МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы теории уголовного закона

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра уголовного права и криминологии
Направление подготовки40.03.01. Юриспруденция
ПрофильУголовно-правовой; Гражданско-правовой; Государственно-правовой
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план40_03_01_Юриспруденция_Профили-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 28 28 28 28
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
кандидат юридических наук, доцент, Куликов Егор Алексеевич

Рецензент(ы):
кандидат юридических наук, доцент, Канакова Анна Евгеньевна

Рабочая программа дисциплины
Основы теории уголовного закона

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (приказ Минобрнауки России от 13.08.2020 г. № 1011)

составлена на основании учебного плана:
40.03.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра уголовного права и криминологии

Протокол от 13.06.2023 г. № 8
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Анисимова И.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра уголовного права и криминологии

Протокол от 13.06.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой Анисимова И.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Обеспечить в ходе чтения лекций, проведения практических занятий и контроля самостоятельной работы студента формирование предусмотренных учебным планом и ФГОС компетенций:
УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
ОПК-4: Способен профессионально толковать нормы права

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.01.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4Способен профессионально толковать нормы права
ОПК-4.1 Знает виды и способы толкования правовых норм.
ОПК-4.2 Умеет определять вид и способ толкования норм права, подлежащих применению.
ОПК-4.3 Владеет навыками толкования права, навыками применения коллизионных правил при решении задач профессиональной деятельности.
УК-1Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
УК-1.1 Знает основные теоретико-методологические положения системного подхода как научной и философской категории
УК-1.2 Осуществляет поиск информации для решения поставленной задачи по различным типам запросов
УК-1.3 Сопоставляет разные источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений
УК-1.4 Анализирует информацию и предлагает возможные варианты решения поставленной задачи, оценивая их достоинства и недостатки
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.УК-1.1: Знает основные теоретико-методологические положения системного подхода как научной и философской категории
ОПК-4.1: Знает виды и способы толкования правовых норм.
3.2.Уметь:
3.2.1.УК-1.2: Осуществляет поиск информации для решения поставленной задачи по различным типам запросов
ОПК-4.2: Умеет определять вид и способ толкования норм права, подлежащих применению.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.УК-1.3: Сопоставляет разные источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений
УК-1.4: Анализирует информацию и предлагает возможные варианты решения поставленной задачи, оценивая их достоинства и недостатки
ОПК-4.3: Владеет навыками толкования права, навыками применения коллизионных правил при решении задач профессиональной деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Понятие и структура уголовного закона. Системность уголовного закона.
1.1. Понятие и структура уголовного закона. Системность уголовного закона. Лекции 3 2
1.2. Понятие и структура уголовного закона. Системность уголовного закона. Практические 3 4 Л1.1, Л2.1
1.3. Понятие и структура уголовного закона. Системность уголовного закона. Сам. работа 3 6 Л2.2, Л1.2
Раздел 2. Юридическая техника уголовного закона: правила, конструкции, технико-юридические приемы (фикции, презумпции, аксиомы, символы)
2.1. Юридическая техника уголовного закона: правила, конструкции, технико-юридические приемы (фикции, презумпции, аксиомы, символы) Лекции 3 4 Л2.2, Л1.2
2.2. Юридическая техника уголовного закона: правила, конструкции, технико-юридические приемы (фикции, презумпции, аксиомы, символы) Практические 3 6 Л1.1, Л2.1
2.3. Юридическая техника уголовного закона: правила, конструкции, технико-юридические приемы (фикции, презумпции, аксиомы, символы) Сам. работа 3 6 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Учение об уголовно-правовой норме: понятие, виды, особенности структуры.
3.1. Учение об уголовно-правовой норме: понятие, виды, особенности структуры. Практические 3 2 Л1.1, Л2.1
3.2. Учение об уголовно-правовой норме: понятие, виды, особенности структуры. Сам. работа 3 8 Л2.2, Л1.2
Раздел 4. Действие уголовного закона во времени, в пространстве и по кругу лиц.
4.1. Действие уголовного закона во времени, в пространстве и по кругу лиц. Лекции 3 2
4.2. Действие уголовного закона во времени, в пространстве и по кругу лиц. Практические 3 4 Л2.2, Л1.2
4.3. Действие уголовного закона во времени, в пространстве и по кругу лиц. Сам. работа 3 8 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Толкование уголовного закона: особенности, способы, виды.
5.1. Толкование уголовного закона: особенности, способы, виды. Лекции 3 2 Л2.2, Л1.1
5.2. Толкование уголовного закона: особенности, способы, виды. Практические 3 4 Л1.2, Л2.1
5.3. Толкование уголовного закона: особенности, способы, виды. Сам. работа 3 14 Л2.2, Л1.2
Раздел 6. Применение уголовного закона при пробелах в законодательстве.
6.1. Применение уголовного закона при пробелах в законодательстве. Лекции 3 2 Л2.2, Л1.2
6.2. Применение уголовного закона при пробелах в законодательстве. Практические 3 2 Л1.1, Л2.1
6.3. Применение уголовного закона при пробелах в законодательстве. Сам. работа 3 12 Л2.2, Л1.2
Раздел 7. Конкуренция (коллизии) уголовно-правовых норм и пути её преодоления.
7.1. Конкуренция (коллизии) уголовно-правовых норм и пути её преодоления. Лекции 3 2 Л2.2, Л1.2
7.2. Конкуренция (коллизии) уголовно-правовых норм и пути её преодоления. Практические 3 6 Л1.1, Л2.1
7.3. Конкуренция (коллизии) уголовно-правовых норм и пути её преодоления. Сам. работа 3 12 Л2.2, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценка сформированности компетенции УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач

Примеры заданий закрытого типа

1. Система уголовно-правовых инструментов, образующих легальное определение уголовного права как отрасли права, предусмотрена в
Выберите один ответ:
а. ч. 2 ст. 1 УК РФ
б. ч. 2 ст. 2 УК РФ
в. ч. 2 ст. 3 УК РФ
г. ч. 2 ст. 5 УК РФ
Ответ: б
2. К задачам Уголовного кодекса РФ относятся
Выберите один ответ:
а. все вышеперечисленные
б. обеспечение мира и безопасности человечества
в. охранительная
г. предупреждение преступлений
Ответ: а
3. Принцип законности запрещает применение уголовного закона по аналогии
Выберите один ответ:
а. в определении характера и степени общественной опасности деяния
б. в определении сроков и размеров наказания
в. в любом случае
г. в части установления преступности деяния, его наказуемости и иных уголовно-правовых последствий
Ответ: г
4. Согласно уголовно-правовому принципу законности, только УК может устанавливать
Выберите один ответ:
а. преступность деяния, его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия его совершения
б. процедурные правила применения уголовных наказаний
в. правила действия уголовного закона во времени и в пространстве
г. правила исполнения уголовных наказаний
Ответ: а
5. В уголовно-правовом методе представлены следующие способы правового регулирования (уберите лишнее)
Выберите один ответ:
а. дозволение
б. запрет (негативное обязывание)
в. позитивное обязывание
г. рекомендация
Ответ: г
6. Систему уголовного права РФ образуют
Выдерите один ответ
а. Общая и Специальная части
б. Общая и Особенная части
в. Конституция РФ и общепризнанные принципы и нормы международного права
г. уголовный закон
Ответ: б
7. Какой из нижеперечисленных принципов не получил прямого текстуального закрепления в УК РФ?
Выберите один ответ
а. справедливости
б. вины
в. индивидуализации уголовной ответственности
г. гуманизма
Ответ: в
8. Какому принципу уголовного права корреспондирует признак преступления "уголовная противоправность"?
Выберите один ответ
а. законности
б. вины
в. справедливости
г. гуманизма
д. равенства граждан перед законом
Ответ: а
9. По уголовному законодательству РФ (в соответствии с одним из его принципов) за одно и то же преступление лицо может нести уголовную ответственность только
Выберите один ответ
а. три раза
б. два раза
в. один раз
г. четыре раза
10. В соответствии с ч. 1 ст. 1 УК РФ уголовное законодательство РФ состоит из
Выберите один ответ:
а. нормативных правовых актов, правовых обычаев, судейского права, правовой доктрины, корпоративных норм
б. верны все выше перечисленные варианты
в. УК РФ
г. федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, ведомственных актов, законов субъектов РФ в уголовно-правовой сфере
Ответ: в
11. К источникам уголовного права в широком смысле относятся
Выберите один ответ:
а. все перечисленные
б. Законодательство иной отраслевой принадлежности, восполняющее бланкетность норм УК РФ
в. Доктрина уголовного права
г. Судебная практика
д. Акты Конституционного Суда РФ
е. Конституция РФ
ж. Постановления Пленума ВС РФ
з. УК РФ
и. Самоисполнимые нормы международного права
Ответ: а
12. К источникам уголовного права в узком смысле относятся
Выберите один ответ:
а. Все федеральные законы
б. Постановления Пленума ВС РФ
в. УК РФ
г. Международное уголовное право
д. Все перечисленные
13. УК РФ вступил в законную силу с
Выберите один ответ:
а. 1 января 1997 г.
б. 5 июня 1996 г.
в. 24 мая 1996 г.
г. 13 июня 1996 г.
Ответ: а
14. Общее правило действия уголовного закона во времени
Выберите один ответ:
а. Преступность и наказуемость деяния определяется уголовным законом, действующим во время его совершения
б. Преступность и наказуемость деяния определяется уголовным законом, действующим в момент возбуждения уголовного дела
в. Преступность и наказуемость деяния определяется уголовным законом, действующим в момент вынесения приговора
г. Преступность и наказуемость деяния определяются уголовным законом, действующим в процессе исполнения уголовного наказания виновным
Ответ: а
15. Исключениями из общего правила действия уголовного закона во времени выступают
Выберите один ответ:
а. обратная сила (ретроактивность) уголовного закона
б. правило "промежуточного" уголовного закона
в. ультраактивность (переживание) уголовного закона
г. все перечисленные
Ответ: г

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

Примеры заданий открытого типа

1. Палки, пруты с обрезанным концом, которые использовались для телесных наказаний в России до XVIII в. -
Ответ: батоги

2. Состояние человека, его физических и умственных сил, когда он не может
ни защитить себя, ни принимать самых обычных мер к сохранению своей жизни и здоровья и часто нуждается в посторонней помощи, чтобы удовлетворить основные жизненные потребности - это
Ответ: беспомощность

3. Принадлежность лица одновременно к гражданству двух (двугражданство, бипатризм) и более государств - это
Ответ: бипатрид

4. Время действия военного положения, под которым понимается особый
правовой режим, вводимый на территории РФ или в отдельных ее местностях в соответствии с Конституцией РФ Президентом РФ в случае агрессии против России или непосредственной угрозы агрессии - это
Ответ: военное время

5. Передача обвиняемого в совершении преступления, а также осужденного
запрашиваемым государством, на территории которого эти лица находятся, запрашивающему государству для привлечения обвиняемого к уголовной ответственности, а осужденного для отбывания наказания по приговору суда запрашивающего государства - это
Ответ: выдача лица, совершившего преступление (вариант: экстрадиция)

6. Структурный элемент УК РФ, входящий в раздел его Общей или Особенной частей - это
Ответ: глава УК РФ

7. Общее условие действия всех уголовно-правовых норм, предусматривающих преступность и наказуемость деяний - это
Ответ: гипотеза уголовно-правовой нормы

8. Лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства - это
Ответ: иностранный гражданин

9. Линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, т. е. пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации -
Ответ: государственная граница РФ

10. Действие закона в отношении лиц, совершивших преступление на территории государства, издавшего его, а также в указанных в этом законе
случаях в отношении лиц, совершивших преступление на территории другого государства - это
Ответ: действие уголовного закона в пространстве и по кругу лиц

11. Определение преступности и наказуемости деяний уголовным законом, вступившим в силу и не утратившим силу во время его совершения - это
Ответ: действие уголовного закона во времени

12. Совокупность основополагающих положений уголовно-правовой науки, воспринимаемых на данном историческом этапе в качестве аксиоматичных истин, определяющих сущность и задающих базовые ценности уголовного права и уголовного закона - это
Ответ: уголовно-правовая догматика

13. Нормативный правовой акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения - это
Ответ: закон

14. Федеральный нормативный правовой акт, принятый Государственной
Думой Федерального Собрания РФ, устанавливающий основания и принципы уголовной ответственности и наказания, а также иные общие положения уголовного законодательства, определяющий преступность и наказуемость общественно опасных деяний, закрепляющий условия и порядок освобождения от уголовной ответственности и наказания - это
Ответ: уголовный закон

15. Уголовный закон., вступивший в силу в установленном порядке, если не истек срок его действия либо он не отменен и не изменен другим законом - это
Ответ: действующий уголовный закон

16. Уголовный закон, который действовал после совершения деяния, но до привлечения лица к уголовной ответственности или вынесения приговора - это
Ответ: промежуточный уголовный закон

17. Закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление - это
Ответ: закон, улучшающий положение лица, совершившего преступление

18. Закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица - это
Ответ: закон, ухудшающий положение лица, совершившего преступление

19. Официально закрепленные формы внешнего выражения содержания уголовного права, обязательные для всех - это
Ответ: источник уголовного права (вариант: внешняя форма уголовного права)

20. Нормативный правовой акт, определяющий и устанавливающий уголовную ответственность на территории Российской Федерации - это
Ответ: Уголовный кодекс РФ (вариант - уголовный закон)

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

Оценка сформированности компетенции ОПК-4: Способен профессионально толковать нормы права

Примеры заданий закрытого типа

16. Уголовный закон имеет обратную силу, т.е. распространяется на деяния, совершенные до введения его в действие, если
Выберите один ответ:
а. он устраняет преступность деяния, смягчает наказание, либо иным образом улучшает положение лица, совершившего преступление
б. при наличии специального на то указания в законе
в. он устанавливает преступность деяния
г. в любом случае
Ответ: а

17. В любом случае не имеет обратной силы уголовный закон
Выберите один ответ:
а. изменяющий положения Общей части УК РФ
б. устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, совершившего преступление
в. вновь принятый
г. улучшающий положение виновного лица
Ответ: б

18. "Промежуточный" уголовный закон применяется, если
Выберите один ответ:
а. никогда не применяется
б. всегда применяется
в. если устанавливает преступность деяния
г. Он улучшает положение лица, совершившего преступление, как по сравнению с законом времени совершения преступления, так и с законом времени вынесения приговора
Ответ: г

19. Временем совершения преступления признается
Выберите один ответ:
а. время фактического окончания преступления
б. время наступления общественно опасных последствий
в. время совершения общественно опасного действия/бездействия независимо от времени наступления общественно опасных последствий
г. любой условный момент в прошлом по усмотрению правоохранительных органов
Ответ: в

20. Территориальный принцип действия уголовного закона в пространстве заключается в том, что применяется
Выберите один ответ:
а. уголовный закон места наступления последствий преступления
б. уголовный закон места совершения общественно опасного действия/бездействия независимо от места наступления общественно опасных последствий
в. уголовный закон места жительства лица, совершившего преступление
г. уголовный закон места задержания преступника
Ответ: б

21. Случаи экстратерриториального действия УК РФ (за пределами территориальной юрисдикции России) регламентируются на сегодняшний день принципами
Выберите один ответ:
а. универсальным
б. все перечисленные
в. реальным
г. покровительства
д. иммунитета
е. гражданства
Ответ: б

22. Статья Особенной части УК РФ состоит из
Выберите один ответ:
а. диспозиции и санкции
б. диспозиции и гипотезы
в. гипотезы, диспозиции и санкции
г. гипотезы и санкции
Ответ: а

23. Нормы-предписания, закрепленные в УК РФ, построены в силу традиций российского уголовного права так, что они адресованы прежде всего
Выберите один ответ:
а. гражданам, которым предписано соблюдать уголовно-правовые запреты
б. должностным лицам, применяющим нормы УК РФ в случае если совершено преступление
в. судьям
г. всем субъектам без исключения
Ответ: б

24. Реальный принцип действия уголовного закона по кругу лиц закрепляет правило, согласно которому УК РФ применяется
Выберите один ответ:
а. в соответствии с нормами международного права в случае совершения международных преступлений или преступлений международного характера
б. если преступление совершено за пределами РФ, иностранным гражданином или лицом без гражданства, не проживающим постоянно в РФ, против интересов РФ или гражданина РФ, либо постоянно проживающего в РФ лица без гражданства, при условии привлечения данного лица к ответственности в РФ и отсутствия решения в его отношении суда иностранного государства
в. если совершено за пределами РФ гражданином РФ, против интересов, охраняемых УК РФ, если он привлекается к ответственности в РФ и отсутствует решение суда иностранного государства
г. если преступление совершено на территории РФ гражданином РФ
Ответ: б

25. В структуре уголовно-правового предписания в статьях Особенной части точнее выделять
Выберите один ответ
а. определительную и карательную части
б. гипотезу и диспозицию
в. диспозицию и санкцию
г. гипотезу и санкцию
Ответ: а

26. Структурный уровень, отсутствующий в действующем УК РФ
Выберите один ответ
а. раздел
б. глава
в. параграф
г. статья
Ответ: в

27. В каком году был принят первый УК РСФСР?
Выберите один ответ
а. 1991
б. нет правильного ответа
в. 1926
г. 1922
д. 1960
Ответ: г

28. Отметьте годы принятия советских уголовных кодексов (РСФСР)
Выберите один ответ
а. 1922, 1926, 1960
б. нет правильного ответа
в. 1924, 1958, 1991
г. 1926, 1937, 1960
Ответ: а

29. Если новый уголовный закон смягчает наказание за деяние, которое отбывается лицом, то
Выберите один ответ:
а. лицу назначается новое наказание, которое приводится в соответствие с верхним пределом санкции по новой редакции закона
б. в силу принципа стабильности правового регулирования наказание, отбываемое виновным, не пересматривается
в. лицо подлежит освобождению от дальнейшего отбывания наказания
г. назначенное ему наказание подлежит сокращению в пределах, предусмотренных новым уголовным законом
Ответ: г

30. Статья Общей части УК РФ по общему правилу (в особенности, если сохранилась в неизменном виде с момента принятия кодекса) с точки зрения структуры предполагает
Выберите один ответ:
а. в части первой закрепление гипотезы уголовно-правовой нормы, в части второй - закрепление диспозиции уголовно-правовой нормы, в части третьей - закрепление санкции уголовно-правовой нормы
б. в части первой закрепление основного состава преступления определенного вида, в части второй и последующих - регламентацию квалифицированных и особо квалифицированных составов
в. в части первой закрепление общего правила или общего принципа, который затем уточняется во второй и последующих частях, либо в них закрепляются исключения из этого правила
г. в части первой описание объекта преступления, в части второй - описание объективной стороны преступления, в части третьей - описание субъекта преступления и в части четвертой - описание субъективной стороны преступления
Ответ: в

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

Примеры заданий открытого типа

21. Разногласия или противоречия между уголовно-правовыми нормами, регулирующими одно и то же общественное отношение - это
Ответ: коллизии уголовно-правовых норм

22. Регулирование одного и того же уголовно-правового отношения двумя или более нормами, из которых применяться должна только одна - это
Ответ: конкуренция уголовно-правовых норм

23. Разновидность содержательной конкуренции, при которой соперничают нормы, охватывающие признаки совершенного преступления с различной полнотой: норма-целое включает всю совокупность признаков, а норма- часть — только некоторые из них - это
Ответ: конкуренция нормы-целого и нормы-части

24. Акт расплаты за причиненное человеку в прошлом зло - это
Ответ: месть

25. Сложное научное понятие, отражающее систему взаимосвязанных методов уголовно-правового регулирования и включающее в себя такие основные элементы, как предмет правового регулирования, юридические нормы, юридические факты, уголовные правоотношения, уголовная ответственность -
Ответ: Механизм уголовно-правового регулирования

26. Период (или момент) времени, в который совершается конкретное преступное деяние, от начала до окончания либо пресечения - это
Ответ: Момент совершения преступления

27. Отсутствие в уголовном законе предусмотренности (запрещенности) того или иного деяния и, как следствие, мер государственного принуждения, закрепленных в ст. 44 УК РФ - это
Ответ: ненаказуемость

28. Общеобязательное правило, сформулированное в статье или части статьи УК РФ, рассчитанное на неопределенный круг лиц и на неопределенное число случаев криминального характера - это
Ответ: уголовно-правовая норма

29. Один из двух структурных элементов отечественного уголовного закона (наряду с Особенной частью УК РФ), которым определяются: основания и принципы уголовной ответственности; принципы и пределы действия уголовного закона в пространстве и по кругу лиц; правила выдачи лиц, совершивших преступления за пределами РФ; понятие и категории преступления, формы вины, возраст, с которого наступает уголовная ответственность, признаки и правовые последствия невменяемости; виды, признаки и правовые последствия неоконченного преступления; соучастие в преступлении, виды соучастников; обстоятельства, исключающие преступность деяния; понятие, цели и виды наказаний, их система; общие и специальные начала назначения наказания; виды освобождения от уголовной ответственности и наказания; правила снятия и погашения судимости; особенности уголовной ответственности несовершеннолетних; основания и правила применения иных мер уголовно-правового характера - это
Ответ: Общая часть УК РФ

30. Система уголовно-правовых норм, устанавливающих преступность и наказуемость конкретных видов общественно опасных деяний - это
Ответ: Особенная часть УК РФ

31. Реакция на позитивное, значимое с точки зрения уголовного права поведение - это
Ответ: уголовно-правовое поощрение

32. Условие наступления уголовной ответственности, согласно которому виновный ранее уже был привлечен к административной ответственности за аналогичное деяние - это
Ответ: административная преюдиция

33. Основополагающая идея, которая означает, что преступность деяния, а также его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только УК РФ - это
Ответ: принцип законности

34. Часть нормы Особенной части УК, в которой сформулированы вид и размер наказания, назначаемого виновному за совершение деяния - это
Ответ: Санкция уголовно-правовой нормы

35. Разновидность санкции, предусматривает возможность применения к преступнику, наряду с основным, дополнительного наказания - это
Ответ: куммулятивная санкция

36. Разновидность санкции, содержащая два и более видов основного наказания - это
Ответ: альтернативная санкция

37. Хищение предметов церковной утвари, что причиняет не только материальный ущерб, но и оскорбляет религиозные чувства верующих - это
Ответ: святотатство

38. Распространение действия вновь принятого уголовного закона на лиц, совершивших преступления до вступления его в силу, а также на лиц, отбывающих наказание или уже его отбывших, но имеющих судимость - это...
Ответ: обратная сила уголовного закона

39. Уяснение и разъяснение смысла уголовного закона, выявление воли законодателя, выраженной языковыми средствами в форме правовой нормы - это...
Ответ: толкование уголовного закона

40. разъяснение уголовного закона, исходящее от органа, принявшего его - это
Ответ: аутентическое толкование уголовного закона

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет в силу специфики учебной дисциплины входит 2 вопроса теоретического характера.

Вопросы теоретического характера

1. Теория уголовного закона как частная уголовно-правовая теория: объект, предмет, особенности.
2. Понятие и основные черты уголовного закона. Уголовный закон как нормативный правовой акт и как источник права.
3. Источники уголовного права: общая характеристика, виды, проблемы теории.
4. Соотношение уголовного закона и подзаконных (надзаконных) источников уголовного права.
5. Структурные особенности уголовного закона. Уголовный закон как система.
6. Динамизм и стабильность уголовного закона: характер соотношения, поиск баланса.
7. Юридическая техника в общей теории права и в теории уголовного права.
8. Общие правила законодательной техники уголовного права. Технико-юридические требования к уголовному закону.
9. Юридические конструкции в уголовном праве: характеристика, значение для правотворчества и правоприменения.
10. Юридические фикции в уголовном праве.
11. Правовые презумпции в уголовном праве. Правовые символы и аксиомы.
12. Язык уголовного закона: особенности.
13. Учение о норме права в общей теории права: основные моменты.
14. Общая характеристика уголовно-правовой нормы и её особенности. Логическая норма и норма-предписание.
15. Виды уголовно-правовых норм.
16. Структура уголовно-правовой нормы. Юридическая, логическая и социальная структура. Особенности элементов.
17. Виды гипотез, диспозиций и санкций уголовно-правовых норм и их характеристика.
18. Соотношение нормы уголовного права и статьи уголовного закона.
19. Действие уголовного закона: общее понятие.
20. Общее правило действия уголовного закона во времени: характеристика и проблемы применения.
21. Обратная сила уголовного закона: понятие, основания и правила действия. Ультраактивность уголовного закона.
22. Территориальная уголовная юрисдикция России (ст. 11 УК РФ). Восполняющее законодательство о пределах территориальной юрисдикции России.
23. Принципы экстратерриториального действия уголовного закона РФ (ст. 12 УК РФ). Выдача лиц, совершивших преступление. Международно-правовое регулирование уголовной юрисдикции.
24. Общая характеристика толкования права в общей теории права. Структура, виды, способы. Особенности толкования уголовного закона.
25. Способы толкования уголовного права. Соотношение языкового и системного способов толкования.
26. Виды толкования права. Специфика видов толкования уголовного закона.
27. Понятие пробелов в праве и в законодательстве. Особенности пробелов в уголовном законе.
28. Восполнение и преодоление пробелов: характер соотношения.
29. Применение уголовного закона по аналогии: абстрактный запрет и допустимые пределы.
30. Применение уголовного права по аналогии.
31. Общая характеристика конкуренции уголовно-правовых норм, разграничение конкуренции и коллизии норм.
32. Коллизионные нормы в уголовном праве и преодоление конкуренции уголовно-правовых норм.
33. Виды уголовно-правовой конкуренции.
34. Конкуренция общей и специальной норм.
35. Конкуренция нормы-части и нормы-целого.
36. Конкуренция исключительной нормы с общей и специальной нормами.
37. Конкуренция положений Общей и Особенной частей УК РФ.


Критерии оценивания:
Оценка «зачтено» выставляется, если студентом даны развернутые ответы на поставленные вопросы, где студент демонстрирует приобретенные знания, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение юридической речью, логичность и последовательность ответа.
Оценка «не зачтено» выставляется, если студентом даны ответы, которые содержат ряд серьезных неточностей, обнаруживающие незнание процессов изучаемой предметной области, отличающиеся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением юридической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Наумов А.В. - отв. ред., Кибальник А.Г. - отв. ред. УГОЛОВНОЕ ПРАВО В 2 Т. ТОМ 1. ОБЩАЯ ЧАСТЬ 5-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Сверчков В.В. ВВЕДЕНИЕ В УГОЛОВНОЕ ПРАВО. УГОЛОВНЫЙ ЗАКОН. Учебное пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Козаченко И.Я., Новоселов Г.П. УГОЛОВНОЕ ПРАВО. ОБЩАЯ ЧАСТЬ 5-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавриата и специалитета: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Уголовное право России. Общая часть/ Казанский (Приволжский) федеральный университет. – 2-е изд., перераб. и доп. Уголовное право России. Общая часть : учебник / Казанский (Приволжский) федеральный университет. – 2-е изд., перераб. и доп.: учебник М. : Статут, 2016. – 864 с., http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=452513
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронный курс Основы теории уголовного закона portal.edu.asu.ru
Э2 Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU www.elibrary.ru
Э3 Электронная библиотека издательства Юрайт biblio-online.ru
Э4 электронный курс на едином образовательном портале АлтГУ "Уголовное право. Общая часть. Куликов Е.А." portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
108С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка Аquarius - 16 единиц

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При изучении дисциплины «Основы теории уголовного закона» целесообразно придерживаться следующих рекомендаций.

Лекционные занятия традиционно являются наиболее оперативным и доходчивым источником информации. Это очевидно, если учесть периодически принимаемые изменения в законодательстве и обусловленное этим «старение» учебной и научной литературы. В настоящее время в УК РФ внесены изменения и дополнения. Поэтому конспектирование лекций, в которых излагаются современные подходы к изучаемым проблемам, отражаются изменения в законодательстве и т. п., представляется необходимым. В конспекте следует фиксировать наиболее существенные положения и выводы, особо отмечая при этом дискуссионные положения, изменения в законодательстве, на которые указывал лектор.
Работа студента на лекции, внимательное, вдумчивое восприятие ее содержания, умелое конспектирование значительно облегчают усвоение учебного материала, сокращая усилия и экономя время при подготовке к семинарским занятиям, а также к зачету и экзамену.
Важная роль в изучении дисциплины принадлежит семинарским занятиям. Задача семинарских и практических занятий состоит в том, чтобы студенты получили прочные теоретические знания уголовного права, умение правильно толковать уголовно-правовые нормы, а также навыки применения их к реальным обстоятельствам. Готовясь к занятиям, следует руководствоваться приведенными к каждой теме вопросами для обсуждения, а также перечнем литературы. Если при подготовке к семинарскому занятию возникают какие-либо вопросы, их следует впоследствии выяснить на занятии или на консультации у преподавателя. На семинарском занятии рекомендуется проявлять активность, непосредственно участвуя в обсуждении рассматриваемых вопросов. Также важно внимательно следить за выступлениями других студентов и быть готовым сделать необходимые дополнения или внести коррективы. Такая активная позиция позволяет закрепить полученные знания предмета.

Рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям.
Подготовка к семинарским (практическим) занятиям – это активная самостоятельная работа студента. В процессе подготовки к практическому занятию студент должен:
– внимательно ознакомиться с планом занятия;
– изучить конспект лекции;
– изучить и при необходимости законспектировать рекомендуемую литературу;
– изучить соответствующие нормативно-правовые акты;
– изучить и проанализировать судебную практику, перечень которой предложен в планах семинарских занятий (или самому найти опубликованную практику: решение Конституционного Суда РФ, Постановление Пленума Верховного Суда РФ или практику Верховного суда по конкретным уголовным делам, а федеральных судов и проанализировать ее);
– самостоятельно проверить свои знания, руководствуясь контрольными вопросами;
– выполнить самостоятельную работу по предложенному плану.
В планы отдельных занятий включены основные вопросы изучаемой темы по программе «Основы теории уголовного закона». В связи с тем, что объём учебных часов недостаточен, часть тем (вопросов) дисциплины изучается студентами самостоятельно.
По каждой теме дается примерный перечень основной и дополнительной литературы. Предлагаемая для изучения литература в основном имеется в фондах научной библиотеки АлтГУ.
Преподавателем, читающим лекции или ведущим семинарские (практические) занятия, может быть рекомендована и иная литература, не вошедшая в упомянутый выше перечень. Начинать изучение литературных источников следует с учебников. При необходимости изучается методическая и справочная литература. После этого следует переходить к анализу более сложной литературы в виде монографий и научных статьей. Все нормативные правовые акты можно найти в справочно-информационных правовых системах, в частности в СПС «КонсультантПлюс и ИПО системы «ГАРАНТ» Использование этих систем позволяет достаточно оперативно отслеживать изменения законодательства, быть в курсе последних направлений правоприменительной практики. Кроме того, студент может самостоятельно изучить по интересующему вопросу статьи, опубликованные в журналах «Уголовное право», «Законность», «Российская юстиция» и других. Работу с литературой существенно облегчают Интернет-ресурсы, информационно-справочные и поисковые системы. Многие статьи размещены СПС «КонсультантПлюс» и ИПО системы «Гарант». Кроме того, студенты АлтГУ имеют доступ к электронным коллекциям работ, размещенных в следующих электронно-библиотечных системах: ЭБС издательства «Лань», «Университетской библиотеке онлайн», «Научной электронной библиотеке eLIBRARY.RU».
Помимо основных вопросов изучаемой темы в плане к каждому занятию даются также контрольные вопросы для проверки и закрепления студентами полученных знаний.
При необходимости студент вправе получить консультацию у преподавателя.
Существенную помощь в выполнении домашних работ студентам окажут рекомендации по выполнению домашних (самостоятельных) заданий.
Залогом успешной подготовки к практическому занятию являются:
– активная самостоятельная работа студента;
– посещение лекций;
– своевременное внимательное изучение учебной литературы по уголовному праву (не только основной, но и, прежде всего, дополнительной, а также публикаций в юридической прессе);
На семинарском занятии рекомендуется проявлять активность, непосредственно участвуя в обсуждении рассматриваемых вопросов. Также важно внимательно следить за выступлениями других студентов и быть готовым сделать необходимые дополнения или внести коррективы. Такая активная позиция позволяет закрепить полученные знания предмета.
При пропуске студентом семинарских занятий их темы должны быть отработаны индивидуально. Отработка по согласованию с преподавателем может состоять в подготовке конспектов, эссе, рефератов, и устных ответах по вопросам темы.

3. Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов и решению задач.
Учебная программа и учебно-тематический план по дисциплине предполагают обязательную самостоятельную подготовку студентов в виде выполнения ими домашнего задания. В частности, это может быть, написание рефератов, решение задач- казусов, контрольных работ.
Такие задания предусмотрены по тем темам плана, по которым не отводится время на аудиторную работу (лекции, семинары), а также к темам, по которым проводятся семинарские занятия.
При использовании в учебном процессе самостоятельной работы и соответствующих домашних заданий необходимо усвоить соответствующие нормы уголовного законодательства, ознакомиться с опубликованной судебной, следственной практикой, с учебной и научной литературой. При этом особое внимание следует обратить на ряд изменений и дополнений, внесенных в последнее время в законодательство.
При самостоятельном изучении тем, студентам необходимо обращать внимание на следующие рекомендации:
1. должна использоваться преимущественно новейшая литература научного и учебного направления;
2. изучение предмета необходимо начинать с общих положений программы уголовного права;
3. подготовка по отдельной теме должна включать обязательное исследование вопросов теоретического характера и нормативных актов, рекомендованных преподавателем;
4. очень эффективно использовать при выполнении домашнего задания нескольких учебников по Уголовному праву, сопоставляя соответствующие темы;
5. рекомендуется более полно использовать возможности самоподготовки посредством работы с нормативными актами. В особенности необходимо изучение обязательных источников, перечисленных в экзаменационных вопросах, на лекциях, либо данных для самостоятельного изучения;
6. студент обязан следить за изменениями законодательства.
Литературу (учебную или специальную), а также нормативно-правовые источники, рекомендованные к той или иной теме, следует внимательно изучить, составить подробный конспект, а после этого самостоятельно проконтролировать свои знания. После усвоения теоретического материала можно переходить к решению задач. Решая казус, студент должен хорошо уяснить обстоятельства дела и с привлечением всех необходимых материалов дать ответ на поставленный вопрос. При этом недопустимо произвольное изменение условий задачи Изложенные в задачах обстоятельства считаются установленными. В отдельных случаях, если это позволяют условия задачи, можно рассмотреть различные варианты решений. Основное внимание при выполнении задания необходимо обращать на обоснованность и мотивированность решения. Решение должно включать ссылку на закон, постановления Пленума Верховного Суда, если таковые имеются по данному вопросу, теоретические положения. Решения, даже правильные по существу, но не имеющие ссылок на соответствующий закон или нормативно-правовой акт, разъяснения Верховного Суда РФ, не содержащее анализа фактических обстоятельств предложенного казуса, не могут быть признаны удовлетворительными.

Приведем пример решения задачи по Основам теории уголовного закона.
Задача: В 1995-1996 годах Зеренчук в составе группы лиц совершил несколько нападений на коммерческие ларьки, за что был осужден по ч.2 ст.162 УК РФ (разбой) к 7 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Правильно ли применен закон?

Для решения казуса следует изучить учебную литературу, дополнительную литературу, рекомендованную преподавателем и указанную в планах семинарских занятий, обратить внимание на судебную практику, перечень которой предложен также в плане семинарского занятия, уяснить положения раздела 1 УК РФ с одноименным названием.
Для ответа на вопрос: правильно ли применен уголовный закон, необходимо вникнуть в суть задачи. Из нашего казуса очевидно, что преступные действия Зеренчука в составе группы были совершены во время действия УК РСФС 1960г. (группа совершала разбойные нападения в период 1995-1996годов). По общему правилу применяться может лишь тот закон, который является действующим на момент совершения преступления (уже вступил в силу и еще не утратил ее). Содержание этого правила закреплено в части 1 ст.6 УК РСФСР: Преступность и наказуемость деяния определяется законом, действующим во время совершения этого деяния. С учетом этого, казалось бы, следует ответ о том, что действия Зеренчука следует квалифицировать по ст.146 УК РСФСР. Этот ответ был бы правильным, если мы исходили только из общей нормы, закрепленной в ч.1 ст.6 УК РСФСР. Но в этой же статье есть исключение из общей нормы. Оно установлено в ч.2 « закон, устраняющий преступность и наказуемость деяния или смягчающий наказание, имеет обратную силу, то есть распространяется так же на деяния, совершенные до его издания».
Поскольку ко времени вынесения приговора уже был принят новый УК РФ ( 24.05.1996г), который вступил в действие с 01 января 1997 года, возникает вопрос можно ли применить УК РФ к уголовному делу о событиях 1995-1996годов? Правило об обратной силе закона должно применяться в строгом соответствии с законом, в частности с ч. 1 ст. 10 УК РФ 1996 г., которая указывает, что уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, распространяется на лиц, совершивших соответствующее деяние до вступления такого закона в силу. Уголовный закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Названные положения ст. 10 УК РФ базируются на ст. 54 Конституции Российской Федерации 1993 г., которая гласит: "Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон". Данная статья Конституции носит всеобщий характер и распространяется на все законы, устанавливающие юридическую ответственность граждан за правонарушения, в том числе уголовные.
С учетом этих положений осталось определить не является ли новый закон более мягким, а для этого необходимо сравнить санкции за совершенное Зеренчуком преступление по старому и новому УК.
При решении вопроса о том, какой закон является более мягким, следует исходить из разъяснений Верховного Суда, в которых, в частности, отмечено, что более мягким признается тот закон, в котором высший предел наказания ниже.
По старому закону действия Зеренчука подпадали под п. «а» ч.2 ст.146 – УК РСФСР - разбой, совершенный по предварительному сговору группой лиц. Санкция ч. 2 ст.146 предусматривает лишение свободы на срок от шести до пятнадцати лет с конфискацией имущества.
По новому уголовному закону действия Зеренчука подпадают под признаки п. «а» ч. 2 ст.162 – разбой, совершенный группой лиц по предварительному сговору, санкция которой предусматривает лишение свободы на срок от семи до двенадцати лет с конфискацией имущества ( в такой редакции ст.162 УК РФ существовала до изменений, внесенных Федеральным законом от 08.12.2003г. № 162-ФЗ).
В результате сравнения санкций нового (до 12 лет) и старого (до 15 лет) уголовного закона приходим к выводу о том, что УК РФ 1996г. в части ответственности за разбой, совершенный группой лиц, является более мягким, т.е. он имеет обратную силу.
Следовательно, суд обоснованно применил нормы УК РФ 1996г.

Для успешного получения зачета по дисциплине необходимо посещать лекции и выполнять все виды заданий на практических занятий в установленные преподавателем сроки. В соответствии с учебным планом зачет выставляется на заключительном практическом занятии, при невозможности выставления - принимается в соответствии с приведенным в РПД и ФОСе перечнем вопросов в устной/письменной форме.