МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Производство в суде присяжных

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра уголовного процесса и криминалистики
Направление подготовки40.03.01. Юриспруденция
ПрофильУголовно-правовой; Гражданско-правовой; Государственно-правовой
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план40_03_01_Юриспруденция_Профили-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 12
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 30 30 30 30
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд.юрид.наук, доцент, Дудко Н.А.

Рецензент(ы):
канд.юрид.наук, доцент, Серебряков А.А.

Рабочая программа дисциплины
Производство в суде присяжных

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (приказ Минобрнауки России от 13.08.2020 г. № 1011)

составлена на основании учебного плана:
40.03.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 14.06.2023 протокол № 5.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра уголовного процесса и криминалистики

Протокол от 13.06.2024 г. № 08
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Давыдов С.И., д.ю.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра уголовного процесса и криминалистики

Протокол от 13.06.2024 г. № 08
Заведующий кафедрой Давыдов С.И., д.ю.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель изучения учебной дисциплины «Производство в суде присяжных» - специальная подготовка высококвалифицированных кадров в области уголовного судопроизводства, способных решать сложные задачи, возникающие в суде присяжных; умеющих применять правовые нормы и обеспечивать правопорядок в сфере уголовного судопроизводства.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2.01Способен принимать решения и совершать юридические действия при реализации норм материального и процессуального права в уголовно-правовой сфере деятельности
ПК-2.01.1 Знает теорию и практику реализации материальных и процессуальных норм в уголовно-правовой сфере деятельности.
ПК-2.01.2 Умеет определять оптимальные варианты разрешения проблемной ситуации и необходимые для осуществления юридические действия при реализации норм материального и процессуального права в уголовно-правовой сфере деятельности.
ПК-2.01.3 Владеет методами анализа теоретических и практических положений, необходимых для принятия решений и совершения юридических действий при реализации норм материального и процессуального права в уголовно-правовой сфере деятельности.
ПК-3Способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности
ПК-3.1 Знает содержание нормативных правовых актов, применяемых в профессиональной деятельности.
ПК-3.2 Умеет осуществлять правильный выбор нормативных правовых актов и правовых норм, подлежащих применению в конкретной ситуации.
ПК-3.3 Владеет навыками анализа фактических обстоятельств дела, квалификации юридических фактов и возникающих в связи с ними правоотношений.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-4.1: Знает нормативные правовые акты в сфере обеспечения законности,
правопорядка, безопасности личности, общества и государства.
ПК-6.1: Знает правовые основы экспертно-консультационной
деятельности.
ПК-2.1. Знает нормы уголовно-процессуального законодательства, регламентирующие деятельность должностных лиц и органов государства в уголовном судопроизводстве.
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-4.2: Умеет определять способы обеспечения законности, правопорядка,
безопасности личности, общества и государства в зависимости от конкретной
юридической ситуации.
ПК-6.2: Умеет давать квалифицированные заключения по вопросам правотворческой,
правоприменительной и правоохранительной деятельности.
ПК-2.2. Умеет применять нормы уголовно-процессуального законодательства, регламентирующие деятельность должностных лиц и органов государства в уголовном судопроизводстве, при решении профессиональных задач.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-4.3: Владеет навыками выявления и пресечения противоправного поведения
при выполнении профессиональных задач
ПК-6.3: Владеет навыками анализа юридико-фактической ситуации и определения акта, подлежащего применению.
ПК-2.3. Владеет навыками совершения уголовно-процессуальных действий и принятия уголовно-процессуальных решений; обладать навыками по выявлению причин и условий совершения преступлений, их предупреждению и расследованию.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. История возникновения и развития суда присяжных
1.1. История возникновения и развития суда присяжных Лекции 8 0 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.2. История возникновения и развития суда присяжных Практические 8 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.3. История возникновения и развития суда присяжных Сам. работа 8 10 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Этапы становления суда присяжных в России
2.1. Этапы становления суда присяжных в России Лекции 8 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.2. Этапы становления суда присяжных в России Практические 8 4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.3. Этапы становления суда присяжных в России Сам. работа 8 10 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Право обвиняемого на рассмотрение дела судом с участием присяжных заседателей
3.1. Право обвиняемого на рассмотрение дела судом с участием присяжных заседателей Лекции 8 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.2. Право обвиняемого на рассмотрение дела судом с участием присяжных заседателей Практические 8 6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.3. Право обвиняемого на рассмотрение дела судом с участием присяжных заседателей Сам. работа 8 10 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 4. Подсудность дел суду присяжных
4.1. Подсудность дел суду присяжных Лекции 8 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.2. Подсудность дел суду присяжных Практические 8 6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.3. Подсудность дел суду присяжных Сам. работа 8 10 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 5. Предварительное слушание. Ходатайство обвиняемого о рассмотрении дела судом присяжных
5.1. Практические 8 6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
5.2. Предварительное слушание. Ходатайство обвиняемого о рассмотрении дела судом присяжных Лекции 8 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
5.3. Предварительное слушание. Ходатайство обвиняемого о рассмотрении дела судом присяжных Сам. работа 8 10 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 6. Особенности производства в судебном разбирательстве
6.1. Особенности производства в судебном разбирательстве Лекции 8 4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
6.2. Особенности производства в судебном разбирательстве Практические 8 6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
6.3. Особенности производства в судебном разбирательстве Сам. работа 8 10 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 7. Особенности кассационного, надзорного производства
7.1. Особенности кассационного, надзорного производства Лекции 8 0 Л1.1, Л2.1, Л2.2
7.2. Особенности апелляционного, кассационного, надзорного производства Сам. работа 8 6 Л1.1, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале
«Цифровой университет АлтГУ» ДО https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=790

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-2.01

ЗАДАНИЯ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Кто излагает существо предъявленного обвинения в суде присяжных:
А) государственный обвинитель
Б) председательствующий
В) старшина присяжных
Г) секретарь судебного заседания
Ответ: А
Вопрос 2. Судья федерального суда общей юрисдикции и коллегия из присяжных заседателей может рассматривать уголовное дело только при:
А) при наличии ходатайства обвиняемого о рассмотрении уголовного дела с участием присяжных заседателей
Б) согласии потерпевшего с данным составом суда
В) согласии государственного обвинителя с данным составом суда
Г) при наличии ходатайства защитника о рассмотрении уголовного дела с участием присяжных заседателей
Ответ: А
Вопрос 3. Количество кандидатов в присяжные заседатели, подлежащих вызову в судебное заседание, должно быть не менее …
А) 12 кандидатов в присяжные заседатели
Б) 16 кандидатов в присяжные заседатели
В) 18 кандидатов в присяжные заседатели
Г) 20 кандидатов в присяжные заседатели
Ответ: А
Вопрос 4. Совещанием присяжных заседателей руководит …
А) председательствующий
Б) секретарь судебного заседания
В) старшина присяжных, назначенный председательствующим судебного заседания
Г) старшина присяжных, избранный большинством голосов присяжных заседателей
Ответ: Г
Вопрос 5. Замена присяжного заседателя запасным …
А) возможна в любой момент судебного заседания
Б) возможна до удаления присяжных заседателей в совещательную комнату
В) не допускается
Г) возможна только до начала судебного следствия
Ответ: Б
Вопрос 6. Если голоса присяжных заседателей при вынесении вердикта разделились поровну, то считается принятым следующее решение …
А) за которое проголосовал старшина присяжных заседателей
Б) обвинительный вердикт
В) оправдательный вердикт
Г) решение не принято
Ответ: В
Вопрос 7. Присяжные заседатели не вправе:
А) участвовать в исследовании всех обстоятельств уголовного дела
Б) задавать через председательствующего вопросы допрашиваемым лицам
В) просить председательствующего разъяснить нормы закона, относящиеся к уголовному делу
Г) собирать сведения по уголовному делу вне судебного заседания
Ответ: Г
Вопрос 8. Обвиняемый может заявить ходатайство о суде присяжных:
А) до ознакомления с материалами дела
Б) после предъявления обвинения
В) по окончании ознакомления с материалами дела
Г) в подготовительной части судебного разбирательства
Ответ: В
Вопрос 9. Ходатайство обвиняемого о суде присяжных заносится в …
А) в постановление о привлечении в качестве обвиняемого
Б) в протокол ознакомления с материалами дела
В) в протокол допроса обвиняемого
Г) в отдельный протокол
Ответ: Б
Вопрос 10. Обвинение в суде присяжных поддерживает:
А) государственный обвинитель
Б) частный обвинитель
В) дознаватель
Г) следователь
Ответ: А
Вопрос 11. С этого времени суд присяжных начал действовать на территории РФ
А) 18 декабря 2001
Б) 1 января 2010 года
В) 1 января 1994 года
Г) 1 ноября 1993 года
Ответ:Г
Вопрос 12. Найдя вердикт неясным или противоречивым, председательствующий:
А) самостоятельно устраняет выявленные недостатки
Б) указывает на его неясность или противоречивость коллегии присяжных заседателей и предлагает им в присутствии сторон внести уточнения в вопросный лист
В) указывает на его неясность или противоречивость коллегии присяжных заседателей и предлагает им возвратиться в совещательную комнату для внесения уточнений в вопросный лист
Г) формулирует новый вопросный лист и предлагает присяжным заседателям вернуться в совещательную комнату для его заполнения
Ответ: В
Вопрос 13. Обвинительный вердикт считается принятым, если за утвердительные ответы на вопросы проголосовало:
А) 2/3 присяжных заседателей
Б) половина присяжных заседателей
В) большинство присяжных заседателей
Г) 3/4 присяжных заседателей
Ответ: В
Вопрос 14. Председательствующий в напутственном слове не вправе:
А) излагать позиции государственного обвинителя и защиты
Б) высказывать свою оценку исследованным доказательствам в судебном заседании
В) сообщать присяжным заседателям содержание уголовного закона, предусматривающего ответственность за совершение деяния, за которое обвиняется подсудимый
Г) приводить содержание обвинения, поддерживаемого государственным обвинителем в суде
Ответ: Б
Вопрос 15. Коллегия присяжных заседателей разрешает следующие вопросы:
А) содержит ли деяние, вменяемое подсудимому, состав преступления
Б) является ли подсудимый должностным лицом
В) размер наказания, подлежащего назначению осужденному
Г) доказаны ли обстоятельства, которые влекут за собой освобождение подсудимого от ответственности
Ответ: Г
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ВОПРОСОВ ЗАКРЫТОГО ТИПА : Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ЗАДАНИЯ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Может ли обвиняемый, заявивший ходатайство о рассмотрении дела судом присяжных, в дальнейшем отказаться от выбранной формы судопроизводства?
Ответ: может
2. Оглашаются ли характеристики подсудимого перед присяжными заседателями?
Ответ: не оглашаются
3. Как присяжные заседатели задают вопросы свидетелям, подсудимому?
Ответ: письменно через председательствующего
4. Может ли гражданин, зарегистрированный и имеющий прописку в г. Иваново, быть присяжным заседателем по уголовному делу, которое назначено к рассмотрению в Ярославском областном суде?
Ответ: не может
5. Может ли гражданин, имеющий два гражданства, быть присяжным заседателем в суде Российской Федерации?
Ответ: не может
6. В скольких уголовных делах кандидат в присяжные заседатели может участвовать в течении года?
Ответ: в одном
7. Могут ли быть в составе коллегии присяжных заседателей лица , не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство?
Ответ: не могут
8. С какого возраста лицо может ли быть присяжным заседателем?
Ответ: 25 лет
9. Могут ли быть в составе коллегии присяжных заседателей лица, имеющие юридическое образование?
Ответ: могут
10. Если лицо, участвовало в рассмотрении дела в качестве присяжного заседателя, может ли оно снова быть присяжным заседателем по другому уголовному делу?
Ответ: на следующий год
11. Как должен поступить судья, если в судебное заседание не явился один из присяжных заседателей?
Ответ: заменить запасным присяжным заседателем
12. Может ли участвовать в процессе в качестве присяжного заседателя гражданин, имеющий судимость к моменту рассмотрения уголовного дела судом с участием присяжных заседателей?
Ответ: не может
13. Участвуют ли присяжные заседатели в формулировании вопросов, подлежащих включению в вопросный лист (вердикт)?
Ответ: не участвуют
14. Кто провозглашает вердикт присяжных заседателей ?
Ответ: старшина присяжных заседателей
15. На каком этапе судебного разбирательства проводится обсуждение последствий вердикта?
Ответ: после провозглашения вердикта присяжных
16. Для кого обязателен оправдательный вердикт присяжных заседателей
Ответ: для председательствующего
17. Для кого обязателен обвинительный вердикт присяжных заседателей
Ответ: для председательствующего
18. По какому основанию не может быть обжалован приговор суда присяжных заседателей?
Ответ: несоответствие приговора обстоятельствам дела
19. Кто составляет предварительный список кандидатов в присяжных заседателей
Ответ: секретарь судебного заседания или помощник судьи
20. Сколько основных вопросов присяжным заседателям предусматривает УПК РФ?
Ответ: три
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ВОПРОСОВ ОТКРЫТОГО ТИПА.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-3

