МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Научно-исследовательский семинар

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социологии и конфликтологии
Направление подготовки39.04.01. Социология
ПрофильСоциология публичной и деловой сферы
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость12 ЗЕТ
Учебный план39_04_01_Социология_СПиДС-2023
Часов по учебному плану 432
в том числе:
аудиторные занятия 80
самостоятельная работа 232
индивидуальные консультации 120
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2, 3, 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) 2 (3) 2 (4) Итого
Недель 14 20 16 8
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Практические 20 20 20 20 20 20 20 20 80 80
Сам. работа 58 58 58 58 58 58 58 58 232 232
Консультации 30 30 30 30 30 30 30 30 120 120
Итого 108 108 108 108 108 108 108 108 432 432

Программу составил(и):
к.с.н., доцент, Нагайцев В.В.

Рецензент(ы):
д.с.н., профессор, Сергиенко А.М.

Рабочая программа дисциплины
Научно-исследовательский семинар

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 39.04.01 Социология (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 79)

составлена на основании учебного плана:
39.04.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 26.04.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2025 уч. г.

Заведующий кафедрой
В.В. Нагайцев, к.с.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 26.04.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой В.В. Нагайцев, к.с.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.сформировать у студентов компетенции и навыки исследовательской работы в процессе подготовки магистерской диссертации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен к сбору данных фундаментальных и прикладных социологических исследований публичной и деловой сфер общества
ПК-1.1 Знает основные методы социологических исследований; методы отбора источников для количественных и качественных стратегий сбора информации; методы отбора респондентов и других источников для осуществления количественных и качественных стратегий сбора информации
ПК-1.2 Умеет использовать основные методы социологических исследований; методы отбора источников для количественных и качественных стратегий сбора информации; методы отбора респондентов и других источников для осуществления количественных и качественных стратегий сбора информации
ПК-1.3 Владеет навыками сбора, обработки, анализа и представления эмпирических данных в рамках исследования публичной и деловой сферах
ПК-2Способен к разработке отчетов, аналитических записок, других материалов по результатам исследований публичной и деловой сферы общества
ПК-2.1 Знает правила написания отчетов и аналитических записок по проблемам публичной и деловой сфер
ПК-2.2 Умеет представлять заказчикам и научному сообществу результаты социологического исследования публичной и деловой сфер общества
ПК-2.3 Владеет навыками написания отчетов и аналитических записок по проблемам публичной и деловой сфер
УК-2Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла
УК-2.1 Знает требования, предъявляемые к проектной работе; методы представления и описания результатов проектной деятельности; критерии и параметры оценки результатов выполнения проекта
УК-2.2 Формирует план график реализации проекта в целом и план контроля его выполнения; организовывает и координирует работу участников проекта; представляет результаты проекта в различных формах
УК-2.3 Владеет навыками осуществления деятельности по управлению проектом на всех этапах его жизненного цикла
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.УК-2.1 Знает требования, предъявляемые к проектной работе; методы представления и описания результатов проектной деятельности; критерии и параметры оценки результатов выполнения проекта
ПК-1.1. Знает основные методы социологических исследований; методы отбора источников для количественных и качественных стратегий сбора информации; методы отбора респондентов и других источников для осуществления количественных и качественных стратегий сбора информации;
ПК-2.1. Знает правила написания отчетов и аналитических записок по проблемам публичной и деловой сфер общества.

3.2.Уметь:
3.2.1.УК-2.2. Формирует план-график реализации проекта в целом и план контроля его выполнения; организовывает и координирует работу участников проекта; представляет результаты проекта в различных формах;
ПК-1.2. Умеет использовать основные методы социологических исследований; методы отбора источников для количественных и качественных стратегий сбора информации; методы отбора респондентов и других источников для осуществления количественных и качественных стратегий сбора информации;
ПК-2.2. Умеет представлять заказчикам и научному сообществу результаты социологического исследования публичной и деловой сфер общества.

