МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социальное партнерство в молодежной политике

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки39.03.03. Организация работы с молодежью
ПрофильУправление в молодежной политике
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план39_03_03_Организация работы с молодежью_УвМП-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 14,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 26 26 26 26
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
Старший преподаватель, Суртаева О.В.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Ноянзина О.Е.

Рабочая программа дисциплины
Социальное партнерство в молодежной политике

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 39.03.03 Организация работы с молодежью (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 77)

составлена на основании учебного плана:
39.03.03 Организация работы с молодежью
утвержденного учёным советом вуза от 30.05.2023 протокол № 11.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 30.05.2023 г. № 11
Срок действия программы: 20232028 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н., профессор Максимова С.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 30.05.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой д.с.н., профессор Максимова С.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Способствовать формированию целостного представления об организационно-правовых основах государственной молодежной политики (на различных уровнях) и основных сферах взаимодействия государственных и общественных структур в решении молодежных проблем.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3Способен осуществлять планирование, координацию и контроль проведения мероприятий в сфере молодежной политики
ПК-3.1 Знает принципы, методы и виды планирования; содержание функций координации и контроля; тенденции развития системы контроля мероприятий в сфере молодежной политики
ПК-3.2 Умеет ставить цели и формулировать задачи, связанные с реализацией функций планирования, координации и контроля проведения мероприятий в сфере молодежной политики
ПК-3.3 Составляет план проведения мероприятий в сфере молодежной политики
ПК-3.4 Умеет разрабатывать план координации мероприятий в сфере молодежной политики
ПК-3.5 Умеет планировать процедуру контроля проведения мероприятий в сфере молодежной политики
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает принципы, методы и виды планирования; содержание функций координации и контроля; тенденции развития системы контроля мероприятий в сфере молодежной политики
3.2.Уметь:
3.2.1.Умеет ставить цели и формулировать задачи, связанные с реализацией функций планирования, координации и контроля проведения мероприятий в сфере молодежной политики
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Составляет план проведения мероприятий в сфере молодежной политики

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Социальное партнерство в молодежной политике
1.1. Основные принципы социального партнерства Лекции 8 4 Л1.1, Л2.1
1.2. Типы социального партнерства: по роли и месту властных структур, органов государственного управления в системе социального партнерства Практические 8 2 Л1.1, Л2.1
1.3. Типы социального партнерства: по механизму правового регулирования договорного процесса Практические 8 2 Л1.1, Л2.1
1.4. Типы социального партнерства: по уровню участия работников в управлении предприятием, организацией Практические 8 2 Л1.1, Л2.1
1.5. Типы социального партнерства: по специфике возможностей профсоюзов и объединений работодателей, предпринимателей Практические 8 2 Л1.1, Л2.1
1.6. Типы социального партнерства: по политической ориентации системы социального партнерства Практические 8 2 Л1.1, Л2.1
1.7. Нормативно-законодательные акты по развитию некоммерческого сектора Лекции 8 4 Л1.1, Л2.1
1.8. Нормативно-законодательные акты по развитию некоммерческого сектора Практические 8 4 Л1.1, Л2.1
1.9. Социальное партнерство в области социальной защиты населения Лекции 8 4 Л1.1, Л2.1
1.10. Социальное партнерство в области социальной защиты населения Практические 8 6 Л1.1, Л2.1
1.11. Принципы построения моделей социальной политики в западных европейских странах Лекции 8 4 Л1.1, Л2.1
1.12. Принципы построения моделей социальной политики в западных европейских странах Практические 8 6 Л1.1, Л2.1
1.13. Социальное партнерство в молодежной политике Сам. работа 8 66 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=8844.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-3: Способен осуществлять планирование, координацию и контроль проведения мероприятий в сфере молодежной политики.

Задания закрытого типа.

Вопрос 1. Механизм трехстороннего сотрудничества (организаций работников, работодателей и государства) в процессе регулирования социально-трудовых отношений на федеральном, региональном, территориальном уровнях называется:
А) консенсус;
Б) трипартизм;
В) патернализм.
Ответ: Б.

Вопрос 2. Основные принципы социального партнерства закреплены в:
А) Трудовом кодексе РФ
Б) Конституции РФ
В) Конституции РФ и иных федеральных законах
Ответ: А.

Вопрос 3. К основным принципам социального партнерства относятся? Выберите три правильных ответа.
А) равноправие сторон;
Б) заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;
В) соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
Г) Соблюдение интересов работников при приватизации государственного и муниципального имущества.
Ответ: А, Б, В.

Вопрос 4. Укажите, какой из названных уровней социального партнерства не предусмотрен ТК РФ:
А) Федеральный уровень;
Б) Региональный уровень;
В) Отраслевой уровень;
Г) международный уровень;
Ответ: Г.

Вопрос 5. К формам социального партнерства можно отнести. Выберите три верных ответа.
А) участие работников, их представителей в управлении организацией;
Б) участие представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров;
В) выдвижение ультимативных требований работников;
Г) коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению.
Ответ: А, Б, Г.

Вопрос 6. Инициатором начала коллективных переговоров по разработке, заключению или изменению коллективного договора, соглашения в Российской Федерации вправе выступить:
А) работники;
Б) работодатели;
В) любая из сторон.
Ответ: В.

Вопрос 7. О какой функции социального партнерства идет речь: Поддержание целостности, гомеостаза социальной системы, сплочение социальных субъектов посредством оптимального сочетания интересов взаимодействующих сторон и осуществления совместной деятельности по их удовлетворению.
А) Интегративно-регулятивная функция;
Б) Консенсусная (согласительно-примиренческая) функция;
В) Партисипативная (социально-управленческая);
Г) Инклюзивно-коммуникативная функция;
Д) Эволюционно-развивающая функция.
Ответ: А.

Вопрос 8. О какой функции социального партнерства идет речь: Определение путей и технологий модернизации общества, построение новых траекторий развития индивидов, групп, местных и региональных сообществ в результате преобразований.
А) Интегративно-регулятивная функция;
Б) Консенсусная (согласительно-примиренческая) функция;
В) Партисипативная (социально-управленческая);
Г) Инклюзивно-коммуникативная функция;
Д) Эволюционно-развивающая функция.
Ответ: Д

Вопрос 9. О какой функции социального партнерства идет речь: Достижение согласия в различных сферах и на различных социальных уровнях; превенция, ингибирование и ненасильственное разрешение конфликтов различного генеза.
А) Интегративно-регулятивная функция;
Б) Консенсусная (согласительно-примиренческая) функция;
В) Партисипативная (социально-управленческая);
Г) Инклюзивно-коммуникативная функция;
Д) Эволюционно-развивающая функция.
Ответ: Б.

Вопрос 10. Социальные технологии работы с молодежью подразделяют по характеру взаимодействия на … (выберите два варианта ответа):
А) Мобилизующие;
Б) Познавательные (социализирующие);
В) Прозрачные;
Г) Культурно-массовые и спортивные;
Д) Политические;
Е) Научные.
Ответ: А, Б.

Вопрос 11. Социальные технологии работы с молодежью подразделяют по истинности целей на … (выберите два варианта ответа):
А) Вертикальные;
Б) Горизонтальные;
В) Долгосрочные;
Г) Краткосрочные.
Д) Прозрачные;
Е) Манипулятивные;
Ответ: Д, Е.

Вопрос 12. О каком виде негосударственной молодежной политике идёт речь: Мероприятия негосударственной молодежной политики ориентированы на реализацию в течение периода до пяти лет.
А) Краткосрочная;
Б) Среднесрочная;
В) Долгосрочная;
Г) Масштабная.
Ответ: Б.

Вопрос 13. О каком виде негосударственной молодежной политике идёт речь: Содействие молодым людям в их социальном, духовном, творческом развитии
А) Помогающая гуманитарно-ориентированная;
Б) Манипулятивно-эксплуатирующая;
В) Целенаправленно-социализирующая;
Г) Содействующе-развивающая.
Ответ: Г.

Вопрос 14. По характеру целей выделяют следующие виды негосударственной молодежной политики (выберите три верных ответа):
А) Социально-конструктивная
Б) Масштабно-локализованная
В) Стратегически-ориентированная
Г) Социально-нейтральная
Д) Функционально-автономная
Е) Социально-деструктивная
Ответ: А, Г, Е.

Вопрос 15. К Основным формам социального партнерства в работе с молодежью НЕ относится:
А) содружество (дружба);
Б) сотрудничество;
В) конкуренция;
Г) сотворчество.
Ответ: В.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

Задания открытого типа.

1. Социальное партнерство – это
Ответ: Способ регулирования социально-трудовых отношений между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями), основывающийся на взаимном учете интересов каждой из сторон, уважении этих интересов и отказе от силовых способов взаимодействия.

2. Охарактеризуйте понятие «бипартизм».
Ответ: Двустороннее сотрудничество работников и работодателей, взаимодействие преимущественно на отраслевом уровне и на уровне предприятий.

3. Работники, работодатели, представители работников, представители работодателей, органы государственной (исполнительной) власти, органы местного самоуправления выступают _______________ социального партнерства в сфере труда.
Ответ: Субъектами.

4. Назовите самое крупное объединение трудящихся России.
Ответ: Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР).

5. Все переговоры, которые проводятся между работодателем, группой работодателей или одной или несколькими организациями работодателей, с одной стороны, и одной или несколькими организациями трудящихся – с другой, в целях: определения условий труда и занятости; и (или) регулирования отношений между предпринимателями и трудящимися; и (или) регулирования отношений между предпринимателями или их организациями и организацией или организациями трудящихся. О чем идет речь?
Ответ: Коллективные переговоры.

6. Назовите уровни социального партнерства:
Ответ: Федеральный, региональный, отраслевой, территориальный, уровень организации.

7. Впишите пропущенный вид социального партнерства:
Органы социального партнерства общей компетенции создаются на всех уровнях социального партнерства и подразделяются на следующие виды:
а) Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений;
б) ____________________________________________________________________;
в) отраслевые (межотраслевые) комиссии по ведению коллективных переговоров, для подготовки проектов отраслевых (межотраслевых) соглашений и их заключения;
г) территориальные комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;
д) комиссии, создаваемые в конкретной организации для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного"
Ответ: региональные трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

8. Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений состоит из представителей общероссийских объединений профессиональных союзов, общероссийских объединений работодателей, ____________________, которые образуют соответствующие стороны комиссии.
Ответ: Правительства РФ.

9. О чем идет речь?
Объединение ресурсов с целью получения синергетического эффекта результата, который невозможно получить вне партнерства. Каждый вносит то, что у него есть (человеческие ресурсы, финансы, материальные средства, информация и т.д.). Если, например, детская (молодежная) общественная организация располагает эффективными программами социально-психологического тренинга по подготовке лидеров и в ее рядах есть компетентные тренеры, то она может предложить именно этот ресурс.
Ответ: Долевое участие.

10. Привычка видеть лучшее в человеке, уважительно относиться к чужому мнению, стремиться понять другого, желание и умение выстраивать социальные отношения. Разделять идеи тех, с кем вы договариваетесь о совместной деятельности, принимать самое активное участие в запланированной и оформленной соответствующим соглашением совместной деятельности, самостоятельно выбирая тип этой деятельности, выполняя принятые на себя обязательства. Главное не получать, а планировать то, что ты способен отдать тем, кто нуждается в твоей помощи и поддержке.
Ответ: Партнерское мышление.

11. О чем идет речь:
В рамках совместной деятельности для достижения наилучшего результата каждый должен делать то, что он делает лучше других.
Ответ: Взаимное дополнение («принцип взаимной дополнительности»).

12. Что относится к основным практикам социального партнерства государства и молодежи в сфере реализации молодежной политики:
Ответ: деятельность структур молодежного, студенческого и ученического самоуправления; участие молодежи в волонтерских движениях; поддержка и развитие деятельности студенческих педагогических отрядов; реализация государственных и муниципальных заказов молодежными общественными объединениями, связанных с осуществлением социальных проектов.

13. О чем идет речь? Международное, общероссийское, межрегиональное, региональное, местное добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное в установленном законом порядке молодыми гражданами, объединившимися на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.
Ответ: молодежное общественное объединение.

14. ______________________ – широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчёта на денежное вознаграждение.
Ответ: Волонтерское движение.

15. ________________________ – это форма организации студентов образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования различных форм обучения, изъявивших желание в свободное от учебы время трудиться в различных отраслях хозяйства, выполняющих общую производственную задачу и одновременно реализующих общественно полезную программу.
Ответ: Студенческий отряд.

16. О чем идет речь? Комплекс мероприятий, направленных на убеждение местного сообщества, общества или благотворителя в необходимости объединить разрозненные ресурсы и предоставить их для поддержки уже разработанного проекта, имеющего существенное значение и создающего более благоприятные условия для социального и экономического развития общества.
Ответ: Фандрайзинг.

17. Молодежную политику, реализуемую в России, можно разделить на государственную и __________________, выделив в составе последней два подвида – молодежную политику, реализуемую бизнес-организациями, и молодежную политику, реализуемую структурами гражданского общества.
Ответ: Негосударственную.

18. Назовите субъекты социального партнёрства в молодежной сфере.
Ответ: Структуры бизнеса, население и государство.

19. Социальное партнерство подразумевает взаимодействие трех секторов общества. Назовите их.
Ответ: Органов власти, коммерческих организаций и некоммерческих организаций.

20. О чем идет речь? Межсекторное взаимодействие общественных объединений молодежи (в том числе и Молодежных Советов и комиссий профсоюзов), немолодежных общественных организаций, занимающихся проблемами молодежи, государственных органов, бизнес-организаций и различных социальных групп и общностей молодежи при проведении единой политики в сфере молодежных интересов.
Ответ: Социальное партнерство в решении молодежных проблем (межсекторная молодежная политика).

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.
ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА.
1. Понятие и сущность социального партнерства.
2. Факторы развития социального партнерства.
3. Функции социального партнерства.
4. Молодежь как субъект и объект молодежной политики.
5. Взаимодействие субъекта молодежной сферы с внешней средой.
6. Классификация моделей партнерских взаимодействий
7. Сущность социального партнерства в молодежной политике.
8. Принципы реализации социального партнерства в молодежной политике.
9. Основные партнерские практики в молодежной политике.
10. Оценки социальных партнерств в восприятии молодежной группы.
11. Субъекты социального партнерства в молодежной сфере.
12. Использование типовых моделей партнерских взаимодействий для оптимизации молодежной политики.
13. Социальная значимость стратегии социального партнерства в молодежной политике.
14. Организационно-методическая поддержка взаимодействий субъектов молодежной политики.
15. Современные формы и технологии социального партнерства в молодежной политике.
16. Фандрайзинг: понятие, сущность.
17. Контроль соответствия разрабатываемых молодежных проектов действующим общественным нормам.
ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА.
1. Сформулируйте цель конкретного социологического исследования по актуальным проблемам социального партнерства в молодежной политике.
2. Сформулируйте задачи конкретного социологического исследования по актуальным проблемам социального партнерства в молодежной политике.
3. Обосновать методы сбора информации (не менее двух) для конкретного социологического исследования по актуальным проблемам социального партнерства в молодежной политике.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Чирун С.Н. Молодежная политика: генезис, состояние, региональная специфика: учеб.пособие Кемерово : [Кузбассвузиздат], 2009 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 [под общ. ред. С. Г. Максимовой] Молодежь Алтая: оценка современного положения, социально-экономической и политической активности: монография: Барнаул, 2012 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.rsl.ru/ - Российская государственная библиотека
Э2 http://flogiston.ru/ - Психологический портал МГУ
Э3 www.e-library.ru - Научная электронная библиотека
Э4 http://e.lanbook.com/ - Электронно-библиотечная система «Издательства «Лань»
Э5 http://www.biblioclub.ru/ - «Университетская библиотека онлайн»
Э6 www.coe.int/youth - Директорат по делам молодежи и спорту Совета Европы
Э7 www.ec.europa.eu/youth – Европейская Комиссия и молодежь
Э8 www.eryica.org – Европейское Агентство Молодежной Информации и Консультаций
Э9 www.eurodesk.org – Европейский портал молодежной информации Eurodesk
Э10 www.europa.eu/youth – Европейский Молодежный Портал
Э11 www.eycb.coe.int – Европейский Молодежный Центр в Будапеште
Э12 www.salto-youth.net – Ресурсный центр SALTO
Э13 www.un.org/youth - Организация Объединенных Наций и молодежь
Э14 www.youthforum.org – Европейский Молодежный Форум
Э15 www.youth-partnership.net – Сотрудничество Совета Европы и Европейской Комиссии
Э16 www.youthrussia.ru – Национальный Совет молодежных и детских объединений России
Э17 www.youthweek.eu – Европейская Молодежная Неделя
Э18 http://minstm.gov.ru/ - Министерство спорта, туризма и молодежной политики РФ
Э19 http://www.minzdravsoc.ru/ - Министерство здравоохранения и социального развития РФ
Э20 курс в мудле "Социальное партнерство в молодежной политике" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
При заполнении РПД многие преподаватели не заполнили следующие вкладки:
1) Во вкладке «РП-3» необходимо заполнить раздел: «Знать, Уметь, Иметь навыки и (или) опыт деятельности». На кафедральном компьютере, этот раздел справа, у многих на домашних компьютерах он внизу и сразу его не видно, нужно опуститься вниз. Самим там придумывать ничего не надо, нужно скопировать из индикаторов компетенции.
2) Также у многих не заполнена вкладка «ИТ».
Список ПО, указываемый в разделе ИТ, пункт Перечень программного обеспечения следующий:
«Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)».
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (https://www.scopus.com/)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
-На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
- На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
- Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
- В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
- Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
- Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3.Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
- Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
- На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
- Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
- В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/).
- В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
- Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
- Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
- При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
- Для подготовки к зачету возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения проанализируйте рекомендуемую литературу.
- Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации.
- Продумайте свой ответ на зачете, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.