
29. Культурно-историческая теория Л.С. Выготского: основные положения
30. Исследования Божович Л.И. о возрастной динамики
31. Возрастная психология Древней Греции
32. Вопросы психологического развития детей в период Возрождения
33. Тесты как метод исследования
34. Лонгитюдная стратегия исследования
35. Роль взрослого в развитии ребенка
36. Периодизация возрастного развития Слободчикова В.И., Цукерман В.И.
37. Психологические особенности депривированного ребенка
38. Генезис форм общения ребенка со взрослым от 0 до 7 лет.
39. Динамика форм общения ребенка со сверстником от 0 до 7 лет.
40. Особенности психического развития детей раннего возраста, находящихся в условиях материнской депривации.
41. Индивидуальные особенности детей раннего возраста и их учет в воспитании
42. Влияние различных видов игры на психическое и личностное развитие ребенка
43. Использование игры в психотерапевтической и психокоррекционной деятельности психолога с детьми дошкольного возраста
44. Элементы учебной деятельности в дошкольном детстве.
45. Готовность ребенка к школьному обучению.
46. Неблагоприятные варианты развития младшего школьника: агрессивность, тревожность, социально-педагогическая запущенность.
47. Роль сверстников в формировании самооценки детей младшего школьного возраста.
48. Основные условия развития в младшем школьном возрасте.
49. Неблагоприятные варианты развития в подростковом возрасте: девиантное поведение, суицидальное поведение, агрессивность.
50. Особенности общения подростков со сверстниками.
51. Формирование профессиональной направленности подростков.
52. Неформальные объединения подростков.
53. Проблемы асоциального поведения подростков. Меры профилактики подросткового асоциального поведения
54. Проявление потребности в самовыражении (проблемы творчества и асоциального поведения) в период юности.
55. Готовность к самоопределению как основное новообразование ранней юности
56. Развитие творческой активности в период юности.
57. «Биографические» кризисы.
58. Самореализация как способ построения жизненного пути
59. Профилактика старения
60. Проблема долголетия и жизнеспособности. Факторы долголетия.
61. Завершение профессиональной деятельности: основная характеристика кризиса

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Обухова Л.Ф. ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Сорокоумова Е.А. ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 курс в Moodle Возрастная психология portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Программное обеспечение для визуализации лекционного материала и семинарских занятий Microsoft Office.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.rsl.ru/ - Российская государственная библиотека
http://flogiston.ru/ - Психологический портал МГУ
www.e-library.ru - Научная электронная библиотека
http://e.lanbook.com/ -- Электронно-библиотечная система «Издательства «Лань»
http://www.biblioclub.ru/ -- «Университетская библиотека онлайн»
http://www.regioncentre.ru – Научно-исследовательский центр «Регион»
Журнал практической психологии и психоанализа – электронный журнал - http://psyjournal.ru/
Вопросы психологии – каталог полнотестовых статей - http://www.voppsy.ru/
Психологические исследования – электронный журнал - http://psystudy.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Рекомендации по освоению лекционных занятий
При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время.
Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет.
При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Студентам необходимо:
- перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы;
- на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции;
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях.

Рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям

Подготовку к каждому семинарскому (практическому) занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме.
Студентам следует:
- приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию;
- до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала;
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;
- в ходе семинара давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;
- на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю.

Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных заданий

Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы.
К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и
представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению.
Студентам следует:
- руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД;
- выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях
неясные вопросы;
- при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем.