МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Управление юридическими проектами

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и истории государства и права
Направление подготовки40.03.01. Юриспруденция
ПрофильУголовно-правовой; Гражданско-правовой; Государственно-правовой
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план40_03_01_Юриспруденция_Профили-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 96
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4
курсовой проект: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 19,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 96 96 96 96
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ю.н., доцент, Авилова О.Е.

Рецензент(ы):
Серебряков А.А.

Рабочая программа дисциплины
Управление юридическими проектами

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (приказ Минобрнауки России от 13.08.2020 г. № 1011)

составлена на основании учебного плана:
40.03.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и истории государства и права

Протокол от 04.07.2023 г. № 8
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Васильев Антон Александрович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и истории государства и права

Протокол от 04.07.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой Васильев Антон Александрович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения курса является приобретение навыков управления и реализации юридических проектов различных типов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1Способен анализировать основные закономерности формирования, функционирования и развития права
ОПК-1.1 Знает основные закономерности формирования, функционирования и развития права.
ОПК-1.2 Умеет выявлять составные элементы и особенности основных закономерностей формирования, функционирования и развития права.
ОПК-1.3 Владеет навыками аргументации собственной позиции при решении профессиональных задач на основе проведенного анализа.
ОПК-5Способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь с единообразным и корректным использованием профессиональной юридической лексики
ОПК-5.1 Знает приемы и способы, используемые при составлении документов, приемы корректного использования профессиональной юридической лексики.
ОПК-5.2 Умеет письменно и устно аргументировать правовую позицию по делу.
ОПК-5.3 Владеет юридической техникой составления правовых актов.
УК-1Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
УК-1.1 Знает основные теоретико-методологические положения системного подхода как научной и философской категории
УК-1.2 Осуществляет поиск информации для решения поставленной задачи по различным типам запросов
УК-1.3 Сопоставляет разные источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений
УК-1.4 Анализирует информацию и предлагает возможные варианты решения поставленной задачи, оценивая их достоинства и недостатки
УК-6Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
УК-6.1 Знает закономерности становления и развития личности; механизмы, принципы и закономерности процессов самоорганизации, самообразования и саморазвития; теорию тайм- менеджмента
УК-6.2 Умеет определять свои ресурсы и их пределы (личностные, ситуативные, временные и др.) для успешного выполнения порученной работы, ставить цели и устанавливать приоритеты собственного профессионально-карьерного развития с учетом условий, средств, личностных возможностей и временной перспективы достижения; осуществлять самоанализ и рефлексию собственного жизненного и профессионального пути
УК-6.3 Владеет методиками саморегуляции эмоционально- психологических состояний в различных условиях деятельности, приемами самооценки уровня развития своих индивидуально- психологических особенностей; технологиями проектирования профессионально-карьерного развития; способами планирования, организации, самоконтроля и самооценки деятельности
УК-6.4 Применяет разнообразные способы, приемы техники самообразования и самовоспитания на основе принципов образования в течение всей жизни
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.УК-1.1: Знает основные теоретико-методологические положения системного подхода как научной и философской категории
УК-6.1: Знает закономерности становления и развития личности; механизмы, принципы и закономерности процессов самоорганизации, самообразования и саморазвития; теорию тайм- менеджмента
ОПК-1.1: Знает основные закономерности формирования, функционирования и развития права
ОПК-5.1: Знает приемы и способы, используемые при составлении документов, приемы корректного использования профессиональной юридической лексики
3.2.Уметь:
3.2.1.УК-1.2: Осуществляет поиск информации для решения поставленной задачи по различным типам запросов
УК-1.3: Сопоставляет разные источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений
УК-6.2: Умеет определять свои ресурсы и их пределы (личностные, ситуативные, временные и др.) для успешного выполнения порученной работы, ставить цели и устанавливать приоритеты собственного профессионально-карьерного развития с учетом условий, средств, личностных возможностей и временной перспективы достижения; осуществлять самоанализ и рефлексию собственного жизненного и профессионального пути
УК-6.3: Владеет методиками саморегуляции эмоционально- психологических состояний в различных условиях деятельности, приемами самооценки уровня развития своих индивидуально- психологических особенностей; технологиями проектирования профессионально-карьерного развития; способами планирования, организации, самоконтроля и самооценки деятельности
ОПК-1.2: Умеет выявлять составные элементы и особенности основных закономерностей формирования, функционирования и развития права
ОПК-5.2: Умеет письменно и устно аргументировать правовую позицию по делу
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.УК-1.4: Анализирует информацию и предлагает возможные варианты решения поставленной задачи, оценивая их достоинства и недостатки
УК-6.4: Применяет разнообразные способы, приемы техники самообразования и самовоспитания на основе принципов образования в течение всей жизни
ОПК-1.3: Владеет навыками аргументации собственной позиции при решении профессиональных задач на основе проведенного анализа
ОПК-5.3: Владеет юридической техникой составления правовых актов

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Понятие и виды юридических проектов
1.1. Понятие юридического проекта Практические 4 1 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л1.1
1.2. Виды юридических проектов Практические 4 1 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л1.1
1.3. Понятие юридического проекта Сам. работа 4 8 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л1.1
1.4. Виды юридических проектов Сам. работа 4 8 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Основы теории управления
2.1. Понятие и виды управления. Основные закономерности управленческой деятельности. Практические 4 1 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1
2.2. Понятие и виды управления. Основные закономерности управленческой деятельности. Сам. работа 4 8 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1
2.3. Механизм управления проектами Практические 4 1 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1
2.4. Механизм управления проектами Сам. работа 4 8 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Командная работа в юридическом проектировании
3.1. Концепции, принципы и методы построения эффективной работы в команде Практические 4 1 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 Л2.1, Л1.1
3.2. Концепции, принципы и методы построения эффективной работы в команде Сам. работа 4 8 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 Л2.1, Л1.1
3.3. Организация команды по управлению проектами Практические 4 1 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 Л2.1, Л1.1
3.4. Организация команды по управлению проектами Сам. работа 4 8 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Личностный фактор в юридическом проектировании
4.1. Самоорганизация, самообразование и саморазвитие при юридическом проектировании Практические 4 1 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 Л2.1, Л1.1
4.2. Самоорганизация, самообразование и саморазвитие при юридическом проектировании Сам. работа 4 8 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 Л2.1, Л1.1
4.3. Тайм-менеджмент в юридическом проектировании Практические 4 1 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 Л2.1, Л1.1
4.4. Тайм-менеджмент в юридическом проектировании Сам. работа 4 8 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4 Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Стратегии и ресурсы в юридическом проектировании
5.1. Стратегии юридического проектирования Практические 4 1 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л1.1
5.2. Стратегии юридического проектирования Сам. работа 4 8 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л1.1
5.3. Ресурсы и ресурсные ограничения в юридическом проектировании Практические 4 1 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л1.1
5.4. Ресурсы и ресурсные ограничения в юридическом проектировании Сам. работа 4 8 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л1.1
Раздел 6. Презентация и защита юридического проекта
6.1. Презентация и защита юридического проекта Практические 4 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л2.1, Л1.1
6.2. Презентация и защита юридического проекта Сам. работа 4 16 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=9535

