МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Применение бланкетных уголовно-правовых норм

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра уголовного права и криминологии
Направление подготовки40.04.01. Юриспруденция
ПрофильПрименение уголовного закона
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план40_04_01_Юриспруденция_ПУЗ-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 49
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 49 49 49 49
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ю.н, доцент, Казанцев Д.А.

Рецензент(ы):
к.ю.н., доцент, Калашник Н.И.

Рабочая программа дисциплины
Применение бланкетных уголовно-правовых норм

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция (приказ Минобрнауки России от 25.11.2020 г. № 1451)

составлена на основании учебного плана:
40.04.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра уголовного права и криминологии

Протокол от 03.07.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ю.н., Куликов Е.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра уголовного права и криминологии

Протокол от 03.07.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой к.ю.н., Куликов Е.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины «Применение бланкетных норм уголовного права» является получение студентами уголовно-правовой специализации дополнительных знаний по вопросам соблюдения законности при применении бланкетных норм УК РФ с ффере отправлении правосудия, предупреждения преступлений в данной сфере, ознакомление с современными научными тенденциями по проблемам применения уголовного закона, защищающего интересы государства и права граждан в деятельности следственных учреждений и судов, формирования у студентов собственных представлений о содержании теории уголовного права в указанной области

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2Способен применять нормативные правовые акты в сфере уголовного права, реализовывать нормы уголовного права в профессиональной деятельности
ПК-2.1 Знает уголовное законодательство РФ и подзаконные источники уголовного права, правила квалификации преступлений, правила назначения наказания и применения иных мер уголовно-правового характера, основания и правила освобождения от уголовной ответственности и уголовного наказания.
ПК-2.2 Умеет осуществлять квалификацию преступления, определять меру уголовного наказания, иные меры уголовно-правового характера.
ПК-2.3 Применяет нормы уголовного законодательства об освобождении от уголовной ответственности и от уголовного наказания при решении профессиональных задач.
УК-1Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
УК-1.1 Знает методы и основные принципы критического анализа и оценки проблемных ситуаций на основе системного подхода.
УК-1.2 Анализирует проблемную ситуацию как систему, выявляя ее составляющие и связи внутри; осуществляет поиск вариантов решения поставленной проблемной ситуации; определяет стратегию достижения поставленной цели.
УК-1.3 Применяет навыки критического анализа проблемных ситуаций на основе системного подхода и определяет стратегию действий для достижения поставленной цели.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.УК-1.1. Знает основные теоретико-методологические положения системного подхода как научной и философской категории.
ПК-2.1. Знает стадии нормотворческого процесса и полномочия компетентных органов.
3.2.Уметь:
3.2.1.УК-1.2. Осуществляет поиск информации для решения поставленной задачи по различным типам запросов.
ПК-2.2. Умеет определять орган или должностное лицо, в компетенции которого находится принятие соответствующего нормативного правового акта.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.УК-1.3. Сопоставляет разные источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений.
УК-1.4. Анализирует информацию и предлагает возможные варианты решения поставленной задачи, оценивая их достоинства и недостатки
ПК-2.3. Владеет навыками подготовки и оформления сопроводительных документов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Ретроспективный анализ использования бланкетных норм в российском уголовном законодательстве
1.1. Ретроспективный анализ использования бланкетных норм в российском уголовном законодательстве Лекции 3 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Ретроспективный анализ использования бланкетных норм в российском уголовном законодательстве Практические 3 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.3. Ретроспективный анализ использования бланкетных норм в российском уголовном законодательстве Сам. работа 3 16 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Понятие, сущность, виды и значение бланкетных уголовно-правовых норм
2.1. Понятие, сущность, виды и значение бланкетных уголовно-правовых норм Практические 3 4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.2. Понятие, сущность, виды и значение бланкетных уголовно-правовых норм Лекции 3 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.3. Понятие, сущность, виды и значение бланкетных уголовно-правовых норм Сам. работа 3 16 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Примененение бланкетных уголовно-правовых норм в законодательстве Росси и зарубежных стран
3.1. Примененение бланкетных уголовно-правовых норм в законодательстве Росси и зарубежных стран Практические 3 14 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.2. Примененение бланкетных уголовно-правовых норм в законодательстве Росси и зарубежных стран Лекции 3 0 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.3. Примененение бланкетных уголовно-правовых норм в законодательстве Росси и зарубежных стран Сам. работа 3 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Характер и особенности бланкетных норм, интегрированых в гл. 31 УК РФ
4.1. Характер и особенности бланкетных норм, интегрированых в гл. 31 УК РФ Лекции 3 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.2. Характер и особенности бланкетных норм, интегрированых в гл. 31 УК РФ Практические 3 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.3. Характер и особенности бланкетных норм, интегрированых в гл. 31 УК РФ Сам. работа 3 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Характер и особенности бланкетных норм, интегрированых в гл. 30 УК РФ
5.1. Характер и особенности бланкетных норм, интегрированых в гл. 30 УК РФ Лекции 3 0 Л1.2, Л1.1, Л2.1
5.2. Характер и особенности бланкетных норм, интегрированых в гл. 31 УК РФ Практические 3 0 Л1.2, Л1.1, Л2.1
5.3. Характер и особенности бланкетных норм, интегрированых в гл. 31 УК РФ Сам. работа 3 8 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Характер и особенности бланкетных норм, интегрированых в гл. 27 УК РФ
6.1. Характер и особенности бланкетных норм, интегрированых в гл. 27 УК РФ Лекции 3 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
6.2. Характер и особенности бланкетных норм, интегрированых в гл. 27 УК РФ Сам. работа 3 4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 7. Характер и особенности бланкетных норм, интегрированых в гл. 25 УК РФ
7.1. Характер и особенности бланкетных норм, интегрированых в гл. 25 УК РФ Лекции 3 0 Л1.2, Л1.1, Л2.1
7.2. Характер и особенности бланкетных норм, интегрированых в гл. 25 УК РФ Практические 3 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
7.3. Характер и особенности бланкетных норм, интегрированых в гл. 25 УК РФ Сам. работа 3 1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 8. экзамен
8.1. экзамен Зачет 3 27 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 9.

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля освоения дисциплины

Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – URL: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=10989

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ

УК-1: Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

Вопрос 1. Преступность и наказуемость деяния определяются уголовным законом, действовавшим в (во)…
а. время расследования уголовных дел
б. время совершения общественно опасного деяния
в. в момент наступления общественно опасных последствий
г. время вынесения приговора
Ответ: б

Вопрос 2. Основанием уголовной ответственности является:
а. вина в совершении преступления.
б. совершение общественно опасного и противоправного деяния.
в. совершение деяния, содержащего все признаки соста¬ва преступления, предусмотренного в уголовном законе.
г. общественная опасность и противоправность деяния.
Ответ: в

Вопрос 3. Какие виды освобождения от уголовной ответственности не предусмотрены в УК РФ?
а. Освобождение от уголовной ответственности в связи с де¬ятельным раскаянием.
б. Освобождение от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим.
в. Освобождение от уголовной ответственности в связи с изменением обстановки.
г. Освобождение от уголовной ответственности в связи с ис¬течением сроков давности.
Ответ: в

3. Какие наказания не могут дополнительными?
а. Лишение свободы.
б. Штраф.
в. Лишение права занимать определенные должности и за¬ниматься определенной деятельностью.
Ответ: а
4. Какой размер наказания может быть назначен лицу за приготовление к преступлению?
а. Любое в соответствии с санкцией статьи.
б. Не свыше одной четвертой максимального срока или раз¬мера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного со¬ответствующей статьей Особенной части УК РФ.
в. Не свыше половины максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного соответ¬ствующей статьей Особенной части УК РФ за оконченное пре¬ступление.
г. Минимальный предел санкции статьи Особенной части УК РФ.
Ответ: в

5. Когда может быть применено условно-досрочное освобождение несовершен-нолетних от наказания?
а. По отбытию не менее половины срока наказания, назна¬ченного по приговору суда.
б. По отбытию не менее одной трети срока наказания, наз¬наченного судом за преступления небольшой и средней тяжести, по отбытию не менее половины срока наказания, назна¬ченного судом за тяжкое преступление, по отбытию не менее двух третей срока наказания, наз¬наченного судом за особо тяжкое преступление.
В. по отбытию не менее трех четвертей срока наказания, на¬значенного судом за особо тяжкое преступление.
Ответ: б


6. Какие из перечисленных обстоятельств не свидетельствуют о деятельном раскаянии?
а. Прекращение лицом приготовления к преступлению.
б. Явка с повинной.
в. Активное способствование раскрытию преступления.
г. Изобличение других соучастников.
д. Устранение причиненного ущерба предыдущим действием.
Ответ: д

7. На какой срок может быть назначено наказание в виде исправительных работ?
а. От одного года до трех лет.
б. От одного года до двух лет.
в. До двух лет.
г. До пяти лет.
д. От двух месяцев до двух лет.
Ответ: д

8. Какое определение уголовной ответственности, во вашему мнению, верно?
а. Уголовная ответственность — это наказание, содержащее лишения, страдания.
б. Уголовная ответственность — это основанная на нормах уголовного права обязанность лица, совершившего преступление, подлежать действию уголовного закона при наличии в действи¬ях виновного предусмотренного законом состава преступления
в. Уголовная ответственность — это необходимость возмеще¬ния причиненного вреда.
Ответ: б

9. Какие наказания могут быть назначены несовершеннолетнему?
а. Исправительные работы.
б. Смертная казнь.
в. Пожизненное лишение свободы.
г. Лишение свободы на определенный срок
д. Штраф.
Ответ: б

10. Что является основанием уголовной ответственности?
А. Наличие в действиях виновного общественной опасности.
Б. Совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления.
В. Совершение деяния, обладающего только общественной опасностью.
Г. Наличие в действиях виновного только объективных приз¬наков состава преступления.
ОТВЕТ: г

11. Какие обстоятельства из перечисленных безусловно не отягчают наказание?
а. Совершение преступления в состоянии опьянения.
б. Неоднократность преступлений.
в. Совершение преступления в отношении малолетнего.
г. Совершение преступления с использованием форменной одежды или документов представителя власти.
д. Совершение тяжкого преступления.
е. Совершение преступления в отношении несовершеннолет¬него.
ж. Совершение преступления с использованием оружия
ответ: а

12. Какие виды освобождения от наказания не предусмотрены в УК РФ?
а. Условно-досрочное освобождение от наказания.
б. Освобождение от наказания в связи с изменением обста¬новки.
в. Освобождение от наказания в связи с примирением с по¬терпевшим.
г. Замена неотбытой части наказания более мягким.
д. Освобождение от наказания в связи с болезнью
е. Освобождение от наказания в связи с истечением сроков давности обвинительного приговора.
ж. Отсрочка отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей.
Ответ: в

13. Какие меры воспитательного воздействия не могут быть назначены несовершен-нолетнему?
а. Арест.
б. Ограничение досуга.
в. Передача под надзор родителей.
Ответ: а

14. Подлежат ли уголовной ответственности ограниченно вменяемые лица?
а. Подлежат
б. Не подлежат.
В. Подлежат после проведения судебно-психиатрической экспертизы
Ответ: а

15. За совершение преступлений уголовная ответственность наступает:
а. С 16 лет, а за отдельные преступления с 14 лет.
б. С 14 лет.
в. С 18 лет, а за отдельные преступления с 16 лет.
г. С 20 лет.
Ответ: а


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Критерием деления преступлений на категория является …
Ответ: Характер и степень общественной опасности деяния.

2. Назначить более строгое наказание, чем предусмотрено соответствующими статьями особенной части УК РФ можно ...
Ответ: по совокупности преступлений и совокупности при¬говоров.

3. лица признаются не имеющими судимости, если …
Ответ: условно осужденны по истечении испытательного срока.

4. максимальное наказание может быть назначено по совокупности приговоров не может превышать…
Ответ: тридцати лет

5. категориями преступлений предусмотрены в УК РФ (в зависимости от характера и степени общественной опасности) являются …
Ответ: Преступления небольшой тяжести, Преступления средней тяжести, Тяжкие преступления, Особо тяжкие преступления.

6. К факультативным признакам объективной стороны Общественно опасное деяние, причинная связь, общественно опасное последствия.
Ответ: относятся:

7. в зависимости от способа описания тех или иных составов преступления в законе выделяют составы преступлений:
Ответ: Простой и сложный
8. в зависимости от конструкции в законе выделяют составы преступлений:
Ответ: Материальный, формальный и усеченный состав преступления.

9. в зависимости от степени общественной опасности выделяют составы преступлений:
Ответ: простой, со смягчающими обстоятельствами, с отягчающими обстоятельствами,

10. По горизонтали объекты преступления подразделяются (основной, дополни-тельный и факультативный) на уровне…
Ответ: Непосредственного объекта.

11. объективную сторону преступления (обязательный признак) образует…
Ответ: деяние

12. субъективную сторону преступления (обязательный признак) образует…
Ответ: вина

13. объектом преступления по российскому уголовному праву является …
Ответ: общественные отношения, охраняемые уголовным зако¬ном.

14. Совершение двух и более преступлений, предусмотренных различными статьями или частями статьи УК РФ, ни за одно из которых лицо не было осуждено УК РФ признается…
Ответ: совокупность преступлений?
15. Лицо, заранее обещавшее скрыть преступника, средства или орудия совершения преступления, признается…
Ответ: пособником

16. Лицо, непосредственно совершившее преступление, признается…
Ответ: исполнителем.

17. Лицо, совершившее преступление посредством использо¬вания других лиц, не подлежащих уголовной ответственности в силу возраста, невменяемости, признается…
Ответ: исполнителем

18. Мотив и цель образуют
Ответ: субъективную сторону преступления

19. 2. Время, место, способ, орудия и средства совершения прес¬тупления образуют …
Ответ: объективную сторону преступления.

20. Общественные отношения, охраняемые уголовным зако¬ном, на которые посягает лицо, совершающее преступное дея¬ние, и которым причиняется или создается угроза причинения вреда образуют…
Ответ: объект преступления.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА:
• «Отлично» (зачтено): ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ПК-2: Способен применять нормативные правовые акты в сфере уголовного права, реализовывать нормы уголовного права в профессиональной деятельности

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Преступность и наказуемость деяния определяются уголовным законом, действовавшим в (во)…
д. время расследования уголовных дел
е. время совершения общественно опасного деяния
ж. в момент наступления общественно опасных последствий
з. время вынесения приговора
Ответ: б

Вопрос 2. Неосторожные преступления могут относится…
а. только к преступлениям небольшой тяжести
б. к преступлениям небольшой и средней тяжести
в. к преступлениям небольшой тяжести, средней тяжести и тяжким преступлениям
г. ко всем четырем категориям преступлений
Ответ: в

Вопрос 3. Какой вид объекта лежит в основе деления Особенной части Уголовного кодекса РФ на разделы?
а. общий
б. непосредственный
в. видовой
г. родовой
Ответ: г

Вопрос 4. Предвидение неизбежности наступления общественно опасных последствий уголовный закон связывает…
а. только с прямым умыслом
б. только с косвенным умыслом
в. с прямым и косвенным умыслом
г. с прямым, косвенным умыслом и легкомыслием
Ответ: а

Вопрос 5. Предвидение возможности наступления общественно опасных последствий уголовный закон связывает…
а. только с прямым умыслом
б. только с косвенным умыслом
в. с прямым и косвенным умыслом
г. с прямым, косвенным умыслом и легкомыслием
Ответ: г

Вопрос 6. Преступления, ответственность за которые установлена с 14 лет, по своей категоризации являются
а. тяжкими и особо тяжкими
б. средней тяжести, тяжкими и особо тяжкими
в. небольшой тяжести
г. небольшой тяжести, средней тяжести, тяжкими и особо тяжкими
Ответ: г

Вопрос 7. Преступления, совершенные с неопределенным (неконкретизированным) умыслом, квалифицируются…
а. по фактически наступившим последствиям
б. как покушение на причинение наиболее тяжких последствий, входивших в содержание такого умысла
в. как покушение на причинение менее тяжких последствий, входивших в содержание такого умысла
г. как идеальная совокупность фактически причиненных последствий и покушения на причинение наиболее тяжких последствий, входивших в содержание такого умысла
Ответ: а

Вопрос 8. Совершение общественно опасного деяния в состоянии невменяемости…
а. не влияет на уголовную ответственность
б. исключает уголовную ответственность
в. освобождает от уголовной ответственности
г. освобождает от наказания
д. смягчает наказание
Ответ: б

Вопрос 9. В п. «е» ч. 2 ст. 105 УК РФ (убийство общеопасным способом) способ совершения преступления выступает в качестве…
а. привилегированного признака состава преступления
б. квалифицирующего признака состава преступления
в. обстоятельства, отягчающего наказание
г. конструктивного (обязательного) признака основного состава преступления
Ответ: б

Вопрос 10. Косвенный умысел уголовный закон связывает…
а. с желанием наступления общественно опасных последствий
б. с нежеланием, но сознательным допущением общественно опасных последствий
в. с нежеланием, но сознательным допущением общественно опасных последствий либо безразличным к ним отношениям
г. с самонадеянным расчетом на предотвращение общественно опасных последствий
Ответ: в

Вопрос 11. Отнесение преступления законодателем к той или иной категории зависит от…
а. формы вины
б. формы вины и минимального наказания, предусмотренного законом за его совершение
в. формы вины и максимального наказания, предусмотренного законом за его совершение
г. формы вины и реального наказания, назначенного судом за его совершение
Ответ: в

Вопрос 12. Состав преступления, в котором указывается несколько действий, каждое из которых в отдельности достаточно для признания преступления оконченным, называется…
а. формальным составом преступления
б. усеченным составов преступления
в. составом с факультативными действиями
г. составом с альтернативными действиями
Ответ: г

Вопрос 13. Признаки, присущие не всем составам преступлений, называются…
а. вариативными
б. неглавными
в. факультативными
г. переменными
Ответ: в

Вопрос 14. Если санкция статьи (части статьи) Особенной части Уголовного кодекса РФ предусматривает наказание не в виде лишения свободы, а более мягкий вид наказания, содеянное относится…
а. к уголовным проступкам
б. к преступлениям незначительной тяжести
в. к преступлениям небольшой тяжести
г. если преступление является умышленным, то к преступлениям средней тяжести, а если неосторожным, то к преступлениям небольшой тяжести
Ответ: в

Вопрос 15. Легкомыслие от косвенного умысла отличается тем, что лицо, действующее легкомысленно…
а. не предвидит возможность наступления общественно опасных последствий
б. предвидит возможность наступления общественно опасных последствий, но относится безразлично к этим последствиям
в. предвидит возможность наступления общественно опасных последствий и допускает эти последствия
г. предвидит возможность наступления общественно опасных последствий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на предотвращение этих последствий
Ответ: г

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. К какому виду состава преступления по степени общественной опасности относится состав убийства, совершенного в состоянии аффекта (ст. 107 УК РФ)…
Ответ: привилегированному.

Вопрос 2. В составе оставления в опасности (ст. 125 УК РФ) деяние выражено в форме…
Ответ: бездействия.

Вопрос 3. Назовите виды бездействия.
Ответ: бездействие чистое и бездействие смешанное.

Вопрос 4. По Уголовному кодексу РФ устойчивая группа лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений – это?
Ответ: организованная группа.

Вопрос 5. Явка с повинной, способствование раскрытию и расследованию преступления, возмещение ущерба, оказание медицинской и иной помощи потерпевшему непосредственно после совершения преступления и др. по Уголовному кодексу РФ являются формами…
Ответ: деятельного раскаяния.

Вопрос 6. Деятельное раскаяние – это?
Ответ: деятельность, направленная на содействие правосудию или смягчение последствий преступления, в том числе приготовления к нему и покушения на него. Является обстоятельством, смягчающим наказание или основанием освобождения от уголовной ответственности.

Вопрос 7. Добровольное и окончательное прекращение лицом деяния, направленного на создание условий для совершения преступления, либо деяния, непосредственно направленного на совершение преступления, если лицо осознавало возможность доведения преступления до конца – это?
Ответ: добровольный отказ от преступления.

Вопрос 8. Характеристика интеллектуального момента умысла, заключающаяся в осознании лицом, совершающим общественно опасное деяние, отдельных признаков преступления, – это?
Ответ: заведомость.

Вопрос 9. Признак объективной стороны состава преступления, характеризующий условия, при которых происходит совершение преступления – это?
Ответ: обстановка совершения преступления.

Вопрос 10. Признак объективной стороны состава преступления, указывающий на определенную территорию, на которой совершено преступление – это?
Ответ: место совершения преступления.

Вопрос 11. Совокупность общественных отношений, уголовная ответственность за посягательства на которые предусмотрена действующим законодательством, – это?
Ответ: общий объект преступления.

Вопрос 12. Конкретное общественное отношение, на которое посягает преступник, совершая преступление данного вида, – это?
Ответ: непосредственный объект преступления.

Вопрос 13. Общественное отношение, которое при создании соответствующей нормы уголовного закона специально ставилось под охрану этой нормы и которое при совершении определенного преступления всегда, во всех без исключения случаях нарушается или ставится в реальную опасность нарушения, – это?
Ответ: основной объект преступления.

Вопрос 14. Один из признаков преступления, который заключается в способности предусмотренного уголовным законом деяния причинять существенный вред охраняемым уголовным законом отношениям, называется…
Ответ: общественная опасность.

Вопрос 15. Дайте формальное определение преступления.
Ответ: преступлением является деяние, запрещенное уголовным законом.

Вопрос 16. Дайте материальное определение преступления.
Ответ: преступлением является общественно опасное деяние, причиняющее вред охраняемым уголовным законом отношениям или ставящее их под угрозу причинения вреда.

Вопрос 17. Физический или имущественный вред, наступивший в результате совершения преступления, который поддается точному установлению и доказыванию, называется в уголовном праве…
Ответ: материальный преступный вред (материальное общественно опасное последствие).

Вопрос 18. Признаки состава преступления, содержание которых может измениться без изменения текста статьи Особенной части УК РФ, называются…
Ответ: переменными признаками состава преступления.

Вопрос 19. Система объективных и субъективных признаков, предусмотренных уголовных законом, характеризующих общественно опасное деяние как преступление, – это?
Ответ: состав преступления.

Вопрос 20. Назовите вид состава преступления, который характеризуется тем, что его объективная сторона включает такое деяние, которое само по себе образует в обычных условиях лишь приготовление или покушение на преступление…
Ответ: усеченный состав преступления.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА:
• «Отлично» (зачтено): ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.



КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
• «Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса. При решении задачи дан полный, развернутый ответ на поставленные вопросы, приведено аргументированное решение, обоснована правовая позиция.
• «Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа, однако допускаются неточности в ответе. Дано полное, развернутое решение задачи, однако допущены неточности в определении понятий, терминов и др.
• «Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа, но допускается несколько ошибок в содержании ответа. Решение задачи неполное, в нем не присутствует аргументация, текст решения имеет ошибки.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя. Решения задачи нет либо аргументация ответа по задаче отсутствует, допущены существенные ошибки в применении норм законодательства, положений актов судебного толкования.

1) Понятие правосудия как объекта уголовно-правовой охраны.
2) Общая характеристика судебной власти в Российской Федерации.
3) Система преступлений против правосудия.
4) Общая характеристика преступлений против правосудия: родовой объект преступлений, непосредственный объект преступлений.
5) Классификация преступлений против правосудия.
6) Эволюция ответственности за преступные посягательства в сфере осуществления правосудия.
7) Характеристика потерпевшего в результате совершения преступления против правосудия.
8) Общая характеристика специального субъекта преступлений против правосудия.
9) Общая характеристика субъективной стороны преступлений против правосудия.
10) Факультативные объекты преступлений против правосудия.
11) Характеристика квалифицирующих признаков преступлений против правосудия.
12) Общая характеристика ненасильственных способов совершения преступлений против правосудия.
13) Общая характеристика насильственных способов совершения преступлений против правосудия.
14) Уголовная ответственность за преступления, посягающие на осуществление конституционных принципов правосудия и ее уголовно-правовые и уголовно-процессуальные основания.
15) Общая характеристика преступления, посягающих на деятельность правосудия в соответствии с его целями и задачами
16) Воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования.
17) Посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследования.
18) Угроза или насильственные действия в связи с осуществлением правосудия или производством предварительного расследования.
19) Вынесение заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта.
20) Незаконное задержание, заключение под стражу или содержание под стражей.
21) Привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности.
22) Неуважение к суду.
23) Фальсификация доказательств и результатов оперативно-разыскной деятельности. Способы фальсификации.
24) Заведомо ложные показания, заключение эксперта, специалиста или неправильный перевод.
25) Заведомо ложный донос.
26) Отказ свидетеля или потерпевшего от дачи показаний. Основания и условия освобождения от уголовной ответственности.
27) Провокация взятки либо коммерческого подкупа.
28) Клевета в отношении судьи, присяжного заседателя, прокурора, следователя, лица, производящего дознание, судебного пристава, судебного исполнителя.
29) Подкуп или принуждение к даче показаний или уклонению от дачи показаний либо к неправильному переводу.
30) Укрывательство преступлений. Основания освобождения от уголовной ответственности за укрывательство.
31) Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи и участников уголовного процесса.
32) Уголовная ответственность разглашение данных предварительного расследования.
33) Уклонение от отбывания ограничения свободы, лишения свободы, а также от применения принудительных мер медицинского характера.
34) Уклонение от административного надзора.
35) Побег из места лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи.
36) Незаконные действия в отношении имущества, подвергнутого описи или ареста либо подлежащего конфискации.
37) Неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта.
38) Особенности освобождения от уголовной ответственности за преступления против правосудия.
39) Структура и динамика преступлений против правосудия.
40) Способы сокрытия и раскрытия, предупреждения преступлений против правосудия, совершаемых работниками правоприменительных учреждений.
41) Перспективы совершенствования законодательства, структурных изменений в системе правосудия, направленных на предупреждение данных преступлений.
42) Особенности расследования и судебного рассмотрения уголовных дел в странах англосаксонской системы правосудия.
43) Особенности расследования и судебного рассмотрения уголовных дел в странах континентальной системы правосудия.
44) Основные направления развития уголовной ответственности за преступления против правосудия в странах ближнего зарубежья и Таможенного Союза
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Рефераты
1. Система преступлений против правосудия.
2. Общая характеристика преступлений против правосудия: родовой объект преступлений, непосредственный объект преступлений, общая характеристика объективной и субъективной стороны преступлений, субъекты и их специальные признаки, факультативные признаки, групповое деление преступлений.
3. Общая характеристика потерпевшего от совершения преступления.
4. 4.Эволюция ответственности за преступные посягательства в сфере осуществления правосудия.
5. Привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности.
6. Незаконное освобождение от уголовной ответственности.
7. Незаконное задержание, заключение под стражу или содержание под стражей.
8. Вынесение заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта.
9. Общая характеристика специального субъекта преступлений против правосудия.
10. Общая характеристика субъективной стороны преступлений против правосудия.
11. Факультативные объекты преступлений против правосудия.
12. Характеристика квалифицирующих признаков преступлений против правосудия.
13. Общая характеристика ненасильственных способов совершения преступлений против правосудия.
14. Общая характеристика насильственных способов совершения преступлений против правосудия.
15. Уголовная ответственность за преступления, посягающие на осуществление конституционных принципов правосудия и ее уголовно-правовые и уголовно-процессуальные основания.


5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
• «Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса. При решении задачи дан полный, развернутый ответ на поставленные вопросы, приведено аргументированное решение, обоснована правовая позиция.
• «Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа, однако допускаются неточности в ответе. Дано полное, развернутое решение задачи, однако допущены неточности в определении понятий, терминов и др.
• «Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа, но допускается несколько ошибок в содержании ответа. Решение задачи неполное, в нем не присутствует аргументация, текст решения имеет ошибки.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя. Решения задачи нет либо аргументация ответа по задаче отсутствует, допущены существенные ошибки в применении норм законодательства, положений актов судебного толкования.
вопросы на экзамен.
1) Понятие правосудия как объекта уголовно-правовой охраны.
2) Общая характеристика судебной власти в Российской Федерации.
3) Система преступлений против правосудия.
4) Общая характеристика преступлений против правосудия: родовой объект преступлений, непосредственный объект преступлений.
5) Классификация преступлений против правосудия.
6) Эволюция ответственности за преступные посягательства в сфере осуществления правосудия.
7) Характеристика потерпевшего в результате совершения преступления против правосудия.
8) Общая характеристика специального субъекта преступлений против правосудия.
9) Общая характеристика субъективной стороны преступлений против правосудия.
10) Факультативные объекты преступлений против правосудия.
11) Характеристика квалифицирующих признаков преступлений против правосудия.
12) Общая характеристика ненасильственных способов совершения преступлений против правосудия.
13) Общая характеристика насильственных способов совершения преступлений против правосудия.
14) Уголовная ответственность за преступления, посягающие на осуществление конституционных принципов правосудия и ее уголовно-правовые и уголовно-процессуальные основания.
15) Общая характеристика преступления, посягающих на деятельность правосудия в соответствии с его целями и задачами
16) Воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования.
17) Посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследования.
18) Угроза или насильственные действия в связи с осуществлением правосудия или производством предварительного расследования.
19) Вынесение заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта.
20) Незаконное задержание, заключение под стражу или содержание под стражей.
21) Привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности.
22) Неуважение к суду.
23) Фальсификация доказательств и результатов оперативно-разыскной деятельности. Способы фальсификации.
24) Заведомо ложные показания, заключение эксперта, специалиста или неправильный перевод.
25) Заведомо ложный донос.
26) Отказ свидетеля или потерпевшего от дачи показаний. Основания и условия освобождения от уголовной ответственности.
27) Провокация взятки либо коммерческого подкупа.
28) Клевета в отношении судьи, присяжного заседателя, прокурора, следователя, лица, производящего дознание, судебного пристава, судебного исполнителя.
29) Подкуп или принуждение к даче показаний или уклонению от дачи показаний либо к неправильному переводу.
30) Укрывательство преступлений. Основания освобождения от уголовной ответственности за укрывательство.
31) Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи и участников уголовного процесса.
32) Уголовная ответственность разглашение данных предварительного расследования.
33) Уклонение от отбывания ограничения свободы, лишения свободы, а также от применения принудительных мер медицинского характера.
34) Уклонение от административного надзора.
35) Побег из места лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи.
36) Незаконные действия в отношении имущества, подвергнутого описи или ареста либо подлежащего конфискации.
37) Неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта.
38) Особенности освобождения от уголовной ответственности за преступления против правосудия.
39) Структура и динамика преступлений против правосудия.
40) Способы сокрытия и раскрытия, предупреждения преступлений против правосудия, совершаемых работниками правоприменительных учреждений.
41) Перспективы совершенствования законодательства, структурных изменений в системе правосудия, направленных на предупреждение данных преступлений.
42) Особенности расследования и судебного рассмотрения уголовных дел в странах англосаксонской системы правосудия.
43) Особенности расследования и судебного рассмотрения уголовных дел в странах континентальной системы правосудия.
44) Основные направления развития уголовной ответственности за преступления против правосудия в странах ближнего зарубежья и Таможенного Союза
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Сверчков, В. В. Уголовное право. Общая часть : учебник для вузов: Гриф УМО ВО Москва : Издательство Юрайт, 2023 urait.ru
Л1.2 Сверчков, В. В Уголовное право. Особенная часть : учебник для вузов: Гриф УМО ВО Москва : Издательство Юрайт, 2023 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 М. В. Бавсун, С. В. Векленко Квалификация преступлений по признакам субъективной стороны : учебное пособие Москва : Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт «Университетской библиотеки онлайн». www.biblioclub.ru
Э2 Сайт «Научной электронной библиотеки eLIBRARY.RU» elibrary.ru
Э3 Сайт Верховного суда РФ www.supcourt.ru.
Э4 ЭУМК portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows;
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
108С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка Аquarius - 16 единиц
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Представленую дисциплину целесообразно изучать системно.
Учебные занятия по дисциплине проводятся в виде лекций и практических (семинарских) занятий.
Лекция представляет собой одну из основных организационных форм обучения, направленных на первичное овладение знаниями. Главное назначение лекции – обеспечить теоретическую основу обучения, развить интерес к учебной деятельности, дать ориентиры для самостоятельной работы над изучением дисциплины.
Практические (семинарские) занятия являются второй основной организационной формой учебной деятельности по дисциплине. Они формируют исследовательский подход к изучению учебного и научного материала. Главной целью семинаров является обсуждение сложных вопросов теории уголовного права в части ответственности за конкретные виды преступлений и выработка навыков применения уголовного закона. На семинарских занятиях студенты овладевают и совершенствуют умения убедительно формулировать, отстаивать собственную точку зрения, приобретают навыки решения казусов (задач).
В процессе подготовки к семинарским занятиям необходимо студенту учесть следующее:
1. Перед семинарским занятием следует внимательно ознакомиться с его планом и рекомендованными для изучения нормативным материалом и литературой.
Для подготовки теоретических вопросов студенту вначале необходимо обратиться к содержанию лекционного материала, если таковой имеется. В иных случаях изучение вопроса целесообразно начинать с изучения положений законодательства, регулирующего те или иные вопросы (соответствующей нормы УК РФ, других законов и нормативных актов), далее ознакомиться с содержанием актов судебного толкования данной нормы и только затем переходить к изучению рекомендованной литературы. Завершающим этапом изучения вопроса является анализ судебной практики по конкретному составу преступления.
Наличие Уголовного кодекса РФ, а также иных нормативных актов, постановлений Пленума Верховного Суда РФ является обязательным на занятии. При решении задач, анализе тех или иных проблем обязательно обращение к положениям законодательных актов и актов толкования закона.
При работе с литературой в ходе самостоятельной подготовки к семинарским занятиям рекомендуется делать выписки. При этом результаты самостоятельного изучения литературы могут быть зафиксированы в таких формах, как:
- составление плана изученного источника;
- перечисление основных выводов автора прочитанной работы;
- формулирование тезисов (самостоятельного обобщённого и сжатого изложения основных положений изученного источника);
- составление аннотации (самостоятельной краткой обобщающей характеристики прочитанной работы).
- написание конспекта.
Изучение составов преступлений невозможно без обращения к судебной практике. Отражение материалов правоприменительной практики является обязательным требованием для всех заданий студентов (в том числе ответов на семинарских / практических занятиях, рефератов). В связи с этим студенты должны владеть методикой проведения обобщения судебной практики, то есть знать и уметь пользоваться совокупностью приёмов сбора, обработки и анализа информации о квалификации преступлений правоприменительными органами.
С учётом состава преступления самостоятельно определяется период времени, за который собирается и обобщается судебная практика. Необходимо учесть, что изучение судебной практики за очень непродолжительное время не позволит сделать объективных выводов. Как правило, обобщение судебной практики проводится за последние пять лет. Если за этот период не опубликовано ни одного материала по тому или иному составу преступления, то разрешается использовать и более раннюю практику.
В процессе сбора практического материала можно обращаться к различным источникам.
Материалы судебной практики регулярно публикуются в выходящем ежемесячно Бюллетене Верховного Суда РФ. Кроме того, все материалы, публикуемые в Бюллетене, иные решения Верховного Суда РФ по конкретным делам доступны на его официальном сайте – http://vsrf.ru/
Однако наиболее объективную и полную информацию даёт изучение судебной практики посредством специальных Интернет-порталов. К ним относятся Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Правосудие» (режим доступа: http://www.sudrf.ru/).
Следующий этап работы при изучении судебной практики – это систематизация, анализ собранных приговоров, определений, постановлений судов и формулирование результатов обобщения. В итогах обобщения могут быть отражены такие моменты:
- какую позицию занимают судебные инстанции по тому или иному теоретически неопределённому или дискуссионному вопросу;
- по каким основаниям действия виновных переквалифицировались судами;
- имели ли место ошибки в квалификации преступления и какие, при толковании каких объективных или субъективных признаков состава преступления они допускались, их причины;
- имел ли место различный подход к квалификации деяния отдельными судами;
- как решаются вопросы разграничения со смежными составами преступлений, возникают ли трудности у судов в этом вопросе и др.
По заданию преподавателя, результаты обобщения судебной практики необходимо оформить.
Правила оформления результатов проведённого обобщения судебной практики.
Оформление должно соответствовать требованиям, предъявляемым к научно-исследовательским студенческим работам (листы формата А-4, скреплённые между собой, страницы пронумерованы, имеется титульный лист). Обязательными разделами такой работы являются:
1. Количество изученных примеров со ссылками на источники.
2. Сформулированные выводы по результатам систематизации и анализа судебной практики.
3. Приложения:
3.1 приобщаются наиболее важные судебные решения.
3.2 на основе наиболее интересных, на взгляд студента материалов, создаётся учебная задача (казус).
При изучении дисциплины особая роль отводится самостоятельной работе. Самостоятельная работа включает: ознакомление с содержанием методических рекомендаций, чтение и изучение конспектов лекций, рекомендованных нормативного материала, основной и дополнительной литературы, подготовку по теоретическим вопросам, вынесенным на семинарские занятия, подготовку рефератов, решение задач, подготовку ответов на вопросы к зачёту.
Реферат представляет собой достаточно краткое, но ясное и четкое изложение определенного вопроса или проблемы, вынесенной в качестве его названия. Для написания реферата требуется изучение нормативного материала, учебной литературы, научных статей, монографий, посвященных заявленной тематике, а также правоприменительной практики.
Объем реферата колеблется от 3 до 7 страниц. Оформляются работа на отдельных листах (формата А-4), скрепленных между собой. Страницы работы должны быть пронумерованы. Титульный лист оформляется в соответствии с требованиями, предъявляемыми к научно-исследовательским студенческим работам. На цитируемую литературу должны быть сделаны сноски по библиографическим правилам. Завершается текст реферата списком использованной при его написании литературы, составленным с учетом методических рекомендаций по оформлению библиографического списка, утвержденных Советом дирекции библиотеки АлтГУ от 25 января 2011 г. (Сайт научной библиотеки АлтГУ. Режим доступа: http://www.lib.asu.ru/slasu/arhiv/doc/oform.pdf).