МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Полевые исследования: методы и технологии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки39.04.01. Социология
ПрофильЦифровые методы анализа и визуализации данных в социальных исследованиях
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план39_04_01_Социология_ЦМА-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 38
индивидуальные консультации 38
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 38 38 38 38
Консультации 38 38 38 38
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
Ст. тр.-преп., Сарыглар С.А.

Рецензент(ы):
д.с.н., профессор, Максимова С.Г.

Рабочая программа дисциплины
Полевые исследования: методы и технологии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 39.04.01 Социология (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 79)

составлена на основании учебного плана:
39.04.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 21.05.2022 г. № 8
Срок действия программы: 2022-2025 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н., профессор Максимова С.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 21.05.2022 г. № 8
Заведующий кафедрой д.с.н., профессор Максимова С.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование представлений и базовых навыков организации и проведения полевых социологических исследований;
обсуждение ограничений и проблем реальной практики социологических исследований в России и за рубежом, необходимости соблюдения методических и этических ограничений;
ознакомление магистрантов с ситуацией в индустрии социологических исследований в России, знакомство с используемой терминологией, распространенностью различных технологических и методических схем и приемов, типовыми вариантами организации работы, а также возможностью применения профессиональных социологических знаний для повышения эффективности работы исследовательских коллективов;
углубление знаний по методике и технике социологического исследования, а также синтез этих знаний и навыков с полученными при прохождении производственной практики.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1Способен обоснованно отбирать и использовать современные информационно-коммуникационные технологии для решения профессиональных задач
ОПК-1.1 Обосновывает выбор информационно-коммуникационных технологий для постановки и решения задач социологического исследования
ОПК-1.2 Предлагает постановку задач по поиску, обобщению социологических данных
ОПК-1.3 Осуществляет обоснованный выбор методов, технологических и программных средств для обработки социологической информации, проверки гипотез исследования и надежности полученных данных
ОПК-1.4 Создает информационную базу исследований по диагностике, оценке, оптимизации социальных показателей, процессов и отношений
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-2.1. Знает методы и методику проведения социальных исследований по диагностике, оценке, оптимизации социальных показателей, процессов и отношений на основе цифровых методов анализа и визуализации данных
ПК-3.1. Знает основные этапы и способы разработки и распространения результатов проектной деятельности по изучения общественного мнения
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-1.3. Осуществляет обоснованный выбор методов, технологических и программных средств для обработки социологической информации, проверки гипотез исследования и надежности полученных данных.
ПК-1.2. Умеет планировать, собирать социальную информацию для проведения социальных исследований
ПК-1.3. Умеет обрабатывать и представлять анализ полученных данных в ходе исследования
ПК-2.2. Умеет обрабатывать и анализировать данные по диагностике, оценке, оптимизации социальных показателей, процессов и отношений на основе цифровых методов анализа и визуализации данных
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-3.2. Владеет методами разработки и распространения результатов проектов по изучению общественного мнения с помощью цифровых методов анализа

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Организация полевого этапа социологического исследования. Понятие полевого исследования Лекции 2 2 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
1.2. Организация полевого этапа социологического исследования. Понятие полевого исследования Сам. работа 2 4 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
1.3. Классические проблемы организации социологических исследований Практические 2 2 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
1.4. Классические проблемы организации социологических исследований Сам. работа 2 4 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
1.5. Количественные исследования: проблемы организации полевого этапа Лекции 2 2 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
1.6. Количественные исследования: проблемы организации полевого этапа Сам. работа 2 8 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
1.7. Качественные исследования: проблемы организации полевого этапа Практические 2 2 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
1.8. Качественные исследования: проблемы организации полевого этапа Сам. работа 2 4 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
1.9. Типичные ошибки полевого этапа исследования Практические 2 2 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
1.10. Типичные ошибки полевого этапа исследования Лекции 2 4 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
1.11. Организация штаба полевого исследования Практические 2 2 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
1.12. Подготовка комплектов эмпирического инструментария для исполнителей Лекции 2 4 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
1.13. Отбор и обучение исполнителей Практические 2 4 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
1.14. Текущий оперативный контроль во время сбора данных Сам. работа 2 8 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
1.15. Контроль заполненных документов во время приема результатов работы, специальные контрольные процедуры после завершения полевого этапа Практические 2 4 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
1.16. Оперативный контроль выборки в процессе полевых работ Сам. работа 2 10 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
1.17. Интернет как новое исследовательское поле Практические 2 4 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
1.18. Консультации 2 38 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – ссылка на курс.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-1
Способен обоснованно отбирать и использовать современные информационно-коммуникационные технологии для решения профессиональных задач