ЗАДАНИЯ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. С этого времени суд присяжных начал действовать на территории РФ
А) 18 декабря 2001
Б) 1 января 2010 года
В) 1 января 1994 года
Г) 1 ноября 1993 года
Ответ:Г
Вопрос 2. Найдя вердикт неясным или противоречивым, председательствующий:
А) самостоятельно устраняет выявленные недостатки
Б) указывает на его неясность или противоречивость коллегии присяжных заседателей и предлагает им в присутствии сторон внести уточнения в вопросный лист
В) указывает на его неясность или противоречивость коллегии присяжных заседателей и предлагает им возвратиться в совещательную комнату для внесения уточнений в вопросный лист
Г) формулирует новый вопросный лист и предлагает присяжным заседателям вернуться в совещательную комнату для его заполнения
Ответ: В
Вопрос 3. Обвинительный вердикт считается принятым, если за утвердительные ответы на вопросы проголосовало:
А) 2/3 присяжных заседателей
Б) половина присяжных заседателей
В) большинство присяжных заседателей
Г) 3/4 присяжных заседателей
Ответ: В
Вопрос 4. Председательствующий в напутственном слове не вправе:
А) излагать позиции государственного обвинителя и защиты
Б) высказывать свою оценку исследованным доказательствам в судебном заседании
В) сообщать присяжным заседателям содержание уголовного закона, предусматривающего ответственность за совершение деяния, за которое обвиняется подсудимый
Г) приводить содержание обвинения, поддерживаемого государственным обвинителем в суде
Ответ: Б
Вопрос 5. Коллегия присяжных заседателей разрешает следующие вопросы:
А) содержит ли деяние, вменяемое подсудимому, состав преступления
Б) является ли подсудимый должностным лицом
В) размер наказания, подлежащего назначению осужденному
Г) доказаны ли обстоятельства, которые влекут за собой освобождение подсудимого от ответственности
Ответ: Г
Вопрос 6. Присяжные заседатели вправе:
А) отлучаться из зала судебного заседания во время слушания уголовного дела
Б) высказывать свое мнение по рассматриваемому уголовному делу до обсуждения вопросов при вынесении вердикта
В) задавать вопросы эксперту и специалисту
Г) собирать сведения по уголовному делу вне судебного заседания
Ответ: В
Вопрос 7. Лицо, которое руководит ходом совещания присяжных заседателей, называется:
А) старостой присяжных заседателей
Б) старейшиной присяжных заседателей
В) старшим присяжным заседателей
Г) старшиной присяжных заседателей
Ответ: Г
Вопрос 8. Уголовное дело с несколькими подсудимыми при заявлении ходатайства о рассмотрении дела судом с участием присяжных заседателей одним из них:
А) в любом случае рассматривается судом с участием присяжных заседателей в отношении всех подсудимых
Б) рассматривается в общем порядке судебного разбирательства
В) рассматривается судом с участием присяжных заседателей, если в отношении подсудимых, не заявивших такого ходатайства, невозможно выделить уголовное дело в отдельное производство
Г) возвращается прокурору для принятия решения о выделении в отношении подсудимых, не заявивших такого ходатайства, уголовного дела в отдельное производство
Ответ: В
Вопрос 9. Дело подлежит рассмотрению в суде с участием присяжных заседателей, если:
А) об этом заявит ходатайство по окончании предварительного следствия обвиняемый и подтвердит его в ходе предварительного слушания
Б) подсудимый заявит ходатайство об этом в ходе судебного разбирательства
В) потерпевший не возражает против рассмотрения дела в таком порядке
Г) обвиняемый в совершении тяжкого и особо тяжкого преступления против этого не возражает
Ответ: А
Вопрос 10. Отличие суда с участием присяжных заседателей от общего порядка рассмотрения уголовных дел состоит в следующем:
А) компетенция присяжных и компетенция профессионального судьи строго разделены посредством того, что вопросы факта разрешают присяжные, а вопросы права — профессиональный судья
Б) в суде с участием присяжных заседателей председательствующим всегда является профессиональный судья
В) присяжные заседатели обладают теми же правами, что и председательствующий
Г) в суде с участием присяжных заседателей из рассмотрения дела исключаются недопустимые доказательства
Ответ: А
Вопрос 11. Решение о применении к подсудимому конкретной меры уголовного наказания выносит:
А) коллегия присяжных заседателей;
Б) председательствующий судья;
В) коллегия присяжных заседателей и председательствующий судья.
Г) сторона обвинения
Ответ: Б
Вопрос 12. Оправдательный вердикт считается принятым, если:
А) за отрицательный ответ на любой из трех основных вопросов проголосовало 2 присяжных заседателя
Б) за отрицательный ответ на любой из трех основных вопросов проголосовало большинство присяжных заседателей
В) за утвердительный ответ на любой из трех основных вопросов проголосовали все присяжные заседатели
Г) за отрицательный ответ на все основные вопросов проголосовали 2 присяжных заседателя
Ответ: Б
Вопрос 13. Количество кандидатов в присяжные заседатели, которые подлежат вызову в судебное заседание, должно быть:
А) не более 48
Б) не менее 20
В) не более 50
Г) не менее 14
Ответ: Г
Вопрос 14. Отбор кандидатов в присяжные заседатели для вызова в судебное заседание из общего и запасного списков производят:
А) секретарь судебного заседания или помощник судьи
Б) помощник судьи
В) секретарь судебного заседания
Г) председатель суда
Ответ: А
Вопрос 15. Лицо в качестве присяжного заседателя может участвовать:
А) не более 2 раз в год
Б) не более 1 раза в год
В) 1 раз в три года
Г) не более 15 дней в году.
Ответ: Б
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ВОПРОСОВ ЗАКРЫТОГО ТИПА : Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ЗАДАНИЯ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Проводится ли предварительное слушание, если ни все обвиняемые заявили ходатайство о суде присяжных?
Ответ: проводится
2. Какие суды рассматривают уголовные дела с участием присяжных заседателей?
Ответ: краевые/областные и районные
3. Следователь разъяснил обвиняемому право на суд присяжных, но ходатайство о суде присяжных не оформил. Когда и какое решение примет судья?
Ответ: возвратит прокурору
4. Какое следственное действие можно проводить в предварительном слушании?
Ответ: допрос
5. Копия обвинительного заключения вручается обвиняемому перед какой стадией?
Ответ: предварительное слушание
6. Когда обвиняемый может окончательно отказаться от суда присяжных? Как оформляется отказ?
Ответ: в предварительном слушании
7. Следователь не разъяснил обвиняемому особенности производства в суде присяжных. Когда и какое решение примет судья?
Ответ: возвратит прокурору
8. В какой срок должно быть начато рассмотрение дела с участием присяжных заседателей после назначения судебного заседания?
Ответ: 30 суток
9. Кто разъясняет обвиняемому право на суд присяжных?
Ответ: следователь
10. Когда следователь разъясняет обвиняемому право на суд присяжных?
Ответ: по окончании ознакомления с материалами дела
11. В каком составе суда будет рассмотрено дело, если из нескольких обвиняемых только один заявил ходатайство о суде присяжных?
Ответ: с участием присяжных заседателей
12. Какие постановления судьи, вынесенные в предварительном слушании могут быть обжалованы в кассационном порядке?
Ответ: все
13. Кто вручает обвиняемому копию обвинительного заключения?
Ответ: прокурор
14. Какое количество присяжных заседателей подлежат вызову в судебное заседание краевого суда?
Ответ: не менее 14
15. Какое количество присяжных заседателей подлежат вызову в судебное заседание районного суда?
Ответ: не менее 12
16. Какая формулировка вопроса присяжным заседателям в вопросном листе о событии преступления предусмотрена в УПК РФ?
Ответ: доказано ли, что деяние имело место
17. Какая формулировка вопроса присяжным заседателям в вопросном листе о причастности подсудимого к преступлению предусмотрена в УПК РФ?
Ответ: доказано ли, что это деяние совершил подсудимый
18. Какой вопрос присяжным заседателям в вопросном листе определяет размер наказания?
Ответ: вопрос о снисхождении
19. Какой размер наказания председательствующий назначает осужденному при решении присяжных заседателей о снисхождении?
Ответ: не более 2/3 максимального наказания
20. При каких условиях обвинительный вердикт считается принятым?
Ответ: утвердительных ответ большинства присяжных заседателей
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ВОПРОСОВ ОТКРЫТОГО ТИПА.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета или экзамена (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет (экзамен) проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 2 вопрос теоретического характера

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Основные этапы становления суда присяжных в России.
2. Предметная подсудность уголовных дел суду присяжных.
3. Территориальная подсудность уголовных дел суду присяжных.
4. Разъяснение обвиняемому права ходатайствовать о рассмотрении дела судом присяжных.
5. Заявление ходатайства о суде присяжных, отказ от суда присяжных. Оформление.
6. Основания проведения предварительного слушания.
7. Порядок и сроки проведения предварительного слушания.
8. Решения, принимаемые по итогам предварительного слушания.
9. Основания признания доказательств недопустимыми.
10. Порядок исключения недопустимых доказательств.
11. Лица, участвующие в предварительном слушании.
12. Вопросы, разрешаемые судом в предварительном слушании, при назначении
судебного разбирательства с участием присяжных заседателей.
13. Подготовительная часть судебного разбирательства в суде присяжных.
14. Формирование коллегии присяжных заседателей.
15. Полномочия присяжных заседателей.
16. Судебное следствие в суде присяжных.
17. Вердикт присяжных заседателей: содержание, порядок вынесения.
18. Обсуждение последствий вердикта.
19. Постановление приговора в суде присяжных.
20. Особенности кассационного обжалования приговоров, постановленных судом с участием присяжных заседателей

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Лазарева В.А. - отв. ред., Тарасов А.А. - отв. ред. УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ 3-е изд., пер. и доп. Учебник для магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 под рел. Жуйков Проблемы развития процессуального права РФ: М.: Норма, 2022 znanium.com
Л2.2 под ред. Лебедева Практика применения УПК РФ: практическое пособие: М.: Юрайт, 2022 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 официальный сайт Конституционного Суда РФ www.ksrf.ru
Э2 официальный сайт Верховного Суда РФ www.supcourt.ru
Э3 Электронный курс на Едином образовательном портале АлтГУ "Производство в суде присяжных" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MicrosoftOffice,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader.

Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
202С библиотека (читальный зал) - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 53 посадочных места; компьютеры с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом к электронной информационно-образовательной среде АлтГУ; ноутбуки (по запросу)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
402С кабинет тактико-специальной подготовки - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 30 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; кафедра; плакат Стратегическое ориентирование на местности в военных условиях
209С лаборатория криминалистического исследования документов – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 34 посадочных места; компьютер: марка ASUS модель P8B75-M - 1 единица; универсальная репродукционная установка; «Папилон-ЭкспертЛаб» – 1 шт.; видеокомпаратор VC-30 – 1 шт.; комплект осветителей для ф/видеосъемки – 1 шт.; микроскоп МБС-10 – 4 шт.; универсальный фотоадаптер к микроскопу – 3 шт.; МФУ LaserJet – 1 шт.; лампы настольные – 9 шт.; интерактивная система SMART SB-680 – 1 шт.; мультимедия-проектор TOSHIBA – 1 шт.; универсальный просмотровый детектор DORS - 1 шт.; фильтр сетевой – 9 шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Учебный курс по дисциплине "Производство в суде присяжных" реализуется на основе общих методических принципов в сочетании с методиками использования информационных ресурсов. При этом особое внимание уделяется работе обучащихся с информационно-поисковыми заданиями, дальнейшее развитие получают навыки сбора, хранения, обработки информации, применению полученных знаний в проектно-учебной, исследовательской деятельности на уровне профильной подготовки. Работа с различными информационными ресурсами рационально перемежается беседой с преподавателем, обсуждением в группах, записями в тетрадях, игровыми элементами.
Наиболее эффективный алгоритм работы с электронными ресурсами: восприятие информации, её анализ и проверка понимания, самооценка (рефлексия), определение дальнейшего маршрута продвижения в учебном материале.
Организационные формы обучения:
• контактная работа с преподавателем в рамках аудиторных практических занятий;
• индивидуальная и индивидуализированная система: при работе с практическими заданиями;
• групповая работа: при выполнении заданий общего блока, на основании демонстрации которого организуется обсуждение в группах общей проблемы либо мини-задач, являющихся составной частью общей учебной задачи; возможна также организация работы групп обучащихся по индивидуальным заданиям;
• самостоятельная работа по изучению нового материала, отработке учебных навыков и навыков практического применения приобретённых знаний; выполнение индивидуальных заданий творческого характера;
• внеаудиторная работа, исследовательская работа.
При подготовке к занятиям следует проработать рекомендованную литературу и дополнить конспект. После изучения вопросов темы и их уяснения следует решить задачи по практикуму с обоснованием принимаемых решений.
При освоении дисциплины используются активные и интерактивные формы.
На лекционных занятиях: проблемная лекция.
На практических занятиях: устные опросы.
На самостоятельной работе: выполнение докладов, рефератов, решение ситуационных задач.
В необходимых случаях (это касается спорных положений законодательства, положений, критикуемых в юридической литературе) студентам следует также высказать существующие в правовой науке точки зрения. Кроме этого, при анализе законодательства необходимо критически оценить положение той или иной правовой нормы и, если это требуется, высказать свое мнение, как можно было бы её изменить.
Если у студентов в процессе самостоятельной подготовки возникают трудности с усвоением материала они должны в установленные часы прийти на консультацию и вместе с преподавателем найти правильный ответ. При этом консультация должна строиться таким образом, что преподаватель не читает лекцию, а помогает студенту найти правильное решение, аргументировать его.