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-1
Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач

Вопрос 1. В основе классификации наук на естественные, технические и социогуманитарные лежит следующий критерий:
- сфера исследования
- время возникновения
- близость к практике
- научная продуктивность
Ответ: сфера исследования

Вопрос 2. Юридические науки относятся к наукам
- социогуманитарным
- техническим
- естественным
- экспериментальным
Ответ: социогуманитарным

Вопрос 3. Наука уголовного права, наука административного права, наука гражданского права в системе юридических наук относятся к блоку:
- отраслевых наук
- прикладных наук
- теоретико-исторических наук
- наук, изучающих международное право
Ответ: отраслевых наук

Вопрос 4. Криминалистика и криминология занимают в системе юридического знания строго определенное место. По своей природе это
- прикладные науки
- отраслевые науки
- теоретико-исторические науки
- науки, изучающие международное право
Ответ: прикладные науки

Вопрос 5. Сферу общенаучных методов можно разделить на две области: эмпирическую и теоретическую. Какой из ниже приведенных методов НЕ относится к числу эмпирических:
- абстрагирование
- измерение
- эксперимент
- наблюдение
Ответ: абстрагирование

Вопрос 6. Всеобщий метод познания, позволяющий познавать явления окружающего мира как реально существующие, в их постоянном развитии и взаимосвязи с другими явлениями называется
- диалектическим
- кибернетическим
- сравнительным
- формально-юридическим
Ответ: диалектическим

Вопрос 7. Для анализа сходства, различия и классификации правовых явлений в юридических исследованиях используется
- сравнительно-правовой метод
- метод численного анализа
- метод статического анализа
- метод эксперимента
Ответ: сравнительно-правовой метод

Вопрос 8. К специально-юридическим методам исследования относят
- формально-юридический метод
- исторический метод
- анкетирование
- функциональный метод
Ответ: формально-юридический метод

Вопрос 9. В системе юридического знания основная методологическая нагрузка выполняется такой наукой как
- теория государства и права
- история
- философия
- политология
Ответ: теория государства и права

Вопрос 10. Система методов познания и объяснения окружающей действительности – это
- методология науки
- предмет науки
- закономерность возникновения и развития окружающего мира
- парадигма науки
Ответ: методология науки

Вопрос 11. Изученная юридической наукой закономерность – это
- объективная, необходимая, общая, устойчивая, причинно-следственная связь между явлениями (процессами) реальной действительности
- направление в развитии
- результат совпадения независимых явлений и процессов
- распределение множества разнородных объектов по группам
Ответ: объективная, необходимая, общая, устойчивая, причинно-следственная связь между явлениями (процессами) реальной действительности

Вопрос 12. Мировоззренческая установка, которая преувеличивает когнитивные, социальные и технологические возможности науки, называется
- сциентизм
- идеализм
- когнитивизм
- позитивизм
Ответ: сциентизм

Вопрос 13. В системе научных методов к всеобщим (философским) подходам к познанию мира относится
- диалектика
- моделирование
- эксперимент
- аналогия
Ответ: диалектика

Вопрос 14. Сферу общенаучных методов можно разделить на две области: эмпирическую и теоретическую. В связи с этим укажите метод, который НЕ относится к числу теоретических:
- эксперимент
- абстрагирование
- идеализация
- формализация
Ответ: эксперимент

Вопрос 15. Познавательная позиция, для которой истинными основаниями бытия, познания и поведения людей являются принципы разума, называется
- рационализм
- эмпиризм
- интуитивизм
- мистицизм
Ответ: рационализм

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Как называется часть курсового проекта, в которой обосновывается актуальность выбранной темы, формулируется цель и задачи исследования, описывается методология?
Ответ: Введение

Вопрос 2. Как называется часть курсового проекта, которая содержит общие выводы, подводит итог проведённой работы?
Ответ: Заключение

Вопрос 3. Объект есть некая целостность, которая изучается многими науками. При этом каждая из наук имеет в объекте свой предмет, то есть определенную проблематику, выделенную в данном объекте. Все юридические науки, в том числе теория государства и права, занимаются исследованием одного общего объекта. Назовите его:
Ответ: Государство и право

Вопрос 4. Юридическая наука стремится определить ближайшие и отдаленные перспективы развития государства и права, высказывает предположения о том, каким изменениям подвергнется в будущем то или иное государственно-правовое явление, дает оценку эффективности принимаемых политических и нормативно-правовых решений. Как называется эта функция?
Ответ: прогностическая

Вопрос 5. Что является объектом социальных наук?
Ответ: Общество

Вопрос 6. Научная гипотеза – это
Ответ: предположение, выдвигаемое как временное на начальном этапе научного исследования и уточняемое в ходе проводимого научного исследования

Вопрос 7. Что охватывается нормативной основой юридического исследования (в том числе курсового проекта)?
Ответ: нормативные правовые акты

Вопрос 8. На какие два блока в монографических исследованиях по юриспруденции чаще всего подразделяется библиографический список?
Ответ: нормативные правовые акты и литература

Вопрос 9. Охарактеризуйте анализ как исследовательский метод.
Ответ: анализ – это метод научного исследования, предполагающий разделение целого на составные части.

Вопрос 10. Метод историзма – это
Ответ: научный метод, предполагающий исследование того, как явление возникло, как развивалось, как приобрело современное, текущее состояние.

