МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методология научного исследования

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социологии и конфликтологии
Направление подготовки39.04.01. Социология
ПрофильСоциология публичной и деловой сферы
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план39_04_01_Социология_СПиДС-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 45
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 14
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 45 45 45 45
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.ф.н., Профессор, Попов Е.А.

Рецензент(ы):
к.с.н., Доцент, Нагайцев В.В.

Рабочая программа дисциплины
Методология научного исследования

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 39.04.01 Социология (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 79)

составлена на основании учебного плана:
39.04.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 24.04.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2025 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.с.н. доцент Нагайцев В.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 24.04.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой к.с.н. доцент Нагайцев В.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.дать базовые знания методологии научного исследования, выработать у студентов научный подход к социальным исследованиям, способствовать усвоению теории и методологии научного исследования.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
УК-1.1 Знает методы и основные принципы критического анализа и оценки проблемных ситуаций на основе системного подхода
УК-1.2 Анализирует проблемную ситуацию как систему, выявляя ее составляющие и связи внутри; осуществляет поиск вариантов решения поставленной проблемной ситуации; определяет стратегию достижения поставленной цели
УК-1.3 Применяет навыки критического анализа проблемных ситуаций на основе системного подхода и определяет стратегию действий для достижения поставленной цели
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.методы и основные принципы критического анализа и оценки проблемных ситуаций на основе системного подхода.
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать проблемную ситуацию как систему, выявляя ее составляющие и связи внутри; осуществляет поиск вариантов решения поставленной проблемной ситуации; определяет стратегию достижения поставленной цели.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками критического анализа проблемных ситуаций на основе системного подхода и определяет стратегию действий для достижения поставленной цели

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Наука и научное знание
1.1. Наука и научное знание Лекции 1 4 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л2.1
1.2. Наука и научное знание Практические 1 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л2.1
1.3. Предмет философии науки. Сам. работа 1 6 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Наука как форма духовного производства и социальный институт
2.1. Наука как форма духовного производства и социальный институт Лекции 1 4 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л2.1
2.2. Наука как форма духовного производства и социальный институт Практические 1 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л2.1
2.3. Наука как форма духовного производства и социальный институт Сам. работа 1 6 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Понятие методологии
3.1. Понятие методологии Лекции 1 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л2.1
3.2. Понятие методологии Практические 1 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л2.1
3.3. Понятие методологии. История методологии Сам. работа 1 6 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Структура научного знания
4.1. Структура научного знания Лекции 1 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л2.1
4.2. Структура научного знания Практические 1 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л2.1
4.3. Структура научного знания Сам. работа 1 6 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Методология в научном исследовании
5.1. Методология и методы в науке Лекции 1 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л2.1
5.2. Методология научного познания Практические 1 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л2.1
5.3. Методология в научном исследовании Сам. работа 1 8 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Общие закономерности развития науки
6.1. Закономерности развития науки Лекции 1 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л2.1
6.2. Закономерности развития науки Практические 1 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л2.1
6.3. Закономерности развития науки Сам. работа 1 5 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л2.1
Раздел 7. Методология науки ХХ-ХХ1 вв.
7.1. Методология науки ХХ-ХХ1 вв. Лекции 1 4 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л2.1
7.2. Методология науки ХХ-ХХ1 вв. Практические 1 4 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л2.1
7.3. Методология науки ХХ-ХХ1 вв. Сам. работа 1 8 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценка сформированности компетенции
УК-1 УК-1. Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
УК-1.1. Знает методы и основные принципы критического анализа и оценки проблемных ситуаций на основе системного подхода.
УК-1.2. Анализирует проблемную ситуацию как систему, выявляя ее составляющие и связи внутри; осуществляет поиск вариантов решения поставленной проблемной ситуации; определяет стратегию достижения поставленной цели.
УК-1.3. Применяет навыки критического анализа проблемных ситуаций на основе системного подхода и определяет стратегию действий для достижения поставленной цели

Примеры заданий закрытого типа

1.Что такое анализ научных достижений:
а) метод исследования, характеризующийся выделением и изучением отдельных частей объектов исследования;
б) совокупность разделов математики, выросших из классического математического анализа;
в) процесс соединения или объединения ранее разрозненных вещей или понятий в целое или набор.
2. Что такое актуальность научного исследования:
а) комплекс доказательств, подтверждающих, что полученные результаты (совокупность фактов, закономерности, возможности, вероятности) всегда тождественны для определенного класса объекта при выбранных экспериментальных условиях;
б) степень ее важности в данный момент и в данной ситуации для решения данных проблем, вопроса или задачи;
в) соответствие критериям научного знания, а именно упорядоченности, обоснованности и практической эффективности тех или иных утверждений.
3. Что такое достоверность научного исследования:
а) это комплекс доказательств, подтверждающих, что полученные результаты (совокупность фактов, закономерности, возможности, вероятности) всегда тождественны для определенного класса объекта при выбранных экспериментальных условиях;
б) это степень ее важности в данный момент и в данной ситуации для решения данных проблем, вопроса или задачи;
в) соответствие критериям научного знания, а именно упорядоченности, обоснованности и практической эффективности тех или иных утверждений
4. Что такое дедуктивный метод научного анализа:
а) автор исследования переходит от единичного (опыта, фактов) к общему (к их обобщению);
б) автор исследования переходит от общих предпосылок, факторов и следствий к конкретной части объекта, его отдельной составляющей/элементу;
в) выделение и изучение отдельных частей объектов исследования.
5. Что такое индуктивный метод научного анализа:
а) автор исследования переходит от единичного (опыта, фактов) к общему (к их обобщению);
б) автор исследования переходит от общих предпосылок, факторов и следствий к конкретной части объекта, его отдельной составляющей/элементу;
в) выделение и изучение отдельных частей объектов исследования.
6. Что такое научная новизна исследования:
а) получены новые результаты в опытах, выведен новый научный подход, сформулирована новая для науки модель;
б) ряд разработанных положений/авторских наработок, определений которые могут обогатить науку;
в) область практической деятельности, в которой можно применить конкретный результат диссертационного исследования для устранения определенного недостатка (противоречия).
7.Что такое теоретическая значимость научного исследования:
а) получены новые результаты в опытах, выведен новый научный подход, сформулирована новая для науки модель;
б) ряд разработанных положений/авторских наработок, определений которые могут обогатить науку;
в) область практической деятельности, в которой можно применить конкретный результат диссертационного исследования для устранения определенного недостатка (противоречия).
8. Что такое систематизация материала научного исследования:
а)общенаучный метод систематизации знания, направленный на организацию некоторой совокупности изучаемых объектов различных областей действительности;
б) представление в виде упорядоченной взаимосвязанной структуры, элементы которой могут соответствовать поставленным задачам;
в) осмысленный порядок вещей, явлений, разделение их на разновидности согласно каким-либо важным признакам.
9. К теоретическим методам исследования относятся:
а) абстрагирование;
б) математическая обработка данных;
в) лабораторный эксперимент;
г) наблюдение;
10. К эмпирическим методам исследования относятся:
а) абстрагирование;
б) классификация;
в) наблюдение;
г) обобщение полученных результатов;
д) контент- анализ
11. Отличительными признаками научного исследования являются:
а) целенаправленность
б) поиск нового
в) систематичность
г) строгая доказательность
д) все перечисленные признаки
12. Основная функция метода:
а) внутренняя организация и регулирование процесса познания
б) поиск общего у ряда единичных явлений
в) достижение результата
13. _____________ - это совокупность приемов, операций и способов теоретического познания и практического преобразования действительности при достижении определенных результатов.
а) метод
б) принцип
в) эксперимент
г) разработка
14. _____________ - это сфера исследовательской деятельности, направленная на получение новых знаний о природе, обществе, мышлении.
а) наука
б) апробация
в) концепция
г) теория
15. _____________ - это учение о принципах, формах, методах познания и преобразования действительности, применении принципов мировоззрения к процессу познания, духовному творчеству и практике.
а) методология
б) идеология
в) аналогия
г) морфология
16. Все методы научного познания разделяют на группы по степени общности и широте применения. К таким группам методов НЕ относятся:
а) философские
б) общенаучные
в) частнонаучные
г) дисциплинарные
д) определяющие

Ключ к тестам
№ ответ № ответ
1 а 9 а
2 б 10 в
3 а 11 д
4 б 12 в
5 а 13 а
6 а 14 а
7 б 15 а
8 а 16 д

