МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психологический тренинг

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки39.03.03. Организация работы с молодежью
ПрофильУправление в молодежной политике
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план39_03_03_Организация работы с молодежью_УвМП-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 12,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 32 32 32 32
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.с.н., ст. преподаватель, Эбелинг Э.О.

Рецензент(ы):
д.с.н., доцент, Черепанова М.И.

Рабочая программа дисциплины
Психологический тренинг

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 39.03.03 Организация работы с молодежью (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 77)

составлена на основании учебного плана:
39.03.03 Организация работы с молодежью
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 28.08.2018 г. № 1
Срок действия программы: 2018-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н., профессор Максимова С.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 28.08.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой д.с.н., профессор Максимова С.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Изучить теоретические и методологические основания тренинговой деятельности.
Обучить основным принципам эффективных межличностных и деловых отношений.
Сформировать навыки использования базовых тренинговых техник и методик.
Овладение студентами умениями работать с групповой динамикой.
Овладение студентами умением разрабатывать сценарный план тренинга.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-3Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
УК-3.1 Знает концепции, принципы и методы построения эффективной работы в команде с учетом правовых и этических принципов и норм социального взаимодействия, сущностные характеристики и типологию лидерства
УК-3.2 Участвует в обмене информацией, знаниями и опытом в интересах выполнениях командного задачи, презентуя профессиональные задачи
УК-3.3 Владеет способами самодиагностики определения своего ролевого статуса в команде, приемами эффективного социального взаимодействия и способами их правовой и этической оценки, коммуникативными навыками
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.методологию, базовые понятия, цели, задачи, принципы организации и проведения психологического тренинга как метода развития компетентности в работе с молодежью; основные принципы социального партнерства; основы коммуникативного поведения.
3.2.Уметь:
3.2.1.применять знания о методе тренинговой работы к разработке и реализации программ психологического тренинга; решать задачи, связанные с межличностными отношениями и общением, процессами лидерства, руководства, развития коллектива, психологического климата; разрабатывать и реализовывать программы психологического тренинга для молодежи с целью развития коммуникативной компетентности в разных социальных ситуациях и с разными людьми.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками разработки, организации и реализации программ психологического тренинга; опытом, техниками, принципами, процедурами организации, проведения, анализа результатов осуществления программы психологического тренинга; навыками предварительной оценки сформированности психических свойств и психических состояний; навыками использования социальных, психологических, коммуникативных технологий в преодолении межгрупповых и межличностных конфликтов в молодежных сообществах и профессиональных коллективах.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Тренинг в системе методов практической психологии
1.1. Тренинг в системе методов практической психологии. Структура тренинга. Лекции 7 10 Л1.1
1.2. Разработка и организация, методы оценки эффективности тренинга. Практические 7 12 Л1.1
1.3. Управление проблемными ситуациями на тренинге. Практические 7 12 Л1.1
1.4. Тренинг в системе методов практической психологии Сам. работа 7 24 Л1.1
Раздел 2. Организация и проведение тренинга
2.1. Организация и проведение тренинга Практические 7 8 Л1.1
2.2. Организация и проведение тренинга Сам. работа 7 42 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – ссылка на курс https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3708

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-3: Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Предмет психологического тренинга включает?
А.Психологические характеристики каждого возрастного этапа развития детей
В.Физиологические характеристики каждого возрастного этапа развития детей
С. Использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении. .
ОТВЕТ С.
2. Главная задача психологического тренинга?
А.Является стимулирование действий субъекта, направленных на изменение собственного поведения
В.Исследование характеристик каждого возрастного этапа развития детей
С. Использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении. .
ОТВЕТ A,
3. Начальный этапа психологического тренинга заключается в ?
А.Озвучивании принципов тренинга
В.Знакомстве. Формировании рабочей команды.
С. Понимании своей роли в команде
ОТВЕТ В.
4. Принцип конфеденциальности в тренинге заключается в ?
А. В запрещении выносить за пределы группы и обсуждать вне группы происходящие в процессе тренинга события и участников
В. В знакомстве. Формировании рабочей команды.
С. В Понимании своей роли в команде
ОТВЕТ А.
5. Принцип активности в тренинге заключается в ?
А. В запрещении выносить за пределы группы и обсуждать вне группы происходящие в процессе тренинга события и участников
В. В активном социальном взаимодействии при формировании рабочей команды.
С. В Понимании своей роли в команде
ОТВЕТ В.
6. Что учитывает принцип комплектования группы тренинга?
А. Такие характеристики, как возраст, пол, профессиональную принадлежность, уровень должностной иерархии, а также некоторые психические свойства личности.
В. Типы социального взаимодействия при формировании рабочей команды.
С. Особенности понимания участниками своей роли в команде
ОТВЕТ А.
7. Что учитывает принцип пространственно-временной организации тренинга?
А. Наличие закрытого помещения
В. Временные и пространственные характеристики группы.
С. Особенности понимания участниками своей роли в команде
ОТВЕТ В.
8. В чем заключается принцип реалистичности в тренинге?
А. В формировании понимания участниками своей роли в команде
В. В создании среды, позволяющей в значимых деталях прорабатывать различные социальные и профессиональные ситуации, а также проблемы участников.
С. . В анализе социального взаимодействия при формировании рабочей команды.
ОТВЕТ В.
9. В чем заключается принцип моделирования в тренинге?
А. В анализе социального взаимодействия при формировании рабочей команды
В. В реализации различных ситуаций, в которых участники демонстрируют негативные и позитивные формы поведения.
С. В формировании понимания участниками своей роли в команде
ОТВЕТ В.
10. В чем заключается принцип «здесь и теперь» в тренинге?
А. В преодолении тенденции отвлечения участников от актуальной ситуации происходящего в группе.
В. В реализации различных ситуаций, в которых участники демонстрируют негативные и позитивные формы поведения.
С. В формировании понимания участниками своей роли в команде
ОТВЕТ А.
11. В чем заключается принцип исследовательской (творческой) позиции в тренинге?
А. В формировании понимания участниками своей роли в команде
В.В реализации различных ситуаций
С.В стимуляции участников к самоанализу, поиску вариантов решения проблем, исследованию особенностей и закономерностей межличностного взаимодействия и познанию других участников
ОТВЕТ С.
12. В чем заключается принцип объективации (осознания) поведения в тренинге?
А.В реализации различных ситуаций
В. В переводе поведения участников с неосознанно-импульсивного уровня на осознанный.
С.В формировании понимания участниками своей роли в команде
ОТВЕТ В.
13. Какой главный этический принцип тренинга?
А. Принцип "не навреди".
В. Принцип искренности
С. Принцип конфиденциальности
ОТВЕТ А.
14. В чем заключается руководящая функция ведущего тренинга ?
А. В определении цели работы группы, разрабатке и осуществлении соответствующей программы действий
В. В устанавлении норм и правил в группе
С. В обеспечении методического сопровождения занятий.
ОТВЕТ А.
15. Для чего ведущему тренинг необходимо направленно строить работу по развитию группы.?
А. Для позитивного воздействия на личности участников.
В. Для устанавлении норм и правил в группе
С. Для обеспечении методического сопровождения занятий.
ОТВЕТ А.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Тренинг -это?
Ответ: это многофункциональный метод, предназначенный для изменений психологического феномена человека, группы, организации.
2. Главная цель тренинга?
Ответ: предоставить максимально приближенные к практическому приложению навыки, которые без дополнительной проработки можно применить в реальной работе.
3. Что такое групповая сплоченность?
Ответ:Групповая сплоченность является необходимым условием действенности и эффективности групповой работы.
4. Что способствует групповой сплоченности в тренинге?
Ответ: Групповой сплоченности содействуют: правильно организованная совместная деятельность в направлении принятых целей и решении личностно значимых для участников задач; удовлетворение личных потребностей участников, связанных с групповой деятельностью; дружеская располагающая атмосфера в группе; позитивные взаимоотношения и симпатии между участниками.
5. Из -за чего возникает групповое напряжение?
Ответ: Групповое напряжение возникает в случае несовпадения ожиданий участников с реальной групповой ситуацией, несовпадения актуальных личных устремлений участников; появления неудовлетворенности характером и особенностями их межличностного взаимодействия в группе и др.
6. Кто такой лидер тренинга?
Ответ: Лидер по сравнению с другими участниками тренинга обычно более активен и в большинстве случаев является источником ценностей и норм, составляющих групповое мировоззрение.
7. Каковы права руководиткля тренинга?
Ответ: Руководителю даны права, и он несет ответственность за деятельность группы и ее результаты, в том числе перед законом.
8. Кто такой эмоциональный лидер тренинговой группы?
Ответ: Эмоциональный лидер это сердце группы. Это индивид, к которому каждый член группы может обратиться за сочувствием, «поплакаться в жилетку».
9. Кто такой деловой лидер?
Ответ: Это -руки группы. Способен организовать дело, наладить необходимые взаимосвязи, обеспечить успех дела.
10. Кто такой информационный лидер группы?
Ответ: Это мозг группы. К нему все обращаются с вопросами. Он эрудит, все знает, может объяснить и по мочь найти нужную информацию.
11. Почему ведущий тренинга должен быть компетентным в вопросах лидерства?
Ответ: Он может опираться на феномен лидерства, используя его как дополнительный ресурс и средство в работе. А может превратить его в проблему, мешающую ведению группы.
12. Какова цель тренинга общения?
Ответ: развитие способности в установлении и поддержании психологического контакта в общении.
13. Что развивает тренинг сенситивности?
Ответ: способности к самоанализу и пониманию других.
14. Какова главная цель тренинга личностного роста?
Ответ: формирование адекватного представления о себе.
15. Какова главная уель тренинга по развитию самосознания ?
Ответ: коррекция и развитие самовосприятия.
16. Для чего используют социально-психолгический тренинг?
Ответ: Социально психологический тренинг можно использовать для обеспечения оптимального функционирования групп (служебных и производственных коллективов, учебных групп и т. п.) и людей в данных группах.
17. Что такое принцип создания среды тренинга?
Ответ: Это воплощение в среде тренинга основных факторов изменений психологических феноменов человека и группы.
18. В чем заключается принцип искренности в тренинге?
Ответ: Каждый участник вправе сам определять меру своей искренности и если он не готов говорить или действовать, то имеет право сказать «нет».
19. В чем заключается аналитическая функция ведущего тренинга?
Ответ: Ведущий проводит анализ, обобщает и комментирует происходящее в группе. При этом комментарии могут высказываться в разном виде.
20. В чем заключается посредническая функция ведущего треннга?
Ответ: Она заключается в организации групповых процессов. Ведущий может вмешиваться в групповые процессы в случаях, когда группа испытывает затруднения.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.
Для экзамена: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

Теоретические вопросы для подготовки к зачету.
1.Понятие и виды психологического тренинга.
2. История психологического тренинга.
3 Принципы психологического тренинга.
4 Методические средства психологического тренинга.
5 Оценка эффективности психологического тренинга.
6. Методика организации психологического тренинга.
7. Методические особенности деятельности ведущих психологический тренинг.
8. Деятельность ведущего на различных этапах тренинга.
9. Методические особенности организации обратной связи.
10. Факторы переноса результатов тренинга в профессиональную реальность.
11. Психодиагностические возможности тренинга.
12. Специфика психологического воздействия в поведенческом тренинге.
13. Специфика бихевиорального подхода к тренинговой работе.
14.. Принципы, положенные в основу модификации поведения в рамках бихевиорального подхода к тренинговой работе.
15. Обучающие техники в бихевиоральном тренинге.
16. Техника систематической десенсибилизации (назначение, механизм, этапы проведения техники).
17. Специфика гуманистической модели проведения социально-психологического тренинга.
18. Применение приемов экзистенциально-феноменологической психотерапии в тренинговой работе.
19. Способы взаимодействия ведущего и группы в СПТ.
20. Сущность субъект-субъектного и субъект-объектного общения.
21. Понятие и характеристики обратной связи.
22. Стратегии ведения групповой работы. Роль ведущего в тренинге.
23. Предмет диагностики и психологические методы диагностики коммуникативной компетентности в рамках социально-психологического тренинга.
24. Организация и проведение групповой дискуссии.
25. Правила и нормы взаимодействия участников в группе.
26. Психологические механизмы, действующие в группе социально-психологического тренинга
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 под редакцией А.И. Копытина Практическая арт-терапия: Лечение, реабилитация, тренинг : М.: Когито-Центр, 2008 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=56452
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.rsl.ru/ - Российская государственная библиотека
Э2 http://flogiston.ru/ - Психологический портал МГУ
Э3 www.e-library.ru - Научная электронная библиотека
Э4 http://e.lanbook.com/ -- Электронно-библиотечная система «Издательства «Лань»
Э5 http://www.biblioclub.ru/ -- «Университетская библиотека онлайн»
Э6 психологический тренинг portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Программное обеспечение для просмотра документальных видеоматериалов: Media Player Classic Home Cinema.
Программное обеспечение для визуализации лекционного материала: Microsoft office Power Point.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (https://www.scopus.com/)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям

Подготовку к каждому семинарскому (практическому) занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме.
Студентам следует:
- приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию;
- до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала;
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;
- в ходе семинара давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;
- на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю.

Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных заданий

Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы.
К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и
представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению.
Студентам следует:
- руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД;
- выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях
неясные вопросы;
- при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем.