МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методология прикладного исследования

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и истории государства и права
Направление подготовки40.04.01. Юриспруденция
ПрофильЮрист в сфере уголовного судопроизводства
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план40_04_01_Юриспруденция_УСП-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
Авилова Оксана Евгеньевна

Рецензент(ы):
Серебряков Андрей Александрович

Рабочая программа дисциплины
Методология прикладного исследования

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция (приказ Минобрнауки России от 25.11.2020 г. № 1451)

составлена на основании учебного плана:
40.04.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и истории государства и права

Протокол от 04.07.2023 г. № 8
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Васильев Антон Александрович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и истории государства и права

Протокол от 04.07.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой Васильев Антон Александрович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование у обучаемых комплекса знаний и компетенций, необходимых для осуществления прикладных исследований в области права.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
УК-1.1 Знает методы и основные принципы критического анализа и оценки проблемных ситуаций на основе системного подхода.
УК-1.2 Анализирует проблемную ситуацию как систему, выявляя ее составляющие и связи внутри; осуществляет поиск вариантов решения поставленной проблемной ситуации; определяет стратегию достижения поставленной цели.
УК-1.3 Применяет навыки критического анализа проблемных ситуаций на основе системного подхода и определяет стратегию действий для достижения поставленной цели.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.УК-1.1. Знает методы и основные принципы критического анализа и оценки проблемных ситуаций на основе системного подхода.
3.2.Уметь:
3.2.1.УК-1.2. Анализирует проблемную ситуацию как систему, выявляя ее составляющие и связи внутри; осуществляет поиск вариантов решения поставленной проблемной ситуации; определяет стратегию достижения поставленной цели.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.УК-1.3. Применяет навыки критического анализа проблемных ситуаций на основе системного подхода и определяет стратегию действий для достижения поставленной цели

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы методологии научного исследования
1.1. Понятие и виды наук Лекции 1 4 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л2.1, Л1.1
1.2. Понятие и виды наук Практические 1 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л2.1, Л1.1
1.3. Понятие и виды наук Сам. работа 1 16 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л2.1, Л1.1
1.4. Виды научной рациональности Лекции 1 4 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л2.1, Л1.1
1.5. Виды научной рациональности Практические 1 4 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л2.1, Л1.1
1.6. Виды научной рациональности Сам. работа 1 14 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л2.1, Л1.1
1.7. Основы научной методологии Лекции 1 4 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л2.1, Л1.1
1.8. Основы научной методологии Практические 1 4 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л2.1, Л1.1
1.9. Основы научной методологии Сам. работа 1 14 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Прикладное значение юридической науки
2.1. Объект и предмет юридической науки. Особенности методологии. Лекции 1 4 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л2.1, Л1.1
2.2. Объект и предмет юридической науки. Особенности методологии. Практические 1 4 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л2.1, Л1.1
2.3. Объект и предмет юридической науки. Особенности методологии. Сам. работа 1 14 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л2.1, Л1.1
2.4. Особенности понятия истины в юридической науке. Основы прикладных исследований в праве. Лекции 1 4 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л2.1, Л1.1
2.5. Особенности понятия истины в юридической науке. Основы прикладных исследований в праве. Практические 1 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л2.1, Л1.1
2.6. Особенности понятия истины в юридической науке. Основы прикладных исследований в праве. Сам. работа 1 14 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Зачет

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6423

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-1

УК-1. Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. В основе классификации наук на естественные, технические и социогуманитарные лежит следующий критерий:
- сфера исследования
- время возникновения
- близость к практике
- научная продуктивность
Ответ: сфера исследования

Вопрос 2. Юридические науки относятся к наукам
- социогуманитарным
- техническим
- естественным
- экспериментальным
Ответ: социогуманитарным

Вопрос 3. Наука уголовного права, наука административного права, наука гражданского права в системе юридических наук относятся к блоку:
- отраслевых наук
- прикладных наук
- теоретико-исторических наук
- наук, изучающих международное право
Ответ: отраслевых наук

Вопрос 4. Криминалистика и криминология занимают в системе юридического знания строго определенное место. По своей природе это
- прикладные науки
- отраслевые науки
- теоретико-исторические науки
- науки, изучающие международное право
Ответ: прикладные науки

Вопрос 5. Сферу общенаучных методов можно разделить на две области: эмпирическую и теоретическую. Какой из ниже приведенных методов НЕ относится к числу эмпирических:
- абстрагирование
- измерение
- эксперимент
- наблюдение
Ответ: абстрагирование

Вопрос 6. Всеобщий метод познания, позволяющий познавать явления окружающего мира как реально существующие, в их постоянном развитии и взаимосвязи с другими явлениями называется
- диалектическим
- кибернетическим
- сравнительным
- формально-юридическим
Ответ: диалектическим

Вопрос 7. Для анализа сходства, различия и классификации правовых явлений в юридических исследованиях используется
- сравнительно-правовой метод
- метод численного анализа
- метод статического анализа
- метод эксперимента
Ответ: сравнительно-правовой метод

Вопрос 8. К специально-юридическим методам исследования относят
- формально-юридический метод
- исторический метод
- анкетирование
- функциональный метод
Ответ: формально-юридический метод

Вопрос 9. В системе юридического знания основная методологическая нагрузка выполняется такой наукой как
- теория государства и права
- история
- философия
- политология
Ответ: теория государства и права

Вопрос 10. Система методов познания и объяснения окружающей действительности – это
- методология науки
- предмет науки
- закономерность возникновения и развития окружающего мира
- парадигма науки
Ответ: методология науки

Вопрос 11. Изученная юридической наукой закономерность – это
- объективная, необходимая, общая, устойчивая, причинно-следственная связь между явлениями (процессами) реальной действительности
- направление в развитии
- результат совпадения независимых явлений и процессов
- распределение множества разнородных объектов по группам
Ответ: объективная, необходимая, общая, устойчивая, причинно-следственная связь между явлениями (процессами) реальной действительности

Вопрос 12. Мировоззренческая установка, которая преувеличивает когнитивные, социальные и технологические возможности науки, называется
- сциентизм
- идеализм
- когнитивизм
- позитивизм
Ответ: сциентизм

Вопрос 13. В системе научных методов к всеобщим (философским) подходам к познанию мира относится
- диалектика
- моделирование
- эксперимент
- аналогия
Ответ: диалектика

Вопрос 14. Сферу общенаучных методов можно разделить на две области: эмпирическую и теоретическую. В связи с этим укажите метод, который НЕ относится к числу теоретических:
- эксперимент
- абстрагирование
- идеализация
- формализация
Ответ: эксперимент

Вопрос 15. Познавательная позиция, для которой истинными основаниями бытия, познания и поведения людей являются принципы разума, называется
- рационализм
- эмпиризм
- интуитивизм
- мистицизм
Ответ: рационализм

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Как называется часть выпускной квалификационной работы (курсовой работы), в которой обосновывается актуальность выбранной темы, характеризуются объект и предмет исследования, описывается методология?
Ответ: Введение

Вопрос 2. Как называется часть выпускной квалификационной работы (курсовой работы), которая содержит общие выводы, обобщенное изложение основных проблем, получивших освещение в исследовании?
Ответ: Заключение

Вопрос 3. Объект есть некая целостность, которая изучается многими науками. При этом каждая из наук имеет в объекте свой предмет, то есть определенную проблематику, выделенную в данном объекте. Все юридические науки, в том числе теория государства и права, занимаются исследованием одного общего объекта. Назовите его:
Ответ: Государство и право

Вопрос 4. Теоретическая юриспруденция стремится определить ближайшие и отдаленные перспективы развития государства и права, высказывает предположения о том, каким изменениям подвергнется в будущем то или иное государственно-правовое явление, дает оценку эффективности принимаемых политических и нормативно-правовых решений. Как называется эта функция?
Ответ: прогностическая

Вопрос 5. Что является объектом социальных наук?
Ответ: Общество

Вопрос 6. Научная гипотеза – это
Ответ: предположение, выдвигаемое как временное на начальном этапе научного исследования и уточняемое в ходе проводимого научного исследования.

Вопрос 7. Что чаще всего входит в эмпирическую основу юридического исследования (ВКР, диссертации)?
Ответ: материалы судебной практики

Вопрос 8. На какие два блока в выпускных квалификационных работах по юриспруденции чаще всего подразделяется библиографический список?
Ответ: нормативные правовые акты и литература

Вопрос 9. Охарактеризуйте анализ как исследовательский метод.
Ответ: анализ – это метод научного исследования, предполагающий разделение целого на составные части.

Вопрос 10. Метод историзма – это
Ответ: научный метод, предполагающий исследование того, как явление возникло, как развивалось, как приобрело современное, текущее состояние.

Вопрос 11. Нормативные-правовые акты в библиографическом списке ВКР должны располагаться в соответствии с определенными требованиями. Назовите основные из этих требований.
Ответ: расположение НПА в соответствии с юридической силой (от большего к меньшему) и указание реквизитов НПА.

Вопрос 12. Плагиат в науке – это
Ответ: это представление (публикация) чужих работ (идей) под своим именем без корректных ссылок на цитируемую работу.

Вопрос 13. Система – это
Ответ: множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность/единство.

Вопрос 14. При работе с правом и при его изучении чрезвычайно важно помнить, что право – это система. Назовите основные элементы этой системы:
Ответ: норма права, институт права, отрасль права.

Вопрос 15. Охарактеризуйте носителя научного правосознания (учёного) в сравнении с носителем обыденного правосознания с позиции владения правовыми терминами.
Ответ: Первый будет знать точное значение правовых терминов, второй – нет.

Вопрос 16. Что означает принцип объективности при анализе государственно-правовой реальности?
Ответ: Он означает, что право, государство, государственные и правовые явления должны исследоваться без предвзятости.

Вопрос 17. Исследование системы социального регулирования в аспекте соотношения права и религии требует междисциплинарного подхода. Назовите основные две науки, на методологии и достижениях которых оно основывается.
Ответ: юриспруденция (юридическая наука, правоведение) и религиоведение.

Вопрос 18. Охарактеризуйте научную продуктивность междисциплинарных исследований.
Ответ: Междисциплинарные исследования позволяют получить новое знание, и взаимно обогатить систему научных представлений каждой из вовлеченной в исследование научных областей.

Вопрос 19. Чем отличается научное познание мира от обыденного? Назовите как минимум три характеристики.
Ответ: Оно отличается системностью, последовательностью и рациональностью.

Вопрос 20. Что означает принцип всесторонности при рассмотрении правовых явлений?
Ответ: Принцип всесторонности означает, что правовые явления должны рассматриваться в полноте, в разных своих проявлениях.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости). Аттестация проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
Вопрос 1.
Как соотносятся понятия объект и предмет науки? Как соотносятся понятия объект и предмет научного исследования? Как факт этого соотношения вы собираетесь отразить в своей выпускной квалификационной работе?
Вопрос 2.
Чем обусловлена специфика социогуманитарного (в том числе юридического) знания в сравнении со знанием естественнонаучным и в чем эта специфика проявляется?
Вопрос 3. Что входит в перечень социогуманитарных наук и с какими из них интенсивно обменивается информацией юридические науки?
Вопрос 4.
Как выглядит система юридических наук? Опишите место и роль в этой системе теоретико-исторических наук и отраслевых наук. Приведите примеры тех и других.
Вопрос 5.
В чем состоит идеологическая функция юридической науки? Аргументируйте свой ответ. Проиллюстрировать свои тезисы можно на конкретных примерах из отраслевых или теоретико-правовых наук.
Вопрос 6.
Юридическая наука, как и в целом система социогуманитарного знания, испытывает некоторые трудности в реализации прогностической функции. Объясните, почему прогнозы развития государственно-правовой сферы, даваемые теорией государства и права, а также отраслевыми науками, не всегда сбываются. При ответе на вопрос можете проиллюстрировать его примерами из советского опыта отечественного правоведения.
Вопрос 7.
А.М. Михайлов пишет, что в Англии юриспруденция, несмотря на усилия Дж. Остина и ряда других мыслителей, считается практическим искусством. Дело в том, что англо-американский мир принял классические критерии науки в качестве единственно возможных. Это: наличие предельно точного искусственного языка математики, позволяющего единообразно мыслить, независимо от естественного языка и принадлежности ученого к той или иной культуре, историческому времени; это способность экспериментально подтверждать гипотезы; это господство формально-логических операций и исключение каких-либо метафизических и аморфных облаков смыслов.
Поясните, почему с точки зрения этих критериев существование юридической науки вызывает сомнение.
Вопрос 8.
Подавляющее большинство ученых из мира точных и естественных наук отрицают научный статус социогуманитарных дисциплин, включая юриспруденцию. Объясните, почему они это делают? Каким критериям научности не соответствует теоретические построения о праве в сравнении с научными результатами биологов, физиков, химиков и прочих естествоиспытателей?
Вопрос 9.
Юридическая наука использует значительное число понятий, сконструированных человеческим сознанием и не имеющих прямого материального соответствия в реальном мире. Объясните, почему так происходит? Приведите примеры этих понятий.
Вопрос 10.
Как вы считаете, что для юриспруденции продуктивней с научной точки зрения: советский методологический монизм или постсоветский методологический плюрализм? Какие преимущества и недостатки были у научной стратегии исследования права сугубо как надстроечного явления, вторичного по отношению к базису? Аргументируйте свой ответ.
Вопрос 11.
Тексты – основной материал, с которым имеет дело юридическое научное познание. Как это влияет на юридическую науку и её результаты?
Вопрос 12.
Как влияет на юридическую науку колоссальны й динамизм современных социальных процессов? Свою позицию аргументируйте, приведите примеры.
Вопрос 13.
Одной их характеристик развития современной отечественной юридической науки является колоссальный рост научных и псевдонаучных публикаций, обусловленный необходимостью «выживания» профессорско-преподавательского состава. Опишите проблемные аспекты этого «перепроизводства» научного знания и пути выхода из сложившейся ситуации. Свою позицию аргументируйте.
Вопрос 14.
М.Н. Козюк в 2016 г. опубликовал статью с названием «Феномен моды в теоретической юриспруденции». Уместна ли, по Вашему мнению, постановка вопроса о моде применительно к научному знанию? Если бы Вы поставили перед собой подобную исследовательскую задачу, что бы Вы отнесли к «модным» научным тенденциям сейчас (или в предшествующее время)?

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
Вопрос 1.
В советских диссертационных работах 1960-х годов при описании методологии научного исследования указывали принцип партийности. Найдите пример такой диссертации и посмотрите, использовал ли автор этот принцип в действительности, и если использовал, то как он повлиял на качество этой научной работы. Можно ли ссылаться на принцип партийности в современных научных работах по юриспруденции, согласно действующему законодательству?
Вопрос 2.
Перед вами выпускная квалификационная работа, в которой имеется две главы, при этом одна глава исследования занимает 10 страниц, а другая - 40. Какого рода методологическая ошибка была допущена студентом? И как её предотвратить с точки зрения правильной стратегии научного исследования? Аргументируйте свой ответ.
Вопрос 3.
Вы читаете научный текст, в котором утверждается, что «право – это единство свободы и справедливости». Какие ошибки исследовательской стратегии просматриваются за таким выводом? Можно или нельзя считать его сугубо научным? Аргументируйте свой ответ.
Вопрос 4.
В известном учебнике по общей теории права 1981-1982 гг. С.С. Алексеев писал: «Главной закономерностью генезиса права в целом является такое его развитие, которое неизбежно завершается переходом от эксплуататорских типов права к праву социалистическому, становящемуся элементом политической системы социалистических стран. По отношению к правовым системам эксплуататорских типов социально-политический генезис характеризуется усилением реакционности права и в связи с этим по мере разложения эксплуататорских социальных систем, установления реакционных политических режимов – девальвацией права, падением его престижа, ценности. Наоборот, для правовых систем социалистических стран… определяющим является закономерное упрочение законности, усиление правовых начал, укрепление правовой основы государственной и общественной жизни».
Что за особенности развития отечественной юридической науки отражены в приведённой цитате? Наблюдается ли нечто подобное в современном российском правоведении? Свой ответ аргументируйте.
Вопрос 5. Перед вами текст выпускной квалификационной работы, в котором на защиту вынесено положение о том, что «человек, его права и свободы является высшей ценностью, согласно ст. 2 Конституции РФ». Один из преподавателей считает, что к этой формулировке нельзя придраться. Другой считает, что это положение не может быть вынесено на защиту, так как никакой научной новизны не содержит, а всего лишь воспроизводит текст Конституции РФ. Кто из них прав и почему?
Вопрос 6. Перед вами текст выпускной квалификационной работы, в котором имеется большой список нормативных правовых актов. При этом автор работы расположил их в алфавитном порядке. Можно ли так делать? Какие требования предъявляются к расположению нормативных правовых актов в списке относительно друг друга? Соотносятся ли эти требования с признаком системности права?
Вопрос 7. На одной из кафедр юридического института обсуждают текст научного исследования с названием «Правовые поведенческие установки студентов АлтГУ». Среди преподавателей возник спор о том, что это за исследование – фундаментальное и прикладное. Как вы думаете, чья оценка представленного исследования ближе к истине и почему? Свой ответ аргументируйте.
Вопрос 8. Опрос является одним из интересных и наглядных методов социально-правовых исследований. Представьте, что вы пишите работу по теме «Смертная казнь как вид наказания в современной России: проблемы и перспективы». Какой опрос можно провести в рамках заявленной темы исследования? Предложите несколько вопросов из которых мог бы состоять такой опрос?
Вопрос 9. Студент получил от своего научного руководителя задание: изучить правоприменительную практику, касающуюся преступлений с участием несовершеннолетних девушек. Рабочая гипотеза: несовершеннолетние девушки реже совершают преступления, чем несовершеннолетние юноши. Каким образом эта рабочая гипотеза может быть подтверждена или опровергнута? Какого рода информация должна быть учтена с точки зрения грамотной стратегии научного исследования?
Вопрос 10. Австрийский учёный Ойген Эрлих, написавший труд «Основоположение социологии права» встретил критическую оценку от части своих коллег. За то, что Эрлих фактически рассматривает все общественные отношения как правовые, Отто фон Гирке упрекнул Эрлиха в «мании правового величия». Используя это выражение Отто фон Гирке указывал на методологическую ошибку, допущенную Эрлихом при исследовании общества. Что эта за ошибка? Приведите одну, две проблемы из сферы социального взаимодействия, которые не могут быть ни решены, ни объяснены с помощью юридического инструментария?
Вопрос 11. Редактор научного журнала получает текст статьи с названием «Сглаз как фактор неудачной законодательной активности Государственной Думы в 2022 г.». Он передает текст поступившей статьи на рецензирование для решения вопроса, заслуживает или статья публикации, или нет. Какое решение по этому тексту должен подготовить рецензент, на какие критерии научного знания он должен при этом опираться?
Вопрос 12. Одной из особенностей социогуманитаного знания является его ярко выраженная аксиологическая, ценностная ориентация. Проиллюстрируйте этот тезис на примере двух исследователей: оба они изучают демократию как государственный режим. Но для одного на первом месте находится человек, его права и свободы, а для второго – основополагающей ценностью в картине мира является стабильность, порядок, защита коллективных интересов. К каким выводам о демократии будет склоняться первый, а к каким будет склоняться второй? От лица и первого, и второго напишите несколько предложений.
Вопрос 13. В 2018 г. двое американских учёных и британская журналистка решили проверить, как работает система публикации в научных журналах и отправили туда статьи, написанные на основе выдуманных исследований. Темы статей в основном касались вопросов гендера и расы. Например, одна из статей «доказывала» тезис о том, что «современная астрономия – слишком сексистская, необходимо создать феминистскую астрономию». Результаты этого эксперимента: значительная часть статей прошла рецензирование, некоторые были опубликованы.
Что за особенность в развитии современной (западной) науки продемонстрировали авторы этого эксперимента? Свой ответ аргументируйте.
Вопрос 14. Один автор при написании научной статьи заимствовал значительный фрагмент опубликованной монографии другого автора, фактически выдав это фрагмент за свой. Прокомментируйте данную ситуацию с точки зрения научной этики и российского законодательства.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Л. В. Байбородова, А. П. Чернявская Методология и методы научного исследования : учебное пособие для вузов Москва : Издательство Юрайт, 2023 г. URL: https://urait.ru/bcode/513258
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Тарасов Н. Н.  История и методология юридической науки: методологические проблемы юриспруденции : учебное пособие для вузов Москва : Издательство Юрайт, 2023 г. URL: https://urait.ru/bcode/534083
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Методология прикладного исследования (МПИПЯ) portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader

Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
410С лаборатория "Лингафонный кабинет" - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 29 посадочных мест; рабочее место преподавателя, маркерные доски – 2 шт., кафедра, переносные ноутбуки: марка Lenovo модель G50-70 - 15 единиц; телевизор sharp, музыкальный центр samsung MAX-ZG550

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Учебный курс реализуется на основе общих методических принципов в сочетании с методиками использования информационных ресурсов. При этом особое внимание уделяется работе обучающихся с нормативными правовыми актами, юридической практикой, дальнейшее развитие получают навыки сбора, хранения, обработки научной и правовой информации, применению полученных знаний в процессе проведения научных исследований в сфере т права.
Наиболее эффективный алгоритм работы с правовыми системами: восприятие информации, её анализ и проверка понимания, самооценка (рефлексия), определение дальнейшего маршрута продвижения в учебном материале.
Организационные формы обучения:
• контактная работа с преподавателем в рамках аудиторных практических занятий;
• самостоятельная работа по изучению нового материала, отработке учебных навыков и навыков практического применения приобретённых знаний; выполнение индивидуальных заданий творческого характера.