ЗАДАНИЯ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Как называется метод сбора социологической информации, который осуществляется с помощью интернет-технологий?
a) Онлайн-опрос
b) Поквартирный опрос
c) Телефонный опрос
ОТВЕТ: а

Вопрос 2. Какие методы не предполагают статистической обработки?
a) Количественные
b) Качественные
ОТВЕТ: b

Вопрос 3. Какое допустимое максимальное количество участников фокус-группы?
a) До 5
b) До 12
c) До 20
ОТВЕТ: b

Вопрос 4. Верно ли определение?
Информационно-коммуникативные технологии — это совокупность методов и средств сбора, хранения, обработки, передачи и представления информации, расширяющих знания людей и развивающих их возможности по управлению техническими и социальными процессами.
a) Верно
b) Неверно
ОТВЕТ: a

Вопрос 5. Информационными технологиями, называют технологии, использующие такие технические средства как …
a) Аудио
b) Видео
c) Компьютер
d) Интернет
e) Все перечисленное
ОТВЕТ: e

Вопрос 6. Основными характеристиками информационного общества являются:
a) Увеличение роли информации и знаний в жизни общества
b) Возрастание количества людей, использующих информационные технологии
c) Информатизация общества
d) Все перечисленное
ОТВЕТ: d

Вопрос 7. Верно ли определение?
Коммуникация – способ человеческого существования, формирующий социальные процессы.
a) Верно
b) Неверно
ОТВЕТ: a

Вопрос 8. Верно ли следующее суждение?
Главная задача коммуникации – обеспечить восприятие и понимание той информации, которую адресат получает
a) Верно
b) Неверно
ОТВЕТ: a

Вопрос 9. Верно ли определение?
Цифровая платформа – это цифровая инфраструктура, которая позволяет двум или более группам взаимодействовать.
a) Верно
b) Неверно
ОТВЕТ: a

Вопрос 10. Что относится к проективным методикам?
a) Ментальные карты
b) Рисуночные техники
c) Круги общения
d) Опрос
e) Интервью
ОТВЕТ: a,b,c

Вопрос 11. На каких основных этапах проведения социологического исследования могут использоваться информационно-коммуникативные технологии?
a) Подготовительный
b) Сбор данных
c) Анализ данных
d) На всех перечисленных
ОТВЕТ: d

Вопрос 12. Какой формат онлайн фокус-группы представляет собой виртуальный аналог «классической» фокус-группы и проводится в режиме реального времени?
a) Чат
b) Форум
ОТВЕТ: a

Вопрос 13. Какой формат онлайн фокус-группы продолжается в течение 4-5 дней, а участники рекрутируются заранее и подключаются к форуму в удобное для них время?
a) Чат
b) Форум
ОТВЕТ: b

Вопрос 14. Преимуществами интернет-опросов являются:
a) Гибкость
b) Быстрота получаемой информации
c) Огромной масштаб опрашиваемых
d) Все перечисленное
ОТВЕТ: d

Вопрос 15. Что относится к основным способам проверки достоверности данных онлайн опросов?
a) Проверка множественных регистраций
b) Сравнение времени, потраченного на заполнение анкеты со средним по выборке
c) Выбраковка анкет с большим числом ответов «не знаю/затрудняюсь ответить»
d) Все перечисленное
ОТВЕТ: d

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ЗАДАНИЯ ОТКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Вставьте пропущенное слово: Информация является базовым элементом в теории … общества.
ОТВЕТ: информационного

Вопрос 2. Вставьте пропущенное слово: В информационном обществе определенная часть населения занята в информационной сфере и их главная задача, получение, переработка, хранение и … информации.
ОТВЕТ: распространение

Вопрос 3. Какого свойства информационного пространства не хватает: целостность, динамичность, расширение границ, повышение плотности?
ОТВЕТ: коммуникативность

Вопрос 4. Как называются автоматизированные системы телефонных опросов?
ОТВЕТ: CATI

Вопрос 5. Что такое метаданные в общем смысле?
ОТВЕТ: Данные о данных

Вопрос 6. Как называются метаданные, собираемые в ходе онлайн-исследования?
ОТВЕТ: Параданные

Вопрос 7. Как называется открытая мировая коммуникационная инфраструктура, состоящая из взаимосвязанных компьютерных сетей, обеспечивающая доступ к удаленной информации и обмен ею между компьютерами?
ОТВЕТ: Интернет

Вопрос 8. Что понимается под совокупностью методов, производственных и программно-технологических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, хранение, обработку, вывод и распространение информации для снижения трудоемкости процессов использования информационных ресурсов?
ОТВЕТ: Информационных технологии

Вопрос 9. Как называется способность прикладного процесса обнаруживать свойства, ассоциируемые с разумным поведением человека?
ОТВЕТ: Искусственный интеллект

Вопрос 10. Что понимается под процессом упорядочения информации с целью снижения размерности массива?
ОТВЕТ: Структуризация данных

Вопрос 11. Вставьте пропущенное слово: В программе SPSS реализовано два основных интерфейса работы с данными: кнопочный – интуитивно более понятный, и … - язык команд, больше подходит для выполнения более сложных или повторяющихся вычислений.
ОТВЕТ: Синтаксис

Вопрос 12. В файле с каким расширением сохраняются данные, полученные при работе в программе SPSS?
ОТВЕТ: sav

Вопрос 13. Вставьте пропущенное слово: При запуске SPSS пользователю открывается окно для ввода, редактирования и … данных исследования.
ОТВЕТ: просмотра

Вопрос 14. Для реализации данного метода необходимо высокотехнологичное оборудование и соответствующее программное обеспечение, позволяющее достоверно воспроизводить реальную ситуацию в виде виртуальной модели, максимально приближенной к действительности.
ОТВЕТ: Компьютерная имитация

Вопрос 15. Эта технология позволяет привлекать внимание пользователей, когда они онлайн. Сообщения появляются в правом нижнем углу экрана и после нажатия на них пользователей перенаправляют на определенную страницу.
ОТВЕТ: Web push уведомления

Вопрос 16. Вставьте пропущенное слово: В … опросах используются электронные анкеты, созданные при помощи текстовых редакторов и рассылаемые по доступным исследователю базам адресов электронной почты.
ОТВЕТ: E-mail

Вопрос 17. Вставьте пропущенное слово: Выделяют два основных формата онлайн фокус-групп: … и форум (онлайн дискуссия).
ОТВЕТ: чат

Вопрос 18. Какой вид опроса позволяет оперативно и без дополнительных расходов изменять инструмент исследования в соответствии с новыми данными, полученными в ходе пилотажа (не требуется перепечатка новых анкет)?
ОТВЕТ: Интернет (онлайн) опрос

Вопрос 19. Какие панели представляют собой сообщества интернет-пользователей, которые согласились участвовать в опросах регулярно за материальное вознаграждение или/и по иным мотивам?
ОТВЕТ: Онлайн Access-панели

Вопрос 20. Вставьте пропущенное слово: Рекрутинг респондентов на интернет-порталах относят к методике … выборки (River sampling), которая используется для исследований в режиме реального времени и позволяет быстро собрать профильную аудиторию.
ОТВЕТ: поточной

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Надежность и валидность как индикаторы качества шкалы. Методы
достижения надежности и валидности.
2. Биографический метод в социологии.
3. Виды полуформализованного интервью.
4. Выбор формата для ответов. Методические эксперименты с различными форматами ответов.
5. Выборка в исследовании с помощью метода фокус-групп.
6. История развития и применения метода фокус-групп.
7. Метод case-study.
8. Методология социологического исследования: качественный и количественный подходы.
9. Общие правила конструирования опросников. Требования к формулировке вопросов.
10. Общие принципы выборочного исследования.
11. Основные методические принципы фокус-групп.
12. Основы проективных методов.
13. Особенности использования шкал разных типов.
14. Познавательные возможности закрытых и открытых вопросов.
15. Процедура конструирования шкалы.
16. «Ремонт» выборки.
17. Сложности организации и проведения фокус-групп.
18. Типы и виды выборок.
19. Фокус-группы в маркетинге и социологии: сходство и различие.
20. Характеристики качества измерения в социологии.
21. Этические проблемы, возникающие при проведении массовых опросов.
22. Пилотажное исследование вопросника.
23. Основные принципы конструирования шкал сумматорного типа.
24. Метод экспертных оценок.
25. Типичные ошибки интервьюера в ходе опроса.

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Принципы работы в «поле». Виды полевых исследований в зависимости от исходных теоретических посылок, целей и задач.
2. Организация концептуальной модели исследования. Ресурсное обеспечение полевого этапа исследования.
3. Супервайзер исследования: его функции и должностные обязанности.
4. Роль интервьюеров. Отбор и подготовка интервьюеров.
5. Контроль работы исполнителей на полевом этапе.
6. Типичные ошибки и проблемы полевого этапа исследования. Документооборот полевого этапа исследования.
7. Подготовка инструментария. Полевая апробация (пилотаж) методик сбора данных.
8. Стадии организации полевого исследования.
9. Разработка и коррекция организационного плана полевого этапа исследования: время, способы и последовательность сбора первичных данных.
10. Корректировка сетевого графика работ, сметы полевых работ.
11. Квартирные опросы: виды и сложности в организации и контроле каждого вида.
12. Массовые уличные опросы: требования к точкам опроса и возможности контроля.
13. Телефонные опросы: современные технологические новации и перспективы. Основные задачи, решаемые с помощью данного метода: ограничения и возможности. Нарушения и способы контроля.
14. CAWI (ComputerAssistedWebInterviewing) как продукт и перспективы Интернет-опросов.
15. Техническое обеспечение фокус-групп. Организация группы. Рекрутингучастников. Необходимые документы. Особенности организации процесса, типичные ошибки и их предотвращение.
16. Основные характеристики глубинного интервью. Отличия глубинного интервью от формализованного и полуформализованного интервью.
17. Стратегия проведения нарративного интервью. Анализ и интерпретация биографического материала.
18. Специфика проведения интервью в социологии. Ситуация интервью, эффект интервьюера.
19. Экспертный опрос: цели, основные стадии проведения экспертных опросов, подбор экспертов.
20. Дневниковые записи:особенности рекрутинга и типичные нарушения при сборе информации.
21. Этнографическое наблюдение: возможности и ограничения.
22. Интернет как новое исследовательское поле.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
1. Вам необходимо провести исследование по теме вашей магистерской диссертации.
а) Напишите вступительное письмо для почтового опроса с инструкцией о заполнении.
б) Если бы вы инструктировали группы респондентов о заполнении анкеты, то как выглядела бы инструкция?
в) Напишите вступление для телефонного интервью.
г) Напишите вступление для личного интервью
2. Представьте, что вам нужно разработать рекомендации для интервьюеров оповедении в ходе исследования. Предложите небольшой список что можно и чего нельзя делать в «поле».
3. Напишите гайд для проведения фокус-группы по теме вашей магистерской диссертации.
4. Просмотрите предложенную видео-запись фокус-группы. Укажите основные ошибки, допущенные модератором. Опишите типы респондентов, которые присутствовали на группе, укажите эффективные способы нейтрализации деструктивных типов респондентов (как примененные модератором, так и неиспользованные им).
5. Напишите гайд для проведения экспертного опроса по теме вашей магистерской диссертации. Какую схему отбора экспертов вы бы предложили? Опишите принципы составления списка потенциальных экспертов и возможные источники информации.
6. Составьте инструкцию супервайзеру по проверке качества работы интервьюеров.
7. Составьте инструкцию для интервьюера по установлению контакта с потенциальными респондентами.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Тимерманис И.Е. - отв. ред., Танова А.Г. - отв. ред. СОЦИОЛОГИЯ. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Новиков А.М. Методология научного исследования : Либроком, 2010 biblioclub.ru
Л2.2 АлтГУ Методология и практика социологических исследований в приграничном регионе России: монография Изд-во АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
Л2.3 М.Ф. Шкляр Основы научных исследований : учебное пособие М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2019 https://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=684295
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс "Полевые исследования: методы и технологии" в системе Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (https://www.scopus.com/)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
511Д лаборатория математического обеспечения социально-психологических исследований - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; компьютеры: 10 единиц; мониторы: 10 единиц.
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
-На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
- На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
- Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
- В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
- Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
- Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3.Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
- Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
- На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
- Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
- В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/).
- В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
- Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
- Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
- При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
- Для подготовки к экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения проанализируйте рекомендуемую литературу.
- Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации.
- Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.