МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Общая теория юридической квалификации

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и истории государства и права
Направление подготовки40.03.01. Юриспруденция
ПрофильУголовно-правовой; Гражданско-правовой; Государственно-правовой
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план40_03_01_Юриспруденция_Профили-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 12
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 30 30 30 30
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ю.н., доцент кафедры теории и истории государства и права, Насыров Рафаил Валейзянович

Рецензент(ы):
Серебряков Андрей Александрович

Рабочая программа дисциплины
Общая теория юридической квалификации

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (приказ Минобрнауки России от 13.08.2020 г. № 1011)

составлена на основании учебного плана:
40.03.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и истории государства и права

Протокол от 04.07.2023 г. № 8
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ю.н. профессор Васильев А.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и истории государства и права

Протокол от 04.07.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой д.ю.н. профессор Васильев А.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.В современной российской правовой системе наблюдается явное увлечение «идеологическим» содержанием права и недооценкой «технического» аспекта реализации правовых норм. Поэтому казуистами необходимо быть не только юристам-практикам, но и законодателям – формируя правовую норму, они должны представлять сам предмет законодательного регулирования как совокупность казусов – конкретных отношений. Актуальность этого курса предопределена тем, что в преподавании отраслевых и специальных юридических дисциплин важное значение имеет решение задач (казусов). Соответственно возникает необходимость в рамках общей теории права разработать общую методологию юридической квалификации. Цель курса – изучение общей методологии юридической квалификации, то есть теории разрешения конкретных правовых ситуаций (казусов).

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2.03Способен принимать решения и совершать юридические действия при реализации норм материального и процессуального права в государственно-правовой сфере деятельности
ПК-2.03.1 Знает теорию и практику реализации материальных и процессуальных норм в государственно-правовой сфере деятельности.
ПК-2.03.2 Умеет определять оптимальные варианты разрешения проблемной ситуации и необходимые для осуществления юридические действия при реализации норм материального и процессуального права в государственно-правовой сфере деятельности.
ПК-2.03.3 Владеет методами анализа теоретических и практических положений, необходимых для принятия решений и совершения юридических действий при реализации норм материального и процессуального права в государственноправовой сфере деятельности.
ПК-3Способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности
ПК-3.1 Знает содержание нормативных правовых актов, применяемых в профессиональной деятельности.
ПК-3.2 Умеет осуществлять правильный выбор нормативных правовых актов и правовых норм, подлежащих применению в конкретной ситуации.
ПК-3.3 Владеет навыками анализа фактических обстоятельств дела, квалификации юридических фактов и возникающих в связи с ними правоотношений.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-6.1. Знает содержание правовых норм необходимых для подготовки квалифицированного заключения и осуществления консультирования в конкретных видах профессиональной деятельности
ПК-2.03.1: Знает теорию и практику реализации материальных и процессуальных норм в государственно-правовой сфере деятельности.
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-6.2. Умеет выявлять правовую проблему и устанавливать юридически значимые обстоятельства по делу, необходимые для осуществления консультирования и подготовки квалифицированного заключения.
ПК-2.03.2. Умеет определять оптимальные варианты разрешения проблемной ситуации и необходимые для осуществления юридические действия при реализации норм материального и процессуального права в государственно-правовой сфере деятельности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-6.3. Владеет навыками выработки вариантов решения конкретных задач и их разъяснения на основе норм права и полученных аналитических данных.
ПК-2.03.3. Владеет методами анализа теоретических и практических положений, необходимых для принятия решений и совершения юридических действий при реализации норм материального и процессуального права в государственно-правовой сфере деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Понятие и значение юридической квалификации и юридической казуистики Лекции 8 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.03.1, ПК-2.03.2, ПК-2.03.3 Л2.2, Л1.1
1.2. Понятие и значение юридической квалификации и юридической казуистики Практические 8 6 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.03.1, ПК-2.03.2, ПК-2.03.3 Л2.2, Л1.1
1.3. Понятие и значение юридической квалификации и юридической казуистики Сам. работа 8 20 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.03.1, ПК-2.03.2, ПК-2.03.3 Л2.2, Л1.1
1.4. Философские основы юридической квалификации Лекции 8 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.03.1, ПК-2.03.2, ПК-2.03.3 Л2.2, Л1.1
1.5. Философские основы юридической квалификации Практические 8 6 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.03.1, ПК-2.03.2, ПК-2.03.3 Л2.2, Л1.1
1.6. Философские основы юридической квалификации Сам. работа 8 10 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.03.1, ПК-2.03.2, ПК-2.03.3 Л2.2, Л1.1
1.7. Логические основы юридической квалификации.Психологические аспекты юридической квалификации Лекции 8 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.03.1, ПК-2.03.2, ПК-2.03.3 Л2.2, Л1.1
1.8. Логические основы юридической квалификации.Психологические аспекты юридической квалификации Практические 8 8 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.03.1, ПК-2.03.2, ПК-2.03.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.9. Логические основы юридической квалификации.Психологические аспекты юридической квалификации Сам. работа 8 18 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.03.1, ПК-2.03.2, ПК-2.03.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.10. Юридическая квалификация в механизме правового регулирования Лекции 8 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.03.1, ПК-2.03.2, ПК-2.03.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.11. Юридическая квалификация в механизме правового регулирования Практические 8 10 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.03.1, ПК-2.03.2, ПК-2.03.3 Л2.2, Л1.1
1.12. Юридическая квалификация в механизме правового регулирования Сам. работа 8 18 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.03.1, ПК-2.03.2, ПК-2.03.3 Л2.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ»– https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6470

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-3
Способен применять нормативные правовые акты, реализовывать норм материального и процессуального права в профессиональной деятельности

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Как соотносятся понятия «нормативное правовое регулирование» и «индивидуальное правовое регулирование»?
А) Понятия несравнимые;
Б) Понятия тождественные;
В) Эти понятия противоположные;
Г) Это виды правового регулирования.
Ответ: Г

Вопрос 2. Что является результатом нормативного правового регулирования?
А)Возникновение юридического факта;
Б) Разрешение юридического спора;
В) Возникновение нормы права;
Г) Привлечение к юридической ответственности.
Ответ: В

Вопрос 3. Что является формой реализации права?
А) Правотворчество;
Б) Применение права;
В) Возникновение правоотношения;
Г) Внесение изменений в нормативно- правовой акт.
Ответ: Б

Вопрос 4. Что из названного не является стадией применения права?
А) Выбор и толкование нормы права;
Б) Возникновение правоотношения;
В) Сбор и анализ фактической стороны юридического дела;
Г) Принятие и оформление решения по юридическому делу.
Ответ: Б

Вопрос 5. Соотношение каких правовых явлений осуществляется в процессе юридической квалификации?
А) Государства и права;
Б) Субъекта права и закона;
В) Фактической стороны юридического дела и норм права;
Г) Юридических понятий и норм права.
Ответ: В

Вопрос 6. Как называется юридическая квалификация, в которой выявляется несоответствие фактической стороны дела и нормы права?
А) Ошибочная;
Б) Допустимая;
В) Предварительная;
Г) Негативная.
Ответ: Г

Вопрос 7. Что НЕ выделяется в качестве самостоятельного аспекта (стороны) юридической квалификации?
А) Фактическая сторона юридической квалификации;
Б) Нормативная стороны юридической квалификации;
В) Логический аспект юридической квалификации;
Г) Религиозный аспект юридической квалификации.
Ответ: Г

Вопрос 8. Что является первой стадией правоприменительной деятельности?
А) Правотворчество;
Б) Возникновение правоотношений;
В) Сбор и анализ фактической стороны юридического дела;
Г) Толкование нормы права.
Ответ: В

Вопрос 9. Что является завершающей стадией правоприменительной деятельности?
А) Принятие акта применения права;
Б) Принятие нормативно-правового акта;
В) Сбор и анализ фактической стороны юридического дела;
Г) Выбор нормы права.
Ответ: А

Вопрос 10. С точки зрения логической стороны юридической квалификации признаки правонарушения раскрывают:
А) Смысл правонарушения;
Б) Цель правонарушения;
В) Общественную вредность правонарушения;
Г) Содержание правонарушения.
Ответ: Г

Вопрос 11. По функциям права какой акт применения права относится к охранительным?:
А) Акт о начислении пенсии;
Б) Приговор суда;
В) Приказ о назначении на должность;
Г) Акт о присвоении звания «Ветеран труда» .
Ответ: Б

Вопрос 12. К какому виду юридического факта относится землетрясение?
А) Правовой поступок;
Б) Событие;
В) Юридический акт;
Г) Действие.
Ответ: Б

Вопрос 13. Что из названного относится к фактическому составу?
А) Норма права;
Б) Условия вступления в брак;
В) Механизм государства;
Г) Система законодательства.
Ответ: Б

Вопрос 14. Какой способ толкования норм права предполагает учет их взаимосвязи?
А) Грамматический;
Б) Исторический;
В) Функциональный;
Г) Систематический.
Ответ: Г

Вопрос 15. Как называется пробел в праве, возникающий в результате возникновения новых общественных отношений?
А) Мнимый пробел в праве;
Б) Первоначальный пробел в праве;
В) Пробел эволюции;
Г) Исторический пробел в праве.
Ответ: В

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Назовите признаки правового отношения
Ответ: особый вид общественного отношения, возникает на основе норм права, участники правоотношения носители субъективных прав и юридических обязанностей, обеспечивается государством.

Вопрос 2. Назовите формы реализации права.
Ответ: соблюдение, исполнение, использование, применение.

Вопрос 3. Назовите признаки применения права:
Ответ: особый вид реализации права, рассматривается конкретное юридическое дело, субъектом применения права выступают компетентные органы и должностные лица, строгая процедура, завершается принятием и оформлением акта применения права.

Вопрос 4. Назовите признаки акта применения права.
Ответ: Относится к индивидуальным правовым актам, выносится по конкретному юридическому делу, определенность адресатов, уполномоченными органами и должностными лицами, обладает определенной юридической силой, строгая документальная форма.

Вопрос 5. Что такое «юридическая квалификация»?
Ответ: Юридическая квалификация – это процесс разрешения конкретной правовой ситуации.

Вопрос 6. Договор купли-продажи квартиры. Что является объектом этого правоотношения?
Ответ: Вещь, т.е. квартира.

Вопрос 7. К какому виду юридического факта относится террористический акт на железной дороге для 1) правоохранительных органов и «2) участников договора ж/д перевозки?
Ответ: для 1) правоохранительных органов – неправомерное деяние и «2) для участников договора ж/д перевозки – относительное событие.

Вопрос 8. В объективную сторону какого правонарушения входит такое деяние – нецензурная брань студента в коридоре университета?
Ответ: дисциплинарного проступка и административного правонарушения.

Вопрос 9. Молодой человек праздновал свое 18-летие и совершил тяжкое преступление. Он будет привлечён к уголовной ответственности как совершеннолетий?
Ответ: Нет. Признается юридическая фикция – совершеннолетие наступает не в день рождения, а на следующий день.

Вопрос 10. В чем отличие такого вида юридического факта в виде правомерного действия, как правой акт, в отличие от правового поступка?
Ответ: Правовой акт обязательно предполагает преследование цели достижения формально–юридического результата и требует соответствующей процессуальной формы. Например, сдача экзамена студентом в аудитории и занесение оценки в ведомость.

Вопрос 11. Что такое фактический состав? Приведите пример.
Ответ: Система юридических фактов, необходимых и достаточных для наступления правовых последствий. Условия вступления в брак.

Вопрос 12. Гражданство – это юридический факт?
Ответ: Да. Это особый вид юридического факта как состояние, который входит в разные фактические составы – условия участия в выборах, получения социальной помощи, принятие на гос. службу и т.д.

Вопрос 13. В ТК РФ в статья 81. «Расторжение трудового договора по инициативе работодателя» закрепляется фактический состав?
Ответ: Нет. В ст. 81 ТК РФ закрепляется группа юридических фактов, каждый из которых порождает одно последствие– расторжение трудового договора по инициативе работодателя.

Вопрос 14. С точки зрения соотношения публичного и частного права, в чем отличие правоотношений, возникающих из договора купли-продажи смартфона и уплаты налогов?
Ответ: купля-продажа смартфона – частноправовое отношение, а уплата налогов – публичноправовое отношение.

Вопрос 15. Гражданин оказал содействие полиции в задержании преступника. К какому виду поведения относится его акт?
Ответ: Во-первых, это поведение правомерное и, во-вторых, оно относится к такому виду правомерного поведения, как социально-активное.

Вопрос 16. Во время прогулки 7-летний мальчик металлической лопаткой бил по автомобилю, чем существенно повредил его окраску. К какому виду юридической ответственности этот мальчик будет привлечен?
Ответ: 7-летний мальчик не может быть привлечен к юридической ответственности, т.к. не является дееспособным и, в том числе, деликтоспособным. Владелец автомобиля предъявит иск к родителям мальчика.

Вопрос 17. Во время спора на семинарском занятии студент сказал своему одногруппнику: «Твоя позиция в споре является точкой зрения идиота!». Обиженный студент решил предъявить иск в суд, но задумался – требовать возмещение морального вреда за клевету или оскорбление?
Ответ: В данной ситуации необходимо вести речь именно об оскорблении, а не клевете. В полнее возможно, что критика ответчика по содержанию была справедливой, но он выразил её в оскорбительной форме.

Вопрос 18. Носитель обыденного правосознания задает вам, как юристу, вопрос: «Вы говорите, что до 14 лет подросток не может быть привлечен к ответственности по УК РФ. Но 12-летний мальчик совершил убийство и был наказан, т.е. помещен в специальное заведение, по сути, в тюрьму»?
Ответ: Речь идет не о юридической ответственности, а о применении к подростку принудительных мер. воспитательного и медицинского характера. Различие существенное – эти меры не порождают состояния судимости.

Вопрос 19. Хулиганство – это административное или уголовное правонарушение?
Ответ: Мелкое хулиганство– административное правонарушение. Хулиганство как грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, совершенное с применением насилия к гражданам либо угрозой его применения и т.д. – это уголовное правонарушение.

Вопрос 20. Судья столкнулся с пробелом в праве. Для разрешения ситуации он применил норму права, регулирующую схожее общественное отношение. Судья устранил пробел в праве?
Ответ: Нет, судья восполнил пробел в праве на основе аналогии закона. Пробел в праве устраняется в результате правотворчества.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-2.03
Способен принимать решения и совершать юридические действия при реализации норм материального и процессуального права в государственно-правовой сфере деятельности

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Выберете из нижеперечисленного пример отраслевого принципа права:
А) Принцип законности
Б) Принцип состязательности
В) Принцип равенства прав и возможностей работников
Г) Принцип гуманизма
Ответ: В

Вопрос 2. Назовите функцию права, которая направлена на защиту значимых общественных отношений и вытеснении нежелательных посредством применения мер юридической ответственности.
А) Регулятивная статическая функция
Б) Регулятивная динамическая функция
В) Информационно-регулятивная функция
Г) Охранительная функция
Ответ: Г

Вопрос 3. Из нижеперечисленного укажите нормативный правовой акт.
А) Трудовой договор преподавателя с Алтайским государственным университетом
Б) Распоряжение директора юридического института о предоставлении индивидуального графика обучения
В) Приказ о повышении заработной платы
Г) Положение о Министерстве образования и науки Алтайского края
Ответ: Г

Вопрос 4. Что из нижеперечисленного НЕ относится к элементам правового регулирования:
А) Обычай
Б) Правоотношения
В) Юридический факт
Г) Норма права
Ответ: А

Вопрос 5. Выберите из нижеперечисленного списка тип правового регулирования:
А) Императивный
Б) Координационный
В) Обязывающий
Г) Общедозволительный
Ответ: Г

Вопрос 6. Что из перечисленного НЕ относится к признакам нормы права?
А) Общеоязательность
Б) Нормативность
В) Однократность
Г) Формальная определенность
Ответ: В

Вопрос 7. Что из перечисленного НЕ относится к разновидностям гипотезы как структурного элемента нормы права:
А) Простая
Б) Бланкетная
В) Альтернативная
Г) Сложная
Ответ: Б

Вопрос 8. Разновидностью норм права по характеру предписания НЕ являются:
А) Обязывающие нормы
Б) Запрещающие нормы
В) Управомочивающие нормы
Г) Временные нормы
Ответ: Г

Вопрос 9. Укажите нормативный правовой акт, в котором используются преимущественно запрещающие нормы права:
А) Уголовный кодекс РФ
Б) Гражданский кодекс РФ
В) Налоговый кодекс РФ
Г) Уголовно-исполнительный кодекс РФ
Ответ: А

Вопрос 10. Определите место Основ законодательства РФ о нотариате в иерархии источников российского права:
А) федеральный конституционный закон
Б) федеральный закон
В) модельный закон
Г) подзаконный акт
Ответ: Б

Вопрос 11. К какому источнику права относится сборник правил инкотермс (от англ. International commercial terms), закрепляющий сложившиеся правила ведения международной торговли.
А) Правовой обычай
Б) Правовая доктрина
В) Судебный прецедент
Г) Корпоративная норма
Ответ: А

Вопрос 12. Способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять права, нести обязанности – это:
А) Правосубъектность
Б) Правоспособность
В) Деликтоспособность
Г) Дееспособность
Ответ: Г

Вопрос 13. Укажите форму реализации права, при которой субъект правоотношений воздерживается от совершения действий, запрещенных нормой права:
А) Соблюдение
Б) Исполнение
В) Использование
Г) Применение
Ответ: А

Вопрос 14. Что из нижеперечисленного НЕ является признаком правонарушения?
А) Противоправное деяние
Б) Виновное деяние
В) Общественно опасное деяние
Г) Аморальное деяние
Ответ: Г

Вопрос 15. Выберете НЕверное суждение из нижеперечисленных:
А) Юридическое лицо не может быть привлечено к уголовной ответственности
Б) Юридическое лицо не может быть привлечено к административной ответственности
В) Юридическое лицо может быть к административной ответственности
Г) Юридическое лицо может быть привлечено к гражданско-правовой ответственности
Ответ: Б

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Классифицируйте принципы права в зависимости от сферы реализации и приведите по одному примеру для каждого вида принципов права.
Ответ: общеправовые (законность), отраслевые (равенство прав и возможностей работников), межотраслевые (состязательность).

Вопрос 2. Назовите стадии применения права.
Ответ: Анализ фактов, выбор норм права, принятие и оформления акта применения права.

Вопрос 3. Какая из форм реализации права требует участия государственного или иного уполномоченного органа, наделенного властными полномочиями?
Ответ: применение права.

Вопрос 4. Дайте определение применения права как особой формы реализации права.
Ответ: Рассмотрение дел управомоченными государственными органами и должностными лицами и принятие решений, официально определяющих юридическое значение установленных обстоятельств дела.

Вопрос 5. Дайте определение понятия «норма права».
Ответ: норма права – общеобязательное правило поведение, санкционированное государством и обеспеченное силой государственного принуждения.

Вопрос 6. Назовите структурный элемент нормы права, определяющий меру дозволенного и должного поведения.
Ответ: диспозиция.

Вопрос 7. Назовите структурный элемент нормы права, определяющий условие, при наличии которого реализуется данная норма.
Ответ: гипотеза.

Вопрос 8. Заполните пропуски. (1) ____________ нормы права предназначены для воздействия на общественные отношения путем прямого, непосредственного регулирования. (2)______________ нормы права закрепляют процедуры и формы, необходимые для защиты (1) ______________норм права.
Ответ: 1) материальные; 2) процессуальные.

Вопрос 9. Дайте определение понятия «правоотношение».
Ответ: правоотношение – это общественное отношение, урегулированное нормами права.

Вопрос 10. Для чего необходимы реквизиты нормативных правовых актов?
Ответ: для идентификации их в системе законодательства / для определения действия актов во времени, пространстве, для определения их места в системе законодательства, для облегчения их поиска.

Вопрос 11. Определите вид нижеприведенной нормы по предмету правового регулирования (материальная/процессуальная норма):
«Третьи лица, заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, могут вступить в дело до принятия судебного постановления судом первой инстанции».
Ответ: процессуальная норма.

Вопрос 12. Определите вид нижеприведенной нормы по предмету правового регулирования (материальная/процессуальная норма):
«Защита гражданских прав осуществляется путем признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, самозащиты права и т.д.»
Ответ: материальная норма права.

Вопрос 13. Застройщик поселка коттеджного типа передал поселковую дорогу в собственность товарищества собственников жилья. При возникновении спорной ситуации о порядке пользования поселковой дорогой суд применил нормы об общем имуществе собственников многоквартирного жилого дома. Какой способ восполнения пробела в праве использовал суд в данном случае?
Ответ: аналогия закона.

Вопрос 14. Порядок оборота земельных участков на территории города Барнаула регламентирован решениями Барнаульской городской думы, законами Алтайского края, Земельным кодексом РФ. В случае правовой коллизии между вышеуказанными нормативными правовыми актами, нормы какого нормативного правового акта будут иметь первостепенное значение при рассмотрении дела в Арбитражном суде Алтайского края?
Ответ: Земельный кодекс РФ.

Вопрос 15. Супруги выступают учредителями двух крестьянских хозяйств. Один из супругов, выступая главой одного крестьянского хозяйства обратился в суд с требованием к другому супругу, выступающему главой второго крестьянского хозяйства, с требованием о взыскании задолженности по договору поставки сельскохозяйственной продукции. Нормы какого кодифицированного нормативного акта применяются к спорным правоотношениям.
Ответ: Гражданский кодекс РФ.

Вопрос 16. В ходе ремонтных работ офиса личному имуществу одного из работников офиса был причинен ущерб. Работник обратился с требованием к руководству о возмещении причиненного ущерба. На нормы какого кодифицированного акта сослался работник в данном случае?
Ответ: Трудовой кодекс РФ.

Вопрос 17. При обращении в Арбитражный суд Алтайского края истец не уплатил государственную пошлину за обращение в суд с исковыми требованиями, ссылаясь на то, что в Арбитражном процессуальном кодексе РФ не были указаны размеры государственной пошлины, оплачиваемой при обращении в суд. Нормы какого кодифицированного нормативного акта должен был использовать истец для определения размеров государственной пошлины?
Ответ: Налоговый кодекс РФ

Вопрос 18. Водитель во время движения по трассе пользоваться телефоном (печатал срочное рабочее сообщение). Сотрудниками ГИБДД был составлен протокол, фиксирующий правонарушение, и назначено наказание в виде штрафа. Ознакомившись с правилами дорожного движения, водитель не увидел предусмотренных в них санкций за нарушение правил использования телефона во время вождения, в связи с чем посчитал, что постановление незаконно. Законно ли постановление? Нормы какого кодифицированного нормативного акта применимы в данном случае?
Ответ: Законно. Санкции за нарушение правил дорожного движения предусмотрены Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Вопрос 19. Земельное законодательство в соответствии с Конституцией РФ находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельным кодексом РФ разрешена продажа земельных участков сельскохозяйственного назначения. Законом Алтайского края запрещена приватизация земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Каким нормативным правовым актом следует руководствоваться при решении вопроса о приобретении в собственность земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности на территории Алтайского края?
Ответ: Закон Алтайского края.

Вопрос 20. Постановление администрации города Барнаула противоречит решению Барнаульской городской Думы, но соответствует постановлению главы города Барнаула. Какой из вышеуказанных муниципальных правовых актов на территории города Барнаула обладает высшей юридической силой?
Ответ: решение Барнаульской городской думы.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших оценку по результатам текущей успеваемости). Аттестация проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА

Вопрос 1. Назовите признаки правового отношения
Вопрос 2. Назовите формы реализации права.
Вопрос 3. Назовите признаки применения права:
Вопрос 4. Назовите признаки акта применения права.
Вопрос 5. Что такое «юридическая квалификация»?
Вопрос 6. Классифицируйте принципы права в зависимости от сферы реализации и приведите по одному примеру для каждого вида принципов права.
Вопрос 7. Назовите стадии применения права.
Вопрос 8. Дайте определение применения права как особой формы реализации права.
Вопрос 9. Дайте определение понятия «норма права».
Вопрос 10. Назовите структурный элемент нормы права, определяющий меру дозволенного и должного поведения.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА

Вопрос 1. Молодой человек праздновал свое 18-летие и совершил тяжкое преступление. Он будет привлечён к уголовной ответственности как совершеннолетий?
Вопрос 2. Гражданство – это юридический факт?
Вопрос 3. В ходе ремонтных работ офиса личному имуществу одного из работников офиса был причинен ущерб. Работник обратился с требованием к руководству о возмещении причиненного ущерба. На нормы какого кодифицированного акта сослался работник в данном случае?
Вопрос 4. С точки зрения соотношения публичного и частного права, в чем отличие правоотношений, возникающих из договора купли-продажи смартфона и уплаты налогов?
Вопрос 5. Гражданин оказал содействие полиции в задержании преступника. К какому виду поведения относится его акт?
Вопрос 6. Во время прогулки 7-летний мальчик металлической лопаткой бил по автомобилю, чем существенно повредил его окраску. К какому виду юридической ответственности этот мальчик будет привлечен?
Вопрос 7. Во время спора на семинарском занятии студент сказал своему одногруппнику: «Твоя позиция в споре является точкой зрения идиота!». Обиженный студент решил предъявить иск в суд, но задумался – требовать возмещение морального вреда за клевету или оскорбление?
Вопрос 8. Носитель обыденного правосознания задает вам, как юристу, вопрос: «Вы говорите, что до 14 лет подросток не может быть привлечен к ответственности по УК РФ. Но 12-летний мальчик совершил убийство и был наказан, т.е. помещен в специальное заведение, по сути, в тюрьму»?
Вопрос 9. Застройщик поселка коттеджного типа передал поселковую дорогу в собственность товарищества собственников жилья. При возникновении спорной ситуации о порядке пользования поселковой дорогой суд применил нормы об общем имуществе собственников многоквартирного жилого дома. Какой способ восполнения пробела в праве использовал суд в данном случае?
Вопрос 10. Порядок оборота земельных участков на территории города Барнаула регламентирован решениями Барнаульской городской думы, законами Алтайского края, Земельным кодексом РФ. В случае правовой коллизии между вышеуказанными нормативными правовыми актами, нормы какого нормативного правового акта будут иметь первостепенное значение при рассмотрении дела в Арбитражном суде Алтайского края?

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Перевалов, В. Д. Теория государства и права: учебник Юрайт, 2021 www.biblio-online.ru/book/332E4369-F539-4A59-8B51-19B18559F246
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Романов В.В. Юридическая психология: Хрестоматия : учебное пособие М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/8FD4C699-F6DA-45FE-A68D-8AD73B372079
Л2.2 Пиголкин А.С. Теория государства и права: учебник М.: Юрайт // ЭБС Юрайт, 2020 www.biblio-online.ru/book/CA3163F9-5EBF-4D28-931E-F8590A2D54F8
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт Официальная Россия: сервер органов государственной власти Российской Федерации http://www.gov.ru/
Э2 Сайт кафедры теории и истории государства и права АлтГУ https://tigp.wordpress.com/
Э3 Мудл portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
108С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка Аquarius - 16 единиц
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение курса «Общая теория юридической квалификации» предполагает знание студентами материала базовых юридических дисциплин «Теория государства и права», «История отечественного государства и права», «История государства и права зарубежных стран». В современной российской правовой системе наблюдается явное увлечение «идеологическим» содержанием права и недооценкой «технического» аспекта реализации правовых норм. Поэтому казуистами необходимо быть не только юристам-практикам, но и законодателям – формируя правовую норму, они должны представлять сам предмет законодательного регулирования как совокупность казусов – конкретных отношений. Актуальность этого курса предопределена тем, что в преподавании отраслевых и специальных юридических дисциплин важное значение имеет решение задач (казусов). Соответственно возникает необходимость в рамках общей теории права разработать общую методологию юридической квалификации. Цель курса – изучение общей методологии юридической квалификации, то есть теории разрешения конкретных правовых ситуаций (казусов). Для изучения всего курса в целом необходимо ознакомиться с современными учебниками, учебными пособиями и монографическими исследованиями, посвященными вопросам теории толкования права: Перевалов, В.Д. Теория государства и права: учебник/ В. Д. Перевалов. - М.: Юрайт, 2010. - 379с.; Власенко, Н. А. Теория государства и права: науч.-практ. пособие / Н. А. Власенко; Ин-т законодательства и сравнит. правоведения при Правительстве Рос. Федерации.- М. : Юриспруденция, 2009.- 424 с.; Теория государства и права: учеб. пособие для вузов/ А. А. Иванов ; под ред. В. П. Малахова.- 2-е изд., перераб. и доп.- М. : ЮНИТИ-[ДАНА], 2009.- 351с.; Сорокин, В. В. Юридическая глобалистика: учебник: в 2-х томах./ В. В. Сорокин. - М.: Юрлитинформ, 2010. Эти работы позволят также подготовиться по основным темам курса, вынесенным на семинарские занятия.
Помимо указанных монографий, а также материала основных учебников по теории государства и права и проблемам теории государства и права, при подготовке к семинарским занятиям необходимо ознакомиться со специальными работами по юридической квалификации: Бабай, А. Н. (Александр Николаевич). Юридическая квалификация правового поведения личности: Автореф. дис. … канд. юрид. наук :12.00.01. -М.,1985. -24 с.; Болонин С.Ю. Роль и значение юридической квалификации в правоприменительной деятельности // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. 2009. №4. С.7-12; Власенко В.Н. Юридическая квалификация: критерии деления и виды // Журнал российского права. 2009. №7 (151). С.121-130; Коробов А.П. Правовая квалификация: основы, понятие, значение, этапы : Дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.01. - Саратов, 2005 - 252 с.; Кудрявцев В.Н. Общая теория квалификации преступлений. 2-е изд., перераб. и доп.- М. : Юристъ, 2006.- 304с.; Максимов Г.Б. Понятие правовой оценки и ее роль в правовом регулировании // Пробелы в российском законодательстве. 2013. №1. С.72-75.; Тарханов И.А. Юридическая квалификация: понятие и место в правоприменительном процессе // Российский юридический журнал. 2012. № 3. С. 130-140. При изучении логических основ юридической квилификации рекомендуется использовать следующие учебники по логике: Тер-Акопов А.А. Юридическая логика Учебное пособие. - М.: ИКФ Омега-Л, 2002- 256 с.; Ивлев Ю.В. Логика для юристов. - М.: Дело, 2000. - 263 с.