Вопрос 11. Нормативные-правовые акты в библиографическом списке курсовых проектов должны располагаться в соответствии с определенными требованиями. Назовите основные из этих требований.
Ответ: расположение НПА в соответствии с юридической силой (от большего к меньшему) и указание реквизитов НПА.

Вопрос 12. Плагиат в науке – это
Ответ: это представление (публикация) чужих работ (идей) под своим именем без корректных ссылок на цитируемую работу.

Вопрос 13. Система – это
Ответ: множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность/единство.

Вопрос 14. При работе с правом и при его изучении чрезвычайно важно помнить, что право – это система. Назовите основные элементы этой системы:
Ответ: норма права, институт права, отрасль права.

Вопрос 15. Охарактеризуйте носителя научного правосознания (учёного) в сравнении с носителем обыденного правосознания с позиции владения правовыми терминами.
Ответ: Первый будет знать точное значение правовых терминов, второй – нет.

Вопрос 16. Что означает принцип объективности при анализе государственно-правовой реальности?
Ответ: Он означает, что право, государство, государственные и правовые явления должны исследоваться без предвзятости.

Вопрос 17. Исследование системы социального регулирования в аспекте соотношения права и религии требует междисциплинарного подхода. Назовите основные две науки, на методологии и достижениях которых оно основывается.
Ответ: юриспруденция (юридическая наука, правоведение) и религиоведение.

Вопрос 18. Охарактеризуйте научную продуктивность междисциплинарных исследований.
Ответ: Междисциплинарные исследования позволяют получить новое знание, и взаимно обогатить систему научных представлений каждой из вовлеченной в исследование научных областей.

Вопрос 19. Чем отличается научное познание мира от обыденного? Назовите как минимум три характеристики.
Ответ: Оно отличается системностью, последовательностью и рациональностью.

Вопрос 20. Что означает принцип всесторонности при рассмотрении правовых явлений?
Ответ: Принцип всесторонности означает, что правовые явления должны рассматриваться в полноте, в разных своих проявлениях.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-6
Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Процесс приобщения индивида к социальным нормам, установленным в обществе, а также освоение социальных ролей, называется
- социализация
- обучение
- воспитание
- саморазвитие
Ответ: социализация

Вопрос 2. Что из ниже перечисленного НЕ относится к группе общепрофессиональных компетенций, формируемых у выпускников при получении высшего образования по направлению подготовки «Юриспруденция» (бакалавриат)?
- Способен профессионально толковать нормы права
- Способен участвовать в подготовке проектов правовых актов и иных юридических документов
- Способен участвовать в экспертной юридической деятельности
- Способен принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности
Ответ: Способен принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности

Вопрос 3. Позиция, при котором личность строит свой познавательный контакт с окружающими людьми на основе данных непосредственного восприятия и предметно-практического опыта, называется
- рационализм
- эмпиризм
- интуитивизм
- мистицизм
Ответ: эмпиризм

Вопрос 4. ____________ – это комплексная исследовательская деятельность, направленная на получение новых знаний, решение задач и ответы на научные вопросы.
- научный проект
- инновационный проект
- творческий проект
- образовательный проект
Ответ: научный проект

Вопрос 5. Результат образования мыслится как система компетенций в рамках следующей педагогической парадигмы:
- компетентностной
- личностно-ориентированной
- культурологической
- знаниевой (когнитивно-информационной)
Ответ: компетентностной

Вопрос 6. При получении какого образования человек приобретает навыки, необходимые для профессиональной деятельности в обществе?
- профессионального образования
- среднего общего образования
- основного общего образования
- дополнительного образования
Ответ: профессионального образования

Вопрос 7. Если индивид получает образование в ходе организованной учебной деятельности в рамках установленной формальной системы (с выдачей по итогам государственной итоговой аттестации документа государственного образца – аттестата, диплома), то это означает, что он получает
- формальное образование
- неформальное образование
- информальное образование
- высшее образование
Ответ: формальное образование

Вопрос 8. По составу участников выделяют следующие виды проектов:
(выберите строку с правильным вариантом ответа)
- монопроект, мультипроект
- индивидуальный, групповой, парный
- долгосрочный, среднесрочный, краткосрочный
- социальный, экономический, организационный
Ответ: индивидуальный, групповой, парный

Вопрос 9. Антропоцентрированная трактовка образования предполагает, что
- образование понимается как процесс, при котором общество через образование достигает своих целей
- образование понимается как процесс воздействия на личность, при котором формируется личность, соответствующая общественным запросам
- образование понимается как процесс и результат развития и саморазвития личности
- образование трактуется как процесс и результат передачи накопленных поколениями знаний и культурных ценностей
Ответ: образование понимается как процесс и результат развития и саморазвития личности

Вопрос 10. Что из ниже перечисленного НЕ относится к ситуациям педагогического взаимодействия, способствующих развитию и саморазвитию его субъектов?
- лекционное занятие при получении профессионального образования
- практическое занятие при получении профессионального образования
- научное исследование под руководством преподавателя в вузе
- регулярное чтение политических СМИ по собственной инициативе
Ответ: регулярное чтение политических СМИ по собственной инициативе

Вопрос 11. Признание за обучающимся права самостоятельно определять траекторию обучения, является характерной чертой ______________ парадигмы образования.
- культурологической
- компетентностной
-личностно-ориентированной
- знаниевой
Ответ: личностно-ориентированной

Вопрос 12. Как расшифровывается аббревиатура «СРС» в образовательной деятельности?
- самостоятельная работа студента
- самостоятельное развитие студента
- система развития студентов
- ситуативная работа студента
Ответ: самостоятельная работа студента

Вопрос 13. В Российской Федерации, согласно ч. 4 ст. 42 Конституции РФ, ____________ образование обязательно.
- основное общее
- среднее общее
- среднее профессиональное
- дошкольное общее
Ответ: основное общее

Вопрос 14. Выберите НЕВЕРНОЕ утверждение про дополнительное профессиональное образование:
- к освоению дополнительных профессиональных программ допускаются лица, имеющие среднее профессиональное образование
- к освоению дополнительных профессиональных программ допускаются лица, имеющие высшее профессиональное образование
- к освоению дополнительных профессиональных программ лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование
- к освоению дополнительных профессиональных программ допускаются лица, имеющие основное общее образование
Ответ: к освоению дополнительных профессиональных программ допускаются лица, имеющие основное общее образование

Вопрос 15. При получении юридического образования у студентов формируется особое юридическое профессиональное мышление, которое отличается рядом особенностей. Выберите строчку, в которой верно названы три таких особенности:
- аналитичность, точность, системность
- казуистичность, системность, точность
- условность, индуктивность, аналитичность
Ответ: аналитичность, точность, системность

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Что такое самообразование?
Ответ: самообразование — это получение образования / приобретение знаний, умений, навыков без специального руководства со стороны.

Вопрос 2. Раскройте системность как признак профессионального юридического мышления.
Ответ: Системность профессионального юридического мышления связана с системностью права – правильная работа с нормой права (с точки зрения её применения и толкования) предполагает уяснение её места в системе права.

Вопрос 3. Юридическая профессия имеет долгую историю, обычно её ведут с Древнего Рима. Но первоначально в Древнем Риме юридическая деятельность была монополией______________.
Ответ: жреческих коллегий / жрецов / понтификов

Вопрос 4. Дайте определение креативности.
Ответ: креативность – это способность / умение генерировать новые идеи.

Вопрос 5. Что такое целеполагание?
Ответ: целеполагание – это процесс определения одной (главной) цели и ряда второстепенных задач и промежуточных целей, а также поиска путей достижения каждой из них.

Вопрос 6. Что такое эмпатийность?
Ответ: эмпатийность – это способность к сопереживанию.

Вопрос 7. Дайте определение самоконтроля.
Ответ: самоконтроль – это понимание, оценка и регуляция человеком своих действий на основе индивидуальной и социальной систем ценностей, социальных ожиданий и личных перспектив развития.

Вопрос 8. Что такое толерантность?
Ответ: толерантность – это терпимость к разного рода взглядам, нормам поведения, привычкам, отличным от тех, которые разделяет субъект.

Вопрос 9. Дайте определение призвания.
Ответ: призвание – это склонность, внутреннее влечение к какому-нибудь делу, какой-нибудь профессии.

Вопрос 10. Сколько составляет срок получения образования по направлению подготовки «Юриспруденция» (бакалавриат) в очной форме обучения?
Ответ: 4 лет

Вопрос 11. Является ли обязательным условием поступления в магистратуру по направлению подготовки 40.01.04 «Юриспруденция» наличие квалификации бакалавра именно по направлению 40.03.01 «Юриспруденция»?
Ответ: Нет, не является. В магистратуру можно поступать на базе любого высшего образования.

Вопрос 12. В российском обществе в последнее десятилетие большое распространение получил следующий образовательный трек: уход после 9-го класса в СПО, получение профессии/специальности, а затем поступление в вуз на платной основе на заочную форму обучения. Назовите 2-3 причины популярности этого образовательного трека?
Ответ: снижение рисков поступления (поступление без сдачи ЕГЭ); более ранний выход на рынок труда; экономия средств при получении заочного образования.

Вопрос 13. В соответствии с Приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 06.04.2021 № 245 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» есть определенная дата для начала учебного года по очной форме обучения. Что это за дата?
Ответ: 1 сентября.

Вопрос 14. Если студент имеет академическую задолженность (несданный зачет или экзамен), то он обязан её ликвидировать. Для этого образовательная организация организует первую и вторую повторные промежуточные аттестации. В чем своеобразие второй повторной промежуточной аттестации с точки зрения её субъектного состава?
Ответ: вторая повторная промежуточная аттестация проводится комиссией (комиссионная пересдача).

Вопрос 15. Студент Иванов не сдал экзамен по дисциплине «Теория государства и права» в летнюю сессии при обучении на первом курсе. У него образовалась академическая задолженность. Студент Иванов уверен, что право ликвидировать эту академическую задолженность у него есть весь период обучения в вузе. Он решил ликвидировать долг по этой дисциплине на четвертом курсе. Его одногруппники стали убежать его, что он не прав. Какие юридически значимые доводы они должны были бы ему предъявить?
Ответ: нормативными правовыми актами установлен определенный срок, в течение которого студент может закрыть свой долг. По общему правилу, этот срок не может превышать один год после образования академической задолженности.

Вопрос 16. Студент 5-го курса Петров в день, предшествующий государственному экзамену, ещё имел академическую задолженность (он не сдал два экзамена и один зачет). Может ли он быть допущен к государственному экзамену в такой ситуации?
Ответ: Нет. К государственной итоговой аттестации допускается обучающийся, не имеющий академической задолженности.

Вопрос 17. В АлтГУ для студентов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» (бакалавриат), государственная итоговая аттестация предполагает сдачу государственного экзамена и ______________
Ответ: защиту ВКР (дипломной работы).

Вопрос 18. Студент Иванов обучается на юриста по программе бакалавриата, студент Петров обучается на юриста по специальности «Судебная и прокурорская деятельность». Между ними возник спор. Иванов убежден, что они получают образование одного уровня с точки зрения ФЗ «Об образовании», а Петров настаивает на том, что специалитет и магистратура составляют одну ступень высшего образования. Кто из них прав?
Ответ: Прав студент Петров. Специалитет и магистратура действительно составляют одну ступень (уровень) высшего образования в РФ.

Вопрос 19. Гражданин Иванов получил диплом бакалавра юриспруденции, при этом обучался он за счет средств государства. Желая продолжить обучение в магистратуре, он подал документы на программу, где имелись бюджетные места. Может ли Иванов претендовать на бюджетное место, если уже получил высшее образование (бакалавриат) за счет бюджетных средств?
Ответ: Да, может. Бакалавриат и магистратура относятся к разным уровням высшего образования.

Вопрос 20. Гражданин Петров получил диплом юриста по специальности «Судебная и прокурорская деятельность», при этом обучался он за счет средств государства. Желая продолжить обучение в магистратуре, он подал документы на программу, где имелись бюджетные места. Может ли Петров претендовать на бюджетное место, если уже получил высшее образование (специалитет) за счет бюджетных средств?
Ответ: Нет, не может. Специалитет и магистратура относятся к одному уровню высшего образования. Получить высшее образование каждого уровня за счёт государства можно только один раз.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-1
Способен анализировать основные закономерности формирования, функционирования и развития права

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. С точки зрения юридической науки при познании закономерностей возникновения и развития права принципиальное значение имеет выделение в истории человечества двух типов обществ (выберите строку с верным вариантом ответа):
- безгосударственное и государственно-организованное
- военное и промышленное
- открытое и закрытое
- общество механической солидарности и общество органической солидарности
Ответ: безгосударственное и государственно-организованное

Вопрос 2. Выберите строчку, в которой верно перечислены все типы права с позиции формационного подхода:
- первобытнообщинное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, коммунистическое
- аграрное, индустриальное, информационное
- рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, социалистическое
- военное, промышленное
Ответ: рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, социалистическое

Вопрос 3. К всеобщим (философским) подходам к познанию права относится
- диалектика
- моделирование
- эксперимент
- аналогия
Ответ: диалектика

Вопрос 4. В истории человечества такая закономерность развития права как переход от сословного неравенства к принципу формально-юридического равенства связывается со следующей эпохой
- Средние века
- Новое время
- Античность
- Новейшее время
Ответ: Новое время

Вопрос 5. Как соотносятся понятия «социальная норма» и «правовая норма»?
- родовое и видовое понятие
- видовое и родовое понятие
- совпадающие по смыслу, тождественные понятия
- антонимы
Ответ: родовое и видовое понятие

Вопрос 6. Выберите отрасль права, которая НЕ является материальной с позиции юридической науки?
- гражданское право
- трудовое право
- семейное право
- гражданское процессуальное право
Ответ: гражданское процессуальное право

Вопрос 7. Выберите строку, в которой верно названы основные элементы механизма правового регулирования:
- форма права, функции права, принципы права
- законность и правопорядок
- нормы права, акты реализации прав и обязанностей, правоотношения
Ответ: нормы права, акты реализации прав и обязанностей, правоотношения

Вопрос 8. Какой признак права указывает на официальное закрепление нормы права в законах и иных нормативно-правовых актах?
- системность
- обеспеченность возможностью государственного регулирования.
- интеллектуально-волевой характер.
- формальная определенность.
Ответ: формальная определенность

Вопрос 9. Выберите строчку, в которой верно перечислены элементы системы права:
- норма права, институт права, отрасль права
- гипотеза, диспозиция, санкция
- правовое сознание, законодательство, юридическая практика
-законы, подзаконные акты
Ответ: норма права, институт права, отрасль права

Вопрос 10. Социальный и правовой статус человека соотносятся как
- родовое и видовое понятие
- видовое и родовое понятие
- совпадающие по смыслу, тождественные понятия
- антонимы
Ответ: родовое и видовое понятие

Вопрос 11. Выберете строку, в которой верно перечислены структурные элементы нормы права:
- основание, диспозиция, санкция
- гипотеза, диспозиция, санкция
- гипотеза, норма, санкция
- гипотеза, диспозиция, наказание
Ответ: гипотеза, диспозиция, санкция

Вопрос 12. Правосознание – это элемент
- системы права
- правовой системы общества
- системы законодательства
- правового государства
Ответ: правовой системы общества

Вопрос 13. Социальная власть в современном обществе, разделенном на социальные группы с разными интересами, осуществляется…
- государством
- семьей
- международным сообществом
- армией
Ответ: государством

Вопрос 14. Направление воздействия права на общественные отношения, охватывающее охрану положительных и вытеснение вредных для общества отношений, называется
- регулятивная функция
- коммуникативная функция
- информационная функция
- охранительная функция
Ответ: охранительная функция

Вопрос 15. Направление воздействия права на общественные отношения, охватывающее регулирование общественных отношений (путем установления субъективных прав и юридических обязанностей), называется
- регулятивная функция
- коммуникативная функция
- информационная функция
- охранительная функция
Ответ: регулятивная функция

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Дайте определение субъективного права (права в субъективном смысле).
Ответ: субъективное право – это возможность определенного поведения, гарантированная государством

Вопрос 2. С точки зрения соотношения публичного и частного права в каких правоотношениях в большей степени реализуется принцип свободы личности?
Ответ: В сфере частного права, т.к. нормы частного права носят диспозитивный характер, т.е. предоставляют свободу выбора, а участники этих отношений равны друг другу.

Вопрос 3. Что имела в виду правовед Е.А. Лукашева, утверждая, что «всё правовое должно быть моральным, но не всё моральное должно быть правовым»?
Ответ: Юридические нормы должны соответствовать морали; но есть такие отношения, которые не должны регулироваться формальным правом, т.е. входить в предмет правового регулирования. Например, отношения дружбы и любви.

Вопрос 4. Что является объектом исследования всех социальных наук?
Ответ: Общество

Вопрос 5. Назовите источник (форму) права, характерную для традиционных правовых систем.
Ответ: правовой обычай.

Вопрос 6. Назовите источник (форму) права, наиболее характерный (основной) для российской правовой системы.
Ответ: нормативный правовой акт.

Вопрос 7. Право не является единственным регулятором общественных отношений. Наряду с нормами права в системе социального нормативного регулирования присутствуют другие социальные нормы. Назовите их (по видам).
Ответ: нормы морали (моральные нормы / нормы нравственности / этические нормы), обычаи, религиозные нормы, нормы общественных организаций (корпоративные нормы)

Вопрос 8. На правовой карте мира существует немало правовых систем, для которых первостепенное значение в регулировании общественных отношений играет религия. Как называются такие правовые системы?
Ответ: религиозные

Вопрос 9. Дайте определение права в объективном смысле
Ответ: право – это система общеобязательных формально-определенных правил поведения, исходящих от государства и обеспечиваемых мерами государственного принуждения.

Вопрос 10. Заполните пропуск: Деление на публичное и __________ право восходит к эпохе Древнего Рима.
Ответ: частное

Вопрос 11. Для Робинзона Крузо право не имело смысла до встречи с Пятницей. Почему?
Ответ: право возникает и функционирует в процессе социального взаимодействия

Вопрос 12. Какой принцип права нашел отражение в требовании соответствия наказания тяжести правонарушения?
Ответ: Речь идет о принципе справедливости, требовании воздавать по заслугам.

Вопрос 13. Ч. 1 ст. 6 Гражданского кодекса РФ устанавливает, что «в случаях, когда предусмотренные пунктами 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения». Что за способ восполнения правового пробела здесь закреплен?
Ответ: аналогия закона

Вопрос 14. Перед вами общество, в котором право выражает волю класса рабовладельцев, рабы выступают в роли объектов, а не субъектов права. Определите тип этого права с точки зрения формационного подхода.
Ответ: рабовладельческое / эксплуататорское

Вопрос 15. Невеста пришла на церемонию заключения брака в обычном деловом костюме. Мать жениха стала требовать от органа записи актов гражданского состояния отказать брачующимся в заключении брака, так по их национальным обычаям невеста должна быть в национальном костюме. ЗАГС отказал ей в её требованиях. Правильно ли его решение? Прокомментируйте эту ситуацию с точки зрения соотношения правовых и иных социальных норм?
Ответ: Решение ЗАГСа правильное / внешний вид невесты не относится к основаниям отказа в заключении брака.

Вопрос 16. Можно ли восполнить пробелы уголовного права с помощью аналогии закона и аналогии права?
Ответ: нельзя; в этой отрасли права применение аналогии закона и аналогии права не допустимо.

Вопрос 17. В российской правоприменительной практике действует следующее правило: при наличии общей и специальной норм права, регулирующих одни те же правоотношения, применяется ________________.
Ответ: специальная норма.

Вопрос 18. Перед вами правовая система, в которой основным источником права является религиозный текст, существует также богословско-юридическая доктрина, развивающая и дополняющая этот текст. Что это за правовая система?
Ответ: религиозная правовая система

Вопрос 19. Определите, к какой отрасли права относится институт заработной платы.
Ответ: трудовое право.

Вопрос 20. Данная правовая семья складывалась под сильным влиянием канонического права Римской церкви; ведь юридические приемы систематизации (кодификации) нормативного массива впервые были осуществлены именно Римской церковью, а затем вошли в обиход светского законодательства. О какой правовой семье идёт речь?
Ответ: романо-германской / континентальной

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-5
Способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь с единообразным и корректным использованием профессиональной юридической лексики

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Язык права - важнейший элемент юридической техники, поскольку он связан непосредственно с (выберите наиболее ёмкий ответ):
- применением права
- опубликованием права
- сравнением права
- выражением права
Ответ: выражением права

Вопрос 2. Что значит занять в юридическом споре аргументированную позицию?
– правовая позиция соответствует принципу справедливости
– приведены фактические и нормативно-юридические доводы, доказывающие обоснованность правовой позиции
– правовая позиция участника юридического спора отражает его мировоззрение
–правовая позиция обоснована ссылками на исторические примеры
Ответ: Приведены фактические и нормативно-юридические доводы, доказывающие обоснованность правовой позиции

Вопрос 3. Что из ниже перечисленного соответствует письменной форме аргументации правовой позиции?
– выступление прокурора в судебном заседании;
– исковое заявление;
– речь адвоката в судебном заседании;
– устная консультация юрисконсульта.
Ответ: исковое заявление

Вопрос 4. Выберете строку, в которой верно перечислены способы систематизации законодательства:
- инкорпорация, консолидация, структуризация, учет
- инкорпорация, консолидация, кодификация, учет
- корпорация, консолидация, кодификация, учет
- инкорпорация, интеграция, кодификация, учет
Ответ: инкорпорация, консолидация, кодификация, учет

Вопрос 5. Дефиниция – это:
- определение какого-либо понятия, содержащее наиболее существенные его признаки
- профессиональное обсуждение, при котором различные точки зрения высказываются без излишних эмоций
- обеспечение точности, краткости и однозначности юридического текста
- анализ какого-либо понятия
Ответ: определение какого-либо понятия, содержащее наиболее существенные его признаки

Вопрос 6. Какой юридический спор относится к частноправовому?
- о праве гражданина на участив в выборах
- обжалование противоправных действий госоргана
- о разделе имущества, нажитого в браке;
- о компетенции должностных лиц.
Ответ: о разделе имущества, нажитого в браке

Вопрос 7. Стиль текста правового акта должен быть:
- публицистическим
- официально-деловым
- художественным
- разговорным
Ответ: официально-деловым

Вопрос 8. Средство юридической техники, которое закрепляется законодателем в правовых нормах с помощью слов и выражений «предполагается», «предполагаемая», «если не докажет», «пока не доказано обратное» и т.п., - это
- правовая фикция
- оценочное понятие
- правовая аксиома
- правовая презумпция
Ответ: правовая презумпция

Вопрос 9. Как называется термин, обозначающий многозначность слова:
- антиномия
- полисемия
- синонимия
- плеоназм
Ответ: полисемия

Вопрос 10. Назовите, какой элемент юридической техники использовался в нижеприведенном случае:
«педагогический работник - физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности» (ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»)
- правовая аксиома
- юридическая фикция
- правовая дефиниция
- правовая презумпция
Ответ: правовая дефиниция

Вопрос 11. Назовите, какой элемент юридической техники использовался в нижеприведенном случае:
«Если ребенок родился от лиц, состоящих в браке между собой, а также в течение трехсот дней с момента расторжения брака, признания его недействительным или с момента смерти супруга матери ребенка, отцом ребенка признается супруг (бывший супруг) матери, если не доказано иное» (Семейный кодекс РФ)
- правовая аксиома
- юридическая фикция
- правовая дефиниция
- правовая презумпция
Ответ: правовая презумпция

Вопрос 12. Что из перечисленного НЕ является законом логики?
- закон тождества
- закон исключенного третьего
- закон достаточного основания
- обратная сила закона
Ответ: обратная сила закона

Вопрос 13. Умозаключение от общего к частному – это
- индукция
- дедукция
- аналогия
- преюдиция
Ответ: дедукция

Вопрос 14. Какое средство юридической техники распределяет обязанности по доказыванию?
- правовая аксиома
- правовая фикция
- преюдиция
- правовая презумпция
Ответ: правовая презумпция

Вопрос 15. _____________ - это обоснование каких-либо суждений, в которой наряду с логическими применяются также речевые, эмоционально-психологические и другие внелогические методы и приемы убеждающего воздействия.
- опровержение
- убеждение
- анализ
- аргументация
Ответ: убеждение

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Для чего необходимы реквизиты нормативных правовых актов?
Ответ: для идентификации их в системе законодательства / для определения действия актов во времени, пространстве, для определения их места в системе законодательства, для облегчения их поиска.

Вопрос 2. Допущена ли ошибка в структуре текста нормативного правового акта, если нумерация статей в каждой из его глав начинается заново?
Ответ: да, ошибка допущена – нарушено требование сквозной нумерации.

Вопрос 3. Какое требование нарушено в тексте нормативно-правового акта, если юридический термин употреблен в нем в ином значении, чем данному термину придается в другом нормативно-правовом акте?
Ответ: единство терминологии / требование единства терминологии

Вопрос 4. Укажите вид и содержание ошибки, допущенной в правовом акте, если в нем отсутствует указание должности лица его подписавшего, а также места и даты его принятия?
Ответ: технико-юридическая ошибка – частичное отсутствие реквизитов.

Вопрос 5. Какие требования предъявляются к оформлению документов в части нумерации?
Ответ: При создании документа на двух и более страницах вторую и последующие страницы нумеруют.

Вопрос 6. Какие требования предъявляются к языку (тексту) официальных правовых актов (назовите не менее двух)?
Ответ: Официально-деловой стиль, использование юридических терминов, ясность, лаконичность.

Вопрос 7. Что должна включать в себя дефиниция?
Ответ: дефиниция включает в себя все основные признаки понятия, которое характеризует.

Вопрос 8. Назовите структурный элемент нормы права, определяющий меру дозволенного и должного поведения.
Ответ: диспозиция.

Вопрос 9. Назовите структурный элемент нормы права, определяющий условие, при наличии которого реализуется данная норма.
Ответ: гипотеза.

Вопрос 10. Будет ли корректным с точки зрения профессиональной юридической лексики следующее утверждение «Убийство может быть совершено как умышленно, так и неумышленно»?
Ответ: Нет, утверждение не корректно. Убийство, согласно действующему уголовному законодательству, как состав преступления предполагает только умышленную форму вины. Если же объектом преступления является жизнь человека, но лицо действовало неумышленно (легкомыслие или небрежность), то это деяние охватывается другим составом (причинение смерти по неосторожности).

Вопрос 11. Будет ли корректной с точки зрения профессиональной юридической лексики следующая фраза «Пятилетний ребенок совершил убийство, толкнув брата с балкона»?
Ответ: Нет, она не будет корректной, так как лицо является субъектом такого состава как убийство только по достижении 14-летнего возраста.

Вопрос 12. Будет ли корректным с точки зрения профессиональной юридической лексики следующее утверждение «Решения Барнаульской городской Думы являются законами, так как Барнаульская городская Дума – это представительный орган»?
Ответ: Нет, утверждение не корректно. Барнаульская городская дума является представительным органом местного самоуправления, но не органом законодательной власти – принимать законы она не уполномочена.

Вопрос 13. Будет ли корректным с точки зрения профессиональной юридической лексики следующее утверждение «Президент РФ является органам законодательной власти, так как он подписывает федеральные законы»?
Ответ: Нет, это утверждение некорректно. Факт участия Президента РФ в принятии и обнародовании федеральных законов не превращает его в орган законодательной власти; согласно действующей Конституции РФ Президент РФ занимает особое место в системе разделения властей.

Вопрос 14. Перед вами фрагмент нормативного правового акта: «под инвестиционной деятельностью понимается вложение инвестиций». Какая ошибка допущена при формулировании этой дефиниции?
Ответ: дефиниция/определение не раскрывает содержание приведённого понятия, оно тавтологично.

Вариант 15. Перед вами текст курсового проекта, автор которого предложил все государства делить на три вида: федеральные, республиканские и монархические. Исполнил ли автор требование о том, что классификация должна строится на едином основании?
Ответ: Нет, не исполнил (в этой классификации использовано два основания – форма государственно-территориального устройства и форма правления).

Вопрос 16. Перед вами текст курсового проекта, в котором автор рассматривает виды республик, при этом сам проект озаглавлен «Форма правления: основные виды». Что ещё должен был исследовать автор проекта, чтобы название его работы и её содержание совпали?
Ответ: Название работы предполагает рассмотрение, как минимум, ещё разновидностей монархии.

Вопрос 17. Перед вами текст курсового проекта, в котором имеется большой список нормативных правовых актов. При этом автор курсового проекта расположил их в алфавитном порядке. Какое главное требование расположения нормативных правовых актов в списке относительно друг друга нарушил автор?
Ответ: Нормативные правовые акты в списке должны располагаться по юридической силе (в порядке её убывания).

Вопрос 18. Несколько студентов ЮИ приступили к работе над групповым научно-исследовательским проектом «Правовые установки студентов юридического института АлтГУ». В рамках этой работы они решили использовали конкретно-социологические методики, в том числе опрос, который они подготовили для студентов 1-5 курсов своего института. Участники проекта разработали опросник и приступили к опросу. После его проведения выяснилось, что все они побывали у студентов только второго курса. Соответствует ли эмпирическая база исследования цели исследования, отраженной в названии? Что им делать, если возможности провести опрос у них больше нет.
Ответ: Эмпирическая база оказалась уже, чем изначально запланированная. В сложившихся условиях они могут скорректировать цель исследования, ограничив её правовыми установками студентов второго курса ЮИ.

Вопрос 19. Перед вами курсовой проект юридической направленности. В тексте используется словосочетание «субъективное право» в значение любой возможности, которая есть у субъекта – безотносительно того, обеспечивается эта возможность государством или нет. В частности, автор пишет, «у любого человека есть право поспать в послеобеденное время». Какая ошибка допущена автором проекта?
Ответ: ошибка корректного использования юридической лексики

Вопрос 20. Назовите правовые понятия, которые необходимо будет использовать при написании курсового проекта по теме «Правовое отношение» (как минимум три).
Ответ: субъект правоотношения, объект правоотношения, содержание правоотношения, субъективное право, юридическая обязанность, юридический факт, фактический состав.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Перечень тем курсовых проектов разрабатывается и утверждается на кафедрах не позднее последнего месяца учебного семестра, предшествующего семестру, в котором присутствует по учебному плану курсовой проект. Утверждённый перечень тем и научных руководителей доводится до сведения студентов.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Обязательные формы промежуточной аттестации по дисциплине: зачет и курсовой проект.

ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ – ЗАЧЕТ
заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу.
Тест размещен в разделе "Промежуточная аттестация по дисциплине" онлайн-курса на образовательном портале "Цифровой университет АлтГУ" (https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=9535). Количество заданий в контрольно-измерительном материале составляет 20 вопросов.
Критерии оценивания: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оцениваение КИМ в целом: Оценка "зачтено" выставляется при условии, что верно выполнено более 70% заданий; "не зачтено" - верно выполнено 70% и менее 70% заданий.

ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ – КУРСОВОЙ ПРОЕКТ (КП)
Процедура проведения устанавливается в соответствии с Методическими рекомендациями по подготовке, выполнению и защите курсовых работ/курсовых проектов
Перечень тем курсовых проектов разрабатывается и утверждается на кафедрах не позднее последнего месяца учебного семестра, предшествующего семестру, в котором присутствует по учебному плану курсовой проект. Утверждённый перечень тем и научных руководителей доводится до сведения студентов. После выбора темы каждому студенту необходимо написать заявление на имя заведующего соответствующей кафедры. Решением заседания кафедры за каждым студентом закрепляется тема и научный руководитель, что необходимо отразить в протоколе заседания кафедры.
Критерии оценивания:
Оценка «отлично» выставляется в том случае, если содержание и оформление КП соответствует требованиям Методических рекомендаций по подготовке, выполнению и защите курсовых работ / курсовых проектов; КП актуален, выполнен самостоятельно, имеет творческий характер, отличается определенной новизной; дан обстоятельный анализ степени теоретического исследования проблемы, различных подходов к ее решению; в докладе и ответах на вопросы показано знание нормативной базы, учтены последние изменения в законодательстве и нормативных документах по данной проблеме; проблема раскрыта глубоко и всесторонне, материал изложен логично; теоретические положения органично сопряжены с практикой, даны представляющие интерес практические рекомендации, вытекающие из анализа проблемы; в КП широко используются материалы исследования, проведенного автором самостоятельно или в составе группы; в КП проведен количественный анализ проблемы, который подкрепляет теорию и иллюстрирует реальную ситуацию, приведены таблицы сравнений, графики, диаграммы, формулы, показывающие умение автора формализировать результаты исследования; широко представлен список использованных источников по теме КП; приложения к КП иллюстрируют достижения автора и подкрепляют его вывод; по своему содержанию и форме КП соответствует всем предъявляемым требованиям.
Оценка «хорошо» выставляется в том случае, если: содержание и оформление КП соответствует требованиям Методических рекомендаций по подготовке, выполнению и защите курсовых работ / курсовых проектов; содержание КП в целом соответствует заявленной теме; КП актуален, написан самостоятельно; дан анализ степени теоретического исследования проблемы; в докладе и ответах на вопросы основные положения КП раскрыты на хорошем или достаточном теоретическом и методологическом уровне; теоретические положения сопряжены с практикой; представлены количественные показатели, характеризующие проблемную ситуацию; практические рекомендации обоснованы; приложения грамотно составлены и прослеживается связь с положениями КП; составлен список использованных источников по теме КП.
Оценка «удовлетворительно» выставляется в том случае, если: содержание и оформление КП соответствует требованиям Методических рекомендаций по подготовке, выполнению и защите курсовых работ / курсовых проектов; имеет место определенное несоответствие содержания КП заявленной теме; в докладе и ответах на вопросы исследуемая проблема в основном раскрыта, но не отличается новизной, теоретической глубиной и аргументированностью, имеются неточные или не полностью правильные ответы; нарушена логика изложения материала, задачи раскрыты не полностью; в КП не полностью использованы необходимые для раскрытия темы научная литература, нормативные документы, а также материалы исследований; теоретические положения слабо увязаны с управленческой практикой, практические рекомендации носят формальный бездоказательный характер.
Оценка «неудовлетворительно» выставляется в том случае, если: содержание и оформление КП не соответствует требованиям Методических рекомендаций по подготовке, выполнению и защите курсовых работ / курсовых проектов; содержание КП не соответствует его теме; в докладе и ответах на вопросы даны в основном неверные ответы; КП содержит существенные теоретико-методологические ошибки и поверхностную аргументацию основных положений.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А. И. Балашов, Е. М. Рогова, М. В. Тихонова, Е. А. Ткаченко ; под общей редакцией Е. М. Роговой.  Управление проектами: учебник и практикум для вузов  Москва : Издательство Юрайт, 2023 URL: https://urait.ru/bcode/510590
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 А. Т. Зуб Управление проектами: учебник и практикум для вузов  Москва : Издательство Юрайт, 2023 URL: https://urait.ru/bcode/533205
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.supcourt.ru – официальный сайт Верховного Суда РФ; www.supcourt.ru
Э2 www.kraevoy.alt.sudrf.ru – официальный сайт Алтайского краевого суда РФ; www.kraevoy.alt.sudrf.ru
Э3 Управление юридическими проектами: курс в в ЭИОС MOODLE - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=9535 portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows, Microsoft office.
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационные справочные системы:
СПС "Консультант Плюс" (инсталированный ресурс АлтГУ или http: // www.consultant.ru/);
СПС "Гарант".
Профессиональные базы данных:
Электронная база данных "Scopus" (http: // www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
108С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка Аquarius - 16 единиц
402С кабинет тактико-специальной подготовки - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 30 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; кафедра; плакат Стратегическое ориентирование на местности в военных условиях
213С учебный зал судебных заседаний - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 50 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; компьютер: марка ASUS модель P8B75-M; проектор: марка Epson - 1 единица; герб, флаг РФ; стол и кресла для судей; стол для адвоката; стол для прокурора; стол секретаря судебного заседания; трибуна; юридическая литература (кодексы)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Учебный курс по дисциплине "Управление юридическими проектами" реализуется на основе общих методических принципов в сочетании с методиками использования информационных ресурсов. При этом особое внимание уделяется работе обучащихся с информационно-поисковыми заданиями, дальнейшее развитие получают навыки сбора, хранения, обработки информации, применению полученных знаний в проектно-учебной, исследовательской деятельности на уровне профильной подготовки.
Наиболее эффективный алгоритм работы с электронными ресурсами: восприятие информации, её анализ и проверка понимания, самооценка (рефлексия), определение дальнейшего маршрута продвижения в учебном материале.