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.УК-2.3. Владеет навыками осуществления деятельности по управлению проектом на всех этапах его жизненного цикла.
ПК-1.3. Владеет навыками сбора, обработки, анализа и представления эмпирических данных в рамках исследования в публичной и деловой сферах;
ПК-2.3. Имеет опыт написания отчетов, обзоров и аналитических записок по проблемам публичной и деловой сфер.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Тема магистерского исследования
1.1. Выбор и формулирование темы магистрского исследования Практические 1 4 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.2. Выбор и формулирование темы магистрского исследования Сам. работа 1 4 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.3. Программа магистерского исследования Практические 1 4 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.4. Программа магистерского исследования Сам. работа 1 54 ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.5. Объект и предмет магистерского исследования Практические 1 6 ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.6. Объект и предмет магистерского исследования Практические 1 6 ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.7. Теоретические основы магистерской НИР Консультации 1 30 ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 2. Процедура магистерского исследования
2.1. План-график магистерского исследования Практические 2 2 ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.2. Объект и предмет магистерского исследования Сам. работа 2 16 ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.3. Консультации 2 2 ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3
2.4. Организация полевого этапа магистерского исследования Практические 2 2 ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.5. Структура выпускной квалификационной работы магистра Практические 2 2 ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.6. Организация полевого этапа магистерского исследования Сам. работа 2 16 ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.7. Структура выпускной квалификационной работы магистра Сам. работа 2 2 ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.8. Стилистика научной работы Практические 2 4 ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.9. Стилистика научной работы Сам. работа 2 16 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.10. Методика магистерского исследования Практические 2 4 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.11. Методика магистерского исследования Сам. работа 2 2 ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.12. Методы магистерского исследования Практические 2 2 ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.13. Методы магистерского исследования Сам. работа 2 2 ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.14. Типичные ошибки гипотезирования Практические 2 2 ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.15. Типичные ошибки гипотезирования Сам. работа 2 2 ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.16. Цели и задачи исследования Практические 2 2 ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.17. Цели и задачи исследования Сам. работа 2 2 ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.18. Консультации 2 28 ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3
Раздел 3. Сбор данных для ВКР магистра
3.1. Формы организации полевого этапа Практические 3 2 ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.2. Формы организации полевого этапа Сам. работа 3 8 ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.3. Разработка инструментария магистерского исследования Практические 3 6 ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.4. Разработка инструментария магистерского исследования Сам. работа 3 8 ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.5. Проведение пилотажного исследования Практические 3 6 ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.6. Проведение пилотажного исследования Сам. работа 3 26 ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.7. Корректировка исследовательского инструментария Практические 3 6 ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.8. Корректировка исследовательского инструментария Сам. работа 3 16 ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3
3.9. Консультации 3 30 ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3
Раздел 4. Обработка и представление результатов магистерского исследования
4.1. Программа обработки полученных данных Практические 4 2 ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
4.2. Правила цитирования Сам. работа 4 2 ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
4.3. Правила цитирования Практические 4 4 ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
4.4. Представление таблиц и иллюстративного материала Сам. работа 4 2 ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
4.5. Представление таблиц и иллюстративного материала Практические 4 2 ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
4.6. Процедура экспертирования ВКР Сам. работа 4 6 ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
4.7. Автореферат ВКР Практические 4 4 ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
4.8. Автореферат ВКР Сам. работа 4 16 ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
4.9. Подготовка доклада на защите ВКР Практические 4 4 ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
4.10. Подготовка доклада на защите ВКР Сам. работа 4 16 ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
4.11. Процедура защиты ВКР Практические 4 4 ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
4.12. Процедура защиты ВКР Сам. работа 4 16 ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
4.13. Консультации 4 30 ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – ссылка на курс.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1
Способен к проведению социологических исследований в социальной сфере на этапах планирования, сбора, обработки и анализа полученных данных

ЗАДАНИЯ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Верно ли определение:
Полевое исследование — это изучение людей, действующих в естественных условиях их повседневной жизни.
a) Верно
b) Неверно
ОТВЕТ: a

Вопрос 2. Верно ли следующее суждение:
Интервью направлено на выявление содержания действий участников исследования и разделяемых ими смыслов.
a) Верно
b) Неверно
ОТВЕТ: a

Вопрос 3. К какому из следующих видов интервью можно отнести следующее суждение?
Задача интервьюера в том, чтобы дать возможность собеседнику рассказать о своем внутреннем мире, переживаниях, представлениях и т. д.
a) Структурированное
b) Полуструктурированное
c) Глубинное
d) Свободное
ОТВЕТ: с

Вопрос 4. К какому виду вопросов в полевом интервью относится следующее определение?
Данный тип вопросов строится на анализе, который был выверен структурными вопросами.
a) Описательные
b) Структурные
c) Контрастные
ОТВЕТ: с

Вопрос 5. Какое допустимое максимальное количество участников фокус-группы?
a) До 5
b) До 12
c) До 20
ОТВЕТ: b

Вопрос 6. Как называется метод сбора социологической информации, который осуществляется с помощью интернет-технологий?
a) Поквартирный опрос
b) Онлайн-опрос
c) Телефонный опрос
ОТВЕТ: b

Вопрос 7. Как называется исследование нескольких подтем на данных, собранных в разных местах?
a) Лонгитюдное
b) Многофокусное
c) Сравнительное
d) Исследование случая
ОТВЕТ: b

Вопрос 8. Функция любой фокус-группы —… социального действия.
a) Создание
b) Моделирование
c) Описание
ОТВЕТ: b

Вопрос 9. Верно ли следующее суждение:
Биографический метод представляет переживания и определения одного лица, одной группы или одной организации в той форме, в которой это лицо, группа или организация интерпретируют эти переживания
a) Верно
b) Неверно
ОТВЕТ: a

Вопрос 10. Какой метод сбора данных не относится к качественным?
a) Наблюдение
b) Опрос
c) Интервью
d) Биографическая прогулка
ОТВЕТ: b

Вопрос 11. Верно ли следующее определение:
Программа исследования — это изложение теоретико-методологических предпосылок в соответствии с основными целями предпринимаемой работы и гипотез исследования с указанием правил процедуры, а также логической последовательности операций для их проверки.
a) Верно
b) Неверно
ОТВЕТ: a

Вопрос 12. Верно ли следующее определение:
В широком смысле под дизайном понимается конфигурация различных элементов, включающая теоретические подходы, методы, жанр проекта, выборку и др., позволяющая провести полевое исследование.
a) Верно
b) Неверно
ОТВЕТ: a

Вопрос 13. Характеристика какой функции программы социологического исследования представлена: разработка общего логического плана исследования, использование методов сбора и анализа информации, разработка процедуры исследования?
a) Методологическая
b) Методическая
ОТВЕТ: b

Вопрос 14. Методический раздел программы содержит:
a) Определение обследуемой совокупности
b) Выбор методов сбора информации
c) Определение объекта и предмета исследования
d) Интерпретацию основных понятий
ОТВЕТ: a, b

Вопрос 15. … проблемной ситуации должен начинаться с выявления характеризующих ее противоречий.
a) Формулировка
b) Анализ
c) Решение
ОТВЕТ: b

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ЗАДАНИЯ ОТКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Как называется свойство выборки отражать генеральную совокупность с определенной погрешностью (ошибкой выборки)?
ОТВЕТ: Репрезентативность

Вопрос 2. В рамках какого исследования осуществляются регулярные замеры характеристик или состояния одного и того же субъекта/объекта на протяжении длительного периода времени, иногда даже в течение нескольких десятков лет?
ОТВЕТ: Лонгитюдное

Вопрос 3.В рамках какого метода сбора данных работает фасилитатор?
ОТВЕТ: Открытые групповые дискуссии

Вопрос 4. Как называется метод, направленные на получение информации о повседневных маршрутах участников исследования и реконструкцию их биографии путем прохождения памятных для них мест?
ОТВЕТ: Биографическая прогулка

Вопрос 5. Как называется стратегия исследования, направленная на последовательное и детальное изучение одного объекта с учетом различных доступных способов сбора информации?
ОТВЕТ: Сase - study

Вопрос 6. Какие методы не предполагают статистической обработки?
ОТВЕТ: Качественные

Вопрос 7. К какой методике относятся ментальные карты?
ОТВЕТ: проективные методики

Вопрос 8. Характеристика какой функции программы социологического исследования представлена: определение научной проблемы, формулировка целей и задач исследования?
ОТВЕТ: методологическая

Вопрос 9. Добавьте пропущенное слово: Все элементы программы должны быть изложены в … последовательности.
ОТВЕТ: логической

Вопрос 10. Какой раздел программы социологического исследования представляет определение объекта и предмета исследования, интерпретацию основных понятий, выдвижение гипотез?
ОТВЕТ: Методологический

Вопрос 11. Добавьте пропущенное слово: … – это противоречие между знаниями о потребностях людей в каких-либо результативных практических или теоретических действиях и незнанием путей и средств их реализации.
ОТВЕТ: Проблема

Вопрос 12. Добавьте пропущенное слово: … социологического исследования – это ожидаемый конечный результат (решение проблемы), который можно достигнуть только с помощью исследования
ОТВЕТ: Цель

Вопрос 13. Добавьте пропущенное слово: … социологического исследования – совокупность конкретных установок, направленных на анализ и решения проблемы.
ОТВЕТ: Задачи

Вопрос 14. Добавьте пропущенное слово: … социологического исследования – явление или процесс, на которое направлено социологическое исследование.
ОТВЕТ: Объект

Вопрос 15. Добавьте пропущенное слово: … исследования представляет собой концентрированное выражение взаимосвязи социальной проблемы и объекта исследования.
ОТВЕТ: Предмет

Вопрос 16. Добавьте пропущенное слово: Основное назначение … теста — диагностика эмоциональных связей, т. е. взаимных симпатий и антипатий между членами группы.
ОТВЕТ: социометрического

Вопрос 17. Структура социального эксперимента может быть представлена следующим образом: экспериментатор, экспериментальная ситуация, экспериментальный фактор (или независимая переменная), экспериментальный …
ОТВЕТ: объект

Вопрос 18. Вопросы, отражающие социальнодемографические характеристики респондента: пол, возраст, образование, профессия, семейное положение, уровень дохода и др., может располагаться как в начале, так и в конце анкеты.
ОТВЕТ: паспортичка

Вопрос 19. Добавьте пропущенное слово: Правильная … социологической информации позволяет исследователю сделать объективные обобщения и выводы, предложить соответствующие рекомендации, обосновать возможности их внедрения, выстроить прогнозы развития событий.
ОТВЕТ: интерпретация

Вопрос 20. Что представляет собой документ, который в установленной форме отражает содержание программы исследования, ее выполнение, полученные в конечном итоге выводы, практические рекомендации, возможности их внедрения?
ОТВЕТ: отчет

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-2
Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла

ЗАДАНИЯ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Какая задача является доминирующей при проведении разведывательных исследований?
a) установление причинно-следственных связей
b) получение целостной картины изучаемого процесса или явления
c) получение дополнительной информации по изучаемой проблеме
ОТВЕТ: с

Вопрос 2. Какая задача является доминирующей при проведении описательных исследований?
a) установление причинно-следственных связей
b) получение целостной картины изучаемого процесса или явления
c) получение дополнительной информации по изучаемой проблеме
ОТВЕТ: b

Вопрос 3. В каких исследованиях основной задачей является установление причинно-следственных связей?
a) разведывательные
b) описательные
c) аналитические
ОТВЕТ: с

Вопрос 4. На каком этапе проведения социологического исследования осуществляется разработка заказа на исследование?
a) подготовительный этап
b) полевой этап
c) этап обработки и анализа информации
d) этап подготовки отчета
ОТВЕТ: a

Вопрос 5. На каком этапе проведения социологического исследования осуществляется выработка практических рекомендаций?
a) подготовительный этап
b) полевой этап
c) этап обработки и анализа информации
d) этап подготовки отчета
ОТВЕТ: d

Вопрос 6. Какое из приведенных определений соответствует процедуре интерпретации понятий?
a) поиск теоретических и эмпирических значений понятий
b) выдвижение научных предположений
c) описание ожидаемого результата социологического исследования
ОТВЕТ: a


Вопрос 7. Какой из итоговых документов социологического исследования содержит все методологические и методические документы исследования?
a) отчет
b) аналитическая справка
c) приложение к отчету
ОТВЕТ: с

Вопрос 8. Независимыми переменными называют:
a) такие переменные, которые не меняют своего значения при изменении социальных условий
b) такие социальные явления, которые были вызваны другими явлениями или выступали в качестве их функций
c) те явления, параметры и характеристики, которые способны воздействовать на возникновение других явлений
d) группы людей, отличающихся независимостью суждений
ОТВЕТ: с

Вопрос 9. При проведении социологического исследования типа «Кейс стади» могут использоваться методы:
a) только качественные
b) только количественные
c) и качественные, и количественные
ОТВЕТ: a

Вопрос 10. Кодирование вопросов в анкете или интервью проводится в целях:
a) сокрытия подлинного замысла исследователя от респондента
b) облегчения статистической обработки, а также компьютерного ввода данных
c) упорядочения получаемой первичной информации
d) помощи респонденту в понимании подлинного замысла исследователя
ОТВЕТ: b

Вопрос 11. Величина дисперсии (или среднеквадратического отклонения) показывает:
a) числовое значение средней величины
b) силу связи между двумя и более переменными
c) направление связи между двумя и более переменными
d) степень разброса всех зафиксированных значений переменной вокруг наиболее среднего значения
ОТВЕТ: d

Вопрос 12. Что такое Big Data?
a) Наука о данных
b) Большие данные
c) Цифровые гуманитарные науки
ОТВЕТ: b

Вопрос 13. Как называется вид социологического опроса, в котором используются электронные анкеты, созданные при помощи текстовых редакторов и рассылаемые по доступным исследователю базам адресов электронной почты?
a) E-mail
b) Cati
c) Capi
ОТВЕТ: a

Вопрос 14. Как называется стратегия исследования, направленная на последовательное и детальное изучение одного объекта с учетом различных доступных способов сбора информации?
a) Опрос
b) Интервью
c) Сase – study
d) Фокус-группа
ОТВЕТ: с

Вопрос 15. Как называется выборка, которая формируется на основе баз (списков) потенциальных респондентов с использованием регистрационных социально демографических данных для исследования однородных (гомогенных) аудиторий?
a) Панельная
b) Стихийная
c) Квотная
d) Гнездовая
ОТВЕТ: a

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ЗАДАНИЯ ОТКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Как называется исследование, которое опирается на сопоставление нескольких случаев, периодов, социальных групп по ряду параметров?
ОТВЕТ: Сравнительное

Вопрос 2. В рамках какого исследования осуществляется изучение людей, действующих в естественных условиях их повседневной жизни?
ОТВЕТ: полевое

Вопрос 3. В рамках какого вида интервью перед интервьюером стоит задача дать возможность собеседнику рассказать о своем внутреннем мире, переживаниях, представлениях и т. д.?
ОТВЕТ: Глубинное

Вопрос 4. Как называется метод сбора социологической информации, который осуществляется с помощью интернет-технологий?
ОТВЕТ: Онлайн-опрос

Вопрос 5. Как называется исследование нескольких подтем на данных, собранных в разных местах?
ОТВЕТ: Многофокусное

Вопрос 6. Функция любой фокус-группы — […] социального действия.
ОТВЕТ: Моделирование

Вопрос 7. Добавьте пропущенное слово:
[…] исследования — это изложение теоретико-методологических предпосылок в соответствии с основными целями предпринимаемой работы и гипотез исследования с указанием правил процедуры, а также логической последовательности операций для их проверки.
ОТВЕТ: Программа

Вопрос 8. В широком смысле под […] исследования понимается конфигурация различных элементов, включающая теоретические подходы, методы, жанр проекта, выборку и др., позволяющая провести полевое исследование.
ОТВЕТ: дизайном

Вопрос 9. Как называется выборка, не имеющая вероятностного обоснования, складывающаяся на основе случаев, выбираемых независимо друг от друга?
ОТВЕТ: Стихийная или доступная

Вопрос 10. Как называется свойство выборки отражать генеральную совокупность с определенной погрешностью (ошибкой выборки)?
ОТВЕТ: Репрезентативность

Вопрос 11. Какие методы не предполагают статистической обработки?
ОТВЕТ: Качественные

Вопрос 12. Что такое метаданные в общем смысле?
ОТВЕТ: данные о данных

Вопрос 13. Вопрос социологической анкеты, в которой есть возможность выбрать из нескольких вариантов ответов это … вопрос.
ОТВЕТ: закрытый

Вопрос 14. Процедура, с помощью которой вербальные записи, качественные по своему характеру, преобразуются в количественные данные?
ОТВЕТ: контент-анализ
Вопрос 15. Выборку, для которой все элементы в популяции имеют одинаковую и заранее известную вероятность быть отобранными в ее состав, называют …
ОТВЕТ: вероятностной

Вопрос 16. Как называется вид наблюдения, при котором наблюдатель находится в непосредственном контакте с наблюдаемыми объектами и принимает участие в их деятельности?
ОТВЕТ: включенное

Вопрос 17. Вопрос, используемый для сортировки респондентов с расчетом на то, что на последующий вопрос будут отвечать только те, для кого он предназначался – это
ОТВЕТ: вопрос-фильтр

Вопрос 18. Выборка, в которой респондентов по окончании интервью просят назвать дополнительных респондентов для последующих шагов.
ОТВЕТ: снежного кома

Вопрос 19. Как называют различные проявления признака для разных объектов?
ОТВЕТ: Значения

Вопрос 20. Что является результатом наблюдений, испытаний и накапливается с целью последующего изучения и анализа?
ОТВЕТ: Данные

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Основные принципы аналитической социологии.
2. Методы организации социологического исследования в аналитической социологии
3. Подходы к работе с литературными источниками и стратегии написания литературных обзоров
4. Методические и методологические основы организации социологического исследования
5. Данные: поиск, сбор, первичная обработка
6. Общие принципы описания результатов исследования и критерии оценки их надежности
7. Визуализация результатов научного исследования
8. Презентация результатов исследования
9. Содержательная интерпретация результатов социологического исследования
10. Оценка значимости и ограничений результатов исследования
11. От первичной интерпретации результатов исследования к социологическим выводам

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Структура выпускной квалификационной научной работы (магистерской диссертации).
2. Проблемная ситуация исследования в аналитической социологии.
3. Понятие актуальности темы научной работы. Факторы, влияющие на актуальность исследования.
4. Задачи изучения научной литературы. Использование справочной литературы. Словарно-энциклопедическая литература.
5. Реферирование научной литературы: цитирование, составление плана, формулирование тезисов.
6. Библиографическое описание научного источника.
7. Тематический подбор литературы: систематический, предметный, алфавитный каталоги.
8. Сопоставление научных теорий и концепций.
9. Понятие методологии в научном исследовании.
10. Процедурные характеристики исследовательской методологии.
11. Методологическая часть исследования: определение исследовательских подходов, описание методов сбора и методов анализа данных.
12. Программа научного исследования: общие требования.
13. Уровни и структура методологии научного исследования. Предмет и объект социального исследования.
14. Цель, задачи, выдвижение рабочей гипотезы исследования.
15. Понятие гипотезы научного исследования, виды гипотез. Отличие гипотезы от аксиом и постулатов.
16. Способы теоретического обоснования гипотезы. Проверяемость гипотезы.
17. Теоретико-методологические основания в первой главе магистерской диссертации.
18. Основные подходы в изучении феномена или проблемы.
19. Логика научного исследования в первой главемагистерской диссертации.
20. Понятие апробации основных положений квалификационной научной работы.
21. Общеметодологические основания научных исследований в аналитической социологии.
22. Сравнение природы качественного и количественного подходов.
23. Роль внедрения и соблюдения этических норм в социологическом исследовании. Концепция «открытой» науки.
24. Объективность, надежность и валидность в исследовании.
25. Конкретные научные методы исследования в аналитической социологии.
26. Интерпретация качественных данных в социальных исследованиях.
27. Основные требования к оформлению магистерской диссертации.
28. Исследовательский дизайн в аналитической социологии.
29. Принципы доказательности и воспроизводимости.
30. Моделирование в социальных науках: его задачи, возможности и ограничения.
31. Источники данных в социальных науках. Существующие базы данных, принципы работы с «готовыми» данными.
32. Сбор, очистка и переструктурирование данных. Способы обращения с неполнотой данных. Интеграция данных из разных источников.
33. Хранение данных исследования, принципы совместной работы с данными.
34. Основные требования к описанию методов исследования в научной работе.
35. Критерии для оценки корректности использования различных методов исследования.
36. Выбор оптимальных средств визуального «сопровождения» результатов исследования.
37. Основы презентации результатов исследования. Выбор результатов для представления в работе.
38. Интерпретация результатов и их связь с гипотезами исследования. Не подтвердившиеся гипотезы: стратегии представления «отрицательных» результатов.
39. Связь результатов исследования с теоретическим контекстом исследуемой области науки.
40. Анализ ограничений результатов и выводов, полученных в ходе исследования.
41. Общие подходы к интерпретации социологических данных. Процедура интерпретации данных.
42. Переход от первичной интерпретации к социологическим выводам. Генерализация выводов исследования: существующие ограничения.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
1. На примере темы ВКР объясните инновационные технологии в аналитической социологии.
2. Составьте план программы исследования вашей ВКР: ее основные части.
3. Разработайте схему: «Какие действия должен совершать магистрант, используя элементы формирования саморазвития, самореализации, развития творческого потенциала при выполнении ВКР».
4. Сформулируйте комплекс требований анализа научной статьи.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена (для обучающихся, не получивших оценку по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

Вопросы и задания к экзамену
Перечень теоретических вопросов:
1. Назовите объект, предмет и уровни социологического исследования.
2. Обозначте основные направления зарубежной социологии. Диалектические и функционалистские концепции анализа социальных явлений и процессов.
3. Назовите базовые методологические положения современной социологической теории.
4. Раскройте суть диагностики социального конфликта как специальной исследовательской технологии.
5. Назовите социологические, психологические, политологические, юридические методы исследования социальных явлений.
6. Расскажите в чем заключается методика исследований проблем локального социума.
7. Опишите основные характеристики социального явления, выясняемые в процессе социологического исследования.
8. Раскройте типологию социальных проблем.
9. Назовите общие правила диагностики социального явления.
10. Расскажите, какова последовательность операций в процессе социологического исследования.
11. Опишите программу социологического исследования конкретного социального явления, ее специфику и основные элементы.
12. Расскажите, какова теоретическая и эмпирическая модель изучаемого социального явления.
13. Представьте основной набор эмпирических методов сбора информации, используемых в процессе социологического исследования.
14. Расскажите, в чем заключается специфика диагностики социальных конфликтов в организациях.
15. Расскажите, какова сущность и технологии социального консалтинга.
16. Назовите основные способы (модели) разрешения социальных проблем.
17. Назовите основные стадии социологического исследования.
18. Расскажите, какова сущность и технологии диагностики деловых конфликтов.
19. Расскажите, какова сущность и технологии диагностики организационных конфликтов.
20. Расскажите, какова сущность и технологии диагностики политических конфликтов.

Практические задания:
1. Изобразите графически соотношение основных понятий социологии.
2. Проведите анализ и диагностику предложенной преподавателем конкретной ситуации.
3. Разработайте программу социологического исследования, связанного с наличием в коллективе конкретной организации социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий.
4. Сделайте свой прогноз развития событий и процессов в коллективе конкретной организации, в которой уже несколько месяцев происходит задержка выплат работникам заработной платы.
5. Разработайте программу снижения уровня социальной напряженности в коллективе конкретной организации.
6. Предложите новую (свою собственную) типологию элементов социального конфликта.
7. Проведите диагностику какого-либо известного конкретного конфликта.
8. Приведите примеры участия исследователя конфликтолога в решении конфликтов.
9. С помощью методики определения межличностной совместимости людей А.Я. Анцупова проверьте степень своей совместимости со своими однокурсниками.
10. Проанализируйте свой последний межличностный конфликт в соответствии с методикой диагностики конфликтов.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Дрещинский, В. А. Методология научных исследований : учебник для вузов Москва : Издательство Юрайт, 2023 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Мушкина, И. А. Организация самостоятельной работы студента: учебное пособие для вузов М. : Издательство Юрайт //ЭБС «Юрайт» , 2017 biblio-online.ru
Л2.2 Мокий, В. С. Методология научных исследований. Трансдисциплинарные подходы и методы : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт , 2019 www.biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Интернет-ресурсы
Э2 1. Курс в Moodle "Научно-исследовательский семинар" portal.edu.asu.ru
Э3 2. www.schoolexpro.ru (Российский образовательный форум);
Э4 3. www.gain.ru (Государственная академия инноваций);
Э5 4. www.law.edu.ru (Российский образовательный правовой портал);
Э6 5. www.vlados.ru (Гуманитарный издательский центр «Владос»);
Э7 6. www.lib.msu.su (Научная библиотека МГУ);
Э8 7. www.public.ru (Публичная Интернет библиотека);
Э9 8. www.mto.ru/children (Президентская программа «Дети России»)
Э10 9. www.consultant.ru (СПС «Консультант плюс»);
Э11 10. www.garant.ru (СПС «Гарант»).
Э12 2. Электронные библиотечные системы:
Э13 ЭБС издательства «Лань» - http://e.lanbook.com/
Э14 ЭБС «Университетская библиотека online» - http://www.biblioclub.ru/
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система "Юрайт" (https://biblio-online.ru/).
Информационная справочная система: СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1) приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с правилами организации учебного процесса на основе зачетных единиц и оценивания качества успешности усвоения изучаемых дисциплин с использованием БРС; условиями изучения учебной дисциплины, видами 5 учебных заданий и контроля, критериями и процедурами оценивания знаний по дисциплине, программой итогового испытания (не позднее 2-ой недели семестра);
2) студент имеет право на получение информации о своем текущем рейтинге; результатах каждого контрольного мероприятия; результатах текущей и промежуточной аттестации; итоговых результатах текущего контроля за семестр и учебный год;
3) дисциплина считается освоенной студентом при накоплении им необходимого количества баллов по результатам выполнения различных видов учебной работы (включая самостоятельную) в сроки, установленные преподавателем и графиком учебного процесса.

Методические указания и рекомендации для студентов по подготовке к лекционным занятиям
Подготовка к лекциям осуществляется студентами в рамках самостоятельной работы по курсу. Она предусматривает работу с книгами, документами, первоисточниками; проработку материала лекции по рекомендованным учебникам, учебным пособиям и другим источниками информации с целью углубления знаний по данной теме.

Методические указания и рекомендации студентам по работе на лекционных занятиях
В ходе лекционных занятий по дисциплине необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую преподавателем, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. Конспект лекции лучше подразделять на пункты. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает преподаватель, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «нужно запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров, подчеркивая термины и определения. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений, специальных терминов. Работа над конспектом лекции по дисциплине не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторяет содержание лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, делает себе пометки в тексте лекции, продолжает конспект. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать литературу, которую рекомендовал преподаватель. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть материалом по дисциплине.

Методические указания и рекомендации студентам по подготовке к практическим занятиям
Теоретические вопросы и практические задания практических занятий, рекомендуемая литература сообщаются преподавателем на лекционных занятиях, а также содержатся в рабочей программе дисциплины. Начинать подготовку к практическому занятию надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции рассматривается не весь материал темы, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его. Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по каждому изучаемому вопросу. Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам. При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю.

Методические указания и рекомендации для студентов по работе на практических занятиях
На практическом занятии студент должен быть готовым к ответу на все представленные в рабочей программе теоретические вопросы по теме занятия, проявить максимальную активность при их рассмотрении. Выступление с ответом должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к простому воспроизведению текста, не допускается чтение конспекта. При этом студент может обращаться к записям конспекта лекций и непосредственно к первоисточникам. Результат такой работы должен проявиться в способности студента свободно ответить на теоретические вопросы, его участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий, предложенных преподавателем тестов.

Методические указания и рекомендации для студентов по организации самостоятельной работы
Для углубления, расширения и детализирования полученных знаний студентам отводятся часы на самостоятельную работу. Это может быть конспектирование и работа с книгой, документами, первоисточниками; доработка и оформление записей по лекционному материалу; проработка материала по учебникам, учебным пособиям и другим источниками информации и др. Самостоятельную работу лучше всего планомерно осуществлять весь семестр, предусматривая при этом регулярное повторение пройденного материала. Цель самостоятельной работы – закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса. При необходимости студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.

Методические указания и рекомендации студентам по подготовке реферата
Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации. Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления. Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц текста, напечатанного через 1,5 интервала (библиографический список и приложения в объем не входят). Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения. Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования. В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы. В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы. В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата. В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.