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

Примеры заданий открытого типа
1. Какое ключевое понятие определяет суть науки?
Ответ: система
2. В какой период берет начало организованная наука?
Ответ: античность
3. Что является объектом научного исследования?
Ответ: наука
4. Что является предметом научного исследования?
Ответ: знания
5. Чем характеризуется гипотеза?
Ответ: предположением
6. На какие две группы делятся методы научного исследования?
Ответ: теоретические, эмпирические
7. Самый распространенный метод научного исследования.
Ответ: наблюдение
8. Какой подход наиболее часто применяется в научном исследовании?
Ответ: системный
9. Какова цель теоретического исследования?
Ответ: обобщение знаний
10. Какова цель эмпирического исследования?
Ответ: проверка знаний
11. Какой вид знаний характерен для науки?
Ответ: новое
12. Какое понятие лежит в основании проблематизации в науке?
Ответ: проблема
13. Какое понятие лежит в основании концептуализации в науке?
Ответ: концепция
14. Какое понятие лежит в основании вульгаризации в науке?
Ответ: упрощение
15. Какое понятие лежит в основании систематизации в науке?
Ответ: система
16. К какому подходу относится энтропия?
Ответ: синергетика
17. К какому подходу относится детерминация?
Ответ: детерминистскому
18. К какому подходу относится выделение структуры и функций ее элементов?
Ответ: структурно-функциональный
19. К какому подходу относится понятие актора?
Ответ: синергетика
20. Какой закон регулирует научную деятельность?
Ответ: О науке и государственной научно-технической политике

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
1. Аспекты бытия науки (наука как познавательная деятельность, как социальный институт, как особая сфера культуры),
2. Философия науки К. Поппера,
3. Понятие парадигмы, «нормальной науки», «научной революции» (Т. Кун)
4. Методологический плюрализм П. Фейерабенда,
5. Понятие научно-исследовательских программ И, Лакатоса.
6. Концепция неявного знания М. Полани.
7. К. Поппер и Т. Кун о механизмах развития науки.
8. Т. Кун: «Структура научных революций».
9. Развитие позитивистской философии. Позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм
10.Основные проблемы постпозитивизма
11.Наука и техногенная цивилизация.
12.Специфика научного познания.
13.Функции науки в жизни общества.
14.Научные и вненаучные формы знания.
15.Эмпирический и теоретический уровень познания. Общая характеристика
16.Основные методы и основные формы знания эмпирического уровня познания
17.Основные методы и основные формы знания теоретического уровня познания
18.Теория и её основные функции
19.Научная проблема.
20.Понятие научной гипотезы. Типы гипотез. Роль гипотез в научном познании
21.Особенности современной науки
22.Рациональность. Типы рациональности
23.Редукционизм. Его возможности и границы
24.Наука. Антинаука. Лженаука
25.Кумулятивистская модель развития науки
26.Модель развития науки через научные революции. Койре о научных революциях.
27.Понятие истории и философии науки
28.Основные подходы к пониманию взаимоотношения науки и философии.
29.Взаимосвязь науки с философией и искусством
30.Управление наукой
31.Понятие социальных наук
32.Формирование методологии социальных наук
Процедура проведения:
Промежуточная аттестация проводится в устной форме. Студенту предлагается ответить на два теоретических вопроса.

Оценивание ответа на экзамене (зачете)
Отлично (зачтено) Студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленный вопрос, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса.
Хорошо (зачтено) Студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускается неточность в ответе.
Удовлетворительно (зачтено) Студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа.
Неудовлетворительно (не зачтено) Студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной обла

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Мокий, М. С. Методология научных исследований: учебник для вузов Москва : Издательство Юрайт, 2021 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Мокий, В. С. Методология научных исследований. Трансдисциплинарные подходы и методы: учебное пособие для вузов Москва : Издательство Юрайт, 2021 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.ecsocman.edu.ru – Федеральный образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент»
Э2 http://elibrary.ru – Научная электронная библиотека
Э3 http://www.i-u.ru – Русский Гуманитарный Интернет-Университет
Э4 http://www.lib.asu.ru – Сайт научной библиотеки АлтГУ
Э5 http://www.gumer.info – Электронная библиотека Гумер
Э6 http://www.isras.ru – Сайт Института социологии РАН
Э7 http://sophist.hse.ru – Единый архив социологических и экономических данных
Э8 http://www.socpol.ru – Сайт Независимого Института социальной политики
Э9 Курс в Moodle «Методология научного исследования / Методология и технологии научно-исследовательской деятельности» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (https://www.scopus.com/)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
511Д лаборатория математического обеспечения социально-психологических исследований - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; компьютеры: 10 единиц; мониторы: 10 единиц.
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
 На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet- ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
 Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
 Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
 При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
 Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
 Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
 В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
 Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
 Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.