МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социология миграции

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки39.03.03. Организация работы с молодежью
ПрофильУправление в молодежной политике
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план39_03_03_Организация работы с молодежью_УвМП-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
старший преподаватель, Суртаева О.В.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Социология миграции

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 39.03.03 Организация работы с молодежью (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 77)

составлена на основании учебного плана:
39.03.03 Организация работы с молодежью
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 28.08.2021 г. № №1
Срок действия программы: 2021-2026 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н. Максимова С.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 28.08.2021 г. № №1
Заведующий кафедрой д.с.н. Максимова С.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1. формирование у студентов представлений о социально-экономических причинах и последствиях миграции населения

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен осуществлять работу по организации мероприятий в сфере молодежной политики на основе социальных технологий (в том числе инновационных)
ПК-1.1 Знает социальные технологии (в том числе инновационные) в сфере молодежной политики, основные приемы и методы применения этих технологий, типологию мероприятий в молодежной среде
ПК-1.2 Умеет составлять план мероприятий в молодежной среде с использованием социальных технологий (в том числе инновационных)
ПК-1.3 Владеет навыками отбора социальных технологий при планировании мероприятий в молодежной сфере
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные определения и понятия, связанные с миграцией населения;
теории и классификации миграции, области социологического изучения миграции;
основные факторы, тенденции и закономерности миграционных процессов на международном и национальном уровнях;
источники информации о мигрантах и особенности их учета;
способы выявления проблем в молодежной среде в контексте миграции населения; специфику выработки органиазционных решений в области труда, досуга, предпринимательства, способы реализации молодежных инициатив в контексте социологии миграции
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать социологические методы исследования для изучения актуальных социальных проблем миграции и для идентификации потребностей и интересов различных групп мигрантов;
оценивать социально-экономические, демографические и геополитические последствия миграционных процессов для отдающих и принимающих сообществ в различных условиях, в том числе с учетом фактора неопределенности;
использовать нормативные правовые документы в своей деятельности;
принимать органиазционные решения для изучения актуальных социальных проблем миграции и для идентификации потребностей и интересов различных групп мигрантов
формулировать актуальные и востребованные инициативы в молодежной среде в контексте социологии миграции
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками критической оценки источников статистической информации о занятости, безработице и миграции;
навыками выступления с актуальными и востребованными инициативами в молодежной среде;
анализом механизмов и моделей миграции и миграционного поведения;
реализации актуальных и востребованных инициатив в молодежной среде в контексте социологии миграции, используя для решения значимых профессиональных задач.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. основы социологии миграций
1.1. Миграция как объект социологического анализа. Социология миграции в структуре социологического знания. Междисциплинарность в изучении миграции. Области социологического изучения миграции. Лекции 3 6 Л2.1, Л1.1
1.2. Становление и развитие научных знаний о миграции. Миграционные законы Э. Равенштейна. Основы социологического подхода к изучению миграции. Подходы к определению сущностных характеристик и критериев миграции населения как социального явления: миграция Лекции 3 6 Л2.1, Л1.1
1.3. Социологический подход к типологизации миграционных процессов. Классификации миграции. Теоретико-концептуальные модели миграции: теория «притяжения-выталкивания», культурологическая, ассимиляционная и этносоциологическая теории. Причины, факторы и функции миграции. Социологические теории миграции. Лекции 3 4 Л2.1, Л1.1
1.4. Социальный феномен миграции в истории человеческого сообщества. Миграционные тенденции в мире и России за последние 20 лет. Миграция в условиях глобализации: масштабы, модели, тенденции, противоречия. Лекции 3 4 Л2.1, Л1.1
1.5. Показатели миграции населения. Размеры миграции абсолютные и относительные. Прибытие и выбытие мигрантов. Чистая миграция, неттомиграция или сальдо миграции. Валовая миграция или брутто-миграция. Характеристики миграционных потоков на основе демографических, социальных, профессиональных, половозрастных показателей. Миграционные потоки и когорты Практические 3 8 Л2.1, Л1.1
1.6. Источники информации о миграции населения: миграционные карты, пограничный контроль, регистры населения, выборочные обследования, переписи населения. Система обязательной прописки (опыт Советского Союза и России). Введение паспортной системы и регистрации по месту жительства. Регистрация по месту постоянного проживания и временного пребывания в России. Органы и службы регистрации мигрантов. Практические 3 8 Л2.1, Л1.1
1.7. Системы сбора данных по типам мигрантов. Измерение денежных переводов. Проблема учета и сопоставления статистических данных по миграции в различных странах мира. Количественные и качественные методы исследования миграции. Особенности проведения опросов и интервью с мигрантами. Практические 3 6 Л2.1, Л1.1
1.8. Причины миграции. Интенсивность миграционной мобильности населения в разных социальных группах: мера заданности миграционной мобильности социальным происхождением, образованием, социальным статусом, национальностью и т.д. Особенности в миграционном поведении мужчин и женщин Сам. работа 3 20 Л2.1, Л1.1
1.9. Личностные установки и предпочтения в сознании и поведении потенциальных мигрантов. Ожидания индивидов и социальных групп от смены места жительства. Влияние миграции на изменения социального статуса индивида или группы (изменение рода занятий, социального положения, ролевых функций и т.д.) на новом месте жительства. Сам. работа 3 10 Л2.1, Л1.1
1.10. Социально-экономические и демографические последствия миграции для отдающих и принимающих сообществ Демографические последствия миграции. Сальдо миграции. Влияние миграции на численность населения Сам. работа 3 9 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Тестовые задания закрытой формы (выбор одного или нескольких вариантов)
1. Социология культуры реализует уровни научного знания, исследуя процесс функционирования культуры на основе изучения поведения и культурного развития различных социальных групп
А) да
Б) нет

2. К особенностям развития социально-культурологической мысли относятся следующие:
А) культура по своей сущности и ее восприятию тесно связана с религиозным сознанием (православием);
Б) социокультурные взгляды не опирались на патриотические чувства и интересы России.

3. Термин «социология культуры» ввел в начале 20 века
А) О. Конт;
Б) А.Вебер.

4. В социологии выделилась самостоятельная специальная социологическая теория – социология культуры
А) К рубежу 1980–90-х гг
Б) К рубежу 1960–70-х гг

5. Социокультурные исследования охватывают
А) деятельность средств массовой информации, институтов и учреждений культуры;
Б) только средств массовой информации.

6. Культура представляет собой систему ценностей, признаваемых тем или иным в
А) деятельностном подходе;
Б) ценностном подходе.

7. В деятельностном подходе культура определяется как качественная характеристика любых форм и результатов человеческой активности, задающая её границы, определяющая её возможности и придающая ей смысл и значимость в глазах социализированных в ней субъектов
А) да;
Б) нет

8. Социальные нормы – это общие шаблоны, регулирующие поведение людей в определённом направлении.
А) нет;
Б) да.

9. Система символов, ценностей, убеждений, образцов поведения, отличающих то или иное сообщество или какую-то социальную группу от культуры большинства общества
А) субкультура;
Б) этикет;

10. Массовая культура характеризуется
А) высокой степенью отчуждения индивида;
Б) приверженностью традиционным ценностям.

11. Традиционно установившийся порядок поведения, основанный на коллективных привычках и присущ широким массам людей-это
А) этикет;
Б) обычай.

12. Культура формируется и развивается в особом знаковом пространстве, отдельном от собственно социального пространства в
А) текстовом подходе;
Б) гуманистическом подходе.

13. Культура рассматривается как самоценная игра, организующая уже имеющиеся содержания, порождающая новые смыслы и возможные схемы коммуникации и действия в игровом подходе
А) да.
Б) нет.

14. Суть культуры понимается как организованность определённых символических форм в
А) ценностном подходе;
Б) символическом подходе.

15. С точки зрения ценностного подхода культура как особая совокупность средств и механизмов для решения проблем, с которыми сталкиваются её носители, технологична по своей природе.
А) да;
Б) нет.

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1.А
2.А
3.Б
4.Б
5.А
6.Б
7.А
8.Б
9.А
10.А
11.Б
12.А
13.А
14.Б
15.Б
Критерии оценивания:
За выполнение тестовых заданий закрытой формы студент получает по 1 баллу за каждый правильный ответ. Общая суммарная оценка за выполнение заданий этого типа может составлять максимум 15 баллов.

Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом)
1. Социология культуры реализует уровни научного знания, исследуя процесс функционирования культуры на основе изучения поведения и _____________ различных социальных групп.
2. Термин «социология культуры» был введен ___________
3. _____________исследования охватывают деятельность институтов и учреждений культуры, средств массовой информации.
4. Длительное время социология культуры развивалась в рамках _____________ и как синоним социологии искусства, занимаясь анализом деятельности учреждений культуры, изучением восприятия художественных произведений.
5. В ____подходе культура понимается как искусственно созданное и противостоящее природному, естественному.
6. В ______подходе культура определяется как качественная характеристика любых форм и результатов человеческой активности, задающая её границы, определяющая её возможности и придающая ей смысл и значимость в глазах социализированных в ней субъектов.
7. В _________подходе культура представляет собой систему ценностей, признаваемых тем или иным социумом.
8. В предметном подходе культура понимается как искусственно созданное и противостоящее природному, естественному, делится на ___________.
9. Знаково-текстовое оформление культуры позволяет людям «схватывать» ценностные основания культуры, транслировать их через _________ и структуры коммуникации и деятельности, формируя эти структуры через обмен символами между реальными социальными агентами.
10. В текстовом подходе культура формируется и развивается в особом ______ пространстве, отдельном от собственно социального пространства.
11. Общие шаблоны, регулирующие поведение людей в определённом направлении - это _________.
12. ______ -понятие, обозначающее совокупность устойчивых психологических качеств человека, составляющих его индивидуальность.
13. Обычай – традиционно установившийся порядок поведения, основанный на _________привычках и присущий широким массам людей.
14. Индустрия развлекательного досуга, включающая в себя массовую художественную культуру-одно из направлений_______культуры.
15. ___________характеризуется высокой степенью отчуждения индивида, потерей индивидуальности.
16. Социализация является _________процессом и происходит в течении всей жизни человека.
17. ________ - разновидность субкультуры, социокультурные ценности и установки которой противоречат фундаментальным принципам и ценностям господствующей культуры.
18. Системообразующими элементами выступают социокультурные институты: ________, негосударственные, частные и общественные органы, организации.
19. Субкультура _________ на то, чтобы стать доминантной эпохой, сменить предыдущий культурный стандарт, превратиться в официальную доктрину.
20. В _________подходе культура рассматривается, с одной стороны, как "репрессивный" механизм по отношению к индивидуальному поведению, с другой стороны, как "развивающее" индивида начало.
ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1- культурного развития
2- Альфредом Вебером
3- Социокультурные
4- художественной культуры
5-предметном
6-деятельностном
7-ценностном
8- материальную и духовную
9- символические системы
10- знаковом
11-социальные нормы
12-личность
13- коллективных
14-массовой
15-массовая культура
16-непрерывным
17- контркультура
18- государственные
19- не претендует
20-субъектном
Критерии оценки открытых вопросов.
За выполнение тестовых заданий открытой формы студент получает по 1,5 балла за каждый правильный ответ. Общая суммарная оценка за выполнение заданий этого типа может составлять максимум 30 баллов.
Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Теоретические вопросы:
1. Объект социологии миграции и его характеристика.
2. Место социологии миграции в системе социальных и гуманитарных наук.
3. Представления о культуре в Античности.
4. Средневековые и возрожденческие представления о культуре.
5. Представления о культуре в Новое время.
6. Роль работ О. Конта, Э. Дюркгейма, Г. Спенсера в становлении социологии культуры.
7. Полипардигмальность социологии культуры. Классификация исследовательских подходов.
8. Детерминистский подход в социологии миграции.
9. Функционалистский и структурно-функционалистский подходы в социологии культуры.
10. Принципы «понимающей социологии» культуры М.Вебера.
11. Методология символического интеракционизма в исследовании культуры.
12. Специфика изучения культуры в феноменологической социологии.
13. Этнометодологические способы исследования культуры.
14. Определяющие черты системного подхода в социологии культуры.
15. «Социокультурная динамика» П.Сорокина.
16. Методологический потенциал культурвитализма в социологии культуры.
17. Постмодернизм как социокультурное течение.
18. Маргинальные проблемы общества как предмет социологии культуры постмодерна.
19. Ценностно-смысловой релятивизм постмодернистской социологии культуры.
20. Национальной своеобразие отечественной социологии культуры.
21. «Генетическая социология» М.Ковалевского.
22. Натуралистическая социология: географическое направление в социологии культуры (Л.Мечников); органическая школа (А.Стронин, П. Лилиенфельд).
23. Неокантианские концепции в отечественной социологии (Л.Петражицкий, А.Лаппо-Данилевский, Б.Кистяковский, П.Новгородцев).
24. Психологическое направление в русской социологии (Е. Де Роберти, Н.Кареев, Н.Коркунов).
25. Русские религиозные философы о социологии культуры.
26. Социокультурные и цивилизационные аспекты полемики славянофилов и западников (П.Чаадаев, Т.Грановский, К.Аксаков, И.Киреевский, А.Хомяков, Ю.Самарин, В.Боткин, П.Анненков, К. Кавелин, М.Катков, Б.Чичерин и др.).
27. Консервативно-почвенническая социология культуры (Н.Данилевский, К.Леонтьев, Ф.Достоевский, Н.Страхов).
28. Радикалистская социология культуры (В.Белинский, А.Герцен, Н.Чернышевский, Н.Добролюбов, Д.Писарев, В.Зайцев, и др.).
29. Народническая и анархистская социология культуры (П.Лавров, Н.Михайловский, С.Южаков, В.Воронцов, И. Каблиц, М.Бакунин, С.Нечаев, П.Кропоткин и др.).
30. Большевистская социология культуры (А.Богданов, В.Ленин, Л.Троцкий, Н.Бухарин, А.Луначарский).
31. Социологические концепции культуры русского зарубежья (Н.Бердяев, И.Ильин, Г.Федотов, В.Ильин, П.Савицкий, Н.Трубецкой, Н.Устрялов, В.Ключников и др.).
32. Морфология культуры: классификация структурных элементов.
33. «Простые» элементы культуры.
34. «Синтетические элементы культурной системы.
35. Духовно-комплексные элементы культуры: миф и религия, философия и наука, мораль, право, искусство, идеология.
36. Социальные функции культуры.
37. Многообразие типологий культур.
38. Культуры исторических общностей.
39. Социально-групповые субкультуры.
40. Диалектика устойчивости и изменчивости в культурном бытии.
41. Механизмы культурного воспроизводства.
42. Модернизация и жизненные силы национальных культур.
43. Различие подходов к объяснению культурного развития. Типы культурных изменений.
44. Источники, факторы и механизмы культурного развития.
45. Линеарные, циклические и конверсионные модели культурного развития.
46. Концепции культурного развития Н.Я. Данилевского, А. Тойнби, Ю. Лотмана, Л. Гумилева. Д.Белла.
47. Понятие, цель и циклы управления и регулирования культурных процессов в обществе.
48. Соотношение управления, регулирования и саморегуляции в культурных процессах.
49. Культурная политика: понятие, содержание, цели.
50. Культурная политика в современной России.
51. Методы социологического изучения культуры.
52. Мировые тенденции культурного развития в начале XXI века.
53. Современная социокультурная ситуация в России.
54. Проблема сохранения жизненных сил русской культуры.

Типовые практические задания:
1. При обсуждении вопроса о том, что такое культура, между Ивановым и Петровым возникла дискуссия. По мнению Иванова, культура — это реализация материальных и духовных потребностей человека в ходе его жизнедеятельности, а по мнению Петрова — это поведение личности, в соответствии с моральными нормами. Разрешите спор.
2. Студент Иванов, определяя социальные функции культуры, назвал среди прочих превентивную, охранительную, регулятивную. Студент Петров указал, что к таковым относится функция социализации, оценочная и адаптивная. Перечислите социальные функции культуры.
3. На основе анализа книги Ю. Лотмана «Культура и взрыв», проведите сравнительный анализ двух противоположных тенденций в феномене культуры.
4. Соотнесите понятия «простые» элементы культуры и «синтетические» элементы культурной системы.
5. В Древнем Китае считалось, что: «Меж небом и землей человек драгоценнее всего». Объясните, как вы понимаете это выражение.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Бритвина, И. Б. Миграция и эффективность массовой коммуникации: учебно-методическое пособие Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2014 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ионцев, В. А. Международная миграция населения и демографическое развитие: М., 2014 znanium.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 курс Социология миграции portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (https://www.scopus.com/)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Рекомендации по освоению лекционных занятий
При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время.
Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет.
При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Студентам необходимо:
- перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы;
- на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции;
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях.

Рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям

Подготовку к каждому семинарскому (практическому) занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме.
Студентам следует:
- приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию;
- до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативные правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала;
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;
- в ходе семинара давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;
- на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю.