МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Анализ данных в SPSS

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки39.04.01. Социология
ПрофильЦифровые методы анализа и визуализации данных в социальных исследованиях
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план39_04_01_Социология_ЦМА-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 49
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Лабораторные 20 20 20 20
Сам. работа 49 49 49 49
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.с.н., Доцент, Омельченко Д.А.;Старший преподаватель, Сарыглар С.А.

Рецензент(ы):
д.с.н., профессор, Максимова С.Г.

Рабочая программа дисциплины
Анализ данных в SPSS

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 39.04.01 Социология (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 79)

составлена на основании учебного плана:
39.04.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 21.05.2022 г. № 8
Срок действия программы: 2022-2025 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н., профессор Максимова С.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 21.05.2022 г. № 8
Заведующий кафедрой д.с.н., профессор Максимова С.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Обеспечение знаниями, умениями, владениями, необходимыми для корректной статистической обработки баз данных в СПСС для прикладной части магистерского исследования, в том числе преобразования данных, проверки статистических гипотез, изучения взаимозависимостей между переменными, построения многомерных моделей.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3Способен прогнозировать социальные явления и процессы, выявлять социально значимые проблемы и вырабатывать пути их решения на основе использования научных теорий, концепций, подходов и социальных технологий
ОПК-3.1 Анализирует проблемы развития социальных явлений и процессов с использованием статистических процедур для обработки социологических данных
ОПК-3.2 Содержательно интерпретирует данные и формулирует выводы и теоретические подходы для анализа и прогнозирования социальных явлений и процессов
ОПК-3.3 Выявляет социально значимые проблемы и предлагает пути их решения на основе социологической теории и социологических методов исследования
ОПК-3.4 Научно обосновывает постановку фундаментальных и прикладных социологических исследований для решения социально значимых проблем
ОПК-3.5 Предлагает описательные, объяснительные и прогнозные модели социальных явлений и процессов на основе социологических теорий
ОПК-3.6 Разрабатывает предложения по совершенствованию социологических концепций описания и объяснения социальных явлений и процессов
ПК-3Способен разрабатывать проекты по изучению общественного мнения с помощью цифровых методов анализа
ПК-3.1 Знает основные этапы и способы разработки и распространения результатов проектной деятельности по изучения общественного мнения
ПК-3.2 Владеет методами разработки и распространения результатов проектов по изучению общественного мнения с помощью цифровых методов анализа
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-1.1. Знать модели и методы описания и объяснения социальных явлений и процессов
ПК-2.1. Знать методы и методику проведения социальных исследований по диагностике, оценке, оптимизации социальных показателей, процессов и отношений на основе цифровых методов анализа и визуализации данных
ПК-3.1. Знать основные этапы и способы разработки и распространения результатов проектной деятельности по изучения общественного мнения

3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-1.3. Осуществлять обоснованный выбор методов, технологических и программных средств для обработки социологической информации, проверки гипотез исследования и надежности полученных данных
ПК-1.3. Уметь обрабатывать и представлять анализ полученных данных в ходе исследования
ПК-2.2. Уметь обрабатывать и анализировать данные по диагностике, оценке, оптимизации социальных показателей, процессов и отношений на основе цифровых методов анализа и визуализации данных

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-3.2. Содержательно интерпретировать данные и формулирует выводы и теоретические подходы для анализа и прогнозирования социальных явлений и процессов
ОПК-3.5. Предлагать описательные, объяснительные и прогнозные модели социальных явлений и процессов на основе социологических теорий

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Выбор исследовательской стратегии и ее обоснование
1.1. Определение данных, их типов и этапов обработки Лекции 2 2 Л1.1, Л2.1
1.2. Начало работы в программе SPSS. Создание базы данных исследования и основные трансформации данных Лекции 2 2
1.3. Создание массива данных в программе SPSS. Описание переменных. Работа с пропущенными значениями Лабораторные 2 6 Л1.1, Л2.1
1.4. Трансформация данных. Вычисление новых переменных. Лабораторные 2 2
1.5. Дополнительная работа с синтаксисом по созданию массивов, работе с шаблоном и трансформацией данных Сам. работа 2 12 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Одномерный и двумерный анализ в SPSS
2.1. Логика статистического вывода и выбора метода для проверки статистических гипотез. Первичная обработка. Таблицы сопряженности Лекции 2 2 Л1.1, Л2.1
2.2. Одномерный анализ переменных разного типа Лабораторные 2 2
2.3. Анализ таблиц сопряженности. Критерии хи-квадрат и z-критерий. Лабораторные 2 4
2.4. Первичные описательные статистики и частотный анализ Сам. работа 2 12 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Многомерные методы и основы математического моделирования
3.1. Общий обзор методов многомерного моделирования и возможностей SPSS для его применения Лекции 2 2
3.2. Кластерный анализ и его разновидности. Возможности реализации в SPSS. Лекции 2 2
3.3. Регрессионный анализ в SPSS Лекции 2 2
3.4. Кластерный анализ в SPSS Лабораторные 2 2 Л1.1, Л2.1
3.5. Регрессионный анализ в SPSS Лабораторные 2 2
Раздел 4. Подготовка аналитического отчета по результатам освоения курса
4.1. Подготовка аналитического отчета по результатам магистерского исследования Лабораторные 2 2
4.2. Подготовка аналитического отчета по результатам магистерского исследования Сам. работа 2 25 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – ссылка на курс.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-3
Способен прогнозировать социальные явления и процессы, выявлять социально значимые проблемы и вырабатывать пути их решения на основе использования научных теорий, концепций, подходов и социальных технологий

ЗАДАНИЯ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Отличительными особенностями социального прогнозирования выступают:
a) Сравнительно общий и абстрактный характер формулирования цели прогнозирования
b) Многозначность развития объекта прогнозирования
c) Отсутствие в социальном прогнозе директивности
d) Все перечисленное
ОТВЕТ: d

Вопрос 2. Верно ли следующее суждение:
Задача социального прогноза – содействие научному обоснованию и оптимизации множества альтернативных решений, представленных в виде планов и программ развития.
a) Верно
b) Не верно
ОТВЕТ: а

Вопрос 3. Выберите принципы прогнозирования:
a) Системности
b) Согласованности
c) Качественности
d) Ситуативности
e) Все перечисленное
ОТВЕТ: a,b

Вопрос 4. Какое основание лежит в основе следующих видов прогнозов: глобальные, структурные, макропгронозы, микропрогнозы?
a) Масштабам прогнозирования
b) Цели прогнозирования
ОТВЕТ: а

Вопрос 5. Долгосрочный прогноз реализуется на период:
a) до 1 года
b) от 1 месяца до 1 года
c) от 1 года до 5 лет
d) от 5 лет до 15 лет
e) свыше 15 лет
ОТВЕТ: d

Вопрос 6. Промежуток времени, на базе которого строится собственно прогноз?
a) Период упреждения
b) Период основания прогноза
ОТВЕТ: b

Вопрос 7. Функция социального прогнозирования, заключающаяся в определении важнейших тенденций динамики социальных потребностей и возможностей их удовлетворения в будущем, называется:
a) Ориентирующая
b) Нормативная
c) Предупредительная
ОТВЕТ: b

Вопрос 8. Какой вид аналитики прогнозирует неизвестные события в будущем, отвечая на вопрос «Что может случиться?» на основе анализа накопленной информации?
a) Описательная
b) Диагностическая
c) Предиктивная
d) Предписывающая
ОТВЕТ: с

Вопрос 9. К какому из видов научного прогнозирования относятся индивидуальные экспертные оценки?
a) Интуитивные методы
b) Методы трендового моделирования
c) Аналитические модели
ОТВЕТ: а

Вопрос 10. Какие методы научного прогнозирования основываются на том, что неизвестен ни один из внутренних механизмов развития объекта, что условия, определяющие поведение объекта в прошлом, какими бы они ни были, определяют характер его поведения и в будущем?
a) Интуитивные методы
b) Методы трендового моделирования
c) Аналитические модели
ОТВЕТ: b

Вопрос 11. Верно ли следующее суждение:
Форсайт исходит из вариантов возможного будущего, которые могут наступить при выполнении определенных условий: правильного определения сценариев развития, достижения консенсуса по выбору того или иного желательного сценария, предпринятых мер по его реализации.
a) Верно
b) Не верно
ОТВЕТ: а

Вопрос 12. Какие принципы относят к инструментарию Форсайт?
a) Вовлеченность
b) Коммуникация
c) Регулирование
ОТВЕТ: a, b

Вопрос 13. Как называется метод форсайта, в основе которого предполагается опрос большого количества экспертов, до 2–3 тысяч, и организация так называемой обратной связи (через проведение второго тура опроса).
a) Разработка сценариев
b) Дельфи
c) Критические технологии
d) Экспертные панели
ОТВЕТ: b

Вопрос 14. Верно ли следующее суждение:
Разработка социального проекта, как правило, начинается в условиях известной неопределенности, отсутствия ясности в отправных моментах развития социального явления или процесса.
a) Верно
b) Не верно
ОТВЕТ: а

Вопрос 15. Верно ли следующее суждение:
SMART-анализ является одним из методов оценки эффективности разработки и реализации социальных проектов.
a) Верно
b) Не верно
ОТВЕТ: а

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ЗАДАНИЯ ОТКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Что понимается под научно обоснованным суждением о возможных состояниях объекта в будущем и (или) об альтернативных путях и сроках их достижения?
ОТВЕТ: Прогноз

Вопрос 2. Научное предположение, выдвигаемое для объяснения и требующее подтверждения.
ОТВЕТ: Гипотеза

Вопрос 3. Под […] необходимо понимать определение вариантов развития и выбор наиболее приемлемого, оптимального, исходя из ресурсов, времени и социальных сил, способных обеспечить их реализацию
ОТВЕТ: Социальным прогнозированием

Вопрос 4. […] назначение прогнозирования - подготовка обоснованных предложений, проектов, программ, рекомендаций и оценок.
ОТВЕТ: Практическое

Вопрос 5. Какая классификация лежит в основании деления прогнозов на поисковые и нормативные?
ОТВЕТ: по целям прогнозирования

Вопрос 6. На какой период времени осуществляется среднесрочный прогноз?
ОТВЕТ: от 1 года до 5 лет

Вопрос 7. Содержанием какого вида прогноза является определение возможных состояний объекта прогнозирования в будущем. Такой прогноз отвечает на вопрос: что вероятнее всего произойдёт при условии сохранения существующих тенденций?
ОТВЕТ: поисковый

Вопрос 8. Какой вид прогноза направлен на определение путей и условий достижения возможных состояний (принимаемых в качестве заданных) объекта прогнозирования в будущем?
ОТВЕТ: нормативный

Вопрос 9. Как называется функция социального прогнозирования, заключающаяся в описание и анализе возможных и вероятных негативных последствий, заключающихся в тенденциях социального развития?
ОТВЕТ: предупредительная

Вопрос 10. […] работа – это процесс семантической обработки данных, в результате которого разрозненные данные превращаются в законченную информационную продукцию – аналитический документ.
ОТВЕТ: Аналитическая

Вопрос 11. Как называются данные со следующими характеристиками: объем которых превышает 100Гб/500Гб/1ТБ; которые не могут быть обработаны в «Excel», не поддающиеся обработке на одном компьютере?
ОТВЕТ: Big Data

Вопрос 12. […] или дескриптивная аналитика — это область статистики, методы которой ориентированы на сбор, систематизацию и обобщение «сырых» данных из различных источников с целью обнаружения в них интерпретируемых зависимостей и закономерностей
ОТВЕТ: Описательная

Вопрос 13. Что такое совокупность приемов и способов мышления, которая позволяет на основе анализа эндогенных и экзогенных значащих переменных объекта прогнозирования, а также их измерений, в рамках рассматриваемого явления вывести вероятностные суждения определенной достоверности относительно перспектив их развития?
ОТВЕТ: Методы прогнозирования

Вопрос 14. К какому виду методов социального прогнозирования относятся метод исторической аналогии, написание сценария, имитационные модели?
ОТВЕТ: аналитические модели

Вопрос 15. Какой метод представляет собой систему методов экспертной оценки стратегических направлений социально-экономического и инновационного развития, выявления технологических прорывов, способных оказать воздействие на экономику и общество в средне- и долгосрочной перспективе?
ОТВЕТ: Форсайт

Вопрос 16. Как называется метод форсайта, предполагающий создание сценариев развития тех или иных технологических областей?
ОТВЕТ: Разработка сценариев

Вопрос 17. Как называется метод форсайта, в рамках которого группа экспертов из 12–20 человек в течение нескольких месяцев обдумывает возможные варианты будущего по заданной тематике, используя новейшие аналитические и информационные материалы и разработки.
ОТВЕТ: Экспертные панели

Вопрос 18. Как называется деятельность по созданию конкретных образов будущего, конкретных деталей разрабатываемых программ и планов, результатом которой зачастую является новый (или модернизированный) социальный объект, обладающий новым механизмом и новыми средствами регулирования общественных отношений?
ОТВЕТ: социальное проектирование

Вопрос 19. Метод исследования социальных явлений и процессов с помощью моделей, воспроизводящих особенности структуры, поведения, а также свойства оригинала и последующее их экспериментальное или мысленное исследование называется […]
ОТВЕТ: Моделирование

Вопрос 20. По функциональному признаку содержательные модели под­ разделяются на описательные, объяснительные и […]
ОТВЕТ: прогностические

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-3
Способен разрабатывать проекты по изучению общественного мнения с помощью цифровых методов анализа

ЗАДАНИЯ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Какой вид опросного метода не относится к компьютерному?
a) CATI
b) CAPI
c) Web
d) SAQ (самозаполняемые опросники)
ОТВЕТ: d

Вопрос 2. Как называется выборка, не имеющая вероятностного обоснования, складывающаяся на основе случаев, выбираемых независимо друг от друга?
a) Панельная
b) Стихийная или доступная
c) Отсеянная или поточная
d) Ривер-сэмплинг
ОТВЕТ: b

Вопрос 3. Главные части опросника – […], основная тема, демографические вопросы, заключение.
a) Служебное поле
b) Переходы между темами
c) Вступление
ОТВЕТ: с

Вопрос 4. Что может присутствовать во вступлении анкеты?
a) Цель опроса
b) Кто его проводит
c) Добровольность участия респондентов
d) Соблюдение конфиденциальности
e) Все перечисленные варианты
ОТВЕТ: e

Вопрос 5. Что можно отнести к демографическим вопросам?
a) Пол
b) Возраст
c) Доход
d) Национальность
e) Расовая принадлежность
f) Все перечисленные варианты
ОТВЕТ: f

Вопрос 6. Как называется свойство выборки отражать генеральную совокупность с определенной погрешностью (ошибкой выборки)?
a) Репрезентативность
b) Генеральность
c) Надежность
ОТВЕТ: a

Вопрос 7. Верно ли определение:
Шкалирование - процесс создания континуума (последовательного ряда), на котором размещаются измеряемые объекты.
a) Верно
b) Неверно
ОТВЕТ: a

Вопрос 8. К входным данным в системе SPSS относятся:
a) Файлы результатов
b) Данные, полученные из диалогов
c) Файлы синтаксиса
d) Исходные данные
ОТВЕТ: d

Вопрос 9. Верно ли следующее суждение:
Data mining имеет широкий набор инструментов визуализации больших данных, что дает возможность работать с ними социологам без дополнительной математической подготовки.
a) Верно
b) Не верно
ОТВЕТ: a

Вопрос 10. Что не относится к параданным?
a) Время заполнения опросника
b) IP адрес
c) Идентификация браузера
d) Информация о размере экрана
e) Все варианты относятся
ОТВЕТ: e

Вопрос 11. Верно ли следующее определение:
Полевое исследование — это изучение людей, действующих в естественных условиях их повседневной жизни.
a) Верно
b) Не верно
ОТВЕТ: a

Вопрос 12. Какие методы не предполагают статистической обработки?
a) Количественные
b) Качественные
ОТВЕТ: b

Вопрос 13. Какое допустимое максимальное количество участников фокус-группы?
a) До 5
b) До 12
c) До 20
ОТВЕТ: b

Вопрос 14. Верно ли следующее суждение:
Проверка множественных регистраций является одним из основных способов проверки достоверности данных онлайн опросов.
a) Верно
b) Не верно
ОТВЕТ: a

Вопрос 15. Верно ли следующее суждение:
Быстрота получаемой информации является одним из преимущества интернет-опросов.
a) Верно
b) Не верно
ОТВЕТ: a

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ЗАДАНИЯ ОТКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Как называется метод сбора социологической информации, который осуществляется с помощью интернет-технологий?
ОТВЕТ: онлайн-опрос

Вопрос 2. Как называются автоматизированные системы телефонных опросов?
ОТВЕТ: Cati

Вопрос 3. Как называется выборка, которая формируется на основе баз (списков) потенциальных респондентов с использованием регистрационных социально демографических данных для исследования однородных (гомогенных) аудиторий?
ОТВЕТ: Панельная или направленная выборка

Вопрос 4. Что такое метаданные в общем смысле?
ОТВЕТ: данные о данных

Вопрос 5. Как называются метаданные, собираемые в ходе онлайн-исследования?
ОТВЕТ: параданные

Вопрос 6. Что такое Data Mining?
ОТВЕТ: Интеллектуальный анализ данных

Вопрос 7. Как называется стратегия исследования, направленная на последовательное и детальное изучение одного объекта с учетом различных доступных способов сбора информации?
ОТВЕТ: Сase – study

Вопрос 8. Как называется исследование, которое опирается на сопоставление нескольких случаев, периодов, социальных групп по ряду параметров?
ОТВЕТ: Сравнительное

Вопрос 9. К какой методике относятся рисуночные техники?
ОТВЕТ: проективные методики

Вопрос 10. Как называется вид социологического опроса, в котором используются электронные анкеты, созданные при помощи текстовых редакторов и рассылаемые по доступным исследователю базам адресов электронной почты?
ОТВЕТ: E-mail

Вопрос 11. Добавьте пропущенное слово:
[…] платформа – это цифровая инфраструктура, которая позволяет двум или более группам взаимодействовать.
ОТВЕТ: Цифровая

Вопрос 12. Как называется технология проведения личных интервью в формате face-to-face с помощью электронной анкеты на планшетных компьютерах или мобильных устройствах?
ОТВЕТ: Capi

Вопрос 13. Как называются панели, представляющие собой сообщества интернет-пользователей, которые согласились участвовать в опросах регулярно за материальное вознаграждение или/и по иным мотивам?
ОТВЕТ: Онлайн Access-панели

Вопрос 14. Два основных выделяемых формата онлайн фокус-групп являются чат и […] (онлайн дискуссия).
ОТВЕТ: форум(-ы)

Вопрос 15. При запуске SPSS пользователю открывается окно для […], редактирования и просмотра данных исследования.
ОТВЕТ: ввода

Вопрос 16. Как в программе SPSS называется интерфейс работы с данными, представленный набором текстовых функций?
ОТВЕТ: Синтаксис

Вопрос 17. Добавьте пропущенное слово:
[…] социальная наука — это комплексное, междисциплинарное исследование социальных систем как структур, обрабатывающих информацию, и при помощи передовых вычислительных систем.
ОТВЕТ: вычислительная

Вопрос 18. Что такое Big Data?
ОТВЕТ: большие данные

Вопрос 19. Что такое Digital Humanity?
ОТВЕТ: цифровые гуманитарные науки

Вопрос 20. Что такое Data Science?
ОТВЕТ: наука о данных

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено


5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1.Особенности описаний объектов, явлений, изучаемых в социальных исследованиях; их отличия от описаний объектов естественных наук.
2.Событие, классификация событий; примеры событий в социальных исследованиях.
3.Объект и предмет математической статистики. Адекватность аппарата математической статистики для планирования и обработки социологических данных. Описательная и индуктивная статистика.
4.Распределение случайных величин. Формы представления распределений.
5.Построение гистограммы полученных в эксперименте данных.
6.Числовые характеристики распределения одной случайной величины.
7.Типы данных. Четыре типа шкал. Примеры из социальных исследований.
8.Меры взаимосвязи двух случайных величин.
9.Числовые характеристики парной взаимосвязи. Коэффициент линейной корреляции Пирсона, его вывод и характеристика.
10.Числовые характеристики парной взаимосвязи. Коэффициент детерминации, его вывод и характеристика.
11.Числовые характеристики парной взаимосвязи. Коэффициент ранговой корреляции Спирмена, его характеристика.
12.Коэффициент парной сопряженности, его характеристика.
13.Нормальное распределение, его роль в статистике и в социологических исследованиях. Z – преобразование и таблица единичного нормального распределения.
14.Нормализация данных, назначение и процедура.
15.Проверка статистических гипотез.
16.Параметрические и непараметрические критерии, их сравнительная характеристика.
17.t–критерий Стьюдента, его использование. для измерения уровня достоверности различия средних значений признака.
18.χ2- критерий, его расчет и применение.
19.Непараметрические критерии, общая характеристика.
20.Связанные и несвязанные выборки, адекватные им статистические критерии.
21.Статистические критерии для связанных выборок: критерий знаков G, критерий Вилкоксона, метод МакНемара.
22.Несвязанные выборки, критерий Манна-Уитни U, тест Мозеса, тесты Колмогорова Смирнова, Уальда-Вольфовица.
23.Линейная регрессия, ее применение в социальных исследованиях. Возможности и ограничения.
24.Логистическая регрессия: математические основы, алгоритм применения, основные результаты и их интерпретация.
Факторный анализ, основные понятия: фактор, ротация, факторный вес. Итоговая таблица, интерпретация факторов.
Кластерный анализ, его характеристика. Иерархический кластерный анализ. Анализ методом K-means.
25.Многомерное шкалирование.
26.Дисперсионный анализ, его характеристика. Однофакторный и многофакторный дисперсионный анализ. Примеры использования. Интерпретация основных результатов в программе SPSS.
27.Моделирование структурными уравнениями (SEM) в программе IBM SPSS Amos: конфирматорный факторный анализ.
28.Обработка данных социологического исследования с помощью языка программирования, среды для вычисления и создания графики R.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
1. Подготовить итоговый отчет, демонстрирующий владение навыками обработки, интерпретации и описания данных научного исследования, и представить презентацию основных результатов с использованием современных средств визуализации данных.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.
Приложения
Приложение 1.   ФОС Анализ данных в SPSS.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Крыштановский, А.О. Анализ социологических данных с помощью пакета SPSS: учеб. пособие для вузов Москва, 2007 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=445561
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 АлтГУ Статистический анализ данных: учеб.-метод. пособие Изд-во АлтГУ, 2018 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Федеральный образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент» www.ecsocman.edu.ru
Э2 Научная электронная библиотека elibrary.ru
Э3 Сайт научной библиотеки АлтГУ www.lib.asu.ru
Э4 Сайт Института социологии РАН www.isras.ru
Э5 Единый архив социологических и экономических данных sophist.hse.ru
Э6 База социологических данных ВЦИОМ wciom.ru
Э7 Архив данных Фонда «Общественное мнение» fom.ru
Э8 Сайт Европейского социального исследования в России www.ess-ru.ru
Э9 Коллекция синтаксиса, макросов, скриптов и советов, созданная в помощь решению задач управления данными и анализа данных в IBM SPSS Statistics www.spsstools.ru
Э10 Ресурс по анализу и визуализации данных в среде R r-analytics.blogspot.ru
Э11 Курс в Moodle Анализ данных в SPSS portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office
IBM SPSS Statistics
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (https://www.scopus.com/)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для освоения курса обучающимся необходимо посетить все лекции и лабораторные занятия, выполнить задания преподавателя по обработке данных магистерского исследования, предоставить по каждому разделу дисциплины выполненную работу в виде файлов вывода, синтаксиса, скрипта в программах SPSS, транскриптов качественного интервью, итогового кодирования, предоставить итоговый отчет по обработке и интерпретации данных магистерского исследования, подготовить презентацию основных результатов с использованием современных средств визуализации данных. Во время прослушивания курса и подготовки студент может обращаться помимо аудиторных занятий за разъяснениями на консультациях преподавателя, поощряется использование виртуальной обучающей среды Moodle.
Для сдачи экзамена по курсу необходимо не только ответить на теоретические вопросы в экзаменационном билете, но и представить для оценивания итоговый отчет, демонстрирующий владение навыками обработки, интерпретации и описания данных количественного исследования. В систему Moodle загружаются файл вывода, содержащий результаты обработки по основным этапам и файл в текстовом редакторе MS Word, содержащий таблицы и графики, описание получившихся результатов.
Методические рекомендации по написанию аналитического отчета по курсу «Обработка и интерпретация данных научного исследования»
1. Студентам, у которых уже есть результаты магистерского исследования, следует создать и анализировать свою базу данных. Тем, студентам, у которых нет своих данных, нужно выбрать одну из предоставленных преподавателем баз данных. Одна и та же база данных может быть выбрана не более чем 2 студентами. Повтор в описании данных не допускается.
2. Провести одномерный анализ ПЯТИ имеющихся в базе переменных. По каждой переменной предоставить таблицу частот и график (выбор способа визуализации – на выбор студента), соответствующий типу и уровню измерения переменной (гистограмма, столбчатые диаграммы и др.).
3. Провести двумерный анализ по ключевым вопросам (не менее 5) по трем параметрам (из имеющихся в базе данных) на выбор студента. Например, в качестве параметров сравнения могут быть выбраны пол, возраст респондента, место проживания и др. При двумерном анализе обязательно использование соответствующих статистических критериев проверки значимости различий. Включение результатов расчетов по критериям и их интерпретация ОБЯЗАТЕЛЬНЫ.
4.Применить один из многомерных методов анализа (на выбор студента): многомерного дисперсионного анализа, логистической регрессии, факторного анализа, кластерного анализа. Выбор метода обусловливается структурой данных, гипотезами и предпочтениями студента.
По всем этапам помимо иллюстративных и графических материалов приводятся описание данных и выводы.