МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Этносоциология и этнопсихология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки39.03.03. Организация работы с молодежью
ПрофильУправление в молодежной политике
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план39_03_03_Организация работы с молодежью_УвМП-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 12,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 26 26 26 26
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.с.н., ст. преподаватель, Эбелинг Э.О.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Этносоциология и этнопсихология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 39.03.03 Организация работы с молодежью (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 77)

составлена на основании учебного плана:
39.03.03 Организация работы с молодежью
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 31.08.2021 г. № 1
Срок действия программы: 2021-2025 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н., профессор Максимова С.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 31.08.2021 г. № 1
Заведующий кафедрой д.с.н., профессор Максимова С.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Сформировать у студентов систему знаний по этносоциологии и этнопсихологии, знания о понятии «этничность», познакомить с особенностями межэтнического взаимодействия, сформировать уважительное отношение к традициям других народов, навыки толерантного поведения при выполнении профессиональных функций

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-5 Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные понятия и категории этносоциологии и этнопсихологии, о влиянии этнического феномена на формирование толерантного сознания, основные теоретические положения этносоциологии и этнопсихологии, способствующие толерантному отношению к людям разного социального, этнического, конфессионального и культурного статуса.
3.2.Уметь:
3.2.1.аргументировать необходимость толерантного отношения к представителям иноэтничных общностей, поддерживать культурный диалог между различными этническими сообществами, применять полученные знания по этносоциологии и этнопсихологии для организации межэтнического взаимодействия.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.готовностью проявлять расовую, национальную, этническую, религиозную толерантность, исследовательскими методами в области этносоциологии и этнопсихологии, навыками формирования толерантного отношения молодежи к различным этносам и нациям.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Введение в этносоциологию и этнопсихологию Лекции 7 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.2. Введение в общую этнопсихологию и этносоциологию Практические 7 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.3. Введение в этносоциологию и этнопсихологию Сам. работа 7 4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.4. Этническая идентичность Лекции 7 4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.5. Этническая идентичность Сам. работа 7 4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.6. Проблемы, цели, задачи и методы исследований в этносоциологии и этнопсихологии Практические 7 4
1.7. Этносоциальная структура общества Сам. работа 7 10 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.8. Этносоциальная структура общества Лекции 7 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.9. Этнические процессы Лекции 7 4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.10. Этносознание Практические 7 2
1.11. Этнические процессы Сам. работа 7 8 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.12. Межэтнические коммуникации Лекции 7 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.13. Межэтнические коммуникации Сам. работа 7 8 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.14. Этномышление Практические 7 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.15. Психология национального характера Сам. работа 7 8 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.16. Этностереотипы восприятий и формирование этнообраза Практические 7 4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.17. Этномиграционные процессы Сам. работа 7 8 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.18. Межэтнические конфликты Лекции 7 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.19. Этнообщение Практические 7 4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.20. Межэтнические конфликты Сам. работа 7 8 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.21. Этнодеятельность Практические 7 4
1.22. Этноконфликты Практические 7 4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.23. Межнациональные браки Сам. работа 7 8 Л1.2, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ФОС прилагается
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ФОС прилагается
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ФОС прилагается
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Лебедева, Н. М. Этнопсихология: учебник и практикум для академического бакалавриата М : Издательство Юрайт, 2016 ЭБС «Издательство «ЮРАЙТ»
Л1.2 Дугин А.Г. Этносоциология: М.: Академический Проект, Фонд "Мир", 2011 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Крысько В. Г. Этническая психология : учебник для бакалавров М. : Издательство Юрайт, 2018 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.rsl.ru/ - Российская государственная библиотека
Э2 http://flogiston.ru/ - Психологический портал МГУ
Э3 www.e-library.ru - Научная электронная библиотека
Э4 http://e.lanbook.com/ -- Электронно-библиотечная система «Издательства «Лань»
Э5 http://www.biblioclub.ru/ -- «Университетская библиотека онлайн»
Э6 Курс в Moodle "Этносоциология и этнопсихология" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Open Office
www.openoffice.org/ru/liscence.html
Mozila FireFox
https://www.mozilla.org/en-US/legal/eula/
Chrome
https://www.chromium.org/chromium-os/licenses/


Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (https://www.scopus.com/)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Теоретические занятия (лекции)
Задача лекционного курса состоит в том, чтобы сформировать представления об основах этносоциологии и этнопсихологии, нацелить студентов на самостоятельную работу по углублению знаний по данной дисциплине и освоение дополнительных тем курса, а также на ознакомление с научной и учебной литературой по данному курсу.
По содержанию лекции носят обзорный характер с выделением учебных проблем, их краткой характеристикой и обозначением путей их рассмотрения.
2. Практические (семинарские) занятия
Используются такие формы семинарских занятий как сообщения, дискуссия, обсуждение.
3. Методические модели процесса обучения
На семинарских занятиях по дисциплине «Этносоциология и этнопсихология» применяются следующие методики:
Устный опрос – с целью определения знаний студентов. Подготовка сообщений (докладов) по отдельным вопросам темы семинара, свободная дискуссия – с целью закрепления и углубления знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы студентов.
Обсуждение в ходе семинарского занятия вопросов по конкретным темам курса – с целью активизации мыслительной деятельности.
Каждая тема, предлагаемая на семинар (практическое занятие) начинается с обсуждения теоретических вопросов, то есть с выяснения степени освоения студентами основных понятий и категорий. Эти вопросы не дублируют полностью лекции, а формулируются таким образом, чтобы сконцентрировать внимание студентов на наиболее важных и трудных для усвоения проблемах данной темы.
Методика проверки теоретических знаний может быть различной: назначение докладчиков и содокладчиков, групповая беседа без предварительного выступления докладчика и т.д. Главная задача этой части занятий состоит в развитии у слушателей навыков осмысления основ этносоциологии и этнопсихологии.
4. Самостоятельная работа
Студенты должны самостоятельно изучать вопросы, которые включены в программу, но не выносятся на аудиторные занятия, а также самостоятельно расширять и углублять свои знания по всем остальным вопросам курса. Для эффективного прохождения теоретической части дисциплины и приобретения необходимых практических навыков целесообразна и необходима подготовка к занятиям с использованием